Лидер – кто такой в психологии управления. Его особенности и качества, отличия от руководителя


Кто такой лидер и что такое лидерство

Лидер от англ. leader — ведёт.

Представьте, автобус (жизнь) несётся по дороге (времени), а водителя нет. И если никто не сидит за рулём, автобус всё равно несётся, только непонятно куда. Так вот лидер — это человек, который сел за руль. Он взял ответственность на себя, он выбирает путь, и конечный маршрут.

Нужно понимать, что, если вы не сядете за руль автобуса, он всё равно несётся вперёд, ведь время жизни идёт. И вы всё равно отвечаете за то, куда приедете. Только вы приедете совсем не туда куда хотите.

Даже если вы пассажир, вы всё равно отвечаете за то, куда приедете, так как вы в любой момент, можете пересесть в другой автобус, идущий по другому маршруту, с которым вам по пути. Или купить свой автомобиль, и ехать по своему личному маршруту, или купить свой автобус, и брать попутчиков (единомышленников).

Выводы

Понятно, чем отличается неформальное руководство от лидерства. Если процесс руководства основывается на использования индивидуальных способностей, то речь идет о неформальном лидерстве. В таком случае лидерские качества замечают сами сотрудники, постепенно превращая обыкновенного человека из своего круга общения в авторитет, пример для подражания в рабочем процессе. Если же влияние происходит со стороны человека, который занимает руководящую должность, но не отличается дружелюбностью к сотрудникам, тогда речь идет о руководстве. Это формальное лидерство, заверенное в документальном порядке.

В жизни редко встречаются эти 2 качества в одном человеке, но такое сочетание можно считать идеальным. Все же, если руководитель не обладает качествами лидера, он обязан работать над этим, чтобы в будущем стать им. В противном случае всегда может появиться неформальный лидер, который «переплюнет» руководителя и займет его должность.

Харизматический лидер

Харизма – это прежде всего когда, человек является самим собой. Не боится потерять лицо, не строит из себя никого. Власть харизматического лидера прежде всего основана на его личных качествах. Пример Жириновский.

Харизматический лидер — не боится осуждения, ошибок, не боится брать ответственность, не боится выступать на публике. Пример Гитлер, который своими речами вводил толпу в транс.

Они в первую очередь энергичны и независимы, с завышенной самооценкой. Большинство наших граждан имеют заниженную самооценку и не уверены в себе. Поэтому они инстинктивно подчиняются харизматическому лидеру, так как бояться ответственности или просто боятся, как бы чего не вышло.

А харизматический лидер в случае чего не постесняется переложить ответственность на своих адептов. И не будет страдать при этом чувством вины. Как стать таким, информация в доп. материалах.

Харизма – в переводе божественный дар и он есть у каждого человека, просто он заблокирован нашим воспитанием. Уберите психические блоки, и вы увидите свою харизму.

Научные подходы в психологии управления

С 50-х гг. прошлого века благодаря развитию кибернетики, теории систем, компьютеризации управления и другим новшествам сложилось несколько подходов в области психологии управления. Таковыми являются:

Системный подход. Его сторонники считают изъяном предшествующих теорий акцентирование внимания лишь на одной стороне управления. Применение же этого подхода позволяет руководству видеть всю организацию в единстве и взаимозависимости всех её элементов. Подразумевается, что всякая организация или иная управляемая социальная группа является системой, которая, подобно живому организму, функционирует лишь при условии взаимозависимости всех её «органов». Это означает, что каждый такой «орган» вносит необходимый вклад в жизнедеятельность всего «организма». Организация являет собой открытую систему, взаимодействующую с внешней средой, которая сильно влияет на выживаемость предприятия (подразделения и др. социальной группы).

Ситуационный подход (с начала 70-х гг. XX в.) выдвинул теорию о равноправном использовании всех систем управления – от жёстко регламентированных до опирающихся на относительную внутреннюю свободу. Выбор системы зависит от обстоятельств, которые влияют на работу организации в данный промежуток времени. Суть подхода сводится к двум тезисам:

  • отсутствие универсального рецепта эффективного управления во всех случаях;
  • прямая зависимость между уровнем эффективности управления, мобильности и приспособляемости к среде или ситуации, в которой находится организация.

Эмпирический, или прагматический, подход, в основе которого лежало изучение сферы управления фирмами и военными учреждениями, занялся активным распространением полученных знаний. Сторонники подхода понимали, что теория управления важна и необходима, но доказывали бо́льшую пользу именно от практических навыков руководства. Проанализировав управленческий опыт, они выработали специальные методологии обучения управлению на основе определённых ситуаций. Представители этого подхода, которые особенно сильно повлияли на распространение понятий «менеджер», «менеджмент», продвигали идею об обязательной профессионализации управления, т.е. превращении его в отдельную профессию.

Количественный подход разработал управленческие приёмы на основе математических, кибернетических, статистических знаний, полученных в результате последних достижений науки и техники, благодаря развитию компьютеризации, которая в значительной мере освободила управленческий труд от рутинных технических процедур.

Данный подход внёс весомый вклад в развитие следующих концепций:

  • концепция операционного менеджмента (о требованиях к менеджеру не только как к обладателю знаний теории управления, но и как знатоку математики, социологии, психологии, экономики, теории систем и т.п.);
  • концепция управленческих решений (утверждает, что управленец, прежде всего, должен уметь принимать взвешенные, наиболее эффективные решения; обучение управлению должно сводиться к приобретению этого качества);
  • концепция научного или математического управления (считает, что современное положение дела в мире предполагает, что управлению должно подкрепляться достижениями науки; это достигается применением математических моделей и теорий).

Наиболее распространёнными подходами стали количественный и статистический [6, с. 7].

На протяжении всего XXвека психология управления всё больше приобретала черты сложного научного знания, и в наши дни смогла оформиться в виде богатой теоретической базы, включившей в свой арсенал познаний опыт широкого спектра других наук. Этому направлению свойственна, как и психологии в целом, такая черта, как плюрализм взглядов на изучаемый предмет, что хорошо видно на примере разнообразия научных подходов. Однако, при этом трудно спорить с утверждением, что истина лежит где-то посередине.

Советы начинающему лидеру

  1. Определить цель (куда едет автобус);
  2. Определить, какие качества нужны для осуществления этой цели. Каким вы должны стать. Определить свою роль, в достижении цели. (Выучиться на водителя, или стать руководителем и нанять профессионального водителя).
  3. Определить, что мешает достижению цели. Убрать препятствия;
  4. Для начала научись подчинять себя своей цели, для этого определи своё идеальное будущее (куда ехать), сделай план его достижения (маршрут автобуса).
  5. Разбей план на подпланы и мелкие задачи и привяжи его к временной шкале. На выходе должен получиться график действий на пути к идеальному будущему.
  6. Отслеживай препятствия на своём пути, и ищи причины этих проблем в себе. Потому что ты не сможешь повлиять на внешние обстоятельства, ты сможешь влиять на свои качества.

Предмет изучения психологии управления

Данная область психологии изучает психологические особенности, проявляющиеся в управлении организацией и профессиональном общении.

В узком понимании предмета изучения стоит выделить следующие объекты и явления:

Психологические особенности управленческой деятельности:

  • Психологические проблемы труда руководителя вообще, его отличительные черты в тех или иных сферах деятельности;
  • Психологический анализ роли и личности руководителя, требования к ним;
  • Психологические тонкости принятия управленческих решений;
  • Стиль руководства и способы его корректировки.

Психологические особенности функционирования организации:

  • Возможности применения психологических приёмов в управлении;
  • Правила формирования благоприятного и устойчивого внутрикорпоративного микроклимата;
  • Факторы создания оптимальных межличностных связей в коллективе, проблемы психологической совместимости;
  • Особенности сосуществования формальной и неформальной структур в организации;
  • Применение мотивационных методик в труде организации;
  • Ценностные установки в коллективе, создание своей корпоративной культуры.

Психологические особенности взаимоотношений руководителя и подчинённых:

  • Факторы создания и функционирования коммуникационной системы организации;
  • Тонкости управленческого общения;
  • Выбор наилучшей системы взаимодействия руководителя и подчинённых;
  • Повышение уровня информированности как показателя эффективности управления [6, с. 16].

Личность лидера

5.1 Поведение и принципы лидера

  1. Энергичность, инициативность;
  2. Действуйте уверенно и без страха;
  3. Помогайте своим последователям, заслуживайте доверие и уважение;
  4. Не самоутверждайтесь за счёт других, это отталкивает людей.
  5. Говорите эмоционально и зажигайте людей своими планами. Для этого нужно дикое несогласие с текущим положением дел и образ зажигающего будущего;
  6. Не ждите приказа, проявляйте инициативу.

5.2 Личностные качества лидера

  1. Нетерпимость к текущему положению вещей – шило в заднице (как создать нетерпимость на примере отсутствия денег – в этой статье).
  2. Сфокусированность на цели. Настойчивость в её достижении;
  3. Интеллект, способность к многоходовкам и манипуляциям;
  4. Планирование на много ходов вперёд;
  5. Понимание миссии и предназначения в жизни. То есть у него есть ответ, зачем он делает то или иное действие;
  6. Умение составлять долгосрочные планы, и не отступать от них;
  7. Харизматичность;
  8. Абсолютная уверенность в себе, адекватная или завышенная самооценка;
  9. Гибкость мышления и умение адаптироваться к меняющимся условиям. Пример: когда развалился Советский Союз, «красные директора» с застарелым мышлением не смогли адаптироваться под новые условия, и развалили свои предприятия. А многие комсомольцы, у которых принципы коммунизма, легко заменила жажда денег и власти, стали олигархами, пример Ходорковский.
  10. Коммуникабельность лёгкость в общении, отсутствие скованности и зажатости, в мыслях и в жестах.
  11. Быстрое принятие решений. Не откладывание в долгий ящик.
  12. Стрессоустойчивость.
  13. Амбиции.
  14. Умение вызывать и поддерживать доверие людей. Честность и справедливость по отношению к ним.

5.3 Характер лидера

Психологической особенностью характера лидера является непоколебимость в достижении цели, готовность идти напролом, энергия, позволяющая справиться с любыми препятствиями.

Это особенность возникает в человеке в результате метаморфозы из примера ниже. То есть это дикое несогласие с окружающей действительностью, и образ зажигающего будущего впереди. Как в примерах ниже.

5.4 Почему человек становится лидером

Лидером, человек становится прежде всего тогда, когда позволяет себе быть таким, какой он есть. Он не тратит энергию на контроль и подавление своих эмоций, он проявляется такой, какой он есть. Это и есть харизма.

И ещё,как правило, в жизни лидера есть какой-то травмирующий эпизод, который и определил качества его личности. Например, он жил в нищете и в какой-то момент он принял решение во что бы то ни стало стать богатым.

Или как Майкла Тайсона в детстве били сверстники и в какой-то момент обида достигла такой степени, что он решил во что бы то ни стало стать самым сильным в мире, и стал.

В такие моменты происходит мощный эмоциональный выброс, и нейронные цепочки перестаиваются на физическом уровне, фактически создаётся новая личность.

Всё внимание, весь фокус и энергия, подчиняются одной цели. Это обычно сопровождается слезами или гневом, то есть мощным выбросом энергии.

Ещё пример: Михаил Дашкиев, у которого этот момент произошёл, когда мать постеснялась пригласить гостей в дом, из-за того, что у них были рваные обои, а на новые не было денег. Обида на жизнь была такая, что он принял решение, во что бы то ни стало стать богатым, и стал.

5.5 Каким должен быть лидер

У большинства людей присутствуют чувства иррационального страха, стыда и вины. Это проявляется как неуверенность, нерешительность, стеснительность, боязливость.

Постоянно в голове крутятся мысли, а что подумают люди, а что будут обо мне говорить. Это мешает вам сосредоточиться на своих задачах, это рассеивает внимание, это процентов на 80 снижает вашу эффективность.

И самое страшное, неуверенность отражается в вашем теле, вашей походке, вашем взгляде, жестах, тембре и громкости голоса. То есть ваш голос становится тихим, взгляд бегающим, виноватым, спина сутулой. Всё это подсознательно считывается окружающими людьми, и они не будут вас воспринимать как лидера.

Лидер должен быть уверенным, говорить чётко. Спина должна быть прямой, плечи расправленными, голос громкий, не сдавленный. Мысли должны быть ясными, цели чёткими.

Ясность мысли придаёт детальная проработанность плана, просчёт различных вариантов развития событий на несколько шагов вперёд. Обязательно нужно проработать план действий по самому негативному сценарию. Это придаст вам дополнительную уверенность.

5.6 Типичные ошибки лидеров

  1. Неправильно выстраивает общение, самоутверждаются за счёт других, чем настраивает последователей против себя;
  2. Не отличает конструктивную критику, от критики вызванной завистью и «менталитета крабов в ведре»;
  3. Боится проявлять себя, боится сделать ошибку;
  4. Реагирует на ошибку как на неудачу, а не на опыт, позволяющий в будущем более эффективно действовать;
  5. Отягощает себя чувством вины, не понимает, что не ошибается тот, кто ничего не делает;
  6. Всё делает сам, не ставит задачи другим;
  7. Не планирует своё время, из-за чего теряется эффективность;

Разновидности

Термин «лидерство» берет начало из психологии. Этот процесс подразумевает социальное воздействие, когда личность получает помощь от других для достижения общей для всех цели. Набор характеристик вожака полностью зависит от того, к какому типу он принадлежит.

Самая известная классификация выделяет такие виды:

  • Деловой. Имеет места в коллективах, объединенных рабочими или производственными задачами. Здесь понадобятся такие особенности, как компетентность, опытность, способность быстро принимать решения, а также авторитетность. Основные требования в этом случае: продуктивность и креативное мышление.
  • Эмоциональный. Свойственен психологическим группам. Человек приобретает вес за счет индивидуальных симпатий и собственной харизмы и обаяния. У окружения такой лидер должен вызывать уважение, доверие и любовь.
  • Ситуативный. Он может принадлежать как к первой, так и ко второй категории. Его отличие в том, что он носит неустойчивый характер. Выражается при конкретных обстоятельствах, например, во время экстренного случая.

Но разграничения есть и по фактору масштабности вопросов, находящихся в компетенции специалиста. По этому условию различают:

  • Бытовой – в школьной или университетской среде, в организациях досуга, в семейном кругу.
  • Социальный – спортивные или творческие ассоциации, производственные или профсоюзные компании.
  • Политический – деятели государства и общества.

Классификация на основе функций лидера

  • Организатор. Его потребностями являются нужды всей группы. Поэтому он ведет активную деятельность для достижения общих целей.
  • Борец. Ему присущи такие черты, как настойчивость, самоуверенность, упорство и развитая сила воли. Он, без сомнений, вступает в борьбу.
  • Творец. Обладает новаторским, креативным мышлением, решает вопросы любой сложности. Он придерживается метода общения, а не раздает приказания.
  • Утешитель. Сильная сторона такой личности – эмпатия. Он с почтительностью относится ко всем, проявляет понимание и сочувствие.
  • Дипломат. Ситуация находится у него под контролем и он мастерски владеет ей вплоть до мельчайших деталей. Этот человек знает, каким образом и на кого можно воздействовать.

Важно, что в любом социуме могут присутствовать несколько из описанных выше видов. Каждый из них занимает свое место и не конкурирует с остальными.

Психолог Дарья Милай

Записаться на прием

Как стать лидером – пример из жизни

Помните растиражированный случай с Дмитрием Медведевым, когда ему какой-то учитель пожаловался на низкую зарплату. Дмитрий Анатольевич ответил: «Учитель – это не профессия, учитель – это призвание. А если вам нужны деньги, идите в бизнес!» Вот показательное отличие лидера от обывателя.

Лидер сам строит свою жизнь, а не ждёт подачек от государства. Ему даже мысль не приходит в голову, что кто-то заработает ему денег, он истинно убеждён, что он сам выстроит свою жизнь как хочет.

А этот учитель полное ничтожество, если терпит безденежье. А какой пример он показывает детям, попрошайничать? Не быть независимым? Не брать ответственность за свою жизнь в свои руки? Ниже я дам пример, как учитель профессионал легко может делать деньги.

Лидер – это ни от кого не зависящий, ничего не просящий, сам всё решающий и не зависящий от оценки окружающих, человек. Но есть важный момент, лидер должен опираться на других людей.

Как сделать, чтобы люди его поддерживали? Лидер должен быть полезен и для себя, и для других, чтобы исключить так называемый «эффект краба».

Справка, что такое «эффект краба»:

Если положить одного краба в ведро с водой, он без труда вылезет оттуда. Если положить несколько крабов, то, как только один начнёт выползать, остальные будут цепляться за него и скинут обратно, то есть погибнут все.

Как бы я поступил, на месте того учителя, который жаловался Дмитрию Анатольевичу? Ведь при одном упоминании, что я хочу заняться бизнесом, коллеги бы набросились на меня. Говорили бы:

  • Зачем это тебе? Ведь там нет стабильности, здесь зарплата маленькая, но стабильная;
  • Бизнес – это опасно;
  • А что если не получиться, на что жить?

То есть проявляли бы тот самый «эффект краба».

Я бы начал с того, что максимально прокачал свои преподавательские навыки, то есть приёмы и методы обучения, которые бы давали близкий к 100% результат. После того как методы были выявлены и отработаны, я бы занялся параллельно с основной работой, репетиторством. Допустим, подготовкой школьников к ЕГЭ.

Так как мои методы и приёмы были уже отточены, процент поступления в топовые Московские вузы моих учеников был бы близок к 100%, а сарафанное радио мгновенно бы разнесло эту новость среди родителей будущих выпускников.

А теперь подумайте, сколько готовы были заплатить родители выпускников, если бы они были уверены, что их ребёнок, после моего обучения со 100% гарантией поступит в любой Московский вуз? Я думаю мои доходы, выросли бы в разы, тем более можно обучать школьников и из других регионов не выходя из дома, по скайпу.

Таким способом я бы соединил своё призвание с бизнесом, и исключил «эффект краба», так как получил бы поддержку в лице родительского комитета школы, ведь они крайне заинтересованы в жизненном успехе своих детей, а я им могу помочь в этом, причём гарантированно.

Техника, как соединить своё призвание с ростом доходов, в этой статье: «Практическая польза понимания смысла жизни и своего предназначения».

Таким образом, лидерство – это способность достичь своей цели, и при этом помочь другим, а не жаловаться на жизнь.

История

Концепция лидерства начинается в 20-х гг двадцатого столетия. Именно тогда впервые проявляется интерес к механизму управления, как к науке. В первую очередь, ученые обнаружили наличие одинаковых свойств у самых известных лидеров. Так и появилась «Теория великих людей».

Но, увы, она не достигла успеха, так как объединяющие черты характера выявить оказалось довольно трудно. Конечно, среди них были и наличие развитого интеллекта, и обширный кругозор, и запоминающийся внешний вид. Но обобщенную картину создать все равно не удалось, так как те, у кого не было таких характеристик, все равно стали вожаками.

После исследователи выдвинули идею о ситуационной направленности. Она гласит, что авторитетом становятся в силу определенных обстоятельств. И в зависимости от того, какая стоит задача, личность с лидерскими наклонностями может меняться.

Ф. Фидер, проведя трудоемкую работу, установил, что стиль руководства связан с атмосферой, царящей в коллективе. Так, например, если ситуация между сотрудниками благоприятная, то они воспринимают начальника доброжелательно, уважают его и прислушиваются к его мнению. В этом случае эффективным будет вожак, ориентированный на цель. Так как положение позволяет ему быть требовательным и распределять точные обязанности. Но эта схема действует и в обратном направлении, когда коллективные отношения отрицательные.

Но вот на среднем уровне позитивности более выигрышным станет вариант, когда руководитель ориентируется на взаимоотношения между членами объединения и создание положительной ситуации.

Как развивать лидерские качества

Проявиться лидерству в человеке, как правило, мешает он сам. Вернее, его внутренние барьеры. Барьеры могут быть психологические, например, внутренние глубинные убеждения. В случае с учителем у него 100% есть убеждение, что денег, работая учителем не заработать, и он даже не осознаёт того, что он сам себя ограничивает.

Если у вас есть подобные проблемы, прочитайте статью: «Развитие личности руководителя – пример решения проблем с деньгами», там есть примеры, как работают подобные барьеры, и как их можно убрать.

Или барьер может быть в виде психологических комплексов, например, излишняя стеснительность, человек не может выступать на публике, а без этого навыка лидером не стать.

Или человек испытывает иррациональные страхи, то есть в принятии решений его останавливает внутренний монолог в его голове, а вдруг что-нибудь пойдёт не так, вдруг чего-нибудь случиться. Боящийся принимать решение человек также не может стать лидером.

В большинстве случаев, чтобы преодолеть какой-то барьер, предлагается сломать себя, переломить себя через колено. Например, всё равно выходить на сцену и выступать на публике, пусть даже человека трясёт от страха.

Но почему не поступить умнее, почему никто не хочет выбрать другую стратегию развития: например, убрать барьер. Психотехнология как раз и навсегда избавиться от этих психокомплексов есть в этой книге.

Ошибка — заставлять себя что-то делать, продолжительное время насиловать себя не получиться, барьеры нужно убирать, а не тратить энергию на их преодоление. В идеале ещё должна быть глубинная, сущностная мотивация. Для лидерства должно быть понимание своей миссии в жизни, понимание её смысла. Примеры для обнаружения смысла и цели жизни есть в этой статье.

Критично важно обнаружить именно свои цели и смыслы, которые эмоционально отзываются в вашем теле, вызывают прилив сил, и эмоциональный подъём. Не путайте это с тем что навязывает нам «матрица», успешный успех, деньги, дорогие шмотки, а при Советском Союзе это было строительство коммунизма.

Смежные психологические дисциплины

Пограничными науками для психологии управления являются следующие.

Социальная психология. Исследует закономерности деятельности и поведения людей, включённых в социальные группы, и психологические особенности социальных групп. В каждой группе есть формальная и неформальная иерархия, при этом, вторая существенно влияет на производительность всего коллектива. Кроме того, известно, что группа может влиять на мнение её отдельных членов и восприятие ими той или иной ситуации.

Психология управления использует данные, полученные этой наукой, для того, чтобы выявить для себя закономерности и факторы, влияющие на успешное руководство коллективом.

Психология личности. Изучает психологические составляющие, качества, черты, особенности личности, их влияние на поведение, деятельность, общение и восприятие действительности индивидом. Эта наука накопила на сегодняшний день достаточный объём теоретического и эмпирического материала. Существует множество теорий личности, расшифровывающих и прогнозирующих различные стороны человеческого поведения в разных ситуациях.

Психология управления на основе данных, полученных в этой научной области, определяет для себя список именно тех свойств и качеств личности, приёмов поощрения и наказания, которые делают эффективнее систему руководства организацией и профессиональную деятельность сотрудников.

Психология развития и акмеология. Изучают ход развития и формирования человеческой психики на разных жизненных этапах (от новорождённости до старости).

Психология управления смотрит на человека как на работника определённой сферы деятельности и потому имеет свой взгляд на проблему развития личности, формирования профессионально значимых качеств и уровня компетентности руководителя [1, с. 17].

Как поддерживать себя как лидера

Где взять энергию? Энергия в человеческом организме происходит от трёх базовых инстинктов, ответственных за выживание.

1. Инстинкт выживания индивида. Чтобы иметь представление об энергетике этого инстинкта, представите, что вы лежите на диване, вам лень вставать, крутятся разные мысли. И вдруг завыла сирена и началась бомбёжка, рушатся здания, пожар и.т.д. Вы мгновенно вскочите, все мысли сфокусируются, энергии будет через край.

Или второй вариант, вы гуляете по лесу, и вдруг за вами погнался медведь…

2. Инстинкт выживания в группе, или так называемый иерархический инстинкт. Он побуждает вас занять более высокое положение в коллективе. Так как от этого зависит ваше биологическое выживание и распределение ресурсов в группе. Никто не хочет, чтобы его «чмарили» и унижали, поэтому люди стремятся вверх по социальной лестнице.

Хороший пример в данном случае это Майкл Тайсон, которого в детстве часто били сверстники, и к чему это привело. Кто не знает он стал чемпионом мира по боксу в тяжёлом весе в 19 лет. То есть он стал самым сильным человеком в мире.

Второй пример Аяз Шабутдинов, у которого было очень тяжёлое детство. По его словам, он жил в землянке, где даже не было пола. И как результат, в 20 лет стал миллионером. 3. Инстинкт выживания вида, или половой инстинкт. Он побуждает в вас желание нравиться. Зайдите в любой фитнес-клуб, посмотрите, как люди издеваются над собой, и при этом ещё за это платят не малые деньги. Что побуждает их к этому? С логической точки зрения, это абсолютно не рационально, после работы идти в спортзал, чтобы ещё больше устать.

Вот это пример работы полового инстинкта, то есть желание нравиться, перевешивает желание отдохнуть.

Как получать энергию, когда нет войны, и вы не умираете с голоду, но текущее положение вещей вас всё равно не устраивает? Приведу пример из тренинга того же Аяза Шабутдинова.

Закройте глаза, представьте себя через 10 лет, когда вы добились поставленных целей. Какая у вас машина, в каких странах вы отдыхаете, какие у вас половые партнёры. Это нужно всё глубоко прочувствовать, получить положительные эмоции.

А потом представите, что вы ничего так и не стали делать, всё пошло, само собой. Вы работали кое-как, не проявляли инициативу, вас со временем уволили. Начали жить в кредит, потом судебные приставы отняли квартиру, и вы оказались на улице зимой, голодный. Закройте глаза и представьте эту ситуацию, и те эмоции, которые в вас возникают. Страх, обида на жизнь и прочее.

Вот два варианта развития вашего будущего, с позитивными и негативными эмоциями. Получилась разность потенциалов, некое напряжение. Вот это напряжение и есть мотивация и энергия, которая будет вас поддерживать на пути к лидерству.

Сущность

Любая система, относящаяся к социально-экономической сфере, нуждается в вожаке. Ведь главными ресурсами для ее совершенствования являются потенциал, таланты, сила и продуктивность подчиненных, а также проявление инициативы. И все это собирается воедино именно тем, кто имеет лидерские свойства.

Эта особенность является вдохновляющим, тактическим и генерирующим аспектом в становлении любой группы. А в исполнительском ключе на первый план выходит его оперативная, организационная роль, призванная «поддерживать огонь».

Она может проявляться в том, как человек умеет организовывать рабочую деятельность несмотря на сложность поставленных задач, убеждать сотрудников добиваться целей, формировать общую картину будущего и поддерживать мотивацию к труду.

Само понятие «лидерство» в психологии произошло от немецкого слова «lead», в переводе означающего «путь». Поэтому лидер – это тот, кто ведет за собой и показывает направление.

Основополагающая его обязанность состоит в помощи другим безболезненно и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, применять в работе творческий подход. Помимо этого, свойство нацелено на то, чтобы поощрять сотрудников на обмен знаниями, накопление навыков и опыта путем корпоративных курсов и обучения, а также выработку новых умений.

Но качество может быть двух видов:

  • формальное;
  • неформальное.

В первом случае, это руководитель, которому следует подчиняться. Именно он распределяет обязательства между подчиненными. Но во втором – воздействие происходит благодаря личным чертам человека. Часто такой лидер имеет большее влияние на мнение коллектива.

Умение нести ответственность и делить ее с командой

Лидеру приходится нести ответственность не только за себя, но и за всю команду. Действительно хорошего лидера и руководителя отличает то, что он поровну делит ответственность, достижения и порицание. Это, пожалуй, самое «стрессовое» лидерское качество, однако чем больше зона ответственности человека — тем больше сфера его влияния. Да, приходится отвечать за свои решения, особенно непопулярные, отстаивать членов команды и держать обещания; в награду лидер получает доверие от руководства и подчиненных, а значит — свободу, чтобы найти самый эффективный путь к цели. И этот навык — не данность свыше, его тоже можно развить!

Как прокачать ответственность

КНИГИ:

  • Нассим Николас Талеб «Рискуя собственной шкурой. Скрытая асимметрия повседневной жизни»
  • Джон Миллер «5 принципов проактивного мышления»
  • Брегман Питер «Эмоциональная смелость. Как брать ответственность на себя, не бояться сложных разговоров и вдохновлять других»
  • Далио Рэй «Принципы. Жизнь и работа»

ВИДЕО:

  • Роб Кук «Цена рабочего стресса и как его сократить»
  • Саймон Синек «Почему с хорошим лидером вы чувствуете себя в безопасности»

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

  • Возьмите в привычку «правило одной минуты»: прежде чем отреагировать на негативное событие, проявите самообладание и подождите 60 секунд. И прежде чем говорить самому, выслушайте другого.
  • Доверяете ли себе? Подумайте, в каких сферах вы не спрашиваете чужих советов, а какие сферы заставляют чувствовать себя неуверенно и сомневаться. Пробуйте делать выбор в таких сферах самостоятельно и наблюдать за последствиями, двигаясь в сторону уверенности.
  • Вспомните свои крупные неудачи, когда вы понесли ответственность. Как вы пережили последствия? Насколько они кажутся страшными сейчас? Подумайте, что лучше всего помогает вам пережить неудачу.
  • Спросите себя: что от меня зависит, а что — нет? Напишите список того, что прямо сейчас зависит от вас и что вы можете контролировать. Ваше внимание должно быть направлено на эти аспекты, поскольку вы не можете нести ответственность за то, что от вас не зависит.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]