Какова психология эмоций, классификация, механизм появления, особенности управления

Основным элементом гармоничной личности считается эмоциональная стабильность. Потому психология эмоций является важной частью этой науки. Эмоции и чувства в психологии представляют собой связь состояния внутри и влияния внешних факторов. От умения управлять своими эмоциями напрямую зависит поведение человека, его контакты с другими людьми. Помимо этого, способность контролировать свои чувства оказывает прямое влияние на физическое здоровье человека, его болезни и неудачи.

Основные виды чувств и эмоций

Эмоции – это в психологии определенная реакция на внешние факторы. При этом человек может демонстрировать желание или нежелание принимать участие в происходящих событиях. Также он способен показывать окружающим свое внутреннее состояние. Это может быть тревога, влюбленность, радость.

Такие реакции зависят от субъективной оценки происходящих событий. Установлено, что чувства, которые испытывает человек, связаны с его отношением к себе. На них влияет внутреннее состояние. Также большое значение имеет состояние нервной системы. Именно поэтому на одинаковые события люди реагируют по-разному.

В зависимости от симптомов есть следующие виды эмоций и чувств в психологии:

  1. Позитивные – обеспечивают заряд хорошими эмоциями. В эту группу входят радость, ликование. Также к позитивным эмоциям можно отнести радость или интерес.
  2. Негативные – обладают отрицательным зарядом. В эту категорию входит более обширный спектр чувств. Это может быть вина, гнев, обида. К отрицательным эмоциям можно отнести неуверенность, тоску, страх.
  3. Нейтральные – могут иметь отрицательный или положительный окрас, однако не обладают выраженной эмоциональной окраской или серьезными проявлениями. К этой группе можно отнести удивление или любопытство.

Для каждого вида чувств в психологии характерны конкретные вербальные признаки – речь, жесты, интонации. Чтобы держать эмоции под контролем, нужно понимать, какая из них захватила в тот или иной момент.

Несмотря на разнообразие способов выражения, существует 4 базовых вида эмоций в психологии. К ним относят радость, гнев, страх и грусть. Каждая из разновидностей имеет определенные подвиды. Степень их выраженности зависит от особенностей личности и конкретной ситуации.

Итак, эмоции в психологии делятся на такие разновидности:

  1. Радость. К подвидам этой эмоции стоит отнести надежду, восторг, счастье, интерес. Также в эту категорию входят ликование, предвкушение, принятие. Такие чувства проявляются в виде смеха, расслабленного состояния, улыбки, блеска в глазах. У человека может возникать потребность в объятиях, он готов помочь, держит ладони открытыми.
  2. Грусть. В это понятие эмоций и чувств в психологии входят тоска, уныние, ощущение безысходности, лень. Нередко в эту категорию включают жалость, сожаление, печаль. Такое состояние сопровождается рассеянностью во взгляде, слабостью рук и дыхания. Голос человека становится приглушенным, а взгляд – потухшим. Нередко опускаются уголки губ и приподнимаются плечи.
  3. Страх. В эту категорию эмоций и чувств в психологии относят ужас, тревожность, чувство вины, растерянность. Также к ним принадлежат подозрительность, беспокойство, неуверенность. К основным симптомам относят повышенную напряженность, дрожь в голосе, загрудинные боли, потребность спрятаться или уйти. Человек может широко открывать глаза, на коже появляются мурашки.
  4. Гнев. Такие чувства в психологии включают злость, высокомерие, отрицание. Также в эту группу входят ирония, возмущение, недовольство, ярость. Эмоции проявляются в виде злого блеска в глазах, сжимания ладоней, взгляда исподлобья. Когда человек испытывает такие чувства, он может выпучивать или, наоборот, прищуривать глаза, сводить брови.

От всех негативных эмоций можно избавиться с помощью специалиста от панических атак, страхов и фобий Батурина Никиты Валерьевича.

План-конспект содержания лекционного курса и семинарских занятий

Выявление психологических законов развития эмоциональной сферы и волевой регуляции традиционно включают в число самых сложных проблем психологии. При многообразии теорий (гипотез) наблюдается большое количество альтернативных позиций. В отечественной психологии до настоящего времени отсутствует целостная теория эмоциональных явлений. Также отсутствует и последовательно простроенная теория волевой регуляции. Несмотря на это, ряд взаимосвязанных теоретических позиций и гипотез, могут быть сформулированы в контексте отечественного культурно-исторического деятельностного подхода к анализу и объяснению психических явлений.
Описательная характеристика эмоциональных процессов

Тема 1

Особенности проявления эмоций и чувств

Явно показывают свои эмоции лишь дети. Все, с чем они сталкиваются, сразу выражают. С возрастом человек имеет больше возможностей держать баланс эмоций под контролем. Он делает это осознанно или под действием окружающих.

Эмоции человека в психологии можно контролировать так:

  1. Сдерживать их против собственной воли. При этом человек не демонстрирует гнев и не проявляет любовь. Такой способ может быть следствием воспитания или серьезного эмоционального потрясения.
  2. Проявлять чувства в зависимости от ситуации. При этом человек может нежелательные эмоции мысленно прорабатывать, трансформируя их из разрушительных в нейтральные. Также их можно преобразовать в конструктивные. Такой метод – следствие работы над своей личностью. Он считается более безвредным для физического и психологического здоровья.

Личность, которая не закрывается, а контролирует свое состояние, а также понимает чувства и эмоции других людей, наделена эмоциональным интеллектом. Такие люди не выходят из себя из-за мелочей. При этом они способны поддержать другого человека, если он грустит или гневается.

Кстати, рекомендуем прочитать отличную книгу, как раз про то «Как управлять эмоциями. 55+ упражнений от паники и страха».

Отличия чувств и эмоций

Эти понятия достаточно близки по значению, но назвать их идентичными нельзя. Так что такое эмоции и чувства в психологии? В науке эти понятия означают разные компоненты одного эмоционального фона.

Чувства – это в психологии более глубокие состояния, которые определяют стойкое отношение личности к внешним факторам. Они могут быть не настолько явными и обладают сглаженными проявлениями.

Что такое эмоции в психологии? Они представляют собой реакцию в виде всплеска на определенную ситуацию. В этом случае человек испытывает яркие проявления. Нередко такое состояние развивается неосознанно.

В психологии чувства считаются более сознательным выражением отношения человека к определенному объекту. При этом личность может сталкиваться с разнообразными эмоциями, но не выражать чувства без соответствующих предпосылок.

Человеческие чувства определяются влиянием общества и внешних факторов. Эмоции представляют собой субъективную оценку, которая базируется на внутреннем отношении к ситуации. Также они зависят от состояния нервной системы.

Биологическая целесообразность эмоций.

Предметы сами по себе не вызывают действия. Их психический образ лишь открывает поле потенциально возможных действий. Они вызывают действие лишь благодаря своей эмоциональной окрашенности. Эмоции

оценивают значимость для субъекта отражаемого предмета и вызывают соответствующую активность, обеспечивающую достижение цели. Эмоции являются важнейшим элементом образа среды. Они нарушают равнозначность объектов и условий среды, придавая некоторым из них особый смысл и требуют выполнения сними определенных действий.

Таким образом, эмоции возникли в процессе эволюции как средство, позволяющее живым существам определять биологическую значимость внешних воздействий и состояний самого организма.

Предметность эмоций.

Эмоциональные явления имеют двойственную структуру. Они состоят из отражаемого предметного содержания и субъективного переживания. Отражаемое содержание составляет предмет эмоций. Эмоция придает своему предмету специфическую субъективную окраску. При этом, одно и то же объективное содержание в разных условиях может вызвать разные эмоциональные переживания.

Предметом эмоционального переживания могут быть и сами эмоции. Например, предметом стыда может быть тщеславное наслаждение, пережитое в прошлом. Человеку может не нравиться его настроение.

Иногда возникает впечатление об отсутствии предмета переживания. Например, человеку не всегда ясны причины его настроения. Это бывает, когда человек отвергает действительную причину настроения как невозможную из-за несовпадения с его представлениями о себе.

Данные психиатрической клиники показывают, что могут быть беспредметные эмоции, но они крайне неустойчивы и быстро активируются, то есть находят новый предмет, порождая многочисленные фобии, мании, галлюцинации. Неадекватное опредмечивание эмоции наблюдается также при раздражении мозга человека или животного.

Свойства эмоций

Эмоции, прежде всего, характеризуются знаком и бывают положительными и отрицательными.

Положительные эмоции сигнализируют о благоприятном ходе удовлетворения потребностей. Положительные эмоции вызывают предметы, являющиеся объектами той или иной потребности, условия, способствующие удовлетворению потребности, достижению поставленной цели (удовольствие, радость, энтузиазм).

Отрицательные эмоции сигнализируют о неудовлетворительном ходе процесса удовлетворения потребностей человека. Они возникают, когда не достигаются поставленные цели, появляются препятствия на пути к поставленной цели и т.д. (гнев, ярость, неудовольствие).

Эмоции характеризуются также полярностью. Она определяется знаком одновременно возникающих эмоций при воздействии одного стимула. По этому признаку различают однополярные и биполярные эмоции.

Однополярные

эмоции характеризуются тем, что один объект вызывает эмоции одного и того же знака (студент, получивший «отлично», радуется, ликует).

Биполярные

эмоции характеризуются тем, что человек испытывает эмоции, имеющие разные знаки. Они называются амбивалентными. Эти эмоции вызываются противоположными свойствами объекта.

Эмоции характеризуются своей длительностью

: обычно эмоциональные реакции длятся несколько минут, но некоторые из них длятся до нескольких дней и даже недель. Если же тяжелые эмоциональные переживания длятся более 2-2,5 месяцев, то это считается патологией и требует лечения.

Эмоции характеризуются силой переживания:

в одних случаях они имеют слабую интенсивность, а в других, наоборот, протекают очень бурно.

Функции переживаний

Человеческие чувства и эмоции в ходе филогенетического развития, стали выполнять целый ряд функций, свойственных только для них.

1. Отражательная функция чувств, которая выражается в обобщенной оценке событий. Чувства позволяют определить полезность и вредность воздействующих на человека факторов и реагировать, прежде чем будет определено само вредное воздействие. Например, человек, переходящий дорогу, может испытывать страх различной степени в зависимости от складывающейся дорожной ситуации.

Благодаря отражательной функции эмоций и чувств человек может ориентироваться в окружающей действительности, оценивать предметы и явления с точки зрения их желательности, т. е. чувства выполняют еще и сигнальную, функцию. Возникающие переживания сигнализируют человеку, как идет у него процесс удовлетворения потребностей, какие препятствия встречает он на своем пути, на что надо обратить внимание в первую очередь и т. д.

2. Побудительная или стимулирующая функция. Например, в дорожной ситуации человек, испытывая страх перед приближающейся машиной, ускоряет свое движение через дорогу. Таким образом, эмоции и чувства способствуют определению направления поиска, в результате которого достигается удовлетворение возникшей потребности или решается стоящая перед человеком задача.

3. Подкрепляющая функция. Значимые события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти. Эмоции успеха-неуспеха обладают способностью привить любовь или навсегда угасить ее по отношению к тому виду деятельности, которой занимается человек, т. е. эмоции влияют на характер мотивации человека по отношению к выполняемой им деятельности.

4. Переключательная функция эмоций. Она особенно ярко обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность. Так, возможно возникновение противоречия между естественным для человека инстинктом самосохранения и социальной потребностью следовать определенной этической норме, что, по сути дела, реализуется в борьбе между страхом и чувством долга, страхом и стыдом. Привлекательность мотива, его близость личностным установкам направляет деятельность человека в ту или другую сторону.

3. Приспособительная функция эмоций. По утверждению Ч. Дарвина, эмоции возникли как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Благодаря вовремя возникшему чувству организм имеет возможность эффективно приспособиться к окружающим условиям.

4. Коммуникативная функция. Мимические и пантомимические движения позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к предметам и явлениям окружающей действительности. Мимика, жесты, позы, выразительные вздохи, изменение интонации являются «языком человеческих чувств», средством сообщения не столько мыслей, сколько эмоций. Как показали исследования, не все проявления чувств одинаково легко распознать. Легче всего распознается ужас (57% испытуемых), затем отвращение (48%) и удивление (34 %).

В рамках коммуникативной функции можно выделить и другие. Чувства, например, могут нести функцию воздействия на окружающих. Так, дети очень быстро замечают, что их эмоциональные реакции, связанные с физическим нездоровьем, обладают большой силой воздействия на окружающих. Пятилетний ребенок вполне сознательно говорит, что он будет плакать до тех пор, пока родители не выполнят его желание.

Разновидности эмоциональных явлений

Чувственный тон.

Чувство переживается иногда лишь как приятный, неприятный или смешанный оттенок любого психического процесса. Оно при этом осознается не само по себе, а как свойство предметов или действий, и мы говорим: приятный человек, неприятный привкус, страшный бык, смешное выражение, нежная листва, веселая прогулка и т.д.

Эмоции.

В узком значении эмоция — это непосредственное, временное переживание, возникающее в какой-либо ситуации. способствующей или препятствующей удовлетворению потребностей субъекта. Эмоции отличаются действенностью. В одних случаях они становятся побуждениями к поступкам, к высказываниям, увеличивают напряжение сил и называются стеническими.От радости человек готов «горы перевернуть». Переживая сочувствие к товарищу, он ищет способа помочь ему. При действенной эмоции человеку трудно молчать, трудно не действовать активно. В других случаях возникают астенические эмоции, которые характеризуются пассивностью или созерцательностью, переживание чувств расслабляет человека. От страха у него могут «ноги подкоситься». Иногда, переживая сильное чувство, человек уходит в себя, замыкается.

Аффекты.

Аффектами называются эмоциональные процессы, быстро овладевающие человеком и бурно протекающие. Они характеризуются значительными изменениями сознания, нарушением контроля за действиями, утратой самообладания, а также изменением всей жизнедеятельности организма.

Аффекты кратковременны, так как сразу вызывают громадную затрату сил: они похожи на вспышку чувства, взрыв, налетевший шквал. Если обычная эмоция — это душевное волнение, то аффект — буря.

В развитии аффекта различают три основные стадии.

1. Подготовительная стадия. В начале аффективного состояния человек не может не думать о предмете своего чувства и о том, что связано с ним, невольно отвлекаясь от всего постороннего, даже практически важного. Выразительные движения становятся все более и более безотчетными. Слезы и рыдания, хохот и выкрики, характерные жесты и мимика лица, учащенное или затрудненное дыхание создают обычную картину нарастающего аффекта. От сильного напряжения расстраиваются мелкие движения. Индуктивное торможение все более охватывает кору полушарий, что ведет к дезорганизации мышления; возбуждение нарастает в подкорковых узлах. Человек испытывает упорное побуждение поддаться переживаемому чувству: страху, гневу, отчаянию и т.д. Сдержаться, не потерять власти над собой на этой стадии может каждый нормальный человек. Здесь важно отсрочить наступление аффекта, затормозить его развитие. Общеизвестно народное средство: если хочешь сдержаться, попробуй посчитать про себя хотя бы до десяти.

2. Собственно аффект. На этой стадии человек утрачивает контроль над собой, совершая уже безотчетные и безрассудные действия, которые позднее будет стыдно вспоминать и которые иногда припоминаются как сквозь сон. Торможение охватывает кору и гасит сложившиеся системы временных связей, в которых закреплен опыт человека, его культурные и моральные устои.

3. Заключительная стадия. Послеаффективной вспышки наступает разбитость, упадок сил, безразличное отношение ко всему, неподвижность, порой сонливость.

Настроения.

Настроение представляет собой общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение значительного времени все поведение человека.

Настроение бывает радостное или печальное, бодрое или вялое, возбужденное или подавленное, серьезное или легкомысленное, раздражительное или добродушное и т.д. Находясь в плохом настроении, человек реагирует на шутку или замечание товарища совсем не так, как при веселом настроении.

Обычно настроения характеризуются безотчетностью и слабой выраженностью. Человек даже не замечает их. Но иногда настроение, например веселое и бодрое или, наоборот, тоскливое, приобретает значительную интенсивность. Тогда оно накладывает свой отпечаток и на умственную деятельность (на ход мыслей, легкость соображения), и на особенности движений и действий человека, влияя даже на продуктивность выполняемой работы.

На настроение влияют весьма различные причины, например, удовлетворенность или неудовлетворенность всем ходом жизни, в частности, тем, как складываются отношения на работе, в семье, в школе, как разрешаются всяческие противоречия, возникающие на жизненном пути человека.

Настроение человека в большой степени зависит от общего состояния здоровья, в особенности от состояния нервной системы и желез внутренней секреции, регулирующих обмен веществ. Занятия физкультурой и спортом очень полезны для улучшения настроения, но особенно важны содержательность деятельности, удовлетворенность ею и моральная поддержка близких людей.

Причины того или иного настроения не всегда ясны переживающему его человеку. Так, дурное настроение может быть связано с невыполненным обещанием, не написанным, хотя и обещанным письмом, не законченным делом. Хотя человек может не осознавать этого и говорить, что у него «просто», «неизвестно почему» плохое настроение. Все это исподволь гнетет человека, поэтому важно уметь разбираться в своих настроениях, чтобы по возможности устранять объективные причины подобных состояний.

Стресс.

Создатель теории стресса Ганс Селье

определяет его как совокупность стереотипных, филогенетических запрограммированных неспецифических реакций организма, которые подготавливают его к физической активности, т.е. к сопротивлению, борьбе, бегству.

Особую форму переживания чувств, близкую по своим психологическим характеристикам к аффекту, но по длительности протекания приближающуюся к настроениям, представляет эмоциональный стресс.

Эмоциональный стресс вызывается такими стрессорами, как неожиданные, неблагоприятные воздействия: опасность, боль, страх, угроза, холод, унижение, перегрузки, так и сложные ситуации: необходимость быстро принять ответственное решение, резко изменить стратегию поведения, сделать неожиданный выбор, ответить обидчикам. Стрессорами могут быть не только сильные реально действующие психические и физические раздражители, но и представляемые, воображаемые, напоминающие о горе, угрозе, страхе, страсти, а также другие эмоциональные состояния.

У одних людей при стрессе активность деятельности продолжает расти, наблюдается повышение общего тонуса

и жизнедеятельности, уверенности в себе, собранности и целеустремленности. У других стресс сопровождается
падением эффективности деятельности, растерянностью,
неумением сосредоточить внимание и удержать его на нужном уровне концентрации, появляются суетливость, речевая несдержанность, агрессия, признаки «психологической глухоты» по отношению к другим.

Стресс мобилизует психические резервы человека. Однако различные перенапряжения не проходят для человека бесследно: снижаются адаптационные резервы, возникает опасность появления ряда заболеваний. Вслед за стрессом возникает общее чувство усталости, безразличия, а иногда и депрессии. Наиболее разрушительным стрессорами являются информационный дефицит, ситуация неопределенности, неумение найти выход из критической ситуации, внутренний конфликт, ощущение своей вины, приписывание себе ответственности даже за те действия, которые от человека не зависели и которые он не совершал. Результатом их действия могут быть невротические состояния.

Фрустрация

Фрустрация(от лат. frustratio – обман, тщетное ожидание) — негативное психическое состояние, обусловленное невозможностью удовлетворения тех или иных потребностей. Это состояние проявляется в переживаниях разочарования, тревоги, раздражительности, наконец, отчаянии. Эффективность деятельности при этом существенно снижается.

Высшие человеческие чувства

Чувства — психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер. Они отражают устойчивое отношение к каким-либо конкретным объектам (реальным или воображаемым). Человек не может переживать чувства вообще, если они не отнесены к кому-нибудь или чему-нибудь. Например, человек не в состоянии испытывать чувство любви, если у него нет объекта привязанности. Точно так же он не может испытывать чувство ненависти, если у него нет того, что он ненавидит.

У человека выделяется особый класс высших чувств. В зависимости от предметной сферы, к которой они относятся, они подразделяются на нравственные, эстетические, интеллектуальные.

Нравственные чувства

Нравственными, или моральными, называются чувства, переживаемые людьми при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, выработанными обществом. К нравственным чувствам относят чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, дружбу, патриотизм, сочувствие и т. д. К аморальным можно отнести жадность, эгоизм, жестокость и т. д. Проявление этих чувств предполагает, что человеком усвоены нравственные нормы и правила поведения в том обществе, в котором он живет.

Одним из таких чувств является совесть. Она связана с нравственной устойчивостью человека, его принятием на себя моральных обязательств перед другими людьми и неукоснительным следованием им. Совестливый человек всегда последователен и устойчив в своем поведении, всегда соотносит свои поступки и решения с духовными целями и ценностями, глубоко переживая случаи отклонения от них не только в собственном поведении, но и в действиях других людей. Такому человеку обычно стыдно за других людей, если они себя ведут непорядочно.

Интеллектуальные чувства

Интеллектуальными чувствами называют переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека. Наиболее типичной ситуацией, порождающей интеллектуальные чувства, является проблемная ситуация. Успешность или неуспешность, легкость или трудность умственной деятельности вызывают в человеке целую гамму переживаний. Примерами интеллектуальных чувств являются чувства удивления, любопытства, любознательности, чувства радости по поводу сделанного открытия, чувства сомнения в правильности решения, чувства уверенности в правильности доказательства. Они выступают как своеобразные регуляторы умственной деятельности. Интеллектуальные чувства не только сопровождают познавательную деятельность человека, но и стимулируют, усиливают ее, влияют на скорость и продуктивность мышления, на содержательность и точность полученных знаний.

Эстетические чувства

Эстетические чувства представляют собой эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, в жизни людей и в искусстве. Эстетическое отношение проявляется через разные чувства — восторг, радость, презрение, отвращение, тоску, страдание и др.

Эмоции входят во многие психологически сложные состояния человека, выступая как их органическая часть. Такими комплексными состояниями, включающими мышление, отношение и эмоции, являются юмор, ирония, сатира и сарказм, которые также можно трактовать как виды творчества, если они приобретают художественную форму. Юмор — это эмоциональное проявление такого отношения к чему-либо или к кому-либо, которое несет в себе сочетание смешного и доброго. Это смех над тем, что любишь, способ проявления симпатии, привлечения внимания, создания хорошего настроения. Ирония — это сочетание смеха и неуважительного отношения, чаще всего пренебрежительного. Такое отношение, однако, еще нельзя назвать недобрым или злым. Сатира представляет собой обличение, определенно содержащее осуждение объекта. В сатире он, как правило, представляется в неприглядном виде. Недоброе, злое более всего проявляется в сарказме, который представляет собой прямую издевку, насмешку над объектом.

Кроме перечисленных сложных состояний и чувств, следует назвать еще трагизм. Это эмоциональное состояние, возникающее при столкновении сил добра и зла и победе зла над добром

Следует отметить, что рассмотренное деление чувств является достаточно условным. Обычно чувства, испытываемые человеком, так сложны и многогранны, что их трудно отнести к какой-либо одной категории.

Страсть

Страсть — еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов, чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета. С.Л. Рубинштейн писал, что «страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель… Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели» (Рубинштейн С. Л., 1998).

Эмоции и личность

Люди как личности в эмоциональном плане отличаются друг от друга своей эмоциональностью и общей эмоциональной направленностью.

Эмоциональность личности.

1. Эмоциональность — это совокупность свойств человека, характеризующих содержание, качество и динамику и чувств. Содержательные аспекты эмоциональности определяются теми явлениями, ситуациями и событиями, которые имеют особую значимость для субъекта. Они связаны со стержневыми параметрами личности: ее мотивационной направленностью, мировоззрением, системой ценностей и базовых представлений и т. П. Качественные характеристики эмоциональности выражаются в знаке и модальности доминирующих эмоций. К динамическим свойствам эмоциональности относятся особенности возникновения, протекания и прекращения эмоциональных процессов и их внешнего выражения.

К основным компонентам эмоциональности относятся: эмоциональная возбудимость, эмоциональная отзывчивость, сила эмоций, эмоциональная устойчивость, эмоциональная лабильность.

Эмоциональная возбудимость, под которой понимают готовность эмоционального реагирования на значимые для человека раздражители.

При повышенной эмоциональной возбудимости функциональный уровень деятельности изменяется в ответ на более слабые внешние и внутренние воздействия. Возбудимость может проявляться в таких особенностях поведения, как вспыльчивость, раздражительность, тревожность .

Тревожность – это склонность к переживанию тревоги в угрожающей ситуаци, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги. Тревога определяется как переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности. Она характеризуется ощущением напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий. В отличие от страха, предмет которого всегда ясен, тревога не имеет такого предмета. Тревога вызывается неопределенной угрозой.

К эмоциональной возбудимости близка эмоциональная отзывчивость, восприимчивость. Эмоциональная отзывчивость как устойчивое свойство индивида проявляется в легком, быстром и гибком эмоциональном реагировании на различные воздействия – социальные события общение, окружающих людей. Эмоциональная отзывчивость на переживания другогочеловеканазывается эмпатией. Человек может испытывать переживание того же качества, или, если эмпатия носит искаженный характер, противоположного. Если человек одинаково реагирует на переживания различных людей в различных ситуациях, то его эмпатия проявляется как его устойчивое свойство. Эмпатия как свойство личности выступает мотивом тех или иных форм поведения и играет важнейшую роль в нравственном развитии ребенка.

Сила эмоций. Некоторые люди могут испытывать чувства такой силы и интенсивности, на которые другие оказываются неспособными. От силы эмоций зависит энергизация деятельности.

Эмоциональная устойчивость — сопротивление действию эмоциогенных факторов, контроль импульсов и влечений, обеспечечивающие к стабильность деятельности.

Эмоциональную устойчивость субъекта определяют два фактора: 1) латентное время появления эмоционального состояния (чем позднее появляются эмоции, тем выше устойчивость); 2) сила воздействия, необходимая для вызова эмоциональной реакции (чем больше должна быть сила такого воздействия, тем выше эмоциональная устойчивость).

Эмоциональная лабильность — подвижность эмоций, благодаря которой человек быстро реагирует на смену стуаций и обстоятельств, свободно выходит из одних эмоциональных состояний и входит в другие. Слишком выраженная лабильность эмоций может осложнить отношения с окружающими, так как личность проявляет себя как импульсивная, реактивная, плохо управляющая собой и своими состояниями.

Лабильности противопоставляется эмоциональная ригидность, которая характеризуется инертностью эмоций, трудностью переключения с одних эмоций на другие. Даже в случае изменения эмоциогенных ситуаций и обстоятельств человек продолжает переживать вызванные ими эмоции;

Классификация чувств

Эта часть человеческой личности сложно поддается классификации. Чувства считаются весьма многогранными. Потому они отличаются разнообразием. В психологической практике условно выделяют такие разновидности чувств:

  1. Нравственные. Они в свою очередь делятся на моральные и аморальные. В первую категорию можно отнести чувство долга, гуманность, любовь. Вторая группа включает жадность, ненависть, эгоизм, жестокость. Нравственные чувства определяют отношения между людьми, допустимое поведение.
  2. Праксические. В эту категорию входит подбор сферы деятельности – профессии, хобби. Такие чувства определяют отношение человека к своим обязанностям, заботам. Также они влияют на связь с обществом.
  3. Интеллектуальные. Они делятся на специфические и неспецифические. В первую группу стоит отнести жажду знаний, целеустремленность, получение удовлетворения от каких-то открытий или получения информации. К неспецифическим чувствам относятся ирония, удивление, юмор. Эта группа чувств определяет отношение человека к интеллектуальным потребностям.
  4. Эстетические. К ним относят получение удовлетворения от касания, созерцания или прослушивания. В эту группу можно отнести любовь к музыке, технике, природе, произведениям искусства. Такие чувства определяют интересы человека, которые помогают удовлетворить эстетические потребности.

Существуют и довольно сложные чувства, которые нельзя отнести к конкретной разновидности. Любовь часто заставляет человека раскрывать свой эстетический потенциал, стремиться к познанию или выбирать определенный вид деятельности.

Функции чувств в психологии

Задача чувств определяется их способностью фиксировать сведения о важных объектах либо событиях. К основным функциям чувств в психологии стоит отнести следующее:

  1. Отражательная – помогает оценивать происходящие события, чтобы определить уровень опасности и найти способы ее предотвращения.
  2. Стимулирующая – заставляет находить пути решения конкретных задач и ставить цели на будущее.
  3. Переключательная – способствует расставлению приоритетов, определению важных действий, объектов и решений. Эту функцию можно интерпретировать как силу воли.
  4. Подкрепляющая – помогает запоминать важные события. Это достигается с помощью своих субъективных оценок.
  5. Коммуникативная – помогает контактировать с окружающими.
  6. Приспособительная – на базе пережитых чувств проще адаптироваться к новым условиям.

Особенности управления эмоциями

Существует 2 крайних состояния, которые вызывают эмоции, а именно – созидание и разрушение. В психологии существует ключевое правило: чтобы добиться гармонии, нужно научиться управлять непосредственно эмоциями, а не только их выражением.

Все ссоры, недопонимания и конфликтные ситуации обусловлены отсутствием контроля. Следствием неправильной проработки становятся заболевания, нервное истощение и прочие психосоматические состояния. Такие симптомы обусловлены попытками выражать радость вместо грусти или подавлять ощущение гнева.

Механизм появления эмоций

Чтобы научиться понимать себя и своевременно прорабатывать сложные случаи, необходимо изучить психологию эмоций. Основные реакции человек получает от людей, с которыми он контактирует в первый год жизни. К ним принадлежат родители, ближайшие родственники, опекуны. Реакции малыша на мир совпадают с восприятием окружающих.

Склонность к обучению эмоциональным реакциям закладывается на генетическом уровне. Затем она подкрепляется взаимодействием с окружающими. При этом ученые пока не могут однозначно ответить на вопрос, есть ли врожденные эмоции.

Существует предположение, что новорожденные малыши могут реагировать лишь на бессознательном уровне. Они кричат от возмущения или дискомфорта, округляют глаза при испуге, следят за интересующими их игрушками.

При этом на моменты проявления эмоций влияет среда, в которой находится младенец. Именно поэтому одни малыши могут просыпаться даже от небольшого шороха, а других не может разбудить лай собаки. Это означает, что дети не испытывают особых эмоций по поводу привычной для них обстановки.

Взрослые личности обладают своим списком реакций на внешние события. Психологи называют это эмоциональным фоном. У одних людей он отличается его стабильностью, у других – нет. Одни люди кажутся спокойными и уверенными в себе, другие – тревожными, беспокойными, истеричными. Чем выше параметры эмоционального интеллекта человека, тем легче с ним общаться.

Невербальное проявление эмоций

Чтобы научиться держать свои эмоции под контролем и читать других людей, нужно познакомиться с языком тела. Иногда хватает даже практически незаметных симптомов, которые помогают определить состояние человека, а затем использовать полученные знания.

Осанка, положение головы, движения, взгляды, жесты способны немало рассказать о состоянии человека. К невербальным проявлениям эмоций можно отнести такие компоненты:

  • взгляд – он может быть бегающим, горящим или потухшим;
  • оттенок кожи – она бывает бледной или красной, нередко покрывается потом или морщинами;
  • сердцебиение – медленное или учащенное;
  • тремор – у человека могут дрожать пальцы, конечности, губы, ресницы;
  • дыхание – может быть размеренным, хаотичным, быстрым, шумным;
  • осанка – человек может сутулиться, высоко поднимать плечи или расправлять их;
  • перебирание каких-то объектов в руках – оно бывает медленным, хаотичным, быстрым, упорядоченным.

Существует большое количество невербальных проявлений. Потому язык тела следует довольно долго и последовательно изучать. Именно на таких симптомах построен механизм функционирования детектора лжи. Чуткий прибор способен считывать даже незначительные изменения реакций человека. По ним определяют правдивость полученной информации.

Вербальные проявления эмоций

В эту категорию входят речевые проявления эмоций человека. При этом стоит обращать внимание на конкретные формулировки, которые свидетельствуют о состоянии счастья или гнева, и на слова, которые вплетены в контекст.

Чем сильнее эмоции, которые испытывает человек, тем более яркой получается звуковая окраска его слов. Радость может проявляться в виде восклицания, гнев – в форме крика. Тоску отражает шепот или приглушенная речь.

Человек способен определять изменения тона и тембра голоса уже с первого месяца жизни – именно в этот период мозг начинает использовать органы восприятия. Уже в 1,5-2 года малыш может по голосу оценивать эмоциональное состояние близких ему людей. У подростков уже имеется свой набор речевых красок. Он базируется на стиле жизни. Также на него влияют реакции общества.

Слова, которые используются в контексте, могут не помочь понять настроение. Иногда они не имеют выраженной эмоциональной окраски. При этом психология чувств позволяет читать эмоции, которые пытается передать человек. Таким приемом часто пользуются лжецы. Они передают свои мысли в таком виде, чтобы создать у человека, который их слушает, требуемое впечатление.

Внешнее выражение эмоций

Если бы все люди говорили, чтобы они чувствуют, было бы значительно проще. Однако, чем старше становится человек, трем проще ему скрывать одни переживания за другими. Так, в состоянии грусти люди могут добавлять в голос радостные нотки и улыбаться. Благодаря этому со стороны они будут казаться веселыми и беззаботными.

Людям, которые не отличаются чуткостью, такого обмана будет вполне достаточно, чтобы не анализировать эмоциональный фон окружающих. В такой ситуации близость или беседа по душам просто невозможны.

Чтобы научиться общению с людьми, стоит анализировать их внутреннее состояние. При этом важно уметь за радостью разглядеть печать, а за внешним спокойствием – скрытые переживания. Также стоит понимать, насколько сильно скрытое чувство и нужна ли человеку помощь.

Психология эмоций – достаточно тонкая сфера, которая имеет много граней. Чтобы научиться держать свои эмоции под контролем и определять состояние других людей, нужно учитывать немало особенностей.

ВАЖНО! Статья информационного характера! Перед применением необходимо проконсультироваться со специалистом.

В мотивацию входят такие силы как:

  • Потребности
  • стремления
  • влечения
  • желания
  • намерения
  • интересы
  • драйвы
  • собственно мотивы.

В депрессивных состояниях в средних или тяжелых формах проявления у человека вообще замирает всякая деятельность, он не способен совершать никакие поступки и не только поступки, но и никакие действия. Потому, что в основе депрессии, точнее одним из ее оснований является выраженное снижение побудительной силы мотивов. Снижение этой побудительной силы приводит к тому, что человек не в состоянии совершить никакой деятельности. Он отворачивается лицом к стенке и так проводит бОльшую часть времени. Человек просит оставить его в покое, лежит и не может ничего сделать. Для депрессивных больных такое состояние, как ни странно, обладает еще позитивным эффектом – спасающим или защитным. От совершения суицида людей в состоянии депрессии спасает как раз снижение побудительной силы. От мысли перейти к действию они не могут, в силу отсутствия достаточности побудительных сил. Если при наличии депрессии и пациента будет диагностирована высокая побудительная сила – это случай, чтобы забить тревогу. Это означает очень высокий риск истинного суицида. Мы знаем что в состоянии депрессии не только снижается побудительная сила, но и начинают преобладать сильные эмоции негативного знака, среди которых типичные для депрессии чувство тоски и отчаяния. Разумеется, эти сильные чувства вызывают различного рода и суицидальные мысли. Да я не хочу больше жить, я больше не могу всё это терпеть я хочу с этим разом покончить. Как раз здесь снижение мотивации, снижение побудительной силы психической деятельности является очень важным защитным средством и в большинстве случаев при нормально протекающей депрессии те люди, которые переживают различного рода негативные эмоциональные состояния и естественно испытывают разного рода проблемы спасаются именно этим. Главная функция мотивов это функция побудительная, но наряду с этой функцией есть ещё одна не менее важная и это смыслообразующая функция. Если любой мотив отвечает на вопрос что! То смысл отвечает на вопрос ради чего. Что такое смыслообразующая функция у мотивов? Это способность порождать смыслы. То есть, способность устанавливать отношения с другими мотивами. У разных мотивов разные смыслообразующие функции. В психоанализе рассматривается другое явление оно называется – влечение. У человека существует такая мотивационная сила как потребность. Мотивы происходят как раз из потребностей, а также желания, намерения, интересы. В Соединенных штатах появилось такое понятие как драйвы. И это понятие очень близко с понятием влечение, только на англоязычный манер и это понятие часто используется в поведенческой психологии. Мотивы также включают в себя интересы. Всё это разного рода мотивационные явления. У каждого из этих явления есть свои особенности, но главное что их объединяет это наличие побудительной функции психической жизни.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]