Все люди хотят быть счастливыми, радостными, наслаждаться каждым моментом, видеть и чувствовать краски жизни. Радость и позитив делают нашу жизнь яркой, она лишается негатива и тусклости.
Но что же такое радость? Определение кратко вы сможете прочесть ниже. А еще вам станет известно, откуда она берётся, и почему многим так сложно контролировать своё эмоциональное состояние, оставаясь радостным. Почему некоторые ищут её там, где и речи о радости быть не может и не замечают её источники рядом с собой?
Радость: значение и синоним
Какое определение можно дать этому понятию? Радость – это источник сил, вдохновения, муза, добрая и светлая энергия, помогающая сердцу жить в добре, тепле и мире с самим собой и окружающими. Это путь к грамотному и простому отношению к жизни и всем вещам, происходящим в ней, которые далеко не всегда бывают легкими.
Синонимом слова «радость» являются «веселье», «ликование», «восторг». Это указывает на то, что радость помогает нам быть оптимистичнее, счастливее, а это значит, что она является источником сильной энергии.
Радость – это чувство внутреннего блаженства, удовольствия.
Проявления и свойства эмоции Радость
Радость – это проявление состояния Счастья или Счастливого момента. Эмоциональная вспышка удовольствия человека.
Счастье длительная эмоция — это состояние движения к цели по правильно выбранному пути, где Жизнь становится праздником.
Реализация какой либо Цели, только увеличивает эмоцию Радость. Сам путь к цели вызывает прилив сил и доставляет нам внутреннее удовлетворение и истинное удовольствие. Эмоция, часто которую называют — чувство радости, гармонизирует состояние человека, насыщая его удовлетворенностью окружающим его миром.
Эта эмоция, по объективным причинам, является относительно кратковременной, подвержена смене другими эмоциональными состояниями.
Выражение Радости визуально, сопровождается улыбкой, мимическим сужением глаз с образованием лучистых морщинок.
Радость может возникать во время мечтаний или других форм воображения или познания.
Радость может возникнуть на различной стадии достижения цели или события, от удовлетворения достигнутым результатом, от физических упражнений, от удовлетворения потребностей каких либо чувств, либо вследствие процессов, уменьшающих или нивелирующих отрицательные личностные состояния. Это результат восприятия, мышления или действия.
Зачем людям нужна радость?
Радость — это одна из основных положительных эмоций человека. Она нужна человеку в связи со следующими причинами:
- Радость является хорошим показателем правильности выбора. Когда принимается действительно грамотное, оцененное решение, человек не может быть в печали, потому что он не идёт против своей совести, против своих моральных устоев и ценностей. Сразу чувствуется прилив сил. Если что-то идёт не так, неправильно, то вся радость сразу же исчезает.
- Радостные люди всегда больше нравятся окружающим. Попробуйте сами оценить угрюмого человека, вечно жалующегося на жизнь и человека, который сияет улыбкой, от которого исходит позитив. В обществе кого из них вам бы больше захотелось быть? Ответ очевиден.
Люди, способные быть радостными даже в условиях сложностей – по-настоящему сильные и умные личности! Это всегда сразу чувствуется и видно практически невооружённым глазом. Так что ваша если не постоянная, то частая радость – это показатель моральной силы и ума.
Как определить радость по выражению лица?
Разумеется, определить счастливое настроение человека по смеху не составляет труда. Когда радость переживается безмолвно, она также достаточно легко определима по мимике, но исключение составляют комбинации этой эмоции с другими.
О радостном настроении человека говорят в первую очередь характерные веки и нижняя зона лица. Область «брови-лоб» далеко не всегда задействована в мимическом ансамбле эмоции радости.
Для губ свойственно положение с оттянутыми и несколько приподнятыми уголками. Улыбаясь, человек может как держать губы сомкнутыми, так и приоткрывать рот, обнажая зубы. Демонстрация зубов в улыбке может ограничиваться верхними резцами, или же включать нижние и верхние зубные ряды вместе с деснами.
Чем интенсивнее улыбка, тем более выраженными становятся носогубные морщины, идущие от крыльев носа к нижней зоне лица. Также характерен подъем щек, который делает улыбку шире, а мимические складки – более отчетливыми. Выраженная улыбка существенно сужает разрез глаз.
Нижние веки тоже активно задействованы в эмоции радости. Кожа под ними подтягивается таким образом, что во внешних уголках глаз образуются т.н. «гусиные лапки» – характерные «веселые» морщинки, похожие на лучи. С возрастом «лапки» становятся более выраженными, тогда как у детей их может не быть вовсе.
Что является источником радости?
У каждого человека свой источник радости. Так, для некоторых покупка дорогой иномарки, отдых на дорогом курорте, шикарная блондинка или блондин рядом, дорогой телефон, украшения – причина счастья. На другого может нахлынуть нечаянная радость, но такая искренняя и сильная по совершенно другим причинам – солнце, впервые выглянувшее за время мрачных зимних дней, запах цветов, улыбка ребенка, объятия, тёплые воспоминания, смех с друзьями. Эверетт Шостром говорил мудрую вещь: «Важно радоваться процессу жизни, а не достижению ее целей». А мелочи и есть этот процесс жизни, так что неоценимо важно научиться радоваться незначительным вещам, замечать их.
Разные источники радости объясняются тем, что у всех людей разные ценности в жизни, но наиважнейшая деталь в этом – умение ценить. Если вы не сможете ценить то, что имеете сейчас, то никогда не поймете, что такое настоящая радость жизни! Если человек научился любить каждый день своей жизни, людей, общение с ними, он познает радость, счастье в полной их глубине. Если какие-то вещи не представляют для вас ценности, то они будут закрыты как источники радости до тех пор, пока вы не пересмотрите свои взгляды.
Но при этом необходимо правильно выстраивать приоритеты. Важно ценить всё в равной степени, потому что лишая себя одной части своей жизни, вы не сможете добиться успеха в другой или полностью наслаждаться иными вещами. Научитесь не терять ценность вещей, и вы никогда не сможете убрать радость, счастье из своих дней.
Количество Радости или Счастливых моментов в жизни человека
К нашему Счастью существует множество источников радостности, самый эффективный из них – дорога к любимой цели или как принято говорить — путь к Цели.
Работа на достижение Цели становится жизненной потребностью и доставляет радость. Помимо достижения цели источником радостности может стать любимый человек.
Привыкание к хорошему, не умение жить здесь и сейчас, ценить мгновения своего настоящего это основная ошибка жизни человека.
Создавайте как можно больше интересов в жизни. Чем больше у человека интересов, тем больше источников радостности. Сколько радости можно испытать от бескорыстного поступка или какой-либо высоконравственной идеи, своего саморазвития, общения с друзьями, воспитании детей и заботе о родителях.
Нельзя делать распространенную ставку счастья и радости на детей. Дети вырастают и становятся взрослыми. Спокойно и без малейшей благодарности дети уйдут из Вашей жизни и у Вас останется ваккум. Вы будете испытывать стресс, уныние или депрессию.
Какие виды радости существуют?
На данном этапе времени выделяют такие виды радости:
- Тёмная радость. То есть тот момент, когда человек получает удовольствие от плохого по отношению к окружающим, неважно, близкие это или незнакомцы. Иначе говоря, извлечение радости из чужого горя, трудностей. Если вы испытываете положительные эмоции при виде чужого несчастья, то можно смело делать выводы о проблемах с самооценкой.
- Скверная, бесчестная радость. То чувство, которое человек испытывает при совершении чего-то подлого, например, пустил лживые грязные сплетни, и все в них поверили – радость, а если при этом они вызвали широкий резонанс со стороны общества – просто на седьмом небе от счастья. Украл вещь и остался безнаказанным, обманул, предал близкого человека, не узнавшего об этом. Если всё это вызывает радостные эмоции, то это также имеет отношение к внутренним проблемам личности. Подобная радость имеет очень тесную связь с тёмной.
- Мгновенная, но сильная радость. Такое происходит на каждом шагу, что очень хорошо: долгожданная покупка, день рождения, победа в соревнованиях, новое достижение, свадьба и многие другие события, которым вы придаёте большое значение. Это всё отличные и достаточно важные вещи в жизни каждого человека, но, как правило, они кратковременны.
- Продолжительная радость. Она обычно глубинная, духовная. К примеру, искренняя любовь к человеку, родителям, другу, миру, верная дружба, благодарность. А также, что немаловажно, нужно уметь не только получать хорошее из всего вокруг, но и дарить это благо. Всё, что вы отдаете во Вселенную, к вам возвращается в троекратной форме.
Для того чтобы вас чаще посещала та самая искренняя, нечаянная радость, необходимо перестать копить в себе негативные эмоции, переживания, обиды, злобу, нужно уметь излучать позитивную энергию. Нужно тренироваться не один день, но если вам это удастся, то у вас будет возможно принимать ту радость, которую Вселенная посылает ежедневно.
Поэтому качество и длительность радости напрямую зависят от эмоционального состояния человека, а также от усилий, которые он к этому прикладывает.
Значение для человека состояния Радость
Радость как эмоциональный подъем и Счастливый момент, имеет большое значение в жизнедеятельности человека. Счастливые моменты облегчают и усиливают социальные связи, тем самым увеличивая адаптацию, освобождая от негативного или напряженного состояния.
Испытываемая человеком, эта эмоция облегчает повседневную жизнь, радость привносит способность справляться с трудностями, достигать целей, способствует уверенности и, что немаловажно, успокаивает человека, снижая его напряженные состояния.
Что необходимо для непрерывного роста радости?
Для того чтобы научиться радоваться сильнее, следует учесть следующие факторы.
Мы будем радоваться тогда, когда научимся быть благодарными. Умейте ценить то, что есть, и никогда больше не будет грусти по мелочам.
Стоит перестать печалиться о том, что с вами может быть что-то не так. Достаточно просто перестать сравнивать себя с другими, перестать волноваться о чужом мнении. Лучше остановиться и проанализировать, что случится с вами, если вдруг какой-то прохожий сформирует о вас не ту оценку. Радостный и счастливый человек, довольный жизнью не станет придавать этому значения. В этом заключается свобода – быть собой и не бояться, что тебя осудят, оспорят взгляды и точку зрения, ценности. Это сугубо их дело. Просто идите дальше.
Очень важно находить плюсы во всём, что с вами происходит. Как это делают истинные оптимисты. Конечно, у всех бывают периоды, когда, казалось бы, вообще ничего хорошего разглядеть нельзя. Но у каждой ситуации существует много сторон, и разглядев несколько, поняв их, обязательно найдете что-то хорошее, чему можно радоваться. В душе всегда нужно носить ощущение счастья, тогда в реальности оно не заставит себя ждать. Можно привести в доказательство этому слова Луция Аннея Сенеки: «Достиг вершины тот, кто знает, чему радоваться».
Очень хорошо помогает общение с окружающими. Попробуйте поговорить пару минут на совершенно обыденную тему с абсолютно незнакомым человеком без особой на то причины. Возможно, вы заведёте новых друзей. В любом случае знакомство с новыми людьми всегда приносит положительные эмоции.
Делайте то, что вас радует. Погрузитесь в это с головой, прочувствуйте себя в этом состоянии и сохраните данное чувство в себе. Для всех это могут быть абсолютно разные вещи. Возможно, вы чувствуете себя в несколько раз лучше, когда танцуете, занимаетесь спортом или, наоборот, сидите по несколько часов в день, собирая сложные пазлы, разгадывая логические задачи, играя в шахматы. Главное – найдите это увлечение и наслаждайтесь им. Радость будет присутствовать постоянно при занятии любимым делом.
И в печали, и в радости будьте проще и относитесь ко всему с юмором. Иногда стоит побыть детьми. Слишком серьезное отношение ещё никого не делало более радостным.
Такая разная радость. Знакомство детей с эмоцией радости во всем многообразии ее проявлений.
Татьяна Симонова
Такая разная радость. Знакомство детей с эмоцией радости во всем многообразии ее проявлений.
… Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз еще вернется…
М. Пляцковский
Эмоции являются первым проявлением психики человека, основой его психосоматического здоровья, фундаментом мотивации и творческой активности. Способность понимать эмоции другого человека является чрезвычайно важной для процесса общения. Неправильно понятая эмоция приводит к неадекватной реакции, что усложняет коммуникацию и ведет к внешним конфликтам. Неосознаваемость собственных чувств порождает внутренние конфликты, повышает уровень тревожности, ведет к ненормативному использованию психологических защит. Взрослые же, вместо того чтобы развивать у детей способность к пониманию своих и чужих эмоций и научить способам адекватного выражения чувств, зачастую неосознанно наоборот, подавляют детские эмоции. Ежедневная депривация эмоций ребенка становится нормой. Под запретом оказываются практически все эмоции:
«Сейчас же прекрати плакать!»
— подавление
эмоции обиды,
«Нельзя злиться на маму!»
—
эмоции гнева,
«Ешь что дают!»
—
эмоции отвращения,
«Отвяжись со своими вопросами!»
—
эмоции интереса,
«Не смейся так громко!»
—
эмоции радости.
Так ребенок лишается права проявлять свои эмоции. Культивируется только чувство вины («Вот посиди и подумай. Тебе должно быть стыдно!»
) Огромная энергия подавляемых
эмоций никуда не девается, а находит выход в психосоматических заболеваниях, неврозах. В детском саду и семье больше обращают внимание на интеллектуальное развитие детей, забывая о тесной связи эмоций и разума, об их взаимообусловленности. В такой обедненной эмоциональной среде ребенку очень трудно научиться понимать чувства окружающих его людей и свои собственные.
А ведь это непременное и очевидное условие успешности человека в сфере межличностных отношений. В связи с этим проблема эмоционального развития детей представляется мне очень актуальной.
Я хочу предложить вашему вниманию свой проект «Такая разная радость»
.
Радость – одна из самых естественных детских эмоций, но, как уже говорилось выше, она может подавляться так же, как и все остальные. Детские страхи, гнев (агрессия, тревожность все же попадают во внимание детских психологов и педагогов, с ними работают. А вот детская радость остается без внимания.
Мы в детском саду часто беседуем с детьми о переживаемых ими эмоциях. Однажды в ходе такой беседы и родилась идея проекта «Такая разная радость»
. Как-то в понедельник дети делились впечатлениями о том, как они провели выходные. Одна девочка рассказала, что она ходила в гости к крестной, у которой живет маленькая собачка. Когда девочка вошла в дом, собачка
радостно бросилась ей навстречу, запрыгнула на руки. «Я так обрадовалась собаке, но у меня из глаз почему-то потекли слезы» (Лиза, 5 лет)
. На вопрос, почему же у Лизы потекли слезы, если она
обрадовалась, никто не мог ответить. Были версии, что собака укусила девочку или испачкала ее. Но причина была в чем-то другом… И мы стали искать причину.
Основной целью проекта стало знакомство детей с эмоцией радости во всем многообразии ее проявлений. Для этого необходимо было сформировать у детей представление о том, что радость бывает разная и не всегда это чувство однозначно. Важным также представлялось развитие умения различать проявления эмоции радости по мимике, пантомимике, интонации. Кроме этого, необходимо было побудить детей к осознанию собственной радости и адекватным способам ее выражения. И конечно же – стимулировать переживание положительных эмоций и желание СОрадоваться.
Родителей также предполагалось вовлечь в проект, повысить их активность и интерес к общению с собственными детьми на тему переживаемых эмоций и чувств, совместному прочтению и обсуждению литературных произведений, просмотру мультфильмов и детских телепередач в рамках тематики проекта.
Чтобы оценить эффективность работы, предварительно была проведена диагностика. Детям предлагалось определить эмоции по фотографиям. По результатам диагностики, эмоцию радости в ее «классическом»
проявлении, определяют практически все дети. А идентификация такой эмоции как «злорадство»
, вызывает значительные затруднения. 50%
детей считывают ее как «гнев»
, 38 % — как
«радость»
, остальные либо затрудняются, либо предлагают прочие варианты. Установлено, что наибольшую информативность при идентификации
эмоций по мимике имеет верхняя половина лица, в особенности, область глаз и бровей. В данном случае верхняя часть лица как раз имеет мимические проявления гнева. Поэтому половина детей назвали мальчика с фотографии «злым»
. Менее информативна нижняя часть лица.
«Мальчик радостный, ведь он улыбается»
— ответили 38 %
детей. Слезы счастья интерпретировались детьми как горевание. Таким образом, можно сделать вывод, что определение различных оттенков и проявлений эмоции радости вызывает у детей старшего дошкольного возраста значительные затруднения.
Реализация проекта происходила в различных видах детской деятельности.
В игровой деятельности были использованы:
• театрализованные игры (психогимнастические этюды на выражение эмоции радости по М. И. Чистяковой – «Вкусные конфеты»
,
«Золотые капельки»
,
«Колыбельная медвежонку»
,
«Ласковый котенок»
и др.)
• психологические игры на развитие эмпатии,положительного отношения к себе и другим: «Подари свет души своей»
(авт.,
«Капелька доброты»
(авт.,
«Волшебники»
,
«Большое доброе существо»
,
«Звезда дружбы»
и др.
• телесно-ориентированные техники на снятие мышечных зажимов (игры «Тортик»
,
«Дружеский массаж»
и др.)
• релаксация (с фиксацией на дыхании, без фиксации на дыхании, с «5Dэффектом»
)
• дидактические игры на закрепление знаний о мимических проявлениях эмоции радости («Лицемер»
,
«Эмоциональное лото»
,
«Экран настроений»
)
Коммуникативная деятельность детей в рамках проекта включала в себя свободное общение на тему «Радость»
, обмен впечатлениями, мнениями, коммуникативные игры на стимуляцию положительных
эмоций, развитие эмпатии, навыков взаимодействия – «Поводыри»
,
«Сиамские близнецы»
,
«Охота на тигра»
и др. Содержание рисунков, техника исполнения, стилистика выбирались самим ребенком. Была организована выставка детских работ
«Радостный вернисаж»
.
Музыкально-двигательная деятельность, также как и рисование, является арт-терапевтическим приемом. Дети слушали веселую музыку, исполняли танцы-импровизации, устраивали «Веселую детскотеку»
.
Родителям было рекомендован к совместному прочтению с детьми ряд веселых произведений детской литературы. Например, стихи Ю. Мориц, стихи Б. Заходера, К. Чуковский «Радость»
,
«Путаница»
и др. стихи, В. Сутеев
«Веселые истории в картинках»
, сказки и рассказы для
детей, В. Бондаенко «Три веселых зайца»
и др.
В ходе реализации проекта была активно задействована и познавательная деятельность детей.
Дети рассматривали фотографии на тему «Радость»
, обсуждали их, обменивались мнениями, спорили. Составляли пиктограммы различных
проявлений эмоции радости. Обсуждали персонажей детских книг, мультфильмов, детских телепередач, для которых характерны те или иные проявления эмоции радости.
Итоговым продуктом проекта стал коллаж «Стена Радости»
, созданный детьми. Как известно, создание коллажей является арт-терапевтической техникой, с помощью которой можно осознать свои чувства, пересмотреть свое видение ситуации, найти ответы на свои вопросы, увидеть решение проблемы. Мы создавали коллаж
«Стена Радости»
для того,чтобы:
Выразить свою радость (осознание своих чувств, адекватные способы выражения эмоций)
Порадоваться задругих (эмпатия, умение сорадоваться)
Поделиться мыслями, рассказать о том, что узнали в ходе проекта (познавательный компонент)
«Зарядиться»
хорошим настроением
(стимуляция положительных эмоций)
Стену Радости мы расположили на видном месте, где ее хорошо могли рассмотреть и дети, и родители, и все сотрудники детского сада, заходящие в эту группу. В течение всего времени проекта любой желающий мог дополнить Стену Радости рисунками, надписями, аппликацией и т. д., главное, чтобы это соответствовало теме «Радость»
. Стена
Радости стала интерактивной. Фотографии и рисунки с веселыми лицами людей разных возрастов невольно вызывали улыбку у каждого, кто входил в группу.
Также в ходе проекта дети узнали, что радость бывает разная, что она может смешиваться с другими эмоциями, что причин для радости очень много и у каждого они свои.
Дети научились различать многообразие проявлений эмоции радости по мимике и пантомимике. По результатам диагностики, 80% детей правильно определяли по мимике различные проявления эмоции радости.
В речь детей вошли новые слова и выражения. К примеру, все дети запомнили словосочетание «злая радость»
, которое мы использовали в обсуждениях, а некоторые дети запомнили и стали использовать в речи слово
«злорадство»
. Для
многих открытием стало, что страх может приносить радость. И, наконец, мы ответили на вопрос «Почему же у Лизы текли слезы из глаз, когда она обрадовалась собаке?» В ходе обсуждений различных ситуаций, размышлений, споров, наблюдений, рассматривания фотографий дети сами пришли к выводу, что, «когда радость очень-очень-преочень сильная, то человек может даже плакать. Плакать от радости».
Педагог-психолог МБДОУ «Д/с № 9»
г. Сосновый Бор Ленинградской обл.
Симонова Татьяна Ивановна
Как реагировать на желающих зла, а не добра?
И в печали, и в радости не обращайте внимания на недоброжелателей. Просто идите своей дорогой, доказывая всем свою точку зрения стремлением к цели, действиями, а не ответной агрессией. Радуйтесь каждому моменту жизни.
Если вы научитесь понимать природу людей, их мотивы, взгляды, язык жестов, то вам будет проще подобрать к ним ключ и, конечно же, вы будете знать, как порадовать их. Как уже известно, принося радость людям, сам становишься чуть более счастливым.
Как правильно выражать свои эмоции?
Вопрос о том, как научиться выражать свои эмоции, очень важен. Эмоции – это вид энергии, которая накапливается внутри нас. Накопление этой энергии приводит к эмоциональному напряжению и в конечном итоге эмоционально-телесному блоку. Со временем могут наступить такие последствия, как проблемы с нервной системой и общим состоянием здоровья.
К примеру, агрессия и внутренняя злость могут доходить до такого пика, что человек становится опасен. Это те ситуации, в которых нужно понимать, как выражать негативные эмоции. Если вам удалось распознать в себе такое эмоциональное состояние, есть несколько способов справиться с ним:
- Успокоиться и медленно посчитать до 100. Как правило, после этого половина из того, что хочется сделать, кажется уже каким-то немыслимым и нездоровым. Этот способ поможет избегать неприятных ситуаций и научиться более спокойно реагировать на сложные ситуации, а также проявлять эмоции более корректно;
- Поделиться своими эмоциями с другими людьми. Рассказать, что вам грустно или у вас проблемы. В ходе разговора обязательно наступит облегчение;
- Позволить себе поплакать, можно даже перед зеркалом. Слезы помогают избавиться от внутреннего и эмоционального напряжения. Кроме того, они показывают окружающим, что вам больно;
- Танцы или пение – прекрасный способ выплеснуть накопившиеся эмоции. Вы можете петь и танцевать в компании или в одиночестве.
Сталкивались ли вы с чувством раздражения из-за того, что испытывают другие люди?
Да. Меня частенько раздражают чужие эмоции, особенно попытки их выражения другими людьми.
0%
Да, но это бывает редко. В основном тогда, когда дело доходит до бесконтрольной демонстрации плохого или хорошего настроения.
100%
Нет, меня это никак не трогает.
0%
Нет, я спокойно отношусь к проявлению чувств другими, иногда с одобрением.
0%
Проголосовало: 3
Как научиться позитивно смотреть на мир?
Одной из техник может послужить взгляд ребенка. Посмотрите на всё глазами маленьких детей. Они по-настоящему умеют разглядеть красоту в каждой вещи. Умеют создавать неожиданную радость практически из ниоткуда и распространять её на всех окружающих.
Дети безудержно радуются снегу, потому что тогда родители смогут покатать их на санках.
Малыши радуются жаре, потому что тогда можно играть, обливаться водой, кататься на велосипеде. Это те учителя, у которых нам действительно стоит поучиться.
Список положительных эмоций человека
К положительным, как правило, относят те, от которых человеку хорошо и приятно на душе. Это эмоции, которые хочется чувствовать постоянно, изо дня в день. К списку положительных относят:
- симпатию;
- удовольствие;
- радость;
- восторг;
- восхищение;
- ликование;
- умиление;
- блаженство.
Если человеку удается регулярно испытать такие эмоции, он чувствует себя счастливым.
Радость: цитаты про радость
В истории существует множество людей, которые знали, что собой представляет радость, и пытались поделиться этим с окружающими:
- «Надо быть всегда радостным. Если радость кончается, ищи, в чём ошибся» (Лев Николаевич Толстой).
- «Если вы постигли искусство радоваться каждому мгновению, то вы научились очень многому» (Азад).
- «В этом мире есть боль и печаль… Но радости и любви в нём гораздо больше!» («Кубо: Легенда о самурае»).
Поняв, что вам необходимо для радости, хорошего самочувствия, какие вещи и люди вызывают наиболее приятные эмоции и состояния, какие увлечения заставляют чувствовать себя на вершине мира, на седьмом небе от счастья – стремитесь к ним, делайте всё, что в ваших силах.
Всё же радость и счастье — вещи, которых могут достичь абсолютно все. Они делают нашу жизнь гораздо более приятной, яркой, наполненной моментами, которые хочется проживать снова и снова. Будьте сильными личностями, делитесь оптимизмом и наслаждайтесь вашей даже небольшой радостью!
Функции эмоций
О биологической целесообразности говорил еще Чарльз Дарвин. Наиболее часто в психологической литературе встречаются следующие психологические функции:
- функция оценки, которая позволяет мгновенно ценить раздражитель или ситуацию и направить информацию в определенное русло. Это и называют первым впечатлением. Если человек производит с самого начала благоприятное впечатление, то отношение к нему и общение складывается положительным образом. Очень сложно изменить восприятие к себе после первого неприятного эффекта;
- функция компенсации информационного дефицита. Иногда человеку не хватает информации для рационального принятия решения. И тогда на помощь приходят эмоции, которые восполняют этот недостаток и дают возможность прогнозировать ситуацию;
- функция мобилизации заставляет организм человека сосредоточиться на преодолении стрессовой ситуации. Это происходит на физиологическом уровне, когда адреналин при эмоции страха заставляет человека бежать с несвойственной ему скоростью. Причем это отнюдь не трусость, а «сужение сознания» — так называют этот феномен;
- функция следообразования, при которой эмоция появляется после того, как случилось раздражающее событие, и действовать уже поздно. Именно тогда возникает настораживающее отношение к аналогичным ситуациям, человек получает некое предупреждение;
- функция коммуникации, когда люди как бы «примеряют» эмоции, переживаемые другим человеком. Это объясняется тем, что механизмы реализации базовых эмоций даны нам с рождения, поэтому мы сопереживаем человеку с гримасой боли на лице;
- функция дезорганизации, когда сильные эмоции работают против нас, они нарушают эффективность индивида и приводят к состоянию дистресса. Дистресс провоцирует расстройство поведения и угнетает здоровье человека.
Чувства, которые образуются под влиянием эмоций
Психологи советуют ознакомиться не только со списком положительных эмоций, но и чувств. К ним относят:
- благодарность;
- любовь;
- гордость;
- уважение;
- доверие;
- безопасность;
- привязанность.
Спектр чувств не ограничивается списком положительных и отрицательных эмоций человека, не стоит забывать и о негативных чувствах. Их, к сожалению, тоже многие могут испытывать долгое время и достаточно сильно от этого страдать. К списку отрицательных чувств относят:
- тревогу;
- тоску;
- грусть;
- отчаяние;
- обиду;
- скорбь;
- недовольство;
- жалость;
- ненависть;
- злорадство;
- сожаление;
- уныние;
- ревность;
- злобу;
- недоверие;
- презрение;
- отвращение;
- зависть;
- разочарование.
Конечно, это перечень не всех чувств и эмоций человека, а лишь их малая часть, но наверняка каждому приходилось испытывать то или иное чувство хотя бы раз в жизни.
Специалисты утверждают, что необходимо понимать разницу между списком позитивных эмоций и списком положительных. Это не одно и то же. Если положительные эмоции можно расценивать как приятные всегда, независимо от ситуации, то позитивными могут быть и негативные чувства или эмоции, попавшие в такую ситуацию.