Роль эмоций в жизни человека — Психологические теории эмоций


Психологические теории эмоций

Многочисленные физиологические изменения в организме сопровождаются любым эмоциональным состоянием. На протяжении всей истории развития этой области психологических знаний предпринимались попытки связать физиологические изменения в организме с определенными эмоциями и показать, что комплексы органических признаков, сопровождающие различные эмоциональные процессы, на самом деле различны.

Васильев И.А. В статье «Гуманитарные и естественнонаучные парадигмы в изучении эмоций» критикуется естественнонаучный подход в изучении эмоций. Сформулирована проблема изоляции связей и отношений и доказательства их существования или отсутствия. Поднимается проблема метода изучения эмоций.

В 1872 году К. Дарвин опубликовал книгу «Выражение эмоций у человека и животных», которая стала поворотным пунктом в понимании связи между биологическими и психологическими явлениями, в частности, между организмом и эмоциями. В нем он показал, что эволюционный принцип может быть применен не только к биофизическому, но и к психолого-поведенческому развитию живых существ, и что между поведением животных и человека нет непреодолимой пропасти. Дарвин показал, что у больших обезьян и слепых детей много общего во внешнем выражении различных эмоциональных состояний и выразительных движений тела. Эти наблюдения легли в основу теории эмоций, которую называют теорией эволюции. Согласно этой теории, в процессе эволюции живых существ эмоции появляются как жизненно важные адаптивные механизмы, помогающие организму адаптироваться к условиям и ситуациям своей жизни. По мнению Дарвина, физические изменения, сопровождающие различные эмоциональные состояния, например, движения, связанные с соответствующими эмоциями, являются не более чем рудиментами фактических адаптивных реакций организма.

Идеи Дарвина. Идеи Дарвина были взяты и развиты в другой теории, которая стала широко известна в психологии. Его авторами были У. Джеймс и К. Ланге. Иаков считал, что некоторым телесным состояниям свойственны различные эмоции — любопытство, восторг, страх, гнев и возбуждение. Соответствующие физические изменения назывались органическими проявлениями эмоций. Именно органические изменения, согласно теории Джемса-Ланджа, являются причинами эмоций. Отраженные через систему обратных связей в человеческом разуме, они производят эмоциональное переживание соответствующей модальности. Сначала под воздействием внешних стимулов в организме происходят характерные для эмоций изменения, и только потом — как следствие — возникает сама эмоция.

Альтернативный взгляд на паритет органических и эмоциональных процессов предложил У. Кеннон. Он одним из первых указал на то, что телесные изменения, наблюдаемые при возникновении различных эмоциональных состояний, достаточно похожи друг на друга и недостаточны по своему разнообразию, чтобы удовлетворительным образом объяснить качественные различия в высших эмоциональных переживаниях человека. Более того, внутренние органы, с изменением состояния которых Джеймс и Ланге ассоциируют возникновение эмоциональных состояний, являются достаточно бесчувственными структурами, которые приходят в состояние возбуждения лишь очень медленно. Эмоции же, с другой стороны, обычно возникают и развиваются достаточно быстро.

Самым сильным контраргументом Кеннона к теории Джеймса Ланга было то, что искусственно индуцированное прерывание органических сигналов в мозг не мешает возникновению эмоций.

Психоорганическая теория эмоций (концепции Джеймса Ланджа и Кеннон-Барда можно назвать только условно) получила дальнейшее развитие под влиянием электрофизиологических исследований мозга. На ее основе была сформирована теория активации Линдси-Хебб. Согласно этой теории, эмоциональные состояния определяются влиянием ретикулярной формации нижней части ствола мозга. Эмоции возникают при нарушении и восстановлении равновесия в соответствующих структурах центральной нервной системы. Теория активации основана на следующих основных положениях:

  • Электроэнцефалографическая картина функционирования мозга, происходящая во время эмоций, является выражением так называемого «активационного комплекса», связанного с активностью ретикулярной формации.
  • Работа ретикулярной формации определяет многие динамические параметры эмоциональных состояний: их силу, продолжительность, изменчивость и ряд других.

Вслед за теориями, объясняющими связь эмоциональных и органических процессов, появились теории, описывающие влияние эмоций на психику и поведение человека. Установлено, что эмоции регулируют деятельность и оказывают на нее определенное влияние в зависимости от характера и интенсивности эмоционального переживания. МИН.О. Хеббу удалось экспериментально получить кривую, выражающую зависимость между степенью эмоционального возбуждения человека и успешностью его практической деятельности.

Слишком слабое и очень сильное эмоциональное возбуждение нежелательно для достижения наивысших результатов в деятельности. Для каждого человека (и вообще для всех людей) существует оптимальный уровень эмоционального возбуждения, что обеспечивает максимальную эффективность в работе. Оптимальный уровень эмоционального возбуждения, в свою очередь, зависит от многих факторов: характеристик деятельности, которой мы занимаемся, условий, в которых она происходит, индивидуальности вовлеченного в нее человека и многого другого. Слишком слабое эмоциональное возбуждение не обеспечивает должной мотивации деятельности, а слишком сильное разрушает ее, дезорганизует и делает практически неконтролируемым.

У человека когнитивно-психологические факторы (познавательные средства — знание) играют не менее важную роль в динамике эмоциональных процессов и состояний, чем органические и физические воздействия. В этом контексте были предложены новые концепции, объясняющие эмоции человека через динамические особенности когнитивных процессов.

Одной из первых таких теорий была теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Согласно этой теории, человек испытывает положительные эмоции, когда его ожидания подтверждаются, а познания реализуются, т.е. когда фактические результаты действий соответствуют, согласуются или, что одно и то же, соответствуют ожиданиям. Отрицательные эмоции возникают и усиливаются при несоответствии, несогласованности или диссонансе между ожидаемыми и фактическими результатами действий.

Субъективно, состояние когнитивного диссонанса обычно воспринимается человеком как дискомфорт, и он стремится избавиться от него как можно быстрее. Выход из состояния когнитивного диссонанса может быть двояким: либо изменить когнитивные ожидания и планы таким образом, чтобы они совпадали с реально достигнутым результатом, либо попытаться достичь нового результата, который бы совпал с предыдущими ожиданиями. В современной психологии теория когнитивного диссонанса часто используется для объяснения действий человека, поведения в различных социальных ситуациях. Эмоции считаются основным мотивом для соответствующих действий и поступков. Когнитивные факторы, лежащие в их основе, приписываются гораздо большей роли в определении поведения человека, чем органические изменения.

Преобладающая когнитивная направленность современных психологических исследований привела к включению в сознание людей оценок ситуаций как моциогенных факторов. Считается, что такие оценки непосредственно влияют на природу эмоциональных переживаний.

Что касается условий и факторов возникновения эмоций и их динамики, свой вклад внесли У. Джемс, К. Ландж, У. Кеннон, П. Бард, Д. Хебб и Л. Фестингер, С. Шехтер. Он показал, что память и человеческая мотивация являются основными составляющими эмоциональных процессов. Понятие эмоций, разработанное С. Шехтером, называется когнитивно-физиологическим.

Согласно этой теории, помимо воспринимаемых стимулов и физических изменений, которые они производят, на эмоциональное состояние, которое возникает, влияет и предыдущий опыт человека и его оценка текущей ситуации с точки зрения интересов и потребностей, которые являются для него актуальными. Косвенным подтверждением обоснованности когнитивной теории эмоций является влияние вербальных инструкций на человеческий опыт, а также дополнительная эмотогенная информация, которая должна изменить оценку человеком возникшей ситуации.

В одном из экспериментов, призванных доказать утверждения когнитивной теории эмоций, людям было дано физиологически нейтральное решение с различными указаниями как «медицина». В одном случае им сказали, что «наркотик» вызовет у них эйфорию, в другом — злость. После приема «наркотика» испытуемых спрашивали, как они будут себя чувствовать по прошествии определенного периода времени, если им будут даны инструкции по приему препарата. Было обнаружено, что эмоциональные чувства, о которых они сообщили, были схожи с теми, которые они ожидали испытать после того, как им были даны указания.

Также было показано, что характер и интенсивность эмоциональных переживаний человека в данной ситуации зависит от того, как его переживают окружающие. Это означает, что эмоциональные состояния могут передаваться от человека к человеку, и что в человеке, в отличие от животных, качество передаваемых эмоциональных переживаний зависит от личных отношений с сопереживающим человеком.

Сила чувств

Сила чувств отличает человека, живущего яркой жизнью, от окружающей его серой толпы. Впечатлить меланхолика-домоседа намного проще, чем того, кто предпочитает рискованные увлечения.

Если человек постоянно лежит в кровати и ничем не занимается, даже незначительные события будут вызывать у него большой отклик. При насыщенной жизни те же обстоятельства могут не спровоцировать никаких эмоций.

Сила чувств определяется высотой тех барьеров, которые человек преодолевает. Чтобы убедиться, достаточно рассмотреть простой пример: голод. Когда человек даже при небольшом дискомфорте сразу отправляется перекусить, пища не вызывает у него никакой эмоциональной реакции. Он не придает значения этому событию.

Если же перед этим человек был в длительном походе или вернулся после долгой рабочей смены домой, он получит большое удовольствие даже от простого блюда.

Разница связана с дискомфортом. Положительные эмоции возникают из-за резких контрастов. Это так же работает с длительным ожиданием: если человек над чем-то долго работает, он будет счастлив, получив результат. Однако здесь кроется опасность. При несоответствии затраченных усилий результату возникнет недовольство и даже фрустрация.

Главный навык счастливых людей – умение ставить перед собой адекватные задачи. Они должны быть достаточно масштабными и трудными, чтобы возник контраст. Однако нельзя перенапрягаться либо прилагать много усилий при минимальном результате. Сложность должна соответствовать награде.

По этой причине нельзя сразу переходить к интиму, если вы хотите выстроить долгосрочные отношения. Секс – это результат действий. Если действий еще не было, человек не будет воспринимать произошедшее как новую высоту. Сила его чувств не повысится. Напротив, она закрепится на низком уровне.

Более выгодной тактикой в данном случае станет флирт, разжигание страсти и одновременно ее сдерживание. Наибольший отклик вызовет переход на следующий уровень на пике чувств.

Важно не переусердствовать, т. к. длительное отсутствие развития отношений вызывает угасание эмоций и скуку. На фоне уже имеющейся фрустрации остановить этот процесс будет невозможно.


Легкий флирт способен перерасти в большой огонь страсти.

Психология эмоций в Концепции Л.С. Выготского

Л.С. Выготский не оставил полного учения об эмоциях. В то же время, в ряде его работ можно найти достаточно подробную аргументацию по этой проблеме. Взятые вместе, они представляют достаточно полную картину представлений Выготского о природе и механизмах развития человеческих эмоций. Философски эти идеи основаны на идеях Спинозы и, в частности, на его принципе единства аффекта и интеллекта. Предшественником Выготского в развитии этого принципа в психологической науке является Курт Левин. Основные моменты подхода Выготского к проблеме эмоций следующие.

1. эмоции развиваются. Исходя из этого, каждая эмоция должна быть классифицирована только с точки зрения ее развития.

2. существует связь между аффектом и интеллектом. Каждой стадии в развитии мысли соответствует этап в развитии аффекта. Развитие мысли и чувств происходит от одного корня, аффективного действия младенца. Дальнейшее развитие аффекта продолжается: 1) по пути дифференциации эмоциональной сферы сознания с последующей дифференциацией внутри самой этой сферы; 2) в направлении изменения природы динамических процессов. Оба напрямую связаны с развитием мысли.

Таким образом, если в раннем детстве поведение ребенка можно охарактеризовать как «поле», а сознание характеризуется единым аффективным восприятием и действием, то основным симптомом кризиса 3-го года является нарушение единства аффекта и действия. Ребенок не действует непосредственно под влиянием аффекта, а действует вопреки своей склонности. По мере того, как зрительно-актуальное мышление ребёнка уступает место образному мышлению, развивается и аффективная сторона сознания. Это находит свое отражение, прежде всего, в обобщении внутренних процессов, что является одним из существенных аспектов изменений в дошкольном возрасте. В этот период происходит обобщение чувств: Возникает аффективная формация, связывающая единичный аффект как понятие с единым восприятием. Наконец, в подростковом возрасте формирование мышления с точки зрения понятий приводит к более глубокому знанию и упорядочению своего мира опыта.

Другой аспект изменений в аффективной сфере человека связан с тем, что каждая стадия развития мысли соответствует определенному характеру динамических процессов. Выготский отмечает, что конкретная мысль соответствует более костной и жесткой динамике, в то время как абстрактная мысль и воображение соответствуют более плавной и гибкой динамике. В связи с этим становится очевидной качественная специфика высших или тонких эмоций. Дифференциация эмоций и их более мягкий ход являются прямым следствием развития мысли.

3 Кроме влияния мысли на аффект, существует и обратное влияние аффекта на мысль. Это особенно очевидно: 1) каждая идея содержит в пересмотренном виде аффективное отношение человека к реальности, представленной в этой идее; 2) само мышление исходит из мотивационной сферы нашего сознания. По мнению Выготского, отношение мысли к слову — это живой процесс, «движение через целый ряд внутренних планов».

4. в патологии (например, шизофрении) ущерб интеллектуальным или эмоциональным аспектам сознания как таковому обычно меньше, чем патологическое изменение их корреляции.

Выготский выступает за принцип активного участия эмоций в общем развитии сознания. Влияет не только на развитие мышления и поведения ребенка, но и является мощным стимулом, побуждающим ребенка к поиску «уклонения от развития» при наличии врожденного дефекта.

6. деятельность играет важную роль в развитии эмоциональной сферы человека. Деятельность может влиять косвенно (в деятельности развивается в основном мышление, что, в свою очередь, вызывает изменения в аффективной сфере) и непосредственно, как это происходит, например, в игровой деятельности ребенка.

7. развитие аффективной сферы следует той же логике, что и развитие других психических функций. Развитие эмоций идет в направлении сознания.

8. Каждая эмоция — это функция личности.

Идеи Л.С. Выготского о природе эмоций и их развитии составляют неотъемлемую часть его конкретно-психологической теории сознания.

Что такое эмоциональность

В психологии эмоциональность характеризует качество, содержание и динамику эмоций. Она может быть сильной, когда эмоции ярко выражены, а может быть слабой, когда событие не оставляет следа в душе человека или когда этот след не заметен окружающим.

Люди, далекие от психологии, под эмоциональностью понимают эмоции, выраженные ярко, заметно для окружающих. Эмоциональным называют человека с непосредственным, живым, восприятием.

Информационная теория эмоций

Такой подход к проблеме эмоций полностью принадлежит павловскому направлению в модификации высшей нервной деятельности мозга.

Когда Павлов формулировал свою стратегию исследований, он утверждал, что важно сначала понять психологически, а затем перевести на физиологический язык. Он не отрицал психологию как знание внутреннего мира человека, но защищал абсолютное право естественнонаучной мысли везде и до тех пор, пока она будет развивать свою силу.

Информационная теория эмоций — это доктрина высшей нервной деятельности мозга, основанная И.П. Павловым. Это не традиционная физиология мозга и не психология, поскольку она представляет собой качественно новую область знаний, основанную на системном взгляде на психику и поведение.

Суть подхода: захват обеих сторон психики — ее нейрофизиологических механизмов и рефлексивно-регуляторных функций, ее корреляция с потребностями организма (личности) и окружающего мира.

При изучении влияния эмоций на деятельность была выявлена важность качества потребности, на основе которой возникает эмоциональное состояние. Вопрос о том, вызвала ли необходимость какая-либо конкретная деятельность или посторонний мотив, порождающий эмоции, здесь чрезвычайно важен.

В своей работе физиолог И.П. Павлов указал на факторы, неотделимые от вовлечения мозговых механизмов эмоций.

Таковы присущие организму потребности, приводы, которые Павлов отождествлял с врожденными (необусловленными) рефлексами. Однако Павлов понимал, что разнообразие человеческих эмоций нельзя сводить к врожденным (необусловленным) рефлексам. Павлов открыл механизм, с помощью которого мозговой аппарат, отвечающий за формирование и реализацию эмоций, вовлекается в процесс обусловленной рефлекторной активности (поведения) высших животных и человека.

На основе экспериментов, посвященных феномену системной или динамической стереотипности в работе полушарий головного мозга, Павлов сделал вывод о том, что под влиянием внешней стереотипности повторяющихся воздействий в коре головного полушария формируется устойчивая система внутренних процессов. По мнению Павлова, процессы, описанные в великих полушариях, соответствуют тому, что мы субъективно в нас обычно называем чувствами, в общем виде положительных и отрицательных чувств, и в большом количестве оттенков и вариаций, возникающих либо в результате их сочетания, либо в результате различных напряжений. Здесь чувствуется трудность и легкость, веселье и усталость, довольство и печаль, радость, победа и отчаяние.

Возвышенность чувств

Второе свойство чувств – возвышенность. Она определяется ритмом работы центров головного мозга, их согласованностью. Чем ближе организм к состоянию гармонии, тем более возвышенные чувства.

На практике это связано с контрастами и полным списком испытанных ощущений. Физические чувства чаще всего низменные. Они сопряжены с дискомфортом.

Например, человек испытывает удовольствие от употребления пищи, если недавно был голоден, однако одновременно у него возникает чувство тяжести в желудке.

Возможность унять зуд приносит облегчение, но оно смешано с дискомфортом. Длительное воздержание от справления нужды усиливает как неприятные ощущения, так и удовольствие во время удовлетворения потребности.

Пример возвышенных эмоций – чувства, которые испытывает человек при прослушивании музыки. В этот момент никакого сопутствующего негатива не возникает, поэтому все мозговые центры работают в одном ритме, согласованно. Человек испытывает полное наслаждение, не испорченное каким-либо негативом.

Основу счастья составляют возвышенные чувства. В первую очередь они затрагивают социальные отношения с близкими. Чтобы понять, любите ли вы человека, достаточно проанализировать ситуацию и разобраться, вызывает ли у вас что-либо злость или раздражение.

Если вы, например, в чем-то подсознательно обвиняете вашего партнера и сердитесь на него, лучше сразу выйти из отношений. Вам не удастся восстановить уже разбитое.


Разрушенные отношения не восстановить.

Классификация

Люди могут сильно различаться между собой. Они могут жить в разных странах, воспитываться по различным обычаям, но в большинстве случае их эмоции схожи между собой. Животные обладают уникальной способность понимать эмоции человека. Например, кошка или собака отлично чувствуют настроение хозяина. Если человек находится в хорошем расположении духа, животное обязательно подойдет к нему. Почувствовав малейший признак злости и агрессии, питомец будет стараться держаться подальше от человека.

Ученые еще не могут до конца сформулировать определение этого явления. Не ясно как именно животные чувствуют ненависть или радость, исходящую от человека. Однако, подобное явление может подтвердить практически каждый человек.

Эмоции различны и подразделяются на несколько видов. Они обладают способностью быстро сменять друг друга. Человек может находиться в подавленном состоянии, и резко обрести жизненные силы. Необычный прилив сил также может смениться апатией, и желанием спрятаться от мира. Будучи грустным и печальным, человек может резко стать веселым и радостным.

Людям тяжело скрывать свои эмоции. Зачастую они сразу же отражаются на лице человека, и для того, чтобы избежать подобного, нужно обладать невероятным контролем над собой.

Пытаясь скрыть истинные чувства, они могут выдать себя жестами, мимикой или даже голосом.

В целом эмоции можно подразделить на три основные группы.

  • Положительные;
  • Отрицательные;
  • Нейтральные;

К положительным эмоциям можно отнести радость, смех, счастье, удовольствие, любовь, симпатия, восхищение, блаженство и другие. Они приносят человеку только положительные ощущения, и делают его жизнь намного лучше.

К отрицательным эмоциям обычно относят зависть, злость, ненависть, обиду, страх, отвращение, сожаление и другие. Подобные эмоции вгоняют человека в депрессивное состояние и существенно ухудшают его жизнь.

К нейтральным эмоциям можно отнести изумление, любопытство и безразличие. Зачастую такие эмоции не несут за собой особого подтекста, и не представляют для человека значимого интереса.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]