Нейропсихология – это научное направление, которое создалось на грани нейронауки и психологии, занимающееся изучением функционирования структур головного мозга и их связи с психическими процессами и формой поведения живых существ. Практическая нейропсихология используется в научно-исследовательских организациях, которые занимаются клиническими исследованиями, применяется в судебных и следственных учреждениях, в специализированных клиниках с направлением клиническая нейропсихология.
Практическая нейропсихология применяется в решении задач медицинской психологии: диагностике и реабилитации. Клиническая и теоретическая составляющие нейропсихологии действуют в неразрывном единстве, при изначальных условиях формирования и развития нейропсихологии.
Практическая нейропсихология пребывает на стадии развития, её основные направления определяются расширением области применения метода синдромной нейропсихологической деятельности к диагностике таких категорий больных, в которых нарушения психических функций слабее выражены, чем при опухолях и более диффузны в своем проявлении.
При этом нейропсихологическая квалификация структуры расстройств психики, требует систематизированного описания данных синдромной диагностики, содержащего то, что только вошло в практику, но не успело получить освещения в раньше опубликованных фундаментальных исследованиях.
В актуальное время начинает активно развиваться такое направление психологии, как нейропсихология индивидуальных различий, её еще называют дифференциальной нейропсихологией. Эта отрасль занимается изучением мозговой организации процессов психики и состояний здоровых личностей, на основе методических и теоретических достижений нейропсихологической науки. Актуальность метода нейропсихологического анализа психических функций у здоровых индивидов определяется практическими и теоретическими сведениями.
Главной теоретической задачей, возникающей в области нейропсихологии, встает необходимость ответа на вопрос о возможности распространения общих нейропсихологических представлений о мозговой организации психики, которые сложились при исследовании последствий локальных поражений головного мозга, на изучение мозговых механизмов психики здоровых лиц.
Предмет, задачи, методы нейропсихологии
Нейропсихология – это отрасль психологии, изучающая мозговые механизмы высших психических функций и их связь с системами головного мозга.
Предмет нейропсихологии – мозговые структуры, участвующие в психических процессах, эмоциональных состояниях и личностных особенностях на материале локальных поражений головного мозга.
Объект нейропсихологии – головной мозг больного человека, пораженный в результате травм, кровоизлияний, раковых опухолей, наследственных аномалий.
Нейропсихология сформировалась благодаря запросам практики и необходимости диагностики локальных поражений мозга и восстановления нарушенных психических функций.
Е.Ю. Балашова, Б.А. Архипов, Л.С. Цветкова и другие. Правомерность этого утверждения подтверждается той популярность, которой пользуются у психологов, логопедов, детских невропатологов и учителей разработки [1].
См. Также [ править ]
- Философский портал
- Психологический портал
- Поведенческая неврология
- Биологическая психология
- Клиническая нейропсихология
- Когнитивная нейропсихиатрия
- Когнитивная нейропсихология
- Когнитивная нейробиология
- Когнитивная психология
- Сравнительная нейропсихология
- Список важных публикаций по нейропсихологии
- Список неврологических состояний и расстройств
- Неврология
- Нейропсихоанализ
- Нейропсихиатрия
- Неврология
- Психиатрическая генетика
Методы нейропсихологии
Выделяют 2 группы методов:
I. Первая группа методов (научные) – сравнительно – анатомический, раздражения и разрушения.
– Сравнительно – анатомический метод исследования разрешает выяснять зависимость способов жизни, поведения животных от особенностей строения их нервной системы, с помощью метода были выяснены принципы работы мозга, а также строение коры больших полушарий.
– Метод раздражения предполагает анализ особенностей ВПФ при воздействии на мозг. Выделяют: прямое раздражение, непрямое раздражение и раздражение отдельных нейронов.
1. Метод прямого раздражения – это непосредственное воздействие на отдельные участки коры с помощью электрического тока или механическими, химическими раздражителями (Н-р: в 1871 г. Фрич и Гитцик таким образом выделили моторные зоны коры у собак, Ч. Шерингтон (1903) провел опыты на обезьянах, В. Пенфилд впервые применял данный метод на человеке (1945).
Однако, метод имеет ограничения у человека. Поэтому появляется метод непрямом раздражении.
2. Метод непрямого раздражения или непрямой стимуляции коры – выявляет изменения электрической активности участков мозга при воздействии различных факторов (Н-р: метод вызванных потенциалов ВП, когда в ответ на определенное воздействие регистрируют изменения ритмов в спектре электроэнцефалограммы; микроэлектродный метод – вживление электродов в нейроны мозга для выявления их активности при различных воздействиях).
3. Метод разрушения (или выключения) – предполагает разрушение определенной области мозга животного и наблюдение за особенностями его поведения, у человека метод применим во время нейрохирургических операций, ранений мозга.
Выделяют: необратимые нарушения (хирургическое удаление тех или других участков мозга, метод перерезки комиссур мозга, предложенный Р. Сперри), при которых полностью выподает функция и обратимые нарушения, которые связаны с временным отключением отдельного участка мозга с последующим восстановлением функций: охлаждение ниже 25 градусов приводит к прекращению активности нейронов (Н-р: метод Вада, предполагающий введение в сонную артерию особого препарата и отключение соответствующего полушария мозга).
II. Вторая группа методов (методы практической деятельности) – используют психологи, логопеды, детских невропатологи, педагоги.
(В рамках нейропсихологии выделяется также раздел нейрореабилитации. Основные разработки в этой области ведутся в Московском Центре патологии речи и нейрореабилитации под научным руководством проф. М. Шкловского. Основной задачей нейрореабилитации является разработка методов восстановления нарушенных ВПФ, дифференцированных в отношении острого и отдаленного этапов заболевания. Совокупность используемых методов составляет комплексную систему нейрореабилитации, направленную на восстановление двигательной, анализаторной сфер, речевой и других видов высшей психической деятельности, а также социального статуса больного.)
Во второй группе методов выделяют 3 подхода:
1️⃣. Предложенный А. Р. Лурия (основоположник нейропсихологии в России) метод синдромного анализа или “батарея Луриевских методов“.
А. Р. Лурия отобрал тесты, которые позволяют оценить состояние всех основных ВПФ (по их параметрам). Эти методики оценивают мозговые структуры, обеспечивающие психические процессы, что позволяет определить зону поражения мозга. Предложенный метод основан на системном подходе и качественном анализе дефекта познавательных процессов и личностных особенностей (речи, мышления, письма, счета, памяти), произвольных движений и действий.
Реабилитация
Область планирования и реализации реабилитационных программ, осн. на нейропсихологических данных, находится еще в «младенческом» состоянии. Систематических научных исслед. в этой области практически не проводилось, несмотря на растущий интерес к проблемам пациентов с церебрально-васкулярными расстройствами и с травмами головы. Гораздо больше было сделано для инвалидов с периферическими нарушениями. Работы таких ученых, как Диллер, Бен-Ишей, Гертсман, Гудкин, Гордон и Вайнбергер, указывают на потенциально высокий уровень помощи, к-рую можно предложить на основе методик когнитивного восстановительного обучения даже людям с относительно тяжелыми расстройствами.
Луриевский метод нейропсихологического исследования
«Батарея Луриевских методов» включает:
1) формальное описание больного, историю его болезни и результаты различных лабораторных и аппаратурных обследований (ЭЭГ, биохимия и т. п.);
2) общее описание психического статуса больного – состояние сознания, способность ориентироваться в месте и времени, уровень критики и эмоционального фона;
3) исследования произвольного и непроизвольного внимания;
4) исследования эмоциональных реакций на основании жалоб больного, по оценке им лиц на фотографиях, сюжетных картин;
5) исследования зрительного гнозиса (восприятия) – по реальным объектам, контурным изображениям, при предъявлении различных цветов, лиц, букв и цифр;
6) исследования соматосенсорного гнозиса с помощью проб узнавания объектов на ощупь, на прикосновение;
7) исследования слухового гнозиса при узнавании мелодий, при локализации источника звука, повторении ритмов;
исследования движений и действий при выполнении последних по инструкции, при установке поз;
9) исследования речи – через беседу, повторение звуков и слов, называние предметов, понимание речи и редко встречаемых слов, логико-грамматических конструкций;
10) исследования письма – букв, слов и фраз;
11) исследования чтения – букв, бессмысленных и осмысленных фраз и неверно написанных слов;
12) исследования памяти – на слова, картинки, рассказы;
13) исследования системы счета;
14) исследования интеллектуальных процессов – понимания рассказов, решения задач, правильности окончания фраз, понимания аналогий и противоположностей, переносного и обобщающего смысла, умения классифицировать.
2️⃣. Психометрический (Северно-американский) – используется батарея тестов, результаты оцениваются по стандартной шкале. Н-р: Батарея Лурия-Небраска, Интеллектуальная шкала Векслера для взрослых и др.
3️⃣. Индивидуально ориентированный (Британская школа нейропсихологов) – Первоначально проводятся скрининговые (отбор, сортировка) исследования. Затем формируется индивидуальный комплект тестов.
Специальную область применения нейропсихологических методов составляет проблема школьной дезадаптации (тесты на исследование ощущений – зрительных, слуховых, тактильных; исследование функции мозжечка, латеральной доминантности и др., на академическую успеваемость, обучаемость, интеллект и др.). С помощью метода синдромного анализа можно определить наличие или отсутствие мозговых дисфункций у детей с трудностями обучения, раскрыть механизмы, лежащие в основе этих затруднений, и понять первичный дефект, определивший их возникновение.
Основные направления нейропсихологии
Основными направлениями нейропсихологии являются следующие:
1. Клиническая нейропсихология, которая занимается исследованием больных с локальными поражениями мозга.
Основной задачей является изучение нейропсихологических синдромов при локальных поражениях мозга. Исследования в этой области имеют большое практическое значение для диагностики, подготовки психологического заключения о возможности лечения, восстановления и прогноза дальнейшей судьбы больных. Основным методом является метод клинического нейропсихологического исследования. В настоящее время в клинической нейропсихологии изучаются синдромы, связанные с поражением правого полушария мозга, с дефектами межполушарного взаимодействия, с нарушением глубинных структур мозга. Дальнейшее развитие этого направления связано с развитием современных методов диагностики локальных поражений мозга.
2. Экспериментальная нейропсихология.
Основной задачей является экспериментальное изучение различных форм нарушений психических процессов при локальных поражениях мозга. Благодаря работам А. Р. Лурия с учениками наиболее изучены память и речь. Им была создана классификация афазий, дополнены представления об организации памяти.
В настоящее время проводятся исследования особенностей нарушения познавательных процессов и эмоционально-личностной сферы при разных по локализации поражениях мозга.
3. Реабилитационная нейропсихология.
Основной задачей этого направления является восстановление ВПФ при локальных поражениях мозга. Наиболее разработаны принципы и методы восстановления речи. Разработки в этой области начались в годы Великой Отечественной войны (А. Р. Лурия, А. В. Запорожец, Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев). Были предложены научно обоснованные методы восстановления ВПФ, опирающиеся на центральное положение о том, что сложная психическая функция может быть восстановлена за счет перестройки функциональной системы. В результате поврежденная функция начинает работать с помощью нового набора психических средств, что предполагает и ее новую мозговую организацию.
В настоящее время в сферу деятельности нейропсихологов входят больные, перенесшие инсульт, различного рода травмы мозга и т. д. Разрабатываются новые методы восстановления речи, аудиовизуальные методы, групповые, воздействие на эмоционально-личностную сферу больных.
Основные разработки в этой области ведутся в Московском Центре патологии речи и нейрореабилитации под руководством В.М. Шкловского.
4. Экологическая нейропсихология оценивает влияние различных неблагоприятных экологических факторов на состояние психических функций и на эмоционально-личностную сферу с позиций нейропсихологии.
Направление начало развиваться вскоре после Чернобыльской катастрофы, и в условиях постоянно ухудшающейся окружающей среды эти исследования становятся все более актуальными.
5. Нейропсихология развития. Задача нейропсихологии развития- выявление закономерностей развития мозга.
В последние годы в самостоятельную область выделилась нейропсихология детского возраста. Это новое направление нейропсихологии, изучающее специфику нарушения психических функций при локальных поражениях мозга у детей.
Большое внимание уделяется нейропсихологическому анализу трудностей обучения у детей младшего школьного возраста в связи с мозговыми дисфункциями.
6. Психофизиологическое направление – это направление, в задачу которого входит изучение физиологических механизмов нарушений высших психических функций. Оно развивается в тесной связи с психофизиологией, широко используя ее методы исследования (электроэнцефалография, окулография, миография и т. д.).
7. Диагностическое направление – это практическое применение различных нейропсихологических методов для определение зоны поражения мозга и динамики состояния высших психических функций в до- и послеоперационном периоде.
Эти методы были разработаны А. Р. Лурия на материале травматических и опухолевых поражений мозга, но их используют так же в клинике инсультов. Они все больше используются для оценки динамики состояния ВПФ в до- и послеоперационных периодах, поскольку нейропсихологические синдромы, появляются раньше и исчезают позже, чем какие-либо другие симптомы. Кроме того, эти методы используют для контроля над лекарственной терапией больных, перенесших нейрохирургические операции.
8. Реабилитационное направление практического применения методов нейропсихологии связано с восстановлением нарушенных ВПФ, речи, интеллектуальной и мнестической деятельности.
В настоящее время все шире развивается нейропсихологический подход при изучении здорового человека, например, исследование межполушарной асимметрии.
Основоположник отечественной нейропсихологии –
Александр Романович Лурия.
Лурия Александр Романович, советский психолог и врач-невропатолог, один из основателей нейропсихологии. Доктор педагогических наук (1937), доктор медицинских наук (1943), профессор (1944), действительный член Академии педагогических наук РСФСР. Фото: i.pinimg.com
Ссылки [ править ]
- Познер, Мичиган; Digirolamo, GJ (2000). «Когнитивная нейробиология: истоки и перспективы». Психологический бюллетень
.
126
(6): 873–889. DOI : 10.1037 / 0033-2909.126.6.873 . PMID 11107880 . - «Великий канадский сайт психологии — исследователи» . Университет Калгари . Проверено 14 августа 2021 года .
- Finger, Стэнли (2000). Умы за мозгом: история пионеров и их открытий . Нью-Йорк: Оксфорд. С. 22 . ISBN 978-0-19-518182-1.
- Хайфилд, Роджер. «Как Имхотеп дал нам лекарство» . Дейли телеграф
. Проверено 24 марта 2021 года . - Карус, Пол (1905). «Зачатие души и вера в воскресение у египтян». Монист
.
15
(3): 409–428. DOI : 10,5840 / monist190515326 . JSTOR 27899609 . - Уоррен, Ховард (1921). «История ассоциативной психологии» . Природа
.
110
(2750): 19–30, 259, 296. Bibcode : 1922Natur.110S..75. . DOI : 10.1038 / 110075d0 . HDL : 2027 / chi.65413836 . - ^ а б «История нейропсихологии | МОЗГ» . brainaacn.org
. Проверено 25 сентября 2021 . - ^ a b c d e Бентон, Алабама; Сиван, Эбигейл (2007-04-01). «Клиническая нейропсихология: краткая история» . Болезнь-месяц: DM
.
53
(3): 142–7. DOI : 10.1016 / j.disamonth.2007.04.003 . PMID 17544643 . - ↑
Finger 2000 , стр. 44 год - ↑
Finger 2000 , стр. 92 - Finger, Стэнли (1994), «История нейропсихологии», нейропсихологии
., Elsevier, стр 1-28, DOI : 10.1016 / b978-0-08-092668-1.50007-7 , ISBN 9780080926681 - Finger, Стэнли (2005-03-03), «Томас Уиллис: Функциональная организация мозга», Minds Behind the Brain
, Oxford University Press, стр. 85–100, DOI : 10.1093 / acprof: oso / 9780195181821.003.0007 , ISBN 9780195181821 - ^ а б Арраэс-Айбар, Луис-Альфонсо; Навиа-Альварес, Педро; Фуэнтес-Редондо, Талия; Буэно-Лопес, Хосе-Л (март 2015 г.). «Томас Уиллис, пионер трансляционных исследований в анатомии (к 350-летию анатомии Cerebri)» . Журнал анатомии
.
226
(3): 289–300. DOI : 10.1111 / joa.12273 . ISSN 0021-8782 . PMC 4337668 . PMID 25688933 . - Eadie, MJ (март 2003). «Патология духов животных — клиническая неврология Томаса Уиллиса (1621-1675). Часть II — расстройства внутренних ненормальных духов животных». Журнал клинической неврологии
.
10
(2): 146–157. DOI : 10.1016 / S0967-5868 (02) 00164-9 . ISSN 0967-5868 . PMID 12637040 . - Бентон, Артур (2000). История нейропсихологии: Избранные статьи
. США: Оксфорд. - ↑
Finger 2000 , стр. 151 - Вини, Уэйн (2003). История психологии: идеи и контекст
(3-е изд.). Бостон: Пирсон. - Cubelli, R .; Де Бастиани, П. (2011). «150 лет после Леборна: Почему Поль Брока так важен в истории нейропсихологии?». Cortex
.
47
(2): 146–147. DOI : 10.1016 / j.cortex.2010.11.004 . PMID 21112584 . - Кармайкл, Л. (1959). «Карл Спенсер Лэшли, экспериментальный психолог». Наука
.
129
(3360): 1410–1412. Bibcode : 1959Sci … 129.1410C . DOI : 10.1126 / science.129.3360.1410 . PMID 13658968 . - «Что такое экспериментальная нейропсихология?» . www.allpsychologycareers.com
. Проверено 25 сентября 2021 . - «Клиническая и экспериментальная нейропсихология» . UKEssays
. Проверено 25 сентября 2021 . - Коэн, доктор Дуглас (2008). «Нейропсихология» . Доктор Дуг Коэн
. - Стеббинса, Гленн Т. (2007), «нейропсихологического тестирования», Учебник по клинической неврологии
., Elsevier, стр 539-557, DOI : 10.1016 / b978-141603618-0.10027-х , ISBN 9781416036180 - Холл, Джереми; О’Кэрролл, Ронан Э; Фрит, Крис D (2010), «Нейропсихология», Компаньон Психиатрические исследований
, Elsevier, стр 121-140,. Дои : 10.1016 / b978-0-7020-3137-3.00007-3 , ISBN 9780702031373 - ↑
Гарсон, Джеймс (2018), «Коннекционизм» , в Zalta, Эдвард Н. (ред.),
Стэнфордская энциклопедия философии
(издание осень 2021 г.), Исследовательская лаборатория метафизики, Стэнфордский университет , получено 25 сентября 2018 г. - Бойл, GJ, Saklofske, DH, и Matthews, G. (2012). (Ред.), SAGE Benchmarks in Psychology: Psychological Assessment, Vol. 3: Клиническая нейропсихологическая оценка. Лондон: МУДРЕЦ. ISBN 978-0-85702-270-7
- Сяо-Цзин Ван; Вэй Вэй (Глобальный мозговой проект Нью-Йоркского университета) (7 декабря 2021 г.). «Тормозящий контроль в кортико-базальных ганглиях-таламокортикальной петле: комплексное регулирование и взаимодействие с процессами памяти и принятия решений» . Нейрон
.
92
(5): 1093–1105. DOI : 10.1016 / j.neuron.2016.10.031 . PMC 5193098 . PMID 27866799 . - Бауэр, RM; и другие. (Май 2012 г.). «Компьютеризированные устройства нейропсихологической оценки: совместный документ с изложением позиции Американской академии клинической нейропсихологии и Национальной академии нейропсихологии» . Архив клинической нейропсихологии
.
27
(3): 362–373. DOI : 10.1093 / arclin / acs027 . PMC 3499090 . PMID 22382386 .
Основные направления научных исследований в нейропсихологии
– Культурно-историческую концепцию развития психики, участвовал в создании теории деятельности. На этой основе развивал идею системного строения высших психических функций, их изменчивости, пластичности, подчеркивая прижизненный характер их формирования, их реализации в различных видах деятельности.
– Исследовал взаимоотношения наследственности и воспитания в психическом развитии. Использовав традиционно применявшийся с этой целью близнецовый метод, внес в него существенные изменения, проводя экспериментально-генетическое изучение развития детей в условиях целенаправленного формирования психических функций у одного из близнецов. Показал, что соматические признаки в значительной степени обусловлены генетически, элементарные психические функции (например, зрительная память) — в меньшей степени. А для формирования высших психических процессов (понятийное мышление, осмысленное восприятие и др.) решающее значение имеют условия воспитания.
– В области дефектологии развивал объективные методы исследования аномальных детей. Результаты комплексного клинико-физиологического изучения детей с различными формами умственной отсталости послужили основанием для их классификации, имеющей важное значение для педагогической и медицинской практики.
– Создал новое направление — нейропсихологию, ныне выделившуюся в специальную отрасль психологической науки и получившую международное признание. Начало развития нейропсихологии было положено исследованиями мозговых механизмов у больных с локальными поражениями мозга в результате ранения.
– Разработал теорию локализации высших психических функций,
– сформулировал основные принципы динамической локализации психических процессов,
– создал классификацию афазических расстройств и описал ранее неизвестные формы нарушений речи,
– изучал роль лобных долей головного мозга в регуляции психических процессов,
– изучал мозговые механизмы памяти.
Личность.
Каждый из нас осмысливает жизнь по-своему, и этот смысл опосредован процессами, которые приводят прошлый опыт в соответствие с настоящим. Такие процессы относятся к функции лимбической системы, обеспечивающей адекватность поведения. Лимбическая система тесно связана с другими системами, образованными срединными структурами мозга. Нейроны срединных и лимбических структур обладают сродством ко многим химическим веществам. Они не только связывают специфические химические вещества, но и секретируют некоторые из них.
Нейрохимия только приступила к изучению многообразных химических медиаторов, действующих в срединных и лимбических структурах. Но многое уже известно; перечислим основные функции организма, регулируемые срединными структурами (начиная с передних отделов): температура тела, половая активность (половые гормоны), стрессорная реакция (гормоны надпочечников), жажда (содержание воды в организме), аппетит (содержание сахара в крови), ощущение комфорта или боли (уровень эндорфинов), сон и спокойствие (серотонин), сновидения (норадреналин), дыхание и деятельность сердечно-сосудистой системы (содержание в крови углекислого газа). Определенные лимбические структуры модулируют подобные соматические функции, тогда как другие влияют на это модулирующее звено в зависимости от информации, поступающей по сенсорным каналам. С другой стороны, лимбические структуры воздействуют на сенсорную и моторную кору, влияя, таким образом, на наше восприятие и способ действия.
Задние отделы лобных долей особенно тесно связаны с лимбической системой. Взаимодействуя с расположенными по соседству двигательными зонами, а также с другими зонами выпуклой (конвексиальной) поверхности полушарий, задние отделы лобной коры влияют на их деятельность, определяя адекватность поведения. При повреждении этой области, в зависимости от локализации поражения, грубо нарушаются такие психические функции, как способность к планированию, логическому мышлению, выделению главного. Выявление подобных связей, преодолевающее традиционный разрыв между естественными науками, с одной стороны, и исследованием субъективной сферы – мышления, эмоций, устремлений – с другой, и составляет предмет нейропсихологии.
Симптомы, синдромы и факторы в нейропсихологии
Нейропсихологический симптом – нарушение психической функции, возникающее при локальном поражении ГМ, вследствие патологических, травматических причин, приводящее к локальным изменениям в работе мозга.
Нейропсихологический синдром – закономерное сочетание нейропсихологических симптомов, обусловленных поражением (выпадением) определенного фактора (или нескольких факторов).
Нейропсихологический фактор – структурно-функциональная единица работы мозга, характеризующаяся определенным принципом физиологической деятельности, нарушение которой ведет к появлению нейропсихологического синдрома.
Метки: нейропсихология