Эмоциональные и волевые психические процессы
5.1. Эмоциональные процессы
Эмоциональный процесс
– психический процесс отражения в сознании субъективного значения объектов и ситуаций (в форме переживаний), влияющий на восприятие, поведение, мышление, мотивацию, деятельность индивида. Эмоциональные процессы – общий термин, обозначающий субъективный сознательный опыт, характеризующийся и связанный с психофизиологическими и биологическими реакциями и психическими состояниями организма.
Эмоциональный интеллект
(англ. emotional intelligence) – тип интеллекта, определяемый как способности правильно и надлежащим образом воспринимать, оценивать и выражать эмоции, использовать эмоции для содействия мыслительным процессам, понимать и анализировать эмоции, эффективно использовать эмоциональные знания, управлять своими эмоциями, одновременно содействуя эмоциональному и интеллектуальному развитию.
Классификация эмоциональных процессов
по их психологическим особенностям и закономерностям протекания:
- аффекты
(англ. affect, от лат. affectus – душевное волнение) – кратковременные интенсивные эмоциональные процессы, отражающие субъективную оценку ситуации на бессознательном уровне, проявляющиеся в резко выраженных моторных реакциях и изменении в работе внутренних органов и систем организма; - эмоции
(англ. emotion) – эмоциональные процессы, отражающие субъективную оценку ситуации на сознательном уровне
,
которые, по сравнению с аффектами, являются более продолжительными и менее интенсивными; - чувства
(англ. feeling) – субъективная репрезентация эмоций, принадлежащая индивиду, который их испытывает; - настроения
(англ. mood) – диффузные аффективные состояния, характеризующиеся, по сравнению с эмоциями, большей продолжительностью и меньшей интенсивностью.
Страсть
(англ. passion, от греч. страдать) – термин, применяемый для описания интенсивных эмоций, сильных чувств и желаний. По силе страсть сравнима с аффектом, а по длительности – с чувствами.
Физиологическая основа
эмоциональных процессов – перестройка внутренней среды организма в целях адаптации, осуществляющаяся под управлением специализированных структур головного мозга. Ведущую роль в эмоциональных процессах играют кора больших полушарий и центры вегетативной нервной системы, расположенные в подкорковых отделах головного мозга.
Волокна вегетативной нервной системы опосредуют работу гладкой мускулатуры и желез внутренней секреции (эндокринных желез), которые синтезируют и выделяют в кровоток гормоны, оказывающие влияние на артериальное давление, пульс, ритм дыхания, уровень глюкозы в крови и др.
В нормальном состоянии кора больших полушарий головного мозга оказывает тормозящее действие на центры вегетативной нервной системы, и внешние проявления эмоций и чувств незначительны. При переходе коры больших полушарий в состояние чрезмерного возбуждения центры вегетативной нервной системы также перевозбуждаются, что приводит к ярким эмоциональным проявлениям.
Рис. 5.1.
Классификация эмоциональных психических процессов
Аффекты
Термином аффект обозначают инстинктивные реакции на внешние стимулы, возникающие до типичных познавательных процессов, необходимых для формирования более сложных эмоций. Аффект является самой интенсивной формой эмоционального переживания. Чаще всего сильный аффект возникает в экстремальных ситуациях, нарушая нормальное функционирование восприятия и мышления. Аффективные реакции могут протекать непроизвольно, без преднамеренного восприятия и когнитивной обработки.
Реакция на раздражители является доминирующей у низших организмов и первичной для человека. У животных аффекты являются защитной реакцией и обусловлены факторами, напрямую касающимися жизненно-важных биологических потребностей и инстинктов. На содержание и характер аффектов оказывает значительное влияние социальная среда и взаимоотношения с другими людьми.
Отличительные черты аффекта:
ситуативность, обобщенность, кратковременность, высокая интенсивность.
Формы проявления аффекта:
гнев, восторг, экстаз, ужас, отчаяние, ступор, скованность.
Эмоции
Эмоция – сложный паттерн изменений, включающих физиологическое возбуждение, чувства, когнитивные процессы и поведенческие реакции, в ответ на ситуации, которые воспринимаются субъектом как личностно значимые.
Эмоции часто влияют на настроение, темперамент, характер, мотивацию и поведение; они возникают под влиянием гормонов и нейромедиаторов, таких как допамин, норадреналин, серотонин, окситоцин и кортизол. Эмоции часто являются движущей силой положительной / отрицательной мотивации и связаны с трендами в поведении.
Эмоции – связанные с инстинктами, потребностями и мотивами человека / животного психические процессы и состояния, выраженные в форме переживаний. Эмоции сопровождают различные проявления активности человека и являются важнейшим механизмом внутренней регуляции его деятельности и поведения. Важным аспектом эмоций является познание, в частности, оценка и интерпретация событий. Базовые эмоции:
гнев, отвращение, страх, счастье, печаль и удивление (Пол Экман, []).
Компоненты
эмоций
:
- импрессивный –
внутренние проявления эмоции (например, учащение дыхания и пульса, повышение давления); - экспрессивный
– внешние проявления эмоций: недифференцированные мышечные реакции (дрожь, усиление тонуса) и выразительные движения коммуникативного сигнального характера (мимика, жесты, поза, интонации голоса).
Эмоции не привязаны к конкретному объекту и возникают по отношению к ситуации в целом, могут интенсивно протекать и быстро меняться. По сравнению с аффектами, эмоции значительно более длительны по времени и слабее по силе; у некоторых из них может отсутствовать экспрессивный компонент.
Эмоции могут отражать субъективное оценочное отношение не только реальных, но и виртуальных ситуаций. Идеаторный характер эмоций заключается в способности возникать не только по отношению к реальным, но и по отношению к ожидаемым, воображаемым ситуациям и событиям.
Составляющие эмоций:
- когнитивная оценка событий и ситуаций.
- физические симптомы – физиологическая составляющая эмоционального опыта;
- тенденции действия – мотивационный компонент для подготовки и управления двигательными реакциями;
- экспрессия – сопровождающие эмоцию мимика и голос показывают реакцию и намерения действий;
- чувства – субъективный опыт пережитого эмоционального состояния.
Психологические теории эмоций:
- Эволюционная теория происхождения эмоций
, автор Чарльз Дарвин, «Выражение эмоций у человека и животных», 1872 г. Эмоции развились в ходе эволюции путем естественного отбора как жизненно важные механизмы адаптации организма к внешней среде. Физиологические изменения, сопровождающие эмоции – рудименты (остаточные проявления) реальных приспособительных реакций организма. - Рудиментарная теория эмоций
, авторы Герберт Спенсер (1820 – 1903), Теодюль Рибо (1839 – 1916) и др. Эмоции – рудименты аффектов, которые сопровождали полноценные биологические реакции организма. Эмоции человека биологически происходят из инстинктивных и аффективных реакций животных. - Структурная теория эмоций
, автор Джеймс Пейпец (1883 – 1958). Существует единая система, объединяющая ряд структур мозга и образующая мозговой субстрат для эмоций – лимбическая система. - Соматическая теория эмоцийДжеймса-Ланге
, авторы Уильям Джеймс (1842 – 1910), Карл Георг Ланге (1834 – 1900). Эмоции вторичны по отношению к физиологическим явлениям. Воздействие внешних стимулов на организм вызывает в нем физиологические изменения, что приводит к возникновению эмоций. - Теория эмоций Кеннона-Барда
, авторы Уолтер Бредфорд Кэннон (1871 – 1945), Филип Бард (1898 – 1977). Эмоции имеют сенсорную природу: в процессе восприятия сенсорная информация поступает в таламус, где затем перераспределяется: часть информации передается в кору больших полушарий мозга, порождая субъективное переживание эмоций, а другая часть – в гипоталамус, который регулирует все функции организма. - Активационная теория Линдсея-Хебба
, авторы Дональд Олдинг Хебб (1904 – 1985). Эмоции есть сенсорный эквивалент активирующей системы мозга, способной активировать кору больших полушарий. Активность ретикулярной формации ствола головного мозга, которая фильтрует сенсорную информацию и передает ее в лимбическую систему и кору большого мозга, находится в корреляции с интенсивностью, длительностью и качеством эмоционального переживания. - Двухфакторная теория эмоций
, авторы Стенли Шехтер (1922 – 1997), Джером Эверетт Сингер (род. 1934). Эмоция – сочетание двух компонентов: количественного (физиологическое возбуждение) и качественного (когнитивная интерпретация возбуждения). - Биологическая теория эмоций
, автор П.К. Анохин (1898 – 1974). Эмоции – биологический продукт эволюции, реализующий механизм приспособления животных к среде. Отрицательные эмоции обусловлены возникновением потребностей и играют мобилизующую роль. Удовлетворение потребностей порождает положительные эмоции. - Потребностно-информационная теория эмоций
, автор П.В. Симонов (1926 – 2002). Появление эмоций вызвано недостатком /избытком информации, необходимой для удовлетворения потребности. «
Формула эмоции
«, предложенная П.В. Симоновым:
Э = П_(Ис – Ин)
, где
Э
– эмоция (сила, качество, знак),
П
– потребность,
Ин
– информация, необходимая для ее удовлетворения,
Ис
– информация, которой субъект располагает в момент возникновения потребности. - Теория когнитивного диссонанса
, автор Леон Фестингер (1919 – 1989). Возникновение отрицательных эмоций обусловлено
когнитивным диссонансом
(расхождением ожидаемого и полученного результата), а положительных эмоций –
когнитивным консонансом
(совпадением ожидаемого и действительного). - Единая концепция сознания и эмоций
(Ю. И. Александров []). Сознание и эмоции не следует рассматривать как отдельные психологические процессы с различными нейрофизиологическими механизмами. В целенаправленном поведении сознание и эмоции выполняют аналогичные функции, но с разными аспектами и на разных уровнях. Поведение является одновременно эмоциональным и сознательным.
Функции эмоций:
- отражательно-оценочная
– позволяет обобщенно отразить и оценить ситуацию на сознательном уровне; - сигнальная
– психофизиологические и биологические реакции сигнализируют о необходимости мобилизации и адаптации организма к внешней среде; - подкрепляющая
– эмоции способствуют вырабатыванию условных рефлексов и более прочному запоминанию; - коммуникативная
– эмоциональный отклик, в том числе синтония (эмоциональное «созвучие»), а также микровыражения, которые сопровождают эмоции и не поддаются сознательному контролю, способствуют улучшению взаимопонимания между участниками коммуникативного акта; - управляющая
– эмоции выступают в качестве механизма внутренней регуляции деятельности и поведения; - мобилизующая
– физиологические изменения, сопровождающие эмоции, мобилизуют организм в условиях экстремальных ситуаций; эмоции являются побудителями (мотивами) деятельности и поведения индивида; - компенсаторная
– эмоции позволяют компенсировать недостатки других психических явлений.
Классификация видов эмоций
- По характеру потребностей, лежащих в основе эмоций, выделяют виды эмоций:
- низшие
– эмоции, связанные с удовлетворением естественных (органических) потребностей (в кислороде, воде, пище и т.д.), присущи и животным и человеку;
высшие
– социально обусловленные эмоции, связанные с удовлетворением потребностей в безопасности, принадлежности и любви, уважении, когнитивных, эстетических потребностей, потребностей в самореализации и трансцендентых потребностей; присущи только человеку. - низшие
- По валентности
(
тону
) эмоции могут быть
положительными
(радость, интерес) или
отрицательными
(страх, гнев, ярость). Интересно, что у человека количество отрицательных эмоций в несколько раз превосходит количество положительных.Амбивалентность
– одновременное переживание противоположных по знаку эмоций.
- По интенсивности
(
силе
) выделяют
сильные
и
слабые
эмоции; чем сильнее эмоция, тем более выраженными будут ее импрессивный и экспрессивный компоненты. - По влиянию на активность
различают виды эмоций:- стенические
(от др.-греч. сила) – повышают жизнедеятельность организма, мобилизуют, побуждают к активной деятельности (радость, энтузиазм, восторг и др.);
астенические
(от др.-греч. бессилие) – угнетают, подавляют жизненные процессы в организме (ужас, грусть, тоска, подавленность и др.). - стенические
Нарушения эмоций
Выделяют следующие патологии эмоциональной сферы личности:
- аффективная возбудимость
– склонность к слишком легкому возникновению сильных эмоциональных переживаний, не соответствующих вызвавшей их ситуации; - аффективная слабость
– чрезмерная эмоциональная чувствительность ко всем внешним раздражителям; гневливость является разновидностью аффективной слабости; - аффективная вялость
– ригидность, инертность эмоциональных реакций, сочетающаяся со склонностью к фиксации на отрицательных переживаниях; может сопровождаться чрезмерной обидчивостью, патологической злопамятностью; - аффективная истощаемостъ –
кратковременность ярких эмоциональных проявлений, которые затем сменяются слабостью и безразличием.
Происхождение эмоций
Среди самых необходимых реакций организма выделяют:
- инстинкты,
- мотивы,
- рефлексы,
- эмоции.
Согласно некоторым теориям, изначально наши предки существовали при помощи первых двух. Мотивы указывали, в какую сторону нужно двигаться. Например, захотел человек есть – отправился на охоту. Инстинкты и рефлексы позволяли добывать пищу, строить обители. Но существовала явная проблема. Индивиду было сложно обучать свое потомство без эмоциональной связи. На это уходило слишком много времени. Маме было сложно понять, почему хнычет малыш. А тот, в свою очередь, не до конца осознавал, кто перед ним находится и чего ждать от этого человека. И хотя эмоциональная связь не возникает в считаные секунды, чем крепче она становится, тем больше приходит понимания.
Так, основываясь на данных современных исследований, можно полагать, что происхождение эмоций связано именно с этим. Кроме того, нашим предкам очень сложно было общаться друг с другом. Разговор без эмоционального сопровождения иногда вызывал больше вопросов, нежели ответов.
Эмоции
Эти психические процессы менее интенсивные, но более продолжительные. Как и многие другие психические явления, они изучены не до конца. Различные ученые по-своему видят эти процессы и классифицируют их. Но в общих чертах, даже без особых знаний в области психологии, можно выделить следующие виды:
- позитивные;
- негативные;
- нейтральные;
- статические;
- динамические.
Рассматривая эмоции с точки зрения физиологии, можно сделать вывод, что это состояние структур мозга, которое побуждает к изменению поведения в сторону минимизации или максимизации его проявлений. Иными словами, эти процессы адаптируют организм к среде обитания. Например, если человек испытывает такую эмоцию, как страх, организм начинает подготовку к «поведению избегания». В это время усиливается работа органов чувств, напрягаются мышцы, выделяется адреналин.
Учеными было также выяснено, что у каждой эмоции есть свои характерные непроизвольные мимические признаки. Например, когда человек о чем-то сожалеет, опускает вниз уголки губ. А когда же, наоборот, счастлив – улыбается. Более того, существует мимическая обратная связь. Произвольные движения губами, бровями могут вызвать ту или иную эмоцию. Вот почему ученые советуют улыбаться как можно чаще. Ведь это может «позвать» в вашу жизнь такие эмоции:
- радость,
- счастье,
- удовольствие.
В свою очередь, согласно некоторым теориям, пребывание в состоянии эйфории может принести в жизнь много хороших событий.
В мире все окрашено в черное и белое. Не может все и всегда быть светлым и радостным. Негативные эмоции занимают в жизни людей такое же место, как и положительные. И даже если человек жизнерадостный, проявления обиды, грусти у него также бывают, хотя, возможно, это и не особо заметно для окружающих. Но чем меньше негативных эмоций вы будете испытывать, тем лучшее у вас будет настроение.
Настроения
Самым продолжительным считается именно этот вид эмоций. Хотя на самом деле изменение психоэмоционального состояния человека может происходить очень резко и несколько раз в день. Под настроением также понимают впечатление от увиденного фильма или услышанной мелодии. Этот вид процесса может означать также стремления, установки, желания. Настроение определяет общую линию жизни человека. В отличие от аффектов его очень легко скрыть.
С другой стороны, если эмоции, например, являются ответом на определенные события, то этиологию настроения не всегда можно понять. Иногда человеку просто тоскливо. И причину, почему так происходит, он не знает. Затягивающееся плохое настроение часто приводит к депрессиям. Нередко на этот процесс влияет и физиологическое состояние. Например, когда у человека что-то болит, у него плохое настроение. Также может сказываться усталость, нарушения в работе эндокринной системы.
Основная классификация
Организм человека сложен и многогранен. И самой трудно изучаемой областью до сих пор остается головной мозг и процессы, которые в нем происходят. Сложность заключается в том, что у каждого человека они носят сугубо индивидуальный характер. Сложно найти двух людей с одинаковыми проявлениями всех процессов. В большей степени на различия влияют и генетические особенности, и социум в котором растет личность. Так, в психологии известны следующие виды психических процессов:
- познавательные,
- волевые,
- эмоциональные.
Именно последние и будут предметом нашего изучения.
В течение жизни мы сталкиваемся с различными проявлениями эмоциональных процессов: радость, испуг, тревога, гнев, раздражение и пр. Чаще всего мы даже не задумываемся, почему так происходит. Вернее мы подсознательно знаем причину, но не совсем понимаем, какие же процессы в нашем организме управляют эмоциями. Более того, некоторыми из них и вовсе не можем управлять.
Но прежде чем мы рассмотрим, на какие виды делятся психические эмоциональные процессы, следует отметить, что различные исследователи по-разному их классифицируют. В целом выделяют 4 вида:
- Аффекты.
- Эмоции.
- Чувства.
- Настроения.
Чем же они отличаются?