Что делать, если подросток ворует: 8 эффективных шагов

Существуют несколько способов, которыми подросток может воспользоваться, если начинает воровать: взять деньги из сумки родителей, украсть что-то из магазина или принести домой какие-то школьные вещи. В зависимости от того, насколько крупной является кража, ему могут угрожать проблемы с законом. Впрочем, даже если кража мелкая, подросток, который ворует, гарантированно сталкивается с чувством вины, стыда и смущения. То же переживают и его родители, когда ситуация перестает быть секретом. Вот шаги, которые можно предпринять, чтобы подросток перестал воровать снова и не оказался в неприятной ситуации.

Объясните последствия воровства

Итак, вы заметили, что ваш подросток берет деньги из вашего кошелька, или нашли у него украденное из магазина в рюкзаке. Если такое случилось впервые и ваш подросток прежде не совершал преступлений, первое, что вам стоит сделать, – сесть и обсудить, насколько важно уважать имущество других людей, а также то, что нарушение закона может привести к попаданию в тюрьму. Не стоит преуменьшать серьезность ситуации или допускать, что кража – это вполне нормально, если тебя никто не заметил. Говорите четко и ясно, когда объясняете ситуацию, скажите, что последствия могут изменить всю жизнь человека. Используйте конкретные определения – воровство и кража. Напомните, что подросток может оказаться в тюрьме на несколько лет, в зависимости от степени серьезности проступка. Помните, что ситуация действительно критическая, так что игнорировать ее ни в коем случае нельзя.

Советские актеры, у которых была нелегкая жизнь из-за дворянского происхождения

Она не была интриганкой: что рассказал Лев Лещенко о жизни Людмилы Лядовой

Пикси с длинной челкой и еще 9 модных сейчас коротких стрижек для прямых волос

Воровство подростковметодическая разработка по психологии на тему

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «

Профилактика подросткового воровства для родителей

(Методический материал для родителей)

г. Биробиджан

2018

Воровство — это присвоение или потребление, не принадлежащих человеку материальных или духовных ценностей без предварительного разрешения или уведомления обладателя этих ценностей.

Подростковое воровство действительно одна из самых серьёзных проблем, с которыми сталкиваются и родители и педагоги. Случаи подросткового воровства происходят не так уж редко. Практически каждый ребенок хоть раз в жизни взял чужое. Большую роль в решении данной проблемы играет реакция взрослых, потому что от того, какую позицию они займут, во многом зависит, повторится ли подобная ситуация.

Факторы подросткового воровства

1. наследственные (биологические) — врождённые нарушения психики и интеллекта ребёнка, не позволяющие ему осознать и реализовать в поведении нравственные нормы и ценности, представления о своей и чужой собственности;

2. средовые:

— негативный пример родителей, сверстников;

— социальные условия, побуждающие подростка к воровству (трудное материальное положение семьи, чрезмерная занятость родителей);

— употребление алкоголя и наркотиков в семье;

— утверждение родителями словесно и своим поведением антисоциальных образцов поведения;

— утрата положительного влияния семьи и сближение подростка с негативной группой сверстников;

— равнодушная или попустительская реакция ближайшего социального окружения на факты подросткового воровства.

3. педагогические:

— непродуктивные стратегии воспитания в семье и школе (недостаток внимания и любви к подростку со стороны родителей);

— нарушение материнской или отцовской привязанности, игнорирование потребностей подростка в эмоциональном контакте;

— трудности в общении с родителями; унижение подростка, игнорирование первичных проявлений нарушений нравственных норм; неадекватные требования к подростку со стороны педагогов или родителей;

-непонимание коммуникативных «посланий», содержащихся в поведении подростка.

Перечисленные факторы (причины) при соответствующих благоприятных условиях запускают следующий механизм возникновения склонности подростка к воровству:

  • искажение в системе ценностей подростка,
  • неадекватные представления,
  • первичное проявление неадекватных моделей поведения,
  • закрепление неадекватных моделей поведения, формирование привычки к воровству,
  • противоправные действия.

Психологический портрет «воришки»

Последние исследования психологов показали, что для всех ворующих детей характерны определенные личностные особенности, кроме того, похожими также оказываются те взаимоотношения, та обстановка, что царит в их семьях, в их ближайшем окружении.

В большинстве случаев оказывается, что кража, воровство — это реакция ребенка на травмирующие его обстоятельства жизни.

Часто в семьях ворующих детей наблюдается эмоциональная холодность, отчужденность, даже враждебность между родителями, родственниками. Ребенок из такой семьи либо чувствует, что его не любят, либо в раннем детстве пережил какую-то психологическую травму, связанную со взаимоотношениями близких родственников.

Если попытаться составить психологический портрет ворующего ребенка, то можно отметить, что его характерными чертами являются доброжелательность, открытость, но при этом не умение наладить отношения с окружающими. Часто эти дети производят впечатление несамостоятельных, инфантильных. Как правило, они неуверенны в себе, уязвимы, им необходима поддержка и эмоциональное принятие со стороны близких. Также часто воришек отличает недостаточное развитие воли.

Причины подросткового воровства и пути преодоления

Обычно исследователи данной проблемы выделяют три основные, глобальные причины подросткового воровства:

  • Сильное желание владеть понравившейся вещью, вопреки голосу совести.
  • Серьезная психологическая неудовлетворенность подростка.
  • Недостаток развития нравственных представлений и воли.

Но в реальной жизни спектр причин подросткового воровства гораздо шире. Рассмотрим некоторые из них.

  1. Подросток может подражать взрослым, копировать их поведение. Это конечно не означает буквально, что родители воруют сами либо учат детей это делать. Зачастую родители просто не задумываются о том, какие последствия могут иметь их слова и поступки. Возможно, родители дома обсуждают других людей, получающих средства к существованию нечестным путем, при этом выказывают свою зависть или говорят, что с таких людей нужно брать пример. А если еще нечто подобное происходит неоднократно, то что же тогда требовать от ребенка. Вот и получается, что родители сами научили ребенка воровать.
  2. Халатное отношение к деньгам в семье также может подтолкнуть подростка к воровству. В обеспеченной семье обычно никто из взрослых деньги особо не считает, они всегда доступны. У подростка всегда есть карманные деньги. Но случается такое, что деньги закончились, а попросить их в данный момент у родителей по неким причинам невозможно (их нет дома или поссорился). Подросток оправдывает себя тем, что родители и так бы ему дали, так зачем же спрашивать.
  3. Одна из возможных причин — неблагополучие в семейной сфере, нехватка родительской любви, желание привлечь к себе внимание. Если родители слишком сосредоточены на своих делах, или есть неблагополучие в супружеских отношениях, или в семье недавно родился малыш, ребенок может почувствовать себя одиноким и заброшенным, ему может показаться, что родители уделяют ему меньше внимания, или даже что его не любят, или что к нему несправедливы. И тогда он может взять у мамы из сумки деньги или какую-то вещь, но всегда таким образом, что пропажа легко обнаруживается. Сами деньги ребенку не очень-то и нужны. Воровство, в данном случае, средство обратить на себя внимание родителей, крик о помощи. Таким образом, с помощью воровства дети неосознанно пытаются восстановить утраченную связь с родителями. Совершив кражу, подросток привлекает к себе внимание, пусть и негативное: когда наказывают, это все же лучше, чем когда вообще не замечают. Иногда подростку удается наладить, пусть и временно, отношения между родителями: обычно родители сплачиваются для решения общей проблемы. Тех детей, которые с помощью воровства добиваются внимания родителей, шумные скандалы и строгие наказания лишь убеждают в правильности избранной ими стратегии. В таких случаях рекомендуется игнорировать факт воровства или отнестись к нему как к рядовому событию. Родителям необходимо побольше общаться с подростком, обязательно одобрять его действия, хвалить по любому, даже незначительному поводу. Необходимо у него выработать чувство собственной значимости, признания, принятия в семье и понимания, дать понять, что лучше делать одобряемые родителями и обществом поступки, чем негативные.
  4. Поводом к совершению кражи может стать скупость родителей либо протест подростка против авторитарности родителей. Не правы те родители, которые утверждают, что у их ребенка «все есть». На самом деле есть множество мелочей, так нужных ребенку для сиюминутного счастья, которые родители дать не могут или не хотят. Важно, чтобы устойчивое желание ребенка хотя бы частично удовлетворялось, а не вызывало сильное напряжение или тревожность. Усугубляется ситуация, если на вопрос ребенка «Можно..?» взрослые, не объясняя причин, отвечают «Нельзя!». Ребенок тут же начинает самостоятельно искать ответ на вопрос: «Почему нельзя?» И вполне может решить, что родители могут дать ему деньги, но не хотят. Поэтому важно, чтобы подросток знал, почему нельзя порой получить то, что очень хочется. Или другой вариант. Ребенок хочет сделать подарок кому-то из близких и просит родителей дать ему денег на карманные расходы, не объясняя, на что их потратит. Но родители отказывают: «Тебе не нужны карманные деньги, все, что тебе нужно мы тебе купим сами!». Ребенок в свою очередь решает: «Они не понимают, как мне это необходимо! Они никогда меня не понимают. Придется самому искать выход, возможность.». Родители сами того не замечая тормозят взросление ребенка, лишая его самостоятельности. Виной всему недопонимание в семье, неправильно выбранный и применяемый стиль воспитания ребенка, и, главное, отсутствие доверия между ребенком и родителями.
  5. К воровству подростка может подтолкнуть желание отомстить кому-либо. Поводы могут быть самые разные. Также это может быть стремление доставить неприятности близким за отказ выполнить какую-либо его просьбу. Иногда факт воровства объясняется подростком как желание восстановить справедливость.
  6. Воровство может быть способом самоутверждения, что является свидетельством психологического неблагополучия подростка в среде сверстников: таким образом он хочет обратить на себя внимание, завоевать расположение кого-либо. Например, подросток, укравший дома деньги и накупивший на них конфет, раздает их другим детям, чтобы таким образом купить их любовь, дружбу, хорошее отношение. Подросток повышает собственную значимость или пытается обратить на себя внимание окружающих единственно возможным, по его мнению, способом. В подростковом возрасте могут иметь место «кражи престижа», кражи «на спор» из-за желания утвердится в группе. Причина здесь в низкой самооценке, в несформированности навыков общения.
  7. Еще одной серьезной причиной воровства может стать вымогательство со стороны более старших детей. В этом случае родители должны защитить своего ребенка, пресекая любые попытки запугивания, шантажа. Важно объяснить ребенку, что он может в таких случаях обратиться к родителям, учителям за помощью.

Другие провоцирующие воровство факторы:

Неумение контролировать свои эмоции и порывы. Это достаточно редкие случаи. В основном данным проявлением страдают подростки, отстающие в психическом или интеллектуальном развитии. Если ребенку довольно трудно себя контролировать, то необходимо обратиться к врачу-специалисту.

Клептомания. Клептоманией называется психическое заболевание, при котором больным движет лишь одно желание – украсть, не важно, что, и не важно, где. Украсть даже совсем ненужную ему вещь. Такое отклонение считается очень редким видом, как среди взрослых, так и среди детей. Реагируйте сразу, если вдруг поймете, что ваш ребенок что – то украл. Пусть это даже будет непреднамеренно, нельзя молчать. Приучать детей к ответственности за любые свои действия и поступки – вот основная задача родителей.

Плохое воспитание. Для такого подростка нет ничего не возможного. Он живет в своем беспредельном мире, в полном безразличии к близким людям, и делает все, что только захочет. Ворует деньги, потому что они ему нужны. У такого ребенка все предельно просто, но это только в его понимании. Он никого не любит, родители не являются для него авторитетом и значимыми людьми.

Наиболее частые ошибки в воспитании, провоцирующие подростковое воровство

К основным ошибкам в воспитании, способствующим подростковому воровству можно отнести следующие:

  • отсутствие последовательности в воспитании: в одной ситуации ребёнка наказывают, а в другой — «закрывают глаза» на проступок, либо грозятся наказать, но не наказывают;
  • несогласованность требований взрослых: папа разрешает, а мама запрещает;
  • «двойная мораль»: действия родителей расходятся с делом. Например, родители внушают ребёнку, «что брать чужое нельзя», а сами приносят с работы то, что «плохо лежит». Ребёнок, искренне веря в авторитет и непогрешимость родителей, следует их примеру и долго не может понять, за что его ругают, если он поступает, как мама и папа;
  • ситуация вседозволенности: воспитание ребёнка в стиле «кумир семьи»: ребёнок растёт с мыслью «я самый лучший», он не научается считаться с мнением других людей, ориентируется лишь на свои желания и интересы. Такие дети, попадая в коллектив, продолжают вести себя так же, как и в семье, искренне не понимая, почему брать то, что им хочется, нельзя;

• тотальный контроль за поведением и действиями ребёнка: одни дети при этом занимают активную оборонительную позицию, постоянно проявляя упрямство и вступая в пререкания по любому поводу. Другие «уходят в подполье», продолжая совершать порицаемые взрослыми поступки, но уже в те моменты, когда на них не обращают внимания.

Итак, когда вы поняли, почему ваш подросток ворует, четко представляете себе причины воровства, теперь самое время поговорить с подростком по душам соблюдая следующие правила:

■ Если подросток «не пойман за руку», невзирая ни на какие подозрения не спешите его обвинять. Помните о презумпции невиновности.

■ Будьте предельно осторожны, проявляйте чуткость, ведь перед вами не вор-рецидивист, а ребенок. От вас зависит, каким он вырастет. Поспешив, дать волю своему негодованию, вы можете испортить ребенку жизнь, лишить его уверенности в праве на хорошее отношение окружающих, а тем самым и уверенности в себе.

■ Дайте подростку понять, как вас огорчает то, что происходит, но старайтесь не называть происшествие «воровством», «кражей», «преступлением». Спокойная беседа, обсуждение ваших чувств, совместный поиск решения любой проблемы лучше выяснения отношений.

■ Разделите с ребенком ответственность, помогите ему исправить положение, а о таких радикальных мерах, как наказание пусть он узнает из книг и радуется, что его-то родители в беде не бросят.

■ Постарайтесь понять причины такого поступка. Возможно, за фактом кражи кроется какая-то серьезная проблема. Например, ребенок взял дома деньги, потому что с него требуют «долг», а ему стыдно в этом признаться, или он потерял чью-то вещь, и эту потерю требуется возместить…

■ Попробуйте вместе с подростком найти выход из сложившейся ситуации. Помните — это должно быть совместное решение, а не ваш приказ.

■ Украденную вещь необходимо вернуть владельцу, но необязательно заставлять ребенка делать это самостоятельно, можно пойти вместе с ним. Он должен почувствовать, что каждый человек имеет право на поддержку.

■ Вообще, оставляйте ребенку пути к отступлению. «Я могу представить, как сильно тебе захотелось иметь эту вещь, если ты действительно поверил, что тебе ее подарили».

Доверительная беседа — лучшая профилактика возможных сложностей. Обсудите проблемы подростка, расскажите о своих. Особенно хорошо будет, если вы поделитесь собственными переживаниями, расскажете, какие чувства вы испытывали в подобной ситуации. Ребенок почувствует ваше искреннее желание понять его, дружеское живое участие.

И еще несколько правил вашего поведения:

● Не обсуждайте негативные поступки своего ребенка в присутствии посторонних.

● Не возвращайтесь к обсуждению кражи через некоторое время, после того, как ситуация уже разобрана и пережита.

● Не провоцируйте детей на воровство. Деньги, драгоценности не должны находиться на видном месте.

● Четко осуждайте конкретный поступок, а не личность ребенка.

Как правильно действовать, в случае обнаружения факта подросткового воровства

  1. Услышав, что ваш подросток, что-то украл, постарайтесь сдержать эмоции, особенно, если он находится рядом. Знайте: ребенок наблюдает за вашей реакцией. Держите себя в руках, сохраняйте спокойствие и холодную рассудительность.
  2. Как только успокоитесь, соберите как можно больше объективной информации о случившемся.
  3. Не делайте вид, что ничего не случилось. Скажите подростку, что знаете о его поступке и хотели бы все обсудить. Ни в коем случае не давите на него. По возможности попросите, чтобы он сам, когда будет готов, все рассказал. Дайте ему на обдумывание пару дней.
  4. Не устраивайте истерик и скандалов. Силовая кара – самая соблазнительная и самая неэффективная, поскольку не решает возникшей проблемы, а чаще усугубляет ее.
  5. Важно поговорить доброжелательно и без посторонних с ребенком: выяснить, откуда вещь, как он далее хотел украденным распорядиться. Какие отношения у ребенка с владельцем вещи. Так можно понять мотивацию ребенка.
  6. Нужно дать ребенку понять, как огорчает родителей то, что происходит, но лучше не называть происшествие «воровством», «кражей», «преступлением». Спокойная беседа, обсуждение чувств, совместный поиск решения лучше выяснения отношений.
  7. Стоит обратить внимание, как ребенок сам относится к своему поступку – ему стыдно, он раскаивается, или считает, что все произошедшее — в порядке вещей. Если чувство вины отсутствует вообще, оценка родителей должна быть чёткой и определенной: подросток должен почувствовать, что такое поведение неприемлемо и осуждаемо.
  8. Не надо стремиться вызвать у подростка открытое чувство вины, не разрушать его психологические защиты. Необходимо, чтобы он понял, что воровство осуждается всеми и приводит к ухудшению отношений, а результаты воровства не приводят к достижению поставленной цели.
  9. Можно высказать отрицательную оценку действиям ребёнка, но не личности, с конкретным осуждением такого поведения.
  10. Необходимо рассказать о последствиях такого поступка в ракурсе переживаний и чувств человека, лишившегося любимой вещи, денег.
  11. Нельзя допускать, чтобы ребенка судили публично.
  12. По возможности, организовать возврат украденной вещи. Разделить с ребенком ответственность, помочь ему исправить положение.
  13. Если украдены деньги у родителей, нужно выразить свое огорчение по поводу их отсутствия, рассказать, для чего они предназначались.
  14. Обсуждая случившееся, нужно помнить, что сильные негативные чувства могут способствовать тому, что подросток будет скрывать все поступки, которые сочтёт стыдными, плохими.
  15. Помогите ребенку справиться с последствиями пережитого им стресса. Скажите, что вы гордитесь его мужеством, потому что признать открыто себя виноватым – это поступок.
  16. И главное, очень важно дать понять своему ребенку, что всегда можно рассчитывать на помощь родителей в трудной ситуации.

Профилактика подросткового воровства

Лучшей профилактикой подросткового воровства является полное взаимное доверие между родителями и подростком. В семье, где родители не лгут, дети отвечают им тем же, а воровство встречается редко.

Бывает, что у ребенка нет своей личной территории, своих личных вещей, которыми он может полностью распоряжаться по своему усмотрению. У него не формируется понятие «свое – чужое». Он может взять из дома вещи, не воспринимая их продажу или дарение как кражу. Важно четко очертить для ребенка границу между его собственными вещами и общими, которыми он имеет право пользоваться, но не имеет права распоряжаться. Именно отсутствие у ребенка опыта обладания собственностью провоцирует кражи.

Активность подростка хорошо направить «в мирное русло»: нужно выяснить, что на самом деле интересует его: занятия спортом, искусством, собирание какой-нибудь коллекции, какие-то книги, фотографирование и т.д. Человек, жизнь которого наполнена интересными для него занятиями, чувствует себя более счастливым и нужным.

Подростка надо научить сопереживать, задумываться о чувствах окружающих. Надо познакомить его с правилом: «Поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой», и объяснить смысл этого правила на примерах из собственной жизни.

Подростку необходимо нести ответственность за кого-то или что-то в семье – за младшего брата, за наличие в доме свежего хлеба, за поливку цветов и т.д. Нужно постепенно передавать ему дела, делиться с ним ответственностью.

Самая простая мера профилактики подросткового воровства состоит в том, чтобы его не провоцировать. Например, не разбрасывать деньги по квартире, а хранить в недоступном для него месте. Иногда одного этого оказывается вполне достаточно.

Эффективным способом профилактики воровства является выделение карманных денег. Это не должны быть деньги на завтраки в школе, это должны быть личные карманные деньги, выдаваемые регулярно, которые подросток может потратить по своему усмотрению. Собственные деньги воспринимаются детьми с большой ответственностью. Очень помогают уйти от домашних краж семейные советы, на которых члены семьи распределяют бюджет. Определяют общий доход и распределяют его на различные нужды: питание, квартплату, транспорт, крупные покупки, отпуск. На совете делаются отчисления на личные расходы как детям, так и родителям. Ребенок становится участником расходования средств и даже имеет право голоса, что поднимает его в собственных глазах и делает его более ответственным за дела семьи. Подросток, также, видит пределы семейного бюджета, он узнает, что почем в этом мире. Он учится планировать. Кражу в этих условиях совершить труднее.

Каждый родитель выстраивает взаимодействие с подростком по-своему, исходя из собственных ценностей, своего жизненного опыта и представлений.

Но если вам интересны такие вопросы, как:

— устанавливать жесткую дисциплину или стать другом своему ребенку,

— оберегать его или дать возможность учиться на своих ошибках,

— направлять развитие ребенка или позволить ему идти собственной дорогой и многие другие, тогда предложенный материал вам будет интересен и полезен.

В заключение можно сказать, что общая стратегия поведения родителей по отношению к воровству своих детей должна зависеть от причин поведения подростка, выяснение которых дело первостепенной важности. Но в любом случае необходимо помнить, что появление такого тревожного сигнала, как кража или воровство свидетельствует о психологическом неблагополучии ребёнка — это крик о помощи!

Помните: какая бы беда ни случилась с ребенком, главное – не отворачивайтесь от него, а дайте ему шанс остаться Человеком. А если потребуется – дайте такой шанс еще раз. Именно вера в ребенка, в то, что он хочет и может быть лучше, спасёт его, остановит от рокового шага.

Литература

  1. Кравцова М.М. Если ребенок берет чужие вещи. М.: Эксмо, 2002.
  2. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов / Ю.А. Клейберг. – М., 2004.
  3. Давыдова Э.Х. Истоки детского домашнего воровства // Детский практический психолог. Июль, 1995.
  4. Потанин Г.М., Косенко В.Г. Психолого-коррекционная работа с подростками. – Белгород, 1995.
  5. Рудакова И.А. Девиантное поведение. – Ростов-н/Д, 2005.
  6. Мазниченко М., Нескоромных Н. Подростковое воровство // Народное образование. – 2015. — № 4.

Педагог-психолог Зяблицка О.В.

Покажите последствия воровства

Еще один метод – не рассказывать, а показать конкретные примеры того, что может случиться, если ребенок будет пойман на воровстве. Если ваш подросток взял у вас деньги или какие-то вещи, некоторые родители рекомендуют вызвать полицию и устроить «притворный» арест, чтобы полицейский объяснил ребенку, какие могут быть последствия и как изменится вся его жизнь. Эта тактика может показаться экстремальной, кроме того, она подойдет только тогда, когда кража коснулась непосредственно вас, ведь тогда именно вы решаете, обращаться ли в полицию. Тем не менее есть и плюс – данный способ может настолько испугать подростка, что он никогда больше не захочет воровать. Обдумайте, уместен ли такой подход в вашей конкретной ситуации.

Как именно проявляется воровство

Это негативное явление проявляется у каждого тинейджера по–своему. В доме начинают появляться посторонние вещи. На вопросы родителей подросток рассказывает истории о том, что «эту кожаную куртку друг дал поносить», «велосипед нашел на улице», и тому подобное. Это вполне стандартная схема.

Но дело обстоит гораздо серьезнее, когда из кошелька матери или отца начинают исчезать денежные купюры. Сначала мелкие, затем покрупнее. Родители не хотят верить в худшее, и какое – то время склонны списывать на свою забывчивость. Но когда подобное явление происходит регулярно, то, к сожалению, вывод только один.

Но в большинстве случаев о воровстве своего любимого чада родители узнают в числе последних. Слышать обвинения в адрес своего ребенка приходится от совершенно чужих и посторонних людей: соседей, учителей, родителей друзей. Это как гром среди ясного неба. Родительскому гневу нет границ, а иногда и не обходится без применения физического наказания. Крики, ругань, битье, обвинения лишь существенно усугубляют сложную ситуацию. Взрослые хотят поскорее избавиться от «этого кошмара», так и не выяснив главную причину.

Придумайте наказание, которое предполагает позитивные действия

Не стоит наказывать ребенка физически или пытаться его пристыдить – это только вызовет гнев и дискомфорт. Сфокусируйтесь на том, чтобы наказание было связано с позитивными действиями. Это поможет подростку лучше осознать то, какой вред наносит воровство отношениям с окружающими, и начать лучше ценить честность. К примеру, если ребенок украл деньги из вашей сумки, пусть он вернет все украденное – он может подрабатывать или делать домашние дела, чтобы отработать эту сумму. Выполняя дополнительную работу по дому, проще осознать последствия совершенных действий, поэтому такой способ наказания оказывается очень действенным и при этом приносит пользу.

Анастасия Волочкова намекнула на новые отношения: фанаты заинтригованы

Врач рассказал, что содержится в пакетах с молотым кофе из супермаркета

Прощай, старая избушка! 76-летняя Агафья Лыкова переехала в новый дом

Дайте ему знать, что это неприемлемо

Полезно часто мыть: мифы о шампуне и уходе за волосами, которые только вредят

«Мы по-прежнему дружим»: Деревянко прокомментировал разрыв с женой

«Папа обижается». Агата Муцениеце об отношениях с Прилучным после развода

Вам нужно дать ребенку понять, что вы не потерпите воровства в своем доме, а также четко донесите до него последствия воровства в будущем. Если это повторится, обязательно воплотите в жизнь те последствия, которые вы ему обещали. Однако при этом не забывайте о презумпции невиновности, поэтому не ройтесь в вещах ребенка, пока у вас не будет точных доказательств того, что он начал снова воровать.

Спросите подростка, почему он решился на воровство

Постарайтесь разобраться, какая мотивация скрывается за поступком подростка. Возможно, дело в каких-то других проблемах или трудностях. Если вы знаете, что стало причиной такого поведения, вам проще предотвратить повторение неприятной ситуации. Подростки воруют по целому ряду причин. К примеру, дело может быть в желании вписаться в коллектив. Ребенку хочется модный смартфон или стильные кроссовки, и единственный способ получить их – украсть из магазина или взять у кого-то деньги, чтобы совершить желанную покупку. Соответствие окружающим – это важное условие при взрослении, подростки нередко ощущают давление и потребность иметь те же вещи, что и у остальных, чтобы вписаться в их круг. Еще одной причиной, толкающей на воровство, является потребность во внимании. Любое внимание от окружающих, даже откровенно негативное, может показаться лучшим выходом, чем полное его отсутствие. Подросток ворует, потому что знает: это вы точно не проигнорируете. Он пытается заставить вас заметить его. Стоит отметить и такую причину, как стеснение. Презервативы, тампоны, тест на беременность, экстренная контрацепция – подобные предметы могут вызывать такую неловкость, что подростку кажется более подходящим выбором воровство. Это единственный выход, ведь попросить у кого-то на это деньги просто недопустимо, как кажется подростку. Наконец, некоторых подростков привлекает ощущение опасности. Им нравится испытывать новые эмоции и принимать участие в рискованных действиях, они заинтересованы запретным и неправильным из чувства противоречия. В таком случае воровство может быть способом проверки границ: как далеко можно зайти безнаказанно? Если вы проигнорируете проступок подростка, проблема будет только обостряться.

Немец поделился впечатлениями от России после вакцинации «Спутником V»

Нежный, будто облачко: как приготовить муссовый торт со вкусом банана и кокоса

Новое приложение от «Ростелекома» позволит россиянам оплачивать «лицом» услуги

Что делать родителям, если ребенок ворует. Как отучить ребенка воровать?

Во-первых, нужно быть на стороне ребенка, потому что вы его опора и поддержка в любом случае. Будьте рядом, чтобы он это чувствовал.

Не стоит кричать, ставить клеймо и обзываться («воровка!»). Лучше разобраться в ситуации: какие мотивы были у ребенка? Можно обратиться к психологу, который поможет посмотреть на ситуацию со стороны, подскажет, что делать дальше.

Не нужно пытаться «замять» ситуацию, скрыть. Ребенку должно быть стыдно, он должен понять последствия своего поступка, чтобы такое больше не повторилось и не привело к еще худшим последствиям. Иногда одних разговоров и увещеваний мало, ребенок должен «прожить» ситуацию, испытать на себе весь этот гнев, осуждение, чувство вины и стыда.

Родители девочки тоже побеседовали с психологом. Когда они узнали о группе подростков в школе, они перевели девочку в другую школу. Мама поняла, что слишком идеализировала дочку, поведение девочки могло быть протестным, потому что ребенку сложно быть все время идеальным. Родители поняли, что их стиль воспитания был слишком опекающим, они многое решали за ребенка. Они не видели за созданным образом личность, с ее желаниями, ее потребностями.

С девочкой мы обсуждали ценности, самооценку, дружбу и любовь. Придумывали разные способы, как можно стать интересной для сверстников более экологичными способами.

Обеспечьте подростку альтернативные источники дохода

Если ваш подросток ворует потому, что не может позволить себе те же вещи, что и сверстники, попробуйте найти ему подработку. Это поможет ему стать ответственнее и научиться правильно обращаться с деньгами, а также обеспечит свободу, позволяющую покупать желаемое, а не воровать. Можете также порекомендовать ребенку создание собственного бюджета, чтобы он научился копить и умел обращаться с деньгами правильно. Такие навыки серьезно помогут ему в дальнейшей жизни.

Реагировать и выяснять причины

Что делать родителям-христианам, если они столкнулись с тем, что их подрастающий ребёнок ворует? Прежде всего — ни в коем случае не закрывать глаза на произошедшее и выяснять, почему так случилось. Вообще, я бы рекомендовал обязательно реагировать на детское воровство, в каком бы возрасте оно не случилось. Даже если ребёнок просто взял без спроса игрушку в детском саду, нужно с ним разговаривать и объяснять, что так не делают. Надо проводить беседы с детьми до того, как они совершают что-то плохое.

Второе: надо найти причину, по которой подросток крадёт. Ведь дети сейчас видят у своих сверстников много того, что им по каким-то причинам недоступно. Потому важно не доводить детей до воровства. Не надо требовать, чтобы ваши православные дети смирялись и носили что похуже. Не надо одевать девочку в юбки до пят, а мальчиков рядить в чёрный цвет и старомодные брюки. Ребёнок не должен чувствовать себя ущербным. Если воровство стало реакцией на это, то родителям нужно уделить внимание его одежде и вещам.

Возможно, ребёнку не хватает внимания в его компании, он хочет произвести впечатление или занять место крутого парня. Нередко такое желание тоже имеет корни в семье: ему там не хватало похвал, ощущения собственной значимости — вот он и стал искать их за пределами своего дома, в кругу приятелей.

Ребёнок может не понимать значимости того, что имеет, не осознавать ценности денег. У меня был недавно случай: мальчик стащил деньги у родителей. Оказалось, ему нужны были карманные деньги. Родители пришли ко мне с этой проблемой, и я предложил дать ему заработать у меня при храме. У нас идёт стройка, и мы придумали ему дело — перенести кирпичи. Мальчишка работал долго, очень устал, по окончании дела он получил от меня свою первую зарплату. Мы поговорили, и с тех пор проблема ушла: он понял, что деньги даром не достаются, что заработать по-настоящему — это совсем не то, что получить сумму от родителей.

Найдите ребенку дополнительные занятия

Поощряйте саморазвитие, пусть подросток расходует свою энергию на то, чтобы оттачивать свои навыки и способности продуктивно, к примеру, с помощью занятий каким-то спортом или участия в кружке по интересам. Это поможет ребенку наладить общение со сверстниками, у которых есть какие-то другие интересы кроме материальных ценностей и последних модных новинок.

Его раздражало, что Лена нравится всем: как живет Антон Хабаров и его жена

«Миронов с ней чуть не развелся»: как Градова посадила всех на диету на отдыхе

Серые — эгоисты: что говорит о характере кошки ее окрас

Корни всех проблем — в семье

Главная проблема, с которой сталкиваются практически все родители: когда дети взрослеют, им хочется как-то выделить себя, проявить в обществе. Как ребёнок это будет делать, будут ли эти попытки сопряжены с жестокостью или преступными действиями — зависит от семьи. Самые большие проблемы возникают там, где родители уделяют детям мало времени и внимания. Мама и папа могут быть состоятельными, хорошо зарабатывать и много всего покупать ребёнку, водить по репетиторам, возить на отдых, обеспечить множеством современных гаджетов, но в плане воспитания не делать ничего. Это большая беда, ведь всё перечисленное должно быть на втором, а то и десятом плане. На первом месте в жизни каждого ребёнка должна быть доступность родителей, с которыми можно общаться и обсуждать свои проблемы.

Воспитание — это не когда спросил раз в день: «Как дела, как в школе?», — это вовлечённость в жизнь детей, это когда маме и папе интересны все стороны их жизни. Если этого не происходит, то у ребёнка возникает ощущение, что он не важен в окружающем его мире. Отсюда у него появляется желание стать в нём на первое место любым способом.

Если подросток совершает какие-то плохие поступки, очень важно выяснить, что происходит в его семье. Если он видит, что отец обижает маму, говорит ей оскорбительные слова, а мама не остаётся в долгу и отвечает тем же, то что удивительного, если он тоже будет проявлять жестокость и неуважение ко взрослым! Если папа пришёл с работы и рассказывает, какой он ловкий — сумел мимо мастера дяди Васи незаметно мешок гвоздей пронести, — то ребенок это увидит и поймёт, что красть можно, более того, это хорошо, так надо. Дело в том, что для каждого ребёнка его родители — это образец, как надо жить и поступать. Пока дети не научились ценить мнение своих друзей (что обязательно происходит в подростковом возрасте), семья для них — главный авторитет, на который они обязательно будут ориентироваться. Если ребёнок склонен к воровству, то прежде всего надо обратить внимание на семью и разбираться, почему он так поступил.

Проводите с подростком больше времени

Если воровство – это попытка привлечь внимание, игнорировать ситуацию ни в коем случае нельзя. Постарайтесь на регулярной основе проводить время вместе с подростком, продемонстрируйте, что он вам не безразличен. Предложите ему заняться чем-нибудь вместе – выбирайте то, что действительно его заинтересует, к примеру, сходите на концерт его любимой группы. Вы можете обсудить в такой ситуации неловкие вопросы и темы, которые вызывают дискомфорт. Убедите подростка, что стесняться нет никаких причин и что воровство не выход. Объясните, что к вам всегда можно обратиться за помощью и что презервативы и другие виды контрацепции это не то, из-за чего стоит начинать воровать.

Плохая компания

Многие подростки начинают воровать и совершать другие подобные проступки в компании друзей, без которых они даже не подумали бы о таких действиях. Если ваш ребенок ворует в присутствии друзей, вам стоит обсудить с ним эту проблему. Вы можете подумать о том, чтобы запретить вашему ребенку водиться с этими друзьями, но нужно оставаться реалистами – подобная стратегия обычно действует противоположным образом и делает этих друзей еще более привлекательными для подростка. Вместо этого вам стоит вместе с ребенком поработать над умением отказываться. Научите его говорить: «Вы можете делать то, что вам захочется, но я больше не хочу неприятностей, поэтому я подожду снаружи».

Пообщайтесь с психологом

Если вы замечаете, что ваш подросток все равно не может перестать воровать, вероятно, вам следует обратиться за помощью к семейному психологу. Некоторые подростки совершают преступления из-за психологических проблем, при которых потребуется терапия, вместе с вами или на индивидуальном уровне. Не позволяйте воровству превращаться в привычку, потому что это может привести к очень серьезным последствиям и разрушить моральные устои ребенка. Стоит также учитывать, что у некоторых подростков развивается клептомания, редкое компульсивное расстройство, при котором человек чувствует тревогу или напряжение перед преступлением, а после ощущает облегчение и радость. Если вы подозреваете, что у вашего подростка может быть именно такое расстройство, это следует обсудить с психотерапевтом. Самостоятельно решить проблему будет сложно.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Карманные деньги и возможность зарабатывать

У детей, особенно у подростков, должны быть карманные деньги. Им важно иметь возможность что-то купить, угостить друзей — у них так принято. Не каждый может попросить их у родителей, многим просто неловко. Отсутствие карманных денег может подтолкнуть на воровство. Как этого избежать? Либо давать ребёнку какую-то небольшую сумму, либо придумать, как он может эти деньги заработать. Во все времена желающий найти работу её находил. Моя семья жила скромно, и я пошёл подрабатывать на рынок грузчиком, чтобы иметь собственные деньги. Сейчас есть возможность зарабатывать с помощью интернета.

Найти подработку могут помочь и родители. Один мой знакомый поручил дочке за определённую плату делать в интернете рассылку объявлений о приёме на работу для большого круга лиц. Она с удовольствием этим занималась, в итоге и отцу помогала, и зарабатывала. Такая практика кажется мне очень верной: ребёнок приучается к мысли, что прежде чем что-то получить, надо потрудиться. Если же подросток получает деньги от родителей просто так, ему будет казаться, что они ничего не стоят — и такое отношение сложится не только в отношении своих денег, но и в отношении чужих.

Причины детского воровства

Кража из лучших побуждений

Ребенок действительно может украсть из лучших побуждений, например, чтобы подарить тому, кого любит. Другу, маме или папе, братику. Это желание оказывается сильнее, чем сдерживающий внутренний запрет брать чужое. Ведь моральные устои этом возрасте еще только начинают формироваться. А желания очень сильны.

Очень хочется, не устоять

Ребенку просто «очень хочется». Игрушку, куклу, пирожок или конфету. Да мало ли чего может захотеться человеку. И — рука как бы сама тянется и берет. Он уже понимает, что совершил нечто предосудительное, но устоять не может.

Все дело в том, что дети еще просто не в состоянии полностью контролировать свое поведение. У них еще не созрели мозговые структуры, отвечающие за самоконтроль, они еще только формируются. Но ребенок уже понимает, что сделал что-то предосудительное, и кладет потихоньку игрушку в карман, красивое колечко — в тайничок и т.п.

Мозговые структуры, отвечающие за самоконтроль, полностью созревают только около 19-21 года и позже. Именно поэтому подростки часто бывают несдержанны, а порой имеют проблемы с законом. У них просто не развита еще функция самоконтроля. Знают, как надо, но удержать себя не в силах.

С помощью специальных упражнений можно развить самоконтроль. Этим мы занимаемся на тренингах КУБ.

Необходимость обладать знаковой вещью

Подросток может пойти на кражу, потому что ему нужен определенный атрибут «крутости», без которого он чувствует себя неполноценным среди ровесников. Например, у друзей уже есть айфоны последней модели.

Этому особенно подвержены подростки с низкой самооценкой и те, кому не удается наладить отношения со сверстниками.

Им кажется, что заветный предмет станет залогом признания сверстников. Но юного похитителя обычно ждет разочарование. Ведь уважением товарищей пользуются уверенные в себе ребята, умеющие общаться. И подростку может показаться, что ему не хватает еще какого-то атрибута, а как он появится, уж тогда…

Чтобы разорвать этот порочный круг, ребенку необходимо укрепить самооценку и научиться общаться. Этому посвящены наши тренинги.

Стресс и потеря самоконтроля

Стресс еще больше снижает возможности самоконтроля. Причем не только у детей. Взрослые в ситуации стресса тоже ведут себя неблестяще: закуривают, заедают, пропускают рюмку и совершают еще множество не слишком разумных действий, кому что ближе. При этом вы помните, у детей еще не созрели структуры мозга, отвечающие за самоконтроль. И когда они расстроены, устали, напуганы или просто им нездоровится, детям гораздо тяжелее, чем взрослым, держать себя в руках.

Воровство часто бывает признаком того, что ребенок испытывает эмоциональный дискомфорт. Причин может быть множество.

Пол года назад у 8-летнего Вани родилась младшая сестренка. И родители стали уделять ему меньше внимания. И вот «старший брат» вдруг ни с того ни с сего крадет в школе у одноклассника из кошелька деньги. Родители в ужасе: — Зачем? Ведь у него все есть?! Мы ему ни в чем не отказываем!

Действительно, их сын ни в чем не обделен, кроме одного — вот уже полгода он считает себя лишенным родительского внимания. А маленький человечек трактует это как лишение любви. Миллионы лет эволюции научили человеческих детенышей, что без родительской любви они пропадут, погибнут, поэтому ребенок испытывает в этой ситуации стресс. А вы помните, влияние стресса таково, что самоконтроль снижается.

На наших тренингах ребята учатся преодолевать стресс и регулировать свои эмоции.

Подражая друзьям

Бывает, что дети крадут «за компанию» или подражая другим — сверстникам или более старшим ребятам. Это можно объяснить двумя причинами:

  • так делают мои знакомые, значит это нормально. Так работает эффект «социального подтверждения»;
  • разделение ответственности. Ведь если вместе, то кажется, что вина поровну распределится между всеми, и я буду только чуть — чуть виноват;
  • возможно, с помощью кражи ребенок проходит испытание на «слабо», и хочет доказать, что он смелый, взрослый и достоин дружбы своих товарищей.

Кража как месть

Может быть, ребенок хочет наказать обидчика, лишив его чего-то значимого? Предвкушает, как тот расстроится, а может быть, его даже накажут за потерю.

«Не раз угрожал нам, что убьет»

Ирина из города на юге Беларуси говорит, что тоже боится своего сына. Ее Саше нет и 14 лет. В таком возрасте даже за самые тяжкие правонарушения не бывает уголовной ответственности. Его не отдадут под суд, не направят в спецучилище для проблемных подростков, а тем более в детскую колонию. Он остается в семье.

«Я боюсь и за себя, и за дочь, – говорит Ирина. – Саша не раз угрожал нам, что убьет. Меня, например, бил ногой в живот. Крутил руки, пальцы.

Я переживаю, что в лучшем случае он попадет за решетку, а в худшем его однажды найдут убитым. В школу он почти не ходит, а если там появляется, то для того, чтобы в очередной раз кого-то обидеть.

Кто-то дал ему баллончик, он поджег его спичкой и сжег маленькому мальчику волосы. Он никак не реагирует на замечания. Только смеется.

Может забрать у нас деньги. Когда спрашиваю у него: “Зачем, у тебя же все есть?” – слышу ответ: “Мы с пацанами хотели что-то купить”. Возможно, это наркотики. Однажды он уже пришел домой утром, неизвестно где проведя ночь, в наркотическом состоянии, с расширенными зрачками. Вел себя очень странно – сам с собой разговаривал, сам себе смеялся. Я боюсь и за него, и за нас».

Как говорит Ирина, в своих многочисленных походах на комиссии по делам несовершеннолетних она слышала о самых разных случаях с «трудными подростками»: вот 14-летний подросток изнасиловал 11-летнего мальчика, вот группа девушек такого же возраста цинично и жестоко расправилась с бывшими подругами за то, что те «посмели» их обидеть. Избивали руками и ногами, плевали в лицо, заставляли есть землю, имитировать половые акты. А пытки животных – это для милиции уже вообще рутина.

В соседней России звучат предложения, чтобы снизить возраст судебной ответственности. Ирина ничего хорошего в этом не видит – в стране не создана система исправления и реабилитации детей, совершивших преступления.

«Даже если и снизить этот критерий и посадить всех малолетних правонарушителей за решетку, это не решит проблему. Такие дети только станут заложниками тюремной системы и не смогут уже никогда вернуться к нормальной жизни».

Воровство? Не совсем

Четырехлетняя Катя, добравшись до маминой шкатулки с драгоценностями, взяла из нее кольцо и никому об этом не сказала. Когда пропажа обнаружилась, девочка испугалась строгого тона матери и солгала, сказав, что она «ничего из той коробочки не брала». Позже кольцо нашлось среди детских игрушек

.

— Когда вы сталкиваетесь с воровством, важно учитывать возраст ребенка, его уровень понимания проблемы и обстоятельства. Лет до пяти у ребенка нет четких границ «свое» — «чужое», это осознание только формируется, — объясняет психолог- консультант Евгения Пронькина.

  • Возраст 1-3 года. У ребенка нет разделения на «свое» и «чужое», нет понимания, что такое воровство.
  • От 3 до 6 лет. Ребенок осваивает правила, начинает разделять «свое» — «чужое».
  • От 6 до 8 лет. Четкое понимание, что чужое без разрешения брать нельзя, что это плохой поступок, четкое оформление личных границ (есть свои вещи и есть чужие).
  • От 8 до 11 лет – формируется понятие морали.
  • С 11 лет – осознанное воровство.

Детское воровство отличается от воровства взрослого человека, поэтому и реагировать на такой поступок нужно несколько иначе. Есть вероятность, что ребенок просто не понимает, что такое собственность, особенно если его не обучали и не рассказывали ему об этом. Воровство не воспринимается ребенком, как неправильный поступок. Если двухлетний малыш прихватил из песочницы чужую игрушку, а мамаша начала на него орать и бить по рукам, то к психологу нужно отвести в первую очередь ее. Но в возрасте от трех лет разумные родители постепенно вводят ограничения, доступно для ребенка поясняя их необходимость. То же правило действует и в отношении «воровства в песочнице». Объясните ребенку, что нельзя брать чужую вещь, потому что это очень расстраивает того, у кого он ее забрал. Предупредить «малышовое воровство» можно, обучая ребенка понятию границ «мое» — «чужое», и формированию понимания собственности.

Наиболее доступным будет обучение в формате игр. Например, вы можете вместе с ребенком построить домик/городок, в котором есть разные жители и у каждого из них есть свои вещи. Чтобы взять вещь другого, нужно попросить у него разрешения. Задача этой игры – помочь ребенку понять, что есть личные вещи/границы у него самого и у другого человека, и что чужое без разрешения брать нельзя. Взять без спроса – это плохой поступок, который очень расстраивает человека, у которого эту вещь забрали. Родительская ответственность – научить этому пониманию своего ребенка, сформировать личные границы.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]