Причины возникновения
Истоки нарушения деятельности нервной системы закладываются во время беременности матери. Неблагоприятными факторами, делающими психику ребёнка неустойчивой, являются:
- Токсикозы беременных;
- Фетоплацентарные нарушения (патология развития плода и плаценты);
- Гипоксия плода;
- Внутриутробное инфицирование;
- Пагубные привычки беременной женщины;
- Бесконтрольный приём лекарственных средств во время беременности;
- Инфекционные болезни матери в период беременности;
- Травматичные роды;
- Стремительные или затяжные роды;
- Недоношенность и переношенность;
Диагноз «гиперактивность»
Такой диагноз может быть поставлен только специалистом после проведения ряда исследований. В последние годы это неврологическое нарушение выделено в отдельную патологию. Диагноз принят официально в международной медицинской практике.
Подтверждение диагноза говорит о наличии хронического неврологического нарушения. Без проведения необходимого лечения оно может сохраниться на всю жизнь. Без терапии болезнь развивается в трех направлениях:
- ребенок перестает верить в себя, замыкается;
- у него могут случиться серьезные нарушения психики, он начнет жить в выдуманном мире;
- справится с патологией самостоятельно, но с большими сложностями.
Скорректировать ход патологии и сделать прогноз благоприятным поможет своевременно начатая терапия.
Симптомы гипервозбудимости
Гипервозбудимость у новорождённых даёт о себе знать сразу после появления на свет, её признаки:
- Чуткий непродолжительный сон, сопровождающийся вздрагиванием и двигательным беспокойством;
- Вялое сосание с продолжительными паузами;
- Беспричинный однообразный плач, который трудно успокоить;
- Тремор (мелкое подрагивание) подбородка и конечностей;
- Повышенный мышечный тонус, что проявляется крепко сжатыми кулачками и согнутыми, приведёнными к туловищу конечностями;
- Частые обильные срыгивания;
- В зоне переносицы заметна вена ― сигнал о повышенном внутричерепном давлении;
- На коже хорошо видна сосудистая сетка;
Синдром гипервозбудимости у детей может развиться и позже по причине воздействия на нервную систему таких факторов, как заболевание рахитом, грыжи, кишечные колики, прорезывание зубов.
Если ребёнку не была оказана помощь в грудничковом возрасте, симптомы гипервозбудимости у детей дошкольного и раннего школьного возраста приобретают другие формы:
- Ребёнок не может сконцентрироваться на каком-либо виде деятельности;
- Он не имеет усидчивости;
- Он наивен, склонен к фантазиям, легко доверяется незнакомцам;
- Таким детям свойственна повышенная утомляемость;
- Отмечается склонность к неврозам в виде обкусывания ногтей, беспричинного беспокойства;
- Речь ребёнка сбивчива, непоследовательна;
- Нарушена координация движений, что проявляется в плохом почерке, неуклюжих движениях;
С такими детьми взрослым сложно общаться. Ребёнку навешивается ярлык хулигана.
Что делать, если у ребёнка повышенная раздражительность.
25 июня 2021 Повышенная возбудимость и раздражительность ребенка могут быть следствием многих причин, в том числе физиологических, связанных с незрелостью нервной системы, ее реакцией на различные негативные воздействия во время беременности (болезни мамы, курение, употребление алкоголя, физические и эмоциональные перегрузки), а также рождение раньше срока, с помощью кесарева сечения или в тяжелых естественных родах. Раздражительность может быть ответом на окружающую обстановку или завышенные требования к ребенку без учета возрастных и индивидуальных особенностей психики.
До 3 лет любой повод – неправильное питание, громкие звуки, яркий свет, неудобная одежда, смена обстановки, проявление негативных эмоций взрослых — могут вызывать раздражение, плаксивость, проблемы со сном, быструю утомляемость ребенка. Что могут сделать родители?
— Постарайтесь как можно скорее устранить дискомфорт и успокоить ребенка. Обеспечьте соблюдение режима дня, правильное питание, физические и психологические нагрузки, адекватные его возрасту и состоянию. Не пытайтесь воспитывать у маленького ребенка выдержку и выносливость, это только усугубит его дискомфорт и затруднит возвращение к эмоционально стабильному состоянию.
— Заранее подготавливайте ребенка к любым изменениям, рассказывайте и объясняйте, что будет происходить, смягчайте содержание неприятной информации. Например, расскажите, зачем нужно идти к врачу и почему это хорошо, когда и по какому поводу к вам придут гости, сколько времени ребенок проведет без вас (с бабушкой или няней), чем он будет заниматься в детском учреждении. Если пора заканчивать игру и идти спать, расскажите, что игрушки устали, выглядят сонными и предложите сначала уложить их спать, а потом лечь самому.
— Сохраняйте спокойствие сами, не заражайтесь эмоциями ребенка. Пока родитель в спокойном состоянии, он способен повлиять на ситуацию и помочь ребенку справиться с эмоциями. Не показывайте свой испуг или разочарование, не пугайте ребенка предположениями о том, что могло бы случиться, и не утомляйте его нравоучениями.
Дошкольный возраст. Чем старше становится ребёнок, тем большее значение в развитии и закреплении раздражительности приобретают факторы воспитания, поэтому родителям следует обратить внимание на используемые стратегии воспитания и собственное поведение, которое ребенок может копировать.
— Показывайте пример конструктивного разрешения конфликтных ситуаций и уважительного отношения ко всем членам семьи. Не бойтесь извиниться, если были не правы или в запале сказали обидные слова. Учитесь переключать свое эмоциональное состояние, распознавать и предотвращать вспышки раздражения. Следите за своим психологическим здоровьем, не доводите себя до состояния истощения и «загнанности».
— Если ваш ребенок тревожный и бурно реагирует на неудачи — предоставляйте ему больше самостоятельности в ситуациях, не угрожающих его здоровью, не окружайте его чрезмерной заботой. Ребенку важен опыт преодоления трудностей, это придает ему уверенность в своих силах.
— В то же время требуйте уважительного отношения к старшим, соблюдения режима дня, правил вежливости и норм поведения в общественных местах. Иначе вседозволенность и полная свобода могут привести к частому раздражению и выражению недовольства даже при необходимых и обоснованных требованиях.
— Разговаривайте с ребенком, объясняйте ребенку свою позицию. Будьте терпеливы и готовы уделять этому столько времени, сколько потребуется ребенку, чтобы понять вас и прийти к соответствующим выводам. Грубость, пренебрежение, угрозы, шантаж травмируют детскую психику и недопустимы в воспитании.
— Предлагайте и разбирайте вместе возможные варианты поведения в ситуациях, вызывающих у ребенка раздражение, способы реагирования на неприятности. Поощряйте его рассуждения и вовлекайте в диалог, помогая ребенку научиться преодолевать трудности. Хвалите и поддерживайте, если не все получается. Например: «Ты молодец, что пытаешься сам справиться. Учиться всегда сложно, но ты скоро научишься этому».
У младших школьников переживания и раздражительность будут связаны еще и с высокой ответственностью, учебной нагрузкой, отношениями с одноклассниками и учителями, атмосферой в классе. Ваша задача в спокойной домашней обстановке помочь ребенку отреагировать на обиды, поддержать его и помочь переключить внимание.
— Обсуждайте с ребенком ситуации, вызывающие у него эмоциональный отклик. Осознание детьми собственных мыслей, эмоций и действий происходит с помощью взрослых. Поэтому, разбирая ситуацию, мы помогаем ребенку осознавать ее. Привычка держать в себе переживания может привести к нервному перенапряжению, повышенной тревожности, ночным страхам и даже к развитию соматических заболеваний.
— Не требуйте идеального выполнения заданий по всем предметам, это будет вызывать раздражение и нежелание что-либо делать еще до начала работы. Нормально, что к каким-то наукам дети более способны, одни предметы им даются легче, чем другие. Не давите и не ругайте ребенка, не сравнивайте с другими детьми или с собой в детстве.
— Организуйте ребенку возможность отдыха, смены вида деятельности и общения с ровесниками за пределами школьного коллектива – в различных кружках, спортивных секциях, музыкальной школе, с друзьями по двору.
Повышенная раздражительность, агрессивность, нервозность — характерные особенности подросткового возраста. Их появление в первую очередь связано с гормональными перестройками, происходящими в организме. Нервная система не может быстро адаптироваться, подростки часто не осознают и не могут контролировать свои эмоции, чувствуют одиночество из-за своей эмоциональной нестабильности.
— Разговаривайте доброжелательно, интересуйтесь переживаниями подростка. Проявляйте больше внимания и любви к нему, просто за то, что он есть. Тогда подросток будет чувствовать себя более уверенно, у него будет повышаться самооценка.
— Помогите подростку осознать причины своей раздражительности, развёрнуто проговаривая различные ситуации, чтобы научить подростка лучше понимать и контролировать своё психологическое состояние.
— Подростки уже считают себя взрослыми и будут защищать свои права, если вы будете относиться к ним, как к детям. Объясните ему, что быть взрослым — это большая ответственность, что он должен уметь контролировать свои эмоции и отвечать за свои поступки.
— Предоставьте подростку больше свободы при условии соблюдения ваших с ним договоренностей (звонки в определенное время, некоторые важные ограничения). Позвольте ему самостоятельно сказать, когда придет, что-то сделать самому и похвалите за результат, тогда возникает радость успеха и желание сделать и быть лучше.
— Не обвиняйте, а пытайтесь понять подростка — увидеть его проблемы, поставить себя на его место, вспомнить, какие у вас были переживания в этом возрасте. Ведь подросткам часто кажется, что их никто не понимает, что значимым людям безразличны их интересы и чувства.
— Не акцентируйте внимание на недостатках, опирайтесь на положительные качества и помогайте увидеть ресурсы. Даже недовольство собой может стать стимулом к самосовершенствованию.
Вернуться к списку новостей Поделиться
Лечение
При наличии признаков гипервозбудимости у младенцев надо как можно раньше начинать лечение у детского невропатолога. Кроме медикаментозного лечения применяют:
- массаж, приносящий очень хороший результат;
- лечебная физкультура;
- водные процедуры;
В лечении школьников тактика другая. Главная роль отводится психотерапевту, который работает как с ребёнком, так и с его родителями. Нужно:
- Избегать его изоляции в детском коллективе;
- Дома создать комфортную для ребёнка обстановку, избегать разговоров на повышенных тонах;
- Упорядочить режим дня;
- Увеличить физическую нагрузку (труд на свежем воздухе и спортивные занятия);
- Регулярное витаминизированное питание.
Чтобы не сформировался скверный характер, приносящий неприятности окружающим, взрослые должны отдавать этому ребёнку максимум доброты и внимания.
Уважаемые родители! Помните, что поставить точный диагноз, определить причины и характер заболевания, назначить эффективное лечение может только квалифицированный врач-педиатр. Записаться на прием к нашим специалистам или вызвать врача на дом Вы можете по телефону 8-800-700-31-69
Растите здоровыми и счастливыми!
Диагностика гиперактивности
Малыши, у которых предполагается СДВГ, находятся под постоянным контролем лечащего педиатра. При этом неврологический диагноз не устанавливается ранее 5-7 лет. Это вызвано особенностью развития дошкольников. Детские психологи стараются проводить диагностирование только после завершения переходных возрастных кризисов 3 и 7 лет.
Диагностика проводится детским психологом совместно с неврологом и педиатром. Консультация нескольких специалистов позволяет исключить другие диагнозы, приводящие к повышенной активности и возбудимости. Также во время диагностики врачи успокаивают родителей, что повышенная возбудимость их малыша, его непоседливость, является только проявлением характера.
Контроль состояния малыша проводится с первых недель жизни. В случае подозрения наличия гиперактивности, врач проводит тщательный анализ поведения ребенка в повседневной жизни.
Диагностика включает три этапа:
- беседу детского психолога с родителями малыша;
- проведение исследований;
- получение консультации у лечащего малыша педиатра.
Для подтверждения диагноза в условиях стационара проводится ЭЭГ, РЭГ, М-Эхо, МРТ. Перед проведением исследований ребенка рекомендуется занять интересной игрой. Можно давать легкое успокоительное.
Проявление гиперактивности
Для людей с этим неврологическим нарушением свойственно:
- неспособность концентрировать внимание на выполнении однообразных рутинных действий;
- больной СДВГ не в состоянии концентрировать внимание при поддержании разговора;
- он бывает раздражительным и капризным, склонным к перепадам настроения;
- таким людям свойственная импульсивность и склонность к риску.
Проведение диагностики необходимо для выявления патологии. Часто указанные симптомы могут сопровождать определенную эксцентричность человека, у которого нет неврологических патологий. Также они сопровождают некоторые сложные психиатрические нарушения.
Проведение обследования рекомендовано для точной установки диагноза. Это позволит разработать действенный вариант комплексной терапии, оказывающей полноценную и квалифицированную помощь. Лечение гиперактивности проводится в амбулаторных условиях. В большинстве случаев проводится психологическая терапия, без использования медикаментов или применения лекарств в минимальных дозировках.