Что делать, если у ребёнка повышенная раздражительность.


Причины возникновения

Истоки нарушения деятельности нервной системы закладываются во время беременности матери. Неблагоприятными факторами, делающими психику ребёнка неустойчивой, являются:

  1. Токсикозы беременных;
  2. Фетоплацентарные нарушения (патология развития плода и плаценты);
  3. Гипоксия плода;
  4. Внутриутробное инфицирование;
  5. Пагубные привычки беременной женщины;
  6. Бесконтрольный приём лекарственных средств во время беременности;
  7. Инфекционные болезни матери в период беременности;
  8. Травматичные роды;
  9. Стремительные или затяжные роды;
  10. Недоношенность и переношенность;

Диагноз «гиперактивность»

Такой диагноз может быть поставлен только специалистом после проведения ряда исследований. В последние годы это неврологическое нарушение выделено в отдельную патологию. Диагноз принят официально в международной медицинской практике.

Подтверждение диагноза говорит о наличии хронического неврологического нарушения. Без проведения необходимого лечения оно может сохраниться на всю жизнь. Без терапии болезнь развивается в трех направлениях:

  • ребенок перестает верить в себя, замыкается;
  • у него могут случиться серьезные нарушения психики, он начнет жить в выдуманном мире;
  • справится с патологией самостоятельно, но с большими сложностями.

Скорректировать ход патологии и сделать прогноз благоприятным поможет своевременно начатая терапия.

Симптомы гипервозбудимости

Гипервозбудимость у новорождённых даёт о себе знать сразу после появления на свет, её признаки:

  1. Чуткий непродолжительный сон, сопровождающийся вздрагиванием и двигательным беспокойством;
  2. Вялое сосание с продолжительными паузами;
  3. Беспричинный однообразный плач, который трудно успокоить;
  4. Тремор (мелкое подрагивание) подбородка и конечностей;
  5. Повышенный мышечный тонус, что проявляется крепко сжатыми кулачками и согнутыми, приведёнными к туловищу конечностями;
  6. Частые обильные срыгивания;
  7. В зоне переносицы заметна вена ― сигнал о повышенном внутричерепном давлении;
  8. На коже хорошо видна сосудистая сетка;

Синдром гипервозбудимости у детей может развиться и позже по причине воздействия на нервную систему таких факторов, как заболевание рахитом, грыжи, кишечные колики, прорезывание зубов.

Если ребёнку не была оказана помощь в грудничковом возрасте, симптомы гипервозбудимости у детей дошкольного и раннего школьного возраста приобретают другие формы:

  1. Ребёнок не может сконцентрироваться на каком-либо виде деятельности;
  2. Он не имеет усидчивости;
  3. Он наивен, склонен к фантазиям, легко доверяется незнакомцам;
  4. Таким детям свойственна повышенная утомляемость;
  5. Отмечается склонность к неврозам в виде обкусывания ногтей, беспричинного беспокойства;
  6. Речь ребёнка сбивчива, непоследовательна;
  7. Нарушена координация движений, что проявляется в плохом почерке, неуклюжих движениях;

С такими детьми взрослым сложно общаться. Ребёнку навешивается ярлык хулигана.

Что делать, если у ребёнка повышенная раздражительность.

25 июня 2021 Повышенная возбудимость и раздражительность ребенка могут быть следствием многих причин, в том числе физиологических, связанных с незрелостью нервной системы, ее реакцией на различные негативные воздействия во время беременности (болезни мамы, курение, употребление алкоголя, физические и эмоциональные перегрузки), а также рождение раньше срока, с помощью кесарева сечения или в тяжелых естественных родах. Раздражительность может быть ответом на окружающую обстановку или завышенные требования к ребенку без учета возрастных и индивидуальных особенностей психики.

До 3 лет любой повод – неправильное питание, громкие звуки, яркий свет, неудобная одежда, смена обстановки, проявление негативных эмоций взрослых — могут вызывать раздражение, плаксивость, проблемы со сном, быструю утомляемость ребенка. Что могут сделать родители?

— Постарайтесь как можно скорее устранить дискомфорт и успокоить ребенка. Обеспечьте соблюдение режима дня, правильное питание, физические и психологические нагрузки, адекватные его возрасту и состоянию. Не пытайтесь воспитывать у маленького ребенка выдержку и выносливость, это только усугубит его дискомфорт и затруднит возвращение к эмоционально стабильному состоянию.

— Заранее подготавливайте ребенка к любым изменениям, рассказывайте и объясняйте, что будет происходить, смягчайте содержание неприятной информации. Например, расскажите, зачем нужно идти к врачу и почему это хорошо, когда и по какому поводу к вам придут гости, сколько времени ребенок проведет без вас (с бабушкой или няней), чем он будет заниматься в детском учреждении. Если пора заканчивать игру и идти спать, расскажите, что игрушки устали, выглядят сонными и предложите сначала уложить их спать, а потом лечь самому.

— Сохраняйте спокойствие сами, не заражайтесь эмоциями ребенка. Пока родитель в спокойном состоянии, он способен повлиять на ситуацию и помочь ребенку справиться с эмоциями. Не показывайте свой испуг или разочарование, не пугайте ребенка предположениями о том, что могло бы случиться, и не утомляйте его нравоучениями.

Дошкольный возраст. Чем старше становится ребёнок, тем большее значение в развитии и закреплении раздражительности приобретают факторы воспитания, поэтому родителям следует обратить внимание на используемые стратегии воспитания и собственное поведение, которое ребенок может копировать.

— Показывайте пример конструктивного разрешения конфликтных ситуаций и уважительного отношения ко всем членам семьи. Не бойтесь извиниться, если были не правы или в запале сказали обидные слова. Учитесь переключать свое эмоциональное состояние, распознавать и предотвращать вспышки раздражения. Следите за своим психологическим здоровьем, не доводите себя до состояния истощения и «загнанности».

— Если ваш ребенок тревожный и бурно реагирует на неудачи — предоставляйте ему больше самостоятельности в ситуациях, не угрожающих его здоровью, не окружайте его чрезмерной заботой. Ребенку важен опыт преодоления трудностей, это придает ему уверенность в своих силах.

— В то же время требуйте уважительного отношения к старшим, соблюдения режима дня, правил вежливости и норм поведения в общественных местах. Иначе вседозволенность и полная свобода могут привести к частому раздражению и выражению недовольства даже при необходимых и обоснованных требованиях.

— Разговаривайте с ребенком, объясняйте ребенку свою позицию. Будьте терпеливы и готовы уделять этому столько времени, сколько потребуется ребенку, чтобы понять вас и прийти к соответствующим выводам. Грубость, пренебрежение, угрозы, шантаж травмируют детскую психику и недопустимы в воспитании.

— Предлагайте и разбирайте вместе возможные варианты поведения в ситуациях, вызывающих у ребенка раздражение, способы реагирования на неприятности. Поощряйте его рассуждения и вовлекайте в диалог, помогая ребенку научиться преодолевать трудности. Хвалите и поддерживайте, если не все получается. Например: «Ты молодец, что пытаешься сам справиться. Учиться всегда сложно, но ты скоро научишься этому».

У младших школьников переживания и раздражительность будут связаны еще и с высокой ответственностью, учебной нагрузкой, отношениями с одноклассниками и учителями, атмосферой в классе. Ваша задача в спокойной домашней обстановке помочь ребенку отреагировать на обиды, поддержать его и помочь переключить внимание.

— Обсуждайте с ребенком ситуации, вызывающие у него эмоциональный отклик. Осознание детьми собственных мыслей, эмоций и действий происходит с помощью взрослых. Поэтому, разбирая ситуацию, мы помогаем ребенку осознавать ее. Привычка держать в себе переживания может привести к нервному перенапряжению, повышенной тревожности, ночным страхам и даже к развитию соматических заболеваний.

— Не требуйте идеального выполнения заданий по всем предметам, это будет вызывать раздражение и нежелание что-либо делать еще до начала работы. Нормально, что к каким-то наукам дети более способны, одни предметы им даются легче, чем другие. Не давите и не ругайте ребенка, не сравнивайте с другими детьми или с собой в детстве.

— Организуйте ребенку возможность отдыха, смены вида деятельности и общения с ровесниками за пределами школьного коллектива – в различных кружках, спортивных секциях, музыкальной школе, с друзьями по двору.

Повышенная раздражительность, агрессивность, нервозность — характерные особенности подросткового возраста. Их появление в первую очередь связано с гормональными перестройками, происходящими в организме. Нервная система не может быстро адаптироваться, подростки часто не осознают и не могут контролировать свои эмоции, чувствуют одиночество из-за своей эмоциональной нестабильности.

— Разговаривайте доброжелательно, интересуйтесь переживаниями подростка. Проявляйте больше внимания и любви к нему, просто за то, что он есть. Тогда подросток будет чувствовать себя более уверенно, у него будет повышаться самооценка.

— Помогите подростку осознать причины своей раздражительности, развёрнуто проговаривая различные ситуации, чтобы научить подростка лучше понимать и контролировать своё психологическое состояние.

— Подростки уже считают себя взрослыми и будут защищать свои права, если вы будете относиться к ним, как к детям. Объясните ему, что быть взрослым — это большая ответственность, что он должен уметь контролировать свои эмоции и отвечать за свои поступки.

— Предоставьте подростку больше свободы при условии соблюдения ваших с ним договоренностей (звонки в определенное время, некоторые важные ограничения). Позвольте ему самостоятельно сказать, когда придет, что-то сделать самому и похвалите за результат, тогда возникает радость успеха и желание сделать и быть лучше.

— Не обвиняйте, а пытайтесь понять подростка — увидеть его проблемы, поставить себя на его место, вспомнить, какие у вас были переживания в этом возрасте. Ведь подросткам часто кажется, что их никто не понимает, что значимым людям безразличны их интересы и чувства.

— Не акцентируйте внимание на недостатках, опирайтесь на положительные качества и помогайте увидеть ресурсы. Даже недовольство собой может стать стимулом к самосовершенствованию.
Вернуться к списку новостей Поделиться

Лечение

При наличии признаков гипервозбудимости у младенцев надо как можно раньше начинать лечение у детского невропатолога. Кроме медикаментозного лечения применяют:

  • массаж, приносящий очень хороший результат;
  • лечебная физкультура;
  • водные процедуры;

В лечении школьников тактика другая. Главная роль отводится психотерапевту, который работает как с ребёнком, так и с его родителями. Нужно:

  1. Избегать его изоляции в детском коллективе;
  2. Дома создать комфортную для ребёнка обстановку, избегать разговоров на повышенных тонах;
  3. Упорядочить режим дня;
  4. Увеличить физическую нагрузку (труд на свежем воздухе и спортивные занятия);
  5. Регулярное витаминизированное питание.

Чтобы не сформировался скверный характер, приносящий неприятности окружающим, взрослые должны отдавать этому ребёнку максимум доброты и внимания.

Уважаемые родители! Помните, что поставить точный диагноз, определить причины и характер заболевания, назначить эффективное лечение может только квалифицированный врач-педиатр. Записаться на прием к нашим специалистам или вызвать врача на дом Вы можете по телефону 8-800-700-31-69
Растите здоровыми и счастливыми!

Диагностика гиперактивности

Малыши, у которых предполагается СДВГ, находятся под постоянным контролем лечащего педиатра. При этом неврологический диагноз не устанавливается ранее 5-7 лет. Это вызвано особенностью развития дошкольников. Детские психологи стараются проводить диагностирование только после завершения переходных возрастных кризисов 3 и 7 лет.

Диагностика проводится детским психологом совместно с неврологом и педиатром. Консультация нескольких специалистов позволяет исключить другие диагнозы, приводящие к повышенной активности и возбудимости. Также во время диагностики врачи успокаивают родителей, что повышенная возбудимость их малыша, его непоседливость, является только проявлением характера.

Контроль состояния малыша проводится с первых недель жизни. В случае подозрения наличия гиперактивности, врач проводит тщательный анализ поведения ребенка в повседневной жизни.

Диагностика включает три этапа:

  • беседу детского психолога с родителями малыша;
  • проведение исследований;
  • получение консультации у лечащего малыша педиатра.

Для подтверждения диагноза в условиях стационара проводится ЭЭГ, РЭГ, М-Эхо, МРТ. Перед проведением исследований ребенка рекомендуется занять интересной игрой. Можно давать легкое успокоительное.

Проявление гиперактивности

Для людей с этим неврологическим нарушением свойственно:

  • неспособность концентрировать внимание на выполнении однообразных рутинных действий;
  • больной СДВГ не в состоянии концентрировать внимание при поддержании разговора;
  • он бывает раздражительным и капризным, склонным к перепадам настроения;
  • таким людям свойственная импульсивность и склонность к риску.

Проведение диагностики необходимо для выявления патологии. Часто указанные симптомы могут сопровождать определенную эксцентричность человека, у которого нет неврологических патологий. Также они сопровождают некоторые сложные психиатрические нарушения.

Проведение обследования рекомендовано для точной установки диагноза. Это позволит разработать действенный вариант комплексной терапии, оказывающей полноценную и квалифицированную помощь. Лечение гиперактивности проводится в амбулаторных условиях. В большинстве случаев проводится психологическая терапия, без использования медикаментов или применения лекарств в минимальных дозировках.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]