«С меня хватит!»: что делать, если ребенок говорит о суициде

Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая

«Меня все задолбало», «Отстаньте от меня», «Я устал от этой жизни» — эти фразы из уст подростка вызывают шок и непонимание у родителей и учителей. Как помочь детям преодолеть кризис и уберечь от непоправимого шага, слушателям «Родительского университета» «Просвещения» рассказал клинический и семейный психолог, арт-терапевт, преподаватель ИИСТ (Институт интегративной семейной терапии) Анастасия Ильина.

Некоторые взрослые считают, что проблемы подростков в переходном возрасте незначительны и не стоят огорчений. Но уровень восприимчивости и устойчивости к стрессам у всех детей разный. Когда эмоциональная система не справляется с повседневными переживаниями, несовершеннолетние выбирают одну из двух неадаптивных стратегий — самоповреждающее или суицидальное поведение.

Как понять, что ребёнком овладевает беспокойство?

У детей, испытывающих страх за родителей, появляются высказывания следующего содержания: «Мама, а ты тоже будешь старой?», «Мама, я не хочу, чтобы ты старела и умерла.», «Я хочу, чтобы все, кого я люблю, жили долго-долго.». Если в речи малыша начали проскальзывать похожие фразы, значит, в данный момент у ребёнка происходит переосмысление прежних представлений о жизни. Малыш пытается принять реальность такой, какая она есть, без прикрас. Этот процесс происходит довольно тяжело. Ребёнок становится плаксивым, грустным, просится на руки, требует внимания родителей.

Осложнения

Основными осложнениями фобий являются эмоциональные нарушения, социальная дезадаптация. По мере прогрессирования навязчивого страха ограничительное поведение распространяется, охватывает широкий круг привычных ситуаций. Стремясь сохранить комфортное состояние, ребенок (подросток) редуцирует, «упрощает» повседневную активность: отказывается от прогулок по парку, улицам с активным движением, не проявляет инициативы к общению со сверстниками, участию в школьных мероприятиях. В тяжелых случаях пространство ограничивается комнатой ребенка, требуется постоянное присутствие родителя. Сопутствующими эмоциональными расстройствами становятся депрессия, тревожность.

Причины страха

Толчком к развитию серьёзных переживаний может быть участие в похоронах близкого родственника. Тот факт, что человека закапывают в землю, очень пугает детей. Мысль, что та же участь постигнет маму или папу вызывает тревогу. Если близкий человек ушёл из жизни после болезни, не стоит акцентировать внимание ребёнка на этом факте.

Дети дошкольного возраста не способы распознать, какое заболевание является легким недугом, а какое может повлечь смерть. Неправильное понимание приведёт к тому, что ребёнок будет испытывать сильное беспокойство при любом недомогании родителей. Точно так же малыш будет панически бояться своей собственной болезни. Допустимо сообщить ребёнку, что человек скончался по старости или от какого-либо очень редкого заболевания.

Бывает и так, что в корне переживаний лежит не беспокойство за жизнь родных, а страх остаться в одиночестве. Ребёнок – это беззащитное и беспомощное существо, поэтому потребность в присутствии близких людей у него обострена. Даже если ребёнок не понимает своей уязвимости, он чувствует её интуитивно. Таков врождённый инстинкт самосохранения. Задавая вопросы о смерти, в ответе ребёнок хочет слышать подтверждение тому, что он не останется один и будет в безопасности.

Что дети разного возраста знают о смерти

  1. Малыши и младшие дошкольники. Представляют смерть в основном как нечто временное, обратимое и не относящееся лично к ним и их семье. Частично это связано со сказками и детскими сюжетами в целом — там герои нередко оживают, превращаются в кого-то после смерти и т. д. Для этого возраста довольно нормально недопонимать разницу между фантазиями и реальностью и мыслить именно так.
  2. Старшие дошкольники, младшая школа. Начинают понимать, что живым существам свойственно когда-то умирать и смерть — это нечто окончательное. Появляется собственная «библиотека» образов и ассоциаций, связанных с темой смерти.
  3. Подростки. Как правило, окончательно понимают, что смерть нельзя отменить и что они сами и их близкие когда-то умрут. Иногда начинают романтизировать смерть.

Когда ребёнок не испытывает страха?

Если малыш не беспокоится за свою жизнь или за жизнь родителей, то это может быть тревожным сигналом. Полное отсутствие беспокойства свидетельствует о том, что у ребёнка или низкая эмоциональная чувствительность, или в семейных взаимоотношениях есть серьёзные проблемы. Малышу не о чем тревожиться только тогда, когда со смертью родителя он ничего не потеряет.

Притупляются детские эмоции и в случае, если взрослые создают иллюзию такого мира, в котором нет повода для беспокойства. Тем самым родители пытаются уберечь своё чадо от переживаний, не хотят травмировать детскую психику. Однако, если ребёнок созрел для того, чтобы осознать неизбежность смерти, на эту тему следует говорить с ним честно.

Не нужно искусственно тормозить процесс переосмысливания законов природы. Самая большая ошибка – это уверить ребёнка в том, что мама и папа никогда не умрут. Дети жизнерадостных и оптимистичных родителей тоже могут не испытывать глубоких переживаний.

Самоповреждающее поведение

Самоповреждение, или селфхарм (от англ. self-harm), — это нанесение себе повреждений, чтобы справиться с переживаниями, болезненными воспоминаниями и невозможностью контролировать свою жизнь. С помощью селфхарма подростки:

  • наказывают себя за несоответствие собственным требованиям или требованиям взрослых;
  • пытаются ощутить себя «живыми» при депрессии, ведь, если ее не лечить, наступает момент, когда чувства притупляются настолько, что даже испытать боль кажется заманчивым;
  • хотят попробовать, что это, — так же, как с сигаретами или алкоголем;
  • делают шаги к лишению себя жизни.

С точки зрения физиологии, самоповреждение приносит ощущение мгновенного облегчения, но не позволяет решить проблемы или выйти из кризиса. Кроме того, подростки и молодые люди, которые имеют опыт самоповреждений, попадают в группу повышенного суицидального риска.

Как реагировать взрослым

  • Не осуждать.
  • Выразить готовность оказать поддержку.
  • Выяснить причину, выслушав ребенка до конца, не перебивая.
  • Проявить сочувствие.
  • Рассказать, в чем опасность подобного поведения, рассмотреть возможные последствия.
  • Обсудить способы выхода из болезненной ситуации.
  • Предложить обратиться к специалисту.

В зависимости от тяжести состояния, схема действий отличается. Если самоповреждения имели место один-два раза, разговора по душам, скорее всего, будет достаточно. Но если подросток травмирует себя после каждой двойки в школе или ссоры с родителями, нужно срочно обратиться к клиническому психологу или даже психиатру.

Родителям категорически запрещается

  • Впадать в крайности. Паника и игнорирование одинаково вредны. Чрезмерная эмоциональность помешает диалогу. Избегание проблемы ее не решит.
  • Жестко контролировать. Постоянные осмотры, применение силы не только унижают подростка, ухудшая его психологическое состояние, но и ведут к полной потере доверия.
  • Высмеивать и провоцировать. Опасно считать, что подросток использует самоповреждения «для привлечения внимания», и открыто говорить ему об этом.
  • Обесценивать переживания. Невозможно установить контакт, если говорить с ребенком свысока и упрекать его в неразумности.

Как действовать?

Нельзя пренебрегать страхами ребёнка и отвечать на его вопросы пренебрежительно. Если малыш начал разговор о своем переживании, стоит отложить все дела и спокойно с ним поговорить. Озвучивая тревожные мысли, дети постепенно избавляются от страха, поэтому ребёнку необходимо выговориться. Родителю следует сообщить малышу, что он в безопасности, и, пока он нуждается, мама и папа будут рядом.

Хороший метод – заменить негативные эмоции на положительные. Увлекать интересными занятиями и хобби. Можно больше времени проводить в тесном семейном кругу. Так у ребёнка сформируется ощущение целостности семьи, стабильности и защищенности.

Если малыш тревожится слишком сильно, нужно предложить ему нарисовать свой страх. После того, как рисунок будет готов, его необходимо или надёжно спрятать, или физически уничтожить. Это станет символом победы над всеми переживаниями. Родитель должен помнить, что ребёнку дошкольного возраста не следует принимать участие в чьих-либо похоронах. Наблюдение за процессом захоронения и за ритуальными действиями очень часто становится причиной развития различных фобий, в том числе и навязчивого страха смерти.

Страхи, в основе которых лежат особенности личности ребенка и общего его самочувствия.

Возбудимые, ранимые, чуткие и впечатлительные дети, а также те, кто ослаблен физически, — все они легче поддаются вышеперечисленным страхам, поэтому родителям крайне важно это учитывать. Именно здесь лежит ответ на вопрос, почему в одинаковой ситуации один ребенок не боится, а другой — просто трясется от страха

Здесь сложились воедино такие пазлы, как личность ребенка, его темперамент, устойчивость и сила нервной системы, имеющийся у него багаж знаний и прошлый опыт

Именно здесь лежит ответ на вопрос, почему в одинаковой ситуации один ребенок не боится, а другой — просто трясется от страха. Здесь сложились воедино такие пазлы, как личность ребенка, его темперамент, устойчивость и сила нервной системы, имеющийся у него багаж знаний и прошлый опыт.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]