Эмпирический метод — это эмпиризм (опыт), взятый за основу при исследованиях и научном познании

Обновлено 23 июля 2021 984 Автор: Дмитрий Петров
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Люди, которые увлекаются чтением научной литературы, часто встречают это слово.

Студент, прогулявший почти все лекции по философии, приходит в аудиторию, слышит рассказ профессора об эмпириках и впадает в уныние.

Напрасно – это понятие при всей его внешней сложности, на самом деле, может понять даже ребенок.

Эмпирический и эмпиризм — это…

Термин эмпиризм образовался от греческого слова empeiría, которое переводится как «опыт».

Эмпирический – это явленный нам в чувствах, приходящий извне, данный непосредственно, полученный опытным путем.

Эмпиризм — это философское направление, которое зародилось в XVI веке. Именно в этот период научное мышление начало вытеснять религиозный взгляд на устройство мира.

Основоположник эмпиризма – английский философ Фрэнсис Бэкон. По его мнению, наука должна иметь исключительно практический вектор применения, а ее главная цель – подчинение природы человеком.

Наиболее радикальные сторонники эмпиризма предлагали отвергнуть бесполезное теоретизирование и признать, что наблюдение – единственный источник истинных знаний.

Эмпиризм делится на два направления:

  1. Материалистическое. Вокруг нас окружающая действительность, существующая сама по себе, независимо от нашего сознания. Мы постигаем этот мир при помощи органов чувств, черпаем из него опыт. Этот чувственный опыт — главный источник подлинного знания.
  2. Идеалистическое. Основа опыта – совокупность наших ощущений и представлений. Реальность существует только в пределах нашего сознания, а вне его – ничего нет.

Эмпирическая база исследования: примеры

Можно долго читать характеристики эмпирической базы и так и не разобраться, что это такое на самом деле. Поэтому мы собрали реальные примеры описания, которые можно встретить в курсовых, дипломах и диссертациях. Изучайте образцы и используйте их в качестве шаблона для своего исследования.

Примеры описания эмпирической базы исследования в курсовых

Курсовая работа по социологии

Тема: «Российские женщины-политики в социальных медиа: анализ сетевых аккаунтов»

Эмпирическая база исследования: Эмпирическую базу исследования составили результаты анализа аккаунтов российских женщин-политиков в социальных сетях Twitter, Facebook, «Вконтакте», Livejournal, Instagram, «Одноклассники» и YouTube. Наблюдение велось в период с 1 января 2021 года по 8 апреля 2021 года. Изучения этого периода достаточно, чтобы увидеть, как политики комментировали праздники, важные события России (например, митинги 26 мая или теракт в Санкт-Петербурге) и дает возможность изучить публикации на протяжении достаточно длительного периода времени.

Аккаунты отбирались по следующему принципу:

Посты на страничках должны публиковаться не реже раза в неделю, в противном случае аккаунт будет считаться заброшенным.

В выборку попадают аккаунты политиков разных рангов:

  • высший эшелон власти — министры;
  • депутаты, пресс-секретари;
  • местные политики.

Для каждой группы было отобрано 2-3 наиболее популярных представителя. Степень их известности и популярности оценена при помощи статистики их цитирования в СМИ. Также учитывалось то, насколько популярны их аккаунты (сколько у них фолловеров).

Курсовая работа по психологии

Тема: «Психологический анализ особенностей формирования искусственного билингвизма у аутичных детей»

Эмпирическая база исследования: В исследовании приняли участие две группы детей (экспериментальная и контрольная), насчитывающие 15 испытуемых, в возрасте 10-11 лет, проживающих на территории Москвы и Московской области, с диагностированным расстройством аутичного спектра, не отягощённым умственной отсталостью.

Примеры описания эмпирической базы исследования в дипломных

Дипломная работа по финансовому праву

Тема: «Особенности правового регулирования деятельности иностранных юридических лиц на российском рынке ценных бумаг»

Эмпирическая база исследования: Фактологической основой работы явились статистические сведения Госкомстата России, Минфина России, ФСФР России, Банка России, официальные материалы МНС России, а также другие официальные источники.

Дипломная работа по медицине

Тема: «Профессиональный онтогенез: медико-социологические и психолого-этические проблемы врачебной деятельности»

Эмпирическая база исследования: Исследования проводилось на базе Волгоградского государственного медицинского университета путём анкетирования. В исследовании приняли участие студенты младших и старших курсов лечебного и педиатрического факультетов, а также врачи ЛПУ и Центра санэпиднадзора г. Волгограда и г. Волжского.

Эмпирический и теоретический уровни научного познания

Эмпирический уровень научного познания — это чувственное изучение реально существующих объектов и явлений. Главная задача ученого на эмпирическом уровне – фиксация и группировка научных фактов.

Научный факт – утверждение, которое было проверено, подтверждено и описано в соответствии с определенными требованиями.

На этом уровне происходят следующие процессы:

  1. Сбор, накопление эмпирических данных об объекте изучения.
  2. Выявление ценной информации, которая может быть отнесена к сфере научных фактов.
  3. Определение, измерение физических величин исследуемого предмета.
  4. Сравнение объектов между собой для выявления закономерностей, взаимосвязей.

Далее в дело вступает теоретический уровень познания, где происходит мысленная обработка информации, полученной эмпирическим путем.

Значения понятия

Эмпирические данные — это информация, которая подтверждает представление об истинности или ложности какого-либо утверждения. С точки зрения эмпиризма, заявить о знании чего-либо можно только при наличии истинного представления, основанного на эмпирических данных. Такая позиция отличается от рационалистского подхода, в котором доказательством истинности или ложности некоторого суждения может быть умозаключение[2]. Основной источник эмпирических данных — чувственное восприятие. Хотя другие источники данных, такие как память и показания других людей, в конечном счёте сводятся к чувственному восприятию, они считаются вторичными, или косвенными[2].

В другом значении выражение «эмпирические данные» означает результат эксперимента. В этом контексте также используется понятие «полуэмпирические методы» — уточняющие теоретические методы, в которых наряду с результатами экспериментов используются базовые аксиомы или постулированные научные законы.

В науке эмпирические данные требуются для того, чтобы гипотеза получила признание научного сообщества. Как правило, такое признание достигается благодаря тщательному планированию экспериментов, рецензированию, воспроизведению результатов, презентации результатов на конференциях и публикациям в научных журналах.

Утверждения, основанные на эмпирических данных, часто называют апостериорными, то есть вытекающими из опыта, в отличие от априорных — предшествующих ему. Априорное знание или объяснение не зависит от опыта (например: «Все холостяки неженаты»), тогда как апостериорное знание или объяснение зависит от эмпирического знания (например: «Некоторые холостяки счастливы»). Различение апостериорного и априорного как эмпирического и неэмпирического знания восходит к «Критике чистого разума» Иммануила Канта[3].

Наблюдение — как основа эмпиризма

Метод, который заключается в целенаправленном восприятии, фиксации поведения и свойств предмета исследования. Это не просто задумчивое созерцание или приятное времяпрепровождение.

Вот бабушка сидит на лавочке у подъезда, запоминает всех, кто входит и выходит. С научной точки зрения, она не занимается наблюдением. К этому процессу предъявляются жесткие требования:

  1. Целенаправленность и избирательность. Исследователь осуществляет наблюдение совсем не от скуки, а для достижения определенной цели – проверки или опровержения гипотезы, сбора сведений. Если наша бабушка будет избирательно считать, сколько усатых мужчин входит в подъезд, то требование будет соблюдено.
  2. Фиксация результатов наблюдения. Нужно завести журнал наблюдения и записывать все, что получится выяснить.
  3. Системность. Данные должны быть упорядочены, зафиксированы на определенном языке – формальном или естественном. Вот бабушка-исследователь берет толстый блокнот и пишет: «10 января 2019 года, 09:15 – прошел мужчина среднего телосложения, длина усов – 5 сантиметров».

Наблюдение включает в себя:

  1. объект – то, на что смотрим;
  2. субъект – самого исследователя;
  3. технические средства – с помощью чего смотрим (глаза, бинокль, подзорная труба).

Наблюдение бывает прямое и косвенное. При прямом наблюдении изучаем сам объект, а при косвенном – эффекты от его существования.

Некоторые предметы невозможно исследовать, потому что они слишком маленькие или находятся очень далеко. Например, элементарные частицы не увидеть даже в мощный микроскоп. Но при движении они оставляют следы, которые можно зафиксировать.

Еще различают два способа наблюдения – непосредственный и инструментальный. Непосредственное наблюдение ведется при помощи органов чувств – глаз, ушей, рук, а инструментальное – с использованием технических средств – телескопов, датчиков, микроскопов.

Если вы хотите узнать больше об эмпирическом знании, смотрите это видео:

Отрывок, характеризующий Эмпирические данные

В июне месяце произошло Фридландское сражение, в котором не участвовали павлоградцы, и вслед за ним объявлено было перемирие. Ростов, тяжело чувствовавший отсутствие своего друга, не имея со времени его отъезда никаких известий о нем и беспокоясь о ходе его дела и раны, воспользовался перемирием и отпросился в госпиталь проведать Денисова. Госпиталь находился в маленьком прусском местечке, два раза разоренном русскими и французскими войсками. Именно потому, что это было летом, когда в поле было так хорошо, местечко это с своими разломанными крышами и заборами и своими загаженными улицами, оборванными жителями и пьяными и больными солдатами, бродившими по нем, представляло особенно мрачное зрелище. В каменном доме, на дворе с остатками разобранного забора, выбитыми частью рамами и стеклами, помещался госпиталь. Несколько перевязанных, бледных и опухших солдат ходили и сидели на дворе на солнушке. Как только Ростов вошел в двери дома, его обхватил запах гниющего тела и больницы. На лестнице он встретил военного русского доктора с сигарою во рту. За доктором шел русский фельдшер. – Не могу же я разорваться, – говорил доктор; – приходи вечерком к Макару Алексеевичу, я там буду. – Фельдшер что то еще спросил у него. – Э! делай как знаешь! Разве не всё равно? – Доктор увидал подымающегося на лестницу Ростова. – Вы зачем, ваше благородие? – сказал доктор. – Вы зачем? Или пуля вас не брала, так вы тифу набраться хотите? Тут, батюшка, дом прокаженных. – Отчего? – спросил Ростов. – Тиф, батюшка. Кто ни взойдет – смерть. Только мы двое с Макеевым (он указал на фельдшера) тут трепемся. Тут уж нашего брата докторов человек пять перемерло. Как поступит новенький, через недельку готов, – с видимым удовольствием сказал доктор. – Прусских докторов вызывали, так не любят союзники то наши. Ростов объяснил ему, что он желал видеть здесь лежащего гусарского майора Денисова. – Не знаю, не ведаю, батюшка. Ведь вы подумайте, у меня на одного три госпиталя, 400 больных слишком! Еще хорошо, прусские дамы благодетельницы нам кофе и корпию присылают по два фунта в месяц, а то бы пропали. – Он засмеялся. – 400, батюшка; а мне всё новеньких присылают. Ведь 400 есть? А? – обратился он к фельдшеру. Фельдшер имел измученный вид. Он, видимо, с досадой дожидался, скоро ли уйдет заболтавшийся доктор. – Майор Денисов, – повторил Ростов; – он под Молитеном ранен был. – Кажется, умер. А, Макеев? – равнодушно спросил доктор у фельдшера. Фельдшер однако не подтвердил слов доктора. – Что он такой длинный, рыжеватый? – спросил доктор. Ростов описал наружность Денисова. – Был, был такой, – как бы радостно проговорил доктор, – этот должно быть умер, а впрочем я справлюсь, у меня списки были. Есть у тебя, Макеев? – Списки у Макара Алексеича, – сказал фельдшер. – А пожалуйте в офицерские палаты, там сами увидите, – прибавил он, обращаясь к Ростову. – Эх, лучше не ходить, батюшка, – сказал доктор: – а то как бы сами тут не остались. – Но Ростов откланялся доктору и попросил фельдшера проводить его. – Не пенять же чур на меня, – прокричал доктор из под лестницы. Ростов с фельдшером вошли в коридор. Больничный запах был так силен в этом темном коридоре, что Ростов схватился зa нос и должен был остановиться, чтобы собраться с силами и итти дальше. Направо отворилась дверь, и оттуда высунулся на костылях худой, желтый человек, босой и в одном белье. Он, опершись о притолку, блестящими, завистливыми глазами поглядел на проходящих. Заглянув в дверь, Ростов увидал, что больные и раненые лежали там на полу, на соломе и шинелях. – А можно войти посмотреть? – спросил Ростов. – Что же смотреть? – сказал фельдшер. Но именно потому что фельдшер очевидно не желал впустить туда, Ростов вошел в солдатские палаты. Запах, к которому он уже успел придышаться в коридоре, здесь был еще сильнее. Запах этот здесь несколько изменился; он был резче, и чувствительно было, что отсюда то именно он и происходил. В длинной комнате, ярко освещенной солнцем в большие окна, в два ряда, головами к стенам и оставляя проход по середине, лежали больные и раненые. Большая часть из них были в забытьи и не обратили вниманья на вошедших. Те, которые были в памяти, все приподнялись или подняли свои худые, желтые лица, и все с одним и тем же выражением надежды на помощь, упрека и зависти к чужому здоровью, не спуская глаз, смотрели на Ростова. Ростов вышел на середину комнаты, заглянул в соседние двери комнат с растворенными дверями, и с обеих сторон увидал то же самое. Он остановился, молча оглядываясь вокруг себя. Он никак не ожидал видеть это. Перед самым им лежал почти поперек середняго прохода, на голом полу, больной, вероятно казак, потому что волосы его были обстрижены в скобку. Казак этот лежал навзничь, раскинув огромные руки и ноги. Лицо его было багрово красно, глаза совершенно закачены, так что видны были одни белки, и на босых ногах его и на руках, еще красных, жилы напружились как веревки. Он стукнулся затылком о пол и что то хрипло проговорил и стал повторять это слово. Ростов прислушался к тому, что он говорил, и разобрал повторяемое им слово. Слово это было: испить – пить – испить! Ростов оглянулся, отыскивая того, кто бы мог уложить на место этого больного и дать ему воды.

Измерение — это еще один эмпирический уровень познания

Это эмпирический метод исследования, позволяющий выяснить точные количественные характеристики изучаемого объекта.

Вот есть земной шар, он огромный. «Огромный» – это качественная характеристика, не дающая никакой полезной информации. А вот «диаметр земного шара – 12,7 тыс. километров» — это количественный параметр, который важен для науки.

Чтобы провести измерение нам понадобятся:

  1. величина – что будем мерить;
  2. субъект – сам исследователь с линейкой в руках;
  3. методика – шкала и технические средства, которые будем использовать.

Измерения бывают прямые и косвенные. При прямых измерениях результат определяется непосредственно – приложили циркуль, узнали радиус. При косвенных измерениях результат получается путем вычисления нужной величины.

Чтобы узнать площадь квадрата, измерим линейкой любую его сторону и умножим это значение само на себя.

Отличительные черты эмпирических методов в педагогике

Если мы ведем разговор о конкретной науке, в данном случае — педагогике, то тут количество видов эмпирических методов больше, чем в других.

Безусловно, основные из них повторяются, однако, имеют ряд отличительных особенностей, о чем будет сказано далее.


Объектом наблюдения в педагогике может быть как группа, так и один ее представитель

Первый из видов эмпирических методов — это наблюдение.

Ввиду того, что объекты у нас являются людьми, исследователь сможет наблюдать за ними в двух различных вариантах: включаясь в группу или же не включаясь.

Кроме того, он может делать это открыто или же тайно, выбрать в качестве объекта одного представителя группы или всех ее членов.

Эксперимент – это эмпирическое познание наивысшей формы

Это метод исследования, при котором происходит контролируемое, целенаправленное воздействие на изучаемый предмет. Эксперимент возникает из-за нежелания ждать.

Вот ученый хочет знать, что будет, если сбросить один камень на другой с большой высоты. Ему пришлось бы провести годы в ожидании, пока нужное событие наступит. Настоящий ученый не станет терять времени. Он поднимется на возвышенность и сбросит камень вниз. Это будет экспериментом.

Эксперимент считается достоверным, если при многократном повторении он дает одинаковые результаты.

Вот мы подкинули монетку и выпал орел. Если ограничиться одним-единственным опытом, то можно сделать ошибочный вывод – монета всегда падает орлом вверх. Но проведя сотни таких экспериментов, мы придем к правильному следствию: распределение между орлом и решкой соответствует теории вероятности – 50/50.

Эксперимент – это мощный, быстрый, действенный эмпирический метод познания. Для него характерно отсутствие жалости к объекту исследования, который в процессе может быть изменен до неузнаваемости или даже уничтожен.

В этом плане наблюдение – более пассивный и гуманный способ исследования.

Эксперименты классифицируются по изучаемым объектам: химические, физические, социальные, экономические. Но также их можно разделить по целям и задачам:

  1. исследовательские – для формирования новых гипотез, выдвижения догадок;
  2. проверочные – для подтверждения или опровержения существующих гипотез и теорий;
  3. решающие – из двух противоречащих друг другу теорий по результатам эксперимента выбирается единственная верная.

Систематический подход

Системный подход — это направление научных знаний и практической деятельности, основанное на изучении любого объекта как сложной целостной социально-экономической системы. Основные принципы системного подхода: Целостность, структурирование, строительная иерархия, множественность. Системный подход, основанный на маркетинговых исследованиях, сначала рассматривает параметры «выхода», товаров или услуг. Затем определяются параметры «входа», т.е. потребность в ресурсах (материальных, финансовых, трудовых и информационных), организационно-технический уровень системы, параметры внешней среды и параметры процесса. Преимуществом системного подхода является возможность комплексной оценки производственно-хозяйственной деятельности, эффективная организация процесса принятия решений на всех уровнях управления.

Системный анализ позволяет определить целесообразность создания или совершенствования организации, определить, к какому классу сложности она относится, выявить наиболее эффективные методы научной организации работы, ранее использованные. Системный анализ компании или организации проводится в основном на ранних стадиях работы по созданию конкретной системы управления. Это связано с интенсивностью работы по проектированию разработки и внедрения выбранной модели системы управления, обоснованием экономической, технической и организационной целесообразности. Системный анализ может включать ряд важных исследований:

1) выявление общих тенденций развития предприятия и его места в современной рыночной экономике;

2) выявление особенностей функционирования предприятия и его отдельных подразделений.

3) определение условий, обеспечивающих достижение поставленных целей

4) сбор данных для анализа и разработка мероприятий по совершенствованию действующей системы управления

5) Применение передового опыта других компаний;

6) изучение условий адаптации выбранной (синтезированной) эталонной модели к условиям предприятия.

В процессе анализа системы обнаружены следующие особенности:

1) роль и место данного предприятия в отрасли;

2) состояние производственно-хозяйственной деятельности предприятия

3) производственная структура предприятия;

4) система управления и ее организационная структура

5) особенности взаимодействия предприятия с поставщиками, заказчиками и вышестоящими организациями

6) потребности в инновациях (возможные связи предприятия с научно-исследовательскими и проектными организациями)

7) Формы и методы стимулирования и оплаты труда работников.

Системный анализ начинается с уточнения или формулирования целей конкретной системы управления (компании или предприятия) и поиска критериев эффективности, которые должны быть выражены в виде конкретного показателя. Как правило, большинство организаций универсальны. Некоторые цели возникают из особенностей развития предприятия (компании) и его фактического состояния в рассматриваемый период, а также из состояния окружающей среды (геополитические, экономические, социальные факторы).

Основной задачей системного анализа является определение глобальной цели развития организации и целей ее функционирования. При наличии конкретных, четко сформулированных целей можно выявить и проанализировать факторы, способствующие быстрому достижению этих целей или препятствующие их достижению.

Описание — это фиксация результатов эксперимента или наблюдения

Описание осуществляется с помощью естественного языка — такого, на котором написана эта статья — или формализованного искусственного языка. При этом используются графики, схемы, изображения, таблицы, диаграммы.

Проблема этого метода в его субъективности. Один и тот же предмет можно описать совершенно по-разному.

Возьмем обычного кота. Любитель котов будет рассказывать о нем в ярких красках, восхищаясь окрасом, характером, повадками. А вот у аллергика описание того же самого животного будет другим – настоящее исчадие ада.

Чтобы уйти от неоднозначности и неточности, используют такие приемы:

  1. стандартизация (что это такое?) структуры изложения материала;
  2. определение используемых терминов, их значений;
  3. установка критериев для применения тех или иных оценок;
  4. переход от естественного языка к формализованному виду;
  5. сопоставление информации из разных источников.

Описание – это метод, который тесно связан с другими способами эмпирического исследования. Нельзя говорить, что он чем-то лучше или хуже других. Все вместе – это единый цикл.

Результаты, полученные во время наблюдения или эксперимента, нуждаются в фиксации и грамотном изложении. Тогда настает время для описания.

Душа и эксперимент

Эмпиризм повлиял сильно и на психологию. Более того, название книги Вольфа «Эмпирическая психология» послужило толчком к широкому распространению самого термина «психология» в европейской науке. Впрочем, это был 1732 год, Вольф предлагал изучать фактические проявления души, а не отстраненные вопросы о её бытии, но опытов на тот момент еще было крайне мало. Он являлся последователем Лейбница и устанавливал параллели между психикой и физическими событиями.

Почти через 150 лет, в 1879 году, Вундт создал экспериментальную психологию, открыв первую лабораторию. Психология для него – наука о непосредственном опыте. С экспериментов этого великого человека начинается тернистый, но интереснейший путь по исследованию психики. Лаборатории, запись наблюдений, эксперименты, изучение ощущений, восприятий, внимания, чувств и т.д. – все это и сейчас остается важным, хотя методики проведения тестов и экспериментов изменились.

Рекомендуем: Что такое опыт?

Чуть позже возникает психоанализ, который раскритиковал Поппер за его нефальсифицируемость. Важное условие, о котором уже было сказано, для признания теории – фальсифицируемость – в психоанализе, по-видимому, невыполнимо.

Множество других подходов родилось в Старом и Новом свете. Гештальт-психологи проводили эксперименты на внимание, память и восприятие, исследовали инсайты. Павлов открыл принципы безусловного и условного рефлексов, а бихевиористы использовали их для обоснования принципов научения.

Психология успешно реализует принципы эмпирического метода и не собирается от них отказываться, хотя в момент своего зарождения часто уходила в мистицизм и эфемерность. Сейчас это серьезная наука, которая, вооружившись нейробиологией, новейшими установками для исследования мозга и программами для анализа наблюдений, полученных в ходе эксперимента, завоевывает себе авторитет среди точных и естественных наук. Автор: Екатерина Волкова

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]