Понятие синкретизма в психологии: что оно означает и для чего используется

В психологии есть понятие, которое является неотъемлемой частью детского восприятия и мышления – это синкретизм. Все знают, что ребенок рождается словно чистый лист бумаги, его ощущения и восприятие не имеет опыта, память, мышление и воображение еще не развиты. Но развитие психики у малыша будет стремительно обогащаться новым умением и опытом. Физиологическое и психологическое развитие ребенка тесно связанны, это стоит учитывать при рассмотрении такого понятия, как – синкретизм.

В этой статье:

Что такое синкретизмПризнаки синкретизмаОсновная черта синкретизмаИнтеллектуальное развитие и синкретизмЭгоцентризм и синкретизм

Что такое синкретизм


Фото автора Artem Podrez: Pexels
Синкретизм – это психическая функция мышления ребенка, которая появляется в обобщенной связи предметов и объектов без общих признаков и оснований. Наверняка родители могли наблюдать, как их ребенок размышлял над тем или иным вопросом, и его суждения базировались лишь на тех знаниях, которыми он в силу возраста обладал.

На самом деле, в раннем возрасте, а именно в дошкольном и младшем школьном возрасте, ребенку еще не подвластны некоторые мыслительные операции, и он пользуется тем, что уже освоено. Синкретизм проявляется, как раз неким промежуточным моментом в процессе формирования и развития интеллекта.

Примечания

  1. В Оксфордский словарь английского языка
    первым подтверждает слово
    синкретизм
    на английском языке в 1618 году.
  2. Кендалл и Ахмед Мохамед 2021, стр. 34 и 94. Ошибка sfn: нет цели: CITEREFKendallAhmed_Mohamed2016 (помощь)
  3. Торок 2002, п. 158. ошибка sfn: цель отсутствует: CITEREFTörök2002 (помощь)
  4. Фердинандо, К. (1995). «Болезнь и синкретизм в африканском контексте» (PDF). В Энтони Биллингтоне; Тони Лейн; Макс Тернер (ред.). Миссия и значение: очерки, представленные Питеру Коттереллу
    . Патерностер Пресс. ISBN 978-0853646761 .
  5. Фердинандо, Кит (1995). «Болезнь и синкретизм в африканском контексте». В Биллингтоне, Энтони; Тернер, Макс (ред.). Миссия и значение: очерки, представленные Питеру Коттереллу
    (PDF). Патерностер Пресс. п. 272. ISBN 978-0853646761 . Получено 2018-06-30. Христианская вера неизбежно ассимилируется в рамках существующих структур мысли ее приверженцев, независимо от их культуры. Тем не менее, есть моменты, в которых мировоззрение любого народа оказывается несовместимым с центральными элементами Евангелия; если обращение в христианство будет чем-то большим, чем чисто номинальным, оно обязательно повлечет за собой существенное изменение традиционного мировоззрения в таких случаях. Там, где этого не происходит, это христианская вера, которая видоизменяется и, таким образом, релятивизируется мировоззрением, и следствием этого является синкретизм. […] Термин «синкретизм» […] здесь используется для замены или модификации центральных элементов христианства верованиями или практиками, привнесенными из других источников. Последствием такого процесса является фатальная угроза его целостности.
  6. Питер Дж. Клаус и Маргарет А. Миллс, Фольклор Южной Азии: Энциклопедия
    : (Garland Publishing, Inc., 2003).
  7. Джерри Бентли, Встречи в Старом Свете: межкультурные контакты и обмены в до-современную эпоху
    (Нью-Йорк: Oxford University Press, 1993), viii.
  8. Дин-и Илахи — онлайн-энциклопедия Britannica[требуется проверка
    ]
  9. Рой Чоудхури, Махан Лал (1997) [Впервые опубликовано в 1941 году], Дин-и-Илахи, или религия Акбара
    (4-е изд.), Нью-Дели: Oriental Reprint, ISBN 978-81-215-0777-6 [
    требуется проверка
    ]
  10. Рой Чоудхури, Махан Лал (1997) [Впервые опубликовано в 1941 году], Дин-и-Илахи, или религия Акбара
    (4-е изд.), Нью-Дели: Oriental Reprint, ISBN 978-81-215-0777-6 [
    требуется проверка
    ]
  11. «Почему стоит поменьше включать историю Великих Моголов в школьные учебники».[требуется проверка
    ]
  12. «Обретение терпимости в Акбаре, Короле-Философе».[требуется проверка
    ]
  13. Блартон, Т. Ричард. Индуистское искусство
    . Издательство Гарвардского университета. п. 94.

Признаки синкретизма

Основные характеристики и признаки синкретизма в мышлении ребенка заключаются в следующем:

  • Суждения ребенка о предмете сводятся к его внешнему восприятию.

Полученное впечатление относится к связям этого объекта и выступает в качестве его характеристик.

  • Психические функции ребенка действуют нераздельно.

В умозаключении ребенка участвуют восприятие, впечатление и память в одной неразрывной схеме. Для более наглядного примера стоит вспомнить эксперимент, который проводили психологи на тему синкретизма.


Giphy

Детям предлагалось взглянуть на макет природы с запоминающимся ландшафтом, после чего им предлагалось выбрать изображение этого ландшафта из нескольких фотокарточек, которая бы полностью соответствовала виду, открывающемуся перед ним. Но, когда его просили найти фотокарточку природы, которую видел другой ребенок, который сидел напротив него, он однозначно выбирал «свой» снимок.

  • Неспособность к логическим рассуждениям, которые базируются на истинном знании.

Данная характеристика подтверждает, что в мыслительных операциях ребенок пока еще опирается на внешнее впечатление о ситуации или предмете, так как не способен увязать в одну схему все действительные связи.

Так или иначе, синкретизм является неотъемлемой частью в интеллектуальном развитии ребенка, и проходит данная психическая функция неоднократную трансформацию на всем пути развития ребенка, вплоть до подросткового возраста.

дальнейшее чтение

  • «Синкретизм». Британская энциклопедия
    .
    26
    (11-е изд.). 1911 г.
  • Ассманн, Ян (1997). Моисей египтянин: память о Египте в западном монотеизме
    . Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-58738-0 .
  • Ассманн, Ян (2008). «Переводные боги: религия как фактор культурной (не) переводимости». In de Vries, Hent (ред.). Религия: за гранью концепции
    . Издательство Фордхэмского университета. ISBN 978-0823227242 .
  • Хаджи Мухамедович, Safet (2018) В ожидании Илии: время и встреча в боснийском пейзаже
    . Нью-Йорк и Оксфорд: Berghahn Books.
  • Хаджи Мухамедович, Safet (2018) «Синкретический мусор: от общих боснийских святых до зала суда МТБЮ». В: А. Ванд (ред.) Политика традиций, перформанса и идентичности на европейских фестивалях
    (специальный выпуск
    Этноскрипты
    20:1).
  • Коттер, Джон (1990). Нью Эйдж и синкретизм в мире и в церкви
    . Лонг-Прери, Миннесота: Neumann Press. 38 п.
    N.B
    И .: Подход к вопросу с консервативной римско-католической позиции. ISBN 0-911845-20-8
  • Пакканен, Петра (1996). Интерпретация ранней эллинистической религии: исследование, основанное на таинственном культе Деметры и культе Исиды
    . Основание Финского института в Афинах. ISBN 978-951-95295-4-7 .
  • Смит, Марк С. (2010) [2008]. Бог в переводе: божества в межкультурном дискурсе библейского мира
    . Эрдманс. ISBN 978-0-8028-6433-8 .

Основная черта синкретизма

Основной чертой этой психологической функции является её субъективность. Ребенок порой дает невероятные и смешные для взрослых людей умозаключения, которые всегда исходят исключительно из его собственной точки зрения.

Теряет свои силы данная функция лишь в процессе мыслительного перехода от субъективности к объективности. Так, например, ребенок имеет представление о том, что большие предметы и вещи тяжелые, а маленькие наоборот легкие. Маленький камушек в руках, кажется ребенку очень легким, но бросая его в воду, он тонет, так как для воды он тяжелый.

Объяснить объективность данного явления ребенку раннего и дошкольного возраста практически невозможно. Он, конечно, может усвоить это на конкретном примере и запомнит его, возможно с интересом будет повторять и делиться своими впечатлениями, но понять, что есть определенная закономерность, связь и истинное значение данного процесса он не сможет. Точно так же, как и не сможет применить данное знание на примере других вещей и предметов.


Фото автора Liliana Drew: Pexels

Интеллектуальное развитие и синкретизм

Интеллектуальное развитие человека проходит разные этапы в том или ином возрастном периоде. Сравнивать интеллект ребенка и взрослого человека бессмысленно, так как очевидно, что в детском возрасте еще не сформированы все мыслительные процессы, и функции логики не освоены.

Родителям необходимо знать, что на каждом возрастном этапе у ребенка формируется тот или иной психологический познавательный процесс, и идет активное применение новых возможностей и способностей в реальной жизни.

Психологи и педагоги называют этот период сенситивным – то есть оптимально адаптированным для развития той или иной психологической функции. В качестве примера можно рассмотреть следующие ситуации:

  • Речь у ребенка развивается в возрасте от 1 года до 3 лет.

Иными словами, всем понятно, что именно в этом возрасте у человека идет формирование речевого аппарата.

  • В возврате от 4 до 6 лет у ребенка идеальный период для развития произвольной памяти.


Фото автора cottonbro: Pexels
Конечно, многие эти процессы проходят незаметно для родителей, но если в этот период оказать помощь и поддержку для развития этой функции, то следующие этапы формирования памяти будут более успешными и эффективными.

  • От 3 и до 7 лет у ребенка формируется самосознание.

Большинство мам и пап наслышаны о кризисах 3 и 7 лет, так как именно в этом возрасте можно услышать: «Я сам», «Я сделаю по-своему» и т.д. Упрямство в этом возрасте ярко выражено, так как ребенок начинает себя отделять от окружающих и пытается найти собственные границы.

Этапы развития мышления у ребенка постоянно находятся в переходах от одного вида мышления к другому, от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному, и в итоге к словесному мышлению.

Данная тема сенситивного периода затронута неспроста: родителям стоит знать, что синкретизм имеет место быть в возрасте от раннего возраста до подросткового. В данном случае точный возраст нет смысла указывать, так как у каждого человека развитие психических функций может проходить в определенном возрастном промежутке.

Пока мышление у ребенка имеет форму наглядно-образного, то синкретизм будет проявляться в полной мере, так как иначе его мыслительные процессы не способны обрабатывать информацию.

У ребенка, собственно, как и у взрослого, есть свои определенные схемы действий, именно они позволяют человеку решать поставленные перед ним задачи. Стоит понимать, что схема действия у младенца и ребенка уже 3 лет значительно отличаются, а значит и мышление обрело уже новые функции.


Фото автора Artem Podrez: Pexels

Пока у ребенка активно будет развиваться познание, он будет проводить с предметами различные манипуляции и устанавливать простейшие связи, будет присутствовать в мышлении синкретизм.

Культуры и общества

Основная статья: Моральный синкретизм

По мнению некоторых авторов, «синкретизм часто используется для описания продукта крупномасштабного навязывания одной чуждой культуры, религии или совокупности практик другой уже существующей».[6] Другие, такие как Джерри Х. Бентли, однако, утверждали, что синкретизм также помог создать культурный компромисс. Это дает возможность соприкоснуться с верованиями, ценностями и обычаями одной культурной традиции и задействовать различные культурные традиции. Такое перемещение идей обычно бывает успешным только тогда, когда существует резонанс между обеими традициями. Хотя, как утверждает Бентли, существуют многочисленные случаи, когда обширные традиции завоевывали поддержку народа в зарубежных странах, но это не всегда так.[7]

Могольская Империя

В 16 веке появилась новая религия, названная Дин-и Илахи (буквально «Религия Бога»)[8][9] был предложен Император Великих Моголов Акбар в 1582 году н.э., намереваясь объединить некоторые элементы религий своей империи и тем самым примирить различия, разделявшие его подданных.[10] Элементы в основном были взяты из ислам и индуизм, но некоторые другие также были взяты из христианство, Джайнизм, и Зороастризм.

Акбар Великий держит суд, обсуждая теологию.

Больше похоже на культ личности чем религия, в ней не было священных писаний, священнической иерархии и было менее 20 учеников, и все они были отобраны самим Акбаром. Также принято, что политика суль-и-куль

, которые составляли сущность Дин-и Илахи, были приняты Акбаром как часть общей имперской административной политики.
Сулх-и-Куль
означает «всеобщий мир».[11][12]

В эпоху Просвещения

Современные, рациональные не уничижительные коннотации синкретизма, возможно, восходят к Дени Дидрос Энциклопедия

статьи:
Эклектизм
и
Syncrétistes, Hénotiques, ou Conciliateurs.
Дидро изображал синкретизм как согласование эклектических источников. Научные или юридические подходы к рассмотрению всех претензий критическое мышление вызвали в это время много литературы в Европе и Америке, изучающей неевропейские религии, такие как Эдвард Мур.
Индуистский пантеон
1810 г.,[13] большая часть из них была почти евангелистской благодарностью, охватывая духовность и создавая пространство и терпимость, в частности отмена религии (или его более сильная форма, официальная секуляризация, как во Франции), посредством которой верующие спиритизм, агностицизм, атеисты и во многих случаях более новаторские или доаврахимические религии могли бы продвигать и распространять свою систему верований как в семье, так и за ее пределами.

Эгоцентризм и синкретизм

Оба эти понятия можно смело назвать общими характеристиками детского мышления. Ребенок находится в особой позиции, когда все его умозаключения и собственно мыслительный процесс строится исключительно с его точки зрения, которая является единственной и абсолютной.

Синкретичное мышление ребенка как раз характеризуется тем, что все его представления базируются на субъективных схемах действий. А значит, пока еще мышление лишено логики, способности анализировать и синтезировать объективные связи вещей и предметов.

Пока эгоцентризм проявляется в полной мере, у ребенка нет способности прибегать к объективным связям объектов, его мышление будет работать исключительно на его субъективных схемах действий. Эгоцентричность в мышлении и практической деятельности сохранятся до 7-8 лет.

Постепенно ребенок приобретает способность отбирать и анализировать синкретические связи, которые позволят понимать и принимать истинность суждения. Только в подростковом возрасте ребенок приобретает свободу мышления и отказывается от привязанности к объектам, он начинает строить свои суждения, опираясь на гипотезы.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]