Что такое субличности в психологии: как с ними работать, и для чего это нужно

Каждый человек – многогранная личность, в которой живут разные её части. В психологии эти части принято называть субличностями. Это психологические образования, которые включают в себя ощущения, убеждения и модели поведения человека.


Фото автора cottonbro: Pexels

Если говорить простыми словами, субличность – это второе Я человека, или его альтернативная личность. Иногда таких Я может быть несколько. Они создаются подсознанием для выполнения определённых задач или выполнение какой-то конкретной роли в обществе.

Ты наверняка хоть раз становилась свидетелем внутреннего конфликта. Спорила сама с собой? Принимала сначала одно решение, а потом меняла его? Чувствовала, что тебя бросает из стороны в сторону?

Это и подтверждает наличие субличностей.

Важно помнить, что субличности – это норма, а не патология. Множество Я составляют внутренний мир человека. Эти Я помогают защищать главное я, удовлетворяют желания и потребности. Но над субличностями важно работать, чтобы не дать им полностью захватить контроль.

В этой статье:

Чем опасны субличности человекаКак возникают субличностиВиды субличностейПроявления субличностей в жизниРабота с субличностями

Определение понятия субличности в психологии

Понятие субличности человека ввел итальянский психолог и психиатр Р. Ассаджиоли. В психологии принято использовать такое определение субличности, его дал Асаджиоли: «Это определенная совокупность установок, поведенческих стереотипов, верований, влечений и т.д., которая обретает целостную различимую форму лишь в нашем сознании».

Замечали ли вы за собой, что иногда по-разному реагируете на одни и те же события? А что ведете себя по-разному в похожих условиях? Так проявляют себя другие Я. Они находят выражение в наших поступках, словах, действиях, мыслях, качествах, способностях, навыках. Они связаны с социальными ролями и статусами. Каждый человек играет множество ролей. Иногда они входят в противоречие, в такие моменты мы обращаемся сами к себе, разговариваем сами с собой, а точнее, с альтернативными личностями.

Интересно! Термин «субличность» в психологии – это психологическая метафора, которую используют психологи для упрощения, сокращения описания определенного набора привычек, убеждений, качеств личности. Кроме внутренних изменений, при смене субличностей заметны и внешние перемены. У человека может измениться осанка, тон голоса, скорость речи, мимика и жесты.

Субличности – это не патология, а норма. Внутренний мир человека состоит из множества Я. Они помогают удовлетворять потребности и желания, защищают главное Я. Возникает вполне логичный вопрос: если это нормально и даже хорошо, то почему психология уделяет столько внимания этому феномену, почему так важно работать над субличностями? Давайте разбираться во всем по порядку.

Меню

Начало
  • Эзотерические центры Русская школа Рейки
  • Центр духовного роста «Познай себя»
  • Школа становления
  • Обучение Кундалини Рейки в он-лайн группах
  • Nimratraining
  • Лагуз
  • Московский Эзотерический клуб Подвальчик
  • Все центры
  • Эзотерика
    • Эзотерика
    • Сверхспособности
    • Познай себя
    • Эгрегоры
    • Близнецовые Пламёна
    • Судьба
    • Мир витала
    • Наука и эзотерика
    • Прошлые жизни
    • Карма
    • Энергия денег
    • Симорон
    • Места силы
  • Магия
    • Магия практическая
    • Магия денег
    • Магия любовная
    • Лунная магия
    • Магия чёрная
    • Деревенская магия
    • Рынок магических услуг
    • Магия для начинающих. Обучение магии.
    • Амулеты, талисманы, обереги
  • Целительство
    • Целительство и целители.
    • Вампиры
    • Биополе и биоэнергетика
    • Исцеление мыслью
  • Медитации
    • Медитация для привлечения любви
    • Медитации для увеличения энергии
    • Медитации для развития способностей
    • Медитации для защиты
    • Медитации для исполнения желаний
    • Подсознание и уровни работы мозга
    • Диалоговая Медитация развития личностой силы
  • Организация Природы
    • Организация Природы
    • Понятие любви и смысла жизни
  • Самопознание
    • Пути обретения себя
    • Тайны нашей памяти
  • Школы, учения, системы
    • Фэн-шуй
    • Как начинают свой путь ищущие души?
    • Парапсихология
    • Гармонизация отношений
    • Рейки (Рэйки).
    • Преобращение
    • Рунная магия
  • Сущности иных миров
    • Создание и изгнание сущностей
    • Зазеркалье
  • Реинкарнационика
    • Исследования
    • Клятвы
    • Выбор своего пути
    • Опыт рода и как его использовать в нынешную жизнь
  • Духовное развитие
  • Путь самопознания

      Магический квадрат
    • Юмор

Мероприятия эзотерические

Настройки статьи

Добавить статью
Добавить информацию о своём центре
@

Зачем работать с ними

Альтернативные личности могут жить мирно, а могут и вредить друг другу, вступать в конфликты. Нужно работать над этим для того, чтобы человек контролировал свои субличности, а не они его. А также важно следить за тем, чтобы все альтернативные Я сосуществовали в гармонии. Если же какое-то Я вредит человеку и его окружению, то от этой субличности нужно избавляться.

Запомните! Работа с субличностями нужна для того, чтобы они не выходили из-под контроля.

Рационализация

Просчеты, ошибки и чужое мнение задевают, когда резонирует с негативными тождествами из бессознательного, словно заставляют признать, какое же ты все-таки ничтожество. В таком ключе даже нейтральные наблюдения на чужой счет могут внезапно вызвать обиду и злость просто потому, что задевают застарелые раны.

Позитивные оценки радуют по аналогичной причине – когда дают шанс проснуться и вступить в силу субличностям, уверенным в своем праве на признание и любовь.

Резонанс с ситуацией подключает конкретную роль, которой вроде как присуще происходящее поведение. Неудача подключает внутреннего неудачника, успех – баловня судьбы. При этом очередная субличность изначально функционирует в полном отрыве от действий, которые себе приписывает, и возникает, как последующая психическая реакция на эти действия – рационализация уже случившегося. То есть сначала реализуется поведение и уже после – в сознании возникает образ себя, который это поведение берет на свой счет.

Представьте писателя, создавшего две независимые истории – в одной он рисует самодовольного «грешника», почитающего себя за праведника, в следующей – раскаявшегося праведника, который, вдруг, осознал себя грешником из первой истории. Обе личности – поддельные и упускают главное – собственный источник – пространство творческого ума, в котором они возникли.

Таким образом и поддерживается видимость ложного единства противоречащих друг другу субличностей. Объединяет их лишь «холст», на котором они друг друга сменяют.

Чем опасны субличности человека

Думаю, дойдя до этого места статьи, вы уже задались вопросом: «Где та тонкая грань между нормой и патологий в виде диссоциативного расстройства личности (раздвоения, расслоения личности)?». Да, этим и опасны альтернативные Я: они могут поглотить истинное Я человека. Причем психическое расстройство – это крайний вариант осложнений.

Есть и другая опасность: человек не утрачивает связь с реальностью, но альтернативных личностей так много, что они все дальше уводят индивида от самого себя, сбивают его с истинного пути, мешают найти предназначение. Проще говоря, человек живет по чужому сценарию, не может полноценно самореализоваться.

Поэтому так важно выводить это на уровень осознанности и контролировать процесс, уметь переключаться с одной личности на другую, понимать, зачем каждая из них вам нужна, когда они пригождаются и т.д.

Запомните! Существуют полезные и негативные субличности. Первые помогают человеку в развитии, вторые препятствуют развитию личности.

Что это дает?

Для участников тренинга есть хорошая новость: любую субличность, любое качество в себе можно развить. И более того – создавать из субличностей гармоничный ансамбль, такое сочетание качеств, которое будет будоражить умы, восхищать, волновать, вдохновлять и окрылять мужчин, которые окажутся рядом с вами. Причем не только ваших мужей и возлюбленных, но и тех мужчин, которые являются вашими друзьями, партнерами по бизнесу, вашими руководителями и подчиненными.

Для диагностики и коррекции ситуации мы будем использовать метод структурных расстановок. В расстановке мы посмотрим, как субличности взаимодействуют друг с другом. Может оказаться так, что некоторые из них выглядят слабыми и неразвитыми. Другие – наоборот – занимают все пространство. Тут же можно выяснить причины такого состояния. Например, в родительской семье женщины, не принято было проявлять сексуальность, а разговоры о сексе осуждались. И поэтому в сегодняшней ситуации у женщины находятся взаперти не только сексуальные энергии, необходимые для общения с мужчиной, но и творческие энергии, необходимые для карьеры и развития. После выявления причин проблемы, негативные установки и убеждения можно вернуть туда, откуда они пришли, навести порядок, расставить все по своим местам. И освободить себя для новой творческой и успешной жизни.

Конечно, мы не сможем сделать расстановки всем участникам. Записываться на свою расстановку нужно заранее. Но все остальные получат не меньшее удовольствие: смогут задать вопросы, поучаствовать в обсуждении, посмотреть, как образуются ограничивающие убеждения.

Как возникают субличности человека

Все альтернативные Я озадачены одним и тем же – защитой внутреннего ребенка. Собственно, так они и возникают. Они защищают ребенка от негативного воздействия внешней среды, помогают развиваться и достигать целей.

Психолог Ш. Шварц пошагово описал механизм возникновения альтернативных Я:

  1. Человек получает психотравму, субличности возникают, чтобы защитить его от негативных чувств и эмоций: страха, стыда, вины, боли. Их называют изгнанниками.
  2. Чтобы контролировать изгнанника, появляется менеджер. Он старается всеми силами защитить человека от негатива. Например, если были изгнаны боль и разочарование в матери, то менеджер может защищать человека при помощи эмоциональной холодности, отстраненности от людей, недоверчивости.
  3. Иногда менеджеры не справляются, человек снова попадает в неприятную ситуацию, тогда тушить все эти чувства прибегают пожарные – еще одна группа субличностей. Они выбирают самые агрессивные способы, делают все, чтобы заглушить боль. Так в жизнь человека врывается алкоголь, беспорядочные половые связи, экстремальные виды спорта, ярость, грубость и прочее.

Не только сам человек бессознательно создает другие Я, этот процесс можно сделать осознанным. Психолог может создать субличности, чтобы помочь клиенту справиться с актуальной проблемой. Сам человек может создавать субличности, улучшающие качество его жизни.

Важно! Развитие других Я зависит от особенностей личности и фантазии человека. Количество и специфика альтернативных Я отличается от случая к случаю, у каждого индивида свой набор субличностей.

Конфликт и примирение

Примирение внутреннего ребенка и внутреннего родителя вовсе не означает, что внутренний ребенок должен, наконец, соответствовать правилам и убеждениям внутреннего родителя. Большинство из нас как раз уже умеют делать это достаточно хорошо.

В большинстве из нас живет внутренний родитель, который не очень хорошо умеет правильно заботиться о потребностях внутреннего ребенка.

Этот внутренний родитель больше фокусируется на своем эго, то есть на том, как угодить другим, чтобы чувствовать себя востребованным, или как достичь успеха или большего признания.

Все это делает внутреннего родителя счастливым, но ненадолго. Всегда остается чувство неудовлетворенности, вне зависимости от степени достигнутого, потому что при этом не были удовлетворены потребности внутреннего ребенка.

Взаимоотношения между родителями и их детьми всегда сложны. Некоторые из нас могут чувствовать недовольство по отношению к родителям.

Мы можем расстраиваться из-за того, что родители нас контролируют или критикуют.

Но в то же время в нас есть ощущение некоторой вины за подобные чувства, поскольку родители вырастили нас и мы их любим.

Иметь смешанные чувства по отношению к своим родителям — это нормально. Если ваши родители всегда игнорировали ваши потребности, недовольство возникнет неизбежно.

То же самое верно и для взаимоотношений между вашим внутренним ребенком и внутренним родителем.

Те, кто испытывает трудности с определением потребностей своего внутреннего ребенка, заканчивают раздражением в отношении своего внутреннего родителя, а это, в свою очередь, ведет к самобичеванию.

Внутренний ребенок чувствует гнев и стресс, поскольку его принуждают делать что-то, чего он не хочет, или что, как он считает, он сделать не в состоянии.

Он винит внутреннего родителя за то, что тот не принял в расчет его чувства, а предпочел угодить другим людям и социальным требованиям.

Однако внутренний ребенок всегда прав, и вы должны делать все, что он попросит.

Ни одна из типов субличностей не несет абсолютной правоты.

Внутренний ребенок может быть безрассуден в своих желаниях, однако необходимо все же признавать его чувства. Прежде чем принять решение, нужно выслушать обе стороны.

Чтобы жить в мире, необходимо выслушивать и внутреннего родителя, и внутреннего ребенка.

Для достижения внутреннего мира необходимо примирять эти две различные точки зрения. Нельзя оттолкнуть кого-либо из них или проявить насилие.

В противном случае одна из сторон будет несчастна.

Вот для чего вам и нужно ваше истинное «Я», ваша духовная сущность, источник любви — чтобы выслушать обе стороны с нейтральной позиции.

Недостаточно просто излечить своего внутреннего ребенка. Наш внутренний родитель тоже должен измениться.

Он должен научиться, как правильно защищать внутреннего ребенка и заботиться о нем и его нуждах.

Когда нашему внутреннему родителю не удается исполнить свои обязательства, внутренний ребенок остается не защищенным от внешних обстоятельств.

Это приводит к тому, что мы начинаем действовать бессознательно под влиянием этих чувств, то есть совсем как ребенок.

Если сравнить ваши нынешние моральные стандарты с теми, которые были у вас в детстве, — намного ли они изменились? Или вы до сих пор пользуетесь теми же моральными нормами?

Те люди, чьи родители были жестоки, критичны и контролировали все и вся, порой видят, что часто оказываются в похожих отношениях с другими.

Будучи детьми, мы были слишком слабы, чтобы защитить себя. Наши родители определяли нашу жизнь и принимали решения за нас.

Детьми, мы не могли сделать многого, разве что найти собственный способ, как справиться с той или иной ситуацией.

И хотя мы находили способы, которые помогали нам пережить детство, некоторые из нас восприняли такие способы как норму поведения.

Иногда нам трудно прекратить нездоровые отношения, потому что мы настолько привыкли находить способы, как с ними справляться, что это также развило в нас и терпимость к неправильному поведению других.

Порой мы и не осознаем, что что-то не так в наших взаимоотношениях, пока они не станут еще хуже.

В отличие от людей, у которых не было такого негативного детского опыта, мы чаще и дольше остаемся в нежелательных отношениях, чем должны.

Мы выросли и возмужали. Будучи взрослыми, мы способны защитить себя от вреда, однако это не означает, что мы изменились и внутри.

Чтобы руководить внутренним ребенком, наш внутренний родитель пользуется все теми же приемами, что и много лет назад.

Большинство из нас не обновило свои внутренние стандарты, и поэтому мы относимся к другим так же, как когда-то относились к своим родителям, тем самым постоянно делая больно нашему внутреннему ребенку.

Хорошо ли вы заботитесь о собственных нуждах? Вы легко отдаете и с трудом принимаете? Если у вас есть постоянная потребность угождать другим и искать их одобрения, подумайте, были ли подобные черты свойственны кому-то из ваших родителей или, может быть, им обоим? Вы могли скопировать с них эти внутренние стандарты.

0 Комментариев

Виды субличностей

В психологии принято выделять осознанные (ясные) и неосознанные (теневые) субличности:

  1. Явные. Это те роли, качества, статусы, программы, с которыми человек сам себя идентифицирует: «Я – отец», «Я – очень терпеливый человек» и т.д.
  2. Теневые. Это те сценарии, которые не осознаются человеком, но они постоянно ведут его по жизни: «Сам не знаю, что на меня нашло», «Иногда я срываюсь без повода», «Иногда мне становится настолько плохо, что я не могу встать с кровати. Сам не знаю, почему так происходит».

Объединение явных и теневых субличностей принято называть соборной личностью. Как правило, человек ассоциирует этот образ со своим именем.

Кроме этого, можно выделить основные (среди них одна доминирующая) и вспомогательные субличности. Те, что относятся к основным, являются явными, включаются чаще других. Вспомогательные проявляют себя от случая к случаю, чаще имеют неосознаваемый характер. А еще реже возникают случайные субличности. Они могут закрепиться и превратиться в основные или вспомогательные.

Внутренний ребенок

Многим людям знаком внутренний критик, но порой они мало знакомы со своим внутренним ребенком.

Если в вас живет внутренний критик, который непрестанно распекает вас, то именно та часть в вас, которая подвергается критике и испытывает боль, и есть ваш внутренний ребенок.

Наш внутренний ребенок хранит наши воспоминания и эмоциональную боль так же, как это делает ребенок.

Большинство из нас может вспомнить лишь какие-то важные события своего детства.

По мере взросления мы обычно задвигаем своего внутреннего ребенка на второй план, развивая свою субличность взрослого человека.

Однако наши неразрешенные внутренние болезненные чувства, которые мы пронесли сквозь детство, остаются в наших воспоминаниях и памяти тела, вне зависимости от того, осознаем мы это или нет.

Вспомните какой-нибудь недавний эпизод, когда чьи-то слова вызвали в вас эмоциональную реакцию.

Вы могли расстроиться или разозлиться по этому поводу, или у вас появился какой-то телесный дискомфорт. Спросите себя: «Почему я так убежден, что они правы?» Если с рациональной точки зрения вы понимаете, что другой человек не прав, почему вы все же отреагировали? Это потому, что часть вас (ваш внутренний ребенок) убежден, что этот человек прав.

В ранние годы нашей жизни наш мозг формирует убеждения о нас самих, а взрослыми мы продолжаем хранить в себе наши болезненные переживания.

Как человек взрослый, вы можете понимать, что критика несправедлива. Но с точки зрения вашего внутреннего ребенка этот человек прав. Спросите себя: «Как я себя чувствовал, будучи ребенком, когда кто-то из ближайших членов семьи называл меня ленивым, глупым и бесполезным? Как я воспринимал то, что мои родители были постоянно заняты своей работой и не давали мне того внимания, в котором я нуждался?»

Когда мы были детьми, мы не понимали, почему наши родители относились к нам так или иначе, и мы брали вину на себя.

Если рядом не было никого, кто мог бы помочь нам разобраться с нашими эмоциями, то мы и не могли научиться справляться с чувством вины, гневом, страхом.

Поэтому мы продолжали нести эти не нашедшие правильного выхода эмоции в нашу взрослую жизнь, забывая, что однажды, будучи детьми, мы страдали.

Если прямо сейчас вам трудно почувствовать в себе своего внутреннего ребенка — это нормально.

Как проявляются субличности в жизни

В жизни чаще всего можно встретить такой список субличностей человека (по специфике поведения и по ведущим качествам):

  • волк – проявляется злостью и агрессией;
  • лиса – выражается в хитрости, лукавстве, лести и т.п.;
  • заяц – проявляется трусостью, многочисленными страхами во всех сферах жизни (причем иногда человек понимает, что давно пора бы что-то изменить, но не решается на это);
  • поросенок – заметно через жадность во всех областях жизни, иногда принимает патологические формы, например, превращается в тягу к накопительству;
  • баран – выражается в глупости, неспособности слушать других и воспринимать рациональные доводы, упрямстве;
  • алкоголик – выражается в пьянстве и разгульном образе жизни;
  • обжора – проявляется систематическим перееданием, неспособностью контролировать свои действия, постоянным чувством голода;
  • курильщик – проявляется в навязчивой потребности курить, придумыванием причин не бросать («Работа нервная», «Так есть меньше хочется», «Если брошу, то потолстею»).

В психологии нет единой классификации субличностей по названиям, их тысячи. Например, кроме тех, что мы уже назвали, встречаются такие:

  • эгоист,
  • терпила,
  • маленький человек,
  • фантазер,
  • добряк,
  • нахал,
  • святоша,
  • неудачник,
  • ханжа,
  • многие-многие другие.

Человек сам дает названия своим субличностям, иногда ему помогает в этом окружение.

Важно! В каждом человеке живет как минимум три субличности: взрослый, дитя, родитель.

«Дюймовочка», она же «Чебурашка», она же «Красная Шапочка»


Фото Pixabay
Она наивная, романтичная, мечтательная. Если «Озорницу» интересуют приключения и подвиги, то «Дюймовочку» – почитать стихи, погулять при луне, помечтать о прекрасном принце, красивом платье и туфельках. Как пятилетняя девочка красуется перед зеркалом в новом платьишке.

Проблема в том, что порой это даже слишком наивное состояние. Когда такой «Красной Шапочке» встречается Серый Волк – она говорит:

«Ну и ничего страшного. Он такой брутальный и сильный, у него такие большие зубы, глаза и уши! Может, он мой принц?».

И попадает в лапы манипулятора.

Упражнения на работу с субличностями

В психологии существует немало техник, которые подходят для самостоятельного применения, помогают разобраться во внутренних Я и научиться взаимодействовать с ними. Рассмотрим некоторые упражнения для работы с субличностями.

Разговор с внутренним критиком

Эта субличность есть у всех людей. У кого-то она выражена сильнее, у кого-то слабее, но все мы периодически критикуем, ругаем себя. Хорошо, если это не превращается в самобичевание. Если же критик изматывает вас, то самое время встретиться и поговорить с ним.

Нарисуйте своего критика в виде человека. Чтобы было проще, отвечайте на следующие вопросы:

  • Какой он?
  • Как и когда проявляет себя?
  • Как влияет на вас, ваши решения и действия?
  • Как он реагирует на ваши контраргументы, рациональные замечания?
  • Что он чаще критикует: вас или окружающим мир?

Познакомьтесь с ним, а после этого научитесь общаться. В следующий раз, когда он начнет говорить, что ничего не получится, спросите: «А что будет, если…?». Если критик к чему-то принуждает вас или от чего-то отговаривает, то спросите его: «А ты справишься с последствиями?». Расскажите ему, что бы вы хотели слышать в трудную минуту. Какие из его замечаний помогут вам, а не утопят в пучине самобичевания.

И самое главное – подумайте, насколько его критика уместна, чьим голосом он говорит. Очень часто критик разговаривает голосом родителей, а при анализе выясняется, что большинство замечаний иррациональные. Чем лучше вы понимаете своего критика, тем лучше вы его контролируете.

Круг субличностей

Эта техника позволяет диагностировать позитивные субличности.

Техника выполнения:

  1. Запишите все свои нематериальные желания. Пишите все, что придет в голову. Нужно набрать минимум 20 позиций.
  2. Перечитайте список и сконцентрируйтесь на своих ощущениях по каждой позиции. Может быть, на какой-то из них вы услышали грозный и осуждающий голос: «А что подумают люди?». Или воодушевленное: «Да как этого можно не хотеть, все хотят».
  3. Выберите 5–6 желаний, которые актуальны для вас больше, чем остальные.
  4. На листе бумаги нарисуйте круг диаметром 20 см, внутри – еще круг. Центр – это вы настоящий. В маленький круг поместите выбранные 5–6 желаний. Остальные распределите за первым кругом и до второго.
  5. Каждое из ваших желаний – это субличность. Нарисуйте их цветными карандашами (на каждое желание по образу), дайте им имена. Каждое имя должно быть понятно и значимо для вас, иметь смысл.
  6. Подумайте, где еще кроме желаний эти субличности выражают себя, когда и как это происходит.

Теперь вы знакомы со своими основными позитивными субличностями. Отслеживайте, когда они проявляют себя, способствуйте их развитию.

Личный дневник

Многие люди думают, что ведение личного дневника – это удел 12-летних девочек. Но на самом деле это отличный психотерапевтический метод, доступный каждому. Дневники бывают разными, например, можно вести дневник эмоций и поступков. Записывайте яркие события, особенно те, когда вы говорите «Сам не понимаю, почему все так».

Анализируйте записи. Очень скоро вы поймете, что многое из вашего поведения, ваших состояний и реакций не случайно, а закономерно. Вы сможете выявить несколько моделей поведения. Да, они могут быть прямо противоположными друг другу, но все это вы, а точнее, это ваши субличности. Следующий шаг – выявление деструктивных моделей (субличностей) и работа над ними.

Внутренний родитель

Внутренний родитель — это субличность, имеющая сходство с вашими родителями.

Вы, наверное, замечали, что во многом ваш внутренний монолог, будь то критика или похвала, часто является некоей репликой того, что когда-то говорили вам мама, отец или же они оба.

Ваш внутренний ребенок несет в себе раны вашего детства, а внутренний родитель хранит правила о том, что вы должны и не должны делать.

Функция внутреннего родителя — защищать и заботиться о внутреннем ребенке. Даже если в реальной жизни вы не являетесь родителем, у вас все равно есть внутренний родитель.

С юных лет прямо или косвенно мы учимся у наших родителей, как защищать себя от опасностей и неприятностей, как справляться с собой и как исследовать мир, какие люди или ситуации для нашего роста и развития являются плохими, а какие — хорошими.

Наши родители — это ролевые модели. У них мы учимся, как быть родителями.

Если ваши родители любят себя, но при этом были с вами в моменты, когда нужно было преодолевать вызовы детства, то, скорее всего, вы научились заботиться о себе.

Если же ваши родители не любят себя или их не было с вами, когда в детстве вам пришлось преодолевать сложные моменты, то, повзрослев, вы можете не уметь постоять за себя, потому что перед вами не было положительной ролевой модели.

Такое часто можно встретить в семьях, где царит жестокость.

Обычно один из родителей при этом проявляет жестокость, а второй не знает, как эту жестокость остановить.

В психологии такого второго родителя называют «потакатель», так как он невольно облегчает жестокому родителю возможность продолжать свое грубое поведение тем, что не останавливает его.

От кого дети, выросшие в подобном окружении, учатся защищаться? От жестокого родителя? От человека, направляющего свой гнев на другого? Или же они защищают потакателя, человека, который провоцирует продолжение жестокости?

Когда наши родители — люди, старающиеся во всем угодить другим и при этом не в состоянии ответить на свои собственные нужды, мы также учимся отставлять свои нужды в сторону.

Мы неспособны отстаивать свои права и просить о помощи, когда она нам нужна.

Мы ищем у родителей совета, но порой то, чему они учат нас, не имеет большой практической значимости.

Порой это всего лишь свод правил и ритуалов, которые передавались в семье от наших предков через поколения.

Например, когда родители говорят ребенку не плакать и не сердиться, они тем самым не признают чувства ребенка, хотя и пытаются научить его, как справляться со своими эмоциями.

Многие из нас учатся защищать себя, подавляя или отрицая собственные эмоции и своего внутреннего ребенка.

Но это приводит к еще большему конфликту между внутренним ребенком и внутренним родителем и, в свою очередь, может сказаться и на физическом здоровье.

Теперь, когда вы поняли, какие бывают виды психологических субличностей, пришла поговорить об их конфликте и примирении.

«Тётка», она же «Главная бухгалтерша»


Фото Pexels
Это сухая, холодная субличность, склонная к контролю. Её часто предъявляют женщинам их свекрови. Но тут принцип тот же: если человек общается с вами преимущественно с позиции одной субличности – значит, вы её включаете.

Например, свекровь включает «Тётку»: «Ты неправильно суп сварила, ты детей плохо воспитываешь, о муже совсем не заботишься».

И у вас может автоматически включаться либо тоже «Тётка», либо испуганная «Дюймовочка». Но вы можете изменить ту субличность, из которой общаетесь со свекровью, и тогда изменится она. Вам может казаться это невероятным, но она тоже может включить «Дюймовочку», или даже «Озорницу». Это всё в ней тоже есть.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]