Практически каждого из нас одолевали философские вопросы – «почему я живу именно так?» или «Почему у меня есть то, что я имею?». Нередко посещают мысли, которые могут поставить нас в затруднительное или безвыходное положение. Так или иначе, о жизни мы начинаем задумываться, когда представится удобный случай.
Любой человек без исключения сталкивался с различными трудностями на протяжении всей жизни. И не каждый может грамотно их решить и поэтому в ряде случае ничего не остается, как заручится поддержкой специалиста из области психологии.
И когда проблемы берут верх, справиться с ними помогают специальные занятия, куда относится направление коучинг. С английского термин coaching обозначает способы, сочетающие консультирование и обучение.
Их цель – помочь человеку достигнуть определенных целей – улучшить качество жизни или обрести карьеру мечты. Немного напоминает менторство (наставничество), но коучинг подразумевает не общее развитие личности, а достижение поставленных целей.
Один из инструментов, применяемый на практике на таких занятиях – это пирамида Дилтса, позволяющая решить многие жизненные дилеммы, а также отыскать ответы на давно мучившие вопросы. Это неплохой шанс для понимания своего истинного предназначения. Но прежде чем перейти к ознакомлению с этим «сооружением», стоит вкратце познакомиться с биографией создателя.
Биографическая справка
Имя Роберта Дилтса знакомо не всем, а между тем это лидер современного течения НЛП (нейролингвистическое программирование). Его учителями были два признанных метра психологии Джон Гриндер и Ричард Бэндлер.
Неисчерпаемые таланты Роберта Дилтса практически не имеют границ и актуальны во многих областях человеческой деятельности. Это не только моделирование человека как личности, но и консультирование бизнес партнеров.
Также Роберт занят созданием программ, которые относятся к взаимодействию человека с компьютером. Среди других достижений Роберта Дилтса – сотрудничество со многими известными компаниями:
- Авиа!
- Компьютерная !
- Известная большинству киноманов !
- Популярный !
- Корпорация «Xerox»!
- Итальянская !
Пирамида Роберта Дилтса не единственное творение автора, недавно он завершил создание проекта развития .
Кроме того, Дилтс имел дело и с остальными мировыми гигантами различной индустрии. Из-под его пера вышло больше 40 книг с общей тематикой НЛП. Словом, человек в своей жизни добился многих успехов и помог большому количеству людей решить их проблемы.
Определение пирамиды
Для понимания особенностей этой ментальной конструкции стоит обратиться к ее форме. Любой из нас видел реальные египетские сооружения древности благодаря телеканалу Discovery, где не единожды транслировались документальные фильмы, посвященные секретам гробниц фараонов, живших многие тысячелетия назад.
Внутри реальных пирамид несколько уровней, а самый верхний отведен специально под гробницу. Роберт Дилтс разработал форму, где тоже имеются «этажи» — их 6. Собственно на этом основана пирамида Дилтса в коммуникации, отношениях, а также прочих аспектах.
Творение автора книг по НЛП следует отнести к «сооружению» ментального характера, поскольку полноценного физического воплощения как у египетских гробниц здесь нет, но к разуму оно имеет прямое отношение.
Каждая такая ступень символизирует полочку или скорее даже целый этаж, где находятся внутренние составляющие человеческого индивидуума или какого-нибудь «коллективного разума». Уже наблюдается небольшое сходство с реально существовавшими гробницами Египта.
Имея четкое представление о том, что конкретно характеризуют эти уровни, а также тщательная проработка проблемы позволит детально рассмотреть собственное отношение к задаче и отыскать причины, исходя из чего, она кажется не решаемой.
Примеры убеждений на уровнях пирамиды Дилтса
Уровень | Причины | Смысл | Ограничение |
Окружение | Я не поступила в университет. | У меня нет специальности – плохие первоначальные перспективы. | Мне не светит в жизни ничего яркого. |
Поведение | Я не могу найти работу, после провала начать свой бизнес. | Я выгляжу мрачно, и меня не хотят брать в коллектив. | Нельзя рисковать, нужно держаться старого. |
Способности | Я не могу писать, потому что у меня в школе всегда были двойуи. | Если один человек может что-то сделать, другие тоже могут научиться этому. | Вы не можете ничему научиться без практики. |
Убеждения и ценности | Честность для меня священна, потому что мне самому постоянно лгали родители. | Равенство в отношениях означает истинное партнерство. | Доверие невозможно без открытости. |
Идентичность | Я неудачник, потому что никто никогда не поддерживал меня. | Безработные люди — груз общества. | Как получатель пособия – я на дне общества. |
Принадлежность | Она верит в Бога, потому что это то, чему она научилась. | Верить – значит быть в гармонии с собой и миром. | Без веры вы можете с таким же успехом убить себя. |
В чем необходимость?
Данное ментальное «сооружение» обладает весомым значением в такой сфере человеческой деятельности, как психология. Бывают такие ситуации, когда что-либо не устраивает – качество жизни, работа, окружение и т. д. С подобным сталкивалось очень много людей, иначе самой психологии (включая специалистов) вовсе бы не существовало.
Так вот рассматриваемая пирамида может оказать существенную пользу:
- Позволяет осознать ситуацию, сложившуюся не лучшим образом. При проведении экспресс-анализа обнаруживаются места, требующие корректировки.
- Есть возможность расставить имеющиеся проблемы по ступеням, после чего начинать решать те, что расположены на самом нижнем ярусе. Тем самым человек придерживается нужного направления, что немного напоминает подъем по карьерной лестнице. То есть движение вверх позволяет вывести свою жизнь на новый уровень
Пирамида логических уровней Дилтса актуальна для решения многих вопросов – это не только самореализация в жизни, включая построение карьеры, денежные моменты. Она способствует детальной проработке личных качеств. А они весьма цены для построения гармоничных отношений с партнерами (коллегами) по работе, друзьями (дворовыми или по месту учебы), родственниками, новым окружением.
Уровень №3 – Как я выбираю?
Уровень третий, который ставит перед нами вопрос выбора. Как я выбираю? Здесь идет речь о ваших возможностях, о внутренних механизмах совершения выбора и его причинах. Если уровень 2 говорил нам о внешнем поведении, то уровень 3 – это о внутренней мотивации.
Этот уровень предлагает взглянуть и оценить, как вы совершаете выбор. На сколько легко или сложно дается вам какое-либо решение, как вы его принимаете (самостоятельно или с чьей-то помощью), принимаете или не принимаете его последствия, несете ли полную ответственность за него.
Его суть также в том, чтобы взглянуть на вашу жизненную стратегию, на ваши планы и цели, виденье, движение по жизни.
К примеру, как вы начинаете свой день перед работой?
Растягиваете время пробуждение и вскакиваете от одной только мысли, что вы уже сильно опаздываете, а еще совершенно ничего не готово для выхода на работу? И взмахнув рукой, вы бросаете незаправленную кровать, недопитый кофе и несобранный для детей в школу ланч, вылетаете, догоняя уходящий трамвай?
Или просыпаетесь за несколько часов до работы, чтобы настроиться на новый день, войти в него плавно? Вы обдумываете планы, готовитесь встретить его с радостью, открытостью и решительностью взять от него многое?
Заметна ли вам разница в жизненных стратегиях, одна из которых – это спешка и спуск по течению, а вторая – неспешность и обдуманность, что является залогом хорошего дня и всей жизни?
Но, ведь и выборы, и жизненные стратегии тоже возникают неспроста.
Уровни египетского аналога
Поиски ответов на жизненно важные вопросы напоминает блуждание по лабиринту с его бесконечными запутанными коридорами и тупиками. Без какой-либо карты или подсказки отыскать выход очень трудно, если это вообще возможно. Но стоит только подняться на уровень выше, над лабиринтом — как будут видны все пути – входы, выходы.
Наша жизнь похожа на блуждание по такому лабиринту – любую проблему невозможно решить качественно на уровне ее создания. Иными словами, для решения сложившейся проблемы следует подняться на этаж или два выше. Только таким образом можно определить наилучший сценарий дальнейшего развития событий.
С этой целью необходимо задавать правильные вопросы, что будет подталкивать к нахождению верных ответов. Многие из нас просто не в состоянии задавать себе вопросы и получать ответы. С этой целью оптимальной воспользоваться творением Роберта Дилтса.
Все уровни пирамиды Дилтса включают главные и второстепенные вопросы, которые помогают понять собственное течение жизненных ситуаций.
Уровень первый – окружение (реакция)
Самый нижний первый уровень основывается на реальном окружении каждого человека. Сюда относятся все составляющие внутренней и наружной среды. Главным образом это сам человек, его особенности, внешность (включая одежду) и прочие индивидуальные черты.
Сюда же стоит отнести и всех прочих людей, с кем приходится иметь дело, материальных блага, возможности, семья и остальные вещи. То есть главный вопрос этого уровня – «что у меня есть на данный момент?». Однако, чтобы понять всю суть лишь этого вопроса недостаточно, следует задавать ряд прочих:
- Комфортно ли мне?
- Что творится в окружении?
- Где я нахожусь или желаю быть?
- Какое место я занимаю в своем окружении, комфортно ли мне от этого и соответствует оно желанному?
- Кто находится рядом со мной, кого бы мне хотелось видеть, а кого лучше отсеять из своего окружения?
- Кто-нибудь из окружающих меня лиц помогает мне достигнуть определенной цели?
Словом, здесь охватываются все аспекты быта и повседневности, включая материальное благополучие и межличностные отношения (включая родственные, партнерские и прочие).
Уровень второй – поведение (действия)
На этом уровне основополагающий вопрос звучит так – что я делаю? То есть он позволяет рассмотреть поведение каждого индивида. Причем это касается не только действия или бездействия, но и достижения каких-либо результатов.
Вот показательный пример того, как пирамида нейро-логических уровней может рассматриваться в случае, когда человек начинает жаловаться на недостаток финансов. Здесь его главная проблема заключается в нем самом, и у него просто нет желания или сил признаться, что он мало уделяет времени работе.
Вдобавок при расспросе, чем он занимается весь день, выясняется его сокращенный рабочий день. Вместо положенных 8 часов, как это бывает у многих других успешных людей, человек тратит не более 4. Это свидетельствует об отсутствии активности с его стороны, которая была бы направлена на развитие профессиональных качеств.
Можно сделать определенный вывод – зачастую проблема обусловлена элементарной ленью. Этим недостатком страдают многие люди по всему миру! В чем собственно и помогает ментальная пирамида – доход не может увеличиться из-за лени!
Стоит задать себе вопрос касательно того, что я делю и получаю. Очевидный ответ дает понять, почему у нас имеется то, что есть. И тут закономерно задать еще один актуальный и интересный вопрос – это жизнь так сама складывается или же мы сами несем ответственность за все то, что происходит с нами?
Уровень третий – способности (направление)
Здесь уже пирамида логических уровней Роберта Дилтса базируется на стратегии и его главный вопрос – каков мой выбор? В жизни каждого индивидуума сделанный выбор занимает далеко не последнее место. Причем на это оказывают влияние различные факторы:
- здоровье;
- цель;
- в какой степени человек чем-либо увлечен, и прочее.
Находясь на третьем этаже своей пирамиды, есть возможность подробно разобрать собственные установки и осознать причины жизненных неудач. Кто-то отдает предпочтение изнуряющей работе, чтобы скопить денежные средства на приобретение жилья либо пройти обучение в другой стране. Многие девушки мечтают об удачной женитьбе.
Третьи вообще делают ставку на поиск хорошей работы или открытие собственной деятельности. Также выбор допустимо сделать в пользу занятий спортом или изучения иностранных языков после трудового дня. А еще проще просто попивать пиво, лежа на диване у телевизора. По крайне мере, так поступает большинство.
Пирамида Дилтса и правда может предоставить большой выбор – главное понять, к чему стремиться душа. Только так достигаются определенные успехи при анализе своей жизненной позиции. В этом также может помочь ряд дополнительных вопросов:
- какие у меня есть сильные стороны и можно ли, опираясь на них, добиться желаемого результата?
- Какие навыки и умения я могу приобрести для достижения желаемого?
- Могу ли я воспользоваться способностями и возможностями остальных?
Каждому индивидууму, прежде всего, необходимо определится со своими способностями. Это по силам каждому человеку на земле, причем как разительно расширить их, так и серьезно ограничить в пределах разумного. Главное – отыскать причину и стимул к действию!
Уровень четвертый – ценности (мотивации)
На этом уровне рассматриваются убеждения и ценности. И здесь у каждого человека собственные мнения и суждения на этот счет. Только вот ряд жизненных позиций или даже убеждений работает лишь во вред. К примеру, как стать предпринимателем человеку, если себя он считает честным, но уверен, что все остальные бизнесмены воруют средства с целью собственной наживы?!
Другой пример – абитуриент считает, что место в престижном ВУЗе достается лишь по блату. Поэтому нет даже смысла пробовать сдать вступительные экзамены.
Иными словами, пирамида Дилтса на этом уровне способствует раскрытию шаблонов и стереотипов восприятия различных жизненных обстоятельств, служащих препятствием на пути к достижению цели.
Пожалуй, это уже более важный уровень, позволяющий определить собственное восприятие. Из приведенных выше примеров несложно сделать вывод касательно того, что каждый человек определяет сугубо свои ценности, а ведь они могут не совпадать с восприятием других индивидуумов, что, в общем-то, закономерно. То есть одним вещам придается больше значения, другим меньше или они вовсе игнорируются.
Это относится к так называемому базису личности, а от него человеку не так просто отказаться даже под сильным воздействием извне. И причина заключается в том, что убеждения следует относить к бессознательному восприятию человеческой сущности. Оно и управляет поведением индивидуума, определяя его жизненный путь.
На данном уровне легко получить ответы на подобные вопросы:
- Какой важностью для меня обладает данная цель?
- Насколько ценным окажется результат?
- Укрепит ли достижение цели мои жизненные убеждения?
Тут так и просится один вопрос, который стоит отнести к разряду риторических высказываний: почему мы собственно верим во все то, чего придерживается наша вера?
Уровень пятый – идентификация (жизненная роль)
Важность этого уровня еще выше, нежели предыдущего, поскольку он оказывает заметное влияние на этажи, располагающиеся ниже. Здесь речь идет о самосознании и самопонимании. Благодаря этим определениям пирамида Дилтса способствует определению своей веры.
Кто-то уверен в своей гениальности художника либо дизайнера. Поэтому он успешно может проявить себя на выставках, конкурсах, соревнованиях и показах. Другой посчитает себя неудачником или бездарем.
Иными словами, пятый уровень позволяет человеку осознать свое место, и какую он играет при этом роль. Главное реалистично оценивать себя – то есть не занижать достоинства и в то же время принимать во внимание свои недостатки, требующие дальнейшей проработки.
Что характерно, здесь ответы не лежат на поверхности. Роль и жизненная позиция каждого человека не зависит от половых признаков, семейного положения, социального статуса, процессии. Эта категория много обширнее!
Вникнуть в суть или хотя бы частично иметь представление, о чем все же идет речь, помогут следующие вопросы:
- Каково мое отношение к тем личностям, у которых цели и убеждения совпадают с моими?
- Какова ценность моих целей по отношению к людям, входящим в ближайший круг окружения?
Самоидентификация – это ценное качество любого из нас! Во многом этим фактором обусловлены наши многие успехи.
Уровень шестой – миссия (духовное постижение)
Здесь логическая пирамида Дилтса венчается уровнем, способствующим осознанию индивидуумом своей миссии. Четкое осознание того, ради чего он собственно живет – это не что иное, как мощный инструмент, позволяющий преодолевать различные препятствия и трудности, возникающие на жизненном пути.
При этом миссия должна быть выражена простыми и понятными изъяснениями. Сложные высокопарные выражения здесь не работают, поскольку не несут никакой практической значимости.
Здесь хорошо привести один значимый пример. Главный принцип успешной деятельности большинства компаний, находящихся в стране восходящего солнца – это четкое осознание ценностей и миссии, с учетом актуальности на 100-200 лет вперед. А разве жизнь каждого человека на земле создана с целью тратить ее впустую?!
Таким образом, если правильно подойти к анализу своей жизненной позиции в этом мире, без утайки от самого себя, отвечая на все поставленные вопросы, можно определить те или иные пробелы.
Самосовершенствование – это путь к достижению к цели, а значит и успеху. Ведь каждый из нас в душе стремится к этому. При этом четкое осознание своих слабых сторон существенно облегчает этот процесс.
Как пользоваться пирамидой Дилтса для постановки целей
Часть I: Проведение целевого состояния через неврологические уровни (NE)
- Проводится короткая дискуссия, чтобы поставить цели, соответствующие критериям: позитивность, конкретность, экологичность, наличие ресурсов, осмысленность.
- При выполнении упражнения держите «фрейм»: «Предположите, что вы уже достигли поставленной цели…» Через все NE пройдите с этим «фреймом».
Начинать надо с нижней ступени – окружение (люди, предметы, пространство). Поднимайтесь вверх шаг за шагом. С помощью пространственного якоря, а возможно, с символами и терминами, закрепляйте видениие реализации цели.
Когда на одном или двух уровнях обнаруживается отсутствие ресурсов, осуществите переход на более высокий уровень. Ищите на нём недостающие ресурсы или запланируйте переход на высший слой чуть позже.
Практические вопросы на разных уровнях пирамиды проблем:
- Окружение:
- Где и с кем вы находитесь?
- Что видите, слышите?
- Какие запахи ощущаете?
- Какие вкусы чувствуете?
- Поведение:
- Что вы делаете в этом месте?
- Что делают другие?
- Способности (навыки):
- Как вы делаете то, чем занимаетесь?
- Как относитесь к находящимся здесь людям?
- Какими обладаете особыми навыками?
- Убеждения и ценности:
- Что относится к важному, во что вы верите?
- Почему занимаетесь тем, чем занимаетесь?
- Ваши мысли о себе, окружающих людях, работе?
- Индивидуальность (идентичность):
- Ваше понимание самого себя, своего образа?
- Кем вы себя считаете, какова вашу суть и роль?
- Принадлежность:
- Существуют ли здесь люди или группы, к которым принадлежите и вы?
- Какова ваша миссия во всем этом?
- Можете выразить словами смысл своих действий?
Переходите на следующий этап.
Ваше подсознание откроет важную информацию в виде идеи, символа, чувства или картинки. Это ваше подсознание потрудилось для вас и для вашей цели. Впитайте это все в себя, сделав небольшую паузу.
Часть II: Сбор ресурсов
- Вернитесь назад, вспомните все идеи и ресурсы, найденные на этом пути. Прочувствуйте, чем богат каждый слой, какими знаниями и опытом усилен.
- Когда на уровне чего-то не достаточно, пройдите на этап повыше и возьмите ресурсы оттуда. Вернитесь назад и оцените произошедшие изменения со взятыми ресурсами.
- Перейдите на уровень «окружение» и вспомните о своей цели. Прочувствуйте, стала ли ваша цель богаче, если сравнивать с начальной.
Часть III: Завершение
- Пройдите ещё раз все этапы в своем темпе. Уделите хоть немного времени для этого шага.
- Пройдите все уровни в обратном порядке сверху вниз – быстро, не задумываясь. Пройдите, вернитесь на стартовую позицию и посмотрите, насколько цель стала богаче.
- Обозначьте, когда будет сделан первый шаг к цели?
Ряд дополнительных вопросов
Давая ответы на ключевые вопросы каждого из уровней, пирамида Дилтса позволяет объективно оценить картину всего происходящего. Однако все видится лишь в общем свете, чтобы четко разглядеть суть происходящего и отыскать верное решение сложившихся проблем, следует воспользоваться помощью ряда дополнительных вопросов:
- После того, как я достигну цели, что будут предпринимать окружающие? Обрадует или это их?
- В какую сторону должно измениться личное восприятие окружающих после достижения целей?
- Окажется ли результат плодотворным для моих коллег и близких людей?
- Если я достигну цели, изменится ли моя миссия?
- Могу ли я делать к направлению моей цели какие-то простые действия в течение 48 часов?
- Как мои близкие люди отнесутся к моим намерениям? Смогут ли они при необходимости внести соответствующие корректировки?
Нечто подобное разбирается на многих дополнительных занятиях по коучингу.
Принцип работы
Общая картина теперь становится яснее, но как работать с пирамидой Дилтса? Одно дело теория, а практика это уже нечто другое.
Вот об этом и далее и пойдет речь. Вопросы каждого уровня позволяют понять, где и когда произошла смена ценностей и отклонение от заданного курса. Это своего рода сигнальные маячки, указывающие, на каком уровне застрял человек.
В основе любой коучинг-техники глубокий самоанализ – решения проблем не лежать на поверхности, поэтому требуется, как следует «покопаться в себе».
Алгоритм применения творения Роберта Дилтса на практике выглядит следующим образом:
- Четко и внятно сформулировать задачу, но сделать это необходимо в письменной форме. Наши мысли, конечно, материальны, но и мимолетны, а потому не всегда могут восприниматься всерьез. Но то, что написано рукой на бумаге приобретет тональности и послужит толчком к действию. Как вариант – взять на вооружение диктофон.
- Определить на каком «этаже» находится настоящая проблема.
- Теперь следует заняться анализом ситуации по отношению каждого из уровней. Постепенно добравшись до самого верха, стоит представить себе, что цель уже достигнута. Следует хотя бы несколько минут наслаждаться этой победой. А вот теперь к сути – в этот момент необходимо осознать свои ощущения и определить, появилось ли чувство удовлетворения.
- Теперь работа с пирамидой Дилтса должна вестись в обратном направлении – к низу «египетского сооружения». Это позволит внести соответствующую корректировку для каждого уровня. Результат – план станет более детализированным, что позволяет легко выявить для себя ряд новых полезных ценностей.
Ценность ментальной модели Дилтса кроется в том, что каждый ее уровень ведет к раскрытию причинно-следственной закономерности. Если серьезно отнестись к постановке вопросов и получению на них ответов, то человек сможет довольно быстро провести ревизию собственных жизненных условий и обстоятельств.
При этом можно обойтись без сторонней помощи, хотя помощь со стороны не помешает. Только для этого стоит найти человека, к кому есть полное доверие. Его роль будет сведена к задаванию наводящих вопросов и записыванию ответов.
Теория возникновения и краткое описание пирамиды
Роберт Дилтс – один из психологов, который активно развивал нейролингвистическое программирование (НЛП). Свою идею о логических уровнях он создал под вдохновением от работ Грегори Бейтсона. Проанализировав их, он определил, что люди по-разному воспринимают информацию и анализируют ее. Именно это становится причиной их неудач или успехов.
Определив это, Дилтс выделил несколько логических уровней, поняв которые, человек сможет изменить свою жизнь к лучшему.
Понимание нейрологических уровней Дилтса – это мощный инструмент в самостоятельном коучинге. Он дает человеку уникальную возможность самостоятельно определить свои ошибки и стать на путь саморазвития:
- вы сможете себе поставить специальные вопросы, определив ситуации, которые оказывают влияние на вашу жизнь;
- разобравшись со своими проблемами, вы увидите, куда направляться дальше, чтобы быть довольным своей жизнью.
Итак, что собой представляет эта пирамида? Кратко опишем эту модель простыми словами – от низшего к высшему.
- Окружение – уровень реакции.
- Поведение – уровень действия.
- Способности – источники и направление человека.
- Ценности, убеждения – то, что человек себе позволяет, мотивация.
- Идентичность – кто я в этом мире, какую роль я занимаю в обществе.
- Миссия – духовный уровень человека, смысл жизни, видение.
На каждом уровне у человека хранится своя информация, свой опыт и знания.
Важность физического фиксирования задач
На многих занятиях коучинга пирамида Дилтса имеет наибольшее значение, поскольку к ней обращаются все чаще. Что характерно при этом должно соблюдаться одно важное и обязательное условие – все цели, включая обработку результатов по каждому конкретному уровню, фиксируются письменно. Этому есть вполне закономерное и логичное объяснение:
- При написании текста многие существенные моменты усваиваются легче. В результате проще отыскать решение проблемы или выход из сложившейся ситуации. Возможно, поэтому на уроках все ученики пишут конспекты – для лучшей усвояемости поступающей информации.
- Написание текста приводит к возникновению новых нервных импульсов, которые поступают в мозг. Это способствует более точной формулировке проблемы, что позволяет быстрее найти нужное решение.
- В ходе написания цели она приобретает визуальные очертания, что происходит невольно. Если индивидуум представит себя на месте человека с уже решенной проблемой, то он приобретает весомый стимул к действию.
- По ходу фиксирования задачи на бумаге видение ситуации иногда меняется. Но если перед глазами находится фактическое описание проблемы, то есть возможность с легкостью внести соответствующие коррективы.
Чтобы понять все особенности следует от теории сразу переходить к практике, то есть посвятить время ответам на задаваемые вопросы. Исходя из степени ответственности к такой работе и честности перед самим собой, все начнет проясняться самой собой. Для этого стоит держать поблизости листок бумаги с ручкой (карандашом) или диктофон.
Почему задачи нужно записывать
Решая проблемы с помощью пирамиды Дилтса, нужно соблюдать одно условие: цели, рассуждения и результаты фиксируйте на бумаге. Зачем? Есть 4 причины:
- Мозг лучше воспринимает информацию. Вспомните, как в школе вы писали конспекты.
- При написании головной мозг начинает работать активнее. Благодаря этому получается точнее обозначить задачу и быстрее найти способ ее решения.
- Проблема из ментальной становится осязаемой, физической. При этом человек может даже представить, что он ее уже решил. Это станет мотивацией к дальнейшим действиям.
- Записывая свои размышления, вы видите ситуацию со стороны. Это позволяет быстро проанализировать и решить ее.
После того, как вы сделаете записи, ответьте на вопросы каждого уровня. Ответы также запишите. Вы увидите, что проблема устраняется как бы сама собой.