Реферат на тему: Эксперимент как метод исследования

Тип работы:Реферат
Дата добавления:21.01.2020
  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

Если вы хотите научиться сами правильно выполнять и писать рефераты по любым предметам, то на странице «что такое реферат и как его сделать» я подробно написала.

Введение

Экспериментатор (от латинского experimentalum — эксперимент, опыт) — метод изучения явления в контролируемых условиях. Она отличается от наблюдения тем, что предполагает активное взаимодействие с исследуемым объектом. Как правило, эксперимент проводится в рамках научного исследования и служит для проверки гипотез, установления причинно-следственных связей между явлениями.

Актуальность этой темы обусловлена тем, что люди постоянно экспериментируют, это помогает в исследованиях и возможности чего-то нового.

Мне понравился учебник «Экспериментальная и исследовательская деятельность различных аспектов», автор которого Новиков. А.М. Он представил типы экспериментов, их классификацию. При подготовке своей работы я также использовала произведения таких авторов, как Демидова, А. В., Загвязинский, В. И., Кожухарь, В. М., Степин В. С.

Цель: изучить эксперимент как метод исследования, дать определение термина «эксперимент», охарактеризовать виды экспериментов, рассмотреть преимущества и недостатки в процессе проведения экспериментов.

Тема: эксперимент как метод исследования.

Виды экспериментов

Физический эксперимент — метод познания природы, который заключается в изучении природных явлений в специально созданных условиях. Изучение нового физического явления начинается с наблюдения. Сразу после наблюдения следует качественный анализ, в ходе которого формулируются некоторые, часто не совсем понятные и однозначные, представления о природе явления, а также намечены пути его экспериментального изучения.

Например, английский ботаник Браун протестировал в 1827 году, изобретя в то время новую линзу для микроскопа. Когда он с помощью микроскопа посмотрел на суспензию цветочной пыльцы в воде, он был поражен прицелом, открывшимся в поле зрения объектива. Сам Браун и многие другие ученые считали, что броуновское движение вызвано особой «жизненной силой», которая должна быть в пыльце.

Физический эксперимент, хотя и связанный с наблюдением, не менее существенно отличается от него. Это следующий, качественно новый этап сенсорного восприятия исследуемого явления. Эксперимент включает в себя наблюдение как необходимый компонент.

В ходе эксперимента не только воспроизводится явление, но и изучается его зависимость от сопутствующих условий и параметров, проводятся измерения.

Компьютерный эксперимент (численный эксперимент) — это эксперимент на математической модели исследуемого объекта с помощью компьютера, который заключается в вычислении других параметров модели в зависимости от одного параметра модели, и на этой основе делает выводы о свойствах объекта, описанных математической моделью.

Этот вид экспериментов может быть связан только с экспериментами в ограниченной степени, так как он не отражает природные явления, а является лишь числовой реализацией математической модели, созданной человеком. На самом деле, в случае некорректности математической модели ее численное решение может строго отличаться от физического эксперимента.

Для проверки корректности алгоритма построения модели мы используем тестовый набор исходных данных, для которого конечный результат известен заранее или определен каким-либо другим способом.

Например, если при моделировании используются формулы расчета, необходимо выбрать несколько вариантов исходных данных и рассчитать их «вручную». Это тестовые задания. После построения модели запустите тесты на тех же вариантах входных данных и сравните результаты моделирования с выводами, полученными при расчете. Если результаты совпадают, то алгоритм разработан правильно, если нет — нужно искать причину их несоответствия и устранять ее.

Данные теста могут вообще не отражать реальную ситуацию и не иметь содержательного наполнения. Однако результаты, полученные при тестировании, могут привести к изменению исходной информационной или символической модели, особенно в той части, где заложено семантическое содержание.

Для того чтобы убедиться, что созданная модель отражает свойства оригинала, которые рассматривались при моделировании, необходимо выбрать тестовый случай с реальными исходными данными.

Психологический эксперимент — проводимый в специальных условиях Психологический эксперимент — это опыт, проводимый в специальных условиях с целью получения новых научных знаний путем целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность субъекта.

Невидимая горилла

Перцептивная слепота — феномен, когда человек настолько перегружен впечатлениями, что не замечает вокруг себя ничего

Внимание полностью поглощено лишь одним объектом. Этим видом визуальной слепоты время от времени страдает каждый из нас

Статья по теме

Рассеянность – призрак гениальности? Упражнения на концентрацию внимания

Дэнилел Саймонс показывал испытуемым видеоролик, где люди, одетые в майки чёрного и белого цвета, бросали друг другу мяч. Задача была простой — сосчитать количество бросков. Пока две группы людей перебрасывались мячом, в центре спортплощадки появлялся человек, переодетый в костюм гориллы: он стучал кулаками себе по груди, совсем как настоящая обезьяна, а затем спокойненько удалялся с поля.

После просмотра видео участникам эксперимента задавали вопрос, заметили ли они что-либо странное на площадке. И целых 50% ответили отрицательно: половина просто-напросто не увидели огромную гориллу! Объясняется это не только сосредоточенностью на игре, но и тем, что мы не готовы увидеть что-то непонятное и неожиданное в обычной жизни.

Структура психологического эксперимента

Наука отличается от любой другой области человеческой деятельности своими целями, средствами, мотивами и условиями, в которых осуществляется научная деятельность. Цель науки — постичь истину, а путь к постижению истины лежит через научное исследование.

Исследования, в отличие от спонтанных форм познания окружающей среды, основываются на норме деятельности — научном методе. Реализация подразумевает осознание и фиксацию цели исследований, исследовательских инструментов (методологии, подходов, методов, методик), ориентацию исследований на воспроизводимость результатов.

Существует различие между эмпирическими и теоретическими исследованиями, хотя это различие является условным. Большинство исследований, как правило, носит теоретический и эмпирический характер. Каждое исследование проводится не изолированно, а в рамках целостной научной программы или для развития научного направления. Э. Фромм изучал нарциссические черты личности в рамках научной программы по изучению причин «злокачественной агрессии».

Программа К. Левина послужила основой для его исследований о правах, мотивации достижений, квазитребованиях, групповой динамике и т.д. Программа, предложенная Б.Ф. Ломовым для изучения влияния коммуникативного процесса на когнитивные процессы, привела к изучению динамики и эффективности совместного решения сенсорных задач, запоминания материала, сопоставления процессов индивидуального и группового мышления и др.

По своей природе исследования можно разделить на фундаментальные и прикладные, монодисциплинарные и междисциплинарные, аналитические и сложные и др.

Фундаментальные исследования направлены на познание реальности без учета практического эффекта от применения этих знаний.

Прикладные исследования проводятся для получения знаний, которые должны быть использованы для решения конкретной практической проблемы.

Монодисциплинарные исследования проводятся в рамках одной науки (в данном случае психологии). Как и в случае междисциплинарности, эти исследования требуют участия специалистов из различных областей и проводятся на стыке нескольких научных дисциплин. В эту группу входят генетические исследования, исследования в области технической психофизиологии, а также исследования на стыке этнопсихологии и социологии.

Комплексные исследования проводятся с использованием системы методов и методик, с помощью которых ученые пытаются зафиксировать максимально возможное (или оптимальное) количество значимых параметров исследуемой реальности.

Мыслительный эксперимент в философии, физике и некоторых других областях знаний — это вид познавательной деятельности, в котором структура реального эксперимента воспроизводится в воображении. Обычно мыслительный эксперимент проводится в рамках модели (теории) для проверки ее согласованности. Ein Gedankenexperiment kann Widersprüche in den internen Postulaten des Modells oder deren Unvereinbarkeit mit externen (in Bezug auf das Modell) als bedingungslos wahr angesehenen Prinzipien (z. B. dem Energieerhaltungssatz, dem Kausalitätsprinzip usw.) aufdecken.условия опыт для получения новых научных знаний при помощи целенаправленного исследования вмешательства в жизнедеятельность испытуемого.

Валидность это в психологии

В психологии понятие валидности обозначает уверенность экспериментатора в том, что он измерял именно то, что хотел с помощью определенной методики, показывает меру соответствия результатов и самой методики относительно поставленных задач. Валидное измерение – это то значение, которое измеряет именно то, для чего было создано. Например, методика, направлена на определение темперамента, должна измерять именно темперамент, а не нечто другое.

Валидность в экспериментальной психологии очень важный аспект, является важным показателем, который обеспечивает достоверность результатов, и с ним иногда больше всего возникает проблем. Совершенный эксперимент должен обладать безупречной валидностью, то есть он должен демонстрировать, что экспериментальный эффект вызван модификациями независимой переменной и полностью соответствовать действительности. Полученные результаты без ограничений можно обобщать. Если речь идет о степени данного критерия, то предполагается, что результаты будут соответствовать поставленным задачам.

Проверка на валидность осуществляется тремя способами.

Оценивание содержательной валидности, проводится, чтобы узнать уровень соответствия использованной методики и реальной действительности, в которой выражается исследуемое свойство в методике. Существует здесь также такой компонент, как очевидная, еще ее называют лицевая валидность, она характеризует степень соответствия теста к ожиданиям оцениваемых. В большинстве методик считается очень важным, чтобы участник оценки видел очевидную связь содержания процедуры оценки и действительности того объекта оценки.

Оценивание конструктной валидности исполняется для получения степени обоснованности, что тест реально вычисляет те конструкты, которые заданные и научно обоснованные.

В конструктной валидности имеются два направления. Первый называется конвергентной валидизацией, с его помощью проверяется ожидаемая связь результатов методики с характеристиками из других методик, которые измеряют исходные свойства. Если для измерения какой-то характеристики необходимо несколько методик, то рациональным решением было бы проведение экспериментов минимум двух методик, чтобы при сопоставлении результатов обнаружив высокую положительную корреляцию, можно было утверждать о валидном критерии.

Конвергентная валидизация определяет вероятность вариации оценки теста с ожиданиями. Второй подход, называется дискриминантная валидизация, в ней заключается, что методика не должна измерять никаких характеристик, с которой теоретически не должно быть корреляции.

Проверка на валидность, также бывает критериальной, она, руководствуясь статистическими методами, определяет степень соответствия результатов к заранее определенным внешним критериям. Такими критериями могут быть: непосредственные меры, независимые от результатов методики или значение социально-организационных значимых показателей деятельности. В критериальной валидности также выделяют прогностическую, она применяется при потребности прогнозирования поведения. И если получается, что этот прогноз осуществляется со временем, значит методика прогностически валидна.

Структура психологического эксперимента

Наука отличается от любой другой области человеческой деятельности своими целями, средствами, мотивами и условиями, в которых осуществляется научная деятельность. Цель науки — постичь истину, а путь к постижению истины лежит через научное исследование.

Исследования, в отличие от спонтанных форм познания окружающей среды, основываются на норме деятельности — научном методе. Реализация подразумевает осознание и фиксацию цели исследований, исследовательских инструментов (методологии, подходов, методов, методик), ориентацию исследований на воспроизводимость результатов.

Существует различие между эмпирическими и теоретическими исследованиями, хотя это различие является условным. Большинство исследований, как правило, носит теоретический и эмпирический характер. Каждое исследование проводится не изолированно, а в рамках целостной научной программы или для развития научного направления. Э. Фромм изучал нарциссические черты личности в рамках научной программы по изучению причин «злокачественной агрессии».

Программа К. Левина послужила основой для его исследований о правах, мотивации достижений, квазитребованиях, групповой динамике и т.д. Программа, предложенная Б.Ф. Ломовым для изучения влияния коммуникативного процесса на когнитивные процессы, привела к изучению динамики и эффективности совместного решения сенсорных задач, запоминания материала, сопоставления процессов индивидуального и группового мышления и др.

По своей природе исследования можно разделить на фундаментальные и прикладные, монодисциплинарные и междисциплинарные, аналитические и сложные и др.

Фундаментальные исследования направлены на познание реальности без учета практического эффекта от применения этих знаний.

Прикладные исследования проводятся для получения знаний, которые должны быть использованы для решения конкретной практической проблемы.

Монодисциплинарные исследования проводятся в рамках одной науки (в данном случае психологии). Как и в случае междисциплинарности, эти исследования требуют участия специалистов из различных областей и проводятся на стыке нескольких научных дисциплин. В эту группу входят генетические исследования, исследования в области технической психофизиологии, а также исследования на стыке этнопсихологии и социологии.

Комплексные исследования проводятся с использованием системы методов и методик, с помощью которых ученые пытаются зафиксировать максимально возможное (или оптимальное) количество значимых параметров исследуемой реальности.

Мыслительный эксперимент в философии, физике и некоторых других областях знаний — это вид познавательной деятельности, в котором структура реального эксперимента воспроизводится в воображении. Обычно мыслительный эксперимент проводится в рамках модели (теории) для проверки ее согласованности. Мыслительный эксперимент может выявить противоречия во внутренних постулатах модели или их несовместимость с внешними принципами (по отношению к модели), которые считаются безусловно верными (например, закон сохранения энергии, принцип причинности и т.д.).

Как предвидеть будущее с помощью статистики

В 2011 году известный американский психолог Дэрил Бем опубликовал статью, которая доказывала возможность ясновидения. Этот вывод не был порождением его бурной фантазии, а базировался на десятилетних исследованиях, в которых участвовали сотни человек. Многие заподозрили, что Бем решил устроить что-то вроде аферы Сокала и разоблачить психологию поддельной статьей с заведомо абсурдными выводами. Но по всем методологическим стандартам статья была очень убедительной.

В одном из экспериментов Бема перед участниками ставили две ширмы — им нужно было угадать, за какой спрятано изображение. Картинка генерировалась случайным образом сразу после осуществления выбора. Если бы участники хорошо справились с заданием, это указывало бы, что они каким-то образом могут предчувствовать будущее. В эксперименте использовались изображения двух видов: нейтральные и порнографические.

Участники угадывали порнографические изображения в 53 % случаев — несколько чаще, чем следовало бы, если бы их выбор объяснялся чистой случайностью. Учитывая большое количество опытов, Бем мог заявить, что предвидение существует.

Позднее эксперты обнаружили, что при анализе результатов он использовал не совсем корректные приемы. Как правило, результат исследования признают надежным, если вероятность того, что он был получен случайно, не превышает 5 %. Но существует много способов снизить эту величину до нужного уровня: изменить исходные параметры анализа, добавить в выборку или изъять из нее нужное количество примеров, использовать более удачные гипотезы после сбора данных.

Когда вышла статья о ясновидении, специалисты в области общественных наук Джозеф Симмонс, Лиф Нельсон и Ури Симонсон поняли, что наука движется к собственному краху. Они построили несколько компьютерных моделей и выяснили, что с помощью вполне стандартных статистических приемов можно повысить уровень ложно-положительных результатов в несколько раз. Это значит, что методы, которые формально являются научными, могут легко привести к совершенно абсурдным выводам.

Чтобы это проиллюстрировать, ученые провели эксперимент, который подтвердил, что прослушивание песни “When I’m Sixty-four” делает слушателя на полтора года моложе.

«Все знали, что использовать такие приемы неправильно, но думали, что это нарушение по своей значимости — примерно как перейти дорогу в неположенном месте. Оказалось, что оно больше похоже на ограбление банка», — подытожил Симмонс.

Преимущества мыслительного эксперимента

  • Общие цели. Мыслительные эксперименты позволяют участникам достичь внутриличностных целей через развитие самосознания. Это могут быть даже цели психического порядка.
  • Любое количество игроков. В коучинговой ситуации можно провести мыслительный эксперимент только с одним участником. В другой крайности это можно сделать с большой группой участников, которые затем работают параллельно, не взаимодействуя друг с другом (как в примере выше).
  • В любое время, в любом месте. Для большинства теоретических экспериментов не требуются специальные материалы или оборудование. Все, что требуется — это мыслить в рамках данной структуры ситуации.
  • Проверенная техника. Этот вид деятельности получил эмпирическую поддержку различных школ психологии. Поведенческие терапевты, например, продемонстрировали эффективность умственных ролевых игр. Психологи, изучавшие творчество, неоднократно демонстрировали положительные эффекты визуализации.

Критический эксперимент — это эксперимент, результат которого устанавливает, вне всякого сомнения, верна ли та или иная теория или гипотеза. Этот эксперимент должен дать прогнозируемый результат, который не может быть выведен из других общепринятых гипотез и теорий.

Слишком хорошо, чтобы быть правдой

Создавать сенсационные исследования проще всего с помощью обмана. Известный социальный психолог Дидерик Стапель использовал сфабрикованные данные в нескольких десятках научных статей. Исследования Стапеля с огромной скоростью разлетались по газетам и журналам, он получил несколько престижных научных премий, публиковался в Science и считался одним из самых крупных специалистов в своей сфере.

Зефирный эксперимент

В эксперименте детям предлагали выбрать между одним небольшим вознаграждением — например, зефиром, — которое можно получить немедленно, и двойной наградой, если они смогут немного подождать. Позднее оказалось, что дети, которые дождались второй награды, во взрослой жизни стали более успешными. Исследование стало очень популярным и повлияло на некоторые школьные программы.

«Позы силы» и «позы слабости»

Участники эксперимента на две минуты принимали одну из двух поз: откидывались в кресле и закидывали ноги на стол («поза силы») или скрещивали руки на груди («поза слабости»). В результате участники из первой группы чувствовали себя более уверенно и чаще соглашались рискнуть в азартной игре. У тех, кто сидел в сильной позе, повысился уровень тестостерона, а у тех, кто в слабой, — кортизола. В повторных экспериментах удалось воспроизвести только один эффект: «позы силы» помогли участникам чувствовать себя увереннее, но не изменили их поведение или гормональные показатели.

Ассоциации со старостью заставляют двигаться медленнее

Участников эксперимента просили решить несколько головоломок. Если в них были вставлены слова, которые ассоциируются со старостью — «забывчивый», «пожилой», «одинокий» — то участники выходили из комнаты более медленным шагом.

Теплые предметы делают доброжелательнее к окружающим

Участникам эксперимента на короткое время давали подержать чашку с горячим или холодным кофе, а затем просили оценить личность человека по короткому описанию. Участники, которые держали чашку с горячим кофе, оценивали человека как более располагающего к себе. В другом эксперименте участникам давали предмет в теплой или холодной упаковке, а затем предлагали оставить его себе или подарить другу. Если предмет был в теплой упаковке, участники чаще выбирали второй вариант. Повторные эксперименты с более широкой выборкой не дали таких результатов. Похоже, теплые вещи не сделают вас альтруистом.

Сила воли истощается, когда мы противостоим соблазнам

Перед участниками эксперимента ставили две тарелки — с печеньем и редисом. В первой группе участникам разрешили есть печенье, а во второй — только редис. Затем каждому участнику предложили решить невозможную головоломку. Участники, которым в первой части эксперимента ели только редис, сдавались значительно раньше других. В повторных экспериментах результаты не подтвердились.

***

В мировой психологии уже многое сделано для того, чтобы сделать исследования более надежными и воспроизводимыми. В России эту проблему только предстоит осознать.

«В российской психологии проблемами кризиса в основном озабочена научная молодежь, которая во многом ориентируется на западную науку, — рассказал «Ножу» доцент РАНХиГС Иван Иванчей. — Контроль за качеством публикаций на русском языке в целом не очень высокий. Журналы редко отвергают статьи, поэтому публикуется много некачественных исследований. Часто используются небольшие выборки, что тоже снижает вероятность успешного воспроизведения. Есть подозрение, что, если серьезно заняться вопросом воспроизводимости русскоязычных работ, можно обнаружить много проблем. Но напрямую этим никто не занимается».

Классификация эксперимента

  • Лабораторный эксперимент. Отличительной особенностью условий, в которых она проводится, является то, что эти условия специально создаются экспериментатором. Главной задачей является обеспечение высокой внутренней достоверности. Характерным является присвоение одной независимой переменной. Основным методом управления внешними переменными является устранение (ликвидация). Внешняя валидность ниже, чем в полевом эксперименте.
  • Полевой, или естественный эксперимент. Эксперимент проводится в условиях, над которыми экспериментатор не имеет контроля. Главной целью является обеспечение высокой внешней валидности. Характерной особенностью является сложная независимая переменная. Основными способами управления внешними переменными являются рандомизация (уровни внешних переменных в исследовании точно соответствуют уровням этих переменных в жизни, т.е. вне исследования) и постоянство (уровень переменной делается одинаковым для всех участников). Внутренняя валидность, как правило, ниже, чем в лабораторных экспериментах.
  • Формирующий эксперимент. Экспериментатор необратимо изменяет участника, формируя черты, которых раньше не было, или развивая уже присутствующие черты.

Дизайн эксперимента

Методы экспериментального проектирования позволяют минимизировать количество необходимых экспериментов, установить рациональную последовательность и условия проведения исследований в зависимости от их характера и требуемой точности результатов. Если по каким-то причинам количество экспериментов уже ограничено, то методы дают оценку точности, с которой в этом случае будут получены результаты. Методы учитывают случайный характер дисперсии свойств испытуемых объектов и характеристики используемого оборудования. Они основаны на методах теории вероятностей и математической статистики.

Этапы экспериментального проектирования

  1. Определение цели эксперимента (определение характеристик, свойств и т.д.) и его природы (определяющей, контрольной, сравнительной, исследовательской).
  2. Определение условий проведения эксперимента (наличие или наличие оборудования, график работ, финансовые ресурсы, численность и штатное расписание персонала и т.д.). Выбор типа испытаний (нормальные, ускоренные, восстановленные в лабораторных условиях, стендовые, полигонные, полномасштабные или находящиеся в эксплуатации).
  3. Определение и выбор входных и выходных параметров на основе сбора и анализа предварительной информации. Входные параметры (факторы) могут быть детерминированными, т.е. определяемыми и контролируемыми (зависимыми от наблюдателя), и случайными, т.е. определяемыми, но не контролируемыми.
  4. Определение требуемой точности результатов измерений . Тип исследуемого образца или объекта выбирается с учетом степени его соответствия реальному продукту с точки зрения состояния, устройства, формы, размеров и других характеристик.

На присвоение степени точности влияют условия изготовления и эксплуатации объекта, при создании которого используются эти экспериментальные данные. Точность экспериментальных данных также существенно зависит от объема (количества) испытаний — чем больше испытаний, тем выше (при тех же условиях) достоверность результатов.

Для ряда случаев (с небольшим количеством факторов и известным законом их распределения) можно заранее рассчитать минимально необходимое количество тестов, реализация которых позволит получить результаты с требуемой точностью.

5. Составление плана и проведение эксперимента — количество и порядок проведения испытаний, способ сбора, хранения и документирования данных.

Порядок тестирования важен, когда входные параметры (коэффициенты) при изучении одного и того же объекта во время теста принимают разные значения. Например, при проведении усталостных испытаний с поэтапным изменением уровня нагрузки усталостная прочность зависит от порядка нагружения, так как накопление повреждений происходит по-разному, что приводит к различным значениям усталостной прочности.

Порядок проведения экспериментов также важен при исследовании: в зависимости от выбранного порядка, при экспериментальном поиске оптимального соотношения параметров объекта или процесса может потребоваться проведение большего или меньшего количества экспериментов. Эти экспериментальные задачи аналогичны математическим задачам численного поиска оптимальных решений.

6. статистическая обработка экспериментальных результатов, построение математической модели поведения изучаемых характеристик. Потребность в обработке возникает в связи с тем, что выборочный анализ отдельных данных, не связанных с остальными результатами, или их некорректная обработка могут не только снизить ценность практических рекомендаций, но и привести к неверным выводам.

7. разъяснение результатов и формулирование рекомендаций по их использованию, уточнение методологии проведения эксперимента. Снижение интенсивности работы и сокращение продолжительности экспериментов достигается за счет использования автоматизированных экспериментальных комплексов.

Такой комплекс включает в себя испытательные стенды с автоматической установкой режимов работы (позволяет моделировать реальные режимы работы), автоматически обрабатывает результаты, проводит статистический анализ и документирует исследования. Но ответственность инженера в этих исследованиях также велика: четко сформулированные цели испытаний и правильно принятое решение позволяют точно найти слабое место изделия, сократить расходы на наладку и провести итерацию процесса проектирования.

Дилемма Хайнца

Психолог Лоуренс Кольберг изучал нравственное развитие. Он считал, что это процесс, который продолжается всю жизнь. Чтобы подтвердить свои догадки, Кольберг предлагал детям разного возраста сложные моральные дилеммы.

Психолог рассказывал детям историю о женщине, которая была при смерти — её убивал рак. И вот по счастливой случайности один аптекарь якобы изобрёл лекарство, которое могло ей помочь. Однако запросил огромную цену — 2000 долларов за дозу (хотя цена изготовления лекарства была всего лишь 200 долларов). Муж этой женщины — его звали Хайнц — занял денег у друзей и собрал всего лишь половину суммы, 1000 долларов.

Статья по теме

ТЕСТ: Что вы за зверь?

Придя к аптекарю, Хайнц попросил его продать лекарство для умирающей жены подешевле или хотя бы в долг. Однако тот ответил: «Нет! Я создал лекарство и хочу разбогатеть». Хайнц впал в отчаяние. Что было делать? Этой же ночью он тайно проник в аптеку и выкрал лекарство. Хорошо ли поступил Хайнц?

Такова дилемма. Интересно, что Кольберг изучал не ответы на вопрос, а рассуждения детей. В итоге выделил несколько стадий развития нравственности: начиная от стадии, когда правила воспринимают как абсолютную истину, и заканчивая соблюдением собственных моральных принципов — даже если они идут вразрез с законами общества.

Этапы экспериментальной деятельности

  1. Формулировка когнитивного задания, цель, связанная с экспериментальным методом.
  2. Подбор оборудования и проектирование экспериментальной установки.
  3. Изложение физического принципа, на основе которого будет применяться экспериментальный метод.
  4. Наблюдение за явлением, процессом.
  5. Измерение (считывание необходимых измерений на оборудовании, получение некоторых экспериментальных данных).
  6. Описание, интерпретация экспериментальных данных и их анализ.
  7. Формулировка выводов, заключение, практическая значимость полученных результатов.

Особенности эксперимента как метода исследования

Эксперимент демонстрирует причинно-следственную связь, т.е. зависимость изучаемого явления от известных контролируемых условий.

Эксперимент подразумевает активное вмешательство ученого в процесс исследования, контроль этого процесса, по мере изменения условий, осуществляется самим ученым. Использование как минимум двух методов измерения. Один из них измеряет условия процесса, другой регистрирует изменения, происходящие в исследуемых объектах. Необходимо иметь гипотезу, то есть предположение о природе изучаемой связи, которое подтвердит или опровергнет эксперимент.

Преимущества и недостатки эксперимента

Преимущества:

  • Способность изучать причинно-следственные связи между событиями;
  • высокая объективность, так как результаты эксперимента являются реально произошедшими событиями;
  • Способность проверять эффективность принимаемых маркетинговых решений, особенно для новых продуктов (тестовый маркетинг);
  • Способность контролировать окружающую среду;

Недостатки:

  • Вероятностное утверждение о силе и природе влияния данной независимой переменной на зависимую переменную;
  • Неопределенность в переносимости результатов испытаний на другие условия окружающей среды;
  • Наличие временного лага (лага) между завершением эксперимента и принятием маркетинговых решений;
  • Сложность в устранении влияния посторонних воздействий;
  • высокие временные и финансовые затраты;
  • высокий уровень риска.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]