Каждый человек, индивид входит в систему общественных взаимоотношений. Люди по своей природе не смогли бы прожить в одиночку, поэтому объединяются в коллективы. Нередко в них возникают конфликты интересов, ситуации неприятия, отчуждения и другие моменты, которые могут мешать плодотворной деятельности. Социометрический метод в социологии является эффективным средством выявления подобных проблем. Он неоднократно был апробирован, и с его помощью оперативно можно установить существующие взаимосвязи и дать им характеристику. Социометрический метод создал Дж. Л. Морено – американский ученый, исследователь природы человеческих групповых отношений.
Определение социометрического метода
Существует несколько подходов к определению данного понятия. Во-первых, социометрический метод представляет собой систему диагностики эмоциональных связей, отношений или взаимных симпатий между членами одной группы. Кроме того, в процессе исследования измеряется степень разобщенности-сплоченности группы, выявляются признаки симпатии-антипатии членов сообщества по отношению к авторитетам (отвергнутые, лидеры, звезды). Во главе с неформальными лидерами устанавливаются внутригрупповые сплоченные образования (неформальные группы) или замкнутые сообщества, положительные, напряженные или даже конфликтные отношения, их определенная мотивационная структура. То есть в ходе изучения группы во внимание принимается не только качественная, но и количественная сторона предпочтений членов группы, выявленных в тесте.
Во-вторых, социометрический метод исследования личности обозначает и прикладное направление, включающее использование и совершенствование специального инструментария в решении практических задач.
Порядок проведения по рекомендациям Морено
В классической версии методики Морено «Социометрия» исследование проводится по следующему плану:
- Определение целей и задач исследования, а также группы для изучения. Что касается целей, то это могут быть исследования личных или деловых отношений, эмоционального фона, отношения коллектива к какой-то актуальной проблеме (например, разбор несчастного случая на производстве).
- Разработка главных положений и гипотез для опроса.
- Отказ от анонимности — в противном случае результаты исследования будут неэффективными.
- Отказ от призыва публично рассказать о симпатиях и антипатиях. Раздача карточек с вопросами куда эффективнее. В противном случае люди могут совсем отказаться от участия в исследовании.
- Каждый из участников должен ответить на подготовленные вопросы.
- Нельзя нарушать анонимность, рассказывать участникам кто и кого выбрал. В редких случаях, если выявлен явный конфликт, то можно потом пригласить конфликтующие стороны поговорить один на один в присутствии медиатора.
- Не рекомендуется в процессе исследования допускать общение участников, но они могут смотреть друг на друга. Нельзя препятствовать визуальному контакту.
Если специфика группы позволяет, то методику социометрии можно провести и устно, то есть напрямую задать вопросы каждому из участников. Однако нужно быть готовым к тому, что в этот же момент может разгореться конфликт, возникнет недопонимание между участниками. Если хотите организовывать устное исследование, то необходимо знать азы конфликтологии.
Важно! Если вам кажется, что результаты исследования при помощи методики социометрии получились ошибочными, что кто-то из участников дал ложные ответы, то можно провести опрос еще раз. Кроме этого, вы можете неоднократно проводить диагностику, чтобы отслеживать эффективность коррекционных мероприятий.
Зарождение и развитие социометрического эксперимента
Социометрический метод создал в 30-е гг. XX в. американский психиатр и социолог Дж. Л. Морено, он же ввел понятие «социометрия», которое обозначает измерение динамики межличностных взаимоотношений членов одной группы. По мнению самого автора, сущность социометрии заключается в изучении внутренней структуры социальных групп, которые можно сравнить с ядерной природой атома или физиологической структурой клетки. Теоретические основания социометрического метода базируются на том, что каждая сторона социальной жизни – политическая, экономическая – легко объяснима состоянием эмоциональных отношений между индивидами. Конкретно это может выражаться в проявлении людьми антипатий и симпатий друг к другу. То есть автор социометрического метода считал, что изменение психологических отношений в небольших группах непосредственно оказывает влияние на всю социальную систему. На сегодняшний день данный метод имеет множество модификаций.
Болгарский социолог Л. Десев выделил три области исследований, в которых используются социометрические методы:
- Динамическая или «революционная» социометрия, предметом исследования которой является группа в действии (Дж. Л. Морено и другие).
- Диагностическая социометрия, которая классифицирует социальные группы (Ф. Чэпин, Дж. Х. Крисуэлл, М. Л. Нортуэй, Дж. А. Ландберг, Э. Боргардус и др.).
- Математическая социометрия (С. Ч. Додд, Д. Стюарт, Л. Кац и др.).
Советскими психологами, внесшими большой вклад во внедрение данного метода, стали И. П. Волков, Я. Л. Коломинский, Е. С. Кузьмин, В. А. Ядов и др.
По мнению Я. Л. Коломинского, психологической основой изучения взаимоотношений выступает знание о том, что стремление одного человека к другому происходит из желания быть ближе к объекту привязанности. Притом выражение в словесной форме должно быть признано значимым реальным показателем не только понимания, но и в целом присутствия потребности у человека.
Описание методики
Метод социометрических измерений
или
Социометрия
используется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.Основоположник социометрии известный американский психиатр и социальный психолог Джекоб Морено.
Метод социомтерических измерений позволяет получить информацию о:
- социально-психологических отношениях в группе;
- статусе людей в группе;
- психологической совместимости и сплочённости в группе.
В общем виде задачей социометрии является изучение неофициального структурного аспекта социальной группы и царящей в ней психологической атмосферы.
Значение метода и области применения
Социометрический метод изучения малых групп и коллективов применяется социологами и психологами в школах, вузах, на предприятиях и в организациях, спортивных коллективах и других объединениях людей для диагностики межличностных отношений. Например, большое значение результаты такого исследования имеют при установлении психоэмоциональной совместимости экипажей космических кораблей, антарктических экспедиций.
Социометрический метод исследования группы, по мнению А. В. Петровского, является одним из немногих способов анализа межличностных отношений в небольшом коллективе, которые зачастую имеют скрытый характер. На настоящем этапе научных социально-психологических исследований проявляется творческое начало, направленное на изучение данного предмета новыми приемами. В последующем развитие таких методов и применение их в совокупности с другими методиками значительно расширят возможности социологии и психологии при анализе небольших групп. Нельзя недооценивать роль малой группы для общества. Она аккумулирует в себе общественные отношения в целом и перевоплощает их во внутригрупповые. Это знание заключает в себе важный элемент социального управления, построенный на научной почве.
Определение понятия
Социометрия – это метод, направленный на изучение деловых, личных, эмоциональных, коммуникативных отношений в группе. Кем был разработан метод и методика социометрии? Автором метода социометрии является психиатр, психолог и социолог Джекоб (Якоб) Леви Морено. Год открытия и распространения методики – 1894. Социометрия Дж. Морено является методом диагностики и предполагает выявление симпатий и антипатий, актуальных или потенциальных конфликтов внутри коллектива.
Понятие «социометрия» можно рассматривать в узком и широком смысле. В узком смысле под этим подразумевают методику изучения внутригрупповых связей и иерархии внутри группы. В широком смысле под этим подразумевают теорию об измерении межличностных отношений. О последнем мы поговорим подробнее в другой статье, а в этой публикации рассмотрим методику диагностики, хотя и само направление социометрии, и техника изучения связаны с именем одного человека – Дж. Морено.
Обратите внимание! С момента создания методика «Социометрия» претерпела ряд изменений. Среди отечественных психологов ею занимались Я. Л. Коломинский, И. П. Волкова, Е. С. Кузьмина, В. А. Ядова. Сейчас редко встречается оригинальный вариант методики социометрии, но здесь мы рассмотрим именно его.
Характеристика социометрического метода
Исследования такого рода позволяют совершенствовать отношения в любом коллективе. Но в то же время – это не совсем радикальный метод разрешения внутренних проблем группы, поэтому чаще всего их стоит искать не в антипатии или симпатии членов группы друг к другу, а в более глубинных источниках.
Социометрический метод исследования осуществляется в виде постановки косвенных вопросов, отвечая на которые, респондент делает выбор конкретных членов своей группы, которых он предпочел бы другим в условиях определенной ситуации.
Возможны варианты индивидуальных или групповых тестирований. Это зависит от возраста испытуемых и содержания поставленных задач. Но, как правило, чаще используется групповая форма исследования.
В любом случае социометрический метод в изучении группы позволяет установить динамику внутригрупповых отношений за короткий срок, чтобы в последующем применять полученные результаты в целях переструктурирования групп, укрепления их сплоченности и эффективности взаимодействия.
Формы проведения
В оригинальной теории Морено форма проведения методики социометрии одна – письменный опрос. Рекомендуется ограничивать количество выборов, например, в группе из 30 человек выборка на одну ситуацию должна быть не больше пяти, то есть вопросы о замене лидера могут повториться максимум 4 раза. В теории Морено это называется «социометрическое ограничение» или «лимит выборов».
В среднем на группу из 25-35 человек должно быть составлено по 4–5 вопросов (выборов). Однако допустима такая форма проведения, когда участники ранжируют всех оставшихся членов группы по заявленному критерию. Этот метод позволяет получить максимально точную картину об иерархии в группе, но в плане подсчета результатов эта форма сложнее.
На все исследование уходит не более 15 минут. Ведущий раздает участникам заранее подготовленные карточки, а потом собирает их. Участники расходятся по домам, а ведущий обрабатывает результаты. Позже организатор исследования предлагает всем участникам или отдельным членам группы снова встретиться, чтобы обсудить результаты диагностики по методике социометрии.
Подготовка к проведению исследования
Социометрический метод в проведении не требует больших усилий и временных затрат. Инструментарием для исследования являются бланк социометрического опроса, список членов группы, социоматрица. Изучению может быть подвергнута группа лиц любого возраста: от дошкольного до старшего. Социометрический метод исследования дошкольников может быть применим, поскольку уже в данном возрасте дети получают первый опыт общения и взаимодействия. Критерии социометрического выбора формируются, исходя из задач, которые решаются в ходе исследования и возрастных, профессиональных или других особенностей исследуемой группы. Критерием является, как правило, определенный вид деятельности, а чтобы выполнить таковую, индивиду потребуется сделать выбор, то есть отвергнуть одного или нескольких членов своей группы. Он представляет собой определенный вопрос из списка. Ситуация выбора при опросе не должна быть ограниченной. Приветствуется, если применяемые критерии будут интересовать работника: они должны описывать конкретную ситуацию. По содержанию критерии теста подразделяются на формальные и неформальные. Используя первый тип, можно изменить отношения на совместную деятельность, ради выполнения которой и была создана группа. Другая группа критериев служит для изучения эмоционально-личностных отношений, которые не связаны с совместной деятельностью и достижением общей цели, например, выбор товарища для проведения свободного времени. В методологической литературе они также могут называться как производственные и непроизводственные. Критерии также разделаются по признаку ориентации на позитивные («С кем из членов группы вы хотели бы работать?») или негативные («С кем из членов группы вы не хотели бы работать?»). Социометрический метод предполагает, что опросник, который содержит инструкцию и перечень критериев, создается после их формулировки и выбора.
Список вопросов адаптируется с учетом характерных особенностей изучаемой группы.
Социометрическая карточка
Социометрическая карточка делается в заключительном этапе исследования. Она нужна для определения мнения каждого члена группы по конкретным критериям, например, о работе плечом к плечу, проведении развлекательных мероприятий, корпоративов и др. Участники опроса отвечают на вопросы, которые составлены в зависимости от разработанной программы проводимого исследования и вида коллектива, участвующего в изучении. Это может быть производственный участок, объединения для проведения досуга, временные коллективы, стабильные группы.
Если такой социометрический вопрос по Дж. Морено проводится без существенных ограничений, то после вопроса в карточке выделяется достаточно пространства для полных ответов. В условиях ограничения ставят количество граф, разрешаемое к ответу участнику социометрии.
Предварительный этап проведения опроса
Социометрический метод исследования проводится в открытой форме, поэтому до начала опроса необходимо проинструктировать группу. Этот предварительный этап преследует цель разъяснить группе важность исследования, указать на значение результатов для самой группы, рассказать, насколько необходимо выполнять задания с вниманием. В конце инструктажа важно подчеркнуть, что все ответы членов группы будут сохранены в тайне.
Примерное содержание инструкции
Текст инструкции может иметь следующее содержание: «Поскольку вы были недостаточно знакомы друг с другом, то при формировании вашей группы не могли быть учтены абсолютно все ваши пожелания. На настоящий момент взаимоотношения определенным образом сформировались. Что касается цели исследования, то его результаты будут выгодно учтены вашим руководством при организации деятельности коллектива в будущем. В связи с этим просим вас быть предельно искренними, давая ответы. Организаторы исследования дают гарантию того, что индивидуальные ответы будут сохранены в тайне».
Социометрический метод исследования: процедура проведения
Существуют некоторые критерии относительно численного состава изучаемого коллектива. Количество членов группы, при котором срабатывает социометрический метод, должно составлять 3-25 человек. Однако отмечены примеры проведения исследований, допускающих задействование до 40 человек. Социометрический метод изучения межличностных отношений в группе (трудовом коллективе) допустимо применять при условии, если стаж работы в ней превышает шесть месяцев. Важной составляющей подготовки является установление доверительной атмосферы отношений с группой. В противном случае недоверие к экспериментатору, подозрение, что ответы на вопросы могут быть использованы во вред респонденту, могут привести к отказу выполнять задания или даче ложных ответов. Принципиально, чтобы исследование не проводилось лицом, имеющим отношение к коллективу: руководителем или человеком, входящим в группу. Иначе результаты не будут достоверными. Также стоит упомянуть о недопустимых вариантах ответов, которые могут быть использованы. Например, респонденту неловко при совершении положительного выбора оставлять вне списка других членов группы, поэтому он может, руководствуясь таким мотивом, сказать, что «выбирает всех». В связи с этим авторы и последователи социометрической теории прибегли к попытке частичного изменения процедуры опроса. Так, вместо свободного количества членов группы по заданным вариантам респондентам могли устанавливать строго ограниченное их число. Чаще всего оно равняется трем, реже четырем или пяти. Такое правило получило название «лимит выборов», или «социометрическое ограничение». Оно снижает вероятность случайности, облегчает задачу обработки и интерпретации информации, заставляет участников опроса адекватнее и вдумчивее подходить к ответам.
Когда подготовительные мероприятия будут проведены, начинается процедура опроса. В социометрическом методе исследования должен принять участие каждый член группы. Испытуемые записывают фамилии членов группы, которые выбраны ими по тому или иному критерию, а в опросном листе указывают свои данные. Таким образом, опрос не может быть анонимным, поскольку именно в этих условиях возможно установить взаимосвязи между членами коллектива. В ходе исследования организатор обязан следить за тем, чтобы респонденты не общались между собой, регулярно напоминать, что ответить необходимо на все вопросы. Не нужно торопить испытуемых в ответах на вопросы.
Однако, если перед ними нет списка с членами группы, можно разрешить визуальный контакт. Для большего удобства и исключения неточностей фамилии отсутствующих можно написать на доске.
Допустимы следующие способы выбора:
- Ограничение количества выбора до 3-5.
- Полная свобода выбора, то есть респондент вправе указать столько фамилий, сколько посчитает нужным.
- Ранжирование членов группы в зависимости от предложенного критерия.
Первый способ более предпочтителен, но только с точки зрения удобства и простоты при последующей обработке результатов. Третий – с точки зрения достоверности и надежности результатов. Метод ранжирования позволяет исключить напряжение, которое может возникнуть при выборе членов группы по отрицательным признакам.
После того как карточки социометрического опроса будут заполнены, их собирают у членов группы и начинают процедуру математической обработки. Наиболее простыми способами количественной обработки результатов исследования являются графический, табличный и индексологический.
Предварительная работа
Социальный статус, возраст, пол участников – все это неважно. Главное – люди должны быть объединены чем-то, то есть быть группой. Это может быть класс, трудовой коллектив, группа друзей, семья, коллектив кружка, спортивная команда. Первый подготовительный этап – собрать этих людей в одном месте.
Второй подготовительный этап в методике социометрии – объяснить участникам значимость исследования, его цели и задачи. Кроме этого, важно подчеркнуть, что искренность и открытость участников заметно упростит процедуру, позволит добиться максимально точных результатов. Объясните, что от социально-психологического климата в коллективе зависит благополучие каждого из участников, ровно как и наоборот.
Третий важный подготовительный этап методики социометрии – определение критерия отбора симпатий и антипатий. Этот критерий – основа вопросов для диагностики. Выбор критерия зависит от задач исследования. Что рассматриваем: деловые или личные отношения, эмоциональность, моральный климат и т.д. Критерий – это вид деятельности, относительно которого участники будут выбирать симпатии и антипатии. Предлагаю рассмотреть подробнее на примерах.
Если вы хотите определить при помощи методики социометрии неформальных лидеров в коллективе и отношение коллектива к официальным лидерам, то подойдет такой список вопросов:
- Кого вы видите в качестве лидера коллектива, кого бы вы первым поставили во главу руководства?
- А если выбор первого человека невозможен, то на кого бы вы его заменили?
- Кого бы вы выбрали лидером, если первые две кандидатуры недоступны?
- Кого бы вы ни за что не сделали руководителем коллектива?
Пример вопросов для изучения личных отношений:
- К кому вы в первую очередь обратитесь за помощью?
- К кому бы вы ни за что не обратились за помощью?
- Кому бы вы ни за что не стали помогать?
- С кем бы вы с радостью отправились в продолжительную командировку?
- Кого бы вы ни за что не взяли с собой в командировку?
А это пример того, какие вопросы можно задать школьникам, чтобы выявить все особенности межличностных отношений:
- Представь, что ты со всем классом отправился в путешествие. Кого бы ты назначил капитаном корабля?
- Кого из класса ты не хотел бы видеть на капитанском мостике?
- Вечером вас ждет праздничный ужин. С кем бы ты хотел сидеть за одним столом?
- С кем из одноклассников ты категорически не хочешь идти на праздничный ужин?
Методика «Социометрия» была разработана Дж. Морено с целью оценки характера межличностных отношений в группе, изучения модели социального поведения людей в процессе групповой деятельности, оценки психологической совместимости участников коллектива.
Варианты обработки и интерпретации полученных результатов
В ходе исследования одной из задач выступает определение социометрического статуса личности в группе. Под ним подразумевается свойство индивида занимать то или иное положение в рассматриваемой структуре (локус), то есть конкретным образом соотноситься с остальными членами коллектива.
- Составление социоматрицы. Она представляет собой таблицу, в которую вносятся результаты опроса, а именно: положительные и отрицательные выборы, которые сделали члены изучаемой группы. Она строится по такому принципу: горизонтальные строки и вертикальные столбцы имеют равное количество и нумерацию по числу членов группы, то есть таким образом указывается, кто кого выбирает.
В зависимости от критериев выбора могут быть построены единичные и суммарные матрицы, показывающие выборы по нескольким критериям. В любом случае полную картину взаимоотношений в группе может представить анализ социоматрицы по каждому критерию.
Кругом обводятся взаимные выборы, если взаимность неполная, то полукругом. Или же места пересечения столбцов и строк помечают знаком «плюс» в случае положительного выбора или «минус», если он был отрицательным. Если выбора не произошло, то ставится 0.
Главным достоинством матрицы является возможность представить все результаты в числовом виде. Это позволит в итоге проранжировать членов группы по числу полученных и отданных выборов, определить порядок влияний в группе.
Число полученных выборов называют социометрическим статусом группы, который можно сравнить с теоретически возможным количеством выборов. Например, группа состоит из 11 человек, число возможных выборов будет равно 9, следовательно, 99 – это количество теоретически возможных выборов.
Однако в общей картине значение имеет не столько количество выборов, сколько удовлетворенность каждого респондента своим положением внутри группы. Имея данные, можно рассчитать коэффициент удовлетворенности, равный делению числа взаимных положительных выборов индивида. Так, если один из членов группы стремится к общению с тремя определенными людьми, но никто из них не выбрал его при опросе, то коэффициент удовлетворенности КУ = 0:3 = 0. Это говорит о том, что респондент пытается взаимодействовать не с теми, с кем надлежало бы.
- Индекс групповой сплоченности. Данный социометрический параметр вычисляется путем деления суммы взаимных выборов на общую цифру возможных в группе. Если полученное число лежит в диапазоне 0,6-0,7, то это является хорошим показателем групповой сплоченности. То есть социометрический метод в изучении группы позволяет установить состояние внутригрупповых отношений за короткий срок, чтобы в последующем применять полученные результаты в целях переструктурирования групп, укрепления их сплоченности и эффективности взаимодействия.
- Построение социограммы. Используя социоматрицу, можно построить социограмму, то есть сделать представление социометрии наглядным в виде «схемы-мишени». Это будет неким дополнением к табличному подходу интерпретации данных.
Любая окружность в социограмме будет иметь свое значение:
- Внутренним кругом будет называться зона звезд, то есть та группа выбранных людей, в которую были выделены лидеры, набравшие абсолютное большинство положительных выборов.
- Второй круг, или зону предпочитаемых, будут составлять члены группы, которые набрали число предпочтений выше среднего показателя.
- Третий круг называется зоной пренебрегаемых. В него попадают лица, набравшие ниже среднего показателя количества выборов по группе.
- Четвертый круг замыкают так называемые изолированные. К ним относятся члены группы, не получившие ни одного очка.
При помощи социограммы можно получить наглядное представление о наличии группировок в коллективе и характере взаимоотношений между ними (контакты, симпатии). Они формируются из лиц, взаимосвязанных и стремящихся к выбору друг друга. Нередко социометрический метод выявляет положительные группировки, состоящие из 2-3 членов, реже встречаются из 4 или более человек. Это наглядным образом можно увидеть на плоской социограмме, на которой изображены группировки индивидов, взаимно выбравших друг друга, и имеющиеся связи между ними.
Третьим вариантом будет являться индивидуальная социограмма. Целенаправленно или произвольно выбранный член коллектива изображается в системе связей, установленных в процессе исследования. При составлении социограммы руководствуются следующими уловными обозначениями: лицо мужского пола изображается в виде треугольника с номером, соответствующим конкретному человеку, а женское лицо – внутри окружности.
Социометрия. Часть 1
Наверное, никто не сомневается в том, что эффективная деятельность рабочих групп — важное условие успеха любой компании. Даже если все сотрудники занимаются сугубо индивидуальной деятельностью (к примеру, в ювелирной мастерской), психологический микроклимат, особенности взаимоотношений заметно влияют на общие результаты.
Психология хоть и не относится к точным наукам, но в области исследования групповой динамики накопила большой практический опыт. Специалистами предложено множество определений понятия «группа», одного из ключевых в социальной психологии. Автору нравится рабочее определение, данное Марвином Шоу (Marvin Show, 1981): «Группа — это двое или более лиц, которые взаимодействуют друг с другом, влияют друг на друга и воспринимают себя как «мы». Для полноты картины можно еще добавить указание на совместный характер деятельности.
Изучая группообразование и групповую динамику, психологи выделили множество параметров группы: время ее существования, характер коммуникаций, особенности властных отношений, постановки целей и принятия решений, групповые ценности и т. д. Кроме того, были предложены классификации групп (по различным основаниям):
- по размеру (большие, малые и микрогруппы);
- по общественному статусу (формальные и неформальные);
- по значимости для участников (референтные и группы членства);
- по опосредованности взаимосвязи (реальные и условные).
Для менеджера по персоналу наибольшее практическое значение имеет классификация групп по уровню их развития:
- низкого уровня развития (ассоциации, корпорации, диффузные);
- высокого уровня развития (коллектив).
Групповая динамика1 всегда реализуется в конкретных условиях совместной деятельности людей. Развитие межличностных отношений, формирование групповых норм, ценностей, вариантов сотрудничества и взаимной ответственности влияют на эффективность деятельности группы. Этот параметр больше всего интересует менеджеров, ориентированных на развитие и процветание компании. (Действительно, кому нужна неэффективная деятельность? Сознательно разрушать компанию можно разве что в случае особо изощренного варианта «мягкого» рейдерства.) Эффективность группы на практике, как правило, определяется двумя критериями: продуктивностью деятельности и удовлетворенностью членов группы. Продуктивность измеряется в количественных показателях (затраты, прибыль, рентабельность и т. п.), а вот измерить удовлетворенность удается пока только в качественных (согласие оставаться членом группы, эмоциональная включенность и пр.). На удовлетворенность человека пребыванием в группе влияет множество факторов: психологический климат, уровень развития личности, возможность реализовать притязания на лидерство, сплоченность группы, совпадение индивидуальных и групповых ценностей и др.
С практической точки зрения важно, что самой эффективно работающей оказывается группа, достигшая в своем развитии наиболее высокого уровня, то есть — коллектив. В исследованиях отечественных авторов такая группа характеризуется высоким уровнем развития внутренних отношений. Выделяют семь ключевых видов этих отношений:
- Ответственность. Принятие членами группы личной ответственности за результаты совместной работы, достижение целей и решение задач, которые стоят перед группой.
- Коллективизм. Стремление членов группы сообща решать все вопросы, сохраняя и укрепляя группу как целое, препятствуя ее разрушению.
- Сплоченность. Наличие единства мнений членов группы по самым важным для нее вопросам, а также единства действий в важных ситуациях.
- Контактность. Конструктивное взаимодействие членов группы, наличие эмоциональных, личных отношений между ними.
- Открытость. Готовность членов группы к контактам и установлению отношений с другими группами или с новыми участниками своей группы.
- Организованность. Способность членов группы быстро создавать и изменять организационную структуру, деловые отношения, необходимые для эффективной групповой работы.
- Информированность. Доступность информации, требуемой для работы, всем членам группы, а также информации о каждом члене группы и о состоянии дел в ней.
При высоком уровне развития этих отношений в группе мы можем считать, что перед нами — коллектив, или, пользуясь более современным термином, — команда.
Одним из самых распространенных, доступных, наглядных и легких в практическом применении методов анализа межличностных отношений в группе является социометрия2. Этот метод позволяет определить положение человека в системе внутригрупповых «координат», неявных оценок, симпатий и взаимоотношений.
Житейская мудрость подсказывает: чтобы понять взаимоотношения людей, нужно понаблюдать, кто с кем обедает. Думаю, практичность этого способа «психодиагностики» очевидна всем. Значительно менее известны труды Якоба (Джейкоба) Леви Морено (Jakob Levy Moreno)3. Приведем классический пример из его работ. Около 500 девушек (различных национальностей, культур и вероисповеданий) из «проблемных» семей проживали в учебно-воспитательной колонии в городе Хадсон близ Нью-Йорка. Благодаря усилиям состоятельных попечителей бытовые условия в колонии были очень хорошими, воспитанницы имели возможность учиться и работать, за ними постоянно присматривали педагоги. Несмотря на это, в колонии царила нездоровая атмосфера: постоянно вспыхивали ссоры, конфликты, недовольные девушки регулярно предпринимали попытки сбежать. Приехав в колонию, Якоб Морено первым делом отправился в столовую. Понаблюдав за происходящим, Морено предложил девушкам самим выбрать, с кем бы они хотели обедать вместе, и пересесть (за каждым столом одновременно могло сидеть четыре человека). Когда суматоха улеглась и беготня прекратилась, оказалось, что у некоторых столов теснились по семь-восемь воспитанниц, а за многими скучали по одной-две. «Пасьянсы» взаимоотношений разложились с ошеломляющей очевидностью. Возможно, это всего лишь одна из тех легенд, которыми обрастает каждое серьезное научное открытие, но такие наблюдения за естественным поведением людей и легли в основу предложенных Я. Морено методов — социометрии и психодрамы. |
Метод социометрии включает в себя несколько этапов: сбор предварительной информации о группе, проведение социометрического опроса, анализ и интерпретация полученных данных. Наблюдение необходимо для сбора первичной информации, постановки цели исследования и правильного выбора вопросов.
Безусловно, участие в опросе может быть только добровольным. Приходится специально оговаривать это общее правило проведения психологических исследований, потому что вопросы, на которые предлагается ответить испытуемым, затрагивают эмоциональные стороны межличностных отношений в группе. На практике встречаются случаи, когда испытуемый затрудняется с ответами, либо вообще отказывается от участия в тестировании. Это его право (и, возможно, повод для менеджера по персоналу и для непосредственного руководителя поговорить с человеком, что называется, «по душам»).
Сама процедура социометрического опроса очень проста, тем не менее, она предполагает соблюдение определенных норм и требований. Одно из основных условий — персонифицированное участие. Этот метод не может применяться анонимно, иначе просто невозможно будет интерпретировать полученные результаты.
Есть определенные требования в отношении состава группы: ее границы должны быть четко обозначены (сотрудники только одного отдела или члены одной бригады и т. п.); необходимо, чтобы «возраст» группы составлял не менее двух-трех месяцев (в литературе часто встречается требование — не менее полугода).
Не следует проводить социометрию в течение двух-трех недель после какого-либо корпоративного мероприятия, поскольку «последействие», «эмоциональный шлейф» неформальной вечеринки может заметно исказить результаты.
Есть и требования в отношении специалиста, который проводит социометрический опрос: он не может быть членом данной группы и при этом должен пользоваться ее доверием (что присуще эйчару).
Для проведения социометрического опроса участники (члены исследуемой группы) собираются в отдельном помещении. Менеджер по персоналу зачитывает инструкцию, затем испытуемые заполняют бланк (приложение 1), как правило, на это требуется не более пяти минут. Им предлагается по своему усмотрению выбрать (включить в группу) троих сотрудников и троих — исключить из ее состава (отклонить). Участникам рекомендуется делать не более трех выборов и трех отклонений, меньшее количество вариантов допустимо, не принимаются только формулировки «всех» и «никого».
В бланке напротив фамилии каждого выбранного/отклоненного члена группы указываются характеристики (качества), на основании которых («за что») сделан выбор/отклонение. Характеристики могут формулироваться в произвольной форме, своими словами — так, как испытуемые объясняли бы выбор своим знакомым.
Суть предложения (или вопроса) может меняться, главное, чтобы он был сформулирован просто, четко и однозначно понимался всеми участниками. В литературе чаще всего предлагается такой вариант вопроса для выбора: «Кого бы Вы пригласили на свой день рождения?» Как показывает опыт автора, такая формулировка плохо «работает» со взрослыми людьми, тем более — в контексте серьезных деловых взаимоотношений. Чтобы не дискредитировать сам метод, лучше подбирать более реалистичные вопросы и предложения.
Далее на основании бланков с ответами участников заполняется социометрическая матрица — таблица, в которой представлено распределение индивидуальных выборов (приложение 2). Слева по вертикали и сверху по горизонтали в матрицу вносятся фамилии испытуемых.
В матрицу переносятся данные из каждого индивидуального бланка: напротив фамилии выбираемого/отклоняемого в крайнем правом вертикальном столбце записывается соответствующая характеристика (качество). На практике встречаются различные характеристики; по их направленности можно сделать вывод, какие ценности доминируют в группе — профессиональные, эмоциональные, личностные и т. п.
Чтобы удобнее было работать с данными, выборам и отклонениям присваиваются численные значения (баллы) (приложение 1). Иногда целесообразно ограничиться только «первым» выбором и отклонением, соответственно присвоив им (+1) и (–1) балл. Обработка и в первом и во втором случае не представляет трудностей. В матрице для каждого члена группы подсчитывается сумма полученных выборов и сумма полученных отклонений. На основании этих показателей можно строить «рейтинги популярности», определять позиции участников в структуре межличностных отношений, выделять подгруппы и т. п.
При желании можно провести более подробный анализ данных. Исследователи рекомендуют рассчитывать специальные индексы (приложение 3), наиболее используемые из них на практике — индекс социометрического статуса индивида в группе (S) и индекс групповой сплоченности (Сn).
Если перед эйчаром не стоит цель провести фундаментальные научные исследования, то индекс социометрического статуса рассчитывать не обязательно, достаточно определить суммарные значения выборов и отклонений по каждому члену группы. Это «менее научно», но более практично — показателем, по которому сравниваются между собой позиции всех членов группы (и основанием для ранжирования) является именно количество выборов/отклонений.
Использовать индекс групповой сплоченности полезно для сравнения результатов по двум (и более) группам. В таких случаях он может рассматриваться в качестве единицы измерения.
На основе заполненной социометрической матрицы строится социограмма4. Она позволяет визуализировать результаты, наглядно увидеть картину сложившихся взаимоотношений в группе. Можно строить индивидуальные и групповые социограммы. На практике индивидуальные социограммы используются редко (ее есть смысл построить разве что для сравнения руководителей разных групп одного уровня), так как групповая социограмма полностью отображает всю картину групповых взаимоотношений.
Наиболее распространенный вид социограммы — «мишень» (приложение 4). Она представляет собой набор концентрических окружностей, число которых соответствует наибольшему количеству выборов для одного члена группы. В приведенном примере (приложение 2) член группы Алешин имеет наибольшее количество выборов — два. В этом случае мишень состояла бы из двух окружностей.
Многолетняя практика применения социометрического метода позволяет утверждать, что построение социограммы вида «мишень» не вызывает особых сложностей (даже в группе из 15 человек максимальное количество выборов редко превышает 10). Если группа состоит из 15–20 человек, то для ее построения нужно использовать лист ватмана подходящего формата — А3 (420×297), так как на социограмме будет много линий. Мужчин и женщин желательно отображать с помощью разных значков (например, и ). Внутри такого значка указывается номер участника, соответствующий его порядковому номеру в матрице. Наносить данные на социограмму автор рекомендует в том порядке, в каком они записаны в матрице, а не в зависимости от количества полученных выборов (в таком случае меньше вероятность ошибки).
Выборы членов группы отображаются красными стрелками, отклонения — синими. Возможны варианты взаимных выборов и отклонений, такие случаи отображаются двухсторонними стрелками. Для того чтобы они выделялись на общем фоне, целесообразно использовать более толстые линии.
Автор рекомендует делать первоначальный вариант социограммы карандашом, это позволит в случае необходимости изменять расположение отдельных значков и стрелок. Можно посоветовать располагать имена участников равномерно по всей плоскости социограммы. Научиться компоновать наглядную, удобную для работы и «красивую» социограмму поможет только опыт.
«Мишень» хороша максимальной наглядностью: даже при большом количестве участников сразу видны взаимные выборы и отклонения, частота выборов и отклонений. Важно и общее впечатление от схемы, которое создает преобладание того или иного цвета, общее количество стрелок.
Данные социометрических исследований позволяют выявить формальные и неформальные связи в группе, увидеть конфигурацию реальных человеческих взаимоотношений. Это дает руководителям возможность конструктивно влиять на человеческие взаимоотношения, определять центры сопротивления при трансформации организационной структуры или изменении целей организации, эффективно разрешать конфликты и предупреждать их возникновение и т. д.
Я. Морено считал, что в результате действия сил эмоционального «притяжения» и «отталкивания» формируется «социальный атом» человека, который включает в себя все его отношения с окружающими людьми. Взаимодействие «социальных атомов» определяет «социостаз» — внутреннюю социоэмоциональную структуру группы.
С помощью социометрии можно достаточно точно определить положение (статус) человека, его место в неформальной «табели о рангах». Социальный статус личности в группе и состояние самой группы зависят от неявных эмоциональных связей и отношений людей, таких как симпатия, антипатия или относительное безразличие. Эмоциональные предпочтения людей распределяются неравномерно: в любой группе на немногих ее членов («звезд») приходится большая часть положительных выборов, в то время как большинство членов группы выбирается редко и оказывается в положении «эмоционально обездоленных».
В «звезды» попадают члены группы, получившие максимальное количество выборов (max ±2). Члены группы, получившие по результатам социометрии большое или среднее количество выборов, относятся к категории «предпочитаемых»; те, кого выбирали редко, — к «принятым»; те, кого не выбрали ни разу, — к «изолированным». Члены группы, получившие только отклонения, попадают в категорию «отверженных». В таком случае речь может идти о неприятии данного человека группой либо о том, что он себя никак не проявляет, избегает контактов с коллегами.
Взаимные выборы показывают наличие дружеских, приятельских отношений. Взаимные отклонения практически однозначно указывают на наличие конфликта.
Как выяснили исследователи, распределение предпочтений в группах достаточно стандартно: в группе из 30 человек в «звезды» попадает не более трех-четырех, в «предпочитаемые» и «принятые» — по 10–12. В «изолированных» может оказаться до пяти человек, а «отверженные» встречаются не в каждой группе.
Хотелось бы акцентировать внимание на том, что все данные, полученные с помощью социометрии, носят относительный характер: они показывают распределение влияния, отношений и популярности внутри данной группы. Поэтому все характеристики — «лидер», «предпочитаемый», «принятый», «изолированный», «отверженный» — имеют смысл только по отношению к данной группе. В другой группе (формальной или неформальной) человек может занимать иную позицию, иногда диаметрально противоположную. «Звезда» в бригаде строителей может оказаться «изолированным» в группе активистов профкома, а в группе любителей футбола — «предпочитаемым» и т. п. «Звезд» или «отверженных» вообще, вне определенной группы — не бывает.
Приложение 1 МЕТОД СОЦИОМЕТРИИ Инструкция: Ваш отдел (бригада, проектная группа и т. п.) функционирует в составе компании как единый организм. Вы уже достаточно долго работаете вместе. За это время вы неплохо узнали друг друга, между вами сложились определенные деловые и личные отношения. Для того чтобы повысить эффективность деятельности группы и способствовать ее дальнейшему развитию, необходимо учитывать тонкости человеческих взаимоотношений. Социометрическое исследование направлено именно на изучение особенностей взаимоотношений в вашем отделе (бригаде, проектной группе и т. п.). Заполните, пожалуйста, бланк. Бланк для проведения социометрического опроса Ф.И.О. __________________________________________________ Возраст _________ Общий стаж работы (лет) ________ Пол Ж , М Если бы было можно самому выбирать сотрудников в отдел, я бы выбрал(а)… Ф.И.О. | Характеристики (качества) |
1 | |
2 | |
3 |
Если бы было можно самому выбирать сотрудников в отдел, я бы не выбрал(а)…
Ф.И.О. | Характеристики (качества) |
1 | |
2 | |
3 |
Таблица соответствия ранга выбора численному значению (в баллах)
Выбор | Исключение | |||||
№ 1 | № 2 | № 3 | № 1 | № 2 | № 3 | |
Баллы | +3 | +2 | +1 | –3 | –2 | –1 |
Приложение 2 Cоциометрическая матрица |
Приложение 3 Индекс социометрического статуса индивида в группе (S) S =
| |
где | S — социометрический статус данного члена группы; R — полученные им выборы и отклонения; n — кол-во членов в группе. |
Индекс групповой сплоченности (Сn)
Сn = | К , ∑BB |
где | Сn — показатель групповой сплоченности на эмоционально-межличностном уровне; К — общее число взаимных выборов, сделанных членами группы; ∑BB — максимально возможное число взаимных выборов в данной группе. |
Показатель К определяется по социометрической матрице, а ∑BB рассчитывается по формуле:
∑BB = | n (n — 1), 2 |
где n — число членов группы.
Приложение 4 Cоциограмма-мишень |
______________ 1Групповая динамика (от греч. dynamis — сила) — совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы (образование, функционирование, развитие, стагнация, регресс, распад); к процессам групповой динамики относятся руководство, лидерство, принятие групповых решений, выработка групповых мнений, правил и ценностей, сплочение, конфликты и т. д.
2Социометрия (от лат. societas — общество и греч. metreo — измеряю) — прикладная микросоциология, отрасль социальной психологии, изучающая структуру и функционирование малых групп, взаимоотношения людей в группах. В социометрии для изучения социальных явлений применяются математические методы. Социометрические методы позволяют описать положение человека в группе так, как это представляется ему самому, сопоставить и сравнить взгляды всех участников группы.
3Якоб (Джейкоб) Леви Морено, 1892–1974 (Jakob Levy Moreno) — социальный психолог и психиатр. Родился в Румынии, окончил Венский университет по специальности философия и медицина, в 1927 году переехал в США, где основал институт социометрии и психодрамы (1940). Разработал социометрические методы, применял их для устранения конфликтов в малых группах.
4Социограмма (от лат. societas socio — общество и греч. gramma — написанное, запись) — способ представления результатов социометрии. Наглядное изображение структуры межличностных и межгрупповых отношений (симпатий/антипатий) в виде системы связей, схемы (графа).
Часть 2
Статья предоставлена нашему порталу редакцией журнала «Менеджер по персоналу»
HR-Лига
Автор: Дундарь Михаил
Оглашение результатов исследования и практических рекомендаций
После завершения обработки полученных данных составляется перечень рекомендаций с целью корректировки поведения и взаимоотношений между членами коллектива. Результаты доводятся до сведения начальствующего состава и группы. С учетом полученных расчетов и других форм анализа выносится решение об изменении состава коллектива, руководителя или переводе некоторых членов в другие коллективы. Таким образом, социометрический метод в изучении группы позволяет не только установить проблемы во взаимоотношениях, но и разработать систему практических рекомендаций, способных укрепить коллектив, повысив тем самым производительность труда.
Несмотря на эффективность и доступность, в настоящее время социометрия как метод недостаточно широко используется в российской психологической практике.
Социометрическая структура группы
Есть структура группы формальная, есть неформальная, а есть социометрическая. Особенность ее в том, что данный метод позволяет оценить субъективное отношение людей друг к другу. Их симпатии и антипатии, мало связанные с объективным положением индивидов в группе, их профессиональными, деловыми качествами, да и личными нередко тоже. Это следует учитывать, например, руководителю, который хочет воспользоваться результатами социометрии для распределения функций в коллективе или классе.
Социометрические статусы
Это важнейшая составляющая социометрической структуры. Определяется статус на основании полученных индивидом выборов.
Самое большое количество выборов и, соответственно, самый высокий статус имеют «социометрические звезды». Им симпатизируют многие члены группы, а иногда и большинство. Но было бы ошибкой отождествлять «звезд» с лидерами, так как они могут не обладать необходимыми для лидера качествами: организаторскими способностями, энергичностью и активностью, жесткостью и требовательностью. «Звезды» чаще всего просто приятные, симпатичные и отзывчивые люди. А получив назначение на должность формального лидера, «звезда» может частично утратить симпатии товарищей, так как лидеру иногда приходится принимать непопулярные решения или оказывать давление на членов группы.
Следом за звездами располагаются высокостатусные или «предпочитаемые». Они получили меньше выборов, чем «звезды», но пользуются значительным авторитетом в группе, и чаще всего в их числе находится потенциальный лидер.
Далее два статуса, граница между которыми довольна зыбкая. В сравнительно небольших группах их даже не разделяют. Это среднестатусные и низкостатусные. Они не имеют большого количества ни отрицательных, ни положительных выборов. Нередко индивиды с этим статусом составляют замкнутые микрогруппы, выбирая друг друга и не особо общаясь с остальными.
Следующий статус – «отверженные». Это индивиды, получившие больше отрицательных, чем положительных выборов.
«Пренебрегаемые» или «изгои» — члены группы, получившие только отрицательные выборы.
«Изолированные» — социальные психологи считают людей, не получивших ни положительных, ни отрицательных выборов, самым низким статусом. Их положение в межличностной иерархии даже хуже, чем у «отверженных». «Изолированные» как бы вообще не существуют для группы.
Социометрические статусы не заданы жестко и могут меняться. Конечно, перейти из статуса «изгоя» в статус «звезды» практически невозможно, но стать «предпочитаемым» вполне реально.
Микрогруппы в социометрической структуре
Как правило, социометрические исследования проводятся в малых группах с количеством членов немногим более 20. И в них социометрия позволяет выявить микрогруппы людей, объединенных взаимными выборами. Индивиды в таких образованиях связаны симпатиями и общими интересами, что делает микрогруппы устойчивыми элементами структуры социума.
Именно эти образования может эффективно использовать руководитель для организации работы группы в целом. Удобство и продуктивность малых объединений людей доказано в педагогике. Учителя и классные руководители давно и успешно используют в своей работе естественно сложившуюся структуру класса. Но и в работе с сообществами взрослых опора на микрогруппы может сделать коллектив более эффективным.
С другой стороны, конфронтация между микрогруппами, которая нередко случается, может оказаться разрушительной для коллектива в целом. И социометрия позволяет вовремя выявить наличие тенденций отвержения между отдельными мини-сообществами.
Преимущество социометрии, как метода, в относительной простоте – ее может провести даже психолог, не имеющий большого опыта. А еще социометрия очень информативна. На основании полученных данных можно создать развернутую картину межличностных отношений и определить вес каждого индивида в этих отношениях.