Саморазрушение личности — бесконечный хоровод деструктивных мыслей, тревоги о будущем, анализ ошибок прошлого. Это то, что не дает двигаться дальше, развиваться. Конечно, нужно анализировать поступки, но зацикливаться на неудачах опасно. Вы не дойдете до цели, если постоянно будете думать о препятствиях и неудачах. Примите ошибки как данность, опыт или просто свершившийся факт.
Самобичевание понижает самооценку и, как следствие, появляется неуверенность в себе. Поговорим о причинах самодеструкции, ее проявлениях и о том, как спасти себя от саморазрушения.
Признаки аутоагрессии
Родным сложно обнаружить признаки саморазрушающего поведения — ребята почти все время проводят вне дома. К тому же подростки обычно скрывают причины повышенной тревожности: им кажется, что взрослые просто лезут с расспросами, посягая на личную свободу.
«Если проблему выявить на ранних стадиях, то она решается довольно легко. В большинстве случаев ее корень — в простом перенапряжении. Когда подросток подавлен, игнорирует приемы пищи или сознательно делает себе больно, нужно обратиться к неврологу. Назначение успокоительных средств должно привести к улучшению».
Расстройство пищевого поведения — еще одна страшная проблема. Подростки с готовностью поддаются образам, которые агрессивно навязываются обществом. Девочки изнуряют себя диетами, «очищают» организм клизмами, мочегонными и слабительными препаратами, чтобы стать похожими на звезд Инстаграма. Итогом может стать анорексия, истощение, нарушение обмена веществ.
Или наоборот, внутренние проблемы ребенок принимается бессознательно заедать, причем калорийной и тяжелой пищей. В результате получает ожирение.
Чтобы почувствовать себя особенными, пережить необычные эмоции, подростки рано начинают половую жизнь, пробуют психоактивные вещества. Одно из проявлений — спор «кто круче». В стремлении доказать себе и товарищам, чего он стоит, мальчик может начать прыгать по крышам, цепляться за вагон отходящего поезда.
«На курсе ОБЖ мы пытаемся донести до ребят, чем грозит намеренное создание опасных ситуаций. Под сильнодействующим препаратом подростку кажется, что он способен на все и абсолютно неуязвим. Но самонадеянность, увы, часто оборачивается трагедией».
Причины склонности к саморазрушению
Выделяют несколько причин, по которым человек приходит к саморазрушению.
- Наличие психических заболеваний.
- Перфекционизм (убежденность в необходимости достигать идеала).
- Желание наказать себя, самобичевание.
- Угрызения совести.
- Мания превосходства.
- Мания преследования.
- Демонстративность, желание манипулировать.
Иногда это врожденные качества. Другие предпосылки возникли в результате плохого травмирующего опыта или переживаний. Но всем причинам сопутствует заниженная самооценка, обесценивание своей личности.
Типы саморазрушающего поведения
Российский психолог Андрей Ипатов выделил несколько типов аутодеструктивного поведения. Знание типологии поможет родителям и педагогам аккуратно скорректировать образ действий ребенка и, возможно, спасти ему жизнь. Но самый эффективный способ улучшить ситуацию — обратиться за помощью к психологу.
Самоутверждающийся
Подросток часто пытается доказать что-то и себе, и другим — особенно если состоит в какой-то группе или хочет привлечь внимание отдельного человека или родственников. Проблема в том, что он не способен просчитать все возможные последствия. Например, ребенок совершает мелкие правонарушения, а потом хвастается в соцсетях, что и где он стащил. Или втягивается в озорство с риском для жизни: перебегает дорогу перед движущимся автомобилем, пытается заскочить на крышу разгоняющегося поезда.
«Перенаправьте внимание ребенка на другие, безопасные варианты самоутверждения: клуб альпинизма, школа каскадеров. Сейчас есть даже секции по паркуру. Там с ребятами занимаются профессионалы, поэтому острые ощущения остаются, а риск сведен к минимуму».
Защищающийся
Подростки, которые растут в конфликтных семьях, чаще других нуждаются в одобрении и внешней поддержке. Тяжелая домашняя обстановка толкает их на прогулы, бесцельное шатание по улицам и даже побег. Аутодеструкция для них — способ обрести психологическую безопасность, снять внутреннее напряжение.
«Помощь подростку — это не обязательно доверительные разговоры. Можно организовать классный час с практическими занятиями, где ребятам расскажут, как совладать с тревогой».
Подражательный
К этому типу относят подростков, склонных к зависимостям. Они остро нуждаются в одобрении, но редко бывают асоциальны, скорее навязчивы. Такие дети пытаются оправдать прогулы, попрошайничество, курение и употребление алкоголя своей повышенной ранимостью. Их не останавливает даже запрет на продажу алкогольной и табачной продукции лицам младше 18 лет.
«Чтобы вывести школьника из деструктивного состояния, важно развивать в нем самостоятельность решений и ответственность. Объясните: навязываться в собеседники не самый удачный способ завести дружеские отношения».
Демонстративный
Манипуляции взрослыми — проверенная схема. Истерические требования превращаются в угрозы: «Если вы не сделаете, как я прошу, то прямо сейчас пойду брошусь с крыши».
Подростки с демонстративным поведением рано начинают употреблять алкоголь, курить. Чаще всего причина аутодеструкции — в стремлении завоевать чье-то внимание.
«Если ребенок пытается манипулировать через крики, слезы и угрозы, проконсультируйтесь со школьным психологом, привлеките к разговору родителей».
Протестный
Ему все равно, что за окном зима и он может простудиться. Главное — насолить тому, кто раздражает его повышенной опекой. Если в морозы внук снимает шапку назло бабушке, у него, скорее всего, протестный тип аутоагрессии.
Желая «отомстить» за мнимые и реальные обиды, а заодно и самоутвердиться, подросток способен физически причинять себе вред. Если пустить все на самотек, ребенок может заняться бродяжничеством или втянуться в азартные игры.
«Дети с протестным типом саморазрушения социально отгорожены. Проявите эмпатию в общении с ними, объясните, как в реальности выглядит неконфликтное и толерантное взаимодействие с людьми».
Суицид и суицидальное поведение
В подростковом возрасте кипят гормоны, хочется самоутверждаться внутри своей социальной группы. И это, конечно, всегда сопровождается стрессом. Комплексы и проблемы с родителями окончательно могут выбить из колеи — а жизнь вообще имеет смысл?
«Суицид — намеренное лишение себя жизни, конкретное действие. Суицидальное поведение — мысли, высказывания, угрозы и демонстративные попытки самоубийства, которые почти никогда не приводят к смерти».
Менталитет толкает россиян самостоятельно преодолевать трудности. К психологам люди относятся с предубеждением, считая, что делиться сокровенным — признак слабости. Но есть проблемы, с которыми можно справиться только вместе со специалистом. Особенно это касается детей.
«Ежегодно каждый 12-й подросток 15-19 лет пытается покончить с собой. Признаки суицидальной активности – крик ребенка о помощи. В 90% случаев у подростков нет прямого желания расстаться с жизнью. Около 75% ребят раскрывали свои намерения, но их так никто и не услышал».
Причины самоубийств
- Конфликты внутри семьи. Педагог не может контролировать чужие отношения, но поведение ребенка расскажет о завышенных требованиях, которые предъявляют взрослые. Можно тактично поговорить с родителями, предложить им разнообразить досуг школьника.
- Конфликты в школе. Буллинг — на первом месте. Дети не всегда могут договориться, поэтому взрослым важно принимать участие в разрешении острых споров.
- Несчастная или безответная любовь. Не отмахивайтесь от детских проблем, даже если они кажутся вам наивной ерундой.
- Материально-бытовые трудности.
- Депрессия и психические расстройства возникают во время затяжных ссор между родителями.
- Негативное влияние оказывает агрессивная интернет-среда: пропаганда секса, насилия, убийств и суицида.
- Генетические факторы.
- Неизлечимые болезни.
Самопознание через саморазрушение: аксиома или бессмысленное самоуничтожение?
Процесс самопознания можно определить тремя понятиями:
- Идентификация – это процесс изучения окружающего мира, социума, сравнивание себя с другими людьми. Человек примеряет на себя образы и разные модели поведения. Этот процесс должен приводить к самопознанию и как результат, к дальнейшему развитию человека. Но процесс сравнивания себя с другими, ведет личность, склонную к саморазрушению, к самоуничтожению. Осознание, что он хоть в чем — то хуже других, приводит его к гибели.
- Рефлексия — это самопознание через эмоции и внутренние переживания. Благодаря этому мы способны переживать и сострадать. Но в случае с личностью, которая страдает аутоагрессией, такой вид самопознания тоже ведет к самоуничтожению. Потому что они боятся проявлять эмоции, особенно на людях. Они сдерживают себя, опасаясь, что их осудят, высмеют или перестанут любить. Это бессмыслица, но они не осознают этого.
- Атрибутирование – способность дать характеристику человеку с первого взгляда, приписывая ему те черты характера, которых у него на самом деле нет. Развивая в себе такое стереотипное мышление, можно научиться понимать сущность любой личности за доли секунды. Но опять же, это невозможно для людей, страдающих саморазрушением. Ведь видя человека, они и так приписывают ему не настоящие качества, но лишь для того, чтобы самому поверить, что этот человек ужасен и испытывать к нему злость, ненависть. Или же идеализировать человека и решить, что я не такой чудесный и начать ненавидеть себя и наказывать за свою не совершенность.
Как видите, с какой стороны не посмотреть, но самопознание через саморазрушение приводит к бессмысленному самоуничтожению. И только каждодневный упорный труд, помощь психолога или психотерапевта смогут помочь человеку встать на адекватный путь самопознания и саморазвития.
Тематика: Личностный рост
Виды суицидального поведения
Демонстрация
Иногда попытки суицида похожи скорее на театральное представление. Подросток режет себе вены, изображает повешение или травится неядовитыми лекарствами в надежде, что его спасут. Он не хочет покончить с собой, а просто привлекает внимание. Еще это действенный способ для манипулирования — родителями или объектом любви.
«Родные будут страдать, если ребенка не станет. А человек, в которого подросток влюблен, едва ли испытает угрызения совести из-за его кончины. Объясните ребенку: посторонние люди не стоят его эмоциональных мучений и тем более жизни».
Состояние аффекта
Сильная психологическая травма — например, смерть близкого — оборачивается для ребенка шоком. Аффективное состояние длится от нескольких минут до многих часов. Иногда оно растягивается на сутки. Подросток не в состоянии совладать с собой и своими порывами, поэтому делает то, что первым придет ему в голову, забывая о последствиях.
В состоянии аффекта люди чаще всего прибегают к повешению или отравлению токсичными веществами.
Самоубийство
Здесь речь идет о реальном суициде с летальным исходом. Подросток долго и тщательно продумывает, каким образом свести счеты с жизнью. При истинном суицидальном поведении люди обычно выбирают повешение.
Формы проявления
Саморазрушение может быть осознанным и неосознанным. В первом случае человек целенаправленно отравляет собственную жизнь, понимая, к чему это приведет. Во втором – подсознательно стремится создать угрозу собственному здоровью и благополучию.
Аутоагрессия может выражаться следующими симптомами:
- пищевая зависимость – переедание или недоедание;
- замкнутость в себе, добровольная самоизоляция;
- нанесение себе телесных повреждений;
- употребление вредных веществ и продуктов, что приводит к алкоголизму, наркомании, токсикомании;
- суицидальное поведение;
- тяга к экстремальным видам спорта;
- фанатическое поведение (к примеру, участие в деструктивных религиозных сообществах и т. п.);
- скрытое стремление стать жертвой преступления или попасть в аварию.
Более 100 крутых уроков, тестов и тренажеров для развития мозга
Начать развиваться
Есть и неявные признаки аутодеструкции:
- принуждение себя к изнуряющей работе;
- оттягивание похода к врачу при возникновении необходимости либо нарушение рекомендаций доктора;
- злоупотребление медикаментами или косметическими процедурами;
- чрезмерное увлечение пирсингом, татуажем;
- самозапрет на получение удовольствий, на отдых и развлечения и т. д.
Взрослые, внимание! Какие подростки в зоне риска?
- Те, кто находится в депрессии.
- Кто злоупотребляет алкоголем и наркотиками.
- Подростки, которые либо сами совершали попытку самоубийства, либо видели, как кто-то из членов семьи покончил с собой.
- Одаренные ребята слишком болезненно воспринимают видимые неудачи. Часто причина – в завышенных требованиях родителей. Помогите снизить градус ответственности, обнимите и поддержите ребенка словом.
- Подростки с плохой успеваемостью в школе.
- Беременные девочки.
- Жертвы насилия.
«Ребенок не всегда намеревается себя убить. Депрессия или неуспеваемость могут просто сказаться на его эмоциональном состоянии. Пора бить тревогу, когда резкие перепады настроения появляются внезапно и на первый взгляд беспричинно».
Ненависть к себе
Саморазвитие через саморазрушение личности могут проявляться через чувства гнева или ненависть к себе. Критичность здорового человека — путь к развитию самого себя через соответствующие изменения. Но если здоровье проблемное, недовольство собой переходит в чувство ложной вины, самоуничтожение. Малейшая неудача заканчивается вредящими и разрушающими поступками.
Агрессия, направленная на себя (аутоагрессия) с трудом выявляется у детей. Важно обратить внимание на тот момент, когда начинаются патологические состояния, не соответствующие норме. Психолог может помочь людям с таким диагнозом предотвратить дальнейшие проблемы.
Выявляем признаки суицидального поведения
Эмоционально-психологические изменения
- Скучающий вид, грусть, уныние, раздражительность.
- Безразличие или, наоборот, враждебность по отношению к окружающим.
- Постоянный страх, тревога, ощущение беспомощности, отчаяния.
- Сны с сюжетами катастроф или аварий, внутреннее ожидание беды.
- Потеря интереса к привычным видам деятельности. Прогулы, снижение успеваемости, частые исчезновения из дома без объяснения причин.
- Изменения внешнего вида и поведения
- Неопрятный внешний вид, немигающий взгляд в пустоту.
- Тихая и монотонная, замедленная или ускоренная речь. В ответ на вопросы — молчание или «да/нет/не знаю». Ворчливость, нытье.
- Ребенок словно к чему-то готовится: тщательно убирается в комнате, сортирует фотографии, раздает свои вещи. Это особенно опасно, если он не склонен к такому поведению.
- Потеря аппетита или переедание.
- Хулиганство в школе и за ее пределами. Участие в драках, беспорядках с привлечением правоохранительных органов.
- Пристрастие к табаку, алкоголю, наркотикам.
- Изменения оценки действительности и собственной жизни. Когда подросток с пессимизмом вспоминает прошлые события, думает только о неприятностях и не видит для себя в будущем никакой перспективы.
- Рассуждения о том, что жизнь не имеет смысла, намеки о намерении покончить с собой.
- В соцсетях ребенок ищет группы, посвященные самоубийствам, контактирует с деструктивными сектами.
«Если вы заметили хотя бы один тревожный признак, попытайтесь поговорить с ребенком. Спросите, чем вы можете помочь. Поделитесь опасениями с родителями, вместе проконсультируйтесь со школьным психологом — специалист подскажет, какая методика будет эффективной. Беседуйте с детьми о безопасном общении в интернете».
Гнев разрушает личность — главные причины
Замечено, что склонность к саморазрушению чаще наблюдается у женщин. Возможно, причины кроются в детстве, когда мальчики научились проявлять агрессию, а девочкам это запрещали. Меланхолический темперамент также более подвержен подобным проявлениям. То же самое можно сказать о чувствительных и мнительных людях.
Выделяют три главных причины, по которым агрессия может разрушить личность:
- Страх лишиться любви со стороны окружающих людей при попытке выразить гнев. А также опасение осуждения, обвинения в неадекватном поведении.
- Человек не мог проявить свой гнев на другого ввиду его недоступности. Например, обидчик ушел или уехал.
- Насилие в детстве. Ребенок подумал, что заслужил плохое к себе отношение. К самоуничтожению личности могут привести некоторые фразы родителей.
Что могут сделать родители
- Сохраняйте контакт с ребенком, постоянно общайтесь с ним.
- Уважительно относитесь к его проблемам.
- Вся жизнь впереди! Делайте акцент на перспективах, расспросите подростка об устремлениях, мечтах.
- В беседах затрагивайте важные темы: в чем смысл жизни, что такое любовь, дружба, предательство, смерть.
- Внушите ему мысль: жизнь — ценность, которую следует беречь.
- Дайте подростку понять, что поражение — это часть пути, оно имеет такое же значение, как и успех.
- Не ругайте школьника, если он грубит, сначала постарайтесь вникнуть в причину. В силу возраста подросток делает вид, что вы ему безразличны. На самом деле ему необходимы любовь, поддержка и внимание родных и близких.
- Найдите баланс между личной свободой и ограничениями. Если попытка самоубийства все-таки была, покажите на деле, как сильно вы любите и цените своего ребенка. И вы, и психолог должны попытаться выяснить, почему подросток хотел расстаться с жизнью.
Как противостоять
- Важно научиться идентифицировать свое самопознание. Человек должен определиться со своим местом в обществе.
- Недопустимо подавлять свои чувства и эмоции. Нужно уметь разбираться с тем, что ощущаешь.
- Если нуждаетесь в выходе агрессии, то можно прибегнуть к активному отдыху, например, заняться спортом, пострелять в тире или просто начать генеральную уборку в квартире.
- Снижение стереотипного восприятия и мышления, что научит адекватно реагировать на реальность.
- Уменьшайте значимость зависимости. Человек должен определиться с тем, что именно разрушает его личность. Если он слишком много времени посвящает работе, начать бороться с трудоголизмом, если курит — бросить эту вредную привычку. Важно при этом быть последовательным, действия должны быть постепенными, резкими решениями не добьетесь ничего хорошего.
Теперь Вы знаете, каким может быть путь саморазрушения. Как видите, зачастую всему виной неправильное воспитание родителей. Иногда все в руках самого человека, он может изменить свою жизнь, поменяв приоритеты. Если приходит понимание, что в Вашей жизни имеет место саморазрушение, значит, пришло время что-то изменить, полюбить себя, начать новую главу.
С чего начать саморазвитие?
Для того чтобы постепенно измениться и развиваться, лучше начать с малого: наладить жизнедеятельность организма и позаботиться о своем здоровье. Когда ваше тело здорово, улучшается настроение, способность к изучению, запоминанию, повышается активность.
Необходимо настроить свой режим сна и бодрствования
Человек должен спать не менее 8 часов. Да и, желательно, не более. Важно стремиться отходить ко сну и просыпаться максимально в одно время ежедневно. Именно столько требуется для того, чтобы отдохнуло не только тело, но и мозг.
Пересмотреть свое питание
Стоит максимально облегчить организму работу, кормить его легкой, здоровой и вкусной пищей. В век, когда рынок перенасыщен всевозможными деликатесами, десертами, фаст-фудом, очень сложно удержаться перед соблазном. Поэтому, если возникают трудности при попытке перестроиться, человеку рекомендуется обратиться к диетологам, помогающим изменить свои привычки.
Фото Pablo Merchán Montes on Unsplash
Тот, кто отказался от вредных продуктов в пользу здоровых, приняв это правило как неискоренимое, чувствует себя гораздо лучше и легче, организм очищается от токсинов и шлаков, улучшается цвет лица, состояние кожи.
Физическая активность
Как известно, движение — это жизнь! Пробежка с собакой по утрам, катание на велосипеде, или даже простая ежедневная прогулка в парке пробудят ваш организм и зарядят энергией. Через некоторое время будет заметно, как приступы лени одолевают все реже, появляется желание переделать все дела, быть во всех местах одновременно.
Фото Bruno Nascimento on Unsplash
Придерживаясь этих трех правил, можно с уверенностью сказать: «Начало положено!». Каждый, кто смог, может гордиться собой. Он, непременно, почувствует, как изменилось не только его самочувствие, но и эмоциональный фон.