Воспитывать детей нелегко, и это часто становится еще труднее, когда они достигают подросткового возраста. Подростки находятся в неловкой стадии между детством и взрослой жизнью, которая часто оставляет их угрюмыми, обиженными, любопытными, а иногда испуганными или смущенными. Это также время, в течение которого они склонны изображать себя более зрелыми и способными принимать решения, чем они есть. Они также склонны обращать меньше внимания на советы своих родителей. Столкнувшись с разочарованиями или неудачами, они могут стать более явно неудовлетворенными или даже враждебными. Давайте посмотрим на поведение подростков, что является нормальным и ненормальным, а также на то, что вы можете с этим поделать.
Как научиться понимать подростка?
КАК НАУЧИТЬСЯ ПОНИМАТЬ ПОДРОСТКА
Подростковый возраст – один из самых сложных периодов в жизни человека и жизни семьи, где есть подросток. Само слово «подросток» нам уже о многом говорит. Человек еще не вырос, еще не стал взрослым, но уже совсем близок к этому.
Вспомните себя в этом возрасте. Как вам хотелось, чтобы взрослые считались с вашим мнением…как бурно вы реагировали, когда этого не происходило…как стремились добиться авторитета в среде сверстников….какие разные и противоречивые чувства вами переживались – от бессилия, одиночества и непонятости до ощущения своего всемогущества, осознания таких истин и понимания вселенной и человечества, о которых никто просто не догадывается!
Итак, подросток. Какой он?
Возраст – 11-15 лет. Сегодня дети взрослеют раньше и уже 11-летний ребенок может вполне называться подростком.
Подростковый возраст совпадает с половым созреванием. Меняется тело, голос, черты лица и …меняется характер. В милом и таком привычном образе ребенка родители вдруг обнаруживают кого-то совсем незнакомого, иногда циничного и дерзкого. «Это не наш ребенок! Где та милая девочка, которую мы растили?!» — привычные возгласы родителей подростка. «И в кого у него (нее) такой характер?!»
Наблюдается связанная с половым созреванием «гормональная буря», которая влияет на поведение и выражается :
— резкой сменой настроения
— претензиями к родителям и миру
Восприятие мира становится очень субъективным, обостряются эмоциональные переживания от переживания «кайфа» от мира и контакта с ним до отвращения и ужаса пребывания в этом мире.
Подросткам свойственно размышлять об устройстве мира,
их захватывают разные философские темы, особенно актуальными становятся темы поиска смысла жизни, справедливости, добра и зла, любви и смерти.
Этот внутренний поиск сопровождается чтением книг (от фэнтэзи до экзистенциальной литературы), написанием стихов и рассказов, арт-попыток выразить себя в одежде, прическе, на стенах домов, своей комнаты, заборах т.д.
Интересует все запретное, тайное, мистическое
. Привлекают фильмы ужасов, триллеры, драмы. Нередко в этом возрасте способом выразить себя становится принадлежность к той или иной субкультуре. И мы видим готов, эммо, гопников и т.д., которые свом видом демонстрируют друг другу и взрослым свои ценности и жизненные ориентиры.
Зачастую самому подростку крайне трудно справляться со своими переживаниями
и резкими сменами настроений. Это пугает его и пугает близких . И именно поэтому подросток так нуждается в поддержке и понимании окружающих.
Какие ж основные проблемы и задачи решаются в подростковом возрасте? Что выходит на первый план? Чему необходимо научиться в этот период?
Ответ прост – навыкам общения с осознаванием своего места и роли в социальной группе.
Отношения со сверстниками становятся самыми важными для подростка.
Все остальное как бы подчиняется удовлетворению этой потребности. Это может быть живое общения в подростковых группах или тусовках или общение on-line во всемирной паутине Интернет. И то и другое может сочетаться. Таким образом, подросток нарабатывает навыки общения, учится распознавать смысл и подтекст, учится доверять себе и миру и находить меру этого доверия. Увлечения и интересы напрямую связаны с темой общения – это может быть театральная студия, современные танцы, игра на гитаре и т.д. И все, чем занимается подросток в это время, служит основной задаче – привлечь внимание сверстников, заработать авторитет, почувствовать свою ценность и значимость в группе, ощутить признание группы. Центральным становится переживания своего места в группе сверстников. Поиск этого достойного места.
Надо сказать, что группы или компании, создаваемые подростками в этом возрасте являются аналогией семьи, где есть более авторитетные старшие дети, играющие роль родителей и есть много братьев и сестер и конечно же конкуренция между ними за любовь и признание лидеров группы. Такая «семья» становится важнее семьи реальной и в ней есть возможность попробовать играть разные роли от шута и до лидера и наработать навык общения с людьми, навык выдерживания конкуренции и агрессии.
В этом возрасте подростки достаточно ранимы, уязвимы
и тем не менее агрессивны. Способ выражения себя и своих эмоций порою чрезмерен. Самоутверждение иногда может сопровождаться правонарушениями от мелких хулиганских выходок до ситуаций с тяжелыми последствиями.
И конечно эта доминанта на общении и самоутверждении часто сопровождается снижением успеваемости в учебе и дистанцией в контакте с членами семьи.
Франсуаза Дольто пишет о подростках, как о переживающих утрату — у них умирает детство.
Для меня такая трактовка была открытием новых смыслов этого периода. Думаю, что подростки — это дети, которые испытывают горе от потери мира, в котором они пребывали. Изгнание из рая — это изгнание из детства. Состояние хронического стресса. Но что при этом переживаем мы, взрослые? Думаю, на уровне контрпереноса нечто подобное…
Как же себя вести с подростком, чтобы сохранить доверительные отношения, которые бывают так остро необходимы и спасают в чрезвычайных обстоятельствах?
Рекомендации для родителей:
- Вспомните себя в этом возрасте и разговаривайте с подростком с позиции равного, а не с позиции «сверху».
- Воздерживайтесь от нравоучений и высказываний типа «А вот мы в твоем возрасте…» В лучшем случает вас не услышат, в худшем — будет ждать агрессивная реакция подростка.
- Ни в ком случае не сравнивайте вашего ребенка с детьми ваших друзей, коллег и знакомых. Это понижает самооценку и создает дистанцию в отношениях.
- При возникновении проблемных ситуаций воздержитесь от прямых советов. Эффективнее будет рассказать о том, как вы в свое время справились с подобной трудностью или же рассказать похожую жизненную историю с другими людьми при этом делая акцент на том, что вы верите в своего ребенка и в то, что он сможет принять правильное решение.
- Не обесценивайте переживаний подростка фразами «Да разве это проблема?» или «Что за ерунда!» или «Не переживай, все пройдет». Этим вы только отобьете охоту общаться с вами и обращаться за помощью. Чувства, которые испытывает подросток очень интенсивны и недооценивать их бывает опасным.
- Если вы видите, что ваш ребенок чем-то расстроен, попытайтесь поговорить с ним, проявляя заботу и бережное участие. Возможно, простые объятия без слов помогут больше, чем все ваши советы.
- В спорных ситуациях общения с другими людьми, постарайтесь занять нейтральную позицию: не обвиняя и не выгораживая других или своего ребенка. Постарайтесь задавать вопросы: Как ваш ребенок оценивает эту ситуацию? Где он видит и в какой мере свою долю в создании проблемы? Какой опыт он может из этого извлечь? В какой помощи от вас нуждается?
- В конфликтных ситуациях с вашим ребенком, хорошо, если вы и себе зададите следующие вопросы: Что есть во мне такого, что привело к конфликту? Что можно было бы сделать, чтобы избежать подобной ситуации в будущем?
- Учитесь договариваться с подростком, делая акцент на том, что это договор между равными взрослыми (ведь он так хочет добиться признания своей взрослости!) людьми и каждая из сторон отвечает за его соблюдение. Взрослый – означает прежде всего ответственный. И не забывайте, что требовать от других можно только тогда, когда и вы сами выполняете данные обязательства.
Шизоидный
Это замкнутые, необщительные (не хотят или не могут) подростки. В поведении, интересах и характере противоречивы (например, холодны, но сентиментальны). Шизоиды заметны с детства. Это тихие дети, «мамина радость». Они не хулиганят, не бегают, не тянутся к другим детям. Обладают слабой интуицией, что часто создает им образ Кая с замороженным сердцем. Из-за чрезмерной закрытости и низкой эмоциональности они кажутся непредсказуемыми и сложными другим людям. Отличаются богатой фантазий, нестандартными увлечениями.
Опасности
Шизоидный тип развивается на фоне эмоционального отвержения. Опасен тип полной социальной изоляцией.
Критичные ситуации
Неформальное общение и неформальные контакты, роль организатора, участие в коллективных играх или делах, смена привычного уклада.
Склонность к девиациям
Одиночные самостоятельные правонарушения, преступления, алкоголизм.
Рекомендации родителям
Найти увлечение подростку; признавать его идеи, но не вторгаться чрезмерно во внутренний мир.
Характер подростка и его психологические изменения
Когда ребенок начинает взрослеть, с ним происходит целый ряд изменений. Характер подростка нельзя назвать простым и зачастую родителям приходится нелегко находить со школьником общий язык, но знание некоторых основ психологии позволит достичь взаимопонимания.
Специалисты уверяют, что для подростка характерно определенное поведение. Именно в 13-17 летнем возрасте школьники доставляют немало хлопот родителям и учителям. Они стремятся доказать обществу свою независимость.
Специалисты считают, что именно в подростковом периоде формируется характер. Это не означает, что до этого и после ничего не будет закладываться. Просто во время полового созревания происходит выброс гормонов. Именно под воздействием изменения гормонального фона человек становится более чувствительным, эмоциональным и порой раздражительным. Он очень много думает, размышляет. В этот период происходит переосмысление ценностей.
Несмотря на то, что все люди разные, существует ряд характерных черт, которые присущи почти всем подросткам. Специалисты проводили исследования, в результате чего им удалось доказать, что во время переходного возраста школьники стремятся к индивидуальности, но в то же время становятся очень похожими друг на друга.
Подростковый период считается одним из самых опасных. В это время родителям нужно как можно больше времени уделять своим детям, стремиться сблизиться с ними, быть в курсе всех их проблем. Если момент будет упущен, это может привести к весьма неприятным последствиям. Старшеклассники очень ранимы и подвержены общественному влиянию. Если сын или дочь окажутся в плохой компании, исправить ситуацию будет уже сложнее.
Какие же черты присущи современным подросткам? Самая главная — это, пожалуй, стремление к независимости. В этот период школьники могут отдалиться от родителей. Если мамы и папы не найдут к своему ребенку правильного подхода, эмоциональная пропасть будет лишь увеличиваться. Некоторые психологи называют стремление к самостоятельности «чувством взрослости». При достижении определенного возраста ребенок желает самостоятельно принимать решения. Подросток имеет возможность наблюдать за тем, как с ним происходят определенные изменения. Он получает какой-то опыт, его тело развивается. Это и дает право думать, что теперь школьник уравнивается в правах с мамой и папой, может разговаривать с ними, как с приятелями.
Чтобы не потерять доверие подростка, взрослым, действительно, нужно переходить на более равноправное общение. Назидательный тон, приказы в данном случае не совсем уместны. Нужно показать подрастающему человеку, что с ним считаются, к его мнению прислушиваются, но при этом взрослые остаются его родителями.
Еще одной особенностью характера подростков является чрезмерная чувствительность к оценкам. Речь идет не только об отметках, выставляемых школьными учителями, но и о похвале или, наоборот, критике. Иногда некорректно высказанные замечания могут заставить школьника впасть в глубокую депрессию. Как правильно вести себя взрослым в такой ситуации? Чтобы у ребенка не возникало чувства неполноценности, необходимо избегать грубой критики, особенно если она является не совсем справедливой. Но и похвала может сыграть с подростком злую шутку. Нельзя, чтобы она была высказана за случайные заслуги. Школьник должен отчетливо осознавать, что никто не будет хвалить его просто так, что для достижения какой-то цели необходимо потрудиться, приложить определенные усилия. Чрезмерная критика приводит к депрессиям. Подросток может стать замкнутым или даже пугливым. Но отсутствие замечаний формирует у него завышенную самооценку. Когда с критикой ему все же придется столкнуться, это будет восприниматься весьма болезненно.
Для современных подростков характерна повышенная требовательность по отношению к взрослым. Нередко они подмечают все недостатки учителей, родителей. При этом отдельные промахи педагога могут обсуждаться в классе коллективно. Если родители начинают замечать за своими детьми такое, им нужно поговорить с сыном или дочерью, объяснить, что подобное поведение не совсем корректно и каждый человек имеет право на ошибку.
Психастенический
Это робкие, пугливые, неуклюжие подростки. Отличаются физической слабостью. Раскрывается тип чаще всего при поступлении ребенка в школу и чрезмерной требовательности родителей.
Подростки мнительны, отличаются самокопанием, тягой к рассуждениям. Страхи тесно сопряжены с будущим. В защиту приходят ритуалы, символы, формализм. Привязываются к одному члену семьи. Избегают сверстников. Они верны, надежны, стабильны в настроении.
Опасности
Существует риск развития синдрома навязчивых состояний или шизофрении.
Критичные ситуации
Самостоятельное принятие решения (выбор), задания без инструкций, быстрая смена деятельности, страх, физические и психические длительные нагрузки.
Склонность к девиациям
Не склонен.
Рекомендации родителям
Нужно способствовать инициативности ребенка, не призывать к чувству ответственности. Начать разговор следует со вспоминания и обсуждения его успехов. Если доверие от ребенка получено, то потом нужно напрямую обсудить с ним все его страхи. Вместе разобраться, чем это реально грозит и грозит ли. Во время беседы также нужно поощрять инициативу (высказывания подростка, принятие им решений).
Психологические особенности детей в подростковом возрасте
В современном мире понятие «подросток» вызывает ассоциацию сложности, трудности общения, непонятности. Взрослым людям сложно понять, что, находясь в юности, переходя от детства к взрослости (период жизни 13-15 лет), подросток ощущает себя уже выросшим, по сути оставаясь дитём. Оставаться в этот сложный для ребёнка период его доверенным лицом – большая удача, хоть и невероятно сложно. Для этого необходимо знать о тех особенностях, которые появляются на этом этапе жизни и формируют его личность. Основным действием ближайшего окружения (родители и друзья более старшего поколения) являются помощь и содействие, иными словами быть с ним внимательным и общаться «на его языке». В это время молодой человек находится в трудном для себя жизненном периоде. У него проходит формирование своих взглядов и своего мнения по любому вопросу и понятию.
С подростком окружающим людям трудно потому, что ему невыносимо тяжело с самим собой. Он ни в чём не уверен. Он ищет свою цель в жизни, ориентируясь только на своё мнение.
Эпилептоидный
Часто пребывают в состоянии уныния, озлобленности, раздражения. Это взрывные люди. Они бережливы с вещами, но жестоки с людьми и животными. Стараются получить власть. Не отличаются гибкостью, упрямы. От семьи стараются оторваться, полностью оборвать все связи. Для компании выбирают безвольных ровесников или младших по возрасту. Любят, чтобы их боялись. Однако перед авторитетными людьми могут сами пресмыкаться.
Критичные ситуации
Безвластие, необходимость креативных решений, ущемление интересов, конкуренция, критика, притеснение.
Склонность к отклонениям в поведении
Возможны садомазохистские наклонности, гомосексуализм, тяга к асфиксии, употребление алкоголя «до отключки», тяга к разрушениям.
Рекомендации родителям
Важно быть неторопливыми, чуткими, тактичными, но настойчивыми. Такому ребенку нужно поручать руководство группами или занятиями. Важно найти отвлекающее его от негативных мыслей дело.
Этапы взросления
- Ребёнок, взрослея, проходит три временные этапа.
- Первый этап – детство. Длится оно примерно до наступления 11 лет.
- Второй этап – младший подростковый. Его временной отрезок — от 11 до 14 лет.
- И, наконец, третий этап взросления человека – старший подростковый, располагающийся в промежутке от 15 до 18 лет.
- Между вторым и третьим этапом взросления находится промежуточный, не выделяемый специалистами-психологами в отдельный, средний этап – с 14 до 16.
Психология подростков — основные моменты
Говоря об этой категории детей, необходимо отметить, что разделение по этапам взросления достаточно условно.
В этот временной отрезок своей жизни молодой человек начинает по-новому осознавать и мотивировать собственное поведение. Осмысленно руководить им.
Психологи зачастую заостряют внимание родителей детей, находящихся в подростковом периоде взросления, на этом условном переходном фрагменте (от 14 до 16 лет) в связи с происходящими изменениями у них, как физиологическими, так и психическими.
Потому, как именно этот период, именуемый этапом личностно-профессионального самоопределения, у взрослеющего подростка — юноши или девушки — является наиболее сложным в жизни.
Эмоциональная сфера подростков и мотивации
В это время у ребёнка происходит формирование своей индивидуальной личностной позиции по всем вопросам и ситуациям. Она часто не согласуется со взглядами и мнением на такую же ситуацию у взрослых людей, в том числе и родителей, что приводит к конфликту, следствием которого может стать потеря взаимопонимания и контактных отношений между ними.
Причины кризиса
Кризисный период в подростковом возрасте может протекать почти незаметно или же наоборот приносить с собой конфликты и девиантное поведение. Причины, по которым возможно такое различие можно разделить на внешние и внутренние.
Чрезмерная опека и тотальный контроль со стороны родителей — первопричина кризиса в переходном возрасте их детей
К внешним причинам кризиса подросткового возраста относится:
- чрезмерный контроль действий ребенка со стороны родителей;
- гиперопека, которая ставит под сомнение способность подростка быть самостоятельным;
- зависимость во взаимоотношениях между членами семьи.
Внутренние причины заключаются в психологических особенностях каждого конкретного ребенка. Качества личности, которые мешают самоутверждению, самовыражению, внутренне воспринимаются как серьезные недостатки. Проявляется склонность в самообвинении себя неудавшимся человеком.
Перестройка организма, выработка значительного количества гормонов приводит к половому созреванию, корректировке всех систем организма. Однако, как и всякая перестройка, она сопряжена с проблемами приспособления к новому мышлению и новому телу, что вызывает поведенческие проблемы.
Проявления психологических новообразований у подростков 14 – 16 лет
Для того чтобы менее болезненно для семьи преодолеть этот наиболее сложный промежуток жизни, необходимо понимать психологические новообразования, возникающие в среднем подростковом возрасте.
В зависимости от развития (созревания) личности ребёнка, новообразования у подростков могут проявляться с 13 лет и длится до 15.
Таких новообразований несколько.
Проблемы в общении со сверстниками у подростков резко возрастают
Переключение своего постоянного общения с учителей и родителей на друзей – одноклассников и сверстников, немного старшего возраста, но являющихся для конкретного подростка авторитетом. В это время у него формируются навыки по социальному взаимодействию, то есть он учится подчиняться чужому мнению, но в это же время отстаивая свои права. Следствием чего становится проявление двух противоречий – принадлежность к группе сверстников и желание обособленности, то есть наличия своего индивидуального личного пространства.
Поведение во время кризиса
Поведению подростка присущи черты, характерные для взрослого, в сочетании с чертами, которыми обладает маленький ребенок.
Особенности в поведении, свойственные подростковому возрасту:
- Отказ от учебы, выполнения домашних обязанностей.
- Выраженное протестное поведение, которое заключается в прогулах занятий, побегах из дома.
- Имитационное поведение. Подражание выражается в стремлении быть похожим на свой идеал взрослого или сверстника.
- Компенсационное поведение. Восполнение недостатков и неспособности добиться результатов в определенной области деятельности, достижениями в другой области.
- Эмансипация. Проявляется в стремление к отделению от взрослых, самостоятельности, желании решать свои проблемы лично.
- Появляется стремление к группировке со сверстниками.
- Возникновение увлечений, хобби, в которых ребенок достигает самовыражения.
- Повышенный интерес к проблемам сексуального характера, влечение к противоположному полу.
Неустойчивый
Это слабохарактерные личности, не отличающиеся ответственностью. Непослушны, нередко асоциальны. Хотя внешне могут быть вполне общительными, услужливыми и послушными.
Не хотят учиться, тянутся к беззаботному времяпрепровождению. Часто попадают в нехорошие истории. Их привлекает все запретное. К семье равнодушны. Формируется такой тип на фоне низкого контроля родителей.
Критичные ситуации
Длительная концентрация внимания и воли, самостоятельное принятие решения, дисциплина, поручения, ограничения в удовольствиях.
Склонность к девиациям
Сексуальная распущенность, асоциальное поведение.
Рекомендации родителям
Во-первых, наберитесь терпения, такта и настойчивости (в хорошем смысле этого слова). Позитивное влияние окажут систематические занятия в спорте. Важное условие – единство действий педагогов и родителей.