Психологическая профилактика девиантного поведения детей и подростков

Девиантным считается любое поведение, отклоняющееся от социальных норм. Ключевым моментом является то, что нормы устанавливаются относительно конкретного общества. Поэтому поведение, нормальное для одних людей, рассматривается как нежелательное в другой культуре.

Общепринятой классификации видов девиантного поведения нет. Ниже приведено несколько разных классификаций в зависимости от признаков, взятых за основу.

Согласно целей, которые преследует индивид, девиантное поведение бывает:

  • корыстной ориентации – стремление получить корыстную материальную выгоду посредством нечестных действий или правонарушений (кражи, обманы, мошенничество, спекуляции);
  • агрессивной ориентации – преступления против личности (изнасилования, убийства, избиения, оскорбления);
  • социально-пассивной ориентации – уклонение от выполнения социальных нормативных обязанностей, избегание активного образа жизни и решения необходимых проблем (прогулы работы и учебы, различные виды зависимости, бродяжничество, суицидальные мысли).

С точки зрения результатов, отклонения от нормы бывают:

  • позитивные – действия индивида направлены на преодоление устаревших стандартов, способствуют изменениям социальной системы в лучшую сторону;
  • негативные – поступки человека направлены на разрушение социальной системы, приведение ее к дисфункции и дезорганизации.

Некоторые специалисты делят девиантное поведение на такие виды:

  • антисоциальное (делинквентное) – поступки человека противоречат правовым, морально-этическим и культурным нормам;
  • асоциальное – индивид совершает действия, которые не соответствуют социальным и правовым нормам общества, в котором он живет, а также обычаям и традициям;
  • аутодеструктивное – такое поведение является угрожающим развитию и целостности самой личности.

Девиантное поведение в детском и подростковом возрасте может включать в себя сочетание нескольких видов или проявляться только одним. Подобные изменения могут проявиться очень рано из-за врожденных причин, возникнуть вследствие физических травм, повлиявших на мозговую деятельность и неврологическое состояние, или же быть сформированы в процессе воспитания или при влиянии неблагоприятных социальных и психотравмирующих факторов.

Оценка своих поступков у детей и подростков также может иметь разный характер. Одни чувствуют свою вину, из-за чего у них падает самооценка и появляются неврозы. Другие считают свое поведение нормальным, оправдывают его, пусть даже общество считает это отклонениями от нормы.

Девиантное поведение детей

Проблемы в воспитании, непослушание и агрессивные аспекты поведения заставляют родителей задуматься о психическом состоянии ребенка уже в раннем возрасте.

Причины девиантного поведения у детей довольно разнообразные:

  • Биологические – включают в себя внутриутробные поражения (токсическое воздействие, асфиксия и пр.), наследственные заболевания, провоцирующие задержки физического и психического развития, повреждения нервной системы. Сюда же относятся нарушения соматического и психического характера, полученные ребенком в первые годы жизни (черепно-мозговые травмы, частые стрессы и пр.).
  • Социальные – отражают различные уровни неблагополучия окружающих людей. Сюда относится алкоголизм родственников (например, молодая семья живет в одной квартире с пьющим дедом), излишняя конфликтность, насилие в семье. Все это провоцирует ребенка корректировать свое поведение в соответствии с асоциальными нормами. Также повлиять на девиантное поведение может неполная семья, поскольку у ребенка наблюдается дефицит ролевых и поведенческих реакций, которые должны быть заимствованы у соответствующего члена семьи.
  • Педагогические – сюда относится злоупотребление запретами, отсутствие объяснений наказаний, что в свою очередь вызывает протестную реакцию со стороны ребенка. Также девиантное поведение развивается вследствие стандартизированного подхода к обращению с детьми в дошкольных и школьных учреждениях, где не учитываются индивидуальные особенности.
  • Психологические – особенности воспитания в семье, неблагоприятно повлиявшие на эмоционально-волевую сферу ребенка, например, воспитание по типу «кумир семьи», гипер- или гипоопека, насилие в семье, алкоголизм родителей. Также к психологическим причинам относится нарушение привязанности ко взрослым.

Если существуют медицинские показания, то терапию необходимо проводить на максимально ранних сроках. В случае социальных и педагогических причин имеет смысл задуматься над сменой стратегии поведения взрослых.

Точно также и психологические причины требуют немедленной коррекции. Если отклоняющееся поведение игнорируется в детском возрасте, то потом оно закрепляется и становится более устойчивым, перетекая в подростковый.

Как проявляется девиантное поведение

Школьник

  • слишком часто дерется;
  • хулиганит;
  • жесток по отношению к сверстникам или животным;
  • портит чужие вещи;
  • поджигает что-либо;
  • ворует;
  • часто лжет;
  • прогуливает школу, нарушает школьные правила;
  • уходит из дома, бродяжничает;
  • ведет себя вызывающе, намеренно провоцирует других людей на конфликты.

Отклонение может быть двух видов. К первому относятся такие нарушения, которые предполагают уголовную ответственность, иначе говоря, криминальные. В настоящей статье мы не будем подробно останавливаться именно на этой форме, предметом статьи будут проявления, относящиеся ко второму виду — нарушения в результате искажения социальных установок, не предполагающие уголовной ответственности, а также отклонения из-за трудностей в обучении и неблагоприятной семейной обстановки. Чаще всего предпосылки к появлению таких отклонений формируются в детском возрасте и закрепляются к подростковому.

Девиантное поведение подростков

Отклоняющееся поведение в подростковом возрасте несет большую опасность, чем в детском. Во-первых, потому что подросток может совершать более разрушительные действия. Во-вторых, потому что корректировка подобных явлений требует активных действий и длительного времени.

Причины возникновения девиантного поведения подростков могут начинаться еще с раннего детского возраста, а могут сформироваться уже позже под влиянием группы сверстников или из-за смены обстановки, дезадаптации (например, по причине распада семьи, утраты близкого человека и т.д.).

Наиболее распространенные формы девиантного поведения подростков:

  • деструктивно-агрессивная — для нее характерны радикальные и даже бунтарские поступки индивида с целью установки новых порядков в среде, где он находится, это может быть семья или интернат, дет.дом, а также изменение деятельности социальной группы или своего места в ней (класс в школе, группа на кружке или в спортивной секции, бандитская группировка на улице и т.д.).
  • деструктивно-компенсаторная — более мягкая форма девиантного поведения, при которой подросток пытается занять желаемое место в обществе или достичь определенных изменений своего социального статуса. В отличие от деструктивно-агрессивной формы поведения в данном случае человек чаще всего уступает своим принципам и убеждениям, попадая под влияние определенной социальной группы. Это может быть подчинение правилам неформальных группировок в обмен на их дружбу, защиту, признание или материальное обеспечение. Например, подросток, ранее не пробовавший сигареты или алкоголь или не использовавший нецензурные выражения, начинает их употреблять. Присоединяется к травле кого-то вне группы или же занимает пассивную позицию, не пытаясь защитить жертву от нападок сверстников.
  • компенсаторно-иллюзорная — направлена на снятие психологического дискомфорта и неудовлетворенности текущим положением дел при помощи психоактивных веществ. Тут нет противостояния социуму, подросток выбирает изолировать себя от него или искусственно изменить существующее восприятие.

Коррекция последней формы девиантности обычно вызывает наибольшие трудности, поскольку кроме психологических особенностей необходимо решать и проблему зависимости.

Причины девиантного поведения

Отклонение может сформироваться в результате заданных изначально, органических причин либо в результате нарушений в процессе развития и воспитания. К изначально предопределенным причинам отнесем генетические дефекты развития, родовые травмы, нарушения формирования и развития различных систем и функций организма (интеллектуальное развитие, особенности мыслительных операций и пр.). Эти причины создают условия для возникновения нарушений (например, у гиперактивных детей, умственно отсталых, аутичных). Но, чаще всего, они всего лишь определяют группу риска для развития социального девиантного поведения детей и подростков. Школьник может не иметь никаких проблем с дисциплиной, имея в то же время такие нарушения в развитии. При этом в субъективно сложных стрессовых условиях такой школьник или подросток может начать вести себя так, что будет попадать под определение девиантного ребенка. Условия риска могут быть связаны с различными сферами жизни.

В семье это:

  • антиобщественный характер семьи в целом либо отдельных ее членов: маргинальный образ жизни родителей, алкоголизм, наркомания и пр.;
  • неполная семья либо тяжелое нарушение отношений между родителями;
  • нарушения в стиле семейного воспитания (по типу гипер или гипоопеки, кумира семьи и пр.);
  • физическое или психологическое насилие в семье (как по отношению к детям, так и по отношению к другим членам семьи, чему дети являются свидетелями).

В школе это:

  • приоритет в обеспечении личного авторитета педагога любой ценой (в том числе с помощью унижений, оскорблений ребенка);
  • сложность заданий, превышающая реальные возможности школьника (интерес к учебе и познанию теряется, подросток ищет другие способы для самоутверждения и компенсации собственной неуспешности);
  • ученику трудно найти свое место в коллективе, либо коллектив выбирает его как средство решения собственных социально-психологических трудностей, и это может выражаться в бойкотах, высмеивании, травле.

Если какие-то из перечисленных причин присутствуют, то процесс формирования и закрепления психологии девиантного поведения выглядит так: 1. Ученик не знает, как вести себя в новых, непривычных для него условиях. Известные ему способы не помогают, а новым он пока не научился либо не знает как можно вести себя иначе. 2. Школьник пытается выстраивать отношения с окружающими, однако его попытки не достигают успеха. В результате он истощается, убеждается в своей неуспешности и не уверен в своих силах. Одновременно появляется и растет его гнев по отношению к происходящему, а это уже подталкивает маленькую личность к нарушению принятых в обществе правил. 3. Ситуация становится психологически невыносимой для незрелой личности, при этом она не умеет разрешить ее приемлемым способом. 4. Дальше отклонение от нормы может формироваться одним из двух способов. Либо школьник совершает неприемлемые поступки и в то же время понимает неправильность своего реагирования. В этом случае он испытывает чувство вины, его самооценка становится низкой и подросток оказывается в ситуации все большего психологического перенапряжения. В результате могут возникнуть различные психологические нарушения (неврозы, психозы), требующие квалифицированной помощи. Либо подросток совершает негативные поступки и при этом оправдывает их. У него не возникает внутреннего конфликта в связи с тем, как он себя ведет, он действует с целью получения выгоды или повышения самооценки, позиции среди сверстников, самоутверждения.

Профилактика девиантного поведения

Профилактические мероприятия должны быть направлены на выявление детей группы риска, устранение факторов, способствующих развитию девиаций, а также на оказание своевременной помощи.

Для того, чтобы стабилизировать эмоциональную и поведенческую сферы у детей и подростков, необходимо:

  • Формировать интерес к окружающему миру и людям, стремление изучать и понимать закономерности реагирования людей и функционирования общества. Делать это нужно не только в образовательных учреждениях, а прежде всего в семье.
  • Знакомить ребенка с соответствующими правилами поведения в различных жизненных ситуациях. Для малышей возможно закрепление необходимых навыков в игровой форме, для подростков подойдут тренинговые занятия.
  • Развивать адекватное самовосприятие и самооценку, что впоследствии дает возможность ориентироваться в любых ситуациях и выбирать подходящее поведение из тех стратегий, которые были успешно усвоены ранее.
  • Развивать навыки общения разных форм для любых ситуаций, а также с разными категориями людей. Чем больше человек получает соответствующей практики, тем выше вероятность подсознательного использования правильной стратегии в реальной ситуации.
  • Родителям уделять внимание внутрисемейному взаимодействию и психоэмоциональной атмосфере в семье. Развивать взаимопонимание между собой и родительскую компетентность.

Для категорий детей и подростков, прошедших коррекционные программы, необходима профилактика возвращения к прежним формам взаимодействия. Тут ключевыми моментами будут отработка полученных навыков, соответствующая моральная и психологическая поддержка.

Психологическая профилактика девиантного поведения детей и подростков

Печать

Перемены, происходящие в нашем обществе, сегодня с особой остротой обозначили проблему помощи детям и подросткам с отклоняющимся поведением и разработку действенной системы мер профилактики и реабилитации этой группы молодежи.

Поиск эффективности мер социальной профилактики предполагает определение сущности понятия “отклоняющегося поведения”, его видов, факторов, влияющих на накопление отклоняющегося потенциала обучающихся, причин отклоняющегося поведения детей и подростков, а также роли образовательных институтов в решении задач предупреждения отклонений в поведении.

Отклоняющимся (девиантным) поведением принято называть социальное поведение, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам.

И.С.Кон уточняет определение девиантного поведения, рассматривая его как систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры и морали.

Существующая на сегодня система мер профилактики девиантного поведения неэффективна. Причины:

  • приоритет учебных задач перед задачами воспитания в работе с детьми и подростками в образовательном учреждении;
  • низкая доступность конкретных технологий профилактической работы для практических работников образования;
  • осуществление помощи “трудным детям” преимущественно педагогами-энтузиастами;
  • бессистемность и непоследовательность в реализации мер профилактики и реабилитации.

Для того чтобы меры профилактики были более эффективными, необходимо создание следующих условий:

  • выявление адекватности применяемых мер профилактики на основе данных социально-педагогического мониторинга;
  • научно-методическое оснащение процесса взаимодействия школы, семьи и других социальных институтов по организации работы с детьми с отклоняющимся поведением (организация межведомственного взаимодействия);
  • обучение с целью повышения уровня компетентности специалистов.

Девиантное поведение подразделяется на две категории:

  1. Поведение, отклоняющееся от норм психологического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии.
  2. Антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные, культурные и особенно правовые нормы.

Отклонения в поведении детей и подростков могут быть обусловлены следующими причинами:

  • социально-педагогической запущенностью
    , когда дети или подростки ведут себя неправильно в силу своей невоспитанности, сложившихся негативных стереотипов поведения, отсутствия у них необходимых позитивных знаний, умений и навыков;
  • глубоким психологическим дискомфортом
    , вызванным неблагополучием семейных отношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, несложившимися взаимоотношениями со сверстниками в коллективе класса, неправильным (несправедливым, грубым) отношением к нему со стороны родителей, учителей, одноклассников;
  • отклонениями в состоянии психологического, физического здоровья и развития
    , вызванные возрастными кризисами, акцентуациями характера и другими причинами физиологического и психоневрологического характера;
  • отсутствием условий для самовыражения
    , незанятостью полезными видами деятельности, отсутствием позитивных и значимых социальных и личностных жизненных целей и планов, а также отсутствием конструктивного досуга;
  • безнадзорностью
    , отрицательным влиянием окружающей среды и развивающейся на этой основе социально-психологической дезадаптацией, смешением социальных и личностных ценностей с позитивных на негативные.

Способы профилактики девиантного поведения подростков:

Система профилактики девиантного поведения несовершеннолетних в современных условиях должна учитывать имеющийся положительный опыт и вместе с тем новые требования общества.

Она должна характеризоваться:

а) сочетанием государственных и общественных начал, сил и ресурсов в этой деятельности;

б) сочетанием четырех задач: воздействие на личность, среду, деятельность субъектов воспитания и профилактики, общественное мнение;

в) специализацией информационного фонда, методики, организационных форм и управления, кадров и ресурсов;

г) распределением функций между отдельными участниками профилактической деятельности;

д) определением сферы применения мер воспитания, обеспечения нормальных жизненных условий, социальной помощи и собственно профилактики, включая правовые ее формы;

е) переходом в случае необходимости от преимущественно общевоспитательных к правовым мерам воздействия, обеспечения достаточности и своевременности этого воздействия.

В основе системы профилактики должны лежать законность, справедливость, демократизм, взаимодействие на уровне страны, субъекта федерации, местного самоуправления и между этими уровнями, специализированная законодательная база.

Воспитание и профилактика -взаимодействующие, но не тождественные сферы; поэтому, в частности, нельзя ожидать от образовательных учреждений решения общевоспитательными средствами задач, которые требуют специализированных средств.

Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних, как непрерывно действующая система, имеет следующие основные этапы:

а) оздоровить среду и оказать помощь несовершеннолетним, оказавшимся в неблагоприятных условиях жизни и воспитания, еще до того, как отрицательное действие этих условий существенно скажется на поведении таких лиц (этап ранней профилактики);

б) не допустить переход на преступный путь и обеспечить исправление лиц со значительной уже степенью дезадаптации, совершающих правонарушения непреступного характера (этап непосредственной профилактики);

в) не допустить переход на преступный путь и создать условия для исправления лиц, систематически совершающих правонарушения, характер и интенсивность которых указывают на вероятность совершения преступления в ближайшем будущем (этап профилактики предпреступного поведения).

Способами профилактики являются:

1. Обеспечение эффективного участия семьи. Это связано с развитием помощи семьям, воспитывающим подростков в условиях ниже прожиточного минимума, в условиях отсутствия одного из родителей, болезни или продолжительного отсутствия родителей по характеру работы; защиты семей с подростками от материальных и моральных последствий безработицы родителей или вынужденной смены мест работы; формированием в условиях, когда многие семьи растерялись, потеряли четкие представления о месте и задачах семьи в воспитании подростков, знаний прав и обязанностей в этой сфере, способов их осуществления, возможностей получения помощи от государственных органов, органов местного самоуправления и общественности в случаях, когда надо защитить права подростков или пресечь негативное влияние на них.

2. Существенное значение имеет эффективная помощь в создании жизненной перспективы для подростков с физическими и психическими аномалиями. Поскольку вероятность девиантного поведения у них в 4-5 раз выше, чем в среднем у несовершеннолетних, из-за неадаптированности в нормальной среде, расширение сети учреждений, социальной, медицинской и психологической их адаптации, как и консультационной помощи семье, имеющей таких подростков, относится к числу первоочередных задач.

3. Совершенствование деятельности образовательных учреждений. Это связано с предложениями по восстановлению роли школы в жизни подростков на основе педагогики, диалога и сотрудничества, совместной деятельности с семьей, качественного повышения квалификации, культурного и нравственного уровня педагогов и создания для них материальных условий и психологической атмосферы, которые стимулировали бы их закрепление в школе и реализацию воспитательного потенциала образовательного учреждения.

4. Деятельность органов, способствующих трудоустройству подростков, не продолжающих учебы, и их трудовой адаптации. В современных условиях особенно важно обеспечить сохранение преимуществ в приеме на работу подростков, особого порядка их увольнения (исключения из образовательных учреждений); сохранение специальных должностных лиц по работе с подростками на предприятии, а также материального и морального поощрения.

5. Деятельность учреждений, организующих досуг несовершеннолетних с выделением специальных задач в отношении подростков из неблагополучных семей, других групп риска. В настоящее время наиболее актуальны мероприятия, которые должны возобновить деятельность сети клубных (культурно-воспитательных, спортивных) учреждений для несовершеннолетних. Одновременно через благотворительность, добровольные фонды, общественные организации. С учетом того, что места формирования группировок несовершеннолетних по месту жительства — это районы с особо низким уровнем культуры и возможностей досуга молодежи, перечисленные выше мероприятия еще более актуализируются в качестве социальной основы профилактики.

6. Развитие службы социальной защиты и помощи семье и несовершеннолетним. Закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» выделяет в качестве одного из приоритетных направлений деятельности социальной службы помощь, поддержку, защиту несовершеннолетних в трудной жизненной ситуации, связанной с сиротством, безнадзорностью, малообеспеченностью, конфликтами и жестоким обращением в семье, отсутствием постоянного места жительства. В этой связи в перечне учреждений социального обслуживания предусматриваются территориальные центры социальной помощи семье и детям, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты, детские дома-интернаты для детей с физическим недостатками.

7. Участие добровольных фондов, общественных организаций, общественных объединений и движений. Зарубежный опыт свидетельствует о том, что социальная защита семьи и несовершеннолетних, поддержка и помощь детям из групп риска в значительной степени может осуществляться (включая подготовку и оплату кадров социальных работников) на базе этих организаций и объединений. К числу мер ранней профилактики относятся: обучение родителей; устройство детей в группу продленного дня; материальная помощь из средств социальной службы; беседа о правах и обязанностях родителей; рассмотрение компетентными органами материалов о ненадлежащем выполнении родительских обязанностей; направление на лечение и т.д. Выявление семей, нуждающихся в помощи, и семей, в отношении которых необходимо принять меры воздействия в целях обеспечения нормальной обстановки, осуществляют органы социальной защиты и помощи семье и несовершеннолетним во взаимодействии с образовательными учреждениями и общественными объединениями.

Таким образом, ранняя профилактика осуществляется и с помощью некоторых запретительных и ограничительных мер (например, маркировка на изданиях СМИ, запрет продажи алкогольных напитков детям и подросткам), а также с помощью правовой и педагогической пропаганды.

Негативной тенденцией в жизни общества является кризис института семьи, нивелировка понятия нравственных ценностей и моральных норм, следствием чего является неуклонный рост количества социальных сирот, рост детской безнадзорности, преступности. Понятие девиантное поведение превратилось в широко применяемое в педагогике.

Девиантное поведение в педагогической практике обыкновенно соотносимо с понятием трудный подросток.

В настоящее время трудным подросткам или подросткам с девиантным (отклоняющимся) поведением уделяется достаточно много внимания специалистов. Психологический портрет трудного подростка, подаваемый в современной литературе, выглядит примерно так: «Подросток с девиантным поведением агрессивен, тщеславен, упрям, эмоционально неуравновешен, апатичен, не приемлет общественных норм. Поведение имеет импульсивный характер, система ценностей подменена групповыми нормами, ориентирована на досуг».

Хотелось бы о относят различные категории подростков. Это и педагогически запущенные дети и социально дезадаптированные и трудновоспитуемые, к которым часто относят акцентуированных подростков, конфликтных, подростков с высоким уровнем негативизма, демонстрирующих нонконформистские тенденции в поведении. Также, к девиантам относят и подростков с антисоциальной направленностью. Все эти категории подростков обычно объединяются в одну группу — подростки с «отклоняющимся поведением». Различные составляющие приведенной нами характеристики в той или иной степени действительно свойственны различным категориям трудных подростков. Вместе с тем, объединение их в оду группу как бы предопределяет ожидание отклоняющегося поведения и проявления характеристик, соответствующих негативным ожиданиям. Данная схема соотносима с теорией стигматизации, объясняющей появление и закрепление девиантного поведения следствием того, что социальная группа наклеивает на личность соответствующие ярлыки путем соотнесения действий конкретного человека с определенными ожиданиями (первичная девиантность), создается репутация, которая вынуждает индивида придерживаться девиантной роли (вторичная девиантность).

Таким образом, относя подростка к группе «трудных детей» мы даем ему возможность усугублять свою девиантность.

Исполнитель:

Шарыпова О.А. педагог-психолог кабинета мед. профилактики

Список использованной литературы:

1. Волков П.Б. Роль воспитательной системы интернатного типа в развитии способности регуляции аффектов у подростков – сирот с аддиктивным поведением // Психологическое сопровождение образовательного процесса: состояние, проблемы, перспективы. Материалы V Психологических чтений Всероссийской научн. –практ. конфер:Уфа: БГПУ,2008 – 130 с

2. Клейберг Ю.А. Девиантология. Хрестоматия.СПб: Питер, , 2010

3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл; Изд. , 2004

4. Москаленко В.Д., Шибакова Т Л. Аддиктивное поведение в семьях больных алкоголизмом // Наркология. 2003. № 9. С. 14-17.

Возврат к списку

Примеры девиантного поведения и правильная реакция родителей

Один из частых примеров, с которым родители обращаются к психологу, это когда ребенок ведет себя агрессивно без видимых на то причин или устраивает скандалы.

Наиболее эффективной ответной реакцией со стороны взрослых, предотвращающей повторение подобных проявлений, будет ее полное отсутствие. Т.е. даже если ребенок падает на пол, захлебывается в истерике и кричит на всю улицу, родитель должен начать с ним разговаривать только после полного успокоения. Таким образом, тренируется самоконтроль и закрепляется поведение, при котором малыш понимает, что будет выслушан только при нормальном поведении.

Прогулы школы и систематическое невыполнение заданий не должны вызывать со стороны родителей избыточную реакцию, но игнорироваться также не могут. Такая форма может быть способом привлечения к себе внимания именно со стороны семьи или же возникнуть вследствие возникших психологических трудностей в школьном коллективе. Тут важно спокойно обсудить с ребенком причины такого поведения, не устраивая допроса и не намекая на наказание. Главное — дать ребенку понять, что вы заодно, то есть даже записку классному руководителю готовы написать, если банальный отдых исправит ситуацию.

В случае правонарушений и/или наличия фактов употребления наркотических веществ необходимы кардинальные меры по пресечению данного вида поведения вплоть до смены места жительства, если других возможностей изменить круг общения ребенка не представляется. Необходимо также тщательное исследование причин такого поведения и их устранение, поскольку без удаления «корня» проблемы ее повторение очень вероятно.

Коррекция девиантного поведения

В связи с тем, что причины нарушения поведения у детей и подростков лежат в разных сферах их жизни, как семейной, так и социального развития ребенка, для их коррекции необходим комплексный подход. Важно обследовать мальчика или девочку на предмет наличия биологических причин отклоняющегося поведения и, в случае их наличия, обеспечить адекватное лечение. Также необходимо провести ревизию способов воспитания в семье, устоявшихся моделей взаимодействия между взрослыми и младшими членами семьи. Здесь неоценимую помощь окажут консультации семейного и детского психолога, поскольку в его компетенции увидеть и помочь скорректировать те моменты, которые, в силу их привычности и обыденности, могут быть незаметны родителям. Дети и подростки часто попадают в трудные ситуации только потому, что у них не хватает социальных навыков и умений. Они не знают, как отреагировать на провокацию, как сообщить о своем недовольстве и несогласии в приемлемой форме и расстраиваются и злятся, когда реакции других людей идут вразрез с их ожиданиями. Для формирования таких навыков по совету психолога используются ролевые игры, создающие трудные социальные ситуации и позволяющие молодому человеку или девиантному подростку найти новые способы взаимодействия в «лабораторных условиях» игры, в поддерживающей атмосфере. Школьник получает обратную связь о своих способах контактировать с взрослыми и сверстниками и обучается пониманию, как его действия и поступки могут отражаться на реакциях и поведении других людей. В условиях групповых или индивидуальных занятий с психологом дети узнают о том, каким образом они могут удовлетворять свои потребности в самовыражении, не причиняя вред другим людям и себе, а также получают навыки социально-приемлемого поведения. С помощью и поддержкой специалиста «трудный подросток» закрепляет новые способности и находит силы и возможности переносить полученные навыки из учебно-игровой ситуации в реальную жизненную обстановку. Девиантное поведение детей и подростков вызывает много сильных переживаний у родителей и педагогов, много гнева, страха, возмущения. Однако человек с нарушенным поведением часто страдает сам от невозможности решать трудные для него жизненные ситуации социально положительным способом. Часто отклоняющееся поведение является криком о помощи, сигналом, что школьник переживает серьезное неблагополучие и нуждается в поддержке. Постарайтесь услышать этот призыв и своевременно обратиться за помощью для своих детей и для себя!

Если вам или вашим детям требуется психологическая помощь, позвоните по тел. и запишитесь на прием к психологу в СПб!

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]