Защитные механизмы по Фрейду с примерами. Книги по психологии, которые стоит прочитать

Кто из нас хоть раз не находился в процессе отрицания, вытеснения, проекции, рационализации или интеллектуализации событий, регрессируя в детство, замещая свой гнев или сбегая в фантазии? Многим эти термины хорошо знакомы. Своим местом в культуре по большому счёту они обязаны психоаналитику Анне Фрейд, которая каталогизировала эти и другие защитные механизмы в своей книге «Эго и механизмы защиты» (Das Ich und die Abwehrmechanismen, 1936). Она объяснила, как мы иногда впадаем в неприятное и даже смущающее поведение, чтобы защитить своё Эго – предпочтительную версию самих себя.

Дочь Зигмунда Фрейда внесла значительный вклад в психоаналитическую науку. Многие термины, введённые Зигмундом Фрейдом, – Эдипов комплекс, Ид (Оно), Эго и Супер Эго – остаются в современном лексиконе. Определения, которые дочь «отца психоанализа» дала механизмам защиты, находят ещё большее применение.

О ключевых механизмах с разъяснениями и примерами можно узнать всего за 6 минут из видео, опубликованного YouTube-каналом The School of Life.

Видео с русскими субтитрами, ниже стенограмма:

Анна Фрейд была дочерью основателя психоанализа Зигмунда Фрейда. Она родилась в Вене в 1895 году, когда радикальные теории её отца о сексе и психике начали набирать популярность в Европе. Она стала школьным учителем и затем – психоаналитиком и пионером в психоаналитическом лечении детей, открывая клиники и детские сады для детей, травмированных войной, выживших в холокосте или имеющих другие сложности в жизни.

Для нас, возможно, наиболее важно то, что Анна – проводник по теме защитных механизмов, которые она прекрасно описала в своей книге 1936 года «Эго и механизмы защиты». В книге впервые изложена идея, что мы инстинктивно пытаемся защитить своё Эго (наше представление о том, кем мы являемся) с помощью различных защит.

Сложность состоит в том, что, защищая себя от гипотетической боли, мы наносим вред нашей возможности построения долгосрочных отношений с реальностью и, как следствие, своему дальнейшему развитию и созреванию.

Анна Фрейд выделила 10 защитных механизмов:

Определение понятия

Защитные механизмы — это одно из важнейших понятий психоанализа, которое представляет собой способы самозащиты (а именно, защиты своего «Я»), регулирования негативных импульсов, которые исходят из сознания человека. Это происходит под воздействием общественных правил и норм, которые, так или иначе, оказывают давление на индивида. Защитный механизм призван оградить человека от возможных переживаний и тревог, которые вызваны несоответствием социальных воззрений и личных взглядов человека. Данный термин впервые был озвучен в 1894 году известным психологом Зигмундом Фрейдом.

Общая информация

Психоанализ – одно из направлений в психологии, основанное Зигмундом Фрейдом, именно он и ввёл в обиход понятие о защитных механизмах, считая, что это такой способ психики защититься от напряжения.

Если бы у нас не было такого рода самозащиты, мы бы все поголовно страдали неврозами. Они являются приобретёнными, обычно в детстве, ребёнок, наблюдая за типом реакции взрослых на различные раздражители, перенимает их, так как считает, что именно так вести себя правильно и необходимо. Таким образом он социализируется, даже ещё не умея разговаривать. Он всё будет «впитывать как губка» и в дальнейшем, конечно же, повторять.

Дети не так глупы, как кажутся на первый взгляд, они способны «считывать» информацию, даже если она тщательно оберегается. Они умеют чувствовать, не умеют и не знают лишь то, как с этим потом обходиться. И если родители «застревали» на каком-то одном механизме, или слишком часто ими пользовались — то не стоит удивляться, что у их чада, уже взрослого, будет аналогичное поведение и проблемы.

Основные свойства защитных механизмов

Рядом особенностей обладают защитные механизмы по Фрейду. С примерами из реальной жизни стоит ознакомиться для того, чтобы уяснить природу данного явления. Так, защитные механизмы обладают такими свойствами:

  • являются своего рода самообманом, так как проявляются на бессознательном уровне;
  • искажают восприятие реальности, что может быть еще более опасным для человека, чем реально существующая угроза;
  • представляют собой эмоциональную сторону реакции на окружающие события;
  • могут возникать на основе боязни того, что негативные импульсы перейдут в разряд осознанных.

Состояния, запускающие защиту

Механизмы психологической защиты личности не формируются на уровне главного регулятора человеческого поведения – сознания. Фрейд научно обосновал существование глубинного уровня бессознательного, наполненного стремлениями, влечениями и желаниями.

Фрейд понял, что неосознаваемые переживания значительно влияют на жизнь и поведение человека, а также становятся причиной возникновения нервно-психических заболеваний.

Чтобы понять природу возникновения защитных механизмов, необходимо определить структуру психики человека:

  • Ид («Оно»). Врожденные стремления человека, инстинктивные и иррациональные импульсы психики.
  • Суперэго («Сверх-Я»). Высшая система ценностей человека, приобретенная им в процессе усвоения правил поведения и общественных норм
  • Эго («Я»). Часть личности, ответственная за принятие решений, появляется лишь в результате конфликта Ид и Суперэго.

Согласно этой теории, Эго («Я») старается контролировать импульсы «Оно». При этом Эго старается примириться и с Суперэго и его нормами и табу. Главный конфликт происходит между врожденными стремлениями (Ид) и высшей системы ценностей (Суперэго).

Эго уменьшает беспокойство, работая путем направления негативных импульсов в поведение, являющееся положительным и социально удовлетворительным. В этом человеку помогают психические защиты, различающиеся, в зависимости от ситуации и тяжести внутренних личностных противоречий.

Вытеснение

Рассматривая защитные механизмы по Фрейду, в первую очередь стоит отметить вытеснение. Это своего рода основа, при помощи которой впоследствии могут формироваться более сложные механизмы. Вытеснение представляет собой «забывание» или «удаление» из сознания тех чувств и мыслей, которые причиняют психологический дискомфорт. При этом из памяти могут исчезнуть события, которые предшествовали травме.

При этом стоит отметить, что вытеснение не является абсолютным. Всегда есть риск, что воспоминания о неприятных событиях вырвутся наружу, а потому приходится затрачивать огромное количество энергии на их подавление. Это может негативно сказаться на личностном развитии человека. При этом даже если механизм вытеснения сработал, раздражитель может снова появляться во сне или проскакивать в оговорках.

Защитные механизмы по Фрейду находят свое отражение в реальной жизни. Так, например, порядочный супруг, в силу своих моральных принципов, не допускает возможности измены своей жене. Он всячески вытесняет подобные мысли и фантазии. Тем не менее не исключено, что во сне он принимает участие в утехах с посторонней женщиной.

Подводя итог

Несмотря на всю свою сложность и запутанность, модель защитных механизмов Плутчика, Келлермана и Конте может быть хорошим практическим инструментом для большей осознанности и эффективности по жизни. Предлагаем вам еще раз пройтись по списку возможных психологических защит и ответить на вопросы:

  1. Какие из защитных механизмов вы у себя замечали?
  2. Есть ли среди них такой, который вы используете чаще других?
  3. Какие из подобных реакций вам бывает сложно контролировать и отдавать себе отчет, когда вы к ним прибегаете?
  4. И самое главное, какие иные способы справиться с неприятными событиями, чувствами или своими недостатками существуют? Как еще можно отреагировать и повести себя? Какой подход или поведение будет наиболее эффективным и благоприятным в долгосрочной перспективе?

Чем лучше вы осознаете свои бессознательные психологические защиты, тем меньше они управляют вами и являются автоматическими. Так возможно не только выбирать самый оптимальный вариант поведения, но и стать хозяином своих реакций и своей жизни. Если же вам интересно развить навыки осознания и управления своими эмоциями, обращаем ваше внимание на онлайн-программу «Психическая саморегуляция». Данный курс обучает умению контролировать и гармонизировать свои психические состояния, что делает качество жизни лучше.

Желаем вам удачи!

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Оговорка по Фрейду: скрытое значение непроизвольной подмены слов
  • Защитные механизмы психики
  • Сублимация в психологии
  • Теория эмоций Роберта Плутчика
  • Поведенческие механизмы
  • Рефрейминг своей темной стороны
  • Как управлять гневом?
  • Терапия Хакоми
  • Интеллект: определение, развитие и деградация
  • Страх: психологические основы и известные научные исследования этого феномена

Ключевые слова:1Когнитивистика, 1Психорегуляция

Проекция

В стрессовых ситуациях практически всегда срабатывают защитные механизмы. По Фрейду на втором месте стоит проекция. Ее смысл состоит в том, что индивид старается перенести свои мысли, чувства и жизненные обстоятельства на других людей. Таким образом, он снимает с себя всякую вину и ответственность за собственные неудачи и неприятности. В качестве примера можно привести ученика или студента, который не подготовился к экзамену. Свою плохую оценку он пытается оправдать предвзятым отношением со стороны преподавателя. Если говорить о спортсменах, то в своем поражении они нередко обвиняют низкое качество спортивного снаряжения, игровое поле или нечестное судейство.

Обращение против себя.

Это когда мы думаем плохо о себе, избегая таким образом ещё более ужасных мыслей: что кто-то, на чью любовь мы надеемся, на самом деле нас не любит.

Анна Фрейд обнаружила, что дети делают это постоянно. Ребёнок, подвергшийся насилию со стороны родителя, как правило, будет искать спасения в такой мысли, которая хоть и мрачна, но мене ужасна, чем альтернативы. Он или она будут думать: я, должно быть, никчемный, раз мой родитель так со мной поступает. Так что на самом деле ход мыслей таков: у меня всё ещё есть хороший родитель.

Конечно, больно думать, что мы плохие и никчемные, но для особо хрупкой детской психики это переживается менее катастрофично, чем альтернатива: думать о том, что мы в руках родителя, которому всё равно.

Замещение

Рассматривая примеры психологических защит, нельзя обойти стороной замещение. Его механизм состоит в том, чтобы переадресовать внимание с угрожающего на другой объект. Самый яркий пример действия данного механизма — это ребенок, наказанный родителями за шалость. Будучи не в силах ответить им, он вымещает свою злость на младшем брате или сестре, пиная его или ломая игрушки.

Реакция замещения присуща не только детям, но и многим взрослым. Так, например, нередко сотрудники подвергаются нападкам и критике со стороны руководства. Страх потерять работу останавливает их перед тем, чтобы ответить начальству. Тем не менее, приходя домой, они могут выместить агрессию на членах своей семьи.

Стоит отметить, что некоторые индивиды весьма своеобразно реализуют механизм замещения. Будучи слабыми по своей природе, они не могут выместить свою агрессию на постороннем человеке, а потому начинают подавлять сами себя. Как результат, человек себя подавляет эмоционально, занимаясь самокритикой и самобичеванием.

Виды и механизмы защит по Фрейду, описание и характеристика

Механизмы психологической защиты личности предлагают своеобразное решение интерпсихического конфликта человека. Конфликт маскируется и вытесняется; Фрейд считал, что главной задачей психоаналитика в данном случае – от симптома пациента выявить его психологические защиты.

В дальнейшем, анализируя их, можно будет сказать, какие в основе психики человека лежат желания и нормы Суперэго, которые не позволяют этим желания реализоваться. Последним этапом работы с психологическими защитами – это донести до сознания человека диктуемые Суперэго правила и нормы не способом внушения, а донесением и пониманием.


Механизмы психологической защиты личности — схема, как выглядит по Фрейду.

Чтобы самостоятельно определить психологические защиты у себя, необходимо изучить основные механизмы психики, позволяющие смягчить тревогу и избавиться от негативного осознания внутренних противоречий.

Вытеснение

Вытеснение – это неосознанное «забывание» неприятных фактов и нереализованных потребностей, замещение их вполне достижимыми целями. Эта защита является самым универсальным способом избавиться от внутреннего конфликта и заключается в активном исключении чувств, желаний и побуждений из сферы сознания, которые вызывают боль, стыд или вину.

Действие этого механизма может объяснить многие случаи, когда человек забывает выполнять определенные задачи, которые ему совершенно не хочется делать или вытесняет из памяти информацию о каких-либо значимых датах, которые напоминают ему что-то неприятное или подразумевают собой выполнение нежелательных действий.

Вытеснение истинных, но неприемлемых переживаний, может выражаться в попытке оправдать свое положение внешними обстоятельствами. Например, человек может объяснять свое нежелание заниматься работой неблагоприятными условиями: «Я не хожу на работу не потому, что мне нравится бездельничать, а потому что политическая обстановка препятствует нормальному профессиональному развитию».

Рационализация

Рационализация – это псевдоразумное объяснение. Данная защита является попыткой контроля отрицательной или неприемлемой для человека информации через искажение факта или поведения окружающих (или себя).

Когда человек рационализирует, он использует пластичность логики и подгоняет событие или поведение человека под свою модель мира (в свою сторону), искажая при этом рациональные факты этого события.

Регрессия

Регрессия – это возвращение к более ранним типам поведения (чаще всего, связанных с детством), которые показывают раннее психологическое развитие, инфантилизацию. Например, во время чувства зависти в случае фрустрации (невозможности удовлетворить) потребности, усиливающейся неприятным осознанием того, что кто-то другой ее беспрепятственно удовлетворяет.

У человека проявляется тенденция к кратковременному возврату к более ранним схемам поведения (отсутствие контроля над эмоциями, безапелляционные требования «хочу!»), которые в прошлом обеспечивали удовлетворение потребностей.

Некоторые исследователи считают, что регрессия обычно воспринимается как последний рубеж защиты, к которому прибегают, когда более «взрослые» защитные механизмы оказываются неэффективными.

Проекция

Защита заключается в приписывании собственных негативных переживаний и мыслей другому человеку (другим людям или даже событиям) с целью оправдать себя, защитить свое поведение. Часто проекция проявляется в любовных отношениях с партнером и затрагивает тему ревности.

Например, девушка может постоянно подозревать любимого человека в измене, но при этом допускать мысль флирта или отношений с другим мужчиной. Таким образом, то, что человек видит и осуждает в других, может присутствовать у него в виде стремлений, навязчивых идей или мыслей.

Отрицание

Отрицание – это такой механизм, при котором информация, которая тревожит человека или может привести к внутренним конфликтам, перестает им восприниматься.

Примером отрицания можно назвать эксперимент с обратным эффектом, когда 2 группам испытуемых с разными взглядами на один и тот же вопрос дали «опровергающие» научные статьи, которые доказывают ложность взглядов, которым придерживаются участники эксперимента.

Несмотря на наличие фактического материала, испытуемые стали отрицать научность увиденного, утверждая, что им лучше знать обоснованность своей точки зрения. В результате эксперимента подтвердилось, что нежелание признавать себя неправым и принимать неприятную для себя информацию часто приводит к возникновению механизма отрицания.

Изоляция, отчуждение

Механизм защиты заключается в обособлении внутри сознания травмирующих человека факторов. Из-за подавления каких-то стрессовых факторов или в результате травмирующего события, человек «отключается» от своих чувств и переживаний.

Из-за этого у него возникают такие отклонения как:

  • дереализация (проблемы с восприятием, когда пациент воспринимает мир как нереальный или отдаленный);
  • деперсонализация (утрата собственного «я», потеря ощущения себя как личности с психическими свойствами);
  • эмоциональное выгорание (состояние, при котором человек постоянно чувствует себя уставшим, подавленным, это физическое, моральное, психическое истощение, отсутствие радости, желания что-либо делать);
  • психосоматика (воздействие факторов психологического характера (эмоций, переживаний, чувств) на появление различных соматических недугов).

Компенсация

Защитный механизм заключается в уменьшении чувства тревоги и неудовлетворенности и появлении ложного ощущения, что, избегая неприятных ситуаций, можно предотвратить возникновение тревоги. Компенсация часто проявляется в случаях зависти.

Защитный механизм способствует сдерживанию негативных эмоций субъекта зависти, возникших в результате неблагоприятного для него исхода социального сравнения. Компенсация — одна из форм защиты от комплекса неполноценности и проявляется в разноплановых попытках субъекта зависти объективно или субъективно исправить свое положение или же найти подходящую замену предмету своей зависти.

Механизм компенсации может проявляться достаточно вариативно, например, в активных способах (за счет достижения превосходства в иной сфере), пассивных способах (использование речевой конструкции «а зато у меня…», фантазирование). В любом из этих случаев меняется лишь субъективная оценка ситуации и тем самым достигается некоторое мнимое равенство, устраняется тревога.

Гиперкомпенсация

Психологическая защита позволяет человеку чувствовать себя лучше других при наличии каких-либо недостатков.

Внимание при этом акцентируется именно на неполноценных качествах, которые личность старается развить в себе настолько, чтобы доказать свою состоятельность.

Реактивное образование

Реактивное образование – это защита от запретных импульсов путем выражения противоположных побуждений. Поведение проявляется при отсутствии принятия у себя каких-либо качеств и побуждений, что приводит к демонстрации в обществе совершенно противоположного этим побуждениям поведения.

Расщепление

Расщепление, с точки зрения психоаналитиков, это такой механизм психологической защиты, который позволяет субъекту занять не амбивалентную (двойственную) позицию по отношению к какому-либо явлению внешнего мира. Механизм проявляется в неспособности соединить условное «плохое» и «хорошее» — некие противоположные качества, в единое целое.

Идентификация

Идентификация – это моделирование собственного поведения по образцу другого, авторитетного человека (особенно выражена у демонстративных личностей).

Процесс идентификации является бессознательной ассоциацией себя с:

  • другим субъектом;
  • группой;
  • моделью;
  • идеалом.

В процессе идентификации человека бессознательно сравнивают с другим (объектом идентификации). Как отдельные лица, так и группы могут выступать в качестве объектов идентификации.

Бессознательный перенос на себя чувств и качеств, присущих другому человеку (паттернов, взглядов на них) часто наблюдается у детей, но также проявляется у людей, которые не могут в своей жизни найти никакую опору, кроме авторитета.

Включение

Включение – понижение значимости психотравмирующего фактора за счет изменения системы ценностей, куда данный фактор вписывается как часть более широкой системы. Отчасти включение можно назвать формой рационализации; оно заключается в объяснении самому себе, что какое-то событие не является критическим относительно более широкомасштабных проблем.

Например, человек потерял работу и первоначально считает данное событие равносильным сильнейшему жизненному удару. Однако, в дальнейшем, в психике человека может запуститься механизм включения, которое формирует мысль «кому-то сейчас еще хуже, чем мне», что позволяет иначе взглянуть на свои проблемы, найти силы искать выход из трудной ситуации.

Замещение

Замещение – это перенос действия, направленного на недоступный объект, к другому доступному объекту. Примером замещения является битье посуды, вымещение злости на других предметах. Также часто психологическая защита проявляется в семейных отношениях.

Например, мать ненавидит какие-то черты характера в своем муже, но вымещает свою агрессию на ребенке, который может в какой-то ситуации напомнить его поведение.

Также действие психологического механизма замещения проявляется в подавлении гнева, раздражения, враждебности, направленных на объект зависти, и выборе другого человека для вымещения агрессии. Когда успех (достижение, приобретение) окружающих вызывает завистливое отношение, субъект, боясь быть уличенным в этом чувстве, маскирует его и показывает противоположные эмоции (радость, восхищение).

Однако весь комплекс негативных эмоций и чувств, порождаемых завистью (обида, раздражение или озлобленность), находит выход на «безобидном» объекте (например, ребенке и супруге). Агрессия и озлобленность может быть направлена и на себя, выражаясь в самобичевании и самообвинении, что еще больше уязвляет и без того уязвленное чувство собственного достоинства.

Сублимация

Механизмы психологической защиты личности проявляются по-разному, в зависимости от индивидуальных внутренних конфликтов человека. Фрейд считал, что наиболее эффективным механизмом защиты является сублимация. Она отличается перенаправлением энергии влечений в социально-направленную деятельность.

С точки зрения психоанализа, сублимация – это защита, к которой человеку необходимо прийти. Благодаря сублимации, человек осознает, что не может получить, что хочет, и вместо того, чтобы уходить в другие психологические защиты, пытается направить энергию в социальную, научную деятельность.

Понять сублимацию возможно путем выделения видов и аспектов ее защитного механизма:

Горизонтальная сублимацияГоризонтальный вид сублимации означает обычное замещение эгоистических сексуальных потребностей человека другими желаниями, нередко также эгоистическими. Примером горизонтальной сублимации является общение, вкусная еда, созерцание искусства и природы и другое.
Вертикальная сублимацияСублимация в вертикальном направлении называется эмоциональной или внутренней сублимацией. Вертикальный уровень предполагает буквальный перенос любви на абстрактный широкий круг людей, что может выражаться в религиозных действиях, благотворительности, участии в творческих процессах и созидательной деятельности.

Также необходимо понимать, что механизм сублимации не происходит путем вытеснения отрицания и смещения; явление представляет собой способ защиты без потери психической энергии, потому что в процессе сублимации внутренние импульсы переходят в другую форму их реализации, то есть ничего не подавляется и не блокируется.

Рационализация

Психологическая защита как способ преодоления стресса может проявляться в форме рационализации. Это намеренное искажение реальности с целью сохранить высокий уровень самооценки. Имеет место сложная система аргументации, которая призвана оправдать иррациональное поведение. Одним из самых ярких примеров такого механизма можно найти еще в баснях Эзопа. Он описывает лису, которая никак не может дотянуться до ветки с виноградом. Чтобы оправдать свою неудачу, она заявляет, что плоды еще неспелые.

Аналогичные примеры можно найти и в повседневной жизни. Так, например, не всегда женщина отвечает взаимностью на внимание и ухаживание мужчины. Не желая принимать данный факт, мужчина может убедить себя в ее непривлекательности или же распространить порочащие слухи. Еще одна ситуация связана со студенческой жизнью. Так, например, если абитуриенту не удалось поступить на определенный факультет, он начинает убеждать себя и окружающих, что данная профессия ему вовсе не интересна.

Определение психологической защиты личности в психологии

Механизмы психологической защиты личности начали исследоваться еще З. Фрейдом и интенсивно изучались зарубежными и отечественными психологами. Психологическая защита представляет собой совокупность механизмов психики, действий и способов, направленных на уменьшение или устранение причин, угрожающих целостности и устойчивости человека, его «Я».

Данный механизм неосознанно искажает восприятие действительности и способствует созданию более благоприятного ее и собственного образа. В результате такого искажения смягчается противоречие и снимается или сглаживается внутриличностный конфликт. Психологическая защита позволяет сохранить стабильность личностной самооценки и образа «Я», избежав неприятной и травмирующей ситуации.

Основная роль данного механизма заключается в формировании равновесия между личностью и окружающим миром, уменьшении тревожности, связанной с субъективным интерпсихическим конфликтом.

Реактивное образование

Глубинная психология Фрейда выделяет еще и такой механизм, как реактивное образование. Оно реализуется на двух уровнях:

  • происходит подавление негативного или неприемлемого импульса;
  • на уровне подсознания формируются побуждения противоположного содержания.

Чаще всего подобные механизмы имеют место в общественной жизни. Так, крайне неприличным в социуме считается выраженное половое влечение. Таким образом женщина, имеющая подобную особенность, старается всячески подавить ее в себе. Чтобы заслужить положительный имидж в обществе, она даже может выступать ярым борцом за мораль и нравственность. То же касается и мужчин, которые резко выступают против гомосексуальных отношений, а сами втайне имеют подобные наклонности.

Сублимация

Психологические защитные механизмы по Фрейду включают в себя также сублимацию. Этот механизм позволяет человеку изменить свои импульсы и взгляды так, чтобы они могли быть выражены в форме, которая приемлема в социуме. В психологии сублимация рассматривается, как самый здоровый и правильный механизм защиты. Это связано с тем, что человек не сдерживается в проявлении своих импульсов, а лишь меняет форму их подачи.

Фрейду, учитывая специфику его теории, было свойственно обращать особое внимание на сублимацию сексуального влечения. Именно с этим явлением он увязывает невероятный подъем культуры и науки, который произошел в Западной Европе. Если же спроектировать данный механизм на современную реальность, можно привести в пример подростков, которые свои нереализованные сексуальные потребности могут сублимировать в спортивные достижения.

Несмотря на то что многие это скрывают, достаточно часто можно встретить людей с садистскими наклонностями. Так, индивиды с подобной девиацией вполне могут стать успешными хирургами. Также подобные фантазии могут быть сублимированы в написание детективных романов.

7. Интеллектуализация.

Этот защитный механизм предполагает преувеличенное использование интеллектуальных ресурсов в целях устранения эмоциональных переживаний и чувств. Интеллектуализация тесно связана с рационализацией и подменяет переживание чувств размышлениями о них (например, вместо реальной любви — разговоры о любви).

8. Компенсация

.

Это бессознательная попытка преодоления реальных или воображаемых недостатков. Этот механизм развивается при формировании основных структур психики как самый поздний механизм защиты. Используется, как правило, сознательно и предназначен для сдерживания эмоции печали, горя по поводу утраты или страха утраты. Реализуется через настойчивую работу надо собой, самосовершенствование, через стремление к достижению значительных результатов в избранных для этого видах деятельности.

Компенсаторное поведение универсально, поскольку достижение статуса является важной потребностью почти всех людей. Компенсация может быть социально приемлемой (слепой становится знаменитым музыкантом) и неприемлемой (компенсация низкого роста — стремлением к власти и агрессивностью; компенсация инвалидности — грубостью и конфликтностью). Еще выделяют прямую компенсацию (стремление к успеху в заведомо проигрышной области) и косвенную компенсацию (стремление утвердить себя в другой сфере).

9. Реактивные образования

.

Этот защитный механизм подменяет неприемлемые для осознания побуждения, желания и чувства (особенно сексуальных и агрессивные) путем развития и акцентирования противоположного по смыслу отношения или поведения. Развитие этого механизма защиты связывают с усвоением человеком «высших социальных (моральных) ценностей». Реактивное образование развивается для сдерживания эмоции радости обладания определенным ценным объектом (например, собственным телом) и возможностями использования его (в частности, для секса и агрессии). Этот механизм предполагает реализацию в поведении прямо противоположной установки (в частности, подчеркнутая строгость нравов, вплоть до ханжества, нарочитая скромность, подчеркнутая забота и милосердие и т.п.).

Защита носит двуступенчатый характер. Сначала вытесняется неприемлемое желание, а затем усиливается его антитеза. Например, преувеличенная опека может маскировать чувство отвержения, преувеличенное слащавое и вежливое поведение может скрывать враждебность и т.п.

Отрицание

Защитные механизмы личности по Фрейду включают в себя такой элемент, как отрицание. Оно заключается в том, что человек категорически отказывается признавать факт происшествия негативного события. Наиболее ярким примером можно считать реакцию ребенка на смерть любимого домашнего питомца. Он отказывается признавать эту потерю, считая, что животное до сих пор находится где-то рядом. Аналогичный пример можно привести в связи с потерей близкого человека. Отказ принимать очевидное может перерасти в религиозное убеждение, что родственник теперь живет на небе или его дух до сих пор присутствует в доме.

Нередко механизм отрицания срабатывает в том случае, если речь идет о здоровье. Так, чувствуя симптомы того или иного заболевания, человек может их попросту игнорировать, внушив себе, что с ним подобного произойти не может. Аналогичная реакция может наблюдаться на уже подтвержденный диагноз.

Регрессия

Это откат к предыдущей ступени развития.

Примеры:

  1. Вместо того, чтобы спокойно поговорить и решить проблему, человек начинает кричать, плакать или оскорблять оппонента (детская реакция).
  2. Ребенок дошкольного возраста начинает сосать палец, разговаривать слогами.
  3. Взрослая девушка или взрослый мужчина ведет себя как подросток.

Книги по психологии, которые стоит прочитать

Рано или поздно любого человека начинают интересовать те или иные механизмы работы сознания и подсознания. Лучший способ познакомиться с работами такого психолога, как Зигмунд Фрейд. Книги, психология человека в которых лучше всего представлена, это:

  • «Ведение в психоанализ» — это одна из самых известных книг, более того, эту работу считают наиболее значительной во всей деятельности Фрейда. Здесь изложены основные положения, которые оказали решающие влияние на дальнейшее развитие не только психологии и медицины, но также и художественной литературы.
  • «Толкование сновидений» — это монументальный труд, который стал одним из самых ярких в ХХ веке. Здесь представлен результат исследования Фрейдом бессознательной части сознания, которая управляет инстинктами человека, но труднодоступна для изучения. Здесь рассмотрен символизм сновидений, что помогает разобраться в проблемах, желаниях и страхах индивида.
  • «Психопатология обыденной жизни» — это второе по счету монументальное исследование Фрейда. Книга актуальна и по сей день, а потому является ключевой в изучении психологии. Основное внимание уделено бессознательным мотивам, которые не только могут выступать в качестве стимулов, но и нередко становятся причиной психологических расстройств.
  • «Я и Оно» — это своего рода сборник работ психолога, которые можно считать кульминацией его деятельности. Здесь не просто описаны основные положения психоанализа, но также представлены их источники и обоснования.
  • «Тотем и табу» — это работа, в которой Фрейд, опираясь на свои собственные исследования и теории, пытается раскрыть проблематику генезиса. Таким образом, автор обращается к проблеме культуры, религии, морали, права и прочим аспектам жизни общества.
  • «Психология масс и анализ человеческого «Я» — представляет собой труд, в котором Фрейд провел фундаментальную работу по изучению поведения толпы. Поясняется также потребность масс в руководителе.
  • «Очерки по психологии сексуальности» — это сборник, в котором психолог поднимает наиболее деликатные темы. Отсюда можно узнать о природе и причинах интимных отклонений, склонности к извращениям, а также садизму, гомосексуализму и т. п.

Стоит отметить, что это далеко не все книги по психологии, которые стоит прочитать. Важно также изучить работы других специалистов, которые имели несколько иной взгляд на вещи, чем Фрейд.

Фантазирование.

Фантазирование – избегание проблем путём фантазии, изолируя себя от реальности: от мечтаний наяву до чтения литературы и просмотра порно. Мы его используем для переноса себя из угрожающего нам мира, чтобы найти комфорт в другом месте.

Превью: Зигмунд Фрейд в своем офисе в Вене с дочерью Анной, 1937 год. Фотография сделана принцессой Евгенией Греческой, дочерью Мари Бонапарт.

Смотрите также:

  • Карл Юнг: карты Таро как путь к бессознательному
  • Говорит Зигмунд Фрейд: единственная запись голоса основателя психоанализа (1938 год)
  • «Несовершенство – единственное, что делает нас уникальными». Брен Браун о стыде и уязвимости
  • Видеоинтервью с Карлом Юнгом: почему необходимо изучать психику, с чем не может мириться человек и где источник зла

6 июля, 2018

Выводы

Защитные механизмы по Фрейду представляют собой, своего рода, неосознанную реакцию, которая срабатывает в стрессовой ситуации или перед лицом угрозы. Независимо от того, какой именно вид барьера срабатывает, в любом случае, идет речь о значительных затратах энергии, что подавляющим образом воздействует на эго. Кроме того, чем более действенным оказывается тот или иной механизм, тем больших энергетических затрат он требует, и тем сильнее искажает объективную реальность.

Учитывая бессознательную природу защитных реакций, не каждый человек может ими управлять. Тем не менее, заметив эффективность того или иного барьера, индивид может уже сознательно прибегать к нему в стрессовой ситуации. Чрезмерно полагаться на такую методику не стоит, ведь она может стать весьма благотворной почвой для возникновения психологических проблем.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]