Социализация в психологии. Что это такое, этапы, факторы, стадии, виды, механизмы, функции

В психологии социализацию человека понимают как процесс формирования личности в условиях социума. Этот процесс позволяет с течением времени избирательно ввести в свою систему поведения те нормы и правила, которые приняты в данной социальной группе и обществе.

Французский социолог Э. Дюркгейм (XIX век) был одним из первых, кто обратил внимание на данное явление и подчеркивал, что любое общество стремится сформировать человека путем получения им общественных норм и идеалов. К середине XX века социализация стала самостоятельной междисциплинарной областью исследований, а в 70-х гг. стала популярной проблемой обществознания.

Определение

Проблема определения социализации привела к возникновению различных концепций, которые отличались видением содержания социализации личности.

КонцепцияОписание
ПсихоанализКонцепция основывается на теории о 3 составляющих психики человека:
  • ид – бессознательная инстинктивная часть, которая включает врожденные стремления человека, инстинктивные и иррациональные импульсы психики. Чаще всего включают в себя сексуальные влечения;
  • эго – часть личности, ответственная за принятие решений, которая появляется лишь в результате конфликта Ид и Суперэго и обеспечивает их взаимодействие;
  • суперэго – бессознательная часть, включающая высшую систему ценностей человека. Она приобретается в процессе усвоения правил поведения и общественных норм. Также сюда относятся семейные запреты, которые вызывают у человека чувства вины и страха.Социализация является результатом взаимодействия данных составляющих с одновременным приобретением индивидом власти над собственной биологической природой.
ГуманистическаяОсновными представителями концепции являются: Э. Фромм, А. Маслоу, Э.Гидденс. Исследователи видели содержание процесса социализации в развертывании личностных характеристик. Например, Э. Фромм утверждал, что социализация зависит от государственного строя. Он выделял и анализировал два основных типа социального характера: 1) «рыночный»; 2) «продуктивный». Рыночный характер является результатом адаптации личности к условиям рынка товаров и труда, ее стремления пользоваться спросом и быть не личностью со своими качествами, а «товаром». Продуктивный характер позволяет человеку раскрыть свой творческий потенциал и полностью реализовать себя в обществе. Э. Гидденс определял социализацию как источник процесса индивидуализации, а также способности независимо мыслить и действовать.
БихевиоральнаяИзвестным представителем теории бихевиоризма является Б.Ф. Скиннер. Он считал, что социализация является практикой социального научения, которое может осуществляться только в соответствии с заданными стандартами.
ФеноменологическаяВ данной концепции известны взгляды М. Вебера, Г. Зиммеля и К. Роджерса. М. Вебер считал, что характер поведения человека определяет его роль в общественных взаимодействиях; К. Роджерс видел ключевое значение социализации в биологической тенденции актуализации (превращения возможностей в действительность) и потребности человека в самосовершенствовании. Г. Зиммель видел процесс социализации как развертывание сущностных свойств человека.
Структурно-функциональнаяФранцузский социолог Э. Дюркгейм видел содержание социализации в дисциплинирующем воздействии общества. Он утверждал, что хотя социализация востребуема обществом, она также необходима для формирования личностной духовной основы (платформы). Он также внес важный вклад в понимание общества как ценностной нормативной системы, подчеркивая особенность социального поведения в регулировании наборами правил, которые являются одновременно обязательными и привлекательными, должными и желательными. Основатели философии позитивизма О. Конт и Г. Спенсер считали человека изначально асоциальным, а формирование личности индивида происходит в обществе путем установленных норм, правил и воздействий. Один из основоположников теорий социальной стратификации и социальной мобильности П. Сорокин при определении социализации выявил ее факторы, которые могут быть внешние по отношению к личности – космико -географические, биологофизиологические, психологические. Глава школы структурно-функционализма Т. Парсонс создал модель социализации, которая включает два уровня: первичный и вторичный. Известное определение социализации принадлежит З. В. Сикевич, русскому доктору социологических наук, которая видела социализацию в усвоении человеком правил и норм поведения, культуры общества, в котором он живет.
ИнтеракциональнаяСимволический интеракционизм – направление в социологии, которое кладет в основу социальной реальности межиндивидуальные взаимодействия, взятые в их символическом (языковом) выражении. Предшественником данного направления был американский социолог Ч.Х. Кули, который отвергал идею врожденной природы человека, которая зарождается в группах; формирование личности происходит только в результате социальных взаимодействий.

Понятие о социализации

В исследованиях по философии, психологии, социологии и педагогике широко используется термин «социализация», хотя до сих пор не выработано однозначного его толкования. Проблема социализации личности разрабатывалась в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, Р.Г. Гуровой, А.С. Зубра, И.С. Кона, А.В. Мудрика и др. В зарубежной психологии процесс социализации исследовался Дж. Дьюи, Э. Дюркгеймом, Ч.Х. Кули, Дж. Г. М и­ дом, Т. Парсонсом, Г. Тардом и др.

Под социализацией принято понимать весь многогранный процесс усвоения человеком опыта общественной жизни и общественных отношений. В процессе социализации человек приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе. Социализацию рассматривают как процесс усвоения человеком социальных связей того общества, к которому он принадлежит, и как процесс воспроизводства личностью усвоенного социального опыта.

Таким образом, социализация — это двусторонний процесс, включающий в себя как усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, так ипроцесс активного воспроизводства им системы социальных связей и отношений, в которых он развивается, за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. Это вхождение личности в самою себя.

С первых дней существования человек окружен другими людьми и включен в социальное взаимодействие. В процессе взаимоотношений с окружающими он получает опыт общественной жизни и общественных отношений, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью его личности. Человек нетолько воспринимает социальный опыт и овладевает им, но и активно преобразует его в собственные ценности, установки, позиции ,ориентации, в собственное видение общественных отношений. При этом личность включается в разнообразные социальные связи, в исполнение различных ролевых функций, тем самым преобразуя и окружающий ее социальный мир, и себя.

Посредством социализации люди научаются жить совместно и эффективно взаимодействовать. Субъект деятельности как субъект общественных отношений последовательно и параллельно усваивает социальный опыт общества и сам воздействует на общество через собственную деятельность.

Однако социализация не есть антипод индивидуализации. Процесс социализации не ведет к нивелированию личности, индивидуальности человека. Скорее наоборот, человек обретает свою индивидуальность, но сложным и противоречивым путем. Усвоение социального опыта всегда субъективно. Одни и те же социальные ситуации по-разному воспринимаются и переживаются различными личностями, а поэтому оставляют неодинаковый след в их психике. Социальный опыт, который выносится разными людьми из объективно одинаковых ситуаций, существенно различается. Именно поэтому лежащее в основе социализации усвоение социального опыта становится источником индивидуализации личности, которая не только субъективно усваивает этот опыт, но и активно его перерабатывает.

Социализация — это сложное социально-психологическое явление, которое представляет собой одновременно и процесс, и отношение, и способ, и результат становления личности во взаимодействии, в общении и деятельности.

Социализация — явление чрезвычайно многообразное, активное и продолжающееся всю жизнь, так как, социализировавшись в одной группе, личность может оказаться совершенно несоциализированной в другой, что ярко проявляется у эмигрантов, беженцев, пенсионеров, безработных и т.п.

Личность выступает в качестве активного субъекта социализации. Более того, этот процесс необходимо рассматривать как активно развивающийся, а не только активно-приспособительный. Социализация не только никогда не завершается, но и никогда не бывает полной.

Разработкой теории социализации личности занимались Г. Тард, Т. Парсонс и другие ученые. Г. Тард в основу своей теории положил принцип подражания, а отношения «учитель — ученик» провозгласил моделью социального поведения, т.е. социализации. По мнению Т. Парсонса, индивид в процессе социализации вбирает в себя общие ценности в процессе общения со значимыми другими. В отечественной социальной психологии существуют узкое и широкое толкования социализации, предложенные Б.Д. Парыгиным. Социализация в узком смысле — это процесс вхождения в социальную среду, приспособления к ней, а в широком — исторический процесс, филогенез.

Социализацию можно рассматривать одновременно как типичный и единичный процесс. Ее типичность определяется социальными факторами и зависит от классовых, расовых, этнических и культурных условий. Это означает похожесть протекания социализации для представителей схожих социальных или возрастных групп — одинаковых религий, культур, поколений. Социализация безработного типична для безработных и отличается от социализации преуспевающего бизнесмена. Совершенно иначе, но по-своему типично проходит социализация эмигрантов, национальных меньшинств, маргиналов, бродяг, бомжей, инвалидов и т.д.

Социализация как единичный процесс обусловлена индивидуальной спецификой человека: его способностями, внешними данными, степенью конформности, коммуникабельности личности, индивидуальным уровнем идентичности, т.е. стремлением к развитию своих способностей, осознанием своего жизненного пути и др.

Понятие «социализация» не подменяет широко используемые в психологической и педагогической литературе термины «развитие личности», «воспитание», «адаптация», «становление личности» и т.п., хотя развести их довольно сложно.

Признание личности субъектом социальной деятельности придает особое значение развитию личности: ребенок становится субъектом, что немыслимо вне усвоения системы социальных связей и отношений, вне включения в них. Понятия «развитие личности» и «социализация» в этом случае как бы совпадают. Акцент на активность личности более явно представлен в идее развития. В центре внимания социализации находятся социальная среда и ее воздействия на личность. Процесс развития личности заключается в активном взаимодействии с социальной средой, и каждый аспект такого взаимодействия требует особого рассмотрения.

Если для возрастной психологии наиболее интересен взгляд на эту проблему со стороны личности, то для социальной психологии — со стороны взаимодействия личности и среды.

Некоторые психологи и педагоги предлагают рассматривать понятия «социализация» и «воспитание» в качестве синонимов, понимая под воспитанием воздействие на человека всей системы общественных связей с целью усвоения им социального опыта. Однако необходимо разграничение этих понятий: социализация — категория более широкая, чем воспитание (А.В. Мудрик).

Воспитание — это процесс педагогически организованного, целенаправленного, планомерного воздействия на человека с целью передачи ему определенной системы представлений, понятий, норм. Понятие «социализация» характеризует сложность, противоречивость, многоуровневость процесса развития личности, в котором существуют как стихийные, неуправляемые, так и управляемые сферы воздействия, саморазвитие и самосовершенствование. По мнению Г.М. Андреевой, «социализация» все-таки ближе к понятию «развитие личности», чем к «воспитанию».

К социализации примыкает понятие социально-психологической адаптации как приспособления личности к изменениям среды, как овладение новой ролью при вхождении в иную социальную ситуацию. Это составная часть социализации, один из ее механизмов.

При использовании термина «становление личности» делается упор на самоактивность личности, ее субъективную социализацию, формирование определенных черт, процессы самовоспитания.

Согласно сложившейся традиции социализация имеет следующую структуру:

  • содержание;
  • широта, т.е. число сфер, к которым смогла приспособиться личность.

При рассмотрении содержания социализации имеет значение определение того, что предлагается личности в качестве социального и культурного «меню», какие картины мира, установки, стереотипы, ценности формируются у индивида в процессе социализации.

Содержание социализации определяется, с одной стороны, всей совокупностью социальных влияний (культуры, искусства, политических доктрин, средств массовой информации), а с другой стороны, отношением индивида ко всему этому. Эти отношения зависят как от особенностей самой личности, так и от социальной ситуации, в которой она оказывается и соответственно учитывает.

Содержание социализации личности проявляется, по мнению Т. Шибутани, в шаблонах поведения, привычках, наличии общепринятых значений, взглядов. Это ярко выражается в особенностях национальной психологии: этностереотипах, эмоциональных оценках и т.п.

Социализация личности осуществляется в результате включения ее в различные социальные группы, общности. Это предполагает взаимодействие людей друг с другом, включенность человека в различные многоуровневые и многоаспектные связи и отношения с Другими людьми, приобретение умений взаимодействия с ними. Исходной для социализации являются наличие у человека потребности в общении.

Как правило, выделяют три основные сферы жизни, в которых происходит социализация личности: деятельность, общение и самосознание, в каждой из которых происходит обретение, расширение и усложнение социальных связей личности с внешним и внутренним миром.

Как отмечал А.Н. Леонтьев, в процессе социализации личность расширяет «каталог» видов своей деятельности, осваивает новые ее виды. Формируется ориентировка как в каждом виде деятельности в отдельности, так и в связях между ними. Результатом такой ориентировки является личностный выбор деятельности, т.е. выделение и освоение особо значимых для личности аспектов деятельности. Происходит центрирование деятельностей вокруг ведущего вида, создается личностная иерархия деятельностей и поведений. В ходе реализации деятельности происходит усвоение личностью новых ролей, осмысление их значимости, что означает расширение возможностей индивида как субъекта деятельности.

Расширение и углубление сферы общения обусловлено его неразрывной связью с деятельностью. Это умножение контактов человека с другими людьми, их изменения на каждом возрастном этапе. Усложняются диалоговые формы общения, увеличивается децентрация, т.е. умение ориентироваться на партнера, более адекватное его восприятие. Личность в общении приобретает новые черты, усваивает нормы общения и нормативы деятельностей.

Процесс социализации в сфере самосознания означает становление в человеке образа собственного «Я». Многочисленные экспериментальные исследования показали, что этот образ не возникает у человека сразу, а складывается на протяжении всей жизни под влиянием многочисленных социальных воздействий. Для социальной психологии важно выяснить, как влияет на становление самосознания включение человека в различные социальные группы. Что определяет этот процесс: количество групп, в которые включается человек, или их качество? Как влияет на деятельность и поведение человека уровень развития его самосознания? Именно в этой сфере социализации существует особенно много противоречивых мнений. Это обусловлено тем, что решение перечисленных вопросов зависит от того, какую из множества существующих теорий и концепций личности разделяет конкретный исследователь, какого понимания образа «Я» он придерживается.

Развитие самосознания в ходе социализации личности — процесс, контролируемый и определяемый постоянным приобретением социального опыта в условиях расширения диапазона деятельностей и общения человека. Поэтому процесс социализации — это единство изменений всех трех рассмотренных сфер: деятельности, общения и самосознания.

Широта социализации оценивается по тому, насколько социально зрелой и развитой является личность. Это зависит от боль­шого количества факторов: социальных ролей индивида, его социального опыта, типа индивидуальной акцентуации социального поведения личности, ее локуса контроля и т.п.

В качестве критериев социализированности личности принято выделять:

  • содержание сформированных у человека установок, стереотипов, ценностей, картин мира;
  • адаптированность личности, ее нормотипическое поведение, образ жизни;
  • социальную (групповую и общечеловеческую) идентичность.

Однако в качестве главного, внешнего критерия социализированности следует считать не степень приспособленчества, конформизма личности, а степень ее независимости, уверенности, самостоятельности, инициативности. Главная цель социализации заключается в удовлетворении потребности личности в самоактуализации (А. Маслоу), личностном росте, в развитии ее способностей, а не в унификации личности, нивелировке собственного «Я».

Виды

Социализация в психологии – это процесс формирования личности, который может быть осуществлен в разных формах и видах. В социологии принято выделять две основные формы социализации — первичную и вторичную. Данная классификация была предложена Питером Бергером и Томасом Лукманом, основателями социального конструкционизма — социологической теории познания.

Главным агентом процесса социализации личности на первичном этапе является семья. Общественные нормы, ценности и правила поведения ребенок усваивает в своем близком окружении. На данном этапе в сознании ребенка закладываются представления об особенностях взаимодействия с окружающими.

Вторичную форму социализации обеспечивают многочисленные социальные институты:

  • детский сад;
  • школа;
  • университет;
  • работа;
  • социальные организации;
  • армия;
  • церковь;
  • средства массовой информации.

На данном этапе социализация происходит в результате общения с одноклассниками, друзьями, коллегами и другими людьми. С данной классификацией связано разделение социализации по ее степени направленности и широте охвата объекта (индивидуальная и тоталитарная).

Индивидуальная социализация помогает идентифицировать свое «Я» с окружающими людьми, конкретным сообществом. Тоталитарная социализация охватывает все определенное сообщество, формируя самоидентификацию «Мы», которая является тотальной. Вторая форма социализации играет важную роль для гражданской и политической социализации.

Также социализация классифицируется на:

  • поло-ролевую. Она заключается в определении человеком различий между мужским и женским полом. Личность в процессе культурного освоения и воспитания начинает идентифицировать себя с женщиной или мужчиной, выполнять соответствующие социальные роли и следовать общественным нормам поведения. Данный процесс социализации может длиться на протяжении всей жизни;
  • семейно-бытовую. Данная социализация предполагает освоение каких-либо социальных ролей в зависимости от положения в семье (например, роль жены, мужа);
  • профессионально-трудовую. Социализация заключается в освоении своей профессии и роли в рабочей деятельности. Включает в себя поведение в соответствии с деловым этикетом, выполнение обязанностей, подчинение вышестоящим руководителям;
  • субкультурно-групповую. Социализация зависит от того, к какому объединению принадлежит человек. Это могут быть неформальные организации, субкультурные общества, которые отличаются поведением от преобладающего большинства (например, хиппи, панки).

В зависимости от периода жизни, в котором человек меняет или приобретает навыки социализации, а также соответствия собственных установок и общественных норм, явление можно классифицировать на:

  • полную социализацию (индивид старается соответствовать всем требованиям социума, который их выдвигает);
  • частичную социализацию (индивид обладает навыками для соответствия социальной группе, но внутренне имеет с ними противоречия);
  • одностороннюю социализацию (человек занимается саморазвитием, но свои умения и навыки развивает в какой-то определенной сфере);
  • ресоциализацию (индивид осваивает новые навыки, занимается познанием и формированием новых ценностей, отвергая свои старые взгляды).

Этапы социализации

Процесс социализации имеет свои закономерности и особенности. Его протекание подчиняется строгим социально-психологическим законам, которые одинаковы и для первичной, и для вторичной, и для перманентной социализации. Чтобы этот процесс считался полностью завершенным, он должен пройти три этапа.

Этап адаптации

Этот период характеризуется активным усвоением норм, правил, овладением формами социотипического поведения. В детской социализации он проходит под руководством взрослых, в повторной социализации человек, как правило, сам проявляет активность. Ведь это очень важно – стать полноправным членом нового коллектива, поэтому индивид старается побыстрее узнать, что здесь принято, что нет, с кем и как общаться и о каких традициях следует помнить.

Маленькие дети следуют групповым нормам под воздействием взрослых. Первоначально эти нормы для малышей внешние, и лишь потом они проходят процесс интериоризации. Это же характерно и для взрослого человека, который в новом коллективе ведет себя определенным образом, только чтобы не выделяться, не казаться чужим.

Интериоризация социальных норм – переход их с внешнего уровня на внутренний – основной психологический механизм данного этапа. Стать как все – это главная цель индивида, находящегося на этапе адаптации.

Постепенность процесса социализации хорошо заметна у маленьких детей, которые в ходе усвоения социальных норм начинают замечать их нарушения. Но, прежде всего, не у себя, а у других детей. А заметив, ябедничают, то есть сообщают о нарушении взрослому – основному гаранту правильного социального поведения. Хоть считается, что ябедничать – плохо, но это естественное и с точки зрения социальной психологии нормальное явление. У детей, конечно. У них оно свидетельствует, что этап адаптации находится в активной фазе.

Этап индивидуализации

Это самый сложный и проблемный этап, так как нередко связан с демонстрацией асоциального поведения у подростков. Усвоив базовые нормы общества или социальной группы, человек уже не хочет быть «как все». Он испытывает потребность в индивидуализации, в самовыражении, в проявлении собственного «Я».

Ребенок достигает этого этапа первичной социализации как раз к подростковому возрасту, и характерный для него кризис накладывается на стремление подростка доказать свою уникальность, продемонстрировать свои способности и таланты. Это проявляется в смене разных увлечений и интересов, ведь понять, к чему у тебя есть способность, можно только в деятельности. Те дети, кто смог быстро найти сферу самовыражения (спорт, изобразительное искусство, конструирование, коллекционирование и т. д.), переносят кризис подросткового возраста намного легче.

Нашедший свой путь ребенок более спокоен, так как уверен в себе и чувствует уважение общества. Соответственно, и взрослые, находящиеся рядом с ним, тоже испытывают меньше проблем. Поэтому важной задачей родителей и учителей является помощь подростку в поисках самореализации, иначе он будет самовыражаться по-своему, например, в эпатажном поведении, нарушении дисциплины, асоциальных поступках, агрессивности.

Этот этап наблюдается и при переходе взрослого в другую группу, хоть обычно менее заметен, чем у подростков.

Этапы, стадии

Существуют различные подходы к выделению стадий социализации. Это можно увидеть на примере известных исследователей в области социологии и психологии. З. Фрейд выделял 5 стадий психосоциального развития. Характер его понимания природы личности и процесса социализации проявился в том, что 4 из них приходятся на период до двенадцатилетнего возраста.

Стадии социализации по З. Фрейду:

  • оральная стадия;
  • анальная стадия;
  • фаллическая стадия;
  • латентная стадия;
  • генитальная стадия.

Сведение социализации к перемещению зон сосредоточения либидо представляется суженным пониманием человеческой природы, что особенно отчетливо проявляется в трактовке З. Фрейдом культуры как результата сублимации. Несмотря на наличие осуществляемой с самых разных позиций критики фрейдизма, указывающей на его односторонность, значение положений З. Фрейда для теории и практики сохраняется.

Известные исследователи Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Н. С. Лейтес, Б. Д. Эльконин сформулировали подход к периодизации развития личности с выделением следующих стадий:

  1. Младенчество (0-1 год).
  2. Детство (1-3 года).
  3. Дошкольный возраст (3-7 лет).
  4. Младший школьный возраст (7-11 лет).
  5. Подростковый возраст (11-15 лет).
  6. Юношеский возраст (15-17 лет).

Л. Колберг, представитель синтетического подхода, выделял 6 стадий социализации:

  1. Страх наказания.
  2. Склонность к ожиданию поощрений.
  3. Поиск одобрения со стороны общества.
  4. Понимание и следование интересам и правилам общества.
  5. Анализ нравственных убеждений.
  6. Собственно этическая.

Наиболее достоверная и принятая периодизация социализации личности принадлежит Э. Эриксону. Им выделено восемь стадий, охватывающих всю жизнь человека, от рождения до смерти, как единое временное пространство социализации.

Каждой стадии соответствует свой психосоциальный кризис.

  1. Раннее младенчество, 0-1 год.
  2. Позднее младенчество, 1-3 года.
  3. Возраст игры, 3-5 лет.
  4. Среднее детство, 5-11 лет.
  5. Половая зрелость, юность, 11-20 лет.
  6. Ранняя взрослость, 20-40 (45) лет.
  7. Средняя взрослость, 40 (45) — 60 лет.
  8. Поздняя зрелось, от 65 лет.

Сущность социализации

Необходимость социализации обусловлена самой природой человека. Он уникальное явление, потому что единственный из всех живых существ практически не обладает врожденными формами поведения. Ребенок, не прошедший социализацию, неспособен ни общаться как человек, ни устанавливать отношения с родичами, ни вести себя как принято в социуме. Это кошка или собака имеют врожденные программы видового поведения, а человеку всему надо учиться.

Социализация, по сути, процесс адаптации человека в социуме. Но это не просто знание о том, как нужно себя вести в той или иной ситуации. Знание социальных норм не гарантирует соблюдение их. Например, преступник ворует не потому, что не знает, что это противозаконно. Он прекрасно это знает. Но норма «не укради» не прошла процесс социализации, не присвоена им, не стала его внутриличностной нормой поведения. Явление перехода социальной нормы или значения с внешнего на внутренний уровень называется интериоризацией.

Это и есть основа социализации, ее базовый процесс. Первоначально все нормы поведения и приемы социальной деятельности для ребенка внешние. Родители когда убеждением, а когда и принуждением воспитывают у малыша привычку совершать определенные действия, делать оценки своих поступков и поступков других. Например, маленький ребенок не испытывает никакой потребности есть ложкой, застегивать пуговки на кофточке, чистить зубы, здороваться, тем более убирать свои игрушки. Но если родители достаточно настойчивы и терпеливы, то эти действия становятся привычными, и в схожей ситуации ребенок уже сам будет чувствовать потребность в них. Так, мы, взрослые, будем испытывать явный дискомфорт, если придется есть салат руками или выйти к незнакомым людям небрежно одетыми.

Сложность социализации еще и в том, что человек является членом разных социальных групп с разными нормами и правилами. Приходится проходить дополнительную социализацию в каждом социуме, куда нам довелось попасть.

Функции и роль

Социализация в психологии – это явление, выполняющее следующие функции:

  • нормативно-регулятивная функция. Она формирует деятельность человека с помощью определенных воздействий на него со стороны социальных институтов, которые регулируют общественный образ жизни;
  • личностно-преобразовательная функция. Заключается в индивидуализации человек с помощью формирования у него потребностно-мотивационной сферы, а также системы ценностей и идеалов;
  • творческая функция. На этапе ее выполнения у человека появляется потребность в самореализации с помощью творческой деятельности, решения ситуаций нестандартными способами;
  • коммуникативно-информационная функция. Она обеспечивает взаимоотношения человека с обществом, дает личности информацию об особенностях взаимодействия и желательном образе жизни;
  • прокреативная функция. Заключается в порождении готовности действовать определенным образом;
  • ценностно-ориентационная функция. Она формирует систему ценностей, которые определяют образ жизни человека;
  • компенсаторная функция. Восполняет дефицит необходимых физических, психических и интеллектуальных свойств и качеств человека.

Роль социализации заключается в:

  • самораскрытии личности (социум дан опосредованно, через совокупность индивидуальных жизненных программ);
  • адаптации личности к социальной среде (индивидуальность приспосабливается к внешним условиям, сохраняя изначально заданные сущностные параметры);
  • освоение определенного набора паттернов (личность готова воспринять некоторые предложенные образцы поведения);
  • построение личности по заданному прототипу (индивид полностью подчинен социуму, созидающему его по определенному плану).

Характеристика этапов

Период социализации состоит из трех фаз: на первой кратко осваиваются нормы и ценности, условия соответствия обществу; во время второй личность стремится самореализоваться, учится воздействовать на других членов социума; внедрение человека в социальную группу, где он раскроет свой характер и способности, происходит на третьей. При правильном формировании переход из одной фазы в другую происходит постепенно, с соблюдением всех условий.

Есть три этапа социализации в коллективе:

  • дотрудовой;
  • трудовой;
  • послетрудовой.

Первый этап длится около 20—25 лет. За это время человек оканчивает детский сад, школу, получает высшее образование и пытается найти первую стабильную работу и будущего супруга. В этот период формируется примерно 70% личности, это происходит естественным образом до семи лет. В подростковом возрасте изменяется не только внутреннее мировосприятие, но и физиология ребенка. У человека появляется все больше обязанностей и ответственности.

Наиболее опасным возрастом считается 16 лет, так как в это время сменяется школа, где учеба длилась 9—11 лет, институтом. Соответственно, другим будет расписание жизни и коллектив. Подросток меняет не только круг общения и место жительства, происходят внутренние изменения, устанавливается иная система принципов и норм.

Тема 2. Социализация

Первая работа появляется в возрасте 18—25 лет, появляется трудовой опыт, дружеские и любовные отношения. Если новая информация будет воспринята неправильно, то человек может замкнуться в себе и отстраниться от общества. В более поздние года все полученные ранее знания и опыт только укрепляются и передаются младшему поколению.

Процесс социализации должен происходить правильно, с учетом всех условий и плавных переходов. Родителям, учителям нужно обращать внимание на психологическое состояние детей и подростков, ведь именно до 18 лет личность активно развивается и выбирается подходящий коллектив.

Социализация

Формы проявлений

Социализация в психологии – это процесс, во время которого человек воспринимает и осваивает социальный опыт в зависимости от своих субъективных особенностей.

Социализация может проявляться по следующим признакам:

  • личность легко адаптируется к социальным условиям;
  • личность усваивает ценности, установки и нормы поведения в обществе;
  • личность воспроизводит социально одобряемые модели поведения в обществе;
  • деятельность человека направлена на морально-нравственное поведение, освоение гуманистических ценностей;
  • в жизни человек постоянно развивает свои личностные качества;
  • личность идентифицирует себя с социальными ролями;
  • человек в процессе развития становится интеллектуально зрелым, обретает способность анализировать;
  • личность несет ответственность за свои поступки перед коллективом;
  • личность развивает самосознание и учится рефлексировать.

Стадии процесса

Человек может социализироваться в несколько этапов. Каждому отвечает соответствующая стадия. Всего их выделяют пять:

  • адаптация;
  • идентификация;
  • интеграция;
  • трудовая;
  • послетрудовая.

В первую очередь личность проходит стадию идентификации. Она продолжается с момента рождения до подросткового периода. В это время ребенок учится на примере взрослых, подражает их поведению и привычкам. Вторая проявляется в желании показать себя, стать уникальным. На третьей происходит первое внедрение в общество. В зависимости от общения с коллективом, она может быть благополучной или неудачной. В период трудовой стадии человек сам оказывает влияние на общество, а на последней — послетрудовой — делится своим опытом с другими.

Немецкий ученый еврейского происхождения Эрик Эриксон отмечает то, что социализация личности заключается в большем количестве стадий:

  • младенчество;
  • ранее детство;
  • детство;
  • младший школьный возраст;
  • отрочество;
  • юность;
  • зрелость;
  • старость.

Первая стадия длится до 1,5 лет, когда ребенка полностью опекает мать. Доверие развивается именно в зависимости от отношения самого близкого человека. Если общения с матерью недостаточно, ребенок вырастет замкнутым и молчаливым. Следующий период — до четырех лет — связан с формированием независимости, дети приучаются к аккуратности и опрятности. До шести лет у малыша появляется чувство личности, а это может означать то, что развивается творческое мышление, инициатива.

С этого возраста ребенок начинает посещать школу, он учится строить отношения с ровесниками и учителями, перенимает их опыт и знания. Хорошие оценки дают возможность поверить в свои силы, стать уверенным и спокойным. Затем начинается период полового созревания, когда подросток озабочен своей внешностью и мнением окружающих о себе, ищет свое призвание и проявляет первую симпатию к противоположному полу.

Лекция 1.4 | Социология личности | Марина Арканникова | Лекториум

На стадии юности человек ищет постоянное место работы, спутника по жизни и свое место среди социума. В это время стирается индивидуальность, личность смешивает себя с определенным коллективом. Самая длительная стадия — зрелость — способна разбудить в человеке чувство необходимости и опытности. В пожилом возрасте люди принимают свою жизнь и переосмысливают ее.

Факторы

Факторы, определяющие социализацию человека, могут быть разделены на 2 группы: социальные и социально-психологические.

Первая группа отражает социально-культурный аспект социализации и отражает особенности развития личности в зависимости от культуры, в которой она развивается, исторического фактора и этнических особенностей окружения человека.

Эта группа содержит в себе:

  1. Макрофакторы. Они отражают развитие личности относительно ее проживания в больших социальных общностях (на уровне государства и национальной культуры).
  2. Микрофакторы. Они отражают развитие личности относительно ее развития и воспитания в малых социальных общностях (школа, университет, рабочий коллектив).
  3. Мезофакторы. Они отражают социализацию личности путем ее проживания в средних общностях (регионы, поселения).

Индивидуально-личностные факторы выделяют роль особенности личности в процессе социализации. Необходимо учитывать субъективное усвоение воздействий со стороны общества и личностей, которые по-разному воспринимают одни и те же явления. Все люди выносят из объективно схожих ситуаций совершенно разный опыт, поэтому данный фактор необходимо учитывать при изучении социализации.

Зависимость от воспитания

Воспитание в первую очередь влияет на степень социализации. И личность, которая проживает вместе с родителями, зависит от их поведения и манер. На формирование характера влияют религиозные взгляды, степень контроля со стороны родственников, отношения в семье и школе. Педагоги изучают процесс социализации вместе с воспитанием. Важно развить у ребенка гуманистическую направленность, что позволит ему стать полезным членом общества.

Формируется социализированная личность под воздействием разных групп. В детстве это родители и ближайшие родственники, в подростковом возрасте — одноклассники и друзья, в зрелости — рабочий коллектив и соседи. А воспитание поможет создать у ребенка нравственную позицию, на основе действий окружающих он сможет развить в себе способность правильно оценивать собственные поступки. При этом задействуются эмоциональная и интеллектуальная сфера характера. В этом случае воспитание будет осуществляться двумя путями:

  • созданием определенных психологических условий;
  • сообщением норм и правил поведения.

Первый вариант простимулирует интересы ребенка и его инициативу, что позволит ему в будущем заниматься общественной деятельностью. Желательно почаще бывать вместе и регулярно разговаривать, объяснять суть нравственных понятий, идеалов и правил поведения. Так детям проще найти свое место в жизни и отличить плохую компанию от хорошей. Оба пути нужно использовать одновременно. Это даст максимальный результат.

07 Потребности и деятельность человека

Диагностика

Диагностика социализации — это один из инструментов познания явления, который также рассматривается как метод создания условий для дальнейшего обретения навыков социализации.

Функции диагностики социализации:

  • информационно-прогностическая. Заключается в анализе данных, показывающих уровень социализации человека. Они также являются исходными для формирования условий для дальнейшей социализации;
  • оценочно-результативная. Заключается в оценке результатов работы, поиске эффективных путей в решении социальных и педагогических задач;
  • коррекционно-формирующая. Заключается в предоставлении возможности одновременно выявить недостатки и отклонения деятельности и своевременно ее скорректировать для наиболее результативной социализации.

Критерии социализации личности при диагностике явления включают в себя:

  1. Когнитивные компоненты (знание человека о проблемах в социальной сфере, темпы успеваемости в социализации).
  2. Эмоционально-волевые компоненты (отношение человека к своей и чужой национальности, обществу и трудовой деятельности).
  3. Поведенческие компоненты (склонность к коллективизму, степень активности, вовлеченность в отношениях с людьми).

Существует множество психологических тестов для разных возрастных групп, позволяющих определить уровень социализации личности, выявить наличие травмирующих факторов в процессе ее развития.

Например, тест «Уровни социализации личности», размещенный в учебном пособии, который разработан кандидатом философских наук Р.И. Мокшанцевым и доработан кандидатом психологических наук Т. А. Бондаренко.

Тест позволяет оценить уровни социализации личности и выявить психологические травмы, которые могли быть получены при взрослении. Тест включает в себя вопросы от первого лица о внутреннем состоянии человека и его отношении к жизненным ситуациям; варианты ответа отражают согласие или несогласие человека.

Что касается оценки социализации учащихся школ, можно о, разработанный М. И Рожковым, доктором педагогических наук.

Цель мониторинга — выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся. Сущность тестирования заключается в прослушивании участниками 20 высказываний, по которым необходимо отметить свое согласие или несогласие с утверждениями.

Формы социализации

Существует две главные формы социализации: направленная и ненаправленная.

Направленная социализация — это система влияния на личность, которая была разработана социумом в целях воспитания в нём господствующих в данном обществе ценностей. Воспитание — один из главных способов этой формы социализации.

Ненаправленная социализация — это стихийное/неконтролируемое формирование индивидуума в социуме.

Эта форма социализации представляет больший интерес для исследователей, т. к. этот процесс стихийный и результатом может стать например, виктимизация личности.

Методы управления

Социализация в психологии – это процесс, который играет решающую роль в развитии личности с раннего возраста. Методы управления социализацией чаще всего используются в воспитании; сопоставление особенностей процесса социализации и возможностей воспитания позволяет определить конкретные функции воспитательной деятельности по управлению позитивной социализацией ребенка.

Компенсация недостатков первичной социализации

Известно, что первичная социализация играет важную роль в приобретении ребенком первых навыков общения и уяснении им норм поведения. Распространенность жестокого обращения с детьми приводит к тому, что целые группы несовершеннолетних становятся жертвами неблагоприятных условий социализации.

Неблагоприятно действует на социализацию детей и переживаемая взрослыми людьми упадок самого института семьи. Поэтому воспитание должно выполнить задачу компенсации того внимания, которое не было получено ребенком в семье.

Ее может выполнить педагог с помощью следующих позиций:

  • принятие ребенка таким, как он есть;
  • понимание причин замкнутости ребенка;
  • создание ребенку ситуацию успешности;
  • включение ребенка в ситуации деятельности, где он может чувствовать себя значимым.

Предупреждение или коррекция детских комплексов

Дети часто не уверены в себе из-за чувства своей неуспешности в деятельности. Ребенок чувствует дискомфорт из-за пренебрежительного отношения и недоброжелательности со стороны сверстников, начинает считать свою внешность некрасивой и придираться к себе.

Данные процессы приводят к формированию у ребенка комплексов и выученной беспомощности, что в дальнейшем мешает реализации личности и ее социализации. Поэтому важным является формирование благоприятной среды для развития ребенка и убеждение его в собственной полноценности и нужности.

Расширение социального опыта детей

Формированию здоровой социализации может помочь использование комплекса мероприятий, участие в которых позволяет личности расширить кругозор и освоить опыт гуманных отношений в межличностном взаимодействии.

К таким мероприятиям относятся:

  • экскурсии в музеи, картинные галереи;
  • связь с учреждениями дополнительного образования и культуры;
  • мероприятия социально направленной деятельности (благоустройство архитектурно-пространственной среды, выступление с концертами перед населением);
  • встречи с представителями разных профессий.

Процесс социализации личности – это важное явление, которое начинает проявляться с самого детства. В психологии различают формы, виды и этапы социализации, знание которых, наряду с правильной диагностикой, может помочь своевременно выявить проблемы взаимодействия с обществом и вовремя их скорректировать с помощью методов управления процессом социализации.

Автор: Анна Флейман

Стадии социализации личности

Замечено, что одна из главных целей социализации – преодоление своего эгоцентризма. Вхождение в любую социальную группу требует понимания того, что «ты не один». Это и считается одним из признаков взросления. Известно, что ребёнок до определённого возраста воспринимает себя как центр вселенной, и это его естественное состояние. В дальнейшем мы наблюдаем то, что называется юношеским максимализмом: подросток продолжает считать себя «самым-самым», единственным и неповторимым, однако сталкивается с обилием таких же «единственных и неповторимых» вокруг себя. Это приводит к конфликтам, нередко серьёзным.

Индивиды, не прошедшие социализацию по каким-либо причинам, надолго сохраняют признаки, присущие детям или «новичкам». Окружающие воспринимают их как инфантильных и недалёких людей, но в действительности всё сложнее. Если во взрослом состоянии сохраняется присущая подросткам страсть к познанию нового, активному общению, освоению новых умений и навыков, то это можно только приветствовать. В то же время эгоцентризм и тяжёлое переживание своих неудач – явно нежелательные признаки для зрелой личности.

Примером недостаточной социализации во взрослом состоянии является вера в «альтернативные истории» — писания Носовского и Фоменко, Чудинова и прочих псевдонаучных фриков. Дело здесь не только в политических, «патриотических» и корыстных мотивах. Просто ребёнок, только начинающий изучать мир и открывающий для себя что-то новое, стремится поделиться своим открытием с окружающими; родители и другие более старшие члены общества, чтобы подыграть ему, разделяют его радость.

В школьные годы подросток сталкивается с невозможностью быть первооткрывателем в современном мире: всё, о чём он узнаёт, уже когда-то кем-то открыто, и его «открытие» уже не представляет большой ценности для окружающих. Психически полноценная личность постепенно свыкается с этой ситуацией и находит неисследованные области, где можно проявить свои умения и дать обществу что-то новое. А личность умственно неполноценная испытывает отторжение этой ситуации; вместо поиска неисследованных областей он горит желанием «переоткрыть» то, что уже открыто, произвести сенсацию и удостоиться лавров первооткрывателя, которые, как он уверен, просто обязаны принадлежать именно ему.

Биография Анатолия Фоменко, автора знаменитой псевдонаучной «Новой хронологии», очень ярко представляет нам именно такого человека – несоциализованного интеллигента, который ради чести быть первооткрывателем готов пойти на любую ложь и добиться своего любыми средствами. Долгое время он влачил жизнь «заштатного» математика, составлял стандартные учебники по геометрии для студентов и довольствовался скромной платой. В конце концов это ему надоело, он понял, что скромный и рутинный преподавательский труд счастья не приносит, и решил совершить нечто громкое и сенсационное. В его родной области, геометрии, стать первооткрывателем очень трудно, а вот история – другое дело. Написанная в соавторстве с таким же несоциализованным интеллигентом Глебом Носовским «Новая хронология» вмиг стала бестселлером; многие необразованные читатели сего труда всерьёз называют Фоменко «пророком».

Выше было сказано, что важной средой при первичной социализации становится школа. Действительно, задача школы – не только дать какие-то знания по различным предметам, но и научить жить в обществе. Во многих странах для этой цели используются особые приёмы. К примеру, в США в школах отсутствуют устойчивые классы; ученик, записываясь в школу, выбирает, какие предметы он будет изучать, и на каждом уроке оказывается в новой аудитории, в совершенно новом коллективе. Такая социализация весьма полезна, особенно в США, ведь значительная часть населения этой страны живёт в совсем маленьких поселениях, где «все друг друга знают», но излишняя привязанность к «своему углу» может создать проблемы в будущем, когда потребуется менять место жительства (в связи с учёбой, работой и т. д.).

Большинство россиян живёт в городах и посёлках со значительно большим населением, поэтому острой нужды в таком типе школ в нашей стране не испытывают. Вместе с тем необходим другой тип социализации – умение работать в устойчивом коллективе, с чем вполне справляется школа российского типа.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]