особенности развития внимания по возрастам и их тренировка


Периоды становления внимания

Возрастные особенности развития внимания являются одной из основных тем в изучении способностей человека. Несомненно, в процессе становления личности внимание проходит определенную эволюцию:

  • Первые несколько месяцев жизни — базовые рефлексы, ориентирование в пространстве, непроизвольные признаки внимания. Ребенок реагирует на смену окружающей среды, внешние раздражители.
  • Первый год жизни ребенка – познавание окружающего мира. Его все больше интересуют яркие и новые предметы окружающей среды.
  • Второй и третий годы жизни – развитие произвольного внимания при речевом воздействии взрослых людей.
  • 4-5,5 лет – развивается способность сосредоточения внимания под воздействием взрослых. В таком возрасте полезно проводить тренировки по переключению или распределению внимания.
  • 5-6 лет – возникает самостоятельная фокусировка внимания, детализация и анализ различных предметов.
  • Школьный возраст – совершенствование волевого и произвольного видов внимания. Именно в школьном возрасте, развиваются такие навыки, как создание четкого и ясного представления о задачах и их выполнении. Не только тренировка наблюдательности, но и воспитание дисциплины и ответственности, повышение устойчивости внимания при увеличении объемов и сложности предлагаемой информации.
  • По достижению 18-20 лет изменения во внимании становятся все более плавными. Более значимыми становятся вербальное мышление и память. Это увеличивает связь внимания с мыслительным процессом.

Воспитание непроизвольного внимания

В воспитании непроизвольного внимания у детей видное место занимает формирование умения видеть и слышать, наблюдать факты и явления, стремиться полнее и лучше ознакомиться с действительностью. С этой целью ребенка надо с ранних лет знакомить с богатством и многообразием окружающего мира, подмечать, что находится вокруг, учить реагировать на любое изменение в окружающей обстановке.

Учебный процесс для ребенка будет привлекательным, если он проявляет интерес и эмоции, которые являются основным условием появления непроизвольного внимания. Безусловно, в первую очередь, это зависит от изучаемого материала, способа его подачи и наглядности преподавания. Непроизвольное внимание вызывает применение картин, муляжей, показ опытов, использование конкретных фактов из жизни и др. Младшим школьникам непроизвольное внимание просто необходимо. Любая наглядность требует соблюдения ряда условий:

  • Правильно организовать восприятие ребенка;
  • Поставить конкретную задачу – ответить на вопрос, произвести сравнение, обнаружить что-то новое и др.
  • Научить замечать то, что требует внимания.

Работа, организованная с наглядностью, активизирует мысль ребенка, приучает быть внимательным, выделять существенное, замечать главное.

Непроизвольное внимание привлекает качественное объяснение изучаемого материала, яркое по форме, богатое по содержанию и эмоционально насыщенное. Изложение любого материала должно будить мысль, заставлять задуматься над возникающими вопросами, вызывать стремление узнать, что будет дальше.

Для привлечения и удерживания внимания большое значение имеет активность самих детей, важно, чтобы они не просто пассивно слушали, но еще и действовали сами – спрашивали, отвечали, проводили опыты и др. Общий культурный уровень тоже является важным условием внимания.

Факторы, влияющие на внимание

Возрастные особенности внимания связаны с участием в мыслительных процессах различных участков головного мозга. Эффективность выполняемой работы зависит, во многом, от окружающих факторов.

Некоторые объекты отвлекают внимание. Например, яркий цвет, посторонние раздражающие звуки, эмоциональный дискомфорт при общении. В то же время, другие – помогают сосредоточиться. Если это, к примеру, тишина или спокойная музыка, неброская цветовая гамма в оформлении интерьера.

Однако, долгое нахождение в рабочей обстановке тоже негативно сказывается на концентрации и трудоспособности. Поэтому стоит делать небольшие, но регулярные, по 10-15 минут, перерывы. В это время можно немного размяться физически. Если получится, то успеть выпить чаю или кофе.

Безусловно, большое значение имеет колебание уровня умственной активности в течение суток. Как известно, ученые доказали, что наиболее высокая эффективность наблюдается с 9.00 до 12.00 часов дня и с 15.00 до 19.00 вечера. Планировать свой рабочий день лучше всего с учетом данных особенностей.

Распределение как свойство

Внимание характеризуется пятью основными свойствами: устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, распределением и объемом.


Giphy

Остановимся более детально на свойстве распределения внимания. Случалось, ли тебе выполнять несколько дел одновременно? Если да, то принцип действия распределения внимания тебе хорошо знаком. Способность удерживать в зоне активного внимания несколько разных объектов, или действий, называют распределением внимания.

Вспомни себя в школе: ты была уверена, что находишься в поле зрения учителя, но твой сосед, или соседка по парте, так же были уверены, что учитель наблюдает за каждым из них персонально. Правильное распределение внимания, является профессиональной чертой учителя.

Хорошим примером распределения внимания, может служить водитель автомобиля: успешность управления автомобилем, напрямую зависит от умения водителя удерживать в зоне своего контроля, внимания других участников движения, технические показатели автомобиля, внешние факторы окружающей среды.

Упражнения для развития внимания

Для улучшения концентрации внимания существуют различные упражнения и тренажеры. Например, их можно использовать на нашем интерактивном портале BrainApps, блог которого Вы сейчас читаете. Их цель — тренировка навыка фокусировать внимание и концентрироваться только на объекте работы. Вот, например, несколько простеньких упражнений:

  • Сосредоточьте ваш взгляд на фаланге одного из пальцев, попробуйте удерживать внимание в течение 2-3 минут. Но, при этом, не отвлекайтесь на происходящее вокруг.
  • Включите по телевизору интересный фильм или телепередачу. Поставьте напротив часы и следите за секундной стрелкой, но не глядите на экран.
  • Включите музыку, желательно танцевальную, закройте ваши глаза. После этого «послушайте» свое дыхание или сердцебиение.
  • Перед сном возьмите лист печатного текста и нарисуйте в центре зеленый круг средних размеров. В течение 5-7 минут сосредоточьте внимание и взгляд на этом круге, а затем постарайтесь сразу заснуть.
  • Если получится, сосредоточьте внимание на окружающих звуках в течение 9-10 минут.
  • Постарайтесь прочесть неинтересную вам книгу. При этом, попытайтесь выудить из нее и осмыслить хотя бы часть информации, которая могла бы вас заинтересовать.
  • При выходе из дома обратите внимание на людей, которые не соблюдают правила защиты от вируса (маски, дистанцирование), насколько много их в процентах от общего количества? Обновляйте это число после каждого увиденного человека.

Но развивать внимание можно и в рабочее время. Существуют специальные упражнения, позволяющие проводить тренировку в перерывах между работой. Например:

  • Перед выходом из рабочего кабинета в течение 7-10 секунд осмотрите помещение. Затем постарайтесь подробно вспомнить предметы, попавшие в поле вашего зрения.
  • Попросите коллегу напечатать двадцать любых цифр. После этого попытайтесь обнаружить в них последовательность или взаимосвязь.
  • Возьмите в обе руки по карандашу или ручке и постарайтесь одновременно нарисовать ромб и круг. Если не получилось, повторите процедуру несколько раз. Такое упражнение помогает развивать моторику и концентрацию.

Внимание – вектор для энергии

Внимание напрямую взаимодействует с таким понятием, как энергия. «Куда внимание, туда и энергия», — это выражение часто употребляется в практиках самопознания, маркетинге, торговле, в любом направлении, где важным компонентом успеха является присутствие человека. Присутствие подтверждается наличием энергии, которая, в свою очередь, обеспечивается вниманием. Вот такой змей уроборос. По сути, управление вниманием, является борьбой за самое ценное в этом мире: энергию.

Внимание по своей направленности бывает:

  • внешним – направление на внешние объекты среды;
  • внутренним – направленность во внутрь себя, на свой внутренний мир.

Внешне сосредоточенность внимания может выражаться в мыслительных, двигательных, сенсорных процессах. Примерами внешнего проявления направления внимания, могут служить позы внимания. Они различны при внешнем и внутреннем внимании. Вспомни себя, когда тебе что-то становится очень интересным. Твоя голова поворачивается, взгляд сосредотачивается на объекте интереса, меняется ритм дыхания.

Часто говорят, что «ты слушала, затаив дыхание». Совсем другое происходит, когда твое внимание сосредоточено во внутрь себя: глаза, часто, закрываются, или взгляд становится блуждающим, не на чем не сосредотачивается. Здесь уместно выражение: »Ты опять витаешь в облаках».

Женская черта

Когнитивная способность распределения внимания – важное качество для эффективной реализации поставленных задач в повседневной жизни.


Image by Gerd Altmann from Pixabay

Известный факт, что женщины, по своей природе, больше склонны к многозадачности, и обладают повышенной устойчивостью к стрессовым факторам.

Это сложилось исторически, и обусловлено самой женской природой. На бытовом уровне, распределение внимание имеет вид правильного планирования последовательности процессов: четко определять приоритетность и последовательность целей, при этом учесть условия и влияние внешних факторов, можно считать, почти генетической, женской чертой.

Обратная сторона распределения

Если разбираться в любом из примеров, связанных с распределением внимания более детально, то можно прийти к заключению, что распределение — обратная сторона другого свойства внимания, и это свойство переключаемость. Переключаемость — это скорость перехода внимания от одного объекта к другому. Как же взаимосвязаны эти два свойства внимания?


Image by Gerd Altmann from Pixabay

Весь смысл взаимосвязи заключается в интервале времени, которое берется за единицу при рассмотрении ситуации. Чем меньше временной промежуток, чем нагляднее становиться, что, именно в этот момент, выполняется только одно действие. Следующее действие создает иллюзию одновременности с предыдущим, только благодаря быстрой лошадке-переключаемости.

Съедобно, несъедобно

Скорость осознанного переключения внимания, является хорошо тренируемым свойством человеческого внимания. Примером упражнения для тренировки скорости переключения может служить детская игра «Съедобно, несъедобно». Участники игры садятся в круг. Ведущий, по-очереди, бросает мячик, и называет предметы. Если предмет несъедобный, то участник, которому кидают мяч не должен его поймать, и, наоборот, съедобные предметы ловятся. Успешный участник, занимает место ведущего.

Таким образом, тренируя скорость переключения, ты повышаешь способность к распределению внимания, то есть повышаешь свой уровень обработки информации в режиме многозадачности.

Упражнения на внимательность для детей 4-5 лет

Дети этого возраста способны концентрироваться на задании уже в течение 20 минут. Увеличивается объем внимания, малыш учится его правильно распределять. Помогают развитию внимания сюжетно-ролевые игры, творческие виды деятельности (рисование, лепка, аппликация), выполнение домашних обязанностей. Ребенок 4-5 лет уже достаточно хорошо может следовать правилам и запоминать их, за счет этого развивается произвольность всех психических процессов, в том числе и внимания. А вот игры, которые помогут малышу стать более внимательным:

  • «4 стихии». Дайте ребенку инструкцию: каждой из 4 стихий соответствует свое движение. Когда вы называете слово, малыш должны выполнить верное движение. Например, вода – руки разводим в сторону, земля – руки вниз, воздух – руки вверх, огонь – прыжок. Можно придумать свой вариант игры, который заинтересует именно Вашего ребенка.
  • «Услышал – хлопни». Называйте различные слова, а ребенок должен внимательно слушать и хлопать в ладоши, когда услышит слово, относящееся к заранее выбранной категории (например, животные или овощи).
  • Лабиринты. Это любимое всеми детьми задание отлично развивает зрительное внимание и мышление.
  • «Путаницы». Ребенок должен назвать, кто изображен на картине.

Чтобы избежать рассеянности и других нарушений внимания, не стоит перегружать малыша слишком сложными заданиями.

Игры и упражнения для дошкольников 5-7 лет

У детей старшего дошкольного возраста значительно увеличивается объем внимания и его устойчивость. Играя и занимаясь творчеством, они могут самостоятельно планировать свои действия. Упражнения на развитие внимания в этом возрасте должны опираться на ранее приобретенные знания, умения и навыки (например, счет, пространственная ориентация).

  • «Повтори узор». При помощи счетных палочек или палочек для мороженого, выложите на столе определенный узор (или схематичное изображение чего-либо, букву, цифру). Ребенок должен его повторить.
  • «Графический диктант». На листе в клеточку малыш должен под диктовку изобразить узор (например, одна клетка влево, затем две клетки вверх, три направо и так далее).
  • «Виммельбухи». Это книги с мелкими детализованными иллюстрациями. Предложите ребенку найти на рисунке что-либо или сосчитать количество выбранных объектов.
  • «Раскрась круги». Нарисуйте на листе бумаги десять одинаковых кружочков. Далее, следуя словесной инструкции, малыш должен раскрасить каждый круг: например, второй круг справа – желтым цветом, пятый слева – зеленым.
  • «Посмотри внимательно». Предложите ребенку найти на газетном или журнальном листе как можно больше заданных букв (например, найти все буквы А или М).
  • «Таблицы Шульте». Это таблицы, заполненные цифрами (от 1 до 10 или от 1 до 20) в хаотичном порядке. Ребенок должен постараться как можно быстрее найти все цифры по порядку.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]