6 мнемонических техник, которые помогут запоминать всё и сразу

Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая

«Алый вальс. Летит из лога Медь прощаний, трав финал. Глина серая, тревога, Церемонность, тишина. Аспидные глуби листопада Падают в гигантские аркады…»

Нет, это не шедевр поэзии Серебряного века, а мнемоническое правило для запоминания аминокислот. Слова в стихотворении начинаются с той же буквы, что и название аминокислоты: от аланина до гистидина и аргинина — да, названия у аминокислот вот такие. Становится понятно, зачем потребовались приемы запоминания и что «аспидные» — еще не самое страшное слово.

У каждого учителя есть свои любимые мнемонические правила: их узнают от коллег, придумывают вместе с учениками, а некоторые передают из поколения в поколение десятилетиями. Вспомним приемы, с помощью которых можно отойти от зубрежки правил и понятий.

Рифмуйте

В школе нас учили запоминать не длинные сложные правила, а короткие ритмичные стишки. Это работает и во взрослой жизни. Если рифмовать нужную информацию не получается, можно подбирать строки и фразы ритмически, а также соединять их с мотивом любимой песни.

Техника подойдёт, если нужно запомнить последовательность цифр, не связанных между собой (например, номер банковской карточки или машины друга, телефон или комбинацию для домофона).

Пример:

Нам нужно запомнить номер телефона 151-46-63. Последняя цифра три, поэтому надо подобрать ей рифму, например, «говори». Получится такая рифмовка:

«Один, пять, один, четыре, шесть, шесть, три. Никому не говори».

Тренировка памяти

Каждодневные тренировки необходимы не только мышцам, но и памяти. Чем интенсивнее напрягать мозг, заставляя его работать, тем больше повышается способность к анализу и запоминанию информации. Такие упражнения разрушают умственную рутину, стимулируют возникновение, развитие новых путей.

Основные требования к упражнениям для тренировки мозга и памяти:

  1. Сложность.

    Задание должно давать новые знания и вызывать умственное усилие. Можно начать изучение иностранного языка, осваивать игру на музыкальном инструменте или научиться решать судоку.

  2. Новизна.

    Если занятие привычно и уже отработано, то толку от него не будет, даже если оно сложное и изматывает интеллектуально. Чтобы память и ум развивались, необходимо выйти из привычного круга и занять себя чем-то новым и неизведанным.

  3. Интерес.

    Задания рекомендуется выбирать увлекательные, чтобы не возникло желания забросить их спустя пару дней. Тренировки стоит проводить сложные, но охота заниматься ими дальше пропасть не должна.

Используйте аббревиатуры

В жизни мы часто используем различные буквенные сокращения, которые ассоциируются у нас с полным названием. Метод, когда от каждого слова остаётся только первая буква или часть, подойдёт для запоминания длинных фраз, названий, терминов, составляющие которых не связаны логически.

Пример:

Нам нужно запомнить список продуктов, которые надо купить по дороге домой: яблоки, майонез, апельсины, томаты, отбеливатель, рукола. Для этого можно сгруппировать слова в несколько аббревиатур, которые легко запомнить. Например, это может выглядеть так: РОТ и ЯМА.

Если перечень немного короче, можно использовать не буквы, а части слов, чтобы сформировать запоминающееся слово. Так, если нужно запомнить слова «макароны» и «лимон», можно сложить первые слоги слов и запомнить как ЛИМА. Ассоциация со столицей Перу позволит быстро вспомнить, что именно надо взять в магазине.

Что такое мнемотехника?

Мнемоника или мнемотехники

– это специально разработанные приёмы и способы, облегчающие запоминание определенных типов информации. В некоторых учебниках и курсах авторы используют термин «мнемоника» для обозначения всей совокупности приемов и методов запоминания информации, применяемых для определенных данных, а термин «мнемотехника» трактуется как применение на практике методов, определённых для данной конкретной мнемоники.

Главным принципом любой мнемотехники является замена абстрактных объектов понятиями, имеющими визуальное, аудиальное или реже иное чувственное представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией (построение ассоциаций) для упрощения ее запоминания.

Придумывайте ассоциации

Если у вас хорошо развито образное мышление, эта техника будет наиболее эффективной и интересной. Она заключается в том, чтобы придумать ассоциацию между несколькими словами, предметами или фактами, которые, на первый взгляд, не имеют между собой ничего общего. Используйте свою фантазию, ведь ассоциация может и должна быть необычной и даже абсурдной — так вы лучше запомните нужную информацию.

Здесь можно использовать образы родственников, певцов, актёров, художников, режиссёров и всех тех, кто прочно засел в нашем сознании.

Пример:

Вы никак не можете запомнить, как зовут нового соседа по даче. Внешне он напоминает вам вашего двоюродного брата и носит то же имя. Придумайте и запомните такую ассоциацию: «Этот сосед мне как брат». В следующий раз ваш мозг сам подкинет вам нужное имя путём ассоциации — достаточно будет только при встрече с соседом в очередной раз подумать о вашем брате.

Разработка системы мнемонического запоминания чисел

Я довольно давно поставил себе цель научиться запоминать числа, в основном просто как задача для саморазвития, очевидной практической выгоды не нашел. Однако хочется запоминать телефонные номера, маршруты транспорта, даты. Мне было трудно найти и начать пользоваться готовым решением, зато захотелось поработать над своим.

  • Предпосылки
  • Как проверить, хороша ли система?
  • Проверяем несколько систем
  • Как создать систему лучше
  • Ссылка на репозиторий и послесловие
  1. Мнемоника — это способ запоминания с помощью цепочек ассоциаций. Удобнее всего запоминать цепочки слов, представляя себе каждое слово в виде образа и увязывая их вместе. Мозг легче запоминает такую графически-пространственную информацию. Например, можно запоминать ключевые слова из каждого тезиса к докладу. При этом важно верно выбирать образы, они должны быть одного порядка и не слишком абстрактными, иначе их взаимодействие не будет таким красочным и запомнить будет сложно.
  2. Для запоминания чисел используют кодирование цифр буквами — каждой цифре ставится в соответствие несколько гласных букв, обычно от 1 до 3. Двух- и трех- значные числа кодируются одним словом из, соответственно, двух и трех слогов. Или, если точнее, двух или трех вхождений гласных, слог может быть и один. Например, если 1 — это Д, 2 — это П, то 11 это дед, 12 это депо, а 22 это просто попа.
  3. Таким образом, для быстрого запоминания чисел необходимо знать наизусть какому числу какие буквы соответствуют и придумывать слова, увязывать их в цепочки.
  4. На практике, придумывать каждый раз слова медленно, поэтому нужно выучить 100 слов для чисел от 0 до 99. Профессионалы иногда знают слова до чисел до 999.
  5. При этом почему-то те мнемонические системы, которые я нашел, используют такие соответствия, что придумать слова сложно, запомнить тоже не очень. Они используют буквы, похожие на цифры по звучанию или написанию, чтобы было легче запомнить соответствие. Хотя легче не становится, т.к. 1-2 цифры такие не похожи, а вариантов «похожести» много.
  6. Отдельно отмечу, что использовать мнемоническую систему на английском языке я не взялся, ибо мне показалось, что знания языка не хватит, всё-таки думать быстро на нем не могу.
  7. Таким образом, встает вопрос, можно ли выбрать более удобные соответствия? Для выбора планировалось использовать полный перебор или методы машинного обучения.

Поскольку основным недостатком найденных систем я считаю сложность составления слов для некоторых чисел, то хотелось бы считать именно количество слов.

Вместо того, чтобы использовать какую-либо книгу, я использовал готовый частотный словарь. Словарь основан на национальном корпусе русского языка, который, в свою очередь, включает анализ многих книг, стихотворений разных жанров.

Частотный словарь доступен в виде csv-файла,, который я решил проанализировать. Ниже скриншоты из Jupyter Notebook, для желающих в конце статьи имеется ссылка на github.

Как видно, данные содержат:

  • само слово (лемму)
  • обозначение части речи
  • четыре метрики частоты, описанные во введнии к словарю

Я выбрал одну меритку часоты, поскольку мне важно только ранжирование. Методом проб и ошибок оказалось, что существительные — это «s».

Таким образом, осталось два столбца и 22050 слов.

Однако среди этих слов есть много, которых я не знаю. Кроме того, я не хочу, чтобы основными в коде были «редкие» буквы, поэтому я решил отобрать слова, в которых таких редких букв нет. Как позже оказалось, идея не очень рабочая, но тем не менее.

Выбрав «простые» и «сложные» буквы, посчитаем их количество. Кроме того, выведем общее количество согласных букв в слове.

Отметим:

  • allchars соответствует количеству цифр, которые можно зашифровать этим словом
  • chars — это то, что можно напрямую соотнести с числом, если иметь соответствующее соответствие (я специально)
  • этот код — единственный в данной статье, который работает не «моментально», а занимает около 10 секунд; я не стал думать, как сделать быстрее

Далее я подумал, что нужно отобрать слова с 2-3 согласными, без «сложных» букв, а также выбрать те, которые я знаю. Можно отрезать по своему усмотрению список отсортированный по частоте. Как позже я узнал, это идея тоже не очень, т.к. распределение слов неравномерное: всё-таки среди редких слов много известных.

Так или иначе, в «хорошие» слова попало 2500 слов, поскольку я не знаю, что такое тейп и спуд. Из них 707 слов кодировали числа от 10 до 99 и 1793 числа от 100 до 999. Тут надо отметить, что 707 слов — это не так уж много для 90 чисел, меньше 10 слов на число, и это вместе с абстрактными и неизвестными.

Далее я задал следующие функции:

  • getallcombos рекусрисвно считает все комбинации, которыми с помощью mapping (словарь число: буквы) можно закодировать число (ns — число в виде строки); возвращает список комбинаций
  • testmaping проверяет сколькими словами из words_for_test (DataFrame с нашими столбцами, включая chars — только согласные) можно закодировать числа от 10 до 100 согласно предоставленному mapping; возварщает список с количеством слов для каждого числа
  • testresult печатает некоторые статистики; учитывая опыт при подготовке, я для статьи оставил только строку с «0-5 words», которая показывает, сколько чисел удалось закодировать 0 словами, сколько лишь 1 словом и т.д.

Таким образом, для проверки любого мэппинга достаточно его задать и вызвать функцию тестирования.

Первой мне попалась система Джордано. На ней основаны многие мобильые приложения для обучения мнемонике, она упоминается и в интернете, см., например, тут.

Именно она мне показалась сложной в работе. Попробуйте, например, придумать слова для 84 или 11. Отмечу, что в приложениях есть уже готовые образы для чисел, но тогда нужно запомнить именно их, сто штук. В этом случае есть еще вариант запомнить какие-то свои, себе близкие образы.

Так или иначе, результаты теста такие:

Результаты по всем словам трудно сходу проинтерпретировать, а для «простых» слов видно, что для 22 чисел вообще нет ни одного слова.

Другой мэппинг, основанный на том, с какой буквы начинается название цифры, приводится на одном сайте саморазвития. Проверим:

Как видно, стало сильно хуже, для 8 цифр вообще нет слов. Отмечу, что например мало слов где есть только две согласных буквы Р. Но и тем более плохая идея использовать для кода только редкие буквы вроде Ш и Ч.

В процессе подбора системы получше были следующие этапы:

  1. [0, 4, 7, 11, 15] Наш бейзлайн из системы джордано
  2. Подумать над алгоритмом перебора или машинного обучения. Я не придумал и решил, что лучше подгонять на основе частоты встречаемости букв.
  3. [4, 8, 11, 15, 19] Сначала я взял все популярные буквы и закодировал ими. Буквы ФЧШЩ не использовал.
  4. [1, 1, 5, 5, 7] Добавил все буквы. Уже стало несколько лучше, но всё равно есть числа, которые нельзя закодировать, это недопустимое ухудшение.
  5. [1, 2, 5, 9, 16] Я до этого использовал частоту букв из интернета, а тут решил посчитать сам в корпусе, порасставлял буквы, лучше не стало.
  6. [0, 0, 1, 3, 5] И тут я понял теперь уже очевидную вещь. А вы догадались?

Я понял, что важна не частота встречания букв в слове в целом, а частота их нахождения на 1 и на 2 месте в слове (для кодирования двухзначных чисел). Нужно, чтобы для каждой цифры были такие буквы, чтобы вероятность найти одну из этих букв в начале или в конце слова была одинаковая.

Считаем частоты на 1 месте, на 2 месте и на 2 местах сразу:

Мне далее показалось проще скопировать вывод в табличный редактор и подобрать шифр так, чтобы частоты были максимально равномерно распределены между кодируемыми цифрами.

Посмотрим на результат:

Как видно, для «простых» слов всё равно остались некодируемые буквы. Например, потому что никакое слово не содержит РР, а буквы Ч в «простых» словах не было. В итоге я решил, что правильнее считать по всем буквам.

Посмотрим на слова, которые вошли в итоговый список для некоторых чисел:

Как видно, по факту слов подходит несколько меньше. Мы не можем использовать уныние, войну, вину, вонь, веяние, новое, новь, а также слова, которых не знаем. Однако всё равно остается много хороших слов для всех чисел, в том числе трехзначных.

Код ноутбука, данные и текст статьи лежат тут: Github

Надеюсь, вам понравилось, а также буду рад советам:

  • а как вы запоминаете числа?
  • как сделать полный перебор допустимых вариантов мэппинга?
  • как быстро освоить метод?
  • про опечатки и возможные улучшения оформления статьи прошу писать в личные сообщения

Используйте метод Цицерона

Этот метод продолжает технику создания ассоциаций и подойдёт, когда нужно запомнить распорядок дня, отрывок текста, список телефонных звонков — какую-либо последовательность.

Римский оратор Цицерон, который известен своими речами, не использовал записи, когда выступал перед публикой. Он воспроизводил исторические даты, имена и цитаты по памяти. В этом ему помогал следующий метод: оратор мысленно расставлял те единицы, которые нужно запомнить, в хорошо знакомой комнате в определённом порядке. Во время выступления Цицерон представлял себе помещение и без труда вспоминал нужные имена и даты.

Метод также называют методом мест или методом римской комнаты.

Пример:

Вам нужно запомнить последовательность слов: щенок, сыр, линейка, пластилин, лужа. Мысленно вы представляете себе свою комнату, в которой знаете каждую деталь, и проходитесь по ней, один за другим перебирая предметы:

«Перед входом в комнату сидит щенок. Я захожу внутрь и слева от двери вижу комод, на котором лежит бутерброд с сыром. Прохожу мимо комода и вижу письменный стол, а на нём — жёлтую линейку, она сразу бросается в глаза. Я иду дальше, приближаюсь к окну и вижу на подоконнике фигурку из пластилина. Повертев её в руках, направляюсь к выходу из комнаты и прохожу мимо дивана, деревянные ножки которого разбухли от воды, так как он стоит в луже».

Запоминание иностранных языков

Языковые мнемотехники будут полезны для запоминания слов, выражений, грамматических правил, форм глаголов и т.п.

Метод фонетических ассоциаций (МФА). Этот метод появился благодаря тому, что во всех языках мира есть слова или части слов, звучащих одинаково, но имеющих разное значение. Более того, в разных языках встречаются слова, имеющие общее происхождение. Например, слово look (смотреть) можно запомнить, ассоциируя его с похожим по звучанию русским словом «лук». А нарезая «лук», мы не можем «смотреть» на него, так как слезятся глаза.

Метод взаимодействия всех ощущений (МВВО). Этот мнемонический подход полезен для тех, кто хочет научиться свободно общаться на иностранном языке. Если слова не будут всплывать в вашей памяти автоматически, то вы не сможете бегло говорить на языке. Поэтому, главное не запоминать иностранное слово как перевод родного слова, а сразу ассоциировать иностранное слово непосредственно с соответствующим ему понятием. Чтобы выучить слово «cup» представьте себе чашку с ручкой, и держа образ в сознании несколько раз произнесите «cup», стараясь не вспоминать слово «чашка».

Попробуйте применить эти методы на практике и пройдите тренировку по запоминанию иностранных слов с использованием мнемотехник:

Cтатистика На весь экран

Используйте метод Айвазовского

С помощью этого способа, который приписывают известному маринисту, можно подключать фотографическую память. Она придёт на помощь, когда нужно в мельчайших деталях запомнить какой-либо вид, картину или образ любимого человека.

Посмотрите на предмет, пейзаж или человека в течение трёх-пяти секунд, стараясь запомнить детали. После закройте глаза и мысленно представьте объект в мельчайших деталях. Задавайте себе вопросы о подробностях этого образа и мысленно отвечайте. Затем откройте глаза на одну секунду, снова посмотрите на объект и дополните образ. Зажмурьтесь и постарайтесь добиться максимально яркого изображения предмета. Повторите последние два шага несколько раз.

Ассоциацию можно образовать тремя основными способами.

С выделением основы ассоциации. Один образ в ассоциации выбирается центральным и мысленно представляется более крупным; другие образы ассоциации соединяются с разными частями этого центрального образа (запоминание на разные части образа). С сохранением последовательности образов в ассоциации. Входящие в ассоциацию образы соединяются последовательно парами по определенной системе. Например, слева направо или сверху вниз, как мы обычно пишем. При этом все образы группируются вблизи первого образа так, чтобы была видна вся ассоциация целиком и одновременно. Произвольно. Все образы ассоциации примерно равны между собой и соединяются произвольно, без определенной системы. Главное при образовании ассоциативной связи представлять мысленно все образы ассоциации одновременно.

Примеры образования ассоциативной связи Представьте свечку. Проткните ее карандашом. В карандаш вставьте спицу. К спице привяжите веревочку. На веревочку привяжите гирьку. На гирьку посадите бабочку. Следите, чтобы все образы располагались кучно вокруг первого образа (свеча). После создания парных взаимосвязей постарайтесь увидеть всю ассоциацию целиком.

Занимайтесь визуализацией

Техника позволит хорошо запоминать цифры и имена. Для этого нужно образно, в деталях, представить себе запоминаемую информацию.

Пример:

Вам нужно запомнить имя. Представьте себе каждую его букву: они увиты плющом, на некоторых растут цветы и так далее. Сколько всего букв? Пересчитайте. Какая первая? На что похожа вторая, как она выглядит? В результате вы сможете разбить информацию на составляющие и запомнить каждую. И когда в мозг поступит на эту тему запрос, он просто соберёт пазл.

Основная операция с ассоциациями — это соединение образов.

Мы имитируем естественный процесс восприятия с последующим запоминанием и в своем воображении можем соединить несколько образов. Затем мозг запоминает взаимосвязь между ними. И потом по одному из этих образов он может воссоздать картинку целиком. Операция «соединение образов» — своеобразный выключатель механизма запоминания.


В данном случае необходимо образовать ТРИ ОТДЕЛЬНЫЕ СВЯЗИ. Для этого необходимые образы соединяются в воображении и удерживаются соединенными примерно 3-6 секунды.

Развитие памяти с помощью мнемотехники

Тренировка памяти и упражнения для развития мозга и запоминания

Мнемотехника для развития памяти не подходит. Природный потенциал запоминания остается прежним. Но применение мнемонических приемов позволит повысить эффективность запоминания. Основаны они на самых эффективных видах памяти: визуальной и пространственной. Необходимо к элементам запоминаемой информации присваивать ассоциации. Например, со словом «счастье» связан довольный смайлик. Создавая ассоциацию, человек автоматически сохраняет нужную информацию в памяти.

Важно! Мнемотехника подразумевает вдумчивый подход к запоминанию. Механическое создание ассоциаций ни к чему не приведет.

Профессиональный подход к запоминанию всегда системный, основанный на нескольких приемах, сочетаемых друг с другом. Можно выучить одну технику, но на практике толку от этого будет мало, хотя эффективность одного мнемонического приема значительно выше механического зазубривания.


Тренировка памяти

Преимущества мнемотехники:

  1. Простота. Освоить методику запоминания несложно.
  2. Эффективность. Прекрасно подходит для запоминания точной информации, когда простого восприятия недостаточно, чтобы усвоить материал.
  3. Широкий спектр применения. Она хорошо подойдет для подготовки к экзаменам, планирования дня по дороге на работу и для выступления на какой-то конференции. Классикой стали мнемонические выступления, когда люди на сцене могут с ее помощью запоминать по сто слов с одного восприятия.

Недостатки мнемотехники:

  1. Низкая скорость запоминания. Поэтому с ее помощью нельзя запоминать насыщенную фактами информацию. Разве что составить структуру и выучить ее, там стараться по ней повторить.
  2. Требует тренировки. В первый раз мнемотехника будет очень сильно утомлять, и вряд ли получится запомнить больше десяти образов. По мере прокачки навыка будет все легче. Причем тренироваться нужно подолгу, желательно этому уделять хотя бы несколько часов в день.
  3. Не заменяет понимания. Мнемотехника ближе к зубрежке, чем к реальному усвоению материала. Поэтому вникать в него все равно надо. Если информация сложная, ее можно заучить, чтобы потом проанализировать более подробно. Это эффективный метод, но слепого зазубривания фактов недостаточно для обретения экспертности в каком-либо вопросе.

В любом случае, мнемотехника – это хороший инструмент повышения эффективности своей памяти. Большинство из нас рождается умными и способными, просто многие не научились своим разумом пользоваться.

Развитие памяти у детей

Мнемотехника – навык для более взрослых людей. Ребенка тяжело обучить тому, как создать чертоги разума, или объяснить ему принципы цифро-буквенного кода. Простой прием, который могут освоить и дети, – акроним (фраза, где первые буквы каждого слова соответствуют первой букве запоминаемых терминов). Типичный пример – «каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Эта методика хорошо подойдет для запоминания небольшого количества слов.

Правила составления акронима:

  1. Логичность. Каждое слово в акрониме должно быть логически связано с предыдущим. Например, можно составить короткую историю.
  2. Образность. Визуальное мышление эволюционно более древнее, поэтому оно развито лучше, особенно у ребенка. Поэтому акроним должен быть наглядным.
  3. Язык. Не рекомендуется использовать фразы, в которых есть не относящиеся к акрониму слова. Само предложение должно быть максимально приближено к разговорному языку.
  4. Ясность. Нужно четко знать сами предметы перед тем, как учить их последовательность. Перед тем, как использовать слово аргон для составления акронима, его нужно выучить.
  5. Необычность. Мнемотехника – творческий процесс. Необычные ассоциации запоминаются лучше.

Некоторые дают совет развивать навыки мнемотехники к 3-4 году малыша.

Еще один мнемонический прием – подготовить картотеку, разложить карточки, пусть ребенок сделает по ним рассказ. Этот метод не только является способом улучшения памяти, но и позволяет сформировать связную речь.

Мнемонические правила

Феноменальная память — что это такое, методы развития запоминания информации

Суть мнемотехники сводится к созданию и соединению визуальных образов. Есть ряд правил, по которым они образуются:

  1. Образы должны быть крупными. Если представить, что воображение – это экран, то представляемое изображение должно занимать всю его площадь.
  2. Образ должен быть детальным. Если представляется дерево, то нужно рассмотреть каждую его часть: крону, кору, корни, каждый листочек. Чем больше представляется деталей, тем большее количество нейронов задействуется в головном мозге, и больше вероятность, что картинка сохранится в голове.
  3. Образ должен быть цветным, в идеале – разноцветным.

Чтобы закрепить навыки создания образов, соответствующих этим правилам, есть специальные приложения. Можно отрабатывать эти умения и самостоятельно. На этих правилах строятся все мнемотехнические приемы запоминания в психологии.

Определение мнемонической памяти

Мнемоническая память – это навык, позволяющий осознанно запоминать нужные вещи. Она не работает без включения человека. Если не использовать навык мнемотехники, то человек не сможет самостоятельно контролировать, какие факты он сохраняет в голове. Мозг будет делать это автоматически, и возможны ошибки.


Мнемоническая память

Еще одна характеристика мнемонической памяти – необходимость с определенной частотой повторять изученный материал. Дело в том, что уже за час теряется 40% выученной информации. Через неделю почти ничего не остается в голове. Поэтому с постоянно уменьшающейся частотой необходимо повторять пройденный материал.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]