Групповой конфликт: понятие, суть вопроса, кто виноват и что делать


Определение

Групповой конфликт – это противостояние сторон с разными интересами, стремлениями и целями. Субъектами конфликта являются участники двух или более групп. Людям свойственно сплачиваться, чтобы отстаивать свои интересы и системы ценностей. Единомышленники помогают понять, что есть в этом мире люди, которые разделяют и поддерживают систему ценностей индивида. Что же является объектом конфликта? Споры между группами бывают разные. Люди отстаивают свои интересы, идейные ценности и личные блага. Группы борются за статус, власть и ресурсы. Такая борьба происходила между людьми испокон веков.

А что такое конфликт? Это противостояние двух групп. Конфликт – это несостыковка интересов, которая приводит к серьезным разногласиям между людьми. Чаще всего такое противодействие сопровождается сильным эмоциональным подъемом. И как правило, эмоции весьма негативные.

Специфика групповых конфликтов

Групповые конфликты, по мнению Анцупова А.Я. и Шипилова А.И., стали повседневными за последние 10 лет. Благодаря этому в России начала активно развивать конфликтология.

Оценивая последствия конфликтов, групповой всегда масштабнее и тяжелее, чем межличностный. Опасность таких явлений – это их частое возникновение из-за амбиций лидеров, бывших руководителе и т.д.

Знание теории межгрупповых конфликтов является важным ориентиром в групповых взаимоотношениях.

Определение 1

Групповые конфликты – это противоборство, где одна сторона представлена малой социальной группой.

Такой конфликт возникает на базе столкновения противоположно направленных групповых мотивов.

Исходя из сказанного, классификация групповых конфликтов выглядит следующим образом:

  • конфликт «личность-группа»;
  • конфликт «группа-группа».

Рассмотрим первый тип.

Нужна помощь преподавателя?Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Виды

Конфликты бывают разные. Выделить можно три основных вида:

  1. Открытые. Люди не скрывают свои эмоции и чувства от других. Они открыто заявляют о своих правах и желаниях. Коллективный разум помогает почувствовать каждому индивиду свою значимость. Группа единомышленников может дольше противостоять другой группе. Один индивид неспособен вести долгую борьбу без моральной поддержки. Подобные конфликты решаются быстро, так как они слишком явные и игнорировать их невозможно.
  2. Скрытые. Группа людей не всегда будет заявлять о своих требованиях открыто. Часто люди пытаются вуалировать свои требования, чтобы они звучали более цензурно и тактично. Такие конфликты часто можно заметить на предприятии. Недовольные работники боятся сразу заявить о своем недовольстве. Они будут скрывать свои истинные намерения под разными предлогами. Скрытый конфликт невозможно устранить быстро, если сразу не выявить его причину.
  3. Потенциальные. Групповой конфликт, который на данный момент не слишком серьезен, может зреть годами. И вспыхнет он тогда, когда обстоятельства будут способствовать укреплению позиции группы.

Перспективы [ править ]

Психоанализ [ править ]

Лакан видел корни внутригрупповой агрессии в регрессии к « нарциссическому моменту в субъекте», подчеркивая «агрессивность, включенную в эффекты любой регрессии, любого задержанного развития, полного отказа от типичного развития субъекта». [36] Невилл Саймингтон также видел нарциссизм как ключевой элемент группового конфликта, выделяя «организации, настолько раздираемые нарциссическими течениями, что … мало что было сделано для творчества». [37] Такие настройки открывают путь «многим эгоистическим инстинктам-чувствам, таким как желание доминировать и унизить своего ближнего,любовь к конфликту — ваше мужество и сила против моей — удовлетворение от того, что вы являетесь объектом ревности, удовольствия, получаемые от хитрости, обмана и сокрытия ». [38] Фишер (2012) различал две формы внутригруппового конфликта в организациях. В« восстановительной »форме параноидно-шизоидное « расщепление »может быть преобразовано путем козла отпущения динамика для получения репаративной ( « депрессивный ») внутригрупповых отношений. в контрастном „извращенной“ форме, внутригрупповой травма вызывает параноидально-шизоидного функционирования фрагменту, в результате чего интерсубъективном „запутанности“ с садомазохистскими динамикой. [39]

Тем не менее, психоаналитики сами не смогли избежать ограничений группового конфликта: «Зависть, соперничество, конфликты за власть, образование небольших групп, приводящие к разногласиям и интригам, являются само собой разумеющимся» в психоаналитическом мире, например, с институтами, «захваченными фракционностью … борьбы между входами и выходами». [40]

Жирар [ править ]

Рене Жирар считал «коллективное насилие священным … [как] великое средство

от общественной жизни». [41] Он рассматривал насилие, направленное против группового козла отпущения, как «поглощение всей внутренней напряженности, вражды и соперничества, накопившейся внутри сообщества … преднамеренный акт коллективного замещения». [42]

Его точка зрения параллельна фрейдистскому подходу, основанному на « Тотеме и табу»

, который считает, что «нарушение … лежит в основе более высокой сложности, чему царство цивилизации обязано своим развитием». [43] Фрейд считал насилие корнем социальных связей — «преобладает уже не насилие отдельного человека, а насилие сообщества» [44] — и, следовательно, «политику, основанную на правонарушениях … договор устанавливает корпоративную добродетель как убежище от индивидуального греха «. [45]

Таким образом, Жирар пришел к выводу, что регресс и «растворение различий способствуют распространению двойных связей … приводят к распаду социальных институтов» [46], чтобы выявить групповой конфликт, скрытый в их основе.

Способы решения

Как устранить конфликт? Есть два способа решений, которые помогают урегулировать проблемы.

  1. Антагонистический. Групповой конфликт в этом случае будет решаться до тех пор, пока какая-то группа не победит. Такой способ считается очень жестким. Противодействующие стороны будут применять любые методы для того, чтобы одержать победу над противником. В этом случае поговорка «цель оправдывает средства» подходит идеально. Пораженная группа будет испытывать неприязнь к победителю и незамедлительно постарается взять реванш.
  2. Компромиссный. Развитие конфликта произойдет без каких-либо последствий. Группы людей найдут решение проблемы, которое удовлетворит обе противоборствующие стороны. Этот способ устранения проблем самый разумный, так как отношения между людьми не портятся, ведь обе противоборствующие группы достигают частичного удовлетворения своих требований.

Способы разрешения

Поиск способа разрешения зависит от типов конфликта, причин возникновения, численности группы.

Выделяют основные способы разрешения:

  • наступление,
  • отступление,
  • оборона,
  • уклонение.

Когда выбирается наступательная стратегия, то предполагается появление изменений, нежелательных для соперника.

Метод отступления позволяет без лишних потерь уйти от конфронтации, при этом предоставляя противнику некие уступки. При уклонении происходит сознательное невступление в конфликт.

При обороне наблюдается только активное противопоставление и защита от направленной агрессии.

Методы могут выбираться насильственные. Пример , забастовки, лишение премий, войны, использование «,третьей силы»,.

При ненасильственных способах решение конфликта происходит при помощи переговоров.

При нейтральном методе решение конфликта происходит путем объединения сторон, отказа одной из сторон от своей позиции или устранения причин, приведших к конфронтации.

Еще один метод , разделение сторон, то есть разрыв отношений, изоляция. Если это конфликт между личностью и рабочей группой, тот как один из вариантов , перевод в другое отделение или увольнение.

Интегральный метод позволяет найти решение, удовлетворяющее интересам обеих сторон. Однако в этом случае конфликтующим придется пересмотреть свои цели.

Компромисс , способность обеих сторон пойти на уступки.

Однако применять его получается не в любом групповом противостоянии.

Здесь важно желание обоих сторон пойти на уступки, немного снизить или изменить свои требования.

В разрешении конфликтов важное значение имеет изменение отношений оппонентов друг к другу.

Иногда может наблюдаться затухание конфликта , его временное прекращение при сохранении враждебности. При определенных обстоятельствах он может разгореться снова, иногда с большей силой.

Функции

Конфликты являются неотъемлемой частью любых отношений. Поэтому не стоит удивляться, что у них есть как позитивные, так и негативные функции.

  • Сплочение единомышленников. Коллективный разум помогает быстро добиваться поставленных целей. Люди сближаются и хорошо функционируют как группа. Объединенные общими интересами, они могут создавать что-то новое, находить интересные решения проблем и быстро достигать своих целей.
  • Разрядка напряжения. Любое недоразумение ведет к напряженной атмосфере в группе. Люди не могут думать трезво, так как их нервная система находится в напряжении. Удачное разрешение конфликта помогает человеку выплеснуть свои эмоции и почувствовать себя лучше.
  • Эмоциональные затраты. Люди, которые с кем-то конфликтуют, травмируют свою нервную систему. Они не могут сосредоточиться ни на чем другом, кроме своих проблем. И до тех пор, пока конфликт будет не разрешен, они будут находиться в подвешенном состоянии.

Ссылки [ править ]

  1. Зигмунд Фрейд, Цивилизация, общество и религия
    (PFL 12) стр. 353
  2. Rusch, H .; Гаврилец, С. (2017). «Логика межгруппового конфликта животных: обзор». Журнал экономического поведения и организации
    . DOI : 10.1016 / j.jebo.2017.05.004 .
  3. Böhm, R .; Rusch, H .; Барон, Б. (2018). «Психология межгруппового конфликта: обзор теорий и мер». Журнал экономического поведения и организации
    . DOI : 10.1016 / j.jebo.2018.01.020 .
  4. Перейти
    ↑ Desmond Morris,
    The Naked Ape Trilogy
    (1994) p. 251
  5. RD Laing, Политика опыта
    (1984) стр. 64
  6. Перейти
    ↑ Forsyth, DR (2009).
    Групповая динамика
    (5-е изд.). Пасифик Гроув, Калифорния: Брукс / Коул.
  7. Элиот Р. Смит / Diane M.Mackie, социальная психология
    (2007) стр. 515
  8. Смит / Маки, стр. 515
  9. Смит / Маки, стр. 498
  10. Перейти
    ↑ Desmond Morris,
    The Naked Ape Trilogy
    (1994) p. 255
  11. Р. Скиннер / Дж. Клиз, Семьи и как их выжить
    (1993) с. 135
  12. Зигмунд Фрейд, Цивилизация, общество и религия
    (PFL 12) стр. 305
  13. Моррис, стр. 254
  14. ^ Б с д е е Eidelson, RJ, & Eidelson, СО (2003). «Опасные идеи: пять убеждений, которые толкают группы к конфликту». Американский психолог
    . Vol. 58. № 3, 182–192.
  15. Гонен, JY Корни нацистской психологии: утопическое варварство Гитлера
    . Лексингтон: Университет Кентукки Пресс.
  16. Су, DW, Bingham, РП, Porche-Берка, Л., & Васкес, М. (1999). Диверсификация психологии: мультикультурная революция. Американский психолог, 1061–1069.
  17. Су, DW, Bingham, РП, Porche-Берка, Л., & Васкес, М. (1999). «Диверсификация психологии: мультикультурная революция». Американский психолог
    . 1061–1069.
  18. Су, DW, Bingham, РП, Porche-Берка, Л., & Васкес, М. (1999). Диверсификация психологии: мультикультурная революция. Американский психолог
    . 1061–1069.
  19. Перейти
    ↑ Volkan, VD (1999). «Психоанализ и дипломатия: Часть 1. Индивидуальная и большая групповая идентичность».
    Журнал прикладных психоанлитических исследований
    . С. 29–55.
  20. Эриксон, EH Детство и общество
    . Нью-Йорк: Нортон.
  21. Kramer, RM; Мессик, DM (1998). Ужиться с небольшой помощью наших врагов: Коллективная паранойя и ее роль в межгрупповых отношениях.В: Межгрупповое познание и межгрупповое поведение.К. Седикидес, Дж. Шоплер и К. А. Инско (ред.)
    . Махва, Нью-Джерси: издательство Lawrence Erlbaum Associates. С. 233–255.
  22. Гамсон, WA (1995). Построение социального процесса.В Х. Джонстон и Б. Кландерманс (ред.), Социальные движения и культура
    . Миннеаполис: Университет Миннесоты Press. С. 85–106.

  23. Горовиц, Дэвид, (2001). Этнические группы в конфликте, обновленное издание с новым предисловием , 2-е издание, University of California Press, стр. 161-175
  24. Хоул, Кирилл О. (1989). Правления: их характер и воспитание . Сан-Франциско, Калифорния: Джосси-Басс. ISBN 1-55542-157-1.
  25. Ilgen, DR; Mitchell, TR; Фредриксон, JW (1981). «Плохие исполнители: отзывы руководителей и подчиненных». Организационное поведение и деятельность человека
    .
    27
    (3): 386–410.
  26. Амин Газиани, Дивиденды несогласия
    (2008) стр. 15–20
  27. Р. Скиннер / Дж. Клиз, Семьи и как их выжить
    (1994) с. 132–3
  28. Engleberg, Isa N .; Винн, Дайанна Р. (2007) (на английском языке). работа в группах 175–193 (4-е изд.). Бостон Нью-Йорк: Компания Houghton Mifflin.
  29. Смит / Маки, стр. 448

  30. Рэнди Ходсон ,
    Достоинство на работе
    (2001) стр. 215 и стр. 218
  31. ^ a b Aamodt, MG (2016) Промышленная / организационная психология: прикладной подход.
    Бостон, Массачусетс: Cengage Learning, 489.
  32. Морленд, RL & Levine, JM (1982). Социализация в малых группах: временные изменения в индивидуально-групповых отношениях. Достижения экспериментальной социальной психологии, 15, 137-192.
  33. Бернард, Оладосу. «Организационные конфликты: причины, последствия и средства правовой защиты» (PDF) . Semanticsholar.org
    . Международный журнал академических исследований в области экономики и управления.
  34. Райт, Южная Каролина, Троппы, LR, и Mazziotta, А. (2017). Контакт между группами, мир и конфликт. Мир и конфликт: журнал психологии мира, 23, 207-209.
  35. Omisore, Бернард. «Организационные конфликты: причины, последствия и средства правовой защиты» (PDF) . semanticsholar.org
    . Международный журнал академических исследований в области экономики и управления.
  36. Жак Лакан, Экритс: Выбор
    (1997) стр. 24
  37. Невилл Саймингтон, Нарциссизм: Новая теория
    (1993) стр. 10
  38. Перейти
    ↑ Clemens J. France, in J. Halliday / P. Редакторы Фуллера,
    Психология азартных игр
    (1974), стр. 151
  39. Фишер, Майкл Дэниел (28 сентября 2012 г.). «Организационная турбулентность, проблемы и травмы: теоретизирование коллапса психического здоровья». Организационные исследования
    .
    33
    (9): 1153–1173. DOI : 10.1177 / 0170840612448155 .
  40. Джанет Малкольм, Психоанализ: Невозможная профессия
    (1988) стр. 106 и стр. 65
  41. Жирар, Job
    (1987) р. 29 и стр. 150
  42. Жирар, насилие и Sacred
    (1977) р. 7
  43. Жак Лакан, Этика психоанализа
    (Лондон, 1992) стр. 6
  44. Фрейд, стр. 351
  45. Норман Браун, Джон О’Нил, Социология как торговля кожей
    (1972), стр. 47

  46. Жирар,
    Насилие и священное,
    стр. 188 и стр. 127
  47. Дж. Бордман и др. Оксфордская история классического мира
    (1991) с. 460
  48. Под ред. П. Александра, Уильям Шекспир: Полное собрание сочинений
    (1962), стр. 544
  49. Г. М. Тревельян, Мир и протестантская преемственность
    (1965) с. 306

Этапы

Каждый конфликт проходит несколько этапов развития с начала возникновения до удачного разрешения.

  • Возникновение проблемы. На первом этапе выявляется суть вопроса, и группа людей старается добиться своих целей адекватными методами. Ведутся переговоры, выявляются мнения сторон, и появляются противники.
  • Открытый конфликт. Если на первой стадии не удается прийти к общему мнению, то наступает холодная или же открытая война. Группы дискутируют на повышенных тонах, раздражаются и пытаются всеми возможными способами добиться желаемого.
  • Налаживание отношений. После разрешения конфликта не всегда получается быстро наладить отношения членам разных групп. Если победу одержала какая-то конкретная группа, то оппоненты могут затаить обиду, которая станет поводом для нового конфликта. Поэтому, решая любой спорный вопрос, нужно находить компромисс.

Причины

Источники конфликтов в любой группе одни и те же. Люди хотят добиться своих целей, поэтому объединяются. Что чаще всего становится причиной конфликта?

  • Социальное неравенство. Так уж повелось, что всегда одни люди находятся в привилегированном положении. Такие персоны умны, образованны и обеспечены. Они не хотят впускать в свой круг персон с меньшим достатком. Такое положение вещей не устраивает угнетенных. Они хотят лучшей жизни и повышения своего статуса.
  • Недопонимание. Каждый человек волен интерпретировать события в силу своего развития, интеллекта и морали. Смотреть одинаково на одну и ту же проблему никогда не получается. Поэтому возникают конфликты, которые разделяют общество на несколько частей.
  • Борьба за власть. Какая бы хорошая ни была власть, всегда найдутся недовольные. Кто виноват и что делать в такой ситуации, каждый решает сам. Чаще всего люди делятся на группы. Одни поддерживают текущий порядок вещей, а другие хотят сменить управление, считая, что при смене власти жить будет лучше.
  • Разница поколений. Люди младшего поколения – либералы, а старшие члены общества чаще всего являются консерваторами. Разница во взглядах и интересах часто вызывает конфликты.

Внутригрупповой конфликт (распри) [ править ]

Основная статья: Внутригрупповой конфликт

Источники [ править ]

  • Конфликт задач
    :
    конфликт
    задач возникает, когда члены внутри группы расходятся во мнениях по вопросам, имеющим отношение к достижению общих целей. Эффективные группы и организации используют эти конфликты для составления планов, развития творческих способностей, решения проблем и устранения недопонимания. Однако люди, которые не согласны с группой, делают это на свой страх и риск, даже если их позиция разумна. Несогласные часто получают высокий уровень враждебности со стороны других членов группы, менее нравятся им, им назначаются задачи с низким статусом, а иногда они подвергаются остракизму.
  • Конфликт процессов
    :
    Конфликт
    процессов означает разногласия по поводу методов или процедур, которые группа должна использовать для выполнения своих задач. Это происходит, когда стратегии, политики и процедуры противоречат друг другу. Например, некоторые члены группы могут предлагать обсудить противоречивые идеи, в то время как другие члены группы предпочитают ставить противоречивые идеи на голосование. По сути, во время процедурных конфликтов члены группы расходятся во мнениях относительно
    того, как
    не соглашаться. Ситуации процедурных конфликтов можно упреждающе минимизировать, приняв формальные правила (например, подзаконные акты, конституции, заявления о политике), которые определяют цели, процессы принятия решений и обязанности. [24]
  • Личный конфликт
    : личные конфликты, также известные как аффективные конфликты, личностные конфликты, эмоциональные конфликты или конфликты в отношениях, — это конфликты, которые возникают, когда члены группы не любят друг друга. Личные неприязни не всегда приводят к конфликту, но люди часто упоминают о своих негативных чувствах по отношению к другому члену группы, когда жалуются на свою группу. Также есть свидетельства того, что большая часть групповых конфликтов действительно является личными конфликтами. Одно исследование руководителей компаний высокого уровня показало, что 40% споров были вызваны «индивидуальной неприязнью между руководителями без конкретной ссылки на другие вопросы» (Morrill, 1995, стр. 69). Критика, когда один человек оценивает другого или его работу отрицательно, является одной из частых причин личных конфликтов. [25]

Политические [ править ]

Мнения по поводу достоинств борьбы в политических движениях разделились. В то время как «большинство ученых рассматривают распри как истощение политического потенциала», другие утверждают, что «ценность борьбы заключается в ее потенциале генерировать стратегические возможности и способствовать … ответственности», и что (по крайней мере, в отношении политики идентичности ) «борьба — это ключевое место для культуры … конкретизирует культурные разговоры «. [26]

Однако среди экстремистов, которым «угрожает существование кого


то
еще, если только взгляды этого человека не кажутся идентичными его собственным», распри и групповые расколы становятся деструктивной нормой: «они все так быстро распадаются … они, кажется, атакуют друг друга больше, чем они атакуют своих реальных врагов по другую сторону политического спектра «. [27]

Малая группа [ править ]

Внутри малых групп существует такая же дихотомия. Учитывая, что как конструктивный, так и деструктивный конфликт возникает в большинстве малых групп, очень важно подчеркнуть конструктивный конфликт и минимизировать деструктивный конфликт. Конфликт неизбежен, но если его использовать конструктивно, это не плохо.

Использование конструктивного конфликта в малых группах путем выявления проблем и альтернативных решений (при этом ценить других) позволяет группе двигаться вперед. [28] Хотя «конфликт может включать межличностные проблемы, а также проблемы с задачами», оставлять окно открытым для разногласий может оказаться очень полезным, например, когда », так что, например, « сексуальные домогательства становятся хроническим сопровождением более широкие модели борьбы «. [30]

Индивидуально-групповой конфликт [ править ]

Индивидуально-групповой конфликт возникает между отдельным человеком в группе и группой в целом. Этот конфликт может возникнуть довольно легко. Проблемы могут возникнуть, если индивидуальные потребности или цели отличаются от групп. [31] Общая проблема между человеком и его группой — это уровень приверженности. Человек может чувствовать разные уровни приверженности и переходить на разные роли в группе. Таким образом, существует пять этапов, через которые человек может пройти в своем членстве: «исследование, социализация, поддержание, ресоциализация и воспоминание». Наряду с этими стадиями существуют также различные типы перехода, через которые может пройти человек: «вход, принятие, расхождение и выход». Эти этапы и переходы могут повлиять на личные ценности и уровень приверженности человека. [32]

Групповой конфликт [ править ]

Групповой конфликт возникает между двумя или более разными группами. Этот конфликт обычно происходит, когда две группы борются и работают над достижением одной цели. Это может создать контакт и напряженность между группами. [31] Группы могут вступать в конфликт друг с другом из-за их производительности, важности для определенных групп и, в целом, соперничества профсоюзов и руководства. [33] Хотя между группами может быть конфликт, их члены все же могут вступать в контакт друг с другом. Контакт между группой может способствовать прощению и иногда приводит к примирению между группами. Этот контакт между группами также может помочь членам группы сформировать новое мнение о друге, уменьшить предубеждения и способствовать принятию. [34]Примером группового конфликта может быть ситуация, когда две кофейни в одном городе борются за то, чтобы привлечь больше посетителей, чем в другом. Еще одним фактором, который может вызвать проблемы между группами, является географическое положение. Конфликт имеет негативные последствия как для человека, так и для организации. Групповой конфликт имеет множество негативных последствий. Например, люди в группе, как правило, имеют повышенное отсутствие интереса к работе, более высокую неудовлетворенность работой и повышенное беспокойство о работе [35].

Этапы разрешения конфликта

Чтобы удачно решить спорный вопрос, нужно разложить проблему по полочкам и затем устранить ее.

  • Диагностика. На этом этапе группы вырабатывают свои требования, выбирают стратегию, которой они будут следовать, чтобы добиться выигрыша у противоборствующей стороны.
  • Обсуждение. Коллективные переговоры между двумя противостоящими группами помогают понять мнение оппонентов лучше. Группы выдвигают свои требования и вводят оппонентов в курс дела. После выяснения всех обстоятельств можно принимать какое-то решение.
  • Разрешение конфликта. Кто виноват и что делать, решается на первых двух этапах возникновения спорной ситуации. Третий этап – это нахождение компромисса или же полная победа одной из противостоящих сторон.

Регулировка конфликта

Наука конфликтология решает все вопросы, связанные со спорными ситуациями, возникающими в различных коллективах. Чтобы решить любую проблему, нужно желание идти на контакт. Для этой цели у каждой из групп есть свой лидер. Ответственное лицо выражает интересы своих собратьев по разуму. Если все члены группы будут участвовать в решении конфликта, получится базар. Поэтому проблему урегулируют два человека или небольшая группа представителей каждого коллектива. Регулировка идет посредством дискуссии. Противостоящие друг другу стороны высказывают свое мнение относительно решения конфликта. В итоге спорная ситуация разрешается по одному из двух сценариев:

  • выявляется явный победитель;
  • находится компромисс.

Формы проявления

Конфликт между группами может протекать по различному сценарию:

  • соперничество , когда у сообществ возникает необходимость добиваться одной цели,
  • столкновение , в этом случае группы стремятся нанести друг другу ущерб,
  • господство , одна группа старается доминировать над другой и управлять ей, вторая при этом оказывает сопротивление,
  • избегание , группа или личность стараются удалиться, избежать взаимодействия любыми способами,
  • подавление , одна группа получает преимущество, начинает навязывать свои правила,
  • приспособление , стремление одной группы или личности приспособиться к другой группе ради сохранения статуса, спокойствия, жизни.

Форма проявления зависит от размеров группы, силы и возможностей ее участников, вероятной степени наказания, которое последует при подчинении, готовности идти на риск.

Отрицательные воздействия конфликта

Их не так много, но они весьма существенны:

  • Разрушение дружеских отношений. Если члены двух противостоящих друг другу групп были друзьями, то дальнейшее развитие подобных отношения под большим вопросом. Соратники будут стараться разладить связь своих сторонников и всеми силами будут доказывать, что нет надобности поддерживать старые связи.
  • Любой конфликт препятствует нормальному ходу вещей. Если в компании есть разлад между сотрудниками, то нормальное функционирование предприятия будет стоять под вопросом. Вместо того чтобы выполнять свои обязанности, люди будут заниматься выяснением отношений.
  • Потеря репутации. Мало кто из людей умеет контролировать свои слова и нести ответственность за каждую произнесенную фразу. Часто люди бросают слова на ветер, не задумываясь о последствиях. Публичные заявления, произнесенные со рвением, могут аукнуться любому из членов группы. Люди могут сказать что-то сгоряча, и им придется потратить немало сил и времени на восстановление своей репутации.

Положительное воздействие конфликта

Конфликт между людьми не стоит воспринимать как трагедию. Человеческие недопонимания – это норма. Ведь не зря же наши предки придумали выражение, что в споре рождается истина. Какие есть положительные стороны у конфликта?

  • Любая спорная ситуация помогает группе людей, а также каждому индивиду лучше понять себя. Человек пересматривает систему ценностей и удостоверяется в том, что он думает правильно. Никогда не стыдно признать свои ошибки. Стыдно идти не по тому пути, который личность считает правильным.
  • Любая проблема способна сплотить коллектив. У людей есть возможность посмотреть на своих союзников и понять, какое общество их окружает. Часто в процессе возникновения спорных ситуаций завязываются дружеские связи, которые после устранения конфликта продолжают поддерживаться многие годы.
  • Каждый человек начинает правильно расставлять личные приоритеты. Суть вопроса любой спорной ситуации вполне ясна. Группа борется за отстаивание своих интересов. И каждый индивид может понять, что решаемый вопрос жизненно важен именно для него. Расстановка приоритетов помогает человеку расти и не сбиваться с правильно выбранного курса жизни.

Понятие групповых конфликтов и их классификация

⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 9Следующая ⇒

· Групповой конфликт – это противоборство, в котором хотя бы одна из сторон представлена малой социальной группой.

Малой группой условимся считать немногочисленное по составу (от 3 до 40 человек) объединение людей,, имеющих общую цель, связанных совместной деятельностью и находящихся в непосредственном личном контакте (общении) продолжительное время.

Можно выделить два основных типа групповых конфликтов:

1. Конфликт «личность-группа»

2. Конфликт «группа-группа»(иногда его называют межгрупповым конфликтом).

В соответствии с таким разделением рассмотрим классификацию групповых конфликтов.

1. Классификация конфликтов вида «личность-группа»:

1.1. Конфликт между руководителем и коллективом

обычно возникает в результате низкой компетентности начальника, неприемлемого стиля управления, назначения нового руководителя, отличающегося своеобразными требованиями;

1.2. Конфликт между рядовым сотрудником и коллективом

может развиваться, когда кто-либо отступает от сложившихся групповых норм поведения. Иногда причиной такого конфликта является наличие в коллективе личности с ярко выраженной конфликтной направленностью (т.н. конфликтной личности);

1.3. Конфликт между личностью и микрогруппой

может возникнуть в результате изменений в групповом сознании, превышении лидером своих полномочий, низкой профессиональной подготовки

2. Классификация конфликтов вида «группа-группа»:

2.1. Конфликт между администрацией и персоналом организации

может возникнуть из-за нарушения правовых норм, низкой заработной платы, неудовлетворительной коммуникации;

2.2. Конфликт между подразделениями

в организации обычно возникает на почве распределения ресурсов, взаимной зависимости по выполняемым задачам, структурной перестройки;

2.3. Конфликт между микрогруппами

в организации связан с противоположностью их интересов, амбициями их лидеров, наличием взаимоисключающих целей и ценностей;

2.4. Конфликт между организациями

имеет следующие причины: невыполнение договорных обязательств, борьба за рынки сбыта, доступ к ресурсам, сферы влияния;

2.5. Конфликт между неформальными группами в обществе

имеет в своей основе групповой экстремизм или несовпадение духовных интересов и ценностей.

В изучении и описании групповых конфликтов различают три основных подхода:

А. Мотивационный подход к изучению групповых конфликтов предлагает в качестве основы объяснения поведения группы рассмотрение комплекса побудительных причин. Например, в рамках этого подхода групповая враждебность к «чужим» рассматривается, как механизм поддержания внутренней стабильности и сплоченности группы.

Б. Ситуационный подход к изучению групповых конфликтов сосредотачивает внимание исследователей на анализе ситуации, как совокупности внешних факторов. Ситуация может иметь характер кооперации или конкуренции. Доказательство ситуативной обусловленности групповых конфликтов было произведено американскими психологами М. Шерифом, Р. Блейком, Дж. Моутоном. Выводы, полученные этими исследователями помогли опровергнуть представления о неизбежной межгрупповой враждебности, берущей свое начало в природе человека и человеческих отношений.

В. Когнитивный подходк изучению групповых конфликтов делает акцент на решающей роли когнитивных (познавательных) установок группы относительно друг друга. По мнению ученых, решающим фактором межгруппового взаимодействия является не кооперативный или конкурентный характер ситуации, а возникающие при этом социальные установки.

В настоящее время перспективным направлением исследования групповых конфликтов является соединение разных подходов. Все групповые конфликты имеют общую динамику развития:

1) Постепенное усиление участников конфликта за счет введения все более активных сил, а так же за счет накопления опыта;

2) Увеличение количества проблемных ситуаций и углубление первичной конфликтной ситуации;

3) Повышение конфликтной активности участников, изменение характера конфликта в сторону ужесточения, вовлечение в конфликт новых лиц;

4) Нарастание эмоциональной напряженности, сопровождающей конфликтные взаимодействия, которая может влиять на поведение участников как мобилизующе, так и дезорганизующе;

5) Изменение отношения к проблемной ситуации и конфликту в целом.

Переходим к изучению способов управления групповыми конфликтами.

2. Конфликты типа «личность-группа»: особенности, причины и специфика управления.

Основными особенностями конфликтов между личностью и группой являются следующие:

1. Структура

такого конфликта неоднородна. Субъектами конфликта выступают, с одной стороны – личность, а с другой – группа. Поэтому конфликтное взаимодействие происходит на основе столкновения личностных и групповых мотивов, а образы конфликтной ситуации представлены, соответственно в индивидуальных и групповых взглядах и оценках;

2. Причины

конфликтов такого вида отличаются своеобразием. Можно выделить три основные группы причин, а именно:

2.1. Причины, связанные с нарушением ролевых ожиданий

;

2.2. Причины, связанные с неадекватностью внутренней установки статусу личности

. Здесь будем иметь ввиду, что внутренняя установка отражает субъективное восприятие личностью своего статуса, а статус показывает реальное положение личности в системе внутригрупповых отношений;

2.3. Причины, связанные с нарушением групповых норм

или общих правил поведения, которых придерживаются все члены группы;

3. Формы проявления

таких конфликтов достаточно разнообразны:

3.1. Применение групповых санкций;

3.2. Существенное ограничение или полное прекращение общения членов группы с конфликтующим;

3.3. Резкая критика в адрес конфликтующего;

3.4. Эйфория со стороны конфликтующего.

Следует остановиться на такой их разновидности, как конфликт между группой и руководителем. Наиболее остро такие конфликты протекают в случаях несоответствия компетентности руководителя принятым нормам и существующим ожиданиям, неприятия нравственного облика и характера руководителя.

Рассмотрим основные этапы управления такими конфликтами и соответствующие им управленческие действия.

1. Этап прогнозирования конфликта. На этом этапе целесообразны следующие действия:

1.1. Изучение индивидуально-психологических особенностей сотрудников;

1.2. Изучение и анализ общественного мнения, групповых мотивов и ценностей;

1.3. Анализ взаимоотношений в коллективе, выявление микрогрупп, установление лидеров и изгоев;

1.4. Знание и анализ ранних симптомов скрытого конфликта:

– актуализация личных интересов и потребностей конфликтующей личности;

– критические высказывания в адрес конфликтующей личности;

– ограничение коммуникаций с конфликтующей личностью;

1.5. Нарушение групповых норм, проявление высокомерия и презрения;

2. Этап предупреждения конфликта характеризуется принятием конкретных мер по нейтрализации конфликтного поведения. К ним можно отнести:

2.1. Применение педагогических мер:

– беседа;

– разъяснение;

– формирование внутренней готовности (по принятию групповых норм);

2.2. Применение административных мер:

– приведение в соответствие обязанностей и профессиональной подготовки потенциального конфликтанта;

– перевод активных участников назревающего конфликта в другие подразделения;

3. Этап регулирования конфликта характеризуется работой по признанию его реальности конфликтующей личностью. Кроме того, на этом этапе дают результаты следующие действия:

разъяснение

конфликтной личности причин сложившейся ситуации и последствий конфликта;

объяснение

лидеру микрогруппы, в которой возник конфликт, путей возможного разрешения конфликта;

4. Этап разрешения конфликта обычно связан с активными действиями его участников. Можно выделить два основных способа разрешения конфликта:

первый

, когда конфликтующая личность осознает и признает свои ошибки и недостатки и исправляет их;

второй

, когда интересы и потребности конфликтующей личности не согласуются с интересами группы, необходимо кадровое решение (увольнение, перевод).

Переходим к рассмотрению конфликта между группами.

3. Конфликт типа «группа-группа»: особенности, причины и специфика управления.

В межгрупповом конфликте в качестве субъектов выступают группы (малые, средние или микрогруппы), преследующие цели, несовместимые с целями противостоящей группы. Таким образом, основой данного конфликта является столкновение противоположно направленных групповых мотивов, интересов, ценностей и целей. Выделим особенности межгрупповых интересов:

1. Субъективное содержание образа конфликтной ситуации

носит характер групповых взглядов, мнений и оценок. Для него характерно наличие трех явлений:

1.1. Деиндивидуализация взаимного восприятия

сводится к размыванию индивидуальных характеристик членов конфликтующих групп и подходу к ним в соответствии с принадлежностью к своей или враждебной общности;

1.2. Неадекватное групповое сравнение

представляет использование двойных стандартов для оценки групп, когда своя группа оценивается выше, а достоинства противоборствующей группы занижаются;

1.3. Групповая атрибуция

или объяснение группового поведения разными причинами. Так, позитивное поведение своей группы и негативное поведение чужой группы объясняется внутренними причинами, а негативное поведение своей группы и позитивное поведение чужой группы объясняется внешними причинами;

2. Межгрупповые конфликты отличаются формами

проявления и протекания. Такими формами могут быть собрания, совещания, митинги, забастовки, дискуссии, переговоры.

3. В межгрупповых конфликтах проявляются дополнительные функции

, такие как сплочение группы, отстаивающей справедливые интересы; раскол группы, отстаивающей незаконные интересы; утверждение статуса личности в группе.

Переходим к изучению способов управления межгрупповыми конфликтами. Для этого используем те же этапы, что и в случае изучения конфликтов между личностью и группой, рассмотренные нами ранее.

1. На этапе прогнозированияконфликта необходимо:

1.1. Постоянное взаимодействие с внешними организациями с целью анализа общественного мнения;

1.2. Организация работы с лидерами противоборствующих групп;

1.3. Выявление ранних симптомов межгрупповых конфликтов в скрытой фазе.

2. На этапе предупреждения конфликта управление им сводится к следующим действиям:

2.1. Разработка мер по нейтрализации конфликта на основе анализа его причин и факторов;

2.2. Продолжение работы с лидерами с целью обмена информацией о потенциальных соперниках;

2.3. Применение педагогических и административных мер;

3. На этапе регулирования конфликта необходимо:

3.1. Признание реальности конфликта лидерами конфликтующих групп;

3.2. Легитимизация конфликта, т.е. установление норм и правил конфликтного группового взаимодействия;

3.3. Институциация конфликта, т.е. создание рабочих групп по разрешению конфликта;

3.4. Применение технологий регулирования конфликта (информационных, коммуникативных, социально-психологических, организационных).

4. На этапе разрешения конфликта необходимо организовать переговоры между конфликтующими сторонами и направить их на согласование интересов и позиций.

В Результате изучения данной темы можно сформулировать следующие выводы:

· В изучении групповых конфликтов выделяются три основные подхода – мотивационный, ситуационный и когнитивный, различающихся интерпретацией основных источников возникновения конфликтов.

· Существуют конфликты между группами и конфликты между личностью и группой. Они обладают специфическими особенностями, но в управлении ими имеется определенная общность.

Задание 8

Проанализируйте известные Вам случаи групповых конфликтов вида «личность-группа». Основное внимание уделите способу разрешения таких конфликтов (реальному и оптимальному). Данные анализа занесите в табли­цу.

Описание конфликта меж­ду личностью и группойАнализ причин возникновенияСпособ разрешения
РеальныйОптимальный

ЛЕКЦИЯ «КОНФЛИКТЫ В СЕМЬЕ» (Тема 10).

Основными сферами межличностного взаимодействия взрослых людей являются семейные отношения

и профессиональная деятельность. Именно эти сферы и являются наиболее распространенными в конфликтном отношении. В отношении семейных конфликтов существует базовое противоречие, заключающееся в том, что в обществе одобряется представления о бесконфликтном характере отношений в семье. В тоже время именно в семье происходит удовлетворение многих потребностей личности, что почти неизбежно ведет к возникновению противоречий, а следовательно, создает как минимум, условия для конфликтного взаимодействия людей. Поэтому изучение причин и особенностей конфликтов в семье позволяет найти оптимальные способы их предупреждения и разрешения.

⇐ Предыдущая5Следующая ⇒

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор…

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)…

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала…

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем…

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Советы

Хотите быстро урегулировать конфликт? Тогда следуйте таким советам:

  • Группы, которые конфликтуют, нужно заставить совместно заниматься общественно полезной деятельностью. Труд сближает людей. Совместное занятие полезной деятельностью заставляет членов враждующих групп взглянуть с другого ракурса на своих противников. Появившаяся симпатия поможет снять напряжение и свести его на нет.
  • Если не удается быстро решить спорный вопрос, следует подменить систему ценностей. Пусть то, что казалось приоритетным, уйдет на второй план. Главное — заставить людей поверить, что суть конфликта неважна, и совсем необязательно сейчас находить победителя и проигравшего.
  • Члены групп должны взаимодействовать не только друг с другом, но и с другими людьми. Человек, который общается с независимыми персонами, которые не принимают участия в разрешении сложной ситуации, может получить дельный совет или пересмотреть свои взгляды на некоторые вещи.

Межгрупповой конфликт [ править ]

Источники [ править ]

Социальная психология , в частности эффект прерывности межгруппового конфликта, предполагает, что «группы, как правило, даже более конкурентоспособны и агрессивны, чем индивидуумы». [7] Были выявлены два основных источника межгруппового конфликта: «конкуренция за ценные материальные ресурсы, согласно реалистичной теории конфликта , или за социальные награды, такие как уважение и почтение … как описано в теории относительной депривации » [8]

Групповой конфликт может легко войти в нарастающую спираль враждебности, отмеченную поляризацией взглядов на черное и белое, с сопоставимыми действиями, рассматриваемыми диаметрально противоположными способами: «мы делаем уступки, но они пытаются заманить нас уловками. Мы стойкие и смелые, но они непреклонны, иррациональны, упрямы и ослеплены идеологией «. [9]

Широко распространено мнение, что межгрупповая и внутригрупповая враждебность (по крайней мере, до некоторой степени) обратно связаны: что «к сожалению, существует обратная связь между внешними войнами и внутренними раздорами». [10] Таким образом, «в политике, например, каждый может получить чрезвычайно утешительное чувство взаимной поддержки со стороны своей группы, сосредоточив внимание на враге». [11] Фрейдописал аналогичную почти безобидную версию, согласно которой «именно общины с прилегающими территориями, а также связанные друг с другом другими способами, постоянно враждуют и высмеивают друг друга — как, например, испанцы и португальцы … . [как] удобное и относительно безобидное удовлетворение склонности к агрессии, с помощью которого становится легче сплоченность между членами сообщества «. [12] Более жесткая версия теории предполагает, что «сдерживаемая агрессия подгруппы, если она не может сочетаться с сдерживаемой агрессией других подгрупп для нападения на общего внешнего врага, проявит себя в форме беспорядков, преследований и восстаний «. [13]

Домены убеждений, которые способствуют [ править ]

Проведя обширный обзор литературы, Рой Дж. Эйдельсон и Джуди И. Эйдельсон выявили параллели между отдельными людьми и коллективным мировоззрением групп на основе пяти ключевых областей убеждений. [14]

  • Превосходство
    : на индивидуальном уровне это убеждение вращается вокруг стойкой убежденности человека в том, что он или она лучше других людей в важных отношениях. На групповом уровне превосходство включает в себя общие убеждения в моральном превосходстве, правомочности, избранности и особой судьбе. [14] Вера в то, что чья-то группа обладает превосходным культурным наследием (например, историей, ценностями, языком, традициями), является распространенной среди групп, которые основывают свою идентичность на своей этнической принадлежности. Развитие гитлеровской идеологии арийцев как « господствующей расы » является одним из примеров этой веры. [15] Это убеждение может быть бессознательным, когда члены группы не осознают: «Сила и влияние такого мировоззрения напрямую связаны с его действием как невидимой завесой, которая мешает отдельным лицам, группам и организациям видеть их вредные последствия». [16] Эти авторы отметили, что несколько комитетов, изучающих расизм, использовали термин этноцентрический монокультурность.описать эту веру в превосходство культурного наследия вашей собственной группы (включая историю, ценности, язык, традиции, искусство и ремесла и т. д.) над культурным наследием других групп. В рамках этой системы убеждений они также отметили соответствующую веру в неполноценность наследия всех других групп, способность навязывать свои стандарты и убеждения менее влиятельным группам, свидетельство основных убеждений и ценностей группы в их практиках, программах и политике как а также в институтах и ​​структурах группового общества, и что они были способны действовать вне уровня сознательного осознания. [17]
  • Несправедливость
    : на индивидуальном уровне это убеждение вращается вокруг предполагаемого плохого обращения со стороны других и / или мира в целом. На уровне группы это означает мировоззрение, согласно которому внутренняя группа имеет серьезные и законные претензии к внешней группе. [14] Считается, что эта вера в значительной степени способствовала стимулированию войны за последние два столетия, поскольку большинство войн того времени было сосредоточено на вопросах
    справедливости,
    а не безопасности или власти (Welch, 1993). Несправедливость в групповой среде может быть основана на общем убеждении, что их группа не достигла желаемых результатов из-за действий или бездействия более влиятельной группы, которая привела к предвзятому или нежелательному результату, а не из-за несоответствий или действий. самой группы.[18] Волкан назвал фразу «Избранные травмы» для обозначения «мысленного представления о событии, которое заставило большую группу людей столкнуться с серьезными потерями, почувствовать себя беспомощной и стать жертвой другой группы» [19] , которые искажены, чтобы увековечить убеждение в несправедливости.
  • Уязвимость
    : на индивидуальном уровне уязвимость относится к убеждению человека в том, что ему или ей постоянно угрожает опасность. На групповом уровне эта вера проявляется в виде опасений за будущее. Эта уязвимость может проявляться в группе как катастрофическое мышление — когда предполагаемый наихудший сценарий рассматривается как неизбежный. [14] Чирот (2001) отмечает, что геноциды Армении, Германии, Камбоджи и Руанды разделяли общее убеждение, что «если бы они не уничтожили сначала своих реальных или воображаемых врагов, они сами были бы уничтожены» (стр. 10).
  • Недоверие
    : на индивидуальном уровне это убеждение сосредоточено на предполагаемом намерении других причинить вред и / или проявить враждебность. Понятие доверия часто рассматривается психологами как первая проблема психосоциального развития. [20] На групповом уровне это мировоззрение фокусируется, в частности, на том, что чужие группы нечестны, ненадежны и имеют негативные намерения по отношению к своим. В более крайних проявлениях это убеждение похоже на
    коллективную паранойю
    , которая определяется как коллективные убеждения, ложные или преувеличенные, которые группируются вокруг идей причинения вреда, преследований, угроз или иного пренебрежения злонамеренными внешними группами [21]. Даже когда такой враждебности не существует, это недоверие может заставить членов группы рассматривать любое поведение друг друга как враждебное и недоброжелательное. [14]
  • Беспомощность
    : на индивидуальном уровне беспомощность основана на убеждении, что даже тщательно спланированные и выполненные действия не приведут к желаемому результату. Если рассматривать это на групповом уровне, это означает коллективное мышление бессилия и зависимости. Группа разделяет пессимистический подход, который фокусируется на их собственных слабостях и приписывает неудачи их собственным ограничениям. [14] Беспомощность, когда она существует как общее убеждение в группе, служит ограничением для организованного политического движения, поскольку те, кто участвует в социальном движении, должны видеть себя способными исправить ошибки, которые они воспринимают. [22]

Дональд Горовиц также утверждает, что убеждение, независимо от его точности, что одна группа стоит за другой группой, также может способствовать конфликту и что такие группы часто сталкиваются с серьезным беспокойством по поводу угроз, исходящих от других групп. Отсталая группа опасается, что в конечном итоге в ней будут преобладать более продвинутые группы. Отсталые группы склонны рассматривать своих отдельных членов с отрицательными качествами, такими как лень и недостаток интеллекта, в то время как в совокупности они считают себя неорганизованными и лишенными единства, члены которых заботятся только о себе, а не своей группе. Напротив, члены продвинутых групп воспринимаются как обладающие положительными качествами, такими как добросовестность, ум и трудолюбие, в то время как в совокупности они воспринимаются как хорошо организованные, сплоченные и приверженные продвижению своих групповых интересов.Таким образом, продвинутые группы воспринимаются как обладающие превосходными качествами как на индивидуальном, так и на коллективном уровне. Возникающая в результате тревога, которую испытывают отсталые группы, может заставить их поверить, что само их выживание в качестве группы является ставкой, и что они рискуют исчезнуть, будучи замененными более продвинутыми группами. Горовиц утверждает, что это означает, что отсталые группы с большей вероятностью будут инициировать насилие.[23]

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]