- 6 Октября, 2019
- Психология отношений
- Екатерина Владимировна
Далеко не каждый человек обладает способностью понимать мотивы и поступки других людей. А ведь без этого крайне сложно строить личные и рабочие отношения. Умение понимать окружающих, а также определять внутреннюю суть каждого человека приходит с годами и опытом. Поэтому нужно начинать учиться этому искусству как можно раньше. К счастью, это не так сложно, как может показаться изначально. Существует несколько простых способов того, как понять людей. Для их выполнения необходимо лишь развить в себе такие качества, как чуткость, внимательность и способность наблюдать.
Аргументы
- Понимание связано с такими понятиями, как сочувствие, сопереживание и сострадание.
- Взаимопонимание между людьми не всегда возможно, но нужно к этому стремиться.
- Других людей лучше понимает тот, кто имеет богатый жизненный опыт.
- Постоянное саморазвитие помогает лучше понимать окружающих.
- Чтобы понять другого человека, нужно уважать его мировоззрение.
- Понимание – это не врождённое качество человека, а приобретённое.
- Понимать другого человека – значит принимать участие в его жизни.
- Для того чтобы понять другого человека, нужно учитывать особенности его характера.
- Понимание – это длительный и трудоёмкий процесс, требующий немалых временных и умственных затрат от каждого человека.
- Самый лучший способ понять человека и узнать его мысли – просить у него самого об этом.
Посмотреть объективно.
К составлению психологического портрета нужно подходить непредвзято. Ведь, как понять человека по-настоящему, если перед глазами стоит давно сложившийся образ. Так, родители отличников не могут поверить, что их сын курил на перемене, потому что они знают, сколько их чадо получило грамот и как аккуратно складывает портфель.
Интересное исследование. Советские психологи попросили две группы людей описать человека по фотографии. Первой группе невзначай сообщили, что на фотографии убийца. А второй коллектив испытуемых считал, что описывает доблестного героя. Фактически, всем навязали свою точку зрения. Это доказывает результат, ведь первая группа увидела гордую и надменную личность, а вторая – честную и мужественную.
Эпитеты к слову «человек»
Настоящий, понимающий, неординарный, легендарный, выдающийся, мыслящий, неповторимый, подозрительный, авторитетный, волевой, популярный, самостоятельный, творческий, уникальный, независимый, значимый, влиятельный, обаятельный, талантливый, сильный, достойный, благородный, замечательный, значимый, исключительный, совестливый, нравственный, сформировавшийся, серьёзный, уважаемый, никчёмный, удивительный, заурядный, обычный, гениальный, сознательный, влиятельный, развитый, героический, своеобразный, интересующийся, артистичный, ответственный, адекватный, справедливый, могущественный, незначительный, свободный, независимый, несостоявшийся, несостоятельный, неприятный, неизвестный, беспокойный, гордый, азартный, беспокойный, бесхитростный, веселый, гордый, деликатный, деловитый, добрый, дружелюбный, живой, жизнерадостный, закаленный, замечательный, золотой, инициативный, ищущий, компанейский, крепкий, кроткий, ласковый, мирный, мужественный, мягкий, мятежный, настойчивый, нежный, независимый, незлобивый, неподкупный, общительный, открытый, покладистый, правдивый, прекрасный, простой, прямодушный, прямой, пылкий, решительный, ровный, самоотверженный, самостоятельный, светлый, свободный, сговорчивый, сдержанный, славный, смелый, смирный, собранный, спокойный, стойкий, счастливый, твердый, тихий, уверенный, увлекающийся, упорный, уступчивый, хороший, цельный, честный, щедрый, эмоциональный.
Природа явления
Глоссолалия может иметь самую разную стилистику, на нее накладывает отпечаток обычная речь говорящего, количество языков, которыми он владеет.
Первые теоретики, исследовавшие это явление, были убеждены, что глоссолалия не имеет никакого отношения к настоящему языку. Она не может выполнять ни одну из функций речи. Кроме того, такие «предложения» довольно часто сразу же забываются самими говорящими.
Более того, трансформировать глоссолалию в какой-то близкий и понятный нам язык тоже невозможно, это просто имитация обычной речи и не более того.
Подобное речевое поведение при желании легко можно освоить, достаточно просто расслабиться и импровизировать. Можно и натренировать произношение таких псевдослов. Так в ходе одного из научных экспериментов людям давали прослушать записи очень эмоциональных словоизъявлений и на этом фоне многие из участников сами смогли глоссолировать. То есть в этом состоянии человек осознает, что он говорит и легко может управлять собой, но все же чаще глоссолалия связана с особенными эмоциональными переживаниями. По этой же причине ее нельзя относить к симптомам каких либо психических отклонений.
Но все же некоторые психические расстройства – шизофрения – могут сопровождаться шизофазией и глоссолалией. Бессвязная речь может быть и единственной возможностью общения у аутистов.
А еще глоссолалия иногда напоминает детский лепет – то есть ее можно рассматривать как вид доречевого поведения, состоящий из отдельных звуков и слогов. Лепет – своеобразная тренировка для ребенка, который в будущем научится произносить слова и связывать их в предложения. А еще младенцы часто сопровождают свои «разговоры» ритмичными движениями рук и ног, логопеды говорят, что скоординированные действия – это очень важный этап формирования речи.
Некоторые формы глоссолалии часто можно встретить в искусстве. Например, пение без слов (вокализ) или творчество поэтов некоторых направлений (футуристы, символисты).
Примеры из художественной литературы
- Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание».
Для того чтобы понимать других людей, нужно развивать в себе такие качества, как терпимость, отзывчивость и сочувствие. Лишь благодаря этим свойствам души Соня Мармеладова смогла понять необходимость своего жизненного выбора, а в дальнейшем – поступок Раскольникова.
Соня была единственной дочерью чиновника Мармеладова. Они жили скромно, но не голодали. Спустя некоторое время её отец решил жениться снова и его выбор пал на бедную, никому не нужную вдову с тремя детьми. Взятая Мармеладовым на себя ноша оказалась ему непосильной. В итоге он начал пить и лишился работы. Соня была старше всех детей в семье и мачеха неоднократно упрекала её в том, что она лишний рот, нежелающий помогать своим родным. Не в силах больше смотреть на мучения голодных сестёр и брата, девушка решила продать свою честь. Став на дорогу беспутства, она потеряла себя, зато спасла от голодной смерти всю свою семью. Со временем Соня смогла понять и простить свою мачеху, подтолкнувшую её к этому выбору.
Следующим человеком, которого Соня смогла понять и принять таким, какой он был на самом деле, стал Родион Раскольников. Она оказалась единственным человеком, которому он смог довериться и признаться в совершённом преступлении. Родион ожидал от неё осуждения, но Соня вошла в его положение и помогла ему стать на путь раскаяния. Лишь благодаря её вере, Раскольников осознал несостоятельность своей бесчеловечной теории, из-за которой убил двух человек.
- А.П. Чехов «Чудесный доктор».
Главный герой рассказа А.П. Чехова «Чудесный доктор» – выдающийся врач и замечательный человек, который не смог пройти мимо чужой беды. Увидев отчаянье в глазах случайного встречного, профессор Пирогов отнесся к нему с пониманием и постарался ему помочь всем, чем он мог.
Емельян Мерцалов при встрече с доктором, повёл себя очень несдержанно: он кричал и ругался, обвиняя своего нового знакомого в том, что у него всё хорошо. Однако профессор Пирогов не обиделся на своего собеседника и не оставил его одного на скамейке в сквере. Он с пониманием отнесся к подобному поведению, догадываясь, что у Мерцалова есть какие-то проблемы. Желая понять причины его несчастья, доктор начал расспрашивать своего нового знакомого. Оказалось, что Емельяна уволили с работы после того, как он долго болел брюшным тифом. Все отложенные деньги ушли на его лечение, и теперь жена с детьми вынуждены были голодать, к тому же его дочка тяжело заболела, а у них не было возможности её вылечить.
Профессор не смог пройти мимо беды голодающей семьи, сочувствие привело его в подвал, где жили Мерцаловы. Доктор Пирогов спас жизнь больной девочке, осмотрев её и выписав лекарство, а также дал деньги на еду и дрова, чтобы согреть жилье. Он помог совершенно бескорыстно и уехал, даже не назвав своего имени. А в семье Мерцаловых с тех пор жизнь наладилась, в их судьбе словно наступила белая полоса.
- В.Г. Распутин «Уроки французского».
Одним из основных персонажей рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского» является учительница Лидия Михайловна. Она преподавала французский язык в школе, где учился главный герой произведения.
Лидия Михайловна понимала и чувствовала всех своих учеников. Её отзывчивость и заботливость помогали детям не только в успеваемости, но и в жизни.
Перед каждым уроком Лидия Михайловна внимательно осматривала класс и только потом разрешала детям садиться. В это время она всегда замечала, если у кого-то что-то произошло, ничто не могло укрыться от внимания чуткого педагога. Лидия Михайловна понимала, как трудно жить в послевоенное время, особенно детям, поэтому всегда старалась им помочь.
Однажды она заметила следы драки на лице главного героя и выяснила, что он играл на деньги с другими школьниками, для того, чтобы заработать себе на стакан необходимого для лечения молока. Его семья жила очень бедно и отправленных матерью денег не хватало даже на самое нужное. Войдя в положение своего ученика, Лидия Михайловна решила ему помочь. Мальчик отказывался принимать какую-либо помощь открыто, поэтому его учительнице пришлось действовать при помощи хитрости и сообразительности. Она назначила ему дополнительные уроки, на которых пыталась его накормить и угостить чем-нибудь вкусным. Затем стала отправлять анонимные посылки. Однако чувство гордости не позволяло главному герою признавать, что он нуждается в помощи, поэтому Лидии Михайловне пришла в голову идея начать играть с ним на деньги для того, чтобы дать ему возможность заработать себе на еду самостоятельно.
Учительница французского с пониманием отнеслась к решению мальчика, уважая его достоинство и силу воли. Но злые языки донесли руководству школы об её недопустимых играх с учеником, и Лидия Михайловна была вынуждена уволиться и уехать из этого города.
Повзрослев, главный герой рассказа, всегда вспоминал о помощи, оказанной ему его доброй и понимающей учительницей. Она не только научила его французскому языку, но и воспитала в нём порядочного человека, показав на своём примере, как надо относиться к людям.
- И.А. Гончаров «Обломов».
В основе сюжета романа И.А. Гончарова «Обломов» лежит история жизни Ильи Ильича Обломова. Большую часть своего времени этот молодой человек проводит в грёзах, лёжа на диване. Он любит мечтать об Обломовке, в которой прошло всё его детство. Это было самое счастливое и беззаботное время в жизни Обломова, поэтому мысленно он всегда находился там, то вспоминая уже прошедшие дни, то строя несбыточные планы на будущее в родной деревне.
Неожиданно в жизни Ильи Ильича появилось две женщины, которые сыграли значительную роль в его судьбе. Каждая из них пыталась его понять и оставить след в его жизни. Ольга Ильинская хотела не только понять, но и изменить своего возлюбленного, сделав его лучше. Ольга не пыталась разобраться, в чём заключаются причины его нынешнего образа жизни, для неё имело значение только будущее, которое её устраивало бы. К сожалению ей это не удаётся, и она бросает глупую затею, оставив Илью Ильича в покое.
Совсем иначе относилась к Обломову Агафья Пшеницына. Она прекрасно поняла истинную сущность главного героя и догадалась, что именно ему необходимо на данном жизненном этапе. Пшеницына не стала заставлять его ходить по театрам, читать газеты и журналы, принимать гостей, она окружила его уютом и создала ему нерушимый покой. Созданная Агафьей Матвеевной обстановка очень напоминала ту, что царила в былой Обломовке. Именно поэтому Илья Ильич в итоге женился и посвятил свою жизнь семье. Его мудрая супруга приняла его таким, какой он есть, и не пыталась переделать его или перевоспитать. Поняв человека, можно всегда приспособиться к его образу жизни, именно так и поступила Агафья Пшеницына.
- Л.Н. Толстой «Война и мир».
Пьер Безухов и Наташа Ростова являются главными героями романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Им пришлось пройти через множество испытаний, перед тем как обрести своё счастье.
Наташа не отличалась внешней привлекательностью, хотя была очень миловидной девушкой. Зато она обладала редкостной внутренней красотой. Не случайно автор обращает особое внимание на сияющие глаза Наташи, ведь они, как известно, – отражение человеческой души.
Отличительной чертой Наташи является её умение любить без остатка. Вначале она любит родителей, сестру, братьев, потом отдаёт своё сердце благородному Андрею Болконскому. Но любовью всей её жизни оказывается Пьер Безухов, который всегда был рядом и понимал Наташу, как никто другой.
Пьер Безухов впервые появляется на страницах романа в салоне Анны Шерер. Он сильно отличается от стальных представителей высшего света. Жизнь Пьера полна превратностей и испытаний, из незаконнорожденного сына графа он неожиданно превратился в самого завидного жениха столицы. Он был слишком наивным и доверчивым, поэтому часто шёл на поводу у бесчестных людей. Именно так Пьер и женился в первый раз, попав под влияние князя Василия Курагина и его дочери красавицы Элен.
В начале семейной жизни Пьеру казалось, что он счастлив, но в скором времени стало ясно, что между ним и его супругой нет никакого понимания. Она прямо сказала, что считает его дураком, и не желает иметь от него детей. Кроме того, Элен предала не только доверие своего мужа, но и его самого. Многие знали об изменах супруги молодого графа Безухова, но про её связь с Долоховым стал говорить весь город. В итоге для Пьера всё закончилось дуэлью с приятелем и разводом с лицемерной Элен.
Именно несчастливый брак толкнул Пьера Безухова на путь нравственных исканий. Его ждало много открытий и разочарований, прежде чем он повстречал в плену Платона Каратаева, который открыл долгожданную истину. Оказывается, счастье жизни заключается в самой жизни, не стоит искать что-либо, следует наслаждаться простыми радостями, которыми наполнен каждый день.
После этого осознания Пьер в очередной раз встретился с Наташей Ростовой, но это была уже не та смешливая девчонка. Вместо нее он увидел печальную исхудавшую женщину и в тот же момент понял, что любит её больше всего на свете. Страдания подарили влюблённым духовное богатство, которое объединило их и сделало одним целым.
- А.Н. Островский «Гроза».
Главная причина непонимания кроется в человеческом эгоизме и нежелании слышать окружающих. Если человека не интересует ничья судьба, кроме своей собственной, он никогда не сможет понять других людей. Марфа Игнатьевна Кабанова была уверенна в своей правоте и хотела, чтобы все жили так, как живёт она сама. Её заботили только собственные нужды и желания, она не думала о взглядах, чувствах и судьбе окружающих. Именно поэтому в её семье царило полнейшее непонимание.
Варвара не хотела мириться с порядками матери, постоянно обманывала её и поступала по-своему. А Тихон слушался Кабаниху, но это слишком сильно на него давило, поэтому он часто выпивал и при каждой возможности отлучался из дома. Катерина единственная пыталась отстаивать свои права и наладить отношения со свекровью, однако вместо этого больше всего получала от неё упрёков и оскорблений.
Примечательно то, что и сама Марфа Игнатьевна не чувствовала себя счастливой, ведь те, кому нужно было беспрекословно ей подчиняться, постоянно пытались ослушаться. В результате ей суждено остаться одной: дочь убегает, невестка погибает, а послушный сынок начинает перечить. Всего этого можно было бы избежать, если бы Кабаниха пыталась понять близких, а не думать лишь о своём личном благополучии.
Как начать осознавать собственные желания
Сломать приобретенные в детстве стереотипы очень трудно. Порой справиться с этой задачей без помощи психотерапевта не получается. Однако попытаться вполне можно.
Что нужно сделать? Психологи советуют освободить от всех дел и забот день, остаться в одиночестве, взять в руки блокнот или тетрадь и записывать те желания, которые не осуществились, начиная с самого раннего детства. Перечень следует заканчивать только тогда, когда в течение 10-15 минут не вспомнится ни одно желание.
После этого список следует внимательно перечитать и выделить в нем самое простое, то, что можно с легкостью воплотить. Например, детская мечта о какой-то конкретной игрушке вполне осуществима для взрослого человека. Это и нужно сделать.
Следующим шагом будет еще одно чтение перечня. Однако эмоции при этом будут уже иными, не такими как при первом просмотре. Цель второго чтения в том, чтобы вычеркнуть те мечты, которые уже не актуальны
Важно быть честным с собой и слушать только интуицию, не вдумываться в содержание желаний. Лишние пункты в перечне оказались потому, что человек, не воплощающий собственные мечты, невольно начинает хотеть «все вокруг»
Как только одно желание исполняется, взгляд на список тут же меняется.
Оставшиеся пункты нужно разделить по параграфам, например, так:
- дом;
- работа;
- досуг;
- хобби;
- семья;
- личное.
Параграфов может быть сколько угодно
После этого нужно просмотреть желания еще раз и определить то, какое из них наиболее важно. Не нужно вчитываться и руководствоваться при выборе общепринятыми нормами
Если человек хочет купить новую миску собаке сильнее, чем подарки родственникам, значит, таков его приоритет. Нельзя в этот момент учитывать то, что кто-то подумает, или же размышлять над тем, что хорошо, а что плохо.
В каком параграфе оказалось самое важное желание? Его наименование и есть самое главное из всего, чего человек хочет от жизни. Остальные параграфы – другие, менее важные, но все же значимые, пожелания
Общий перечень названий параграфов – полный список того, что человек на самом деле хочет.
Разобравшись со своими желаниями и приоритетами, люди начинают понимать себя, соответственно, и других тоже.
Примеры из жизни
Ярким примером человека, который научился понимать окружающих, является католическая монахиня мать Тереза. Она стала настоящей легендой 20 века.
Святая Тереза Калькуттская посвятила всю свою жизнь служению бедным и обездоленным. Её пример демонстрирует, как можно бескорыстно получить всеобщую любовь и признание, благодаря своему умению понять окружающих. Настоящее имя матери Терезы, данное ей при крещении – Агнес Гондже. Стремление к милосердию образовалось у неё ещё в раннем детстве. Родители девочки были отзывчивыми людьми, которые всегда были готовы помочь нуждающимся. Они стали примером понимания и сочувствия для своей дочери, воспитав в ней любовь к ближним.
Когда Агнес было четыре года – началась Первая Мировая война, во время которой погиб её отец. Мать девочки трудилась не покладая рук и смогла прокормить свою семью. После окончания войны осталось много сирот, и заботливая женщина взяла под свою опеку ещё шестерых детей. Агнес проводила много времени в молитвах и служении Богу. Прочитав в газетах о миссионерах в Индии, всем сердцем захотела стать одной из них. Она мечтала стать монахиней и 1928 году отправилась в Париж, где вступила в орден сестёр Лоретто. Оставаясь верной своему желанию попасть в Индию, Агнес занялась активным изучением английского языка и спустя год попала в Калькутту, которая надолго заменила ей родной дом. В 1931 году она стала послушницей под именем Мария Тереза и начала преподавать в монастырской школе. Монахиня переживала о том, что находится далеко от людских бед, ведь именно желание помогать нуждающимся руководило ею в жизни.
На протяжении всей Второй Мировой войны мать Тереза помогала голодающим и раненым. После её окончания она получила возможность самостоятельно заниматься благотворительностью. Самоотверженная женщина решила, что сможет помогать тем, кто действительно нуждается в её помощи, только находясь рядом с ними. Поэтому она оставила стены монастыря и посвятила себя больным, нищим и умирающим, деля с ними кров и пищу. В течение нескольких лет к ней присоединились другие монахини, и вокруг матери Терезы создалась целая община, которая стала называться Орденом миссионерок любви. Сёстры трудились на бескорыстной основе, им было непозволительно принимать любую благодарность за свою помощь. Это движение стремительно разворачивалось по всему миру и в скором времени под руководством матери Терезы стали строиться приюты, больницы и школы. Деятельность монахини получила широкое признание, а в возрасте 69 лет она получила Нобелевскую премию за дела милосердия и помощь страдающим людям.
Искусственный интеллект
На самом деле способность примерить на себя ту или иную ситуацию не имеет ничего общего с тем, чтобы предугадать поведение другого человека в таких обстоятельствах. Ведь у каждого человека свое сознание, которое может сильно отличаться от нашего. Поэтому сегодня психологи все больше полагаются на возможности искусственного интеллекта, который, возможно, окажется более точным в прогнозах.
Специалисты Вестминстерского университета уже разработали автоматизированное программное обеспечение и проанализировали почти 8 тысяч электронных адресов. Программа должна была отличить фейковые адреса от настоящих, и ее прогнозы в 70% случаев оказались точны. В будущем планируется применять это программное обеспечение для выявления ложных заявок на получение визы или проверки брачных анкет.
А ученые из Университета Вандербильта с помощью искусственного интеллекта смогли предсказать попытку самоубийства. Они собрали данные более 5000 пациентов с физическими признакам нанесения себе увечий и на основе изучения их истории болезни, пола, возраста и места жительства программа смогла с 80-90% вероятностью определить последующую попытку суицида в течение двух ближайших лет, и с 92% вероятностью – в течение двух ближайших недель.
Народная мудрость
- «На что и клад, когда в семье лад». В этой пословице идёт речь о взаимопонимании в семье. Счастлив тот, в чьём доме мирно и спокойно.
- «Один в поле не воин». В данной пословице говорится о том, что необходимо действовать сообща, а в одиночку сложно что-либо сделать.
- «В согласном стаде волк не страшен». Смысл данной пословицы заключается в том, что никакая беда не страшна там, где царит согласие и понимание.
- «Лад и согласье – главное счастье». Наши мудрые предки считали, что истинное счастье заключается в дружбе и согласии. Нет ничего важнее мирной и спокойной жизни, по их мнению.
- «Добрые слова дороже богатства». В этой пословице говорится о том, что нет ничего в жизни важнее понимания и сочувствия. Хорошие слова имеют большую ценность, чем деньги, главное – это понять.
- «На добрый привет добрый и ответ». Смысл данной пословицы заключается в том, что если ты будешь хорошо относиться к окружающим, то и они будут относиться к тебе так же.
- «Человек не орех, сразу не раскусишь». В данной пословице говорится о том, что человека невозможно понять сразу. Для этого необходимо время.
- «Чтобы узнать человека, надо с ним пуд соли съесть». В этой пословице говорится о том, что понять человека можно только после того, как пройдешь с ним через испытания. Наши предки считали, что настоящий друг познаётся в беде.
- «На спор не будь скор». Этой пословицей наши предки хотели предостеречь тех, кто любит спорить. Лучше попробовать понять человека, чем пытаться убедить его в собственной неправоте.
- «Кто в нраве крут, тот никому не друг». В этой пословице идёт речь о людях с дурным характером. С ними трудно достигнуть понимания, поэтому настоящая дружба редко встречается в таком окружении.
Использование метода «большой пятерки»
Это понятие основывается на нескольких наиболее выраженных аспектах личности: открытость, дружелюбие, сознательность, невротизм и экстраверсия. Эти личностные качества способны отразить то, насколько человек предрасположен к конфликтности, новым знаниям и общению. Понять любимого человека благодаря этим свойствам довольно просто, так как эти качества будут постоянно всплывать при близком общении. А вот с посторонним человеком, например, с коллегой, дальним родственником, новым другом или партнером по бизнесу будет сложнее. Чтобы определить уровень этих аспектов личности, нужно делать следующее:
- Постоянно следить за реакцией человека на перемены.
- Обращать внимание на его привычки для оценки сознательности, ответственности, организованности и осведомленности.
- Наблюдать за взаимодействием человека с окружающими его людьми. Таким образом можно определить уровень его экстраверсии.
- Задавать интересующему человеку открытые вопросы. Подробные ответы позволят оценить его доброжелательность.
- Следить за наличием невротических состояний: капризностью, пессимизмом, тревожностью, раздражительностью и непредсказуемостью.
Научиться тому, как понять людей, не сложно. Нужно лишь быть всегда внимательным и пристально наблюдать за интересующим человеком.
Афоризмы
- «Хотите понять других — пристальнее смотрите в самого себя». Английский писатель Оскар Уайльд считал, что необходимо разобраться в самом себе, для того чтобы научиться понимать окружающих.
- «Все мы бываем одиноки и всем нам нужно понимание и тепло». Русский писатель Олег Рой говорил о том, что каждому человеку необходимо понимание, особенно тогда, когда он чувствует себя одиноким.
- «Мы должны признать очевидное: понимает лишь те, кто хочет понять». Современный французский писатель и философ Бернар Вербер считает, что понять другого человека сможет только тот, кто этого искренне хочет.
- «Для того чтобы тебя могли понять другие, нужно, чтобы ты сам себя понимал». Шведская писательница Мария Грипе говорила о том, что необходимо понять себя самого, для того чтобы другие тоже смогли тебя понять.
- «Тот, кто понимает людей, не ищет у них понимания». Польский сатирик Богуслав Войнер считал, что человек, который может понять окружающих, не ждёт того же от них взамен.
- «Понимание – начало согласия». Нидерландский философ-рационалист Бенедикт Спиноза считал, что понимание между людьми – это залог их мирного сосуществования. Мирные взаимоотношения невозможны там, где нет понимания, по его мнению.
- «Человек может видеть в другом лишь столько, скольким он сам обладает, и понять другого он может лишь соразмерно с собственным умом». Немецкий философ Артур Шопенгауэр говорил, что человек никогда не сможет понять другого и принять его таким, какой он есть. Все люди понимают окружающих лишь со своей стороны, согласно своим жизненным и нравственным принципам.
- «Мы открываем что-то новое для себя только тогда, когда готовы к восприятию этой информации. Пока не наступит нужный момент, мы не замечаем даже тех вещей, которые большинству кажутся очевидными». Австралийский оратор и писатель Эндрю Мэтьюз говорит о том, что человек может понять другого только тогда, когда он сам окажется к этому готов. Иначе взаимопонимание невозможно, по его мнению.
- «Чтобы понимать друг друга, много слов не надо. Много надо – чтобы не понимать». Русский писатель В.Г. Распутин говорил, что слова не нужны для того, чтобы понять другого человека. Иногда они наоборот мешают взаимопониманию.
- «Люди любят рассуждать о счастье. Но никто не знает, что самое большое счастье – в понимании». Советский писатель и педагог К.Г. Паустовский считал, что истинное счастье заключается в понимании. Нет ничего лучше, когда в жизни человека присутствует кто-то, кто может понять его и принять таким, какой он есть на самом деле.
Использование метода «СТИВ»
Этот метод очень похож на «большую пятерку», но определяет он то, насколько человек спокоен, точен, игрив и властен. С его помощью можно выяснить, как понимать людей, находить с ними общие точки соприкосновения, а также влиять на них. Для этого необходимо предпринять ряд мер:
- Обращать внимание на открытость человека, его экстраверсию, игривость и склонность к веселому времяпровождению. Наиболее открытые люди больше организованы, ответственны и обладают повышенной креативностью.
- Следить за поведением человека в стрессовых для него ситуациях. Это подскажет, насколько он способен самостоятельно решать проблемы.
- Определить склонен ли человек к властному поведению. Если он обладает решительностью, целеустремленностью, активностью и настойчивостью, значит он довольно властная личность.
- Обратить внимание на педантичность человека методом оценивания его внешнего вида и окружающей обстановки. Люди, которые заботятся о порядке в своих вещах, более ответственные и постоянные.
Совокупность методов «большая пятерка» и «СТИВ» поможет быстро раскрыть внутреннюю суть интересующего человека.
Способ 2. С друзьями
Поиграйте с другом в «Угадайку».
1. Предложите другу поучаствовать в эксперименте.
2. Поставьте стул рядом с его стулом так, чтобы вы смотрели в одну сторону. Лавка или диван тоже подойдут.
3. Попросите друга посидеть некоторое время в тишине (15–20 секунд достаточно).
4. Представьте, что вы — это он. Можно воспроизвести его позу, постараться синхронизировать ритм вашего дыхания.
5. Теперь как бы из его роли проговаривайте состояние от первого лица. Например: «Я спокоен, и мне нравится эта игра» или «Я испытываю легкое раздражение, так как ты пристал с этой игрой, а я не допил кофе».
6. Задача человека, которого дублируют, повторять только ту часть сообщения, которая была угадана. Нельзя говорить «нет», «неправильно». Если ни одно слово «дублера» не подходит, то его собеседник просто описывает свое состояние своими словами.
Диалог может выглядеть следующим образом:
Дублер (Д):
Я немного устал, столько работы накопилось.
Испытуемый (И):
Я устал, так как не выспался сегодня.
Д:
Если бы я больше высыпался, то чувствовал себя бодрее.
И:
Я чувствовал бы себя бодрее, если бы этот выматывающий ремонт закончился.
Д:
Не люблю, когда что-то недоделано, это создает постоянное напряжение.
И:
Не люблю, когда что-то недоделано, это создает постоянное напряжение
Упражнение длится в среднем 2-3 минуты. При желании вы можете поменяться ролями.
Как использовать
В чистом виде техника не используется в общении. Но если регулярно ее практиковать, вы сможете гораздо лучше, чем раньше, приблизиться к пониманию чувств и мыслей других людей. Это поможет вам легче выстраивать хорошие отношения и разрешать возникающие конфликты.
Антон Воробьев — клинический психолог, бизнес-тренер, специалист по психодраме. 10 и 11 июня проводит масстер-классы «Работа в радость или игра в работу» и «Гитарный огонек» на Московской психодраматической конференции. Подробности см. на сайте
Определение мнения о партнере
И вот Вы встречаетесь с одним из этих незнакомцев, подходите к нему, начинаете разговор и спустя пяти минут беседы у Вас уже формируется какое-то мнение о нем.
Вы уже можете сказать про себя что-нибудь, наподобие: «Знаешь, я ему не доверяю, есть в нем что-то отталкивающее» или «Он классный, я бы с удовольствием с ним пообщался», или же «По-моему он очень умен, хотелось бы с ним поработать».
А на самом деле прошло пару минут, Вы не просматривали его и резюме и особо ничего не знаете о нем, все что этот человек Вам сказал, может быть как правдой, так и неправдой. Все что Вы могли заметить, всего лишь тонкие намеки. Поэтому, если приучите себя подмечать эти намеки, сможете обозначить для себя то, что к чему относится.
Шаг 2
Сфокусироваться на собеседнике (видеть куда направлено внимание человека). В первую очередь нужно сфокусировать их внимание
Внимание – это то, что проще всего идентифицировать. Многие из нас делают что-то интуитивно, но если выделять какие-то моменты, то первое – визуальный контакт. Вы же понимаете, что если человек Вас слушает или что-то говорит и при этом смотрит по сторонам или на часы, то это значит, что он хочет уйти
В первую очередь нужно сфокусировать их внимание. Внимание – это то, что проще всего идентифицировать
Многие из нас делают что-то интуитивно, но если выделять какие-то моменты, то первое – визуальный контакт. Вы же понимаете, что если человек Вас слушает или что-то говорит и при этом смотрит по сторонам или на часы, то это значит, что он хочет уйти.
Вы понимаете это интуитивно. Еще одна вещь, то что людям трудно контролировать – положение тела. Если Вас тянет уйти, то Ваше тело само изменяет направление: «Да, да, отлично, увидимся завтра!» и человек уходит. По тому же принципу, если вы находитесь в помещении, где находиться человек, с которым хотите пообщаться, но говорите с другим человеком, то ваше тело непроизвольно начнет поворачиваться.
То, куда направлены ваши бедра, ваши ноги, ваш торс, в общем то, куда направлены различные части вашего тела, это индикаторы того, куда направлено ваше внимание. И последнее, что можно отнести к вниманию – сам человек, который разговаривает с Вами или с которым разговариваете Вы, и то, как вы вовлечены в беседу, какие вопросы спрашиваете
Основными задачами при контакте с незнакомцем являются:
вовлечь человека в разговор; удержать на себе его внимание.
Если Вы не вовлечены в разговор, то и реагировать на беседу будете наподобие: «Да, да, отлично», «Ага, очень интересно» – это отвлеченность. Вовлеченность человека в беседу обозначает вопросы по теме – дополнение. В этом случае не обязательно должен быть вопрос. Действием может быть просто комментарий, который относится к теме беседы. Он отличный индикатор того, заинтересовали ли Вы человека, что является первым шагом к образованию контакта.
Вторым шагом будет понимание того, удерживаете ли Вы на себе это внимание. Будут ли Ваши собеседники заинтересованы или же наоборот
И как же распознать, есть ли интерес у человека к тому, что происходит перед ним? Здесь мы обратимся к эмоциям.
Польза речи без смысла
Глоссолалия является общечеловеческим феноменом, поэтому часто встречается в самых разных странах и культурах народов. Но возникает она все же не так часто, поскольку в обычной жизни редко появляются ситуации для ее логичного применения. Но недооценивать потенциал этого феномена определенно не стоит.
И детский лепет, и вокализ, и глоссолалию объединяет, что все они дают выход сильным и настоящим эмоциям, когда человек никак не сдерживает и не контролирует себя. Младенец таким образом просто радуется жизни, и уже по мере взросления мы объясняем ему, что говорить нужно тогда, когда есть, что сказать. То есть учим детей сдерживать себя. А между тем ученые доказали, что крики и свободная речь существенно повышают уровень тестостерона в крови, что делает мужчин и женщин более активными и сексуально привлекательными.
А еще возможность «отпустить» свой голос – это хорошая психологическая разрядка, которая может помочь лучше понять себя. А выдумывание слов и импровизация – хорошо развивает творческие и языковые навыки. Но все же для глоссолалии требуются определенные условия и практиковать ее просто так не стоит. В конце концов, есть и другие способы выразить свою лингвистическую экспрессию.
Крикотерапия
Крик вместе с плачем – это одна из практик, которая активно применяется в телесно-ориентированной терапии. Приверженцы убеждены, что это помогает человеку избавиться от многочисленных «зажимов» в мышцах и на языке. Психологов, работающих по этой методике, не так много, но при желании их можно легко найти в соцсетях.
Крик наедине с собой
Если делать это в компании вам не нравится, вы всегда можете покричать наедине с собой. Вы будете ощущать полную свободу и делать то, что действительно хочется
Но для этого важно правильно выбрать место. В идеале лес или берег реки
В машине лучше кричать, припарковав ее подальше от чужих глаз, а в квартире под звук воды.
Няканье
В некоторых языках присутствуют специфические частицы, которые не несут особого смысла. Например, в японском есть звокоподражание «ня», которое часто используют в мультфильмах анимэ.
В русском нет таких частиц, но во-первых, можно придумать их самостоятельно, а во-вторых, позаимствовать из других языков. Чаще всего подобное общение устанавливается в узком кругу, где люди близки и доверяют друг другу. Доказано, что подобная коммуникация даже может обладать определенным терапевтическим эффектом, ведь вам не нужно специально строить фразы и подбирать слова, можно просто говорить короткими и бессмысленными звуками.
Издавать звуки при занятиях спортом или во время секса
Бритва Хэнлона
Простое шуточное высказывание «Никогда не приписывай злому умыслу то, что можно объяснить глупостью» принадлежит Роберту Хэнлону, который выпустил не один сборник подобных высказываний. Единственное, что можно исправить в этом высказывании, так это заменить слово «глупость» на «невежество». Именно неимение полной картины происходящего влияет на восприятие человеком каких-либо событий. Поэтому прежде всего следует разобраться в ситуации и оценить причину произошедшего.
Например, на электронную почту пришло сообщение от коллеги с явной критикой в адрес идеи или выдвинутого проекта. С первого взгляда может показаться, что это сделано со злобой, но, возможно, произошло простое недопонимание друг друга. Банальное невежество в этом вопросе может стать причиной конфликтной ситуации.
Онлайн-программа «Профайлинг»
Эта пятинедельная онлайн-программа научит вас анализировать людей, их мимику, жесты, поступки, чтобы лучше понимать мотивы и чувства человека, выявлять скрытые эмоции, ложь, попытки манипулировать, составлять психологический портрет. Вы получите системные знания о самых эффективных методах профайлинга, собранных из десятков различных источников, и поймете, в каких ситуациях они применяются, увидите примеры их использования. А с помощью специальных интерактивных упражнений вы сформируете навык, который поможет вам быстро анализировать людей и делать аргументированные выводы. Узнать подробнее…
Искренне надеемся, что эти материалы помогут вам научиться лучше понимать и анализировать поведение окружающих. И, конечно же, мы уверены, что у вас все получится!
Советуем также прочитать:
- Сторителлинг
- Приемы эффективного общения: подборка полезных материалов
- Чувства, эмоции и ощущения: первый шаг к профайлингу
- 6 навыков для развития эмоционального интеллекта
- Искусство видеть эмоции
- Как научиться читать человека: 7 советов от бывшего агента ФБР
- Как общаться с кем угодно и где угодно?
- Как анализировать людей
- Станьте детективом, не выходя из дома
- Повседневная магия общения
- Умение понимать эмоциональное состояние
Ключевые слова:1Профайлинг
Что мешает пониманию себя
Себя понять человеку мешает своеобразный защитный механизм. Что это такое? Процесс в мышлении, позволяющий уходить в сторону от осознания неприятных или болезненных, проблемных фактов.
Иными словами, психика человека защищается от негативных переживаний и от необходимости предпринимать что-либо, прилагать усилия, меняться.
Что это означает? То, что человеческий разум склонен подменять одно явление другим. Например, большинство людей не желает осознавать собственную слабость, никчемность или несостоятельность
Защищаясь от осознания этих фактов, люди демонстрируют раздутое самомнение, говорят о своей значимости, исключительности и важности
Соответственно, в основе всех факторов, препятствующих тому, как понять самого себя, лежит страх перед неудобной истиной. Человеческий разум тщательно оберегает личность, формируя ложное представление о себе. Но оно является дымовой завесой, то есть каждый человек в глубине души понимает, что он не таков, каким себе кажется, но признавать этот факт не желает.
Соционика: мы и информация
Суть соционики в следующем. Люди различаются между собой тем, как они воспринимают информацию, обрабатывают и выдают результат. Согласно этой теории все люди делятся на 16 социотипов (причем, в течение жизни тип не меняется). Каждому типу присущи определенные уникальные черты, отличающие его от других. Поэтому, зная тип человека, можно сказать о нем если не все, то очень многое. Скептики обычно говорят: «И что же, получается, что каждый 16-й – это твоя копия?». Конечно, нет. Социотип – это костяк, а «мясо» может быть разное. Например, воспитание, образование, интеллект, творческие данные формируют личность на базе какого-то типа. И, конечно же, как личности мы все уникальны.
Социотип, в свою очередь, показывает, какие у нас сильные и слабые стороны, какова направленность психики и какие мотивы движут нами.
Если вкратце, то тип получается следующим образом. Есть 4 пары признаков, которые формируют тип:
- Как мы воспринимаем информацию: сенсорно (основываясь на 5-ти чувствах) или интуитивно (основываясь на тех же 5-ти чувствах, но прежде всего, на 6-м – интуиции);
- Как мы обрабатываем информацию: с помощью логики (анализ, расчет, структура) либо с помощью этики (эмоции, отношения);
- Как мы выдаем результат: рационально (планы, предсказуемость, надежность) или иррационально (стихийность, наитие, вдохновение, непредсказуемость);
- Как направлена психика на взаимодействие с миром: экстравертно (открытость, контактность, расширение) или интровертно (закрытость, минимальная контактность, углубление).
Мы так устроены, что в нас намешано все сразу, но из каждой представленной пары признаков всегда (!) преобладает что-то одно. Например, нельзя быть на 50 % логиком и на 50% этиком, чего-то природой заложено больше.
Комбинируясь между собой, эти признаки и составляют 16 социотипов. Например, из первой пары в человеке доминирует сенсорика, из второй – логика, из третьей – иррациональность, из четвертой – экстраверсия. Так мы получили один из 16-ти типов. Он называется сенсорно-логический экстраверт. Изучив характеристику этого типа, мы можем многое узнать об этом человеке.
Как общаться токсичными людьми
Существует определенная категория негативных личностей, общаться с которыми надо максимально осторожно:
- «Энергетические вампиры», после общения с которыми, человек ощущает себя разбитым и опустошенным. Постарайтесь своевременно выявить таких лиц в своем окружении и не поддаваться манипуляциям.
- Паразиты, которые стараются использовать окружающих в своих корыстных целях. Общаться с ними можно, но помогать не следует, ведь благодарности или оплаты за труд не предусмотрено.
- Люди с неуравновешенной психикой. Постоянные срывы, которых никто не ждет, должны насторожить. Поговорите с человеком о его поведении. Если такие разговоры не приведут к должным результатам, может помочь только врач.
- Агрессивные личности. От таких лучше держаться подальше, ведь они склонны к дракам и физическому насилию.
- Манипуляторы. Лучше сразу сказать манипулятору, что вам известно о его черте характера или постараться не поддаваться на манипуляции.
- Аморальные личности, для которых не существует социальных и правовых норм. Постарайтесь свести к минимуму общение с ними.
- Слабые личности отличаются застенчивостью, обидчивостью, ранимостью, робостью, тревожностью. Не стоит потакать их слабостям, чтобы не стать «исполнителем желаний». Свои отказы надо компенсировать помощью в самостоятельном решении человеком его проблем.
- Эгоисты любят только свою собственную персону. Общаться с ними можно двумя способами: говорить правду или постоянно льстить.
Главное, знать, что в вашем окружении имеются лица, которые представляют определенную опасность. Тогда появляется возможность минимизировать их негативное влияние.
Число Данбара
Исследователь Робин Данбар очень много времени посвятил изучению взаимосвязи активности большей части коры головного мозга (неокортекса) и социального поведения.
Наблюдения проводились сначала над большими группами приматов на фоне их социального поведения. Исследования показали, что чем больше поверхность неокортекса, тем больше в их общении особей, есть заметные связи и закономерности.
При исследовании людей теория подтвердилась. Было установлено, что у каждого человека есть круг общения. Некоторые персоны из него являются очень близкими людьми, с которыми поддерживается постоянная связь. Чаще всего их около 12 человек. Также есть социальная группа, в составе которой 150 человек. С этими людьми постоянно поддерживается общение, может быть, и редкое. Постепенно старые связи ослабевают, уходят вовсе. Поэтому не стоит обижаться, если человек со временем перестал общаться, значит, у него появился кто-то новый.