Тревожные расстройства
— это неврозоподобные состояния психики, основным симптомом которых является ощущение тревоги.
Такие состояния отличаются от обычных страхов и тревог, которые всегда можно наблюдать у детей в процессе их развития. Чувства страха, опасности, тревоги являются важнейшими приспособительными сигналами в психике каждого человека и сопровождают нас в течение всей жизни. Но в определенных случаях механизмы, которые регулируют интенсивность и продолжительность тревоги, дают сбой и тогда нарушается нормальный ход психо-эмоционального развития.
Тревожные расстройства могут быть нескольких типов в зависимости от их проявления:
Социальное тревожное расстройство
- страхи встреч или общения с людьми;
- избегание социальных ситуаций;
- отсутствие друзей вне семьи
ИСТОРИЯ
Девочка Оля, 10 лет, очень часто тревожилась. Каждое утро она беспокоилась, не опоздает ли она в школу, хотя в школу она приходила всегда вовремя. Каждый день она переживала, все ли она положила в рюкзак? Ночью она беспокоилась о том, хорошо ли она сделала домашнее задание, и будет ли ее одежда выглядеть опрятной на следующий день?
Родители Оли думали, что это поведение является типичной частью взросления. Постепенно девочка стала хуже учиться, часто пребывала в подавленном настроении, и отношения с подругами разладились. Не имея возможности повлиять на дочь, изменить ее отношение к происходящему, родители решили, что пришло время поговорить со специалистом о том, как найти способ помочь Оле справиться с ее беспокойством.
Статья:
Тревожность и тревога. В чем различия
Слово «тревожный» отмечается в словарях с 1771 года. Существует много версий, объясняющих происхождение этого термина. Автор одной из них полагает, что слово «тревога» означает трижды повторенный сигнал об опасности со стороны противника.
В психологическом словаре дано следующее определение тревожности: это «индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают».
Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога — это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием.
Например, случается, что ребенок волнуется перед выступлениями на празднике или отвечая у доски. Но это беспокойство проявляется не всегда, иногда в тех же ситуациях он остается спокойным. Это — проявления тревоги. Если же состояние тревоги повторяется часто и в самых разных ситуациях (при ответе у доски, общении с незнакомыми взрослыми и т. д.), то следует говорить о тревожности.
Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности. Когда же человек боится чего-то конкретного, мы говорим о проявлении страха. Например, страх темноты, страх высоты, страх замкнутого пространства.
Страх может развиваться у человека в любом возрасте: у детей от одного года до трех лет нередки ночные страхи, на 2-м году жизни наиболее часто проявляется страх неожиданных звуков, страх одиночества, страх боли (и связанный с этим страх медицинских работников). В 3-5 лет для детей характерны страхи одиночества, темноты и замкнутого пространства. В 5-7 лет ведущим становится страх смерти. От 7 до 11 лет дети больше всего боятся «быть не тем, о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают».
Причины детской тревожности
- Противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и школой (детским садом). Например, родители не пускают ребенка в школу из-за плохого самочувствия, а учитель ставит «двойку» в журнал и отчитывает его за пропуск урока в присутствии других детей.
- Неадекватными требованиями (чаще всего завышенными). Например, родители неоднократно повторяют ребенку, что он непременно должен быть отличником, не могут и не хотят смириться с тем, что сын или дочь получает в школе не только «пятерки» и не является лучшим учеником класса.
- Негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение. Например, воспитатель или учитель говорят ребенку: «Если ты расскажешь, кто плохо себя вел в мое отсутствие, я не сообщу маме, что ты подрался».
Психологический портрет тревожного ребенка
В группу детского сада (или в класс) входит ребенок. Он напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что он ожидает каких-либо неприятностей. Это тревожный ребенок. Таких детей в детском саду и в школе немало, и психологам работать с ними не легче, а даже труднее, чем с другими категориями «проблемных» детей, потому что и гиперактивные, и агрессивные дети всегда на виду, как на ладошке, а тревожные стараются держать свои проблемы при себе.
Их отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.
Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.
Как выявить тревожного ребенка
Опытный воспитатель, учитель, психолог конечно в первые же дни знакомства с детьми поймет, кто из них обладает повышенной тревожностью. Однако прежде чем делать окончательные выводы, необходимо понаблюдать за ребенком, вызывающим опасения, в разные дни недели, во время обучения и свободной деятельности (на перемене, на улице), в общении с другими детьми.
Чтобы понять ребенка, узнать, чего же он боится, можно попросить родителей, воспитателей (или учителей-предметников) заполнить бланк опросника. Ответы взрослых прояснят ситуацию, помогут проследить семейную историю. А наблюдения за поведением ребенка подтвердят или опровергнут ваше предположение.
советуют присмотреться, характерны ли для поведения ребенка следующие признаки.
Критерии определения тревожности у ребенка (П. Бейкер и М. Алворд):
- Постоянное беспокойство.
- Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо.
- Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).
- Раздражительность.
- Нарушения сна.
Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении. С целью выявления тревожного ребенка используется также следующий опросник
Признаки тревожности (Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М.):
Тревожный ребенок 1. Не может долго работать, не уставая. 2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то. 3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство. 4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован. 5. Смущается чаще других. 6. Часто говорит о напряженных ситуациях. 7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке. 8. Жалуется, что ему снятся страшные сны. 9. Руки у него обычно холодные и влажные. 10. У него нередко бывает расстройство стула. 11. Сильно потеет, когда волнуется. 12. Не обладает хорошим аппетитом. 13. Спит беспокойно, засыпает с трудом. 14. Пуглив, многое вызывает у него страх. 15. Обычно беспокоен, легко расстраивается. 16. Часто не может сдержать слезы. 17. Плохо переносит ожидание. 18. Не любит браться за новое дело. 19. Не уверен в себе, в своих силах. 20. Боится сталкиваться с трудностями.
Суммируйте количество «плюсов», чтобы получить общий балл тревожности:
- Высокая тревожность — 15-20 баллов;
- Средняя — 7-14 баллов;
- Низкая — 1-6 баллов.
Как помочь тревожному ребенку
Работа с тревожным ребенком сопряжена с определенными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время. Специалисты рекомендуют проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях:
- Повышение самооценки.
- Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.
- Снятие мышечного напряжения.
Рассмотрим подробнее каждое из названных направлений.
Повышение самооценки
Конечно же, повысить самооценку ребенка за короткое время невозможно. Необходимо ежедневно проводить целенаправленную работу. Обращайтесь к ребенку по имени, хвалите его даже за незначительные успехи, отмечайте их в присутствии других детей. Однако ваша похвала должна быть искренней, потому что дети остро реагируют на фальшь. Причем ребенок обязательно должен знать, за что его похвалили. В любой ситуации можно найти повод для того, чтобы похвалить ребенка.
Желательно, чтобы тревожные дети почаще участвовали в таких играх в кругу, как «Комплименты», «Я дарю тебе…», которые помогут им узнать много приятного о себе от окружающих, взглянуть на себя «глазами других детей». А чтобы о достижениях каждого ученика или воспитанника узнали окружающие, в группе детского сада или в классе можно оформить стенд «Звезда недели», на котором раз в неделю вся информация будет посвящена успехам конкретного ребенка.
Каждый ребенок, таким образом, получит возможность быть в центре внимания окружающих. Количество рубрик для стенда, их содержание и расположение обсуждаются совместно взрослыми и детьми.
Можно отмечать достижения ребенка в ежедневной информации для родителей (например, на стенде «Мы сегодня»): «Сегодня, 21 октября 2017 года, Сережа в течение 20 минут проводил опыт с водой и снегом». Такое сообщение даст лишнюю возможность родителям проявить свою заинтересованность. Ребенку же будет легче отвечать на конкретные вопросы, а не восстанавливать в памяти все, что происходило в группе за день.
В раздевалке детского садика, на шкафчике каждого ребенка можно закрепить «Цветик-семицветик» (или «Цветок достижений»), вырезанный из цветного картона. В центре цветка — фотография ребенка. А на лепестках, соответствующих дням недели, — информация о результатах ребенка, которыми он гордится.
В младших группах детского сада информацию в лепестки вписывают воспитатели, а в подготовительной группе заполнение цветиков-семицветиков можно поручить детям. Это послужит стимулом для обучения письму. К тому же эта форма работы способствует установлению контактов между детьми, так как те из них, которые еще не умеют читать или писать, часто обращаются за помощью к товарищам. Родители, приходя вечером в детский сад, спешат узнать, чего же добился их ребенок в течение дня, каковы его успехи.
Позитивная информация очень важна и для взрослых, и для детей, для установления взаимопонимания между ними. Причем нужна она для родителей детей любого возраста.
Обучение детей умению управлять своим поведением
Как правило, тревожные дети не сообщают о своих проблемах открыто, а иногда даже скрывают их. Поэтому если ребенок заявляет взрослым, что он ничего не боится, это не означает, что его слова соответствуют действительности. Скорее всего, это и есть проявление тревожности, в которой ребенок не может или не хочет признаться.
В этом случае желательно привлекать ребенка к совместному обсуждению проблемы. В детском саду можно поговорить с детьми, сидя в кругу, об их чувствах и переживаниях в волнующих их ситуациях. А в школе можно на примерах литературных произведений показать детям, что смелый человек — это не тот, кто ничего не боится (таких людей нет на свете), а тот, кто умеет преодолеть свой страх.
Желательно, чтобы каждый ребенок сказал вслух о том, чего он боится. Можно предложить детям нарисовать свои страхи, а потом в кругу, показав рисунок, рассказать о нем. Подобные беседы помогут тревожным детям осознать, что у многих сверстников существуют проблемы, сходные с теми, которые характерны, как им казалось, только для них.
Конечно, все взрослые знают, что нельзя сравнивать детей друг с другом. Однако когда речь идет о тревожных детях, этот прием категорически недопустим. Кроме того, желательно избегать состязаний и таких видов деятельности, которые принуждают сравнивать достижения одних детей с достижениями других. Иногда травмирующим фактором может стать проведение даже такого простого мероприятия, как спортивная эстафета.
Лучше сравнить достижения ребенка с его же результатами, показанными, например, неделю назад. Даже если ребенок совсем не справился с заданием, ни в коем случае нельзя сообщать родителям: «Ваша дочь хуже всех выполнила аппликацию» или «Ваш сын закончил рисунок последним».
Снятие мышечного напряжения
Желательно при работе с тревожными детьми использовать игры на телесный контакт. Очень полезны упражнения на релаксацию, техника глубокого дыхания, занятия йогой, массаж и просто растирания тела.
Еще один способ снятия излишней тревожности — раскрашивание лица старыми мамиными помадами. Можно также устроить импровизированный маскарад, шоу. Для этого надо приготовить маски, костюмы или просто старую взрослую одежду. Участие в представлении поможет тревожным детям расслабиться. А если маски и костюмы будут изготовлены руками детей (конечно, с участием взрослых), игра принесет им еще больше удовольствия.
Работа с родителями тревожного ребенка
Совершенно очевидно, что ни один родитель не стремится к тому, чтобы его ребенок стал тревожным. Однако порой действия взрослых способствуют развитию этого качества у детей.
Нередко родители предъявляют ребенку требования, соответствовать которым он не в силах. Малыш не может понять, как и чем угодить родителям, безуспешно пробует добиться их расположения и любви. Но, потерпев одну неудачу за другой, понимает, что никогда не сможет выполнить все, чего ждут от него мама и папа. Он признает себя не таким, как все: хуже, никчемнее, считает необходимым приносить бесконечные извинения.
Чтобы избежать пугающего внимания взрослых или их критики, ребенок физически и психически сдерживает свою внутреннюю энергию. Он привыкает мелко и часто дышать, голова его уходит в плечи, ребенок приобретает привычку осторожно и незаметно выскальзывать из комнаты. Все это отнюдь не способствует развитию ребенка, реализации его творческих способностей, мешает его общению со взрослыми и детьми, поэтому родители тревожного ребенка должны сделать все, чтобы заверить его в своей любви (независимо от успехов), в его компетентности в какой-либо области (не бывает совсем неспособных детей).
Прежде всего, родители должны ежедневно отмечать его успехи, сообщая о них в его присутствии другим членам семьи (например, во время общего ужина). Кроме того, необходимо отказаться от слов, которые унижают достоинство ребенка («осел», «дурак»), даже если взрослые очень раздосадованы и сердиты. Не надо требовать от ребенка извинений за тот или иной поступок, лучше пусть объяснит, почему он это сделал (если захочет). Если же ребенок извинился под нажимом родителей, это может вызвать у него не раскаяние, а озлобление.
Полезно снизить количество замечаний. Предложите родителям попробовать в течение одного только дня записать все замечания, высказанные ребенку. Вечером пусть они перечитают список. Скорее всего, для них станет очевидно, что большинство замечаний можно было бы не делать: они либо не принесли пользы, либо только повредили вам и вашему ребенку.
Нельзя угрожать детям невыполнимыми наказаниями: («Замолчи, а то рот заклею! Уйду от тебя! Убью тебя!»). Они и без того боятся всего на свете. Лучше, если родители в качестве профилактики, не дожидаясь экстремальной ситуации, будут больше разговаривать с детьми, помогать им выражать свои мысли и чувства словами.
Ласковые прикосновения родителей помогут тревожному ребенку обрести чувство уверенности и доверия к миру, а это избавит его от страха насмешки, предательства. Родители тревожного ребенка должны быть единодушны и последовательны, поощряя и наказывая его. Малыш, не зная, например, как сегодня отреагирует мама на разбитую тарелку, боится еще больше, а это приводит его к стрессу.
Родители тревожных детей часто сами испытывают мышечное напряжение, поэтому упражнения на релаксацию могут быть полезны и для них. Но, к сожалению, наши отношения с родителями не всегда позволяют открыто сказать им об этом. Не каждому можно порекомендовать обратить внимание прежде всего на себя, на свое внутреннее состояние, а потом предъявлять требования к ребенку. В таких ситуациях можно сказать родителям: «Ваш ребенок часто бывает скованным, ему было бы полезно выполнять упражнения на расслабление мышц. Желательно, чтобы вы выполняли упражнение вместе с ним, тогда он будет делать их правильно».
Родители, которые следуют таким рекомендациям, через некоторое время отмечают приятные ощущения в теле, улучшение общего состояния. Они, как правило, готовы к дальнейшему сотрудничеству.
Подобные занятия можно рекомендовать не только родителям, но и педагогам. Ведь ни для кого не секрет, что тревожность родителей зачастую передается детям, а тревожность педагога — ученикам и воспитанникам. Вот потому, прежде чем оказывать помощь ребенку, взрослый должен позаботиться о себе.
Профилактика детской тревожности: рекомендации психолога родителям
- Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей. (Например, нельзя говорить ребенку: «Много ваши учителя понимают! Бабушку лучше слушай!»)
- Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.
- Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить. Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.
- Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.
- Если по каким-либо объективным причинам ребенку трудно учиться, выберите для него кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость и он не чувствовал себя ущемленным.
Причины возникновения тревожных расстройств
Точно назвать причину возникновения такого расстройства у ребенка, как впрочем, и у взрослого назвать трудно. Специалисты называют целый ряд провоцирующих факторов:
- Генетическая предрасположенность.
Наличие тревожного расстройства у родителей увеличивает риск возникновения подобных симптомов у ребенка. - Стрессовые жизненные обстоятельства.
События в жизни ребенка могут стать отправной точкой (триггером) для тревожных расстройств в детстве или во взрослой жизни: утрата (смерть близкого человека или развод родителей), жизненные перемены (переезд в новый город, смена школы, поход в детский сад). Дети, испытавшие жестокое обращение, чаще подвержены тревожным расстройствам. - Воспитание
. Воспитание в семье, где другие члены семьи постоянно испытывают беспокойство, может «научить» ребенка рассматривать мир как опасное место. Если ребенок растет по-настоящему в опасной среде (насилие в семье), он может испытывать чрезмерный стресс, бояться и ожидать худшего.
Формы повышенной тревожности
Существует две формы детской тревожности:
- Открытая. Ребенок сознательно переживает определенные эмоции и демонстрирует их своим поведением.
- Скрытая. Когда ребенок сам не осознает, что испытывает беспокойство. Это может проявляться в чрезмерном спокойствии, апатичности или даже отрицании любого дискомфорта.
Второй вид тревожности встречается гораздо реже, основным его симптомом считают так называемое «неадекватное спокойствие». Ребенок настолько сильно переживает, что тщательно скрывает это, демонстрирует полное спокойствие и отрешенность от ситуации.
Помощь тревожному ребенку
Тревожными расстройствами у детей занимаются специалисты в области психического здоровья: психологи, психотерапевты, психиатры. Специалист анализирует симптомы, диагностирует специфическое тревожное расстройство, намечает план помощи ребенку.
В ходе работы с психологом дети учатся по-новому мыслить и действовать в ситуациях, которые могут вызывать беспокойство, а также справляться со стрессом. Специалист обеспечивает поддержку и руководство. Иногда необходимо медикаментозное лечение.
Что такое тревожность
В последние годы количество детей, страдающих теми или иными формами тревожных расстройств, увеличилось. Это связано со многими факторами: напряженная обстановка в семьях, погруженность в мир интернета и гаджетов и т. д.
Но по большей части тревожность у детей возникает из-за неудовлетворения их возрастных потребностей. Малыши нуждаются в ощущении безопасности и постоянном присутствии мамы. Дети дошкольного возраста проявляют повышенную тревожность в незнакомой обстановке или боятся темноты. Подросткам нужно доверие и уважение, признание их права на собственное мнение и свободу выбора.
Тревожность в психологической литературе
Данное состояние описано во многих работах именитых психологов. Так, З. Фрейд выделял три формы тревожности:
- Реальный страх — ощущение опасности, которую несет в себе какое-либо событие или явление.
- Невротическая тревожность — боязнь чего-то неизвестного, иррациональный страх.
- Моральная тревожность — порождение собственного эго, то есть муки совести, чувство вины и пр.
А. Адлер считал причиной повышенной тревожности чувство собственной неполноценности. А вот А. Прихожан объясняла это состояние наличием эмоционального дискомфорта от реальной или мнимой проблемы.
Как могут помочь родители
- Лучший способ помочь вашему ребенку — признать проблему и оказать поддержку без критики. Попытайтесь более внимательно понаблюдать, что в повседневной жизни вызывает у ребенка трудности и как он них реагирует.
- Обратитесь к специалисту, чтобы оценить состояние ребенка.
- Будьте терпеливы и позитивны, если вашему ребенку рекомендована психотерапия. В процессе работы ребёнок освоит новые способы совладания с тревогой.
- Иногда помогает поговорить с ребенком о ваших собственных стрессах и о том, как вы смогли их преодолеть.
- Будьте уверены, что при правильном подходе ваш ребенок сможет преодолеть тревогу, научиться смотреть в будущее без лишнего напряжения и полноценно реализовать свой потенциал.
Упражнения на снижение тревоги у детей
Также тревожному ребёнку могут помочь рекомендации французского педагога М. Борба. Она предлагает несколько простых упражнений, которые направлены на снятие стресса у детей. Их можно использовать в комплексе или по отдельности. Они превращают борьбу с тревогой в игру, а это улучшает эффективность. [2]
- Внутренний диалог. Найдите вместе с ребёнком фразу, которая повысит его уверенность в себе, и научите произносить её в стрессовой ситуации. Например: «У меня всё получится», «Я с этим справлюсь», «Нет причин для волнения».
- Лифтовое дыхание. Предложите ребёнку закрыть глаза, выдохнуть три раза, а потом представить, что он спускается в лифте с последнего этажа на первый. Как только лифт достигнет цели, волнение исчезнет. Также для борьбы с тревогой можно использовать любые другие дыхательные упражнения.
- Таяние стресса. Попросите ребёнка найти место, где скапливается напряжение. Обычно это шея, плечи, челюсти. Нужно сильно напрячь это место, а потом резко расслабить и почувствовать, как зажим уходит из тела.
- Визуализация спокойного места. Когда ребёнка одолевает тревога, он может представить место, где ему спокойно и хорошо. Это помогает, потому что, во-первых, ребёнок мысленно переносится в безопасную обстановку, а во-вторых, в принципе отвлекается от беспокойных мыслей.
Терапия ТР
Лечение ТР у детей и подростков основывается на комплексном подходе с применением методов психотерапии (рациональной, когнитивно-поведенческой, семейной, игровой и др.) и фармакотерапии. Важная роль принадлежит родителям, которые, следуя рекомендациям специалиста, помогают своему ребенку справляться с тревогой. Когда навыки преодоления сложных ситуаций и смелое поведение практикуются и поощряются в домашних условиях, дети и подростки учатся противостоять своим страхам, идти на разумный риск и обретают уверенность в собственных силах.
В фармакотерапии применяются препараты нескольких групп, включая небензодиазепиновые транквилизаторы (гидроксизин), транквилоноотропы (аминофенилмасляной кислоты гидрохлорид), препараты седативного и вегетостабилизирующего действия (антитела к мозгоспецифическому белку S-100 аффинно очищенные), селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (флувоксамин, сертралин), мягкие нейролептические средства (алимемазин), фитопрепараты. Следует отметить необходимость длительного врачебного наблюдения и проведения продолжительной терапии.
Детям и подросткам с различными формами ТР могут быть рекомендованы комплексные препараты, включающие нейрометаболические средства, витамины, макро- и микроэлементы. Таким препаратом является «KidZ сироп с мелиссой и мятой», который назначается курсами по 2 нед. в следующих дозах:
ребенку от 3 до 7 лет — по 5 мл 2 р./день;
ребенку от 7 до 11 лет — по 5 мл 3 р./день;
ребенку старше 11 лет — по 10 мл 2 р./день.
В состав препарата «KidZ сироп с мелиссой и мятой» входят полезные и безопасные компоненты (витамины группы В, аминокислоты, магний, цинк и растительные экстракты), которые нормализуют работу нервной системы, восстанавливая естественный баланс между процессами возбуждения и торможения:
мелисса и мята в форме экстрактов помогают устранять нервное напряжение;
холин (предшественник нейромедиатора ацетилхолина) участвует в образовании компонентов мозговой ткани, способствует улучшению памяти и работоспособности;
глицин благоприятно влияет на моторику и речь, позволяет снизить психоэмоциональное напряжение, агрессивность, конфликтность;
лизин защищает клетки головного мозга от кислородного голодания, замедляет процессы возбуждения;
витамин В1 (тиамин) обеспечивает метаболические процессы в центральной нервной системе (ЦНС), влияет на функции нейромедиаторов (ацетилхолин, ГАМК), процессы проведения нервного импульса;
витамин В3 (ниацин, никотинамид) обеспечивает протекание окислительно-восстановительных процессов в организме, нормальное функционирование ЦНС;
витамин В6 (пиридоксин) участвует в биосинтезе нейромедиаторов (ГАМК, серотонин, катехоламины и др.);
магний является центральным элементом, поддерживающим баланс процессов возбуждения и торможения в ЦНС. Магний необходим для стабилизации активности возбуждающих (глутаматных) рецепторов. Является кофактором аденилатциклаз, участвующих в передаче сигнала от дофаминовых, серотониновых и адреналиновых рецепторов к управляющим внутриклеточным каскадам, а также кофактором катехол-О-метилтрансферазы, инактивирующей избыток моноаминовых нейромедиаторов;
магний и витамин В6 при совместном назначении способствуют улучшению поведения, снижению тревожности и агрессивности, повышению концентрации внимания;
цинк участвует в обеспечении психических процессов, поскольку входит в состав всех известных классов ферментов и участвует в обмене белков, жиров, углеводов и нуклеиновых кислот. Цинк необходим для процессов нейроонтогенеза, входит в состав металлопротеинов мозга, обладающих нейропротекторными свойствами, участвует в механизмах обучения и памяти.