Темы 2.5 и 2.6 Духовный мир человека и мировоззрение. Смысл жизни.

Жизнь человека — тропа в неизведанное. Как по ней пройти и к чему прийти. кого выбрать в попутчики, на что ориентироваться, чтобы результат странствия оправдывал ожидания и одаривал нас по заслугам наградами и дарами. Как отличить настоящие ценности жизненных подарков от поддельных.

В этой статье постараемся раскрыть глубину понятия духовность и осознать, что именно она является светом, подсвечивающим путнику его путь во тьме и сумерках на избитых дорогах жизни, энергией, придающей ему силы двигаться дальше, когда их почти не осталось. Мы поговорим о том, какие богатства внутри нас могут быть высветлены этим светочем и охарактеризуем каждое из них, чтобы ответить на вопрос: «Что такое духовный путь?».

Что такое духовность

Хотим мы того или нет, но наша жизнь — это всегда путь под воздействием двух взаимно противоположных сил: созидания и разрушения. От того, какой из них мы отдадим предпочтение или даже выберем в попутчики, зависит наше будущее, а возможно — и не только наше. У каждого из нас внутри есть живительный источник, только у одних он совсем зачах и зарос высокой непролазной травой, у других — бьет чистейшими родниками, истекая из загадочных неизведанных глубин.

Этот источник — главнейшая часть каждого из нас. Это наш Дух — божественный внутренний огонек, дающий нам силы жить и осознавать жизнь во множестве ее красок и форм. Ответ же на вопрос данного подзаголовка таков — это наше взаимодействие с ним: сколько мы в силах от него взять, испив живительной влаги мудрости и жизнелюбия, а также — что мы в силах ему дать взамен нашей любовью, бережным к нему отношением и уходом за тропинкой, по которой к его живой воде сможем прийти не только мы. Давайте же поговорим об этом взаимодействии, а также о том, как нам в этом развиваться.

В зависимости от жизненных приоритетов и нравственных предпочтений людей, разбираемое нами понятие взаимодействия с нашим Духом рассматривается каждым через его субъективные внутренние призмы. Но какими бы они ни были: приверженность определенным религиям, философиям, мировоззренческим позициям, это понятие универсально. Оно заключает в себе суть внутренней природы человека, так как человек изначально есть сущность духовного порядка, потому что является носителем Духа, зажженного в нем тем, кто его создал.

Этот могущественный Некто не только произвел, но и вложил в человека программу, по которой как индивидуум, так и человечество в целом движется в направлении заданного свыше вектора всеобъемлющей цели. Всемудрый дал своему дитяти право выбирать путь движения вперед. Но чтобы открывать новые горизонты и сотворять сиятельные миры, чадо должно вскрыть в себе возможности и функции своего Создателя, вернув свой изначальный образ великолепного подобия Отца.

Иными словами, человек должен прийти к самому себе, став по-настоящему духовным.

Учителя, которые всегда при нас

Есть ли признаки, по которым можно определить степень духовного уровня. Конечно же, да.

Но перед тем, как начать о них говорить, хотелось бы упомянуть о трех учителях, которые всегда при нас:

  • тело;
  • душа;
  • Дух.

Учитель-тело

Нас учит быть бережным к самому себе, ценить свое здоровье, не увлекаться тем, что его может разрушить. У человека всегда есть право свободного выбора, в том числе, и на свое собственное разрушение.

В этом мире есть три качества материи, которые нам приносят:

  • истинное благо;
  • прельщают страстями;
  • ввергают в невежество.

Через два последних действуют силы разрушения, причем с разной скоростью, давая осознать нам пагубность выбранного пути и возвратиться к благости. Наш первый учитель все знает о теле и поможет стать универсальным мастером — ценителем себя и своего здоровья. Для этого нам нужно научиться его понимать, ведь как на начальном уровне обучения, так и на более продвинутом, он часто обращается к нам именно через телесную боль.

Учитель-душа

Расширяет границы понимания, как своего внутреннего, так и внешнего мира, учит нас чувствовать душу ближнего. Душа все знает о нашей жизненной программе, помогает взаимодействовать с теми, с кем нам приходится пересекаться в нашей реальности. Когда мы усвоили уроки первого учителя, второй постепенно, если мы готовы, начинает нам открывать инструменты тонкой чувствительности, прибегая к ресурсам более тонкого плана.

Обращаясь к своей душе, мы можем в себе открыть то, что доселе дремало, иногда всплывая на поверхности сознания.

Нас чаще начинают посещать озарения: большие и малые. Иногда мы обнаруживаем способность понимать людей с полуслова, порой чувствуя то, что они хотят нам сказать. Постепенно нами приобретается способность не только тонко чувствовать, но также искренне сострадать и сопереживать, причем не только словами. Об учениках такого уровня иногда говорят — душевный человек.

Душа — это хранилище огромной информации о всех наших воплощениях, и иногда она продвинутому ученику дает ценные подсказки — как полнее и правильнее реализовать себя в этой жизни.

Учитель-дух

Это — самый главный учительв нашей школе жизни. О жизни он знает все. Он знает обо всем и о каждом. Именно им сосчитано число волос на каждой голове любого жителя планеты, а не только нашей, ибо он и есть искра Великого пламени Любви, согревающей несчетное количество душ невообразимого числа миров.

Этого наставника можно назвать Голосом безмолвия, ведь услышать его сможет тот, кто:

  • успокоил свой ум;
  • смирил страсти;
  • открыл свою душу навстречу неизведанному и тому, что трудно высказать словами.

Он — как легкий ветерок, сродни шелесту травы у чистого ручья, как еле уловимое движение родников в источнике, к которому наклонился, чтобы испить живой воды познаний.

В чем же заключается духовное развитие человека — мы постараемся это понять, определившись с признаками его духовного уровня и с тем, как же развиваться в этом направлении, проходя ряд важных этапов.

Признаки духовности человека

Ну, а теперь самое время поговорить о признаках, характеризующих степень духовного роста человека.

Их можно перечислить в порядке, отражающем степень духовной осознанности:

  1. Совестливость.
  2. Способность строить гармоничные отношения.
  3. Стремление быть полезным.
  4. Желание стать изначальным.
  5. Смирение.
  6. Благодарность.
  7. Просветление.

Совестливость

Основным пробуждающим элементом нашего естества является совесть, через которую Дух стучится в двери души, встряхивая зоны нашего мозга, чтобы уберечь от неверных и опасных ходов.
Даже в самом слове совесть слышится: «Совместная весть». Это понятие — скорее состояние, когда сознание человека способно сливаться с сознанием более высокого уровня, которое своей гармоничностью повышает его вибрации до той степени, где ему уже трудно совершать негармоничные поступки, идти на сделку со своей совестью, и он уже под ее защитой.

Духовный рост личности и общества в целом характеризуется степенью правильного взаимодействия со своим окружением. Поэтому следующий признак, характеризующий степень этого роста, не зря так называется.

Способность строить гармоничные взаимоотношения

Человек постепенно начинает осознавать ценность правильных отношений с другими. Когда уходит из сердца воинственность, ты начинаешь выходить за рамки своих внутренних ограничений, принимая мир и людей в нем такими, какие они есть. Ведь этот мир создан не тобой, и у того, кто его создал, видимо, были веские причины, чтобы он был таковым.

Воюя с миром, не принимая его, ты входишь в конфликт и с его Создателем. Задумайся над этим.

Общество, в котором подобных людей, принявших мир, становится больше, уменьшает количество претензий к своим соседям, будь то вопросы спорных территорий или идеологические споры. Воспаленные общественные нарывы начинают рассасываться, злободневные вопросы постепенно решаются. Люди осознают, что взаимное сотрудничество — путь к усилению обеих сторон.

Стремление быть полезным

Каждый пришел в земную жизнь со своей индивидуальной программой, чтобы развиваться, работая над наиболее важными личными качествами. Начинать совершенствование себя как личности и духовной единицы никогда не поздно. Приходит время, когда человек стремится реализоваться, найдя более подходящее для себя место в обществе.

Но с духовным ростом приходит понимание, что полезности только для себя уже слишком мало. Человек хочет оставить свой след в этом мире. Его духовное проявление при этом выражается не попыткой подпитать чувство собственной значимости (чтобы помнили потомки), а своим бескорыстным служением. Помните, как в сказке: «Делай добро и бросай его в воду». Но здесь необходимо, чтобы были открыты духовные очи, чтобы, служа кому-то или во имя чего-то, не стать его рабом.

Здесь нужно чувствовать степень вашей истинной полезности, ощущать грань, за которой переизбыток полезного стремления может нанести вред — и не только вам. Примером являются слишком залюбленные дети, которые, уже будучи взрослыми, продолжают находиться в зависимости от своих родителей, лишивших их способности принимать самостоятельные взрослые решения. В этом случае — страдания обоюдные, но больше достается все же тому, кто стоял у истоков зарождения этой проблемы.

Желание стать изначальным

Наверное, наличие в вас этого признака говорит о том, что ваше развитие близко к стадии духовного пробуждения. Вы уже понимаете, что на вас много лишних одежек и масок, одетых родителями, школой, обществом, заставляющих нас поступать шаблонно — как все, и делать — как положено.

Духовное несовершенство общественных институтов привело к созданию искусственного мира, который использует человека как курицу, несущую яйца. За гранью этого нарисованного мира стоит другой — настоящий, но чтобы в него попасть, став истинным творцом своей жизни, нужно избавиться от личин, которые срослись с нами, и мы ошибочно полагаем, что это и есть мы.

Наша изначальная природа — духовна. И если вы готовы меняться, осознавая, что снятие каждой новой маски — болезненный процесс, который будет сопровождаться отказом от чего-то важного для вас в прошлом, отказом естественным — вы уже при дверях, будьте готовы к испытаниям, а также — к чудесным преображениям.

Смирение

Вас уже тяжело достать гневу и возмущениям, вы медленно, но уверенно приближаетесь к самому себе, отбрасывая одну за другой уже бесполезные маски. Расширился диапазон восприятия вами мира, в котором вы стараетесь уделять внимание тому, что поддерживает в вас состояние присутствия гармонии, хотя не отвергаете то, что вам в мире не нравится. Вы просто не уделяете этому внимание. Ваша энергия там, где в данный момент находятся ваши мысли и вам приятно думать о вечном.

Вы душевно уравновешены и духовно крепки. Благодаря духовному балансу, установившемуся внутри, вас уже тяжело вышибить из седла, ибо ваша вера в правильность ваших действий и доверие Духу – невероятно крепки. Вы начинаете духовно пробуждаться.

Благодарность

Истинная благодарность от сердца не только ближним, но, в первую очередь, — Тому, кто создал эту удивительную жизнь на чудесной планете Земля — степень достаточно высокого уровня духовного развития. Она является переходным периодом перед настоящим духовным пробуждением.

В это время вы продолжаете совершенствование себя как человека, но уже осознаете в себе духовное существо.

Просветление

Вы стали тем, кем являетесь изначально — осознанным духовным существом. Жизнь раскрывает вам свои потаенные двери, сокрытые от непосвященных. Она щедро делится с вами настоящими знаниями, так как знает, что они будут использованы во благо других, во благо самой жизни. Пришло время творить осознанно.

Кого можно назвать духовным

Духовный человек обладает высокими моральными качествами. Он добр, беспристрастен, честен. Его действия всегда согласуются со словами. Он говорит только то, во что на самом деле верит. Часто те, кто проповедует равенство, считают себя выше остальных. Они призывают вести простую жизнь, но сами живут в роскошных домах, носят дорогие одежды и украшения. Человек духовный не скажет того, что не совпадает с его действиями. Он демонстрирует свои принципы на практике, следуя сказанному.

Между ученым и духовной личностью есть разница. Любой человек с хорошо развитой памятью может запомнить слова Священного Писания и доказать что-то с помощью логики. Ученый аргументирует свои тезисы, ссылаясь на другие исследования. Но нравственные люди — это самореализованные личности, знание к которым пришло изнутри. Они сами становятся знанием, поскольку соединяются с Богом.

Что значит быть духовно развитым человеком

Тот, кто посвящает себя чему-либо, идущему во благо его жизни, непременно развивается и совершенствуется в этом.

Если мы хотим духовно развиваться, нам необходимо уяснить три золотых правила:

  • цени свою жизнь как великий дар;
  • не посягай на жизнь чужую, равно как и на чужой опыт;
  • будь благодарным.

Через них наши три учителя созданием определенных жизненных обстоятельств учат нас, ведя по пути личностного и духовного роста. Развитие как раз и заключается в том, чтобы, следуя этим указаниям, прийти к своей изначальной духовной природе.

Человек может стать личностью, а может и не стать. Способна ли личность идти путем духовного роста или ей вполне хватит состояния социальной реализации в осознании того, чего же из материальных благ и волевых качеств ей еще не хватает?

Общество — лучшая площадка для проверки человека на степень его духовности.

В нем есть место всем:

  • нравственно-ущербным и сбившимся с пути;
  • продвигающимся в развитии и деградирующим;
  • просто живущим и социально-реализованным;
  • начинающим первыми шагами затяжное восхождение к вершинам духа и духовно-просветленным.

Однако, на какой бы из ступеней социального или духовного развития ты не был, жизнь тебя всегда будет подталкивать к развитию — зачастую трудностями и проблемами. Она будет отзеркаливать людьми, их отношением к тебе, а также покажет то, что самому разглядеть в себе совсем непросто — степень своего эгоизма.

Усердная работа над собой как раз и наиболее ценна тем, что, взяв под контроль свой эгоизм, обуздав зверя в себе с его страстями и воинственностью, вы начинаете быстрее развиваться в духовном направлении.

Совершенствоваться духовно — это значит быть внимательным к миру, внимая тому, что он хочет тебе сказать: будь то поступки людей, их отношение к тебе, другие явления и события. Однако это не только твоя наблюдательность, но и твое отношение, проявленное в действии.

Быть духовно развитым — это значит работать над качествами характера, которые соответствуют вышерассмотренным признакам. Это также и способность удерживаться на вновь открытой в себе ступени развития, став мудрым исследователем нового неизведанного тобой океана.

У человека имеются семь основных энергетических центров, семь внутренних океанов энергий, расположенных снизу вверх — от копчика до макушки. Каждый из них отвечает за жизнедеятельность определенных органов, систем организма, работу тонких механизмов сознания и подсознания.

Исследуя эти центры, обращаясь к определенным практикам, совершенствуясь в этом, мы двигаемся тропой познания не только себя, но и чего-то большего в себе. Постепенно мы начинаем понимать, что нет предела совершенствованию, что у него есть начало, но не имеется конца. Следовательно, быть развитым в этом направлении — значит непрерывно улучшать себя, ориентируясь на внутреннюю гармонию.

Примеры функционирования духовной сферы

Практически у каждого человека присутствует внутреннее стремление к созданию, сохранению и воспроизведению продуктов творческой деятельности, ценность которых имеет не материальную, а духовную природу. Поэтому люди генерируют идеи, основывают новые направления в искусстве, создают картины и литературные произведения, занимаются просветительской и преподавательской деятельностью.

По сути, духовная жизнь общества подразумевает два вида деятельности:

  • Создание духовных ценностей. Это любая творческая деятельность, а также исследования, эксперименты и иные изыскания, направленные на получение новых знаний и совершенствование имеющихся технологий.
  • Сохранение и распространение духовных ценностей. Это все действия, которые человек может осуществлять с уже существующими духовными ценностями: их сохранение, воспроизведение, распространение и распределение, усвоение и потребление.

Духовная сфера отличается от остальных тем, что основана на бескорыстных стремлениях. Во всех остальных сферах любая деятельность подразумевает получение определённой выгоды для себя. И только в духовной сфере личность создаёт нематериальные ценности ради того, чтобы подарить их человечеству. А главной наградой обычно является общественное признание ценности и важности проделанной работы (хотя это совсем не отрицает получения материального вознаграждения).

Духовное развитие личности

Человек, сумевший стать личностью, не застрахован от того, чтобы благодаря силе воли и способности «переступать через черту», выбрать путь разрушителя, а не созидателя.

Даже если человек является личностью, сила воли его очень велика, позволяя ему реализовывать масштабные деловые проекты с баснословной прибылью, но его эгоизм задвигает в дальний угол его разум, зачистив территорию для деятельности сильного ума, этот человек пока еще крепко духовно спит. И возможно, он сломает не одну чью-то жизнь, прежде чем закон воздаяния и справедливости постучит в его загрязненное окошко души тяжелейшими испытаниями, подталкивая сильную личность к началу духовного поиска, и не важно — мужчина это или женщина.

Постараемся ответить, в чем же заключается духовное развитие личности .

Для чего личности это нужно

Прежде всего для того, чтобы эволюционировать и двигаться дальше. Даже если человек обладает незаурядными волевыми качествами, сумел сделать головокружительную карьеру, но не очень-то считается с окружающим его миром, зачастую способствуя разрушению жизни не только в себе, но и вне себя, возможно, что он даже не стоит при дверях своего внутреннего храма. По правде говоря — и храма-то пока нет, возможно, даже фундамент отсутствует. И пусть он жертвует какому-либо приходу, но в голове его — корысть с умыслом поиметь от вложения солидные дивиденды, — такого «верующего» трудно причислить даже к числу духовно-ориентированных.

Путь созидания и глубинной осознанности начинается с первого шага. Внутренние учителя могут дать человеку пройти вначале дорогу страстей и соблазнов, попуская его кривым поступкам, может быть, даже масштабным ошибкам, а порой — и преступлениям. Ведь иногда человеку, чтобы осознать уровень своего духовного падения, нужно очень глубоко покаяться.

И порой именно с покаяния начинается постепенный духовный подъем для того, кто сумел стать личностью, но не освоил пока что даже азов духовной жизни.

В нашем материально-ориентированном мире действуют определенные шаблоны достижения личностного роста, ориентированные отнюдь не на духовные ценности. И тем более ценно для духовного становления личности следовать истинным непреходящим ориентирам. Ибо лишь благодаря им, человек сможет отвязаться от балласта, тянущего ко дну порочными привязками, разрушающими привычками, навязчивыми идеями и прочим грузом избыточной материальности.

С чего же начать

Начать нужно с переосмысления своей жизни, принятия того, что мы — не только тело.

Необходимо признать, что кроме нашего материального существа в нас живет душевный человек , который, возможно, сможет стать сущностью духовного порядка.

Нужно не бояться делать шаг вперед — навстречу непознанному и пока еще вами не открытому дальнему берегу. Когда начинают в вашей жизни дуть ветры перемен — будьте готовы к началу испытаний, ведь именно с них начнется ваше настоящее развитие.

С чего начать духовный рост

Как уже сказано выше, для начала нужно хотя бы на уровне умозрительного философствования осознать свою вечную природу. Для этого можно почитать какие-нибудь вдохновляющие книги. Важно понимать, что попытка запечатлеть в книгах высшую истину подобна попытке сфотографировать ветер. На снимках будет что угодно, кроме самого ветра. Разного рода писания могут нам указать путь движения, направление, на которое нужно обратить внимание. Но ощутить ветер истины можно, только если самому выйти в поле.

О бессмертии души говорят практически все религии. Есть какие-то разногласия в мелочах, но в основном все едины: истинная природа человека бессмертна и не подвержена разрушению. Особенно подробно вопрос бессмертия души рассматривается в «Бхагавадгите», преимущественно во второй главе.

Как развиваться духовно

Личностный рост человека, равно как и рост духовный, происходит не сам по себе. В них надо вкладывать силы, средства и душу. Что это может означать и как развиваться в направлении этого самого роста? Обычно для людей более-менее понятно, когда говорят о духовном формировании личности, связанном с религией либо каким-то другим околорелигиозным направлением. Понятно даже, когда говорят о духовности в философии , ведь философия как раз и занимается изучением законов развития жизни в разных формах ее проявления: природы, общества, осмысления бытия. Невзирая на немного как бы размытое понятие, можно найти ее определение, и не одно. Но вот с чего начинать это самое развитие?

У каждого свое представление о жизни, различен и путь следования по ней, и все же, есть некие общие способы, благодаря которым человек движется стезей духовного роста. Можно выделить следующие.

Поиск смыслов через книги

Рано или поздно человек задается вопросами смыслов: зачем я здесь, какая цель моего пребывания, почему я делаю то, что мне не нравится? Он ищет умные книги, по крупицам собирает в них мудрость. Для кого-то это — опыты первого контакта с неизведанным, кто-то в этом находит для себя временное забвение, отстранение от суетных мыслей и чередующихся повседневных проблем. Но с этого момента Провидение уже начинает работать с ищущим, подбрасывая ему цепляющую литературу и вводя в его сознание необычные мысли.

Самопознание

Человек продолжает быть движим интересом — а кто же он есть?

Но, даже изучив основы анатомии и физиологии, прочитав массу духовной и прочей литературы, интересующийся не находит ответы на волнующие его вопросы:

  • что есть мысль;
  • откуда она приходит;
  • где зарождаются эмоции;
  • что скрывают неактивированные 95-97 % головного мозга;
  • как прийти к Богу — желательно побыстрей.

Погружаясь в себя, он все более начинает понимать, что ответы на волнующие его вопросы можно находить не только в учебниках и Интернете. Его активность переходит в область внутреннего поиска. Он уже читал о некоторых духовных практиках и психотехниках, иногда даже кое-что попробовал. Но не было глубины. Пришло время для более глубоких погружений.

Благотворительность

Когда у человека достаточно жизненных сил для движения по лестнице духовного восхождения, когда им накоплен немалый потенциал внутренних сил, и он чувствует, что в состоянии ими поделиться с другими без потери для себя, — происходит новый качественный скачок в его развитии. Этому способствует то, что называется благотворительностью — творением блага для других без корыстного умысла.

Молитвы и медитации

Человек стремится к встрече с непознанным в глубине своей сущности, чтобы лучше себя понять. Прибегнуть к молитве — это значит постараться наладить связь между собой и той силой, которая в своей безусловной к вам любви создает для вас необходимые мотивы, приближая момент вашей осознанной встречи.

Медитация помогает человеку, осваивающему технику духовного подъема, расширить диапазон воспринимаемой им реальности и границ его сознания, сконцентрироваться на чем-то важном, прикоснуться к ощущению вездесущности и многомерности, пережить измененные состояния сознания. Человек начинает чувствовать, что вселенские океаны энергий внутри несравненны относительно того, что он воспринимает обычным зрением снаружи.

Выбор окружения

Духовная эволюция человека, проходя этапы градации его личности, приводит к значимым изменениям не только у него внутри, но и снаружи. Человек меняется внешне. Его глаза могут начать излучать свет радости. Находящиеся возле такого человека начинают чувствовать прилив свежести, приток беспричинной радости.

Окружение человека тоже может заметно измениться, ведь он сам благоволит к общению с теми, кто разделяет его стремление к духовному. И постепенно духовно развивающийся выбирает окружение, которое способствует поддержанию того состояния, в котором протекают его духовные процессы.

Просто жить, улыбаться и благодарить

То, о чем мы говорим, — это не только произношение священных имен Бога, обращение к нему, старание понять его, придерживаясь прописных духовных истин, которые в каждом духовном течении прописаны по-своему, но говорят обычно об одном. Уровень духовного формирования можно определить и по тому, как человек относится к простым каждодневным обязанностям, в каком состоянии он их исполняет. Иными словами – может ли человек просто жить и радоваться жизни.

Постарайтесь чаще улыбаться, благодаря Бога за величайшее чудо жизни, которым он вас одарил.

В этом видео — еще один взгляд на то, с чего же начинать.

Воздействие духовного мира

Оно постоянно. До Воскресения и вознесения Ангелам было очень сложно помогать людям.

Ангел, явившийся пророку Даниилу, говорит, что замедлил на несколько недель, потому что его не пропускал князь Персии, то есть демон, действующий в Персии. И только когда явился на помощь Архангел Михаил, Ангел смог прийти к Даниилу.

После Вознесения враг лишен прежней силы и не может вредить христианину, если тот идёт к Богу.

Теперь Ангелы и святые постоянно участвуют в жизни множества людей. Цель – спасение людей, исполнение желания Бога: «чтобы всем спастись и в разум истины прийти».

(Рассказано архимандритом Киприаном, игуменом монастыря свв. Киприана и Иустины. Фили, Греция):

«Около четырех лет тому назад нам позвонили с просьбой приобщить Святых Таин одну пожилую женщину, вдову, живущую в пригороде Афин. Она была старостильница и, будучи почти совсем прикована к постели, не могла бывать в церкви. Хотя обычно мы не совершаем таких треб вне монастыря и направляем людей к приходскому священнику, тем не менее в этом случае у меня было какое-то чувство, что я должен идти, и, приготовив Святые Дары, я отправился из монастыря.

Я обнаружил больную, лежащую в бедной комнатке: не имея своих средств, она зависела от соседей, которые приносили ей еду и другие необходимые вещи.

Я поставил Святые Дары и спросил ее, хочет ли она в чем-нибудь исповедаться. Она ответила: «Нет, за последние три года на моей совести ничего нет, что уже не было бы исповедано, но есть один старый грех, о котором я хотела бы рассказать вам, хотя и исповедовала его многим священникам». Я ответил, что, если она уже исповедовала его, ей не следует делать этого снова. Но она настаивала, и вот что она мне рассказала.

Когда она была молода и только что вышла замуж, лет 35 тому, она забеременела в тот момент, когда ее семья была в очень тяжелом положении. Остальные члены семьи настаивали на аборте, но она отказалась наотрез. Всё же в конце концов она поддалась на угрозы свекрови, и операция была сделана.

Медицинский контроль подпольных операций был очень примитивным, в результате чего она получила серьезную инфекцию и через несколько дней умерла, не имея возможности исповедать свой грех.

В момент смерти (а это было вечером) она почувствовала, что душа ее отделяется от тела так, как обычно это описывают: душа ее оставалась поблизости и смотрела, как тело обмывают, одевают и укладывают в гроб. Утром она последовала за процессией в церковь, наблюдала за отпеванием и видела, как гроб поставили в катафалк, чтобы отвезти его на кладбище. Душа как бы летала над телом на небольшой высоте.

Вдруг на дороге появились два, как она описывала, «диакона» в блистающих стихарях и орарях. Один из них читал свиток. Когда автомобиль приблизился, один из них поднял руку, и автомобиль замер. Шофер выбрался, чтобы посмотреть, что случилось с мотором, а тем временем Ангелы начали беседовать между собой. Тот, который держал свиток, содержавший, несомненно, список ее грехов, оторвался от чтения и сказал: «Жаль, в ее списке есть очень тяжелый грех, и она предназначается аду, потому что не исповедала его». «Да, – сказал второй, – но жаль, что она должна быть наказана, потому что она не хотела этого делать, а ее заставила семья». «Очень хорошо, – ответил первый, – единственное, что можно сделать, – это отослать ее обратно, чтобы она могла исповедать свой грех и покаяться в нем».

При этих словах она почувствовала, что ее тащат обратно в тело, к которому она в этот момент чувствовала неописуемое отвращение и омерзение. Спустя мгновение она очнулась и начала стучать изнутри гроба, который уже был закрыт. Можно вообразить последовавшую за этим сцену. Выслушав ее историю, которую я изложил здесь вкратце, я преподал ей Святое Причастие и ушел, славя Бога, даровавшего мне услышать это…» (Иеромонах Серафим (Роуз). Душа после смерти. СПб., 1994 г.).

Святой Феофан Затворник сравнивает молитву с электрическим проводом, мгновенно передающим ток – сигнал. Это, конечно, аналогия, но духовный мир непрерывно воздействует на физическую вселенную.

Девочка лет 12 из воскресной школы некого храма в Украине рассказала мне: когда у них в доме случился пожар, ей приснился её Ангел Хранитель и разбудил её.

Почему же большинство людей не ощущают духовный мир? Потому, что люди не живут духовно и светло. Грешник соединяется с тёмной стороной духовного мира и чувствует депрессию, уныние, печаль.

Этапы духовного развития

Духовно развивающийся человек проходит несколько этапов в своем развитии.

Основные из них:

  1. Спящий режим.
  2. Духовное пробуждение.
  3. Осознанное творение.

Спящий режим

Все с чего-то начинается. Мы делаем первые духовные потуги, когда начинаем это делать более или менее осознанно, но пока только в режиме духовного сна. Чем же характерен этот «спящий режим»? Давайте разберем, смоделировав гипотетическую ситуацию.

У нас в жизни вроде бы все налажено: дом со всеми удобствами, хорошая машина, дача в живописном месте, неплохая работа, которая не очень нравится, но здесь платят лучше, чем в других подобных учреждениях. Семья тоже ничего: хорошенькая жена, двое детей дошкольного возраста. И вроде бы, – чего горевать, живи да радуйся. А счастья нет. Вы, следуя совету мамы, даже пару раз сходили в церковь, постарались, как смогли обратиться к Богу. Тщетно! Вы начинаете обвинять судьбу, что она вас чем-то обделила. Неплохая работа начинает доставать наездами шефа, который еще вчера смотрел сквозь вас, как через стекло в межкомнатной двери. С женой что-то произошло, ее как будто подменили, упреки сыпятся, как из рога изобилия, дети стали чаще болеть. Жизнь явно чего-то от вас хочет, но чего?

Это значит — вы подошли к черте, и чтобы ее переступить, вам нужно как-то измениться. Необходимо начать пересмотр своей жизни, отношения к ней, определить, что в этом суетливом потоке является приоритетом. Вы пока еще спите, но уже с этого момента сделали первый шаг по пути духовного развития.

Этот мудрый организм нашего материального мироздания устроен так, что когда какая-то система приходит в равновесие, появляется сила, которая стремиться вывести из этого состояния, тем самым подталкивая ее к своему дальнейшему развитию.

Это же самое произошло и с вами. Жизнь, используя людей из вашего окружения, раскачивает вас, погрязшего в рутине повседневности, для дальнейшего духовного роста. Вы, пересматривая свое отношение к жизни, вдруг понимаете, что нужно и можно жить по-другому, встречая каждый день улыбкой, радуясь тому, что жизнь вас непомерно одарила, ведь рядом столько примеров искалеченных, несчастных судеб. А еще — вы начинаете принимать людей такими, какими они есть.

Это первая ступень, преодолев которую, вы выйдете на новый уровень осознанности, временно приведя в равновесие расшатанную систему.

С добрым утром (духовное пробуждение)

И так — шаг за шагом, ступень за ступенью осуществляется подъем по лестнице духовного восхождения. На каждой из новых ступеней вам придется открыть в себе нечто новое и необычное для вас вчерашних, ибо начнете чаще обращаться внутрь себя — к своей душе, к своему Духу.

Вы будете двигаться под неусыпным водительством ваших учителей и приставленных свыше помощников. В этом движении вверх внутри постепенно будет просыпаться чувствование — какие способы для вас более приемлемы в познании неизъяснимого и изначального, познании самого себя, а через душу и Дух — Бога в себе. Как-то сама по себе расширится ваша человечность до размеров семьи, улицы, жилого массива, а может и далее. Мир станет восприниматься таким, каким он существует, и вы не будете иметь к миру претензий, начав вдруг не только понимать слово «смирение», но и ощущать его всем сердцем. Из сердца уйдет война во всех формах ее проявления, уступая место любви.

Но нужно помнить, что каждый шаг – это серьезная работа над собой, своим эгоизмом. Придется приложить усилия, но поверьте – они окупятся с лихвой, пополняя копилку нетленных духовных богатств.

Стремление к самопознанию – это прямой путь к духовному пробуждению. Работа Духа в этом состоянии меняет шкалу ценностей человека.

Осознанное творение

Итак, вы пришли к себе, произошло ваше духовное пробуждение. Теперь вы осознанно становитесь на служение жизни и Тому, Кто послал вас в этот мир, предоставив возможность сделать свой главный выбор, приблизившись к нетленному. Дверь открыта. Вы можете войти в миры вселенской гармонии.

Продолжая жить в этом мире, но перейдя на новый духовный уровень, духовно преобразившийся человек приступает к осознанному творению, продолжая обучаться мудрости, открыв в своем сердце источник безусловной любви, изливая эту любовь на других, способствуя их духовному росту.

Осознанное творение заключается в том, что пробужденный Духом человек, видя причины явлений этого мира, которые он открывает, соприкасаясь с их следствиями, может своим творчеством привнести в мир нечто удивительное. Это может быть тем великим даром, который поспособствует духовному скачку группы людей или даже человечества, оказав благостное влияние на жизнь всей планеты. Может быть, благодаря его великому творчеству, постепенно сменятся приоритеты, ведущие к закату цивилизации, на новые, созидательные, просветленные светом его безусловной любви к этому миру. И люди начнут постепенно ценить то, что воистину нетленно.

Ад

Ад – это прежде всего состояние души неспасённого, но и некое место, где до Страшного суда находятся погибшие души.

Бог и святые объемлют ад своей любовью и делают всё, чтобы его обитатели всё же спаслись.

Ад – это место, где люди не видят друг друга. Там каждому кажется, что он здесь один и вокруг никого нет. Это окончательная проекция и воплощение человеческого эгоизма. Когда мы молимся о попавших в ад, они получают возможность видеть других его обитателей, то есть впервые видят людей в людях.

Старец Паисий Афонский говорил: созерцая ад он заметил, что в нём только 30 % людей находятся в демоническом состоянии и хулят Бога, а большинство желает покаяться.

На возможности спасения из ада основаны молитвы Церкви об умерших. На Пятидесятницу церковь молится «о иже во аде держимых». И они получают помощь.

Есть тут некая антиномия. Святые отцы (Иоанн Дамаскин) говорят, что в аду невозможно покаяние.

Но церковные молитвы о тех, кто в аду, могут быть результативны не извне (ведь это состояние души, а потом – место), а изнутри. И для спасения необходимо только покаяние. Значит, покаяться всё же можно и в аду. Очевидно, именно молитва о попавшем в ад приводит его душу к такой возможности и такому желании, смягчает душу, даёт ей силу покаяться.

Критерии духовного богатства

Разберемся, что значит быть духовно богатым человеком. Даже слово богатый дает понять, что воистину богат тот, в ком много Бога. Что же можно отнести к настоящим духовным богатствам, некоторые из которых останутся с человеком даже после его физической смерти?

Это:

  • человечность;
  • образованность;
  • история рода и Родины;
  • вера;
  • осознанность;
  • безусловная любовь;
  • внутреннее спокойствие.

Ч еловечность

Выражается в гуманном отношении к живым существам. Человеческий гуманизм часто выступает спасательным кругом, когда общественное мнение заходит в тупик. Продолжать войну до победного конца или остановиться, спасая этим тысячи жизней. Пусть даже при этом чем-то поступившись, взяв под контроль свои амбиции.

Образование и образованность

По-настоящему образованный человек уже имеет в себе необходимые качества для духовного развития: трудолюбие, ответственность за свои поступки, широкий кругозор, который поможет ему не стать рабом, но и не быть рабовладельцем. И, конечно же, стремление к созиданию путем постоянного совершенствования себя как личности и обретения истинных знаний, укрепляющих и улучшающих не только его жизнь.

История рода и Родины

Не только желание разобраться в самом себе, но и осознание себя как части чего-то большего: рода, народа, человечества. Бережное отношение к наследию предков, истории своего рода и Родины в целом. Понимание того, что мы связаны с нашими предками длинной цепью преемственности, и что устранить ошибки прошлого можно не осуждением тех, кто их допускал, а неповторением этих ошибок в настоящем и предотвращением их в будущем.

Вера

Не путать с религиозностью. Вера — это не набор ритуальных техник и методик, это истинное знание, живущее в сердце каждого. Знание о том, что есть нечто большее, чем сам этот мир, — всемудрое, вселюбящее, способное вместить в себя всех и каждого, утешить и обогреть в годину серьезных испытаний, наставить на добро. И не важно – какую церковь посещает человек, какую исповедует философию, каким мировоззрением руководствуется.

Главное, что он знает: к этой силе можно обратиться. Она выведет и подскажет, по деяниям одарит и верный путь укажет. И здесь главное — не в вере человека, а в его доверии этой могущественной силе. Доверие же возникает из знаний, личного опыта взаимодействия с этой силой, проверенного временем.

Осознанность

Осознание всех своих действий и поступков, постоянное наблюдение за собой: поведением, эмоциями, реакцией на внешние раздражители, сравнение себя вчерашних с теми, кем мы являемся сегодня. Глубокое понимание того, что мы — существа духовного порядка, стремление к своему внутреннему улучшению.

Безусловная любовь

Любовь, которая ничего не требует в ответ, любовь не берущая, а дарящая. Не привязанность, не влюбленность, а большая бескорыстная любовь. На ней замешан этот мир могущественными светлыми силами, она проникает к нам в окно солнечными лучами, которыми Солнце абсолютно бескорыстно обогревает нас.

Внутреннее спокойствие

Это выражается во внутреннем равновесии или сбалансированности всех своих внутренних противоположностей. Человек состоит из комплекса взаимнопротивоположных энергий (злость — доброта, щедрость — скупость, трудолюбие — леность). Если в нашей жизни мы хоть в чем-то приблизимся к своему внутреннему балансу, эти достижения, пусть весьма скромные, мы унесем в неизведанное.

Наверное, теперь нам стало понятнее, что является истинным обогащением.

О поиске смысла жизни

Духовность личности всегда определяется тем, в какой мере она задумывается о смысле жизни. Австрийский психиатр Виктор Франкл утверждал, что такие размышления являются духовным стержнем, отличающим нормальных людей от тех, кто страдает от каких-либо патологий.

Человек обнаруживает проблематичность своего существования и испытывает неоднозначность своей жизни. В определенные жизненные периоды эти вопросы становятся наиболее «острыми», что говорит о духовных исканиях.

К поискам смысла жизни может привести глубокое душевное потрясение. Независимо от причин и выбранного пути духовного развития личности такие искания являются показателем осмысленности бытия и развития личности. Существование человека – не бессмысленно и пока его не оставило сознание, он должен заниматься реализацией своих ценностей и нести ответственность.

«Оправдание» человеком своего истинного предназначения происходит через опыт, путем проб и ошибок. Условности ментальных программ устраняются при возникновении определенных переживаний и эмоций и чувств, связанных с ними. Пока личность не обуздает свой ум и не научится осознавать игры разума, единение с духом будет неполным.

Не менее важно установить связь с собственным телом, научится его слышать, развить чувствование и целенаправленно использовать ум. Эти умения избавят от диссонанса в ощущениях и самовосприятии, помогут достичь полноценной душевной гармонии.

Неразрешенные проблемы и конфликты – преграды духовного роста

Любой неразрешенный эмоциональный конфликт является преградой для развития духовности и расширения сознания. Поэтому такие проблемы нужно добровольно решать, учиться брать на себя ответственность за свое поведение, убеждения и отношения.

На первом этапе эмоционального роста, человек берет на себя ответственность за свои действия, что ведет к духовному развитию. Если личность продолжает винить в своих несчастьях и проблемах других людей, она не может разрешить свои эмоциональные конфликты, вследствие чего создаются духовные блоки.

Между ответственными субъектами и теми, кто этой ответственности избегает, возникает непонимание, сильная напряженность, несознательные реакции, создающие напряженные отношения. Человеку необходимо научиться сохранять самосознание в таких ситуациях, особенно во взаимоотношениях с близкими, что позволит снять эмоциональные блокады.

Многие дисфункциональные модели поведения и реакции формируются в раннем детстве и отражаются в виде неисцеленных травм и ран во взрослой жизни. В результате, такие понятия как любовь, секс и эмоциональные потребности могут быть перепутаны с оскорбительным поведением с отсутствием границ.

Если эту дисфункцию не исправить, отклонения будут искажать и определять действия и межличностные отношения. Человек с дисфункциональным паттерном чувствует себя оторванным от мира, нелюбимым, испытывает сексуальное страдание, не может удовлетворить эмоциональные потребности в общении и установить личные границы. Поэтому на пути духовного роста, субъекту нужно исцелить свои личные эмоциональные травмы, которые могут тормозить все сферы саморазвития.

Один из важных этапов духовного развития – это создание пространства Любви-Мудрости в своем самом близком окружении (любимый человек, родители и дети). В ином случае мнимое бегство к свободе будет еще дальше отдалять личность от принятия на себя ответственности за свою жизнь, умения управлять ею и достижения истинной свободы. Другими словами, избегая насущных проблем, изменений и преобразований в первом главном круге жизненных связей, человек еще больше попадает в душевное рабство.

Тесное общение с родителями и своими детьми помогает извлечь человеку жизненные уроки. Если их не осознать и не пройти, достичь нового уровня духовного развития невозможно. Следовательно, личностные проблемы действуют как спусковой механизм для запуска волны духовных исканий.

И что в итоге

Что же может произойти с нами, если мы будем усердны в освоении уроков трех наших учителей, будем развивать себя всесторонне?

Это должно привести нас к следующим результатам:

  • укрепление здоровья;
  • личностный рост;
  • счастье;
  • появление смысла жизни;
  • примирение;
  • самореализация.

Укрепление здоровья

Естественно, что мы обретем крепкое здоровье, научившись приводить себя в великолепное физическое состояние, благодаря практикам и упражнениям, которые нам подскажет учитель-тело. Он нам поможет научиться получать удовольствие от своего тела без какого-либо для него ущерба.

Личностный рост

Второй учитель откроет нам настоящее богатство души , истинные бриллианты внутреннего мира, научит нас более тонко чувствовать себя и свое окружение. Через некоторое время мы вдруг заметим в себе явные перемены, благодаря которым произошел и наш личностный рост.

Мы, образно говоря, стали на голову выше себя прежних. Об этом мы узнаем из зеркала. Им является наше ближнее окружение. Откроется и то, что эти перемены в себе важны не только для нас, но и для наших ближних, ведь их жизнь тоже стала лучше. Это может означать то, что уроки мы усваиваем.

Счастье

Когда же мы, наконец, научимся понимать нашего третьего учителя, каждодневно обращаясь к нему — молитвой или просто словом, ощутив явно обратную связь, мы познаем, что в этом мире всегда есть место для счастья. Мы глубоко осознаем, что оно может быть настоящим, не зависящим от материального обогащения: толщины кошелька и марки авто, наличия недвижимости и связей в правительстве. Что оно также не зависит ни от нашего социального положения, ни от идейной предрасположенности. Ведь по-настоящему — оно является тонким духовным состоянием присутствия внутреннего света.

Смысл жизни

Наша жизнь откроется нам иными удивительными смыслами, а наше слово станет воистину живым. В жизни появится глубокое понимание ее сути для нас, возможно даже — нам откроется наша духовная программа земного пути.

Примирение

Наше сердце станет открытым навстречу миру, в нем не будет места войне и агрессивности, ненависти и злобе в любых формах. Мы принимаем его таковым, каков он есть и находим при нем свое настоящее местоположение, иными словами: «при-миряемся».

Самореализация

Теперь мы понимаем, на что мы воистину способны. Нам открывается наиболее рациональное и грамотное приложение наших физических и духовных сил. Наша самореализация — итог кропотливой усердной работы над самим собой. Мы реализуемся не столько во имя себя, сколько для чего-то большего и радостного для всех.

Добросовестный ученик школы жизни сможет обрести свое внутреннее равновесие, не выделяя ни одну из своих глубинных природ, найдя примирение со всем и смирение во всем. Ему откроются новые пути творения и сотворчества с теми, кто идет рядом, наполняя пространство единым ритмом радости, доставляя радость Тому, Кто взирает на созданный им мир из неизведанного, а так же из каждого пробужденного сердца.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]