Рефлексия (в переводе с позднелатинского означает обращение назад) – один из видов умственной деятельности человека, направленной на осмысление себя и сложившегося мироздания.
Она представляет собой инструмент познания, активно применяющийся в философии. Это способ познания существующих понятий и определений, открытых и доступных человеку.
Рассуждение возможно только в случае известных знаний или возникших проблем. При отсутствии начальной теоретической базы невозможно суждение. То есть всегда обязательно присутствие какой-то направляющей составной части, элементов для мыслительной деятельности.
Перед философской рефлексией стоит цель постоянного поиска истины. Она ничего не утверждает, но наоборот, подвергает сомнениям сложившиеся представления о тех или иных объектах человеческого восприятия. Это явление есть мышление о мышлении. При этом происходит обработка теорий, всех знаний.
Различные точки зрения складывались в период формирования данного понятия. Древние мыслители и философы расходились в своих мнениях. Вариантов трактовки понятия достаточно много. Порой это больше походит на какую-то гонку, на стремление создать собственную неповторимую версию. И чем больше было мыслителей, тем сложнее они выдвигали свои определения.
Истина в философии непредсказуема и постигается поэтапно. Её понятие может довольно сильно колебаться с течением времени жизни человека. Здесь просматривается зависимость изменения восприятия и, следовательно, получения нового понимания сущности происходящего. Благодаря восприятию человек получает свой реальный опыт. Но истина не связана прямо с опытом. Потому что полученные знания всегда разнообразны.
Таким образом, перцепция имеет второстепенное значение в проблеме поиска истины, так как не обеспечивает должной достоверности. Но в то же время она является инструментом получения информации. Если перцепция только открывает для себя новое, то апперцепция уже подтверждает или показывает известный субъекту факт, то есть она ожидаема и не имеет очевидной неизвестности.
Люди обращаются к философской рефлексии, чтобы познать себя, чтобы понять жизнь.
Содержание рефлексии
Содержание рефлексии определено предметно-чувственной деятельностью: рефлексия в конечном счёте есть осознание практики, предметного мира культуры (искусства, науки, религии и самой философии). В этом смысле рефлексия есть метод философии, посредством которого раскрывается специфика душевно-духовного мира человека[2]. Необходимо понимать, что именно рефлексия, наряду с использованием категориального языка, характеризует философскую форму мышления[3]. По большому счёту, вся философия является рефлексией разума, представляющей собой размышления о таких категориях, как акты и содержание чувств, представлений и мысли, рассуждения, как объективирующиеся в языке и соответствующих произведениях культуры, так и содержащиеся в собственно сознании[1].
Что такое рефлексивное письмо?
Рефлексивное письмо — это свидетельство рефлексивного мышления.
В академическом контексте рефлексивное мышление и письмо могут быть организованы в три этапа:
- определите предмет рефлексии (событие, что-то, что произошло, критический инцидент на месте размещения или ход выполнения группового проекта);
- внимательно смотрите на то, что произошло, включая ваши мысли, чувства и реакции в то время; анализируйте то, что произошло, глубоко или с разных точек зрения, часто используя теорию вашего субъекта, чтобы исследовать и понять событие;
- тщательно обдумайте то, что вы узнали в ходе всего рефлексивного процесса и как развивалось ваше понимание, и, наконец, определите ключевые моменты для дальнейшего развития, как личного, так и профессионального.
Рефлексивное письмо более личностно, чем другие формы академического письма, но все же нуждается в формальной структуре. Нужно, чтобы было возможно определить различные стадии рефлексии (как описано выше).
Это возможно в пределах одного короткого текста, такого как приведен ниже.
Краткий пример базового рефлексивного письма:
«Хотя внутри группы царила атмосфера сотрудничества, никто, казалось, не хотел принимать решения о том, как распределить задачи. В конце концов, я сделал шаг вперед и составил список задач и людей, но понимал, что это может быть расценено, как несправедливый способ продолжать.
Я понимал, что подталкиваю людей к действию, но считал важным, чтобы мы как можно скорее приступили к работе над проектом. Важен вопрос о том, как группы принимают совместные решения».
Смит (2009) комментирует важность консенсуса в принятии групповых решений и то, как это способствует «позитивной взаимозависимости». Однако установление такого уровня сотрудничества в группе может быть затруднено.
Хотя у нас был успешный результат, мы, возможно, должны были найти способ включить всех в процесс принятия решений с самого начала. В будущей групповой работе я, вероятно, предложу это и буду знать, как это поможет групповой динамике с самого начала.
Структурирование рефлексивного письма
Рефлексивное письмо в дневнике или ваших собственных заметках может быть неструктурированным и все же очень полезным, помогая вам исследовать идею или опыт.
Однако в формальном академическом письме ваш наставник будет ожидать увидеть хорошо структурированную часть работы.
Даже в коротком абзаце, как в предыдущем примере, можно увидеть три широких этапа: описание, исследование и анализ, а также результат или заключение:
Описание (коротко)
- Что случилось?
- Что исследуется?
Изучение и анализ
- Что самое важное (интересное)?
- Релевантно ли это событие (инцидент)?
- Как вы думали (реагировали) в то время?
- Почему?
- Как это можно объяснить дальше, например, с помощью теории?
Итог (заключение)
- Чему я научился из этого?
- Что это означает для моих будущих действий (решений)?
Выше приведен лишь один краткий пример того, как может быть структурирован рефлексивный абзац. В зависимости от того, о чем вы размышляете, изучение теории может быть гораздо более обширным.
Может быть полезно думать о второй стадии, как о включающей:
- анализ ваших мыслей, чувств и реакций;
- определение ключевого вопроса, который вы затем можете «теоретизировать» – то есть исследовать немного дальше – для того, чтобы улучшить свое понимание.
Хотя внутри группы царила атмосфера сотрудничества, никто, казалось, не желал принимать решения о том, как распределить задачи.
В конце концов, я сделал шаг вперед и составил список задач и людей, но я знал, что это может быть расценено, как несправедливый способ продолжать. Я понимал, что подталкиваю людей к действию, но мне казалось важным, чтобы мы как можно скорее приступили к работе над проектом.
Важен вопрос о том, как группы принимают совместные решения.
Начало работы: Ведение учета вашего опыта
- Делайте краткие ежедневные заметки, когда вы находитесь на месте или на протяжении всего курса проекта.
- Важно писать что-то каждый день, чтобы помнить то, что прошло хорошо, а также то, что прошло не так хорошо.
- Важно отметить, что все прошло хорошо. Понимание того, почему что-то прошло хорошо, важно, если вы хотите позитивно повлиять на опыт в будущем.
Полезной структурой для этих заметок является простая 3-ступенчатая модель:
- Что? Обратите внимание, что произошло и когда — основные детали
- Ну и что? Это то, как вы чувствовали и понимали, что произошло в то время – это может включать ваши чувства, все, что вас удивило, и все остальное, что казалось важным/полезным /значительным/интересным/загадочным в том, что произошло.
Это также может включать в себя указание на то, почему вы чувствовали себя так, как чувствовали.
- Что дальше? Вы можете, например, решить спросить руководителя по упражнению о чем-то, что произошло, или проверить теорию на чем-то, что вы видели в упражнении или попытаться сделать что-то по-другому в следующий раз.
Примечания по рефлексивному стилю письма
Рефлексивное письмо является более личным, чем общее академическое письмо.
В рефлексивном письме вы можете использовать первое лицо – » Я » и » Мы » – для описания своих чувств и мыслей, а также того, что повлияло на них. При этом размышление должно быть спокойным и вдумчивым по тону.
Вы рассматриваете чувства после этого события и не должны находиться в их «власти», какими бы сильными ни были в то время эмоции.
Не пишите:
«Мне не понравилось, как она говорила в группе. Она была слишком властной, и это расстраивало людей».
Это звучит так, как будто вы все еще раздражены, и вы не пытаетесь исследовать, почему вы чувствовали себя так. Вы также делаете суждение – «она была слишком властной» — и предположение – «это расстраивало людей» – не давая доказательств ни тому, ни другому.
Слово «властный» здесь слишком эмоционально и нарушает любую объективность.
Правильнее:
«То, как она разговаривала с группой, раздражало меня, потому что я думаю, что меня возмутило то, как она, казалось, указывала нам, что делать. Оглядываясь назад, я понимаю, что в то время у меня самого не было четких идей, и ее уверенность заставляла меня чувствовать себя менее уверенным в своих собственных силах.
Это дает понять, что, хотя вы были раздражены в то время, вы можете «отойти в сторону» и исследовать свои чувства с честностью и отстраненностью. Вы также различаете, как вы видели вещи тогда и как вы видите их сейчас. Тон спокойный и объективный.
Полезные фразы для рефлексивного письма:
- Я думаю…
- Я чувствовал…
- Я был в курсе…
- Я понял…
- Мне было неловко…
- Оглядываясь назад, я теперь думаю…
- В то время я думал…оглядываясь назад, я вижу, что
Имейте в виду, что использование этих слов и фраз не обязательно сделает вас более рефлексивным.
Рефлексия в самопознании
Сознание познаётся при помощи самого себя, поскольку на сегодняшний день отсутствуют инструментальные средства для его непосредственного исследования. Хотя единомоментная
направленность сознания на другой объект и на само себя не представляется осуществимой, возможно ретроспективное обращение внимания на работу собственного сознания. Кроме того, единая логическая структура сознания развёртывается во времени в качестве связи различных психических актов, что позволяет
распределить
внимание сознания на сторонний объект и на себя. Благодаря всему этому возможно так называемое
расщепление
или
дублирование
сознания, когда сознание анализирует свои собственные акты, посредством которых оно воспринимает, анализирует и объясняет тот или иной феномен[4].
В рамках многих философских теорий и концепций рефлексия рассматривается в качестве наиболее существенного свойства сознания[5][6][7]. В соответствии с этим воззрением только существа, способные быть осведомлёнными о состоянии своей психики, могут считаться сознательными. Однако такой подход отвергается сторонниками интенциональной концепции сознания, которые отводят свойству сознания рефлексировать роль маркера наиболее развитых форм сознания, а на центральное место ставят свойство сознания делать какой-либо объект своим содержанием[4][8][9].
Рефлексивная способность
В рамках рефлексивно-гуманистического подхода механизм рефлексии понимается как осмысление и переосмысление стереотипов мышления и их эвристических обертонов в той мере, в какой он создает новое (креативно-инновационное) содержание мышления.
В рамках данного подхода рассматриваются основные рефлексивно-психологические термины: рефлексивность, рефлексивная способность, рефлексивная готовность и рефлексивная компетентность.
Рефлексивность — это характеристика типов личности, ценностных ориентаций, способов жизнедеятельности, отличительных особенностей общения людей и их взаимодействия, в процессе которых развивается рефлексия.
Рефлексивная способность — это способность субъекта (индивида или группы) размышлять о различных видах и сферах своей деятельности, то есть способность придавать рефлексивное качество любому процессу (в том числе процессу сетевой терапии) и функциональной структуре.
Готовность к актуализации и реализации рефлексивной способности называется рефлексивной готовностью, которая позволяет включить рефлексивность в существующие условия человека или любой другой системы.
Рефлексивная компетентность — это профессиональная характеристика личности, позволяющая осуществлять рефлексивные процессы и эффективно и адекватно реализовывать рефлексивные способности. Это способствует творческому подходу и обеспечивает максимальную эффективность процесса.
Рефлексивная компетентность — это сложное образование. Субъектом рефлексии может быть индивид: знания о ролевой структуре и позиционной организации коллективного взаимодействия; представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков; собственные поступки, поведение и образы себя как личности.
Важно прояснить те перспективы интерпретации рефлексии, которые позволяют психотерапевту оптимизировать рефлексивную компетентность педагогических, родительских, детских и других объединений в кризисных ситуациях.
Рефлексия и объективированное знание
Рефлексия разума о содержании знания, данного в языке, науке и других формах культуры (объективированного знания), формирует новые ценности, критически осмысляя привычные нормы человеческого знания и поведения. Таким образом осуществляется освоение мира культуры[1]. Рефлексия над системой объективированного знания заключается с одной стороны в его расчленении, формулировании допущений и идеализации, а с другой стороны в уточнении самого этого знания, отказе от подспудно принимавшихся предпосылок. В результате такой рефлексии выводится теоретическая система, отличающаяся относительно (относительно прежнего объективированного знания) истинным отражением некоторых реальных зависимостей в некоем контексте, которая, тем не менее, по-прежнему предполагает целый ряд допущений и определённое неявное «предпосылочное» знание[10].
Что делать с чрезмерной рефлексией?
Многие люди не умеют отслеживать внутренние реакции, и это мешает им достигать жизненные цели. Однако есть и такие люди, у которых это качество развито слишком сильно.
Что с этим делать? Воспользуйтесь следующими рекомендациями:
- Тренируйтесь смотреть людям в глаза. Не отводите глаза на первых минутах. Это послужит собеседнику сигналом о том, что вы в нем заинтересованы. Он обязательно ответит вам взаимностью.
- Встречаясь с людьми, здоровайтесь первыми. Если вас хотят познакомить с новым человеком, представляйтесь первым.
- При общении держитесь уверенно: поднимите подбородок, расправьте плечи.
- Занимайтесь аутотренингом.
- Боритесь со своими страхами.
Рефлексия – это важное умение в жизни человека. Оно позволяет отслеживать внутреннее состояние, «разбирать» ошибки и корректировать поведение, поэтому его полезно развивать в себе. Способов и методов для этого предостаточно.
Примечания
- ↑ 123Огурцов А. П.
Рефлексия // Новая философская энциклопедия / Предс. научно-ред. совета В. С. Степин. — М.: Мысль, 2001. — Т. 3. — ISBN 5-244-00961-3 - ↑
Рефлексия // Большая советская энциклопедия / Гл. редактор А. М. Прохоров. — 3-е издание. — М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1975. — Т. 22. - ↑Громыко Ю. В.
Схема и метод в рефлексии. Философия и наука. Понятие мыследеятельности // Введение в теорию мышления и деятельности. — М.: Пушкинский институт, 2005. - ↑ 12Винник Д. В.
Рефлексивные и интенциональные состояния сознания: специфика и соотношение //
Институт философии и права СО РАН
Гуманитарные науки в Сибири. — Новосибирск, 2003. — № 1. — С. 11-15. — ISSN0869-8651. - ↑Jaegwon Kim.
Philosophy of Mind. — Colorado: Westview Press, 1998. — P. 165. - ↑Армстронг Д. М.
Материалистическая теория сознания (глава 17) //
Аналитическая философия: Избранные тексты
: Сб.. — М.: Изд-во МГУ, 1993. — С. 164. — ISBN 5-211-02147-9. - ↑Иваницкий А. М.
Сознание: Критерии и возможные механизмы //
Мозг и разум
: Сб.. — М.: Наука, 1994. — С. 165-166. — ISBN 5-02-008142-6. - ↑Гуссерль Эдмунд.
Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии = Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie / Пер. с нем. Михайлова А. В.. — М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. — Т. 1. — С. 98-99, 170, 184, 188, 241. — ISBN 5-288-01804-9 - ↑Мотрошилова Н. В.
Интенциональность в «Логических исследованиях» Э. Гуссерля //
Вопросы философии
. — 2000. — № 4. — С. 138. — ISSN0042-8744. - ↑Лекторский В.А.
Самосознание и рефлексия. Явное и неявное знание // Субъект, объект, познание / Отв. редактор В. Н. Садовский. — М.: Наука, 1980. — С. 261.
Категории:
- Сознание
- Мышление
- Философские термины
Wikimedia Foundation. 2010.
Смотреть что такое «Рефлексия (философия)» в других словарях:
- Рефлексия — У этого термина существуют и другие значения, см. Рефлексия (значения). Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии … Википедия
- РЕФЛЕКСИЯ — (от лат. reflexio обращение назад) способность человеческого мышления к критическому самоанализу. Различают несколько видов Р. Элементарная Р. заключается в рассмотрении и анализе индивидом собственных знаний и поступков. Такой вид Р. присущ… … Философская энциклопедия
- ФИЛОСОФИЯ — (от греч. phileo люблю, sophia мудрость, philosophia любовь к мудрости) особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных… … Философская энциклопедия
- ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ — (культурфилософия) филос. дисциплина, ориентированная на филос. постижение культуры как универсального и всеобъемлющего феномена. Термин “культурфилософия” был использован в нач. 19 в. представителем нем. романтизма А. Мюллером.… … Энциклопедия культурологии
- РЕФЛЕКСИЯ — тип философского мышления, направленный на осмысление и обоснование собственных предпосылок, требующий обращения сознания на себя. В философии Р. является фундаментальной основой как собственно философствования, так и обязательным условием… … История Философии: Энциклопедия
- ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ — филос. исследование принципов и общих закономерностей культуры. Может существовать как специальная теория или как аспект более широкой концепции. От Ф.к. следует отличать культурологию как специальную гуманитарную науку, не требующую… … Философская энциклопедия
- ФИЛОСОФИЯ ПРАВА — наука о наиболее общих теоретико мировоззренч. проблемах правоведения и государ ствоведения. От юридич. наук, изучающих конкретные правовые системы, отличается тем, что ставит и решает эти проблемы на филос. уровне. Ф. п.… … Философская энциклопедия
- ФИЛОСОФИЯ В СССР И ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ — ФИЛОСОФИЯ В СССР И ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ 1. СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ ФИЛОСОФИИ. 1917 кон. 20 х гг. Победа большевиков привела к резкому сужению поля философской работы. В послеоктябрьской России закрылись старые и новые философские общества,… … Философская энциклопедия
- ФИЛОСОФИЯ НОВОГО И НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ — ФИЛОСОФИЯ НОВОГО И НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ период в развитии философской мысли (17 19 вв ), давший созвездие выдающихся мыслителей различных стран и народов При всей уникальности творческого вклада каждого из них можно вьщелить главные идеи и… … Философская энциклопедия
- философия — ФИЛОСОФИЯ (от греч. phyle любовь и sophia мудрость; любовь к мудрости) особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
Книги
- Философия и методология социальных наук. Проблемы социальной коммуникации. Учебное пособие для вузов, Яскевич Я.С.. В переломные моменты истории обостряется философско-методологическая рефлексия в различных ее измерениях: от повседневности до науки, от локального к глобальному, от национального к мировому… Подробнее Купить за 1190 грн (только Украина)
- Философия и методология социальных наук. Проблемы социальной коммуникации. Учебное пособие для вузов, Яскевич Я.С.. В переломные моменты истории обостряется философско-методологическая рефлексия в различных ее измерениях: от повседневности — до науки, от локального — к глобальному, от национального — к… Подробнее Купить за 920 руб
- Философия и методология социальных наук. Проблемы социальной коммуникации 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов, Ядвига Станиславовна Яскевич. В переломные моменты истории обостряется философско-методологическая рефлексия в различных ее измерениях: от повседневности – до науки, от локального – к глобальному, от национального – к… Подробнее Купить за 559 рубэлектронная книга
Другие книги по запросу «Рефлексия (философия)» >>
Рефле́ксия
(от лат. reflectere «отражать») — в философии форма умственной деятельности человека, направленная на осмысление своих действий, всей человеческой культуры и её основ[1].
Как начать рефлексировать?
- Расслабьтесь. Это не обязательно должно быть в тихой комнате с выключенным светом и зажженными свечами (обычно трудно найти время и место для этого). Найдите то, что помогает вам расслабиться — это может быть перед сном или после посещения тренажерного зала.
- Абстрагируйтесь. Старайтесь подумать о каком-то событии или ситуации отстраненно и воссоздать все остальное — чувства, которые вы испытывали в то время, анализ того, почему вы чувствовали себя так.
- Задавайте себе вопросы, начинающиеся с “что”, “где” и “почему”. Это не только контекстуализирует ситуацию, но и эффективно запускает процесс оценки.
- Будьте предельно честны. Признайте то, что вам, возможно, трудно признать. Иногда легче открыть и принять истину своему внутреннему «я», прежде чем вынести ее наружу. Затем начните “взвешивать” другие факторы, которые привели к вашим действиям.
- Размышляйте и обучайтесь. Размышляйте о своем обучении. На протяжении всего процесса рефлексии основной аспект включает в себя то, как вы себя чувствуете, и те области, которые вы выбрали для развития. Используйте эти точки отражения, когда ситуация возникает снова, чтобы улучшить ситуацию.
Это, безусловно, не единственный метод рефлексии. Он может быть использован для отражения в повседневных ситуациях.
Найдите то, что вам подходит. Помните, что рефлексия не обязательно должна быть после негативного или стрессового события. Старайтесь размышлять о событиях, вызывающих у вас и положительные эмоции, чтобы вы могли продолжать получать их и в будущем.
В сетевом методе рефлексия может быть выражена в следующих формах:
- Анализ знания с целью получения нового знания, или преобразование неясного знания в ясное;
- Наблюдение за процессом и состоянием;
- Выход из рутины, способность чувствовать и различать среди многоголосия мнений и голосов;
- Акт исследования, направленный человеком на проблему и ситуацию и поиск новых альтернатив выхода.
То, что дрейфует, — это лодка. Но то, что позволяет ей дрейфовать, — это вода, а не лодка. То, что движется, — это карета. Но то, что позволяет ей двигаться, — это бык, а не повозка. Отражение — это ум. Но то, что делает возможным размышление, — это воля, а не ум.
Невозможно понять, почему все так, как есть. Только не зная, почему все так, как есть, вы не стремитесь к тому, что грядет, и не тянетесь к тому, что прошло.
Китайская пословица
Содержание рефлексии
Содержание рефлексии определено предметно-чувственной деятельностью: рефлексия в конечном счёте есть осознание практики, предметного мира культуры (искусства, науки, религии и самой философии). В этом смысле рефлексия есть метод философии, посредством которого раскрывается специфика душевно-духовного мира человека[2]. Необходимо понимать, что именно рефлексия, наряду с использованием категориального языка, характеризует философскую форму мышления[3]. По большому счёту, вся философия является рефлексией разума, представляющей собой размышления о таких категориях, как акты и содержание чувств, представлений и мыслей, рассуждения, как объективирующиеся в языке и соответствующих произведениях культуры, так и содержащиеся в собственном сознании[1].
Принцип рефлексивности
Описываемый термин в качестве продуктивного параметра процесса рефлексии представляет собой либо свойство личности, либо характеристику целой социальной общности, например, лиц, имеющих высшее образование. Термин также актуален и применим и в других науках. Так, например примеры в информатике – в качестве способности программы мониторить и трансформировать свою структуру в ходе выполнения, в экономике – применима теория рефлексивности, автором которой является Дж. Сорос, либо в качестве понятия взаимосвязях в математике. Благодаря трудам В. Лефевра термин рефлексия был вычленен из философии в междисциплинарную сферу и введены такие понятия, как рефлексивная система и управление, пребывающие на рубеже многих наук: социологии, математики, психологии, философии, этики.
Так в психологии трудовой деятельности и инженерной психологии проводится диагностика уровня развития рефлексивности мышления и коммуникаций. Это необходимо для определения уровня готовности к трудовой деятельности.
Профессиональное развитие человека происходит одновременно с созреванием его личности. Именно личностный рост даёт толчок профессиональному росту посредством более глубокого понимания и благодаря приобретаемому опыту.
Принцип рефлексивности заключается в переосмыслении опыта индивидуального бытия. Исходной позицией в становлении убеждений индивидов является опора на индивидуальный опыт в качестве смысловой, эмоционально-экспериментальной основы.
Внутреннее переживание опыта осознаётся не только чувственно, поскольку обязательно присутствует аспект, именуемый «осознанностью». Такое понимание, естественно, не обделено эмоциональностью, страстью, интересом, которые в достижении осознания играют значимую роль. Переживание предоставляет источник для рефлексии.
Основываясь на опыте переживаний, полученного в прошлом существовании, человек вырабатывает собственную пристрастную позицию к моральным устоям и нормам, формирует индивидуальное поле духовных смыслов. Следовательно, рефлексивность нужно рассматривать в контексте внутреннего осмысления индивидуального опыта.
Принцип рефлексивности подразумевает обращение субъекта к анализу собственного опыта, выявлению духовных смыслов деятельности, поведенческих паттернов, общения.
Описываемый принцип в нравственном воспитании требует от средств, организационных форм быть методами самоосознания, а на этом базисе – и самореалезации, и самоопределения. Он подразумевает отношение к осмыслению и взаимопониманию как к необходимому и достаточному условию человечности и эффективности форм, средств и способов воспитания.
Большей частью рефлексия охватывает происходящее с индивидом, урок, который он извлёк из произошедшего, и то, каким он образом в дальнейшем использует приобретённые вследствие пережитого опыта, знания, навыки.
Рефлексия в качестве принципа мышления, устремляющего его на постижение и осознание индивидуальных форм, предпосылок, способствует приобретению нового понимания, оценивания и обоснованию собственных установок. Умение рефлексировать позволяет достичь адекватной самооценки, прогнозировать дальнейшую жизнедеятельность, анализировать её результаты.
Рефлексия в самопознании
Сознание познаётся при помощи самого себя, поскольку на сегодняшний день отсутствуют инструментальные средства для его непосредственного исследования. Хотя единомоментная
направленность сознания на другой объект и на само себя не представляется осуществимой, возможно ретроспективное обращение внимания на работу собственного сознания. Кроме того, единая логическая структура сознания развёртывается во времени в качестве связи различных психических актов, что позволяет
распределить
внимание сознания на сторонний объект и на себя. Благодаря всему этому возможно так называемое
расщепление
или
дублирование
сознания, когда сознание анализирует свои собственные акты, посредством которых оно воспринимает, анализирует и объясняет тот или иной феномен[4].
В рамках многих философских теорий и концепций рефлексия рассматривается в качестве наиболее существенного свойства сознания[5][6][7]. В соответствии с этим воззрением только существа, способные быть осведомлёнными о состоянии своей психики, могут считаться сознательными. Однако такой подход отвергается сторонниками интенциональной концепции сознания, которые отводят свойству сознания рефлексировать роль маркера наиболее развитых форм сознания, а на центральное место ставят свойство сознания делать какой-либо объект своим содержанием[4][8][9].
Философия Гегеля
Данный мыслитель определил две разновидности рефлексии:
- Теоретическая;
- Практическая.
Первый вид помогает человеку при помощи рассуждений подойти к решению вопроса. Анализирование, установление связей между понятиями позволяет получить близкое к истине представление. По мнению Гегеля, теоретическая рефлексия приближает человека к познанию собственной сущности. Практическая рефлексия – это движение к идеальному образу человека. И здесь задействованы мотивы, которые побуждают что-либо сделать.
Гегель считает, что мысль находит себя только тогда, когда способна породить себя. Мышление становится адекватным при осознании самого процесса мышления; при рассмотрении мышления в качестве объекта. Рефлексия подвергает сознание анализу, она обрабатывает уже готовый материал.
Рефлексия и объективированное знание
Рефлексия разума о содержании знания, данного в языке, науке и других формах культуры (объективированного знания), формирует новые ценности, критически осмысляя привычные нормы человеческого знания и поведения. Таким образом осуществляется освоение мира культуры[1]. Рефлексия над системой объективированного знания заключается с одной стороны в его расчленении, формулировании допущений и идеализации, а с другой стороны в уточнении самого этого знания, отказе от подспудно принимавшихся предпосылок. В результате такой рефлексии выводится теоретическая система, отличающаяся относительно (относительно прежнего объективированного знания) истинным отражением некоторых реальных зависимостей в некоем контексте, которая, тем не менее, по-прежнему предполагает целый ряд допущений и определённое неявное «предпосылочное» знание[10].
Саморефлексия и самосознание
Современная терапевтическая практика рассматривает рефлексию как необходимую основу для личностного роста, ответственного выбора, душевного спокойствия и психосоматического здоровья.
В рефлексивном слое сознания происходит осмысление смыслов, смыслы становятся объективными, действия соотносятся с мотивами, происходят процессы с личностной спецификой.
В данном случае саморефлексия — это когда субъектом рефлексии становится сам индивид, его потребности, мотивы и смыслы. Саморефлексия тесно связана с самосознанием.
Известный российский психолог Л. С. Выготский рассматривал саморефлексию как один из ведущих факторов развития личности и указывал на «глубокое различие между нерефлексивной, наивной структурой личности, с одной стороны, и рефлексивной структурой личности, с другой. Рефлексия может оказывать перестраивающее влияние на личность (самонастройка).»
В этом контексте рефлексия — это не только самопонимание и самопознание, но и такие процессы, как понимание и соотнесение с другими.
Рефлексия помогает достичь соотнесения собственного сознания, ценностей и мнений с ценностями, мнениями и отношениями других людей, групп, общества и, наконец, всего человечества.
Размышлять о чем-то — значит «терпеть», «просеивать свой внутренний мир», «переосмысливать». В сетевом процессе размышлять — значит давать не оценочную, эмпатическую обратную связь тому, что было услышано, увидено и глубоко прочувствовано на сеансе.
Мы видим реальность не такой, какая она есть, а такой, какой мы можем ее видеть, будучи такими, какие мы есть, и с помощью имеющихся в нашем распоряжении средств видения.
Тем не менее, нам часто не хватает понимания нашей собственной точки зрения и ограничения нашего собственного видения, и мы можем быть убеждены, что наше видение мира является единственно правильным и возможным.
Один человек не может построить целостную картину мира, и один человек не может объяснить ее. Мы воспринимаем мир однозначно, и проблемы возникают, когда мы начинаем спорить о том, чье восприятие является правильным.
Часто проблема заключается в том, что человек в силу определенных причин не принимает предложения кого-то другого в качестве вариантов решения проблемы.
Такие причины могут быть экономическими, политическими, культурными, религиозными, теоретическими, практическими и (или) связаны с различиями в этнической принадлежности или культуре.
Соответственно, для ученого человека существует огромное количество «истин», порой взаимоисключающих.
Мир рефлексии разнообразен, обилен и уникален для каждого человека. В частности, способность к рефлексии дает человеку возможность формировать образы и смыслы жизни и действий и блокировать то, что он считает неэффективными «схемами».
Важной характеристикой рефлексивных личностей является их способность управлять собственной деятельностью в соответствии со своими личностными ценностями и смыслами, формировать и переключать на новые механизмы изменения обстоятельств, целей и задач или деятельности.
Рефлексия обеспечивает понимание прошлого и способность предвидеть будущее.
Мы постоянно размышляем о повседневных проблемах и ситуациях: что было хорошо, а что нет? Почему? Как я к этому отношусь?
Рефлексия — это средство обработки мыслей и чувств о происшествии или трудном дне, она дает нам возможность прийти к согласию с нашими мыслями и чувствами по этому поводу.
Рефлексия может быть особенно полезна при работе с трудной или сложной ситуацией. Этот тип размышления может иметь место, когда у нас есть время, чтобы отойти от чего-то или проговорить: «Поразмыслив, я думаю, что Вы, возможно, правы» или: «поразмыслив, я понимаю, что был расстроен, потому что…».
Этот тип более сфокусированного размышления может привести к новому способу реагирования или подхода к ситуации в следующий раз.
Когда вы размышляете и пишете рефлексивно в рамках своих академических исследований, от вас ожидают, что вы будете записывать процесс своей рефлексии, а также выявлять и оценивать полученные знания.
О чем бы вы ни размышляли, важны следующие моменты:
- Рефлексия – это исследование и объяснение событий, а не просто их описание.
- Рефлексия часто включает в себя выявление тревог, ошибок и слабостей, а также сильных сторон и успехов.
- Обычно необходимо выбрать только наиболее значимые части события или идеи, над которыми вы размышляете. Не пытайтесь рассказать всю историю целиком, иначе вы в конечном итоге будете только описывать, а не размышлять.
- Часто полезно размышлять о будущем – когда вы можете сделать что-то по-другому в результате размышления, — а также размышлять о прошлом.
Примечания
- ↑ 123
Рефлексия // Новая философская энциклопедия / Предс. научно-ред. совета В. С. Степин. — М.: Мысль, 2001. — Т. 3. — ISBN 5-244-00961-3. - ↑Рефлексия // Ремень — Сафи. — М. : Советская энциклопедия, 1975. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 22).
- ↑Громыко Ю. В.
Схема и метод в рефлексии. Философия и наука. Понятие мыследеятельности // Введение в теорию мышления и деятельности. — М.: Пушкинский институт, 2005. - ↑ 12Винник Д. В.
Рефлексивные и интенциональные состояния сознания: специфика и соотношение //
Институт философии и права СО РАН
Гуманитарные науки в Сибири. — Новосибирск, 2003. — № 1. — С. 11-15. — ISSN0869-8651. Архивировано 8 августа 2011 года. - ↑Jaegwon Kim.
Philosophy of Mind. — Colorado: Westview Press, 1998. — P. 165. - ↑Армстронг Д. М.
Материалистическая теория сознания (глава 17) // Аналитическая философия: Избранные тексты : Сб.. — М.: Изд-во МГУ, 1993. — С. 164. — ISBN 5-211-02147-9. - ↑Иваницкий А. М.
Сознание: Критерии и возможные механизмы // Мозг и разум : Сб.. — М.: Наука, 1994. — С. 165-166. — ISBN 5-02-008142-6. - ↑Гуссерль Эдмунд.
Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии = Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie / Пер. с нем. Михайлова А. В.. — М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. — Т. 1. — С. 98-99, 170, 184, 188, 241. — ISBN 5-288-01804-9. - ↑Мотрошилова Н. В.
Интенциональность в «Логических исследованиях» Э. Гуссерля // Вопросы философии. — 2000. — № 4. — С. 138. — ISSN0042-8744. - ↑Лекторский В.А.
Самосознание и рефлексия. Явное и неявное знание // Субъект, объект, познание / Отв. редактор В. Н. Садовский. — М.: Наука, 1980. — С. 261.
Эта страница в последний раз была отредактирована 9 ноября 2021 в 07:51. Используемые источники:
- https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1612648
- https://wiki2.org/ru/рефлексия_(философия)