Творческое начало – это то, что отличает человеческую деятельность от механической и бездушной деятельности машин. Если последние задуманы для выполнения определённой программы, не допускающей отступления от неё, то способность созидать новое или усовершенствовать уже имеющиеся достижения, опираясь не только на интеллектуальные достижения, но и на чувственные ощущения и подходя к решению вопроса с неожиданной стороны, характеризует именно человека.
Творческая деятельность — что это такое?
Форма деятельности человека, направленная на создание качественно нового продукта, называется творчеством. Результатом творческого процесса является оригинальное решение или «рождение» нового продукта, посредством установления нестандартных взаимосвязей и отношений, пропущенных через внутренний мир творца и нашедших там своё отражение.
Необходимым условием творчества являются:
- гибкость мышления – способность предлагать разнообразные способы решения проблемы;
- критичность – способность здраво оценивать собственные возможности и результаты работы;
- целостность восприятия и прогнозирование итогов.
Задатки творческих способностей присутствуют у каждого человека. Необходимо только суметь их увидеть и развить. Они могут варьироваться от ярких и выдающихся мировых талантов до малозаметных успехов. Но суть творчества одинакова для всех. Различаются лишь способы выражения, уровень достижений и его общественная значимость.
Учебные заведения
Большая ответственность ложится на плечи воспитателей и преподавателей. Именно от них зависит, насколько ребенок будет развит и способен понимать окружающий мир. Большинство учебных заведений имеют кружки по интересам, и в школьной программе присутствуют занятия музыкой. Помимо этого, проводятся праздничные мероприятия, на которых дети могут полностью раскрыть свой талант в спектаклях, сценках и музыкальных выступлениях. Уроки химии и физики включают в себя практические занятия и опыты, а это тоже неотъемлемая часть творческой деятельности. Русский язык и литература развивают воображение посредством изложений и сочинений на заданные темы. Давно доказано, что абсолютно любой ребенок имеет способности к творческой деятельности, и задача учителей — увидеть их и помочь развить. Не стоит забывать, что выбранные и навязанные родителями занятия могут навредить и оттолкнуть детей от искусства.
Какие бывают виды творческой деятельности
Несмотря на то что человек способен творить в любой сфере деятельности, в общепринятом значении значение слова «творчество» понимается всё же, как искусство — создание художественных образов с помощью разных способов их выражения. В современном мире эти способы подразделяются на три группы:
- в первую включены те, которые воспринимаются визуально. Это изобразительное и декоративно-прикладное творчество;
- во вторую – способы выражения долговременного характера — художественная литература и музыка;
- в третью группу входят пространственно-временные способы выражения — это театральное, цирковое и киноискусство.
Латинское слово «art», которое переводится как «искусство» до XVI века имело значение высокого качества работы, а не творческой деятельности.
Художественная (изобразительная) деятельность
Изобразительная деятельность — искусство отображения образов. Оно выражает как мысли, чувства и фантазии художника, так и окружающий его мир. Включает в себя:
- скульптуру – создание произведений объёмной формы:
- живопись — запечатление зрительных образов с помощью нанесения красок;
- графику — использование, чёрно-белых или цветных линий, штрихов, пятен и точек в качестве изобразительных средств;
- фотоискусство — создание фотографий, отображающих художественное видение окружающего мира;
- архитектуру — искусство формировать сооружения, которые помимо функционального назначения несут эстетическую или культурную составляющую. Наряду с внешним оформлением зданий, это может быть проектирование и декор внутреннего пространства.
Выделение художественной деятельности как вида творчества, закрепившее за ним в дальнейшем понятие «искусство» приписывается работам Леона Баттиста Альбертие, который превозносил первичность интеллектуальных составляющих художественного таланта, а не ручного труда. Микеланджело Буонарроти считается первым художником, отделившим творческую деятельность от ремесленничества.
Музыка
Музыкальное творчество определяется как искусство составления звуков, влияющее на эмоциональный фон человека.
Оно неотделимо от исполнительской деятельности. Несмотря на то что создание новых произведений доступно гораздо меньшему количеству музыкантов, талантливые исполнители также осуществляют творческую деятельность, привнося во исполнение собственную манеру и видение произведений и как великие композиторы, имеют мировую известность и почитание таланта.
Влияние музыкального творчества на человека огромно! Это, наверное, единственный вид искусства, не требующий осмысления от слушателя. В музыку можно просто погружаться «отключаясь» от внешнего мира и испытывая на себе её целительное воздействие.
Только в XX веке благодаря техническим средствам воспроизведения звука музыка стала общедоступным удовольствием. Появилась возможность слушать её в любое время, в любом месте. До этого периода музыкальные произведения исполнялись только в живом звуке и в отведённых для этого местах, поэтому для большинства людей это было недоступно.
Литература
Литература — вид творчества, в котором автор доносит идеи посредством слов. Именно словами, писатель живописует, как художник.
Однако писательская деятельность неотделима от читательской, потому что только с помощью прочитанных книг формируется восприятие произведений, их переосмысление, а также оценивание с точки зрения сюжета и эстетической составляющей.
Чтение обогащает словарный запас писателя, его опыт и способствует культурному и духовно-нравственному развитию. В дальнейшем опираясь на эту базу, и имея перед собой художественные образцы, созданные величайшими мировыми писателями, он будет писать свои произведения.
Величайшим русским писателем признан Александр Сергеевич Пушкин, считающийся отцом исконно русской литературы, не принявшим на себя западного влияния. У поэта был уникальнейший стиль изложения мыслей, позволяющий затронуть все аспекты русского языка.
Киноискусство
Самый популярный вид современного творчества, объясняющийся высокой универсальностью. Экранизировать можно любой вид искусства, сделав его более интересным для восприятия, например, сочетая в одном произведении несколько художественных способов выражения: музыку, живопись, литературу. Театральные постановки, художественные и научно-популярные фильмы, балет – всё это можно донести до зрителя посредством киноискусства.
Кинопроизводство – это отдельный мир, основу которого составляет американская «фабрика грёз» Голливуд. Помимо неё, в каждой цивилизованной стране существуют свои фирмы по выпуску кинопродукции.
Вопрос о художественной оценке фильмов решается на кинофестивалях. Самые известные среди них:
- Каннский;
- Венецианский;
- Берлинский;
- Московский.
Также наиболее высоко оценённым фильмам присуждаются кинопремии:
- Оскар;
- Золотой глобус;
- BAFTA;
- Сатурн.
Декоративно-прикладное искусство
Декоративно-прикладное творчество относят к изобразительному искусству. Оно характеризуется изготовлением продукта, несущего как функциональную составляющую, так и художественную, это отличает его от произведений изящного искусства, имеющих только эстетическую направленность.
Яркими представителями изделий этого вида творчества выступают предметы народных промыслов, сочетающих в себе бытовую ориентированность и художественное оформление. Наряду с выполнением своих непосредственных задач, такие вещи служат для декорации интерьера жилища.
Известнейшими образцами русского декоративно-прикладного искусства являются изделия мастеров:
- хохломы – характерно расписывающих деревянную посуду и мебель;
- жостово – изготавливающих подносы с уникальной росписью;
- палеха – создающих шкатулки с эксклюзивными сюжетами из жизни русского народа;
- дымково – славящихся уникальными игрушками;
- павлова Посада – поставляющих шерстяные платки с неповторимыми узорами из цветов.
- гжели – знаменитых своей бело-голубой посудой.
Декоративно-прикладное искусство
Не менее важная часть творческой деятельности включает в себя огромное множество составляющих: шитье, вышивание, вязание, ткачество, выжигание, резьба, мозаика, витраж, декупаж, лепка, скульптура, плетение, роспись. С этим видом искусства человек сталкивается каждое мгновение. Вся жизнь наполнена узорами на отделочных материалах, посуде, одежде, предметах обихода. Особое внимание стоит уделить такому виду, как скульптура. Памятники, которые символизируют важные для страны и мира события, а также значимых в истории людей, всегда занимали большое место в жизни общества. Еще несколько веков назад скульптура была самым популярным видом искусства, ею восхищались все – от простого народа до королей. Сейчас другие приоритеты, но она по-прежнему имеет свой вес в культуре.
Почему человеку жизненно важно заниматься творческой деятельностью
Творческая деятельность является великолепным способом отвлечения от реальности, возможностью восстановить эмоциональный фон и собраться с мыслями. С её помощью человек может выплеснуть наболевшую ситуацию в работу, пережив её в более или менее утрированном исполнении. Это позволяет гармонизировать дальнейшую жизнь.
Систематическое занятие искусством помогает увидеть собственный профессиональный и художественный рост, а признание творческих успехов даже минимальных повышает самооценку.
Творчество — это добровольное занятие приносящее удовольствие и позитивные эмоции как от процесса, так и от результата труда. Это возможность самореализации. Оно может быть только в рамках хобби, а может стать любимой работой, приносящей доход.
Творчество — это способ самовыражения, саморазвития, самопознания человека. Оно является важнейшей составляющей человечества на протяжении огромного количества лет. Именно благодаря творчеству человек постоянно развивается и меняется в лучшую сторону, создавая культурные ценности, высоко оценивающиеся впоследствии и современниками и потомками.
Художественное искусство
Эта творческая деятельность всегда занимала особое место в жизни человечества. Произведения художников считаются культурным наследием и подлежат тщательному анализу. Их хранят в помещениях с определенной температурой и зачастую в специальных рамках, которые предотвращают разрушение холста. Величайшие творцы оставили неизгладимый след в искусстве. Улыбка «Моны Лизы» уже 5 веков не дает покоя всем ценителям творчества Леонардо да Винчи. Пожалуй, самая знаменитая в мире картина вызывает много толков и пересудов. Кто-то сравнивает загадочную женщину с хищницей перед прыжком. Кому-то она кажется идеалом красоты. А есть и такие, кто не видит в ней ничего необычного и не понимает шумихи вокруг этого портрета.
Благодаря художникам современные люди могут представить, как жили и выглядели люди несколько веков и даже тысячелетий назад. Самые значительные картины не выставляются на продажу, но даже не столь выдающие произведения известных авторов стоят порой целое состояние. Ценители готовы отдавать большие деньги за право владеть произведением искусства. Та же «Мона Лиза» оценивается в миллиард долларов, но увидеть ее на аукционе никогда не удастся. Не только да Винчи создавал шедевры. Картины Моне, Рембрандта, Тициана, Гойи, Сальвадора Дали. Ренуара, Ван Гога являются частью мирового культурного наследия и никогда не выставляются на продажу.
Склонение существительного творчество
Падеж | Вопрос | Ед.число | Мн. число |
Именительный | (кто, что?) | творчество | творчества |
Родительный | (кого, чего?) | творчества | творчеств |
Дательный | (кому, чему?) | творчеству | творчествам |
Винительный | (кого, что?) | творчество | творчества |
Творительный | (кем, чем?) | творчеством | творчествами |
Предложный | (о ком, о чём?) | творчестве | творчествах |
Роль межполушарной асимметрии
Межполушарная асимметрия (греческое b- «без» и уммэфсиб «пропорциональность») — одна из фундаментальных закономерностей организации мозга не только у человека, но и у животных. Она проявляется не только в морфологии мозга, но и в межполушарной асимметрии психических процессов.
В рамках проводимых исследований основное внимание уделяется вопросам связи межполушарной асимметрии с психическими когнитивными процессами и влиянию повреждения отдельных структур и областей мозга на протекание этих процессов. [4]
С функциями левого и правого полушарий у человека связаны два типа мышления — абстрактно-логическое и пространственно-образное. Есть несколько синонимов для такого типа мышления. По словам В. Ротенберга:
- вербальное и невербальное (поскольку абстрактно-логическое мышление левого полушария основано на способности производить язык, в отличие от образного мышления правого полушария);
- аналитическое и синтетическое (так как левое полушарие логического мышления анализирует объекты и явления, в то время как правое полушарие образного мышления обеспечивает целостность восприятия);
- дискретное и одновременное (поскольку левое полушарие использует логическое мышление для выполнения ряда последовательных операций, в то время как правое полушарие использует образное мышление для приобретения способности воспринимать и оценивать объект за один момент).
Было показано, что правое полушарие, устанавливающее определенный пространственно-образный контекст, имеет решающее значение для творчества. Таким образом, при органических поражениях (например, физических) левого полушария художники и музыканты практически не теряют своих художественных способностей, а иногда даже повышают уровень эстетического выражения творчества, но поражение правого полушария может привести к полной потере способности к творчеству. [4]
Из вышеперечисленных трех характеристик пространственно-образного мышления наиболее значимыми являются две последние — его способность целостно и одноуровнево размышлять об объектах и явлениях реального мира. Мнения, преобладающие в литературе, согласно которым основное различие между этими двумя типами мышления сводится к тому, что логическое мышление работает с вербальным материалом, а образное — с образами, как представляется, является результатом недопонимания. У людей с разделенным мозгом правое полушарие, кажется, способно понимать слова и простые словесные конструкции, в то время как левое полушарие также вполне способно распознавать картинки. Главное различие между этими двумя типами мышления, на наш взгляд, определяется тем, как организована контекстуальная связь между словами и картинками. Левополушарное мышление организует любой материал, используемый (вербальный или невербальный) таким образом, чтобы создать однозначный контекст, который более или менее одинаково понимается разными людьми. Без создания такого однозначного контекста социальное взаимодействие было бы невозможно. Само слово, вырванное из контекста, вовсе не имеет однозначного значения; напротив, в большинстве случаев оно многозначно, что особенно ярко отражено в словарях. Слово «коса» может также означать сельскохозяйственный орудие труда, женскую прическу, кусок земли, простирающийся в море, и, наконец, может иметь метафорическое значение (например, «коса смерти»). Именно контекст, т.е. отношение данного слова к другим в предложении, определяет конкретное и однозначное значение этого слова. Задача такой контекстной организации — выделить и зафиксировать только один из всего возможного множества значений и смысловых оттенков слова и установить линейную связь между такими единичными значениями отдельных слов.
В настоящее время имеются прямые доказательства важнейшей роли правополушарного мышления для творчества, которое создает специфический пространственный и творческий контекст. Получается, что при органическом поражении левого полушария мозга художественные способности художников и музыкантов практически не затрагиваются, а порой даже повышается уровень эстетического выражения творчества.
После полного удаления менингиомы в правом полушарии поэт, несмотря на полное выздоровление без дефектов в сфере повседневного мышления и речи, потерял способность творить стихи. Математик с опухолью в правой теменно-затылочной области потерял способность решать оригинальные задачи с полным сохранением логического мышления. В последние годы также отмечаются различия в распределении нейронов и межнейронных связей между левой и правой височными долями, что согласуется с описанными функциональными различиями.