10 духовных ценностей, которые должен знать каждый


Несмотря на все проблемы современного общества, духовные ценности не перестают играть в нем значимую роль, занимая определенную нишу в жизни абсолютного большинства людей. Стремление к высшему идеалу, имеющему мало общего с материальным миром, не покидает представителей человечества, благодаря чему, возможно, оно еще существует на планете, не истребив друг друга в войнах и в своих низших порывах, которые, увы, также имеют широкое распространение.

Время

Большинство людей пользуются только материальной ценностью времени, заботясь о развлечениях, обретении социального статуса и накоплении денег.

Но время обладает еще и духовной ценностью – человек, в отличие от животных и растений, имеет способность к самосознанию, а разум и самосознание приводят к самопознанию и избавляют человека от материальных страданий.

Важно принять тот факт, что время уходит, и его не нужно растрачивать зря, а заниматься духовной практикой. Люди перед смертью думают только об одном: «Я неправильно растрачивал свое время», это происходит из-за того, что мы думаем о материальных вещах, привязаны к материальному, и нам больно, когда мы лишаемся всего.

Но человек, занимающийся духовной практикой, не привязан к материальному, познавая свою духовную природу (вечность, блаженство, знание) все больше понимает, что такое духовная ценность времени.

Виды духовных ценностей

Существует огромное количество разновидностей духовных ценностей, потому что значение духовности различно для всех. Однако большинство людей, как правило, признает две основные школы духовной дисциплины: одна основана на медитации, а другая – на созерцании. Первая относится к сердцу, а вторая – к разуму.

Духовность сердца обычно означает противоположность всему мирскому. Она признает только один способ развивать свою духовность – уединиться в пустынном месте, оставив дома и вещи, представляющие материальную жизнь, и заниматься медитацией в обстановке, где нет искушений. Именно эта точка зрения представлена ​​в известной книге под названием «Монах, который продал свой Ferrari».

Для представителей школы созерцательной духовности главной ценностью является интеллектуальное развитие, а для тех, чья духовность основана на сердце, мир – это самое главное. Первые хотят, чтобы процесс мышления в их сознании продолжался безостановочно, и поэтому они игнорируют все виды неприятностей.

Человек – это интеллектуальное существо. Он наделен разумом, который является его величайшей способностью. Созерцательная духовность – это то, что способно обратиться к нашему уму. Любой вид духовности, достигнутый на уровне, меньшем, чем наш разум, не является истинной духовностью для созерцателей.

Знание

Знания, которые мы получаем, помогают нам раскрыть истинный смысл жизни, позволяют разуму находиться в гармонии с логикой, верой и чувствами. Также нам дано познать основы природы.

Человек не только познает мир, но и пытается понять смысл своего существования. Знания – важный компонент сознания, без них не представляется развитие человека.

Человек, стремящийся к истине, всегда будет стараться накопить в себе как можно больше знаний. Наверное, все слышали фразу «Знания – сила», это так и есть, но не каждый задумывается о том, как эту силу обрести.

Полезные знания – это информация, прошедшая сквозь время. Это своего рода инструкция, которую мы применяем к своей жизни.

Что происходит в школе?

Большую часть нравственного воспитания после достижения ребенком школьного возраста берут на себя преподаватели и окружение. Со временем он проводит там все больше и больше времени, ездит на экскурсии, участвует в школьной жизни и так далее. Это и будет формировать его личность. На этом фоне родителям стоит внимательно отнестись к личности классного руководителя, детскому окружению, сразу определить насколько оно нравственное и исходить уже из полученной информации.


Школьное воспитание осуществляется на основе базовой программы

Даже если он поделился с родителями сведениями о том, что его обижают сверстники, бежать в школу и ругаться с родителями детей нельзя, это приведет к худшим последствиям. Необходимо решить проблему руками самого ребенка. Например, если у него отбирают деньги – отдать в секцию карате или бокса. Там научат не столько борьбе, сколько уверенности в себе, ребенок сможет побороть страх окружения и сформировать человеколюбивые нравственные ценности.


Воспитание патриотизма — задача всех уровней воспитателей
Базовые ценности должны делать личность более открытой, а не агрессивной или нетерпимой. При этом обязательно нужно научить ребенка отстаивать и защищать свою нравственность.

Предлагаем ознакомиться Как не принимать все близко к сердцу: советы психолога, как научиться и перестать воспринимать к себе все происходящее, как перестать волноваться по пустякам?

Развитие

Как известно, природа переменчива, и все живое всегда находится в движении. Все меняется: наши взгляды, вкусы, интересы, старое новым и т. д.

Развитие – это эволюция, движение. Изменения происходят закономерно, и как бы кто не старался оставаться на месте – это никому не под силу.

Развитие – это тоже духовная ценность, многие принимают развитие за какие-то жизненные перемены, материальный рост, однако духовное развитие – это эволюция личностных качеств, совершенствование своего внутреннего мира.

Главная цель развития – это осознать свою природу, открыть себя. Вы никогда не сможете потерять плоды духовной работы, чего не скажешь о материальных накопленных вещах.

Дополнительные мероприятия

Кроме школы и разговоров родителей, духовно воспитать ребенка помогут различные поездки и мероприятия. Социально активная жизнь делает человека уверенным в себе, помогает четко ориентироваться в мире, формировать правильные ценности, добиваться естественного развития. Кроме этого любая поездка подразумевает дополнительные знания о мире вокруг.


Внеклассные занятия должны быть разноплановыми

  • Родители могут возить ребенка или поощрять его вылазки, формирующие базовые ценности:
  • В местные музеи, особенно краеведческие;
  • Галереи, выставки, инсталляции, национальные достопримечательности;
  • Драматический театр, оперу, балет, кукольный или театр теней;
  • Прогулки к памятникам, поездки в парк;
  • Поездки, связанные со спортом, например, в веревочный парк;
  • Посещение футбола, тенниса, прочих соревнований или кружков;
  • Тематические лагеря, школьный вариант;
  • Нравственное мероприятие к празднику, например, подарить цветы ветеранам, помочь прибраться на территории, облагородить лес, посадить дерево и так далее.


Посещение театра — одна из форм нравственного воспитания
При этом важно чтобы родители не только отправляли детей в такие классные поездки или поручали их бабушке. Важно, чтобы они также организовывали такое нравственное воспитание и получали удовольствие от таких поездок или дел. Детей во многом воспитывают не слова или поездки, их личность определяет пример старших, духовно он имеет подавляющее влияние на возможности развития ребенка.

Метки: духовный, нравственный, относить, принимать, ценность

Свобода

Свобода – это очень многозначное понятие, однако его можно охарактеризовать. Человек всегда может почувствовать, когда он свободен, а когда нет. Если он поступает исходя из своих принципов, желаний и несет ответственность за результат своих действий – он свободен.

То есть отвечает за свои поступки и сам решает, как ему поступать. Это означает свободную волю и отсутствие принуждения со стороны.

Что такое духовная культура?

Духовная культура — это сферу деятельности людей, охватывающая разнообразные аспекты духовной составляющей в жизни социума и человека, а также систематизированные идеи и знания, присущие отдельному обществу или всему человечеству. В состав духовной культуры входит множество элементов культуры нематериальной, например, обычаи, мифология, язык, моральные и нравственные ценности.

Процесс возникновения духовной культуры основывается на отсутствии ограничения людьми собственного чувственного опыта, а также на признании ими главенствующей и руководящей роли духовного опыта в жизни, оценке предметов и взаимодействии с окружающими. По сути, именно духовный опыт является важнейшей составляющей при определении человеком смыслов и высших целей своей жизни, своей роли в окружающем мире.

Возникая на основе потребности людей осмыслять и осваивать действительность с помощью образов и чувств, на практике духовная культура реализуется через такие специфические формы, как наука, религия, философия и др. В жизни человека нет ни одной сферы, где не проявлялась бы духовная культура, усвоенная индивидом благодаря языку, воспитанию и общению с другими людьми. Усваивая духовные нормы в процессе воспитания и социализации, человек приобретает способность оценивать и воспринимать идеалы, принятые в определенном социуме.

К противоположной духовной культуре сфере относят материальную культуру, формирующую искусственную среду жизни индивида и состоящую из техники, материальных ценностей и производственного опыта, накопленного людьми в процессе их развития.

Красота

Красота – самая загадочная духовная ценность, каждый человек понимает ее по-своему. Если сделать опрос среди людей, то результаты будут разными.

Для кого-то красота – это птица, которая клюет семечки из руки человека, для кого-то – это роскошный английский сад… Поэтому можно сказать, что красота – это то, что нас окружает. Она есть во взаимоотношениях людей, в нас, в других, в природе.

Именно красота вдохновляет на то, чтобы творить – она побуждает музыкантов, писателей создавать настоящие шедевры, которые не теряют своей уникальности через века… Это очень тонкая субстанция, и понять ее может только тонко чувствующий человек.

Как эти ценности выражаются в работе?

СпециалистСпециалист будет честно говорить о своих ошибках невзирая на возможный выговор.
СвященнослужительСвященнослужитель выполнит свои обязанности качественно, даже если за ним не наблюдают.
РуководительРуководитель будет искать способы доставки товара, которые не принесут клиентам лишних расходов.
ПродавецПродавец будет активно служить людям, а не прятаться за бюрократическими правилами.
МенеджерМенеджер будет стараться сохранить природную среду и предохранить её от загрязнения отходами.

Искусство

Искусство – это духовная самореализация человека посредством чувственно-выразительных аспектов – рисунка, звука, письма, света и т. д.

Искусство помогает каждому человеку почувствовать прекрасное, делает его духовно богаче, дарит энергию и приносит смысл жизни. Если бы не было искусства, то мы бы жили только теми вещами, которые нас окружают (обыденными), и не было бы возможности расти, прогрессировать.

Человек, который связан с искусством – наполнен энергией и сам способен творить окружающую реальность. Чаще всего творец начинает искать свой собственный смысл, прежде не встречавшийся среди людей.

Выводы?

Что связывает христианскую религию и предпринимательскую активность, направленную на максимизацию прибыли? — задался вопросом Петр Базунов, генеральный директор , и ответил: «Профессиональный долг и самоотдача, те качества, которые требует от нас сам дух христианства. Если например, продавец предлагает покупателю продукт, который заведомо ему не нужен, тот этот продавец, заработав денег сейчас, завтра этого покупателя уже не получит.

Поскольку отношения между продавцом и покупателем нужно строить не на умении убеждать, а на доверии. Русская модель бизнеса — это модель доверительных отношений. И в нашей стране, в наших условиях мы способны устраивать настолько продуктивные и эффективные деловые отношения, что можем оставить далеко позади даже Японию».


Петр Базунов

Рассказывать о том, что мы думаем, о том, к чему стремимся, и делать этот рассказ интересным, вовлекающим новых людей — такую стратегию для развития православного предпринимательства предложил Егор Бурцев, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Рязанской области. Егор Викторович полагает, что нужны постоянные площадки для общения, обширные сети коммуникации для всех заинтересованных сторон.

«Одна из проблем православных, — считает чиновник, — в том, что мы не очень хорошо умеем рассказывать о том, что делаем хорошо. Наверно, для человека, сделавшего доброе дело правильнее молчать — Господь его прославит. Но его партнеры, коллеги должны уметь устанавливать контакт с неопределенным числом лиц. Люди, которые говорят недостойные вещи, должны оказаться в меньшинстве.


Егор Бурцев

Текст Тимура Щукина

Фото Сергея Петрова

Творчество

Творчество свойственно каждому человеку, но не все это в себе открывают. Это создание чего-то нового, того, что раньше не встречалось.

Обычно считают, что творчество – это создание произведения искусства, написание классической музыки, однако маленькая девочка, например, которая написала в своей тетради пару строк про медвежонка, гуляющего по лугу – это уже творчество, она творец и создала что-то новое.

Творчество – это способность создавать новое, оно всегда возвышает душу и облагораживает личность.

Признаки духовной культуры

Духовная культура обладает рядом характерных лишь для нее черт, отличающих ее от всех остальных областей культуры. К данным признакам относят:

  • Бескорыстность духовной культуры, не преследующей никаких материальных выгод, а выражающейся исключительно в красоте, мудрости и знаниях. По этой причине потребность людей в духовной культуре возникает сама собой, она не решает никаких внешних и материальных задач;
  • Максимально возможная для человека свобода творчества, предоставляющая индивиду безграничные возможности для реализации себя в сфере искусства;
  • Создаваемый в рамках духовной культуры особый мир отличается от повседневности большей яркостью и богатством;
  • Сфера духовной культуры является живым движущимся организмом, который четко и своевременно реагирует на любые изменения в жизни общества;
  • Эта разновидность культуры отличается завидной долговечностью, ведь даже при гибели какого-либо шедевра искусства, память о нем сохраняется и передается на протяжении веков в воспоминаниях и легендах.

Истина

У людей появляется блеск в глазах, когда речь идет о поиске правды, истины. Это естественное желание человека познавать мир, в котором он живет, а также самого себя. Истина – это духовная ценность, она многое дает человеку – с ее помощью мы можем анализировать происходящее, свои поступки, рассматриваем те или иные действия, которые совершаем, на предмет нравственности и правильности. Для каждого истина имеет свое понимание – для одного будет свято то, что для другого не имеет никакой значимости. Истина – это то, что проверено временем и опытом.

Основные понятия и суть вопроса

Рассуждая на тему основных духовных ценностей, первая ассоциация, которая приходит на ум, — это соответствие некоему общечеловеческому идеалу, являющемуся высшим проявлением культуры, воспитания и внутренней добродетели. Безусловно, далеко не каждый человек может на все 100 процентов относиться к условному обществу с высокими моральными принципами, однако это вовсе не подразумевает бессмысленность стремления к подобного рода эталонам, тем более что речь не идет о каком-то стандартном комплексе с обязательным выполнением определенных обязательств.

Виды духовных ценностей

Часто под высокими моральными ценностями понимают некий путь, флюгер, на который следует ориентироваться в принятии жизненно важных решений, также являющихся неотъемлемой частью каждой человеческой судьбы. Также не стоит полагать, будто приверженность духовному является неким даром свыше, талантом или данностью природы, наблюдающейся у конкретного индивида, которую очень трудно привить, ведь не последнюю роль в этом вопросе играет воспитание.

Проще говоря, стремление к соблюдению высоких моральных устоев необходимо прививать с самого детства, прежде всего, демонстрируя всю важность этого аспекта на собственном примере. Естественно, не стоит забывать и о том, что многие приоритеты меняются только с возрастом в силу приобретения жизненного опыта, и именно поэтому суть этих ценных познаний порой так сложно донести до неокрепших умов.

Тем не менее существует несколько действенных методов, которые помогут добиться желаемого результата. И прежде всего следует отойти от нудных нравоучений в сторону искренних разговоров с объяснением конкретных ситуаций и донесением их морали самыми простыми словами, ведь недаром говорится, что ребенок — это чистый лист, воспринимающий информацию буквально и только тогда впитывающий ее, словно губка.

Если же взрослый человек хочет разобраться в сути нравственных идеалов с целью повышения уровня собственного развития, то ему прежде всего стоит ознакомиться с тем, какие виды этих самых идеалов вообще существуют. Такой подход к вопросу поможет понять, в каком именно направлении необходимо двигаться дальше. Так, во все времена существовали следующие духовные ценности, к которым стремились и продолжают стремиться люди из разных сословий вне зависимости от собственного возраста, положения, социального статуса и достижений:

  • Смысложизненные, отражающие мировоззрение отдельного общества или целого народа, оказывающих определяющее воздействие на культуру и менталитет.
  • Нравственные, с помощью которых определяется определенная модель поведения, считающаяся общепринятой нормой для конкретного социума. Фактически речь идет о своеобразном духовном этикете, задающем тон общения между людьми, любые отклонения от которого практически всегда встречаются всеобщим осуждением. В то же время не стоит путать высокую нравственность с хорошими манерами, ведь она является продуктом совести, а не страхом быть отвергнутым в конкретном обществе.
  • Эстетические, подразумевающие комфортное сосуществование с миром и внешней средой, даже если они не слишком дружелюбны. Этот вид ценностей определяет душевную гармонию, которая связана с самореализацией и стремлением к прекрасному, помогающему противостоять даже самому агрессивному окружению, и искусство в этом плане играет одну из ключевых ролей.

Нужно помнить, что высокий уровень духовного развития — это не конечная точка, а постоянный процесс обучения, который не ограничивается одними только знаниями. К примеру, ключевое значение в вопросе имеют и эмоции, испытываемые человеком, ведь глубина мышления сильно зависит от восприятия той или иной ситуации, ее проживания и переживания.

Структура и особенности

Кроме того, не стоит забывать о тесной связи между нравственным и материальным, ведь нередки ситуации, когда первое становится невозможным без второго. Объясняется этот фактор довольно просто, ведь человек, поставленный в жесткие рамки тяжелых жизненных обстоятельств, становится более ограниченным в духовном развитии, будучи вынужденным удовлетворять собственные потребности первой необходимости.

Случается и так, что какие-то беды и большие моральные потрясения делают людей более жестокими и равнодушным, и выработавшиеся черствость и циничность начинают отступать только в случае приобретения продолжительного положительного жизненного опыта. Отличие же материальных приоритетов от духовных прежде всего обусловлено тем, что тяга к каким-то физическим благам не дается человеку по умолчанию, т. к. не является чертой характера, а, скорее, относится к приобретенным потребностям, обусловленным совокупностью определенных факторов (общество, навязанные устои, воспитание, образование и пр.).

Формирование новой личности во многом зависит от того, какие ценности ей будут прививаться изначально. Сегодня ученые приводят простейшую классификацию мировоззренческих приоритетов, приверженность к которым и делает человека человеком. В этот список входят следующие ключевые примеры духовных ценностей:

  • Здоровье. Очень важная составляющая ценностной иерархии, ограничения которой тесно связаны с нравственностью.
  • Любовь. Определяющее проявление межполового взаимодействия, включающее в себя не только душевную привязанность, но и сексуальность. Одно из самых сильных духовных проявлений, способных как возвысить человека, так и принизить его, обнажив самые низменные качества людской натуры.
  • Семья. Не менее важный аспект, отражающий отношение индивида к тем людям, с которыми он связан тесными родственными связями. Мужья, жены, дети, родители, братья, сестры — любовь и почитание этих людей является одним из высших духовных проявлений, к которым всегда нужно стремиться, невзирая на какие-либо негативные жизненные обстоятельства, личные обиды и недопонимание.
  • Профессия. У многих людей определение сознания зависит именно от этого аспекта, а также отношений, складывающихся во время трудовой деятельности с другими людьми.
  • Интеллект. Интеллектуальное развитие является мощнейшим стимулом для развития духовного, но только в том случае, если оно не носит негативный характер, обусловленный циничным отрицанием тех нравственных устоев, которые считаются приемлемыми для определенного сформировавшегося общества.
  • Смерть и жизнь. Один из главных критериев духовного развития, под которым понимается осознанное отношение человека к вопросам жизни, смерти, мироздания, религии и исповедующей ее церкви.
  • Социальная ответственность. Определяется степенью сознательности индивида по отношению к сформировавшемуся вокруг него обществу, социуму в целом, действующей политической власти и самому государству. Любовь к Родине и воспитание духа патриотизма можно отнести сюда же, ведь речь идет о неотъемлемой составляющей обществознания и человеческой нравственности.
  • Увлечения. Важнейшая часть культурного уровня развития каждой личности, которую можно и нужно развивать, причем в самых разных направлениях, что дает возможность открывать в себе неожиданные качества и уникальные способности, также тесно связанные с вопросами нравственности и духовности.

Вот основные киты, на которых держатся высокие идеалы, играющие колоссальную роль в судьбе отдельной личности и общества в целом. Иногда приоритеты спускаются сверху вниз, навязываясь общественности государством, что не всегда правильно, ведь свобода выбора и демократия является еще одной неотъемлемой составляющей высоких принципов, отрицающих искусственное их создание, насаждение и формирование некоего идеала.

Учение Макса Шелера

Этот известный немецкий ученый, последователь Эйхена, сумел противопоставить собственные труды о ценностях знаменитой этике философа Канта. В основе учения Шелера, жившего и трудившегося на рубеже XIX—XX вв. , наблюдалась четкая последовательность, согласно которой ценность бытия индивида предшествовала его восприятию, тогда как сама действительность этих ценностей не зависела от знаний, также предшествуя им.

Кроме того, философ выделял не только ценности, но и неценности, проводя их упорядочивание в соответствии с определенными рангами. Согласно его теории:

  • ценности святого (верующего) противопоставлялись ценностям порочного человека;
  • разум, под которым понималась красота, ум и справедливый суд противостояли лжи, нарушению порядка и судебной справедливости;
  • жизнь и честь против порока и бесчестья;
  • удовольствие против неприятных повинностей и неудовольствия вследствие них;
  • польза против бесполезности;
  • беспорядок сердца (неопределенность в отношениях и чувствах к другой личности, неразборчивость, хаос) против упорядоченности чувств.

Естественно, многие из перечисленных аспектов успели утратить свою актуальность в силу того, что мир не стоит на месте, а стремительно развивается и формирует новые ценности. Однако если постараться вникнуть в суть вопроса, то становится очевидно, что в основе всех новых положений лежит хорошо забытое старое, теоретическое упорядочивание которого удалось выполнить таким светилам, как Шелер.

Любовь

Любовь – это самая высшая духовная ценность, которую только можно себе вообразить. Без нее не представляется человеческое существование.

Многие по ошибке считают, что если у них нет любимого человека, то и нет любви. Однако любовь – это мы сами, наша сущность. Любить можно птицу, поющую за окном, новый день, весенний ветер, улыбку близкого человека…

Любовь бывает разной – духовной, физической, материальной, дружеской и т. д. Любовь помогает человеку становиться лучше, облагораживает его.

Какие проблемы существуют?

На данный момент нравственное развитие в обществе сильно подорвано. Концепция, пропагандируемая правительством, имеет положительный характер, однако она не работает в современных реалиях.


Задачи духовно-нравственного воспитания в семье и школе
Причин этому много:

  • Отсутствие достаточного внимания детям.
  • Большое количество агрессии и экстремизма в различных источниках информации.
  • Недостаток культуры вокруг ребенка, типичное поведение и разговоры далеки от моральных идеалов, духовно окружение бедно.
  • Отсутствие авторитетных положительных примеров.
  • Пропаганда секса, курения, алкоголизма и прочих негативных факторов.
  • Недостаточное физическое воспитание (спорт).
  • Уровень нравственности постоянно падает, как и уровень развития населения.
  • Стойкие стереотипы, в том числе, что хороший человек всегда несчастливый.


Приоритеты нравственности — совесть и патриотизм
Бороться с окружением и запрещать определенные вещи можно, однако полностью и навсегда убрать их все равно не получиться. Лучше смириться с негативными факторами и брать ситуацию в свои руки, духовно и материально влиять на ребенка.

Например, если пятилетний ребенок подбегает и задает вопрос «Мам, а секс это хорошо?» стоит спокойно ответить «Да, хорошо, когда ты занимаешься им с единственным любимым человеком, как мы с папой». Если ребенок в том же возрасте спросил, что значит слово из трех букв, не стоит на него кричать или запрещать это говорить, нужно сказать что это злое заклинание, которое делает человека несчастным и злым. Нравственное развитие должно быть уверенным и мягким, а не жестоким.


Воспитание в семье нравственных качеств

Если ребенок достаточно усвоит мысль, что ругань делает человека несчастным, на улице ему это уже не покажется таким крутым признаком взросления и развития. Не стоит прятать от ребенка все дурное, нужно просто правильно ориентировать его в мире. Подобная концепция воспитания не требует рассказывать ему то, что знать в этом возрасте не положено, делайте это только тогда, когда ребенок непосредственно сталкивается с этим в жизни.

Добро

Добро – это одно из самых важных духовных ценностей. Оно проявляется в стремлении человека улучшить жизнь на Земле не только для себя, но и для других.

Добрый человек всегда стремится к истине, справедливости. Доброе дело проявляется в искренности – это не то, когда человек делает что-то для получения выгоды, а когда он старается сделать что-то для другого бескорыстно.

Доброта ценилась всегда, однако люди, из-за своей чувствительности и заботой о других иногда сильно страдают. Доброта – это духовная потребность каждого, когда мы делаем что-то полезное и благое, то ощущаем себя лучше, увереннее, а на душе становится легко.

14 3

Драйверы духовного роста

Проводники просвещения — университеты. А проводники духовного просвещения — кафедры теологии в этих университетах. Об опыте одной из них — кафедры теологии Рязанского Государственного Университета — где повышают свой богословский уровень в том числе и предприниматели, рассказал заведующий этой кафедры игумен Лука (Степанов).

Предлагаем ознакомиться Духовные практики для женщин с чего начать

«Восьмилетнее сотрудничество кафедры с православными предпринимателями — это не только наше пользования их благами и наша молитва за них. Но и образовательное взаимодействие, предоставление того вероучительного сокровища, которым мы обладаем. И эти знания делают из предпринимательского сообщества очень сильную группу деятелей, которые и сами утверждаются на святоотеческих истинах, и интегрируют эти истины в пространство своего бизнеса».


Игумен Лука (Степанов)

Руководитель бизнес-инкубатора при Саратовском государственном университете Елена Коротковская посвятила свой доклад тем образовательным новациям, которые позволяют объединить усилия университета, бизнеса и власти. Елена Викторовна подчеркнула, что именно региональные университеты могут быть драйверами регионального развития, именно они наиболее чувствительны к запросам местного рынка и местного потребителя, и потому на их платформе удобнее и эффективнее всего могут быть аккумулированы творческие усилия молодых предпринимателей.


Елена Коротковская

Функции духовной культуры

К числу основных функций духовной культуры относят:

  • сохранение опыта предыдущих поколений людей;
  • использование духовной культуры как средства социализации;
  • ее содействие воспитанию и духовному развитию личности;
  • формирование у человека эстетического вкуса и творческого мышления;
  • положительные эмоции и энергетику, получаемую людьми вследствие наслаждения красотой;
  • нравственный рост и развитие личности, возможность познания человеком себя и окружающего мира через призму творчества.

Высшие человеческие ценности

Ниже приведен список ценностей и даны их описания. Мы не всегда отдаем себе отчет, какая ценность нас ведет по жизни. Поэтому даны описания ценностей и их короткое определение. Все это облегчит понимание именно ваших ценностей.

В следующих статьях, вы, уважаемый читатель, сможете прочитать о мотивах. Они дают еще лучшее понимание о том, как работают ценности, как бы наводят резкость на цель. В этой статье так же немного говорится о мотивах. Мотивы – это та движущая сила, которую мы можем осознавать, даже ничего не зная о ценностях. Также приведены некоторые качества, которые напрямую связаны с ценностями.

Какие бывают личные жизненные ценности в жизни у человека: список примеров

  • Активность.
  • Безмятежность.
  • Беспристрастность.
  • Благодарность.
  • Воодушевленность.
  • Жизнерадостность.
  • Гибкость.
  • Духовность.
  • Зрелищность.
  • Мечтательность.
  • Мудрость.
  • Надежность.
  • Независимость.
  • Обеспеченность.
  • Определенность.
  • Организованность.
  • Осознанность.
  • Откровенность.
  • Открытость.
  • Преданность.
  • Привлекательность.
  • Принадлежность.
  • Проактивность.
  • Решительность.
  • Скромность.
  • Стабильность.
  • Смелость.
  • Твердость.
  • Точность.
  • Умеренность.
  • Уникальность.
  • Финансовая независимость.
  • Хозяйственность.
  • Чувственность.
  • Щедрость.
  • Яркость.
  • Альтруизм.
  • Героизм.
  • Оптимизм.
  • Прагматизм.
  • Практицизм.
  • Профессионализм.
  • Реализм.
  • Баланс.
  • Богатство.
  • Гостеприимство.
  • Доброжелательство.
  • Любопытство.
  • Постоянство.
  • Совершенство.
  • Творчество.
  • Упорство.
  • Вера.
  • Власть.
  • Воображение.
  • Достижение.
  • Знание.
  • Исследование.
  • Наслаждение.
  • Образование.
  • Понимание.
  • Приключение.
  • Доверие.
  • Обилие.
  • Остроумие.
  • Открытие.
  • Правосудие.
  • Приятие.
  • Развитие.
  • Разнообразие.
  • Сочувствие.
  • Трудолюбие.
  • Удовольствие.
  • Хладнокровие.
  • Гигиена.
  • Глубина.
  • Дисциплина.
  • Самодисциплина.
  • Дружба.
  • Здоровье.
  • Комфорт.
  • Красота.
  • Логика.
  • Любовь.
  • Мир.
  • Надежда.
  • Опыт.
  • Победа.
  • Поддержка.
  • Покой.
  • Польза.
  • Правда.
  • Простота.
  • Рост.
  • Самоконтроль.
  • Свобода.
  • Семья.
  • Слава.
  • Страсть.
  • Счастье.
  • Традиция.
  • Энергия.
  • Синергия.
  • Успех.
  • Чистота.
  • Юмор.

Это далеко не полный перечень существующих в мире ценностных ориентиров. Исходя из него вы можете составить собственную иерархию, добавив другие понятия.

Изобилие

Человек с этой ценностью воспринимает мир, как источник благополучия, разнообразия и множества возможностей. Сам он при этом будет щедрым. Если же эта ценность искажена, то здесь возможны такие варианты. Он может быть скупым, жадным или наоборот, расточительным. Он может цепляться за каждую возможность, как за последнюю (например, постоянно покупать акционные продукты, искать во всем выгоду). Он не будет верить в щедрость мира и будет считать, что «на всех не хватит», не важно чего – денег, еды, счастья, возможностей.

Мотивы, которыми они руководствуются: благополучие, разнообразие, общее благо, материальный достаток, прибыль, экономия, выгода.

Закон

Это ценность закона как формы упорядоченного взаимодействия с людьми. Для людей, имеющих эту ценность важно соблюдение общечеловеческих принципов: морали, нравственности, этичности. В негативе могут проявляться такие качества, как высокомерие, нетерпимость, догматизм, менторство, избыточное нравоучение. В позитиве – порядочность, этичность, хорошие организаторские способности.

Эта ценность может проявляться через такие мотивы: общественная деятельность, наставничество, учительствование, религия, мораль, нравственность.

Свобода

Это ценность отсутствия ограничений и рамок. В гармоничной наработке свобода воспринимается естественно, как само собой разумеющееся. Если же есть искажения (дефицит), человек начинает отстаивать свою свободу, болезненно переносит любое посягательство на нее (даже мнимое), старается сбросить с себя все, что хоть чуть-чуть напоминает ограничения. Может протестовать против несвободы как открыто и активно, так и внутри себя, сопротивляясь и упираясь. Мотивация таких людей – независимость, т.е. мотивация «от».

В позитиве присутствуют такие качества: нестандартность мышления, открытость новому, отсутствие стереотипов, идеализм. В негативе: эксцентричность, анархичность, неуправляемость, отрицание авторитетов, дух противоречия.

Помимо независимости могут руководствоваться такими мотивами: перемены, реформы, демократия, равенство, приключения.

Истина

Это суть всего – любого знания, человека, процесса, мироздания. Люди с этой ценностью стремятся докопаться до сути, найти ответы на свои вопросы. В искажении это не только докопаться до сути, но и предъявить миру все найденные несоответствия и обличить виновников, «вывести на чистую воду». Также искажением является желание отстаивать «свою правду» и отказ смотреть на проблему с разных сторон. В положительном аспекте такие люди честные, искренние, справедливые, открытые. Эти же качества ценят и в других. В искажении эти качества превращаются в бескомпромиссность, категоричность, жесткость и непримиримость.

Мотивы: правда, справедливость, смысл, причина, естественность, натуральность, правильность, поиск и разрешение несоответствий.

Другая классификация ценностных ориентиров в таблице

Базовые ц.о
.
ЛичныеЗнания, образование, воспитание, самодисциплина, здоровье.
Социально обусловленныеОтношения, семья, дружба, общение, взаимовыручка, любовь.
Материальные
Финансовое благополучиеКарьера, деньги, профессионализм.
Соц. статусПризнание, успех, власть.
Духовные
РазвитиеСамопознание, самообразование, саморазвитие.
Рекреативные
ОтдыхПутешествия, приключения, впечатления, энергия, развлечения.

Пирамида ценностей

Знаменитая схема А. Маслоу, описывающая человеческие потребности, может охарактеризовать и систему, по которой выстраиваются жизненные приоритеты. Фундаментом существования человека в целом является его биологическая составляющая. Есть мотивы, которые нам диктует физиология: иначе говоря, сложно рассуждать о вечном, когда ты голоден, замерз или испытываешь боль.

Следующая ступень формирования приоритетов – стремление к безопасности. К нему относится желание организовать комфортное пространство для жизнедеятельности.

Уже после этого возникают социальные потребности, необходимость уважения и признания, жажда познания и творчества, эстетические и духовные ценности.

Как привить жизненные ценности в процессе воспитания

Первое, что нужно понять – даже не пытайтесь внушить чаду те или иные ориентиры, если ваше поведение противоречит словам. Основополагающим принципом формирования личности ребенка является личный пример. Именно модель поведения взрослых, с которой малыш, а затем подросток сталкивается ежедневно, на практике, закрепится в его подсознании. Поэтому, ругаясь на детей или требуя от них определенного образа мысли, задумайтесь – следуете ли вы сами тому, о чем говорите.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]