Зачем дети ходят в школу?
Мы-то знаем зачем: чтоб получить образование, поступить в институт, стать полноценным членом общества, и т.д., и т.п. Все это ясно нам, а ясно ли ребенку? В каком возрасте формируется осознанное понятие о том, зачем нужны знания? Ведь посещать занятия можно по разным причинам: из-под палки, по инерции, потому что учатся все, для того, чтобы соответствовать окружению или превзойти его, чтобы достигнуть успеха или избежать неудач, просто потому, что интересно. Все эти причины называются мотивациями, внешними и внутренними. Не все они равноценны. Самые талантливые не проявят в полной мере своих способностей, если им не хочется или не интересно учиться, если нет уверенности в существовании прямой связи между учебой и жизненным успехом.
Внешняя мотивация: родителям нужно, чтобы их дитя училось. Вот они и понуждают его к этому, используя знаменитый принцип кнута и пряника: наказывают за двойки, угощают конфетами за пятерки. Вопрос — насколько это эффективно?
Внутренняя мотивация: дитя заявляет: «Я хочу!» и не идет вместе со всеми в кино, а садится рисовать. Или читать книжку. Или даже решать задачки. Ребенку интересно усваивать новое, реализовывать свои способности, преодолевать трудности. Стимулом в этом случае служит сам предмет познания — интересный и увлекательный. Для каждого свой.
Как повысить мотивацию на учёбу у ребёнка — советы психолога
Если кратко:
- Обучайте в игровой форме;
- Не шантажируйте ученика;
- Завоюйте доверие;
- Поддерживайте увлечения ребёнка;
- Хвалите даже за небольшое достижение;
- Не сравнивайте ученика с другими детьми;
- Минимизируйте стрессы;
- Интересуйтесь не только оценками, но и полученными знаниями;
- Рассказывайте о своей учёбе в школе;
- Расскажите о профессиях;
- Учите ставить цели, добиваться их;
- Расширяйте кругозор ученика.
Игровая форма — наилучшая в обучении младших школьников. Играя, они легко усваивают полезную информацию. Важное отличие этой формы подачи материала — отсутствие оценивания результатов ученика. Можно организовать подачу материала в форме квеста, где для достижения нового уровня нужно применять соответствующие знания и навыки. Дети сами увидят свои пробелы, получат стимул к учёбе. Практикуйте метод по мере необходимости.
Игровая форма — наилучшая в обучении младших школьников
Шантаж — не лучший помощник мотивации. Если взрослые грозят лишить чадо желанного подарка за тройки по предметам, то это вызовет у него стресс и внутреннее сопротивление получению знаний. Не секрет, что учителя не всегда объективно оценивают подготовку учеников к предмету. Получить тройку за урок может любой школьник даже при добросовестной подготовке.
Вместо шантажа и угроз желательно завоевать доверие маленького человека, который с трудом преодолевает жизненные невзгоды. Поинтересуйтесь, какие предметы ему нравятся, а какие вызывают раздражение либо страх. В доверительной беседе выясните ключевые моменты, постарайтесь помочь малышу.
Если взрослые грозят лишить чадо желанного подарка за тройки по предметам, то это вызовет у него стресс и внутреннее сопротивление.
Увлечения маленького человека — не пустое времяпровождение, а важный аспект развития персональных данных. Не навязывайте учащемуся собственные интересы, пусть он разовьёт заложенные природой таланты. Возможно, его хобби — это музыка либо фильмы, фото, спорт. Задача взрослых — помочь реализоваться.
Увлечённость одним школьным предметом — отличный предлог повысить мотивацию. Нужно всецело поддерживать этот интерес, найти дополнительную информацию и видео. Если ученик начнет подтягивать знания по одному (любимому) предмету, то вскоре станет лучше успевать по другим предметам.
Старайтесь расширить кругозор ребенка, показать ему мир с разных сторон. Объясните, что каждый школьный предмет тесно связан с жизнью и имеет практическую значимость, найдите способ доказать это на простых примерах.
Не забывайте хвалить. Маленькие регулярные поощрения намного важнее одного ценного, но редко получаемого, подарка. Они стимулируют к изучению нового материала, достижению хороших результатов. Никогда не награждайте ребёнка за успехи денежными призами либо дорогостоящими подарками: это сформирует потребность поднять тарифную планку, превратит процесс учёбы в бизнес.
Поощрение или похвала стимулируют к изучению нового материала, достижению хороших результатов.
Ничто так не понижает самооценку, как сравнение с другими. Потому что человек не может стать другим даже при всём желании. Мы все — индивидуальности, у нас даже отпечатки пальцев разные. Родители должны понять, что ответственность за неудачи малыша целиком лежит на них. Значит, неправильно воспитали. Но многие родители пытаются свою вину переложить на неокрепшие плечи отпрыска. Больше хвалите малыша, любите его со всеми достоинствами и недостатками.
Справляться с объёмами учебного материала трудно даже старшекласснику, не то что первоклашкам. Расскажите, как лучше справиться с новыми обязанностями, не ругайте школьника за огрехи. Ребенок имеет право получать плохие отметки, он не обязан быть отличником.
Помните, что эмоциональное вознаграждение — мощный стимул к действиям. Порой похвала многим превосходит подарки либо денежные призы: ученик испытывает гордость за свои достижения, будет стараться в дальнейшем.
Не забывайте интересоваться тем, что нового узнал школьник на уроках. Если родителей интересуют только хорошие отметки, такой подход обесценивает знания. У ребёнка со временем может пропасть мотивация к познанию нового.
Расскажите малышу, как сами учились в школе, с какими трудностями сталкивались. Важно дать понять, что любые преграды преодолимы совместными усилиями. Малыш должен чувствовать дружескую поддержку, а не критику и неизбежность наказания. Любое слово поддержки, сказанное вовремя, имеет ценность для мотивации.
Расскажите, как сами учились в школе
Расскажите ребёнку, какие бывают профессии. Поинтересуйтесь, кем он хочет стать, когда вырастет. Объясните, что для освоения профессии необходимы знания, которые можно получить в школе. Дайте совет, как лучше заниматься, чтобы стать успешным.
Школьное образование пока далеко от совершенства, поэтому рассчитывать только на него не стоит. Запишите малыша в тематические кружки, обеспечьте его необходимой литературой для дополнительного образования.
Мотивация к учебе у школьниках младших классов
В начальной школе ребенок может учиться достаточно успешно, ориентируясь на оценку учителя или мнение родителей. Ценность самих знаний малыш осознает слабо. К любимым чаще относятся предметы, которые содержат элемент игры, забавы: труд, рисование, физкультура. В этом возрасте у большинства детей доминирует стремление доставить удовольствие взрослому, уважаемому человеку, порадовать его своими успехами и наоборот нежелание выслушивать его упреки.
«Я учусь потому, что если получу двойку, меня будут ругать». Лена Г. 1 класс.
«Я учусь для своей мамы. Она расстраивается, когда я не успеваю. Мне ее жалко». Маша П. 2 класс.
«Я учусь, чтоб быть умной. Мой папа очень умный, и я должна быть такой же». Лиза Г. 1 класс.
Следует учитывать и то, что смысл слова «учиться» в детском понимании может быть гораздо шире, чем просто приобретение знаний. Желание увидеть друзей, поиграть, ребенок также включает в понятие школьной учебы. Все эти занятия могут служить и служат достаточным стимулом для того, чтобы «перетерпеть» скучные уроки. И наоборот, плохие отношения со сверстниками могут негативно сказаться и на успеваемости.
Вопрос: Так ли плоха внешняя мотивация? Так ли уж она конфликтует с внутренней? Ведь любая работа должна быть вознаграждена. Если не награждать усердие, то неминуемо наступит усталость и апатия. К тому же ученик может просто почувствовать плюсы хорошей учебы. Это может войти в привычку, как хорошие манеры.
Психолог: Без сомнения, на определенном этапе, особенно в младших классах, без нее не обойтись. Пользуйтесь этим временем! Пока еще вы в силах заставить свое любимое чадо учиться лучше. Пока еще ваша опека и контроль идут на пользу ребенку.
Просто нужно соблюдать меру: главным должно оставаться само знание, а не сладкий пирожок, полученный в награду.
Почему не работает внешняя мотивация
Когда мы говорим: «Сделай вот так — и получишь вот это», ребёнок вначале воспринимает обещание с энтузиазмом. Вместе с этим у него срабатывает и инстинкт самосохранения.
Ребёнок начинает искать не творческий способ решения проблемы, а самый надёжный и короткий.
Он спрашивает себя: «Зачем рисковать и сдавать контрольную самому? Лучше списать у отличницы, так надёжнее». Получается, что происходит подмена целей: не учёба ради знаний, а учёба ради получения награды.
Внешняя мотивация может отлично работать, но только вместе с внутренней. Сама по себе она не двигает вперёд, а заставляет «отбывать номер», поскорее получить то, что хочется, проклиная то, что делаешь ради этого.
Как мотивировать ребенка к учебе в средней школе
Хотя интерес к конкретным предметам еще во многом зависит от личности учителя, постепенно в этом возрасте почтение к взрослым утрачивает свою актуальность. На первый план выходит стремление быть лучше или хотя бы не хуже других одноклассников. Психологи называют это «престижными мотивами»:
«Я люблю, когда учителя меня хвалят». Ярослав Г. 5 класс.
«Если быть — так, быть лучшим! Мне нравится получать пятерки, быть лучше всех в классе». Миша К. 4 класс.
Не стоит упрекать ребенка в тщеславии: это нормально для определенного возраста. Позднее, с развитием личности, место этих мотивов займут другие, менее зависящие от внешних факторов. А стремление к похвале останется на втором плане, делая школьную жизнь ученика более яркой, привлекательной.
Вопрос: Чем так плохо соревнование? Ведь т.н. «престижные мотивы» — то же соревнование.
Психолог: соревнование в реальном мире неизбежно. Вся наша жизнь это бег наперегонки. Проблема в том, что несформировавшуюся натуру могут выбить из колеи первые неудачи. Полезней соревноваться не с другими, а самим собой.
Мотивация к учебе у подростков в старших классах
Условием успешного усвоения школьной программы (и не только) в этом возрасте является стремление обрести уверенность в себе и своих силах.
«Мне нравится узнавать каждый день что-то новое! Мне самой интересно: сколько я могу всего запомнить?» Лена Ф., 9 класс.
Подростки начинают осознавать полезность приобретенного знания, как средства получить что-то еще более ценное.
«Я хочу свободно говорить по-английски. Читать в подлиннике Шекспира». Маша Б. 7 класс.
«Главное в жизни — это деньги. Большинство бед, большинство ссор в семье происходит из-за их отсутствия. Я хочу много зарабатывать, тогда все у меня будет хорошо». Саша В. 8 класс.
Вопрос: Что можно сказать по поводу излишне идеальных и излишне меркантильных мотиваций?
Психолог: Не стоит вслух выказывать свое недовольство: вы только навредите. Просто дети еще не научились лгать как следует.
Во многом это зависит от суждений отца и матери, плюс юношеский максимализм. Со временем и то и другое сгладится, перестанет шокировать окружающих. Люди вокруг разные: одни работают в библиотеках за мизерную зарплату и чувствуют удовлетворение от общения с прекрасным, другие активно зарабатывают деньги.
Реклама
С чего начать
Вернуть мотивацию к учёбе — процесс долгий, и успех в основном зависит от родителей. Взрослым прежде всего надо задуматься над тремя «С»: содержанием, сотрудничеством и свободой выбора.
- Содержание. Когда ребёнок не выполняет наше требование, мы ищем способы воздействовать на его поведение. Начните с другого: задумайтесь, насколько разумно ваше требование. Наверное, не случится ничего страшного, если по физике ребёнок будет получать не только четвёрки и пятёрки. И просьбу «не шуметь» дети игнорируют не потому, что они непослушные, а из-за психологических особенностей своего возраста.
- Сотрудничество. К сожалению, многим родителям это слово не знакомо в контексте общения с ребёнком. Но чем старше ваши дети, тем чаще вы должны привлекать их к сотрудничеству. Обсуждать, объяснять, вместе строить планы. Попробуйте поговорить с ребёнком как со взрослым человеком. Не надо воспринимать в штыки желание 15-летнего мальчика стать космонавтом. Спокойно объясните, почему вы считаете это малореальным. Возможно, в ваших словах сын найдёт внутреннюю мотивацию для роста.
- Свобода выбора. Ребёнок должен чувствовать себя частью процесса, тогда он будет ответственнее подходить к решению проблем. Когда он плохо себя ведёт, спросите его о причинах. Вы можете возразить, что и так знаете, в чём дело, но всё же попробуйте. Возможно, ответ вас удивит!
Как сформировать мотивы к обучению в выпускных классах
В выпускных классах резко возрастают нагрузки, выделяются классы, ориентированные на высшие учебные заведения. Прежние абстрактные посылы: «много денег», «много знаний» — уже не годятся. Успеха достигают те, кто четко знает, чего хочет, кто рано сделал самостоятельный конкретный профессиональный выбор.
«В 11 классе я решила, что буду поступать в МГИМО. Мама с папой считали, что мне это не по силам, советовали выбрать другой ВУЗ. А я все-таки поступила! Я сделала это сама!» Лидия Г., студентка первого курса МГИМО.
«Я хотела поскорее окончить школу, стать самостоятельной. Теперь я учусь на вечернем, сама зарабатываю». Татьяна К., студентка первого курса МГУПТ.
«Моя мама была учительницей. Может быть, поэтому я почувствовала свое призвание еще в классе в седьмом. Тогда же я организовала шефство над младшими классами, помощь отстающим». Теплова О.И. заслуженный учитель РФ, двукратный обладатель Соросовского гранта.
Вопрос: Как разрешить проблему свободы выбора цели и школьной программы? Какие-то предметы все равно будут тяготить, восприниматься как ненужный груз.
Психолог: В этом случае будет работать такой мотив: эти уроки нужно делать, чтобы заниматься тем, что интересно, чтобы они не портили аттестат при поступлении в избранный ВУЗ.
Можно ли выработать мотивацию?
Увы, современная психология утверждает, что извне сформировать пресловутый мотив невозможно. Каждый человек должен сделать это сам. Учителя и родители могут только способствовать этому процессу или, наоборот, препятствовать, что, к сожалению, случается намного чаще.
Существует целый ряд теорий, иногда парадоксальных, о способах повышения внутренней мотивации в учебном процессе. Подчас эти способы довольно спорные, подчас просто неприменимы к реальной ситуации. Поэтому мы ограничимся несколькими практическими советами:
- Старайтесь настроить школьника на положительный результат. Если ваш сын регулярно делает в диктантах по 15-20 ошибок, а в последнем обнаружилось только 10 — похвалите его за это! Налицо небольшой, но успех.
- Не берите с него обещания выполнить следующее задание на «отлично». Такая задача невыполнима!
- Наказание за двойки (порка, лишение прогулок) никогда не приносило пользы. Оно, а также фразы типа: «К пяти часам уроки должны быть сделаны!» могут применяться только тогда, когда вы точно знаете, что ваш сын или дочь валяли дурака, вместо того, чтобы делать уроки. Если же ребенок просидел над учебниками три часа вместо положенных двух — похвалите его: ему интересно, он старается.
- Не спешите предлагать свою помощь при выполнении заданий. Делайте это только тогда, когда видите, что самому ребенку точно не справиться.
- Не перебарщивать с призами и наградами за успехи в учебе. Главным призом должно оставаться само полученное знание!
- Осторожно относиться к ситуациям соревнования. (Призовых мест всего три, а в классе 25 человек!) Лучше приучать ребенка к анализу и сравнению своих собственных результатов и достижений.
- Не навязывайте ребенку цель извне. В этом случае ее достижение будет нужно вам, а не ему! Записывайте детей в кружки, развивающие секции. Пытайтесь выявить их собственные интересы. Даже если вы всю жизнь мечтали видеть дочь математиком, а она больше всего любит вышивать крестиком. Лучше смириться: Софьи Ковалевской из нее не выйдет, но возможно выйдет Коко Шанель.
- Постарайтесь выявить в заданиях элемент интриги, загадки. «Занимательная математика», «Задачник» Г. Остера, всевозможные ребусы и каламбуры, рассказы о путешествиях и великих открытиях помогут увлечь ребенка школьными предметами.
Реклама
Причины нежелания учиться
Отношение к учёбе у младших школьников, подростков и студентов разное. Поэтому причины нежелания обучаться тоже разные. Если первоклассники с удовольствием посещают школу и радуются похвале учителя, то в средних классах ситуация меняется. С одной стороны, это связано со сменой учительского состава. С другой стороны, отношение к ученикам тоже меняется: с них требуют намного больше, относятся строже.
Ребенок не хочет учиться
Если младших школьников можно мотивировать на учёбу интересным материалом либо игровой формой подачи материала, то для старшеклассников такой подход безрезультативен. Подростки стремятся продемонстрировать миру, что они становятся взрослыми.
Приведем основные причины низкой мотивации к обучению:
- возрастное несоответствие;
- конфликты с учителями;
- конфликты с учениками;
- физические дефекты;
- семейные конфликты;
- давление со стороны родителей.
Возрастное несоответствие
Некоторые родители загораются идеей вырастить вундеркинда, нагружают маленького человека всевозможной информацией с целью удивить всех. Мамы и папы стремятся отдать чадо учиться как можно раньше, отнимая беззаботное детство. Это эгоистический подход к собственному дитя, которое становится заложником амбиций взрослых людей.
Образумить родителей могут только школьные психологи, которые видят, что ребёнок не готов к школе психологически. Умственное развитие не всегда сочетается с готовностью высидеть без движения длительное время. Ребёнок может учиться, но ему трудно удерживать внимание длительное время.
Конфликты с учителями
Некоторым детям достаточно неосторожного слова либо некорректного замечания, чтобы обидеться. Учащийся держит обиду внутри, переживает, с трудом усваивает материал. Учитель не всегда понимает причину неуспеваемости. Если ещё и дома добавятся нравоучения и наказание за плохие отметки, то маленький человек может замкнуться, возненавидеть учёбу.
Конфликты с учениками
Через это проходит каждый ребенок. Кто-то может дать отпор и обозначить свое личное неприкосновенное пространство, а кто-то становится посмешищем для одноклассников. Родители должны внимательно следить за поведением ребенка, успеваемостью, душевным состоянием. Если упустить проблему, психологическая травма может негативно сказаться не только на учёбе. Особенно это касается подростков, у которых часто страдает самооценка.
Конфликты в семье
Daughter ignoring her unhappy parents
Если у ученика нет взаимопонимания с родителями, то наладить процесс обучения будет непросто. Школьник оказывается между двух огней: в школе его ругают за плохую подготовку к урокам, а дома он получает наказание за плохие отметки. В такой атмосфере наладить мотивацию ребёнка на учёбу проблематично: он закрывается от мира, считает жизнь несправедливой.
Физические дефекты
Дети подросткового возраста отличаются исключительной жестокостью к различным физическим недостаткам своих одноклассников. Не все, но многие. Они безжалостно высмеивают телесные дефекты, дразнятся, обижают. Достается заикам, детям в очках, высоким ростом, детям нескладного телосложения. Часто ученики с телесными дефектами боятся посещать школу, не хотят учиться, страдают из-за своей внешности либо речевых особенностей. Такого школьника следует обязательно показать психологу, профессионал постарается избавить его от эмоциональной травмы.
Давление со стороны родителей
Некоторые родители настолько увлечены успеваемостью детей, что не замечают, как начинают подавлять своими требованиями ребёнка. Они заставляют чадо быть лучше всех, грозят наказаниями за плохие отметки. Некоторые из них ругают даже за четвёрки, требуя исключительно отличных отметок. Такая ответственность ложится непосильным грузом на плечи маленького человека, он теряет интерес к получению знаний и мотивацию. Это защитная реакция психики от родительского деспотизма.
Мама ругает ребенка за «тройки» в учебе