Иногда нас преследует настоящий страх потерять близких сердцу людей. Не обязательно с ними действительно случается что-то трагическое или из ряда вон выходящее. Многие вещи мы вполне способны прокручивать у себя в голове и постоянно заряжаться негативной энергией. Находясь в этом навязчивом состоянии, человек не может полноценно жить. Он охвачен тревогой, им руководит паника и чувство безысходности. Попробуем вместе разобраться в этом непростом вопросе.
Страх смерти как норма
Реакция на опасность биологически заложена в людях. Страх смерти – часть общего чувства опасности, это животная реакция. Только у животных самого страха нет, но есть инстинкт самосохранения и сохранения своего потомства. А страха нет, потому что животные живут одним днем. В этом они схожи с детьми и инфантильными взрослыми. Они реагируют только на реальную опасность в настоящем времени, а потом тут же забывают о ней.
Когда мы впервые узнаем о смерти, то пугаемся необратимости, неизбежности и неопределенности этого этапа. Притом пугаемся как за себя, так и за значимых для нас людей. Однако те люди, кто ценит и любит жизнь, озабочен своим развитием, продолжением рода и самоактуализацией, тревожатся из-за мыслей о смерти чаще. Никто не знает, сколько дней отведено на достижение намеченных целей. Страх не успеть – основная предпосылка страха смерти.
Проблема нашего общества в том, что многие люди отделяют смерть от цикла жизни, воспринимают ее как конец. А с точки зрения психологии развития это еще один этап жизненного цикла. Но мы не знаем точно, есть жизнь после смерти или нет. И именно эта неизвестность пугает людей.
Хочу отметить, что концом это можно назвать только с биологической точки зрения. С позиции психологии все не так однозначно: если человек прожил активную жизнь, оставил свой след в истории или жизнях отдельных людей, то едва ли смерть можно назвать концом жизни.
Поиск причин
Для начала попробуем разобраться, что могло спровоцировать повышенную тревогу за близких. Конечно, у каждого человека будут свои глубинные основания, которые можно выявить в индивидуальной работе с психологом. Но вот две наиболее часто встречающиеся причины:
- ранняя утрата одного из родителей или болезненное расставание, которое не было до конца пережито. Тогда в бессознательном сохраняется страх повторения травмирующего события;
- отсутствие внутренней опоры, глубокой связи с собой и личного смысла жизни за пределами семьи и отношений с другими.
Страх смерти как патология
Страх смерти нельзя считать патологией, пока он не мешает человеку вести привычный образ жизни, пока личность не страдает от навязчивых мыслей. В противном случае речь идет о клинической проблеме – танатофобии.
Танатофобия – страх смерти при отсутствии реальной угрозы. То есть человек и его родные здоровы и молоды, их жизнь определена и размерена, но страх и мысли о смерти все равно дышат в спину. Это форма невроза.
К причинам развития танатофобии относится:
- страх потерять контроль;
- страх не успеть реализоваться в жизни, закончить начатое;
- сочетание истероидного и элиптоидного типа личности;
- страх потерять те блага и удовольствия, что есть (кто-то, например, переживает, что не увидит новую серию любимого сериала);
- страх старения;
- отсутствие смысла жизни, связанные с этим переживания;
- психотравма, связанная с ситуацией угрозы жизни или чьей-то смертью, массовой трагедией;
- внушаемость, мнительность и тревожность как особенности личности.
Страх смерти близкого человека требует особого рассмотрения. Чаще всего причина кроется в зависимости одного партнера от другого. Если же мы говорим о страхе потерять детей, то это связано со страхом собственной смерти и зависимости от ребенка. Для большинства людей дети – это способ самореализации, продления жизни, смысл жизни.
Не все люди в храме являются экспертами по вопросам жизни и смерти
Владимиров Иван (1869- 1947). Похороны
Для многих потеря близкого человека становится первым шагом на пути к Богу. Что делать? Куда бежать? Для многих ответ очевиден: в храм. Но важно помнить, что даже в состоянии шока надо отдавать себе отчет, зачем именно и к кому (или Кому) ты туда пришел. Прежде всего, конечно, к Богу. Но человеку, который пришел в храм впервые, который, может быть, не знает с чего начать, особенно важно встретить там проводника, который поможет разобраться во многих вопросах, не дающих ему покоя.
Этим проводником, конечно, должен бы стать священник. Но у него далеко не всегда есть время, у него часто весь день расписан буквально по минутам: службы, разъезды и много чего еще. И некоторые батюшки поручают общение с новопришедшими волонтерам, катехизаторам, психологам. Иногда эти функции частично выполняют даже свечники. Но надо понимать, что в церкви можно наткнуться на самых разных людей.
Это как если бы человек пришел в поликлинику, а гардеробщица ему сказала: « У тебя что болит-то?» — «Да, спина». — «Ну, давай я тебе расскажу, как лечиться. И литературу дам почитать».
В храме то же самое. И очень грустно, когда человек, который и так ранен потерей своего близкого, получает там дополнительную травму. Ведь, честно говоря, не каждый священник сумеет правильно выстроить общение с человеком в горе — он ведь не психолог. Да и не каждый психолог справится с этой задачей, у них, как и у врачей, есть специализация. Я, например, ни при каких обстоятельствах не возьмусь давать советы из области психиатрии или работать с алкозависимыми людьми.
Что уж говорить о тех, кто раздает непонятные советы и плодит суеверия! Часто это околоцерковные люди, которые в церковь не ходят, но заходят: ставят свечи, пишут записки, освящают куличи, — и все знакомые к ним обращаются как к экспертам, которые все знают о жизни и смерти.
Но с людьми, переживающими горе, надо говорить на особом языке. Общению с горюющими, травмированными людьми надо учиться, и к этому делу надо подходить серьезно и ответственно. На мой взгляд, в Церкви это должно быть целым серьезным направлением, ничуть не менее важным, чем помощь бездомным, тюремное или любое другое социальное служение.
Чего ни в коем случае нельзя делать — это проводить какие-то причинно-следственные связи. Никаких: «Бог ребенка забрал по твоим грехам»! Откуда вы знаете то, что одному только Богу известно? Такими словами горюющего человека можно травмировать очень и очень сильно.
И ни в коем случае нельзя экстраполировать свой личный опыт переживания смерти на других людей, это тоже большая ошибка.
Итак, если вы, столкнувшись с тяжелым потрясением, пришли в храм, будьте очень осторожны в выборе людей, к которым обращаетесь со сложными вопросами. И не стоит думать, что в церкви вам все что-то должны — ко мне на консультации нередко приходят люди, оскорбленные невниманием к ним в храме, но забывшие, что они не центр вселенной и окружающие не обязаны выполнять все их желания.
А вот сотрудникам и прихожанам храма, если к ним обращаются за помощью, не стоит строить из себя эксперта. Если вам хочется по-настоящему помочь человеку, тихонько возьмите его за руку, налейте ему горячего чая и просто выслушайте его. Ему от вас требуются не слова, а соучастие, сопереживание, соболезнование — то, что поможет шаг за шагом справиться с его трагедией.
Как избавиться от танатофобии
Страх смерти – результат сочетания работы подсознания, способности к прогнозированию и анализу будущего. Как мы уже говорили, пугает неизвестность: что будет после меня и что будет со мной, если умрет кто-то из близких.
Как избавиться от иррациональных переживаний:
- Превратите неизвестное в известное. Определите сами для себя, есть ли жизнь после смерти. Кто-то находит утешение в вере (только избегайте культов, сект и фанатизма), кто-то решает оставить свой след в науке, творчестве.
- Если боитесь смерти близких, то подумайте, с чем это связано: страх одиночества, психологическая или материальная зависимость от кого-то. Если вы поймете, что физически не погибнете (у вас есть жилье, работа, образование), то страх уменьшится. Мы никогда не будем психологически готовы к смерти родного человека, но это другой процесс и тема для отдельной статьи – проживание трагедии. В любом случае нужно решать проблему по мере поступления, а не отравлять настоящее негативными фантазиями. Пока вы вместе – наслаждайтесь каждой минутой.
- Проанализируйте афоризм древнегреческого философа Эпикура: «Смерть – это ничто для человека, ведь когда мы существуем, смерти еще нет, а когда смерть приходит, то мы уже не существуем». Не отравляйте сами себе жизнь, а направьте энергию и творческое мышление в нужное русло, наполните смыслом каждый день.
- Гармонизируйте все стороны жизни, всесторонне развивайтесь. Этот совет больше актуален для страха смерти близких людей. Если весь ваш мир крутится вокруг одной точки, грубо говоря, вы стоите на одной ноге, то потерять эту опору – значит совсем потеряться. А если вы крепко стоите на обеих ногах, то сможете удержать равновесие даже при частичном ослаблении опоры.
- Заботьтесь о своем теле и душе: правильное питание, нормальный режим сна, занятия спортом, тренировка и развитие мозга. Чем лучше ваше состояние, тем вы увереннее в себе. К тому же это элемент контроля, которого не хватает при танатофобии: вы заботитесь о себе, вы сами решаете, что съесть полезного, какие упражнения включить в тренировку.
- Повышайте стрессоустойчивость, не позволяйте внешнему миру манипулировать вами. СМИ, суеверия, гадания и гороскопы, сонники – все это может внушать страх. Большая часть манипуляций строится на страхе жертвы.
- Вспомните свою жизнь до рождения. Не помните? Вот именно. То же происходит в момент смерти, после нее.
В заключение рекомендуем познакомиться с нашими статьями «Как избавиться от страха – советы психолога» и «Как избавиться от страха смерти – советы психолога». В них вы найдете другие способы борьбы и советы.
Стирайте суеверия из своего сознания
Я знаю, что на почту «Фомы» приходят сотни вопросов о суевериях. «Протерли памятник на кладбище детской одеждой, что теперь будет?» «Можно ли поднять вещь, если уронил на кладбище?» «Уронила в гроб платочек, что делать?» «На похоронах упало кольцо, к чему этот знак?» «Можно ли вешать фото умерших родителей на стене?»
Начинается завешивание зеркал — ведь это, якобы, ворота в другой мир. Кто-то убежден, что сыну нельзя нести гроб матери, а то покойнице будет плохо. Какой абсурд, кому же как не родному сыну нести этот гроб?! Конечно, ни к православию, ни к вере во Христа система мира, где случайно упавшая на кладбище перчатка являет собой некий знак, никакого отношения не имеет.
Думаю, это тоже от нежелания заглянуть внутрь себя и отвечать на действительно важные экзистенциальные вопросы.