Понятие деятельности в психологии
Понятие «деятельность», наряду с такими понятиями, как «сознание», «личность», «общение», является одним из основополагающих в психологической науке. Деятельность – это динамическая система взаимодействия субъекта с миром. В процессе этого взаимодействия происходит возникновение психического образа и его воплощение в объекте, а также реализация субъектом своих отношений с окружающей реальностью. Деятельность является формой активности человека, т.е. формой его взаимодействия со средой. Но деятельность – это не любая активность, деятельность – это активность человека, направленная на достижение сознательно поставленных целей и связанная с созданием общественно значимых ценностей или освоением социального опыта (определение Шадрикова).
Психологические особенности деятельности
Деятельность имеет следующие особенности, свойственные только ей:
- Предметность: каждая деятельность имеет свой предмет. Предмет деятельности выступает двояко: первично – в своем независимом существовании, как подчиняющий себе и преобразующий деятельность субъекта, вторично – как образ предмета, продукт психического отражения его свойств, которое осуществляется в результате деятельности субъекта и иначе осуществиться не может.
- Осознанность и целенаправленность. Деятельность регулируется не потребностями человека, а осознаваемой целью как идеальным образом будущего результата. Цель выступает системообразующим фактором деятельности, т. е. главным критерием определения ее содержания, структуры и динамики. В этом заключается важнейшее отличие деятельности от иных форм активности человека.
- Социальная обусловленность. При всем своем своеобразии деятельность человека представляет собой систему, включенную в систему социальных отношений. Вне этих отношений человеческая деятельность не существует. Человек находит в обществе не просто внешние условия, к которым он должен приспосабливать свою деятельность, – общественные условия сами несут в себе мотивы и цели его деятельности, ее средства и способы. По сути, общество производит деятельность образующих его индивидов.
- Системность. Деятельность предстает не простой суммой своих компонентов, а их организованной целостностью. Важно отметить, что у деятельности как целостности имеются такие свойства, которых нет ни у ее отдельных компонентов, ни у их простой суммы.
Психологическая структура деятельности
Системность организации деятельности обусловливает существование двух основных планов ее психологического анализа – внешнего (предметно-действенного) и внутреннего (собственно психологического). Каждая деятельность имеет следующую структуру:
- Мотив деятельности – причина, побудившая человека к деятельности и придающая этой деятельности определенную направленность.
- Цель деятельности – образ потребного будущего, предполагаемый результат деятельности. Цель формируется на основе мотива деятельности.
- Предмет деятельности – тот объект внешней среды, на изменение которого направлена деятельность человека. Однако предмет деятельности может быть не только материальным, но и идеальным (мыслительная деятельность).
- Средства и условия деятельности. К средствам относятся орудия труда, психофизиологические ресурсы организма. К условиям труда относятся не только физические характеристики среды, но и психологические состояния человека.
- Продукт деятельности – результат деятельности. Продукт может быть прямым и побочным: прямой продукт – объективный результат деятельности, созданное в процессе деятельности изменение во внешней среде; побочный продукт – субъективный результат деятельности, изменение во внутреннем мире человека (удовлетворенность, приобретенные знания, умения, навыки и т.п.).
Иерархическая структура деятельности (Леонтьев): деятельность осуществляется при помощи действий, а действия, в свою очередь, при помощи операций (деятельность – цепочка действий, а действия – цепочки операций).
- Деятельность.
- Действие — это элемент деятельности, в процессе которого достигается конкретная, не разлагаемая на более простые, осознанная цель. Действие – относительно самостоятельный и завершенный акт деятельности. Действия направлены на достижение целей деятельности и выступают единицей анализа деятельности. В процессе упражнений изменяется структура действий, они становятся «свернутыми», более экономными и быстрее выполнимыми, превращаясь в навыки.
- Операции – способы осуществления действий в определенных условиях. Операции направлены на решение задач деятельности и определяются средствами и условиями деятельности. Как правило, операции носят автоматизированный и неосознаваемый характер.
Индивидуальный стиль
Многие психологи подчеркивают, что любые теории личности имеют достаточно обобщенные характеристики. Поэтому всегда нужно учитывать особенности конкретного человека.
Индивидуальный стиль включает в себя темперамент, опыт, навыки, знания. Все это у каждого индивида развито на разном уровне. Поэтому достижение одной и той же цели не может быть одинаковым.
Человек также выбирает, какие приемы использовать для реализации плана. Они могут быть выбраны некорректно, тогда индивид анализирует свою деятельность, находит ошибки и больше не допускает их.
Проявления темперамента тоже можно считать индивидуальным стилем. Несмотря на то, что строение нервной системы у всех людей одно, соотношение процессов возбуждения и торможения будут разными. Флегматик дольше включается в работу, но у него меньше риск совершить ошибку по невнимательности. Сангвинику легче справиться с несколькими делами. Человеческий организм устроен сложным образом. Многие функции у него формируются только под влиянием внешней среды.
Дети не задумываются и имитируют поведение взрослых, это влияет на формирование стиля
В школьном возрасте ребенок учится самоконтролю и рефлексии. Взрослый находится под влиянием профессиональной сферы, от нее зависит выработка индивидуального стиля деятельности.
Виды деятельности
Деятельность человека не только предельно сложна по содержанию и строению, но и крайне разнообразна в своих общих разновидностях и конкретных проявлениях. Традиционно принято считать, что основным делением деятельности на ее типы является дифференциация на трудовую, учебную и игровую деятельность:
- Трудовая деятельность – процесс активного изменения предметов природы, материальной и духовной жизни общества в целях удовлетворения потребностей человека и создания различных ценностей. Трудовая деятельность предполагает получение какого-либо общественно значимого продукта, результата, в отличие от учебной и игровой деятельности, где этот результат является не общественно, а индивидуально значимым и состоит в освоении субъектом социально выработанного опыта, знаний и т.д. для последующего осуществления трудовой деятельности.
- Учение выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях. Оно может быть не организованным и происходить попутно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат. У взрослых людей учение может приобретать характер самообразования. Особенности учебной деятельности состоят в том, что она непосредственно служит средством психологического развития индивида.
- Игра – особый вид деятельности, в котором исторически закрепились типичные способы действия и взаимодействия людей. Результатом игровой деятельности не становится про-изводство какого-либо материального или идеального продукта. Тем не менее, игры имеют большое значение в жизни людей. Включение ребенка в игровую деятельность обеспечивает возможность овладения общественным опытом, накопленным человечеством, а также когнитивное, личностное и нравственное развитие ребенка. Особое значение имеет ролевая игра, в процессе которой ребенок принимает на себя роли взрослых и действует с предметами в соответствии с приписанными значениями. Механизм усвоения социальных ролей через ролевые игры обеспечивает возможность социализации личности. Специфическим признаком игровой деятельности является то, что главным ее мотивом выступает сам процесс деятельности, а не ее результат.
Указанные виды деятельности имеют разное значение для развития человека на разных этапах онтогенеза. Деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на определенном этапе онтогенетического развития, называется ведущей деятельностью.
Что это такое
Деятельность – форма активности человека, направленная на познание, преобразование окружающего мира, себя и условий своего существования. Это то, что отличает человека от животного, подчеркивает социальное в человеческой природе.
- Деятельность не сводится только к удовлетворению потребностей.
- Она определяется целями и требованиями общества.
- С действиями связано развитие личности, сознания человека (в том числе самосознания).
- Это сознательно регулируемый процесс взаимодействия человека с миром.
В деятельности человек выступает как создатель, творец. В ее процессе развиваются:
- интеллектуальные способности личности;
- творческое воображение;
- мировоззрение;
- система идеалов и ценностей;
- эмоционально-эстетическое отношение к миру.
Как член общества человек ценен тогда, когда ведет активную трудовую, общественную жизнь, совершает поступки и несет за них ответственность.
Предмет деятельности
Деятельность всегда опредмечена. Предмет – то, на что она направлена. Он может существовать независимо или создаваться в процессе самой деятельности.
Принципы деятельности
Деятельность опирается на принцип функциональности и принцип системности.
- Первый предполагает опору на уже развитые психические элементы, мобилизующиеся для достижения цели.
- Принцип системности предполагает включенность индивидуальных качеств личности, на основе которых можно выделить несколько блоков в структуре.
Структура деятельности
Можно выделить шесть блоков. Каждый из элементов взаимосвязан с другими, взаимопроникаем.
Мотивы
Тут и включаются в работу потребности. Мотив – это опредмеченная потребность. Желание удовлетворить потребность, то есть получить конкретный предмет, побуждает к активности. Деятельность невозможна без мотива.
Цели
Основной элемент. Имеет две формы проявления:
- как представляемый человеком результат;
- как желаемый уровень достижений.
Программа
Человек решает, что и как он должен делать, то есть это выбор методов и средств, оценка собственных ресурсов. В работу включается когнитивная, мотивационная, исполнительная сфера.
Информационная база
От адекватности и полноты информационных данных об условиях деятельности зависит ее эффективность.
Принятие решений
Из альтернативных вариантов выбирается один, осваиваются, вырабатываются правила и критерии достижения цели.
Значимые для деятельности личностные качества
Это черты характера, способности, задатки и другие индивидуальные характеристики, которые помогут добиться цели.
Компоненты деятельности
Деятельность всегда имеет внутренний план и внешнее проявление, между которыми существует неразрывная связь. От внешних операций с предметами (предметное мышление) информация, трансформируясь психикой, превращается во внутренние образы, идеалы (образное мышление). Процесс такого перехода называется интериоризацией.
Обратное действие (создание чего-то материально посредством внутренних представлений) – экстериоризация.
Действие – инструмент в достижении цели
Действие – часть деятельности, направленная на достижение промежуточного результата в конкретных условиях. Состоит из операций – способов выполнения согласно условиям.
Физические действия
Это внешние, моторные действия с предметами, которые состоят из движений.
Интеллектуальные действия
Внутренние психические действия с образами и понятиями, основанные на внешних действиях с предметами.
Психика – регулятор деятельности
Отражение мира психикой происходит сознательно, то есть в процессе действий человек:
- осознает (частично или полностью) цель своих действий;
- представляет результат;
- воспринимает и оценивает условия, в которых приходится действовать;
- строит пошаговый план, алгоритм операций;
- прикладывает волевые усилия;
- наблюдает за процессом;
- переживает успехи и неудачи.