Статья «Виды мышления и мыслительная деятельность»

Мышление определяется потребностями человека, его интересами, мотивами, задачами, целями, то есть мышление человека имеет целенаправленный характер, связанный с потребностями и мотивацией конкретной личности.

Индивидуальное мышление человека напрямую связано с его умом, но понятие ума шире: оно включает в себя особенности как мышления, так и других познавательных процессов. Мышление представляет собой переработку информации, совокупность связанных между собой ощущений, мыслей, образов. Как итог, оно даёт нам представление о том, как в природе всё соотносится друг с другом. Мышление – это инструмент ума, одна из его предпосылок. Ум – вместилище знаний, интеллекта, интуиции, особенностей личности (её убеждений, позиции, программы), он определяет способность человека мыслить и решать возникающие задачи.

Воспитание человека, его обучение, избранный вид занятий, предпочтения, своеобразие жизни составляют черты индивидуальных особенностей мышления человека. Важен также возраст, тип высшей нервной деятельности, соотношение первой и второй сигнальной систем. О видах мышления подробнее Вы можете прочитать в нашем блоге:

Два уровня индивидуальных особенностей мышления человека

Индивидуальные особенности мышления человека в психологии анализируются на двух разных уровнях: индивида и личности.

Говоря о человеке как об индивиде, рассматривают определённые нейродинамические характеристики и процессы. Речь идёт о следующем:

  • Как соотносятся первая и вторая сигнальные системы и, соответственно, какой тип мышления, художественный или мыслительный, преобладает.
  • Как протекают нервные процессы: от их силы или слабости зависит скорость получения знаний, умственная работоспособность, чувствительность человека. От их активности или, напротив, инертности зависит и скорость мышления, и его гибкость или, напротив, затрудненность.

К личностным факторам мышления относятся.

1.Установка (операционная и смысловая).

Операционная — это готовность предпринимать какие-то шаги, при этом опираясь на предшествующий опыт и предполагая развитие событий с учётом существующих условий.

Смысловая – установка более высокого уровня. Она выполняет роль своеобразного фильтра, корректирующего операционные установки. Смысловые установки определяют содержание, темп развития, результативность деятельности личности в целом.

2.Мотивы. Они активизируют, структурируют мышление. Значимая мотивация придаёт мышлению ценный личный смысл.

3.Эмоции. Они помогают оценивать информацию, активизировать мышление, сокращать время поиска решения проблемы, генерировать новую информацию. выполняют четыре функции: оценочную, активизирующую, функцию эвристик (приёмов, сокращающих время поиска решения задачи), функцию генератора новой информации.

4.Личный прошлый опыт. Он сконцентрирован в знаниях человека и определяет особенности его мышления. Лишь хорошо структурированные знания превращают человека в интеллектуала и отличают его от дилетанта.

5.Социально-психологические факторы. Так, авторитарность педагогов и родителей порождает стереотипность мышления, отсутствие или низкий уровень креативности. Напротив, паритетность во взаимоотношениях создаёт предпосылки для самостоятельности, критичности, оригинальности мышления, способности учитывать позицию другого человека и, как следствие, для творческой продуктивности.

Свойства мышления

Свойства человеческого мышления позволяют нам воспринимать окружающий мир таким, каким мы его видим. Из свойств можно назвать такие:

  1. Направленность – является главной характеристикой мышления. Её наличие призвано поведать об определённой конечной цели, мысль даёт ответ на поднятые вопросы (причём последние не всегда являются важными, могут быть произвольными).
  2. Также мышление разделяется на: позитивное либо негативное. Ведь абсолютно всё, происходящее в своей жизни, человек воспринимает через призму личных мыслей и внутренних установок. Кто-то делает акцент только на плохом (проявление негативного мышления). А кто-то другой, напротив, даже в негативе отыскивает что-то положительное (показатель позитивного мышления). Эксперты психологии однозначны в своём мнении, что гораздо лучше себя чувствует последняя категория граждан (оптимисты).
  3. Мыслительная деятельность направляется либо в прошедшее, либо в грядущее. В первой ситуации индивид любит анализировать, почему события произошли так, как они произошли, перематывает в голове собственные действия, критикует себя за ошибки и так далее. В случае направленности мышления в грядущее индивид будет думать о возможных решениях предстоящих проблем.
  4. Мыслительная активность в обязательном порядке создаёт понятия. Она характеризует различные ситуации, явления, предметы, упорядочивает их, сравнивает друг с другом, пытается обнаружить различия и тому подобное.
  5. Нельзя назвать мышление объективным, так как оно всегда отличается субъективностью. Происходит это за счёт добавления личных эмоций, мыслей и чувств. Перечисленные свойства заставляют творчески мыслящих людей самовыражаться, создавая что-то, что передаёт их идеи и образы.
  6. Мышление имеет логику. Причём она не во всех случаях правильная, но её присутствие обязательно.
  7. Встречается развитое и не развитое мышление. Второй вариант, правда, характерен исключительно для детей, а также недалёких личностей, не стремящихся к анализу происходящего. Такие люди заинтересованы лишь в природных инстинктах и простейших потребностях. В основной же массе случаев взрослые люди имеют развитое мышление, которое совершенствуется всю жизнь.

Узнайте что вас ждет сегодня — Гороскоп на сегодня для всех знаков зодиака

По многочисленным просьбам подписчиков мы подготовили точный гороскоп-приложение для мобильного телефона. Прогнозы будут приходить для вашего знака зодиака каждое утро — пропустить невозможно! Скачайте бесплатно: Гороскоп на каждый день 2020 (доступно на Android)

Благодаря свойствам мышления психологи рассматривают мыслительные процессы с различных точек зрения. Это со своей стороны даёт возможность глубже изучить постоянно происходящие с нами явления.

Основные качества мышления человека

Индивидуальные особенности мышления в психологии, как правило, определяются следующими качествами:

  • Логичность – это умение следовать при рассмотрении вопроса определенной последовательности, т.е. порядку, обусловленному логикой. Это умение размышлять, доказывать правильность или ошибочность умозаключения, проверять ход рассуждения.
  • Глубина мышления (вдумчивость) – это способность находить суть, главное, самое существенное, нередко скрытое. Это способность понимать не видимость, а сущность; составлять представление, исходя из самых разных фактов, понимать в целом, замечать закономерности, понимать причины и предвидеть последствия.
  • Широта мышления – это умение рассматривать проблемы со всех сторон, взаимосвязанно с другими явлениями и в достаточной степени критично, охватывая разные области знаний.
  • Гибкость (пластичность) – умение менять способы решения проблем в условиях меняющихся обстоятельств. Гибкость мышления позволяет рассматривать явления и предметы, отношения и свойства в разных аспектах. Если условия изменяются – гибкое мышление позволяет переструктурировать исходные данные, использовать их относительность. При получении новых вводных планы меняются с их учётом, в результате чего план решения задачи тоже успешно меняется. Это свойство связано с подвижностью мыслительных процессов.
  • Инертность мышления – свойство, противоположное гибкости. Инертное мышление не ищет новых путей, предпочитая воспроизводить то, что уже усвоено и известно, то есть это склонность мыслить шаблонно, когда человек испытывает трудности при необходимости переключиться на другую систему действий.
  • Оригинальность мышления – это умение человека ставить новые вопросы; использовать известный опыт, и одновременно проявлять независимость суждений и находить самостоятельное решение. Самостоятельностью оригинальность мышления предполагает самокритичность (знание своих сильных и слабых сторон). В самостоятельности проявляется и творческий характер мышления.
  • Критичность мышления – это стремление объективно оценивать, применять только проверенные суждения, тщательно проверять возражения перед тем, как их отбросить. Она предполагает умение выявлять достоинства и недостатки рассуждений и доказывать истинность выдвигаемых положений.
  • Быстрота мышления – это скорость, с которой протекают мыслительные процессы. Она проявляется в количестве времени, необходимого для решения задач и в лёгкости при реализации идей. Быстрота мышления особенно важна в критических ситуациях, когда необходимо очень быстро принять решение и начать действовать.
  • Ясность мышления – это простота, искренность, незапутанность при выражении мыслей.
  • Пытливость – это потребность найти наиболее подходящее решение задачи.
  • Остроумие – это способность быстро ориентироваться в материале, находить правильные решения задач.
  • Инициативность – это стремление к поиску и нахождению решения задачи самостоятельно, самыми разнообразными путями и средствами.
  • Оригинальность – это способность генерировать новые идеи, отличающиеся от уже знакомых.

Как индивидуальные особенности мышления, в психологии выделяют также:

  • Темп развития мыслительных процессов, под которым понимают наименьшее количество упражнений, которое требуется для того, чтобы понять и обобщить принцип решения.
  • Экономичность мышления – количество последовательных рассуждений, позволяющее усвоить новую закономерность.
  • Устойчивость – это сохранение ориентира на прежде выделенные важные признаки и общепризнанные закономерности.
  • Осознанность – умение словесно выразить и результат проделанной работы, и приёмы, которые при этом применялись.

Все индивидуальные особенности мышления человека важны для правильной оценки его способностей и знаний. Но основополагающий признак мышления – умение выявлять главное, самое существенное, чтобы затем, самостоятельно мысля, двигаться к новым обобщениям. Мышление гораздо больше, чем констатация события или факта. Его путь – углубление в суть явления и открытие общего закона развития всех сколько-нибудь однородных явлений, каково бы ни было их внешнее различие.

Познавательные качества мышления носят индивидуальный характер, претерпевают изменения с возрастом, но главное – они поддаются коррекции, их показатели можно и нужно улучшать. Благодаря такому свойству мозга как пластичность, его познавательные функции можно развивать в любом возрасте. Мышление и внимание, память, восприятие можно тренировать ежедневно, с удовольствием и с пользой используя упражнения для развития мышления у взрослых.

Специфика мыслительного процесса

По мнению С.Л. Рубинштейна, любой мыслительный процесс — это акт, направленный на решение конкретной проблемы, постановка которой предполагает ЦЕЛЬ и УСЛОВИЯ. Мышление начинается с проблемной ситуации, необходимости понять. TASK SOLVING — это естественное завершение процесса мышления, в то время как его завершение с недостигнутой целью воспринимается субъектом как срыв или провал. С динамикой мыслительного процесса связано эмоциональное состояние субъекта, которое РЕЛАКСАТИВНО в начале и УДОВЛЕТВОРЯЕТСЯ в конце.

Продолжая, отметим, что такое определение относится только к рассуждениям, направленным на решение конкретных задач, особенно вычислительных. Задача, скажем, подсчета изменений в бакк-раре — это проблемная ситуация и естественное завершение мыслительного процесса. Если оно не достигается, то субъект воспринимает его как неудачу. Если же, с другой стороны, субъект думает, скажем, о лыжной поездке на выходные, то трудно определить проблемную ситуацию, не говоря уже о цели, как о завершении мыслительного процесса. Более того, эмоциональное самочувствие такого субъекта не будет напряженным в начале размышления о поездке, а останется довольным на протяжении всего мыслительного процесса. Следует также отметить, что существуют мыслительные задачи (в том числе вычислительные), которые не имеют дискретного, уникального решения. Например, вопрос «Пойти ли на лекцию?» обычно подразумевает дискретный, качественный ответ, в то время как размышления над вопросом «Что за человек — субъект А?» в лучшем случае могут привести к сложному и многомерному ответу, а для человека с более тонким эмоциональным восприятием — к ответу, который невозможно даже вербально выразить, что заставляет задуматься, не является ли этот новый, более глубокий взгляд на человека ответом на заданный вопрос. Таким образом, помимо абстрактного мышления, проводится различие между эмоциональным мышлением (оценка), практическим (визуально-актуальным) мышлением и другими.

Решение задачи требует значительных усилий воли. Это хорошо иллюстрирует энцефалограмма: я хорошо помню, что при записи энцефалограммы в лабораторных классах, если я пытался «ничего не думать», то был отчетливый альфа-ритм, а когда мои мысли более или менее формировались и устремлялись в определенном направлении (например, когда я замечал шум регистратора, записывающего альфа-ритм большой амплитуды), альфа-ритм сразу же сменялся бета-ритмом, что указывало на повышенную активность.

Мышление характеризуется сознательной целеустремленностью. Ход мыслительного процесса определяется осознанием поставленной задачи. В то же время существует обзор, контроль и критика, которые характеризуют мышление как сознательный процесс. Следует отметить, что только в мыслительном процессе ОШИБКА возможна, в то время как ассоциативный процесс может дать только неудовлетворительный результат. Однако в процессе мышления субъект часто способен распознать саму ошибку.

Любой мыслительный процесс осуществляется в обобщениях (концепциях), но обычно включает в себя как образы, так и концепции. Существование художественного мышления, сравнения и метафоры доказывают, что человек может мыслить образами. Когда изображение включается в процесс мышления, оно трансформируется: Особенности, которые являются существенными в данном случае, выдвигаются на передний план, в то время как остальные затушевываются.

Первая фаза мыслительного процесса — это осознание проблемной ситуации. Даже постановка проблемы — это акт мышления; часто для этого требуется много размышлять.

Первым признаком мыслящего человека является способность видеть проблему, где она находится. Появление вопросов (что характерно для детей) является признаком развития мышления. Человек видит больше проблем, чем шире круг его знаний. Таким образом, мышление предполагает наличие определенных начальных знаний.

Мышление переходит от осознания проблемы к ее решению. Решение проблем происходит различными способами. Существуют специальные задачи (визуально-актуальные и сенсоримоторные), для решения которых достаточно зафиксировать исходные данные и переосмыслить ситуацию. (Представители гештальтской психологии ошибочно пытались свести все задачи к такой схеме).

Как я уже отмечал, в большинстве случаев решение задач требует определенной базы теоретических, обобщенных знаний. Решение проблемы требует использования уже существующих знаний как средств и методов ее решения.

Использование правила предполагает две мыслительные операции:

  • Определение того, какое правило включить в решение.
  • Применение общего правила к конкретным условиям проблемы.

Автоматизированные схемы действий можно рассматривать как ЗНАНИЯ.

Важно отметить, что роль мыслительных навыков велика, особенно в тех областях, где существует очень обобщенная система знаний, например, в решении математических задач.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]