МЫШЛЕ́НИЕ, в широком смысле слова синоним познания, особенно его высших форм, относительно независимых от непосредственного чувственного восприятия; в узком смысле слова под М. понимают процессы решения задач, выражающиеся в переходе от условий, задающих проблемную ситуацию, к получению желаемого результата.
М. может быть направлено преим. на понимание, в т. ч. понимание самого себя (рефлексия), либо на составление проекта действий («как достичь того, что мне нужно»). Процессы понимания выражаются в разных формах: ориентация в обстановке на основе обыденного опыта, мифологич., филос., науч. постижение мира и др. М. проектного типа обеспечивает решение практич. задач и составление планов действий. В истории науки именно ориентированное на понимание М. первого типа (а внутри него теоретич. М.) рассматривалось как выражающее истинную сущность М. и как одна из высших человеческих ценностей. Основой М. считались процессы логич. вывода на основании заданных необходимых и достаточных условий. С кон. 19 – нач. 20 вв. благодаря работам представителей вюрцбургской школы получила распространение трактовка М. как процесса решения задач. Это предполагает ведущую роль мотивации и целей, а также важность навыков активного изучения исходных данных, их расчленения, сопоставления и дополнения. В рамках когнитивной науки с кон. 20 в. наметился переход от изучения задач на рассуждения к анализу решения сложных науч., технич. и организационных проблем, предполагающего тесную взаимосвязь проектного и теоретич. мышления.
Следуя традиции аристотелевской логики, И. Кант противопоставил два возможных способа М.: аналитическое и синтетическое. Первое сводится к раскрытию того содержания, которое уже имеется в исходном материале, но при этом не выражено явным образом; второе создаёт новое содержание. В совр. философии анализ и синтез считаются дополняющими друг друга сторонами мышления. Так, рассмотрение М. как единой аналитико-синтетич. деятельности характерно для рос. психологич. школы С. Л. Рубинштейна, наличие элементов синтетического М. в дедуктивных дисциплинах, а аналитического М. – в эмпирич. (фактуальных) науках было показано У. Куайном.
М. может принимать разные формы, зависящие, напр., от специфич. особенностей культуры и языка (см. Лингвистической относительности гипотеза). Ф. Бартлетт обратил внимание на существование качественно разл. проф. форм М. (математика, биолога, художника, юриста), противопоставив их «обыденному» М. Он также провёл разграничение между М. в закрытых (заданные условия необходимы и достаточны для решения) и открытых системах (список условий потенциально бесконечен, а задача не имеет строгого формального решения).
Роль сенсорных компонентов в М. зависит от характера репрезентации материала и особенностей выполняемых операций. М. на базе восприятия выражается в трансформации образа посредством внешних действий или с помощью пространственных мысленных операций (напр., поворота, изменения масштаба, переноса), доступных, как показал В. Кёлер, мн. видам животных, прежде всего приматам (см. Инсайт). У человека М. на основе языковых средств не заменяет образного М., выступающего эффективным средством решения мн. задач (напр., геометрических или технических) и играющего центр. роль в ряде профессий (музыканта, художника, шахматиста и др.). Речевые высказывания служат средствами управления динамикой образного М. В случае доминирования вербально-логич. средств М. может использовать понятия, не соотносимые непосредственно с образными представлениями. Несводимость содержания М. к процессам ассоциации чувственных элементов была описана представителями вюрцбургской школы (примером безóбразного М. могут служить случаи, когда решение задачи или понимание смысла ситуации возникает в сознании до появления к.-л. образов).
Роль памяти в М. неоднозначна – накопленный опыт служит как важнейшим материалом, так и гл. ограничивающим фактором для мысли. В гештальтпсихологии стали различать репродуктивное и продуктивное М.: первое опирается на память и сводится к воспроизведению ранее усвоенных установок и схем решения, часто неадекватных в конкретной ситуации, второе же является творч. процессом, в котором создаются новые знания и формируются новые средства решения задач.
Разные аспекты М. изучаются разл. дисциплинами. Формальная логика изучает нормы и правила такого вида М., как рассуждение (хотя существует точка зрения, согласно которой логика непосредственно не имеет дела с М.). История философии и науки изучает М. как объективный процесс, воплощающийся в объектах культуры. Психология исследует М. с точки зрения его роли в регуляции поведения и в связи с др. психич. функциями (взаимодействие в М. текущего и прошлого опыта, влияние мотивации и эмоций, установок, индивидуальных особенностей и уровня развития субъекта и т. п.). Лингвистика интересуется возможным взаимодействием семантики и грамматики языков с процессами решения задач. Гносеология выясняет возможности постижения реальности с помощью М. В рамках исследований по искусственному интеллекту и нейронным сетям ведётся работа по математич. моделированию некоторых типов М. В когнитивной науке проводится междисциплинарное изучение М. с учётом данных культурологии и этнографии. Многие проблемы в понимании М. остаются неясными и дискуссионными, требующими разработки новых подходов.
Мышление и опыт
Одной из важнейших для классич. философии была проблема онтологич. природы М. как пути к истинному знанию. Сформулированный Парменидом тезис о тождестве М. и бытия как предпосылке подлинного знания, которое достигается благодаря М. в отличие от чувственного восприятия, приводящего лишь к смутным и разноречивым мнениям, лежит в основе эпистемологич. концепции Платона, связывающего М. («внутренний разговор души с самой собой») с познанием умопостигаемого мира идей. Принцип тождества бытия и М. сохраняет своё основополагающее значение в философии неоплатонизма (Ум-нус как единство мыслящего и мыслимого у Плотина) и нем. классич. идеализма (концепция Абсолюта в «философии тождества» Ф. В. Шеллинга и панлогич. системе Г. В. Ф. Гегеля).
В филос. полемике между представителями рационализма и эмпиризма в 17–18 вв. рационалисты считали, что осн. инструменты и рамки М. задаёт сам разум (врождённые идеи, априорные категории). Опыт может лишь дать толчок М., которое развёртывает содержание абстрактных идей, данных субъекту в акте интеллектуальной интуиции. Продуктами независимого от опыта М. являются метафизика, математика, теоретич. наука. С точки зрения эмпиризма основу М. как умственной деятельности составляют усвоенные из опыта представления, переработка (сравнение, анализ и синтез) непосредственно воспринятого и/или следов прошлых восприятий. Понятия возникают на основе индуктивного выделения общих признаков единичных предметов и их фиксации с помощью языка. Дедуктивные рассуждения в логике и математике трактовались либо как производные от опыта, либо как экспликации некоторых особенностей языка. Т. о., содержание М. полностью определяется тем, что дано в опыте. Особая позиция И. Канта, которую нельзя отнести ни к эмпиризму, ни к рационализму, исходит из того, что сам опыт возможен лишь на основе применения априорных категорий рассудка к чувственному восприятию, т. е. предполагает конструктивную деятельность М., осуществляющего категориальный синтез чувственного многообразия («Мысли без содержания пусты, созерцания без понятий слепы» – Соч. М., 1964. Т. 3. С. 155).
Согласно феноменологии Э. Гуссерля, М. не конструирует опыт, а зависит от феноменов, данных субъекту в акте его переживания очевидности и конституируемых априорными структурами трансцендентального сознания. Категориальные структуры М. при таком понимании тоже могут непосредственно созерцаться (категориальное «усмотрение сущности»). С точки зрения логич. позитивизма (см. Аналитическая философия) только то М. имеет смысл, выводы которого могут быть верифицированы в чувственном опыте и которое следует правилам логич. синтаксиса. Для К. Поппера критерием осмысленности рассуждения является принципиальная возможность опытного опровержения (фальсификации) мыслительных предположений.
«Внешние» и «внутренние» средства мышления
Традиц. трактовка М. как сугубо внутр. активности ума, выражением которой могло быть рассуждение вслух или практич. деятельность, была пересмотрена в психологии 20 в., когда М. стали изучать как опосредованное значениями и знаковыми системами: текстами, схемами, символами, изображениями и т. п. М. опирается на эти заданные той или иной культурой специфич. средства решения задач, во многом определяющие его потенциал (так, числа, записанные римскими цифрами, было практически невозможно перемножать), а иногда предполагает даже внешние действия с предметами (сенсомоторный интеллект, описанный Ж. Пиаже). Исследуя интеллектуальное развитие ребёнка, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин и Ж. Пиаже показали, что формирование М. в онтогенезе связано с интериоризацией («переносом внутрь субъекта») предметной двигательной активности и внешних форм коммуникации. Хотя процессы М. взрослого человека развёртываются гл. обр. во внутр. плане, т. е. в пространстве психич. модели, замещающей реальную ситуацию, они сохраняют связь с двигательными навыками и речью. Это проявляется, напр., в возможности экстериоризации, «вынесения вовне» ряда компонентов в процессе М. – создании схематич. набросков, формулировке промежуточных итогов, записи мыслей, дискуссии. Представители бихевиоризма впервые обратили внимание на то, что М. обычно осуществляется как поведение, направленное на решение задач, и попытались понять «скрытое» от внешнего наблюдателя М. как подготовку к будущим внешним действиям, а также как производное от речевого поведения (М. как «скрытая» речь).
В совр. когнитивной науке М. как деятельность в «уме» понимается как оперирование когнитивными схемами извлечения перцептивной информации из внешнего мира и языковыми значениями, усваиваемыми в процессе коммуникации с др. людьми. В то же время некоторые из этих невербальных схем и языковых структур могут быть врождёнными (Н. Хомский).
Дискуссионным остаётся вопрос о природе понятий и категорий как важнейших средств мышления. С точки зрения аналитич. философии понятия совпадают со смыслом слов и определяются взаимоотношениями языковых терминов, а также отношением высказываний к опыту. Её критики указывают на то, что понятие не может определяться особенностями конкретного языка, иначе перевод с одного языка на другой был бы невозможен. Амер. философ Дж. Фодор считает, что М. имеет дело не с обычным языком, а с существующим в мозгу врождённым универсальным кодом – «языком мысли» (предположение о существовании «языка мысли», обеспечивающего понимание, встречается уже у Августина). С этой точки зрения понятия могут существовать у животных и детей, ещё не овладевших языком. Исследуя развитие интеллекта в онтогенезе, Ж. Пиаже показал, что вырабатываемые им «операторные схемы» взаимодействия с реальностью, по существу представляющие собой категории, возникают до языка, влияя на процесс овладения им. В исследованиях Дж. Брунера показано, что категоризация включена в восприятие младенца уже в первые месяцы жизни. Вместе с тем эксперим. исследования в психологии и когнитивной лингвистике подтверждают влияние семантики и грамматики конкретного естественного языка на процессы мышления.
С точки зрения конструктивизма и процедурной семантики М. предполагает использование категорий как способов конструирования конкретных форм опыта. Эта позиция восходит к работам И. Канта, согласно которому категории выражают формы суждений, т. е. разные способы осуществления синтеза чувственного многообразия. Понимание категорий как разных типов высказываний, определяющих разные типы и возможности М., в 20 в. было развито Г. Райлом.
Пять этапов мышления
Этот алгоритм мышления описан в книге Эдварда де Боно “Научите себя думать” описывает этапы направленного мышления. Для отображения самого процесса он использует в качестве метафоры схему фильтра для кофе.
Особый тип фильтра для кофе. Сверху вы наливаете воду, а снизу выходит очищенный кофе.
Затем отображает процесс мышления в виде схемы из 5-ти кубиков и описывает шаги.
Представьте, что эти пять кубиков образуют своеобразную перерабатывающую трубу. Из трубы выходят результаты вашего мышления.
Собственно, теперь расшифровка этих этапов (почему у них такая странная аббревиатура мне неизвестно):
К — обозначает цель, намерение мышления. Куда мы направляемся? Что мы хотим получить на выходе?
УЧ — обозначает информацию, которой мы уже обладаем и которой нам недостает. Что за ситуация? Что мы о ней знаем? Этот этап включает и восприятие.
ПРО — это этап возможностей. Здесь мы создаем возможные решения и подходы. Как нам сделать это? Какое принять решение? Этот этап также является порождающим.
ТАК — сужает, проверяет и выбирает возможности. Это этап заключений, решений и выбора, этап результата.
ПО — обозначает «шаг действия». Что вы собираетесь с этим делать? Какой шаг предпринять потом? Какие действия станут результатом вашего мышления?
Осознанность и рациональность мышления
В классич. традиции философии Нового времени М. понималось как сознательная, контролируемая субъектом рациональная активность. Согласно Р. Декарту, мыслящий человек сознаёт, что он мыслит. Однако уже Г. В. Лейбниц отметил существование неосознаваемых форм М. (а вслед за ним Г. Гельмгольц, З. Фрейд и др.). Эти идеи получили развитие в совр. психологии, где было показано, что обычно осознаются цели, промежуточные и конечные результаты решения задач, но не сами способы М., ведущие к ним (когнитивное бессознательное Ж. Пиаже). На бессознательном уровне часто осуществляются выдвижение и опробование гипотез, рассуждение и интерпретация. Речь идёт не о нейрофизиологич. процессах, а о целесообразных операциях, включённых в решение задачи наряду с осознаваемыми актами. Эти операции могут частично осознаваться в акте интроспекции или при критич. анализе М., объективированного в виде текстов и иных внешних форм.
Значит. изменениям подверглось и представление о рациональности мышления. Л. Леви-Брюль описал М. людей первобытных культур как «пралогическое» (безразличное к логике, направляемое интуицией, эмоциями и ассоциациями). Исследования в рамках т. н. поведенч. экономики выявили значит. отклонения фактич. форм человеческого поведения от ожидаемых на основании рациональной модели, согласно которой человек при всех обстоятельствах действует так, чтобы максимизировать своё финансовое благополучие. Это привело к принятию тезиса Г. Саймона об «ограниченной рациональности» человека. Центральным для объяснения отклонений М. от рациональности стало понятие эвристики – приёма, который упрощает рассуждение, резко сокращая объём необходимых логич. операций. А. Тверски и Д. Канеман выделили неск. базовых эвристик М., определяющих принятие решений человеком (напр., «эвристика доступности», согласно которой при поиске решения используется не вся необходимая, а лишь наиболее доступная информация). В результате решения оказываются далёкими от оптимальных, но, как правило, всё же достаточными для данных обстоятельств. Использование эвристик может приводить также к ошибочным решениям (т. н. когнитивные иллюзии).
Особый тип М. связан с работой воображения, когда контрфактическое становится на какое-то время «как бы» действительным, освобождая М. от жёсткой привязанности к знаниям и восприятию. Его возникновение в онтогенезе связано с развитием ролевой игры, где происходит своеобразное удвоение мира в сознании ребёнка – предметам начинают приписываться значения, не совпадающие с их воспринимаемым обликом и известной из опыта функцией. Творческое М. в искусстве обычно имеет дело с худож. вымыслом – конструированием и описанием фиктивных событий; в науч. работе также существенна готовность представить себе то, «чего не может быть никогда». Часто именно активность воображения служит предпосылкой науч.-технич. достижений, меняющих представления о границах возможного. В науке и философии понимание воображения как фундам. механизма М. связано с работами в области математич. интуитивизма (Л. Э. Я. Брауэр) и логич. семантики (С. Крипке), где в качестве обязательных рассматриваются и контрфактич. утверждения о референтах имён и терминов, вне зависимости от того, существуют они или нет.
Этапы классического процесса мышления
Алгоритм был найден в книге Тео Компернолле “Мозг освобожденный”, он описывает этапы “классического” процесса мышления, направленного на решение задач (в этой книге ты найдешь еще много всего полезного):
- Отбор полезной информации, а для этого — анализ и упорядочивание данных с позиции логики.
- Поиск дополнительной информации и других заслуживающих доверия точек зрения.
- Синтез всех данных, поиск взаимосвязей между ними и получение целостной картины задачи.
- Выявление основных принципов задачи, более глубокое понимание и генерация её нового смысла. Для этого потребуется взглянуть на “объект” под разными углами.
- Выбор оптимального решения — лучшего из всех, которое можно выбрать на основе имеющихся знаний.
- Если поступает новая информация, данные, знания или идеи, придется повторить весь процесс сначала.