Обновлено 24 июля 2021 806 Автор: Дмитрий Петров
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Человек разумный не может существовать вне деятельности. Благодаря ей происходит формирование и становление личности, распознавание своих потребностей и их удовлетворение.
Такая активность способствует развитию и совершенствованию всего человечества. Что такое деятельность, из чего состоит и какие ее виды существуют, вы узнаете из этой статьи.
Определение деятельности — что это
Синонимами слова «деятельность» являются такие слова, как: труд, действие, дело, работа, то есть представляет собой любой вид активности, имеющей смысл и потому осознанной.
Это процесс, в котором всегда взаимодействуют две стороны: субъект и объект. Первым называют того, кто собственно что-то делает (еще он зовется деятелем). Объект, в свою очередь, это то, на что направлены действия субъекта с определенной целью.
В философии этот термин представляет собой духовную форму: ведь чтобы что-то делать, нам требуется воля (что это?), которая и есть одна из составляющих духа. Воля же отталкивается от ценностей, к достижению которых человек стремится с помощью действий.
Если вы любите красоту, то творите искусство, хотите истинных знаний – идете в науку, пользу для общества нам несет экономическая деятельность, а ищущие справедливости продвигают мораль (что это?).
Для более глубокого понимания термина, необходимо знать:
- деятельность – это то, что преобразовывает окружающий мир. Если животные просто приспосабливаются практически к любым условиям, то человек стремится улучшить среду, в которой находится;
- деятельность всегда связана с творчеством, так как только выходя за рамки известного и привычного, мы способны создавать что-то новое.
Чуть выше приведен ролик, где подробно разбирается вопрос деятельности человека в рамках школьной программы по обществознанию. Очень доходчивый и короткий рассказ. Очень рекомендую послушать.
Выводы
Научно-технический прогресс быстро меняет привычную многим картину действительности, затрагивая все области человеческой деятельности — одни ее разновидности уходят в историю, другие сменяют их. В наши дни все больший вес в мире набирает информационная деятельность, в которую ежегодно вкладываются очень солидные средства, в то время как финансирование ряда других профессий стабильно снижается. При этом полезность и значимость различных направлений информационной деятельности неодинакова. Так, деятельность, направленная на обнародование и распространение новых знаний приносит огромную пользу обществу, в то время как рекламная деятельность ставит перед собой сугубо коммерческие цели, призванные повысить продажи определенного товара и увеличить прибыль его производителей. Следовательно, любая реально полезная обществу деятельность соседствует с другой, выгодной лишь определенным людям или компаниям, активностью.
Виды деятельности людей
Все виды делятся по способу осуществления на материальные (практические) и духовные.
- Практическая форма включает себя преобразование материального, вещественного мира (природа и общество). Например, производство товара или строительство. Практическую деятельность подразделяют на: Материально-производственную — объект природа, а результат — материальные блага.
- Социально-преобразовательную — объект общество, а результат — изменение общественных отношений.
К ее подвидам относятся:
- Познавательная деятельность, результатом которой являются знания.
Ценностно-ориентировочная, в результате которой формируется мировоззрение человека.
Эти виды связаны между собой (практическая и духовная).
Например, результаты духовной деятельности (музыка, научные достижения) запечатлены при помощи практической формы (печать нот, издание книг). Ну а практическая форма, в свою очередь, невозможна без духовной (идеи).
Другая классификация видов деятельности основана на способах формирования человека как личности. Психологи выделили несколько видов деятельности.
- Игровая – ведущая деятельность у детей, цели как таковой нет (важен сам процесс), является способом познания мира. В игре, через имитацию действительности осуществляется познание окружающего. Она носит условный характер (разыгрываются воображаемые ситуации), но в ней выполняются определенные правила и нормы.
Это единственный вид деятельности, который свойственен не только людям, но и животным. - Учебная – приобретение навыков и раскрытие способностей, которые помогут жить более счастливой, комфортной и успешной жизнью. Учеба не всегда может быть целенаправленной. Зачастую человек приобретает знания стихийно (из ТВ, кино, книг, интернета). Ученик не создает новых знаний, а лишь осваивает имеющиеся.
- Трудовая – взаимодействие человека с окружающим миром, направленное на создание общественно-полезного продукта (материальных и духовных), способствующих повышению уровня жизни социума. Составляющими труда являются знания и умения человека, а также его мастерство.
Труд осуществляется по необходимости, но при этом преобразует окружающих мир. Он направлен на получение общественно-полезного результат, в отличие от игры, в которой главное — это процесс. - Деятельность общения – направлена на обмен информацией, эмоциями, чувствами, оценками и конкретными действиями. Особенность состоит в том, что тут требуется партнер (равноправный субъект общения) и использование речи (языка).
Общение помогает человеку стать личностью, формировать коммуникативные навыки, выражать себя, получать новые знания (этот вид присутствует во всех других). - Творческая – любой вид деятельности, который приводит к уникальному результату (создание нечто качественно нового). Отличается неповторимостью, оригинальностью и уникальностью идей.
Важными состовляющими для творчества являются интуиция (предвосхищение результата), воображение и фантазия. Творчество включено практически во все виды деятельности человека, так же как и общение.
Общение
Общение является специализированной формой деятельности, так как, во-первых, сопровождает человека в течение всей его жизни. Во-вторых, получаемая информация оказывает влияние на убеждения, взгляды и в конечном счете на поведение индивидов.
По способам общение допустимо подразделить на следующие виды:
- непосредственное – с помощью органов чувств, голосовых связок и рук;
- опосредованное – применяются созданные людьми инструменты (телефон, интернет и т.п.) и СМИ;
- прямое – люди непосредственно общаются друг с другом;
- косвенное – существуют посредники между субъектами, например, учитель через ребенка передал просьбу к родителям – придти в школу на собрание.
По субъектам общения выделяют следующие типы взаимодействия:
- два реальных человека;
- индивид и объект, которому приписывают свойства человека, например, домашние животные, игрушки;
- внутренний диалог;
- общение между несколькими вымышленными героями, например, в литературных произведениях.
Потребности человека
Выше говорится о том, что деятельность – это осознанный процесс, наделенный смыслом. То есть если вы что-то делаете, то понимаете, зачем вам это. А как рождается смысл? Изначально вы понимаете, что в чем-то нуждаетесь.
Например, у вас урчит живот, вы осознаете потребность – голод и идете на кухню, чтобы приготовить себе еду. Если бы вы не понимали свои ощущения, а конкретно – не распознали чувство голода, то дальнейших действий не последовало бы.
Таким образом, потребность – это нужда в чем-либо.
Классификаций этого явления много, но самой часто используемой является «пирамида потребностей Абрахама Маслоу» (американский психолог-бихевиорист).
Изучая человеческое поведение, он пришел к выводу, что помимо краткосрочных нужд (купить машину), меняющихся в течение жизни, существуют базовые потребности. Последние представляют собой основу счастливого бытия при условии их удовлетворенности.
- Физиологические – самые простые, но жизненно-важные нужды – сон, пища, воздух, одежда и т.д. Это самый первый, примитивный уровень (так живут новорожденные).
- Потребность в безопасности – необходима для психического спокойствия, ведь только тогда мы можем эффективно развиваться и комфортно себя чувствовать (эту потребность призваны обеспечить ребенку его родители).
- Социальные потребности – это по-разному выраженные стремления быть вместе с людьми, чувствовать себя частью семьи, класса, группы, страны, принадлежать к таким же, как я. Человек не может жить и развиваться вне социума (подростки).
- Потребность в уважении – мы хотим быть лидерами, значимыми членами общества, которых любят и ценят (взрослые).
- Потребность в самоактуализации или самовыражении – высший уровень потребностей, которого достигают не все. Здесь личность нуждается в творческом развитии, распространении своих навыков и знаний, выразив, таким образом, свое внутреннее «Я» (зрелые люди).
Немногим позднее Маслоу дополнил свою классификацию еще тремя видами потребностей: познавательные (желание исследовать, открывать), эстетические (стремление к гармонии и красоте) и трансцендентные (бескорыстная передача собственного опыта с целью самосовершенствования других людей).
Уровни способностей
Каждый человек обладает набором индивидуальных способностей. Но, у каждого они развиты на разном уровне. К ним относятся: задатки, способности, одаренность, талант, гениальность. Рассмотрим их детальнее:
- Задатки – предпосылки в развитии способностей, основанные на природной предрасположенности. Например, у девушки хороший голос, который можно развить до оперного уровня, но она не раскрыла свой потенциал;
- Способности – соответствие навыков и знаний требованиям выполняемой деятельности. Например, бухгалтер безошибочно ведет учет доходов и расходов;
- Одаренность – возможность достижения высоких результатов в конкретном деле. Например, торговый представитель заключает более пятидесяти процентов сделок компании;
- Талант – возможность стать выдающимся в определенной области. Например, картины молодого художника отличаются высоким качеством и пользуются спросом;
- Гениальность – высшая степень развития таланта. Например, Моцарт обладал исключительными навыками с раннего детства и смог их максимально раскрыть.
Уровни способностей определяются вкладом человека в их развитие.
Гении оказывают влияние на общество в целом и оставляют след в истории. Их работа меняет курс исторического развития человечества. Данная высшая степень человеческих способностей характерна для единиц.
Мотив деятельности человека
После осознания потребности, появляется мотив деятельности – это внутреннее побуждение достичь желаемого. Его формируют дополнительные факторы: традиции (что это такое?), убеждения, установки, интересы и так далее.
Например, девушка с убеждением в том, что она обязательно должна выйти замуж, посвящает львиную долю своего времени поискам жениха. То есть потребность в замужестве (иметь семью, быть ее членом) становится мотивом ее деятельности.
Отражение социальной деятельности в научной литературе
Наука изучает деятельность, считая ее одной из фундаментальных задач. Великие умы в области философии и социологии, глубоко проникшиеся естествознанием и обществознанием, бьются над этой проблемой.
Стремясь классифицировать социальную деятельность по ее характеристикам, ученые предлагают различные варианты.
Например, М. С. Кветной описывает деление по четырем элементам:
- интересы и потребности;
- цели и мотивы;
- средства и действия;
- продукты.
М. С. Каган основывается на трех основных элементах социальной деятельности, но в ином разрезе:
- субъект;
- объект;
- активность.
По мнению Б. А. Грушина, классификационных рядов нужно выделять тоже целых три.
- по характеру затрачиваемой энергии (мускульные, умственные, психические силы);
- по составу (предметная деятельность, информационная и «игра физических либо психических сил»);
- по общему характеру (производство, потребление, общение).
Цель
Когда имеет место внутреннее побуждение, мы начинаем выстраивать в голове образ того, чего хотим достичь в итоге. Девушка, которая хочет замуж, начинает думать над тем, каким должен быть ее будущий супруг: возраст, цвет глаз, социальный статус, национальность, внешность и т.д. Таким образом, она вырисовывает для себя четкую картинку того, к чему собственно нужно стремиться.
Целеполагание является неотъемлемой частью деятельности людей.
Сначала мы создаем нечто в уме, затем пытаемся воплотить это в жизнь. Животные, в отличие от нас руководствуются только лишь инстинктами: не задумываются, что, как и зачем они что-то делают. Выбирая самку, волк не ходит 3 года по лесу в поисках волчицы с самой красивой шерстью, а человек – вполне на это способен.
Может, в этом и есть наше счастье – мы можем выбирать и корректировать свои цели.
Трудовая деятельность – удел взрослых
Известные на сегодня формы разделения труда таковы:
- общая (все общественное производство состоит из разных сфер: промышленность, транспорт, связь, аграрный сектор и прочие);
- частная (появление относительно самостоятельных отраслей внутри сфер общего разделения труда);
- единичная (то, как разделяется труд на каждом конкретном предприятии).
Все три формы соединены крепкими связями. Как общая, так и единичная формы разделения труда могут влиять на частную. На все три воздействует технический прогресс, ставящий новые технологические и организационные задачи и изменяющий характеристики деятельности участников производственного процесса.
Это происходит, например, за счет автоматизации производства. Она высвобождает трудящихся, ведет к иному, чем прежде, разделению труда и меняет общую структуру работников.
Средства достижения цели
Итак, вижу цель. Иду к ней. На этом этапе мы выбираем средства, чтобы достигнуть желаемого. Под средствами здесь подразумевается все что угодно – все, что поможет прийти к цели. Если вы хотите стать хорошим поваром, вам придется окончить кулинарное училище, наработать опыт, постоянно повышать квалификацию, обучаясь новинкам мастерства.
Важно знать: во-первых, средства и цель должны быть соразмерными. Например, вы хотите заработать, открываете личное дело (цветочный магазин), но в итоге ваше предприятие работает в убыток. Разумный человек понимает, что, таким образом, он никогда не улучшит свое благосостояние и попробует что-то другое – средство не оправдает цели.
Во-вторых, средства должны быть в категории морально-нравственных. Если это не так, то вся деятельность человека является аморальной. Нарушать законодательство, врать для достижения личной выгоды, предавать близких ради своей цели – аморально. В таком случае цель не оправдывает средство.
Вопросы для самопроверки
1. Что такое деятельность? 2. Какие черты присущи деятельности человека? 3. Как связаны деятельность и потребности? 4. Что такое мотив деятельности? Чем мотив отличается от цели? Какова роль мотивов в деятельности человека? 5. Дайте определение потребности. Назовите основные группы потребностей человека и приведите конкретные примеры. 6. Что можно отнести к результатам (продуктам) деятельности человека? 7. Назовите виды деятельности человека. Раскройте на конкретных примерах их многообразие. 8. Как связаны деятельность и сознание?
Действие
Действие – это отдельно взятый элемент деятельности.
Последняя состоит из совокупности мелких шагов, связанных между собой. Например, чтобы построить дом, нужно сначала вырыть фундамент, возвести стены и крышу, залить пол.
Соцолог М.Вебер выделил 4 вида социальных действий:
- целерациональные – стремящиеся к достижению разумной цели (подготовка речи перед выступлением);
- ценностно-рациональные – ориентированные на морально-нравственные ценности (отказ солдата выдавать военные секреты своей страны);
- аффективные – действия, совершенные под влиянием чувств и эмоций (человек в ярости может что-нибудь разбить);
- традиционные – привычные действия, ритуалы, обычаи (кидание свадебного букета в толпу подружек невесты, салют на Новый год);
Первые два типа лежат в основе деятельности, вторые два проявляются частично и носят вспомогательный характер.
Элементы, проявления и способы осуществления
Характеристика деятельности включает также понятия «поступок», «поведение», «операция».
Элементом деятельности является поступок. Это некое действие, имеющее выраженный социальный смысл.
Психическая деятельность внешне проявляется в поведение. Это либо определенная мимика и позы индивида, либо серия совершаемых поступков. Здесь далеко не всегда наблюдается наличие определенного плана или цели.
Операция — особый способ осуществления какого-то действия в неких условиях. С помощью них решаются основные задачи. В большинстве случаев операции носят автоматизированный, зачастую не осознаваемый характер.