Что такое деятельность — виды, структура и сферы деятельности человека

Обновлено 24 июля 2021 806 Автор: Дмитрий Петров
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Человек разумный не может существовать вне деятельности. Благодаря ей происходит формирование и становление личности, распознавание своих потребностей и их удовлетворение.

Такая активность способствует развитию и совершенствованию всего человечества. Что такое деятельность, из чего состоит и какие ее виды существуют, вы узнаете из этой статьи.

Определение деятельности — что это

Синонимами слова «деятельность» являются такие слова, как: труд, действие, дело, работа, то есть представляет собой любой вид активности, имеющей смысл и потому осознанной.

Это процесс, в котором всегда взаимодействуют две стороны: субъект и объект. Первым называют того, кто собственно что-то делает (еще он зовется деятелем). Объект, в свою очередь, это то, на что направлены действия субъекта с определенной целью.

В философии этот термин представляет собой духовную форму: ведь чтобы что-то делать, нам требуется воля (что это?), которая и есть одна из составляющих духа. Воля же отталкивается от ценностей, к достижению которых человек стремится с помощью действий.

Если вы любите красоту, то творите искусство, хотите истинных знаний – идете в науку, пользу для общества нам несет экономическая деятельность, а ищущие справедливости продвигают мораль (что это?).

Для более глубокого понимания термина, необходимо знать:

  1. деятельность – это то, что преобразовывает окружающий мир. Если животные просто приспосабливаются практически к любым условиям, то человек стремится улучшить среду, в которой находится;

  2. деятельность всегда связана с творчеством, так как только выходя за рамки известного и привычного, мы способны создавать что-то новое.

Чуть выше приведен ролик, где подробно разбирается вопрос деятельности человека в рамках школьной программы по обществознанию. Очень доходчивый и короткий рассказ. Очень рекомендую послушать.

Выводы

Научно-технический прогресс быстро меняет привычную многим картину действительности, затрагивая все области человеческой деятельности — одни ее разновидности уходят в историю, другие сменяют их. В наши дни все больший вес в мире набирает информационная деятельность, в которую ежегодно вкладываются очень солидные средства, в то время как финансирование ряда других профессий стабильно снижается. При этом полезность и значимость различных направлений информационной деятельности неодинакова. Так, деятельность, направленная на обнародование и распространение новых знаний приносит огромную пользу обществу, в то время как рекламная деятельность ставит перед собой сугубо коммерческие цели, призванные повысить продажи определенного товара и увеличить прибыль его производителей. Следовательно, любая реально полезная обществу деятельность соседствует с другой, выгодной лишь определенным людям или компаниям, активностью.

Виды деятельности людей

Все виды делятся по способу осуществления на материальные (практические) и духовные.

  1. Практическая форма включает себя преобразование материального, вещественного мира (природа и общество). Например, производство товара или строительство. Практическую деятельность подразделяют на: Материально-производственную — объект природа, а результат — материальные блага.
  2. Социально-преобразовательную — объект общество, а результат — изменение общественных отношений.
  • Духовная направлена на изменение (формирование) человеческого сознания (того, чего нельзя потрогать). Сюда относятся такие сферы деятельности, как: кино, художественное искусство, театр, музыка, танцы, религия (что это?) и т.д.
    К ее подвидам относятся:
    1. Познавательная деятельность, результатом которой являются знания.
    2. Ценностно-ориентировочная, в результате которой формируется мировоззрение человека.

  • Прогностическая — это планирование или предвидение возможных изменений действительности.
  • Эти виды связаны между собой (практическая и духовная).

    Например, результаты духовной деятельности (музыка, научные достижения) запечатлены при помощи практической формы (печать нот, издание книг). Ну а практическая форма, в свою очередь, невозможна без духовной (идеи).

    Другая классификация видов деятельности основана на способах формирования человека как личности. Психологи выделили несколько видов деятельности.

    1. Игровая – ведущая деятельность у детей, цели как таковой нет (важен сам процесс), является способом познания мира. В игре, через имитацию действительности осуществляется познание окружающего. Она носит условный характер (разыгрываются воображаемые ситуации), но в ней выполняются определенные правила и нормы.


      Это единственный вид деятельности, который свойственен не только людям, но и животным.

    2. Учебная – приобретение навыков и раскрытие способностей, которые помогут жить более счастливой, комфортной и успешной жизнью. Учеба не всегда может быть целенаправленной. Зачастую человек приобретает знания стихийно (из ТВ, кино, книг, интернета). Ученик не создает новых знаний, а лишь осваивает имеющиеся.
    3. Трудовая – взаимодействие человека с окружающим миром, направленное на создание общественно-полезного продукта (материальных и духовных), способствующих повышению уровня жизни социума. Составляющими труда являются знания и умения человека, а также его мастерство.
      Труд осуществляется по необходимости, но при этом преобразует окружающих мир. Он направлен на получение общественно-полезного результат, в отличие от игры, в которой главное — это процесс.
    4. Деятельность общения – направлена на обмен информацией, эмоциями, чувствами, оценками и конкретными действиями. Особенность состоит в том, что тут требуется партнер (равноправный субъект общения) и использование речи (языка).
      Общение помогает человеку стать личностью, формировать коммуникативные навыки, выражать себя, получать новые знания (этот вид присутствует во всех других).
    5. Творческая – любой вид деятельности, который приводит к уникальному результату (создание нечто качественно нового). Отличается неповторимостью, оригинальностью и уникальностью идей.
      Важными состовляющими для творчества являются интуиция (предвосхищение результата), воображение и фантазия. Творчество включено практически во все виды деятельности человека, так же как и общение.

    Общение

    Общение является специализированной формой деятельности, так как, во-первых, сопровождает человека в течение всей его жизни. Во-вторых, получаемая информация оказывает влияние на убеждения, взгляды и в конечном счете на поведение индивидов.

    По способам общение допустимо подразделить на следующие виды:

    • непосредственное – с помощью органов чувств, голосовых связок и рук;
    • опосредованное – применяются созданные людьми инструменты (телефон, интернет и т.п.) и СМИ;
    • прямое – люди непосредственно общаются друг с другом;
    • косвенное – существуют посредники между субъектами, например, учитель через ребенка передал просьбу к родителям – придти в школу на собрание.

    По субъектам общения выделяют следующие типы взаимодействия:

    • два реальных человека;
    • индивид и объект, которому приписывают свойства человека, например, домашние животные, игрушки;
    • внутренний диалог;
    • общение между несколькими вымышленными героями, например, в литературных произведениях.

    Потребности человека

    Выше говорится о том, что деятельность – это осознанный процесс, наделенный смыслом. То есть если вы что-то делаете, то понимаете, зачем вам это. А как рождается смысл? Изначально вы понимаете, что в чем-то нуждаетесь.

    Например, у вас урчит живот, вы осознаете потребность – голод и идете на кухню, чтобы приготовить себе еду. Если бы вы не понимали свои ощущения, а конкретно – не распознали чувство голода, то дальнейших действий не последовало бы.

    Таким образом, потребность – это нужда в чем-либо.

    Классификаций этого явления много, но самой часто используемой является «пирамида потребностей Абрахама Маслоу» (американский психолог-бихевиорист).

    Изучая человеческое поведение, он пришел к выводу, что помимо краткосрочных нужд (купить машину), меняющихся в течение жизни, существуют базовые потребности. Последние представляют собой основу счастливого бытия при условии их удовлетворенности.

    1. Физиологические – самые простые, но жизненно-важные нужды – сон, пища, воздух, одежда и т.д. Это самый первый, примитивный уровень (так живут новорожденные).
    2. Потребность в безопасности – необходима для психического спокойствия, ведь только тогда мы можем эффективно развиваться и комфортно себя чувствовать (эту потребность призваны обеспечить ребенку его родители).
    3. Социальные потребности – это по-разному выраженные стремления быть вместе с людьми, чувствовать себя частью семьи, класса, группы, страны, принадлежать к таким же, как я. Человек не может жить и развиваться вне социума (подростки).
    4. Потребность в уважении – мы хотим быть лидерами, значимыми членами общества, которых любят и ценят (взрослые).
    5. Потребность в самоактуализации или самовыражении – высший уровень потребностей, которого достигают не все. Здесь личность нуждается в творческом развитии, распространении своих навыков и знаний, выразив, таким образом, свое внутреннее «Я» (зрелые люди).

    Немногим позднее Маслоу дополнил свою классификацию еще тремя видами потребностей: познавательные (желание исследовать, открывать), эстетические (стремление к гармонии и красоте) и трансцендентные (бескорыстная передача собственного опыта с целью самосовершенствования других людей).

    Уровни способностей

    Каждый человек обладает набором индивидуальных способностей. Но, у каждого они развиты на разном уровне. К ним относятся: задатки, способности, одаренность, талант, гениальность. Рассмотрим их детальнее:

    1. Задатки – предпосылки в развитии способностей, основанные на природной предрасположенности. Например, у девушки хороший голос, который можно развить до оперного уровня, но она не раскрыла свой потенциал;
    2. Способности – соответствие навыков и знаний требованиям выполняемой деятельности. Например, бухгалтер безошибочно ведет учет доходов и расходов;
    3. Одаренность – возможность достижения высоких результатов в конкретном деле. Например, торговый представитель заключает более пятидесяти процентов сделок компании;
    4. Талант – возможность стать выдающимся в определенной области. Например, картины молодого художника отличаются высоким качеством и пользуются спросом;
    5. Гениальность – высшая степень развития таланта. Например, Моцарт обладал исключительными навыками с раннего детства и смог их максимально раскрыть.

    Уровни способностей определяются вкладом человека в их развитие.

    Гении оказывают влияние на общество в целом и оставляют след в истории. Их работа меняет курс исторического развития человечества. Данная высшая степень человеческих способностей характерна для единиц.

    Мотив деятельности человека

    После осознания потребности, появляется мотив деятельности – это внутреннее побуждение достичь желаемого. Его формируют дополнительные факторы: традиции (что это такое?), убеждения, установки, интересы и так далее.

    Например, девушка с убеждением в том, что она обязательно должна выйти замуж, посвящает львиную долю своего времени поискам жениха. То есть потребность в замужестве (иметь семью, быть ее членом) становится мотивом ее деятельности.

    Отражение социальной деятельности в научной литературе

    Наука изучает деятельность, считая ее одной из фундаментальных задач. Великие умы в области философии и социологии, глубоко проникшиеся естествознанием и обществознанием, бьются над этой проблемой.

    Стремясь классифицировать социальную деятельность по ее характеристикам, ученые предлагают различные варианты.

    Например, М. С. Кветной описывает деление по четырем элементам:

    • интересы и потребности;
    • цели и мотивы;
    • средства и действия;
    • продукты.

    М. С. Каган основывается на трех основных элементах социальной деятельности, но в ином разрезе:

    • субъект;
    • объект;
    • активность.

    По мнению Б. А. Грушина, классификационных рядов нужно выделять тоже целых три.

    • по характеру затрачиваемой энергии (мускульные, умственные, психические силы);
    • по составу (предметная деятельность, информационная и «игра физических либо психических сил»);
    • по общему характеру (производство, потребление, общение).

    Цель

    Когда имеет место внутреннее побуждение, мы начинаем выстраивать в голове образ того, чего хотим достичь в итоге. Девушка, которая хочет замуж, начинает думать над тем, каким должен быть ее будущий супруг: возраст, цвет глаз, социальный статус, национальность, внешность и т.д. Таким образом, она вырисовывает для себя четкую картинку того, к чему собственно нужно стремиться.

    Целеполагание является неотъемлемой частью деятельности людей.

    Сначала мы создаем нечто в уме, затем пытаемся воплотить это в жизнь. Животные, в отличие от нас руководствуются только лишь инстинктами: не задумываются, что, как и зачем они что-то делают. Выбирая самку, волк не ходит 3 года по лесу в поисках волчицы с самой красивой шерстью, а человек – вполне на это способен.

    Может, в этом и есть наше счастье – мы можем выбирать и корректировать свои цели.

    Трудовая деятельность – удел взрослых

    Известные на сегодня формы разделения труда таковы:

    • общая (все общественное производство состоит из разных сфер: промышленность, транспорт, связь, аграрный сектор и прочие);
    • частная (появление относительно самостоятельных отраслей внутри сфер общего разделения труда);
    • единичная (то, как разделяется труд на каждом конкретном предприятии).

    Все три формы соединены крепкими связями. Как общая, так и единичная формы разделения труда могут влиять на частную. На все три воздействует технический прогресс, ставящий новые технологические и организационные задачи и изменяющий характеристики деятельности участников производственного процесса.

    Это происходит, например, за счет автоматизации производства. Она высвобождает трудящихся, ведет к иному, чем прежде, разделению труда и меняет общую структуру работников.

    Средства достижения цели

    Итак, вижу цель. Иду к ней. На этом этапе мы выбираем средства, чтобы достигнуть желаемого. Под средствами здесь подразумевается все что угодно – все, что поможет прийти к цели. Если вы хотите стать хорошим поваром, вам придется окончить кулинарное училище, наработать опыт, постоянно повышать квалификацию, обучаясь новинкам мастерства.

    Важно знать: во-первых, средства и цель должны быть соразмерными. Например, вы хотите заработать, открываете личное дело (цветочный магазин), но в итоге ваше предприятие работает в убыток. Разумный человек понимает, что, таким образом, он никогда не улучшит свое благосостояние и попробует что-то другое – средство не оправдает цели.

    Во-вторых, средства должны быть в категории морально-нравственных. Если это не так, то вся деятельность человека является аморальной. Нарушать законодательство, врать для достижения личной выгоды, предавать близких ради своей цели – аморально. В таком случае цель не оправдывает средство.

    Вопросы для самопроверки

    1. Что такое деятельность? 2. Какие черты присущи деятельности человека? 3. Как связаны деятельность и потребности? 4. Что такое мотив деятельности? Чем мотив отличается от цели? Какова роль мотивов в деятельности человека? 5. Дайте определение потребности. Назовите основные группы потребностей человека и приведите конкретные примеры. 6. Что можно отнести к результатам (продуктам) деятельности человека? 7. Назовите виды деятельности человека. Раскройте на конкретных примерах их многообразие. 8. Как связаны деятельность и сознание?

    Действие

    Действие – это отдельно взятый элемент деятельности.

    Последняя состоит из совокупности мелких шагов, связанных между собой. Например, чтобы построить дом, нужно сначала вырыть фундамент, возвести стены и крышу, залить пол.

    Соцолог М.Вебер выделил 4 вида социальных действий:

    1. целерациональные – стремящиеся к достижению разумной цели (подготовка речи перед выступлением);
    2. ценностно-рациональные – ориентированные на морально-нравственные ценности (отказ солдата выдавать военные секреты своей страны);
    3. аффективные – действия, совершенные под влиянием чувств и эмоций (человек в ярости может что-нибудь разбить);
    4. традиционные – привычные действия, ритуалы, обычаи (кидание свадебного букета в толпу подружек невесты, салют на Новый год);

    Первые два типа лежат в основе деятельности, вторые два проявляются частично и носят вспомогательный характер.

    Элементы, проявления и способы осуществления

    Характеристика деятельности включает также понятия «поступок», «поведение», «операция».

    Элементом деятельности является поступок. Это некое действие, имеющее выраженный социальный смысл.

    Психическая деятельность внешне проявляется в поведение. Это либо определенная мимика и позы индивида, либо серия совершаемых поступков. Здесь далеко не всегда наблюдается наличие определенного плана или цели.

    Операция — особый способ осуществления какого-то действия в неких условиях. С помощью них решаются основные задачи. В большинстве случаев операции носят автоматизированный, зачастую не осознаваемый характер.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]