Самоактуализация: понятие, процесс, виды и способы в психологии

Жизнь – это не только поглощение пищи, погоня за модными брендами и зарабатывание на все это денег. Жизнь – это прежде всего становление и развитие личности, раскрытие сущностных особенностей и потенциала человека. В психологии этот процесс часто называют самоактуализацией, то есть обретением собственного «Я», реализацией всех своих ресурсов: талантов, способностей, возможностей.

Сущность самоактуализации. Теория К. Роджерса

Понятие «самоактуализация» является основным в гуманистической психологии – одном из ведущих направлений современной психологической науки. Впервые использовал его один из основоположников этого направления американский психолог К. Роджерс.

С его точки зрения, в каждом человеке от рождения заложена потребность в самоактуализации, и она является движущей силой всего развития личности. Общество может помогать или препятствовать реализации врожденного потенциала, но не определять его.

У всех людей есть данные от природы способности и возможности, и главная цель любого человека – их максимальное проявление. Это и есть самоактуализация, которая в психологии рассматривается как полное раскрытие потенциала индивида и включение в активную деятельность всех его способностей и талантов. Только в этом случае человек может почувствовать себя полноценной и гармоничной личностью, к этому он должен стремиться.

Процесс самоактуализации не имеет возрастных рамок и длится всю жизнь, так как нет предела совершенству. С точки зрения К. Роджерса, это не только постоянный психический рост, но и развитие личностного потенциала, когда с каждой новой ступенью перед человеком раскрывается все больше возможностей самоактуализации. Поэтому в психологии принято говорить о самоактуализирующейся личности, подчеркивая, что это не завершенный этап, а постоянное саморазвитие.

Человек постепенно формируется как одаренная гармоничная личность, полезная не только для себя, но и для общества. И он не ждет, когда общество будет предъявлять к нему какие-то жесткие требования или предлагать сферы реализации его способностей. В процессе самоактуализации у индивида работают внутренние мотивы и стимулы. Он осваивает новые виды деятельности, получает новые знания и навыки, активно включается в профессиональную и социальную жизнь, потому что такова его природа. Самоактуализирующаяся личность живет очень насыщенно и интересно, так как у нее много увлечений, планов, проектов, задумок, друзей.

Если самоактуализация – базовая потребность любого человека, то почему же масса людей не стремится к ней? На этот вопрос отвечает еще один из основателей гуманистической психологии А. Маслоу.

Пространство исцеления жизни. Личный сайт Елены Барымовой

Пирамида потребностей Маслоу.

Маслоу утверждал, что всю совокупность потребностей человека можно описать в виде иерархической структуры, в которой внизу располагаются более «земные» потребности, а наверху — более «духовные». По мысли Маслоу, человек не может испытывать потребности верхнего уровня до тех пор, пока не удовлетворит потребности предыдущего. Вот эта иерархия: Потребность в раскрытии внутреннего потенциала, потребность в эстетике, познавательная потребность — Маслоу называл это самоактуализацией Потребность в уважении Потребность в привязанности, любви и принадлежности к социальной группе Потребность в безопасности Физиологические потребности (еда, сон, жажда и т.д.)

Соответственно, если мы не удовлетворим потребность в питании, то мы ради этой потребности будем жертвовать не только эстетическими переживаниями, не только обесценим значение поддержания своей репутации, но часто будем готовы жертвовать даже собственной безопасностью.

Критика

Данная модель очень много критиковалась и критикуется в основном за то, что она не очень универсальна. Безусловно, не нужно долго искать примеров, подтверждающих, что данная модель имеет смысл, но можно найти и множество примеров, в эту модель не укладывающихся. Множество художников, писателей поэтов писали одни из самых ярких работ в наиболее кризисные моменты своей жизни — в условиях гонений, в репрессиях, поэтому можно ли говорить, что неудовлетворенная потребность в безопасности всегда «убивает» потребность в эстетике и раскрытии внутреннего потенциала — большой вопрос.

В истории церкви можно найти множество примеров, когда люди достигали святости несмотря на гонения, а многие еще и сознательно ставили себя в сложные условия и ограничивали себя в самых базовых потребностях, но это не мешало им раскрывать внутренний потенциал. Более того, характеристика их личности очень соотносима со сформулированным Маслоу описанием личности, достигшей пика своего развития.

Почему эта модель может быть нам полезна?

В общем, вопросы к этой модели есть, но своя правда в ней тоже есть. Помимо того, что данная модель может помочь нам провести структурную оценку того, насколько у нас удовлетворены те или иные потребности и продвигаться на пути к реализации своего потенциала, мне доводилось наблюдать и очень практическое применение этой пирамиды. На нее иногда ссылаются, когда обосновывают нежелание читать книги, повышать свою квалификацию, когда стремятся договориться о более выгодных условиях сотрудничества)

Признаки самоактуализирующейся личности по Маслоу.

1. Более эффективное восприятие реальности.

Восприятие мира правильно и беспристрастно. Умение видеть действительность такой, какая она есть, а не такой, какой хотелось бы ее видеть. Меньшая эмоциональность и большая объективность не позволяет вмешиваться надеждам и страхам, за счет этого человек лучше общается, лучше переносит сложные ситуации, лучше оценивает обстановку. Это помогает не бояться проблем, которые не имеют однозначных решений.

2. Приятие себя, других.

Самоактуализирующиеся люди могут принять себя и других такими, какие они есть. Они не сверхкритичны к своим недостаткам и слабостям. Они не отягощены чрезмерным чувством вины, стыда и тревоги. У этих людей нет непреодолимой потребности поучать, информировать или контролировать. Они могут переносить слабости других и не боятся их силы.

3. Непосредственность, простота и естественность.

Поведение самоактуализирующихся людей отмечено непосредственностью и простотой, отсутствием искусственности или желания произвести эффект. Но это не означает, что oни постоянно ведут себя вразрез с традициями. Они могут приспосабливаться, чтобы не портить отношения с другими людьми.

4. Центрированность на цели.

Маслоу считал, что все обследованные им личности без исключения были привержены какой-то задаче, долгу, призванию или любимой работе, которую они считают важной. То есть они не эго-центрированы, а скорее ориентированы на проблемы, стоящие выше их непосредственных потребностей, проблемы, которые они считают для себя жизненной миссией. В этом смысле они скорее живут, чтобы работать, а не работают, чтобы жить; работа субъективно переживается ими как их определяющая характеристика.

5. Независимость: потребность в уединении.

Маслоу пишет, что самоактуализирующиеся люди не просто хорошо переносят, а даже нуждаются в одиночестве.

6. Автономия: независимость от культуры и окружения.

Самоактуализирующиеся люди свободны в своих действиях, независимы от физического и социального окружения. Эта автономия позволяет им полагаться на свой собственный потенциал и внутренние источники роста и развития. Например, для истинно самоактуализирующегося студента колледжа не обязательна “правильная” академическая атмосфера студенческого городка. Он может учиться везде. В этом смысле он представляет собой “самодостаточный” организм.

7. Свежесть восприятия.

Самоактуализирующиеся люди обладают способностью оценивать по достоинству даже самые обычные события в жизни, при этом ощущая новизну, благоговение, удовольствие и даже экстаз. Например, сотая радуга так же прекрасна и величава, как и первая; прогулка по лесу никогда не бывает скучной; вид играющего ребенка поднимает настроение. В отличие от тех, кто принимает счастье как должное, самоактуализирующиеся люди ценят благосклонную судьбу, здоровье, друзей и свободу. Они редко жалуются на скучную, неинтересную жизнь.

8. Пиковые, или мистические переживания.

Изучая процесс самоактуализации, Маслоу пришел к неожиданному открытию: у многих его испытуемых было то, что он назвал пиковыми переживаниями. Это моменты сильного волнения или высокого напряжения, а также моменты расслабления, умиротворения, блаженства и спокойствия. Они представляют собой экстатические состояния, какие переживаются в кульминационные моменты любви и интимности, в порывах творчества, озарения, открытия и слияния с природой.

9. Искренний интерес к другим.

Даже когда самоактуализирующиеся люди обеспокоены, опечалены, у них все равно есть искреннее желание помочь окружающим. Это стремление выражается чувством сострадания, симпатии и любви ко всему человечеству.

10. Глубокие межличностные отношения.

Самоактуализирующиеся люди стремятся к более глубоким и тесным личным взаимоотношениям, чем “обычные” люди.

11. Демократичный характер.

Самоактуализирующиеся личности, по Маслоу, самые “демократичные” люди. У них нет предубеждений и поэтому они уважают других людей, независимо от того, к какому классу, расе, религии, полу те принадлежат, каков их возраст, профессия и прочие показатели статуса. Более того, они с готовностью учатся у других, не проявляя стремления к превосходству или авторитарных склонностей. Самоактуализирующийся музыкант, например, полон почтения к искусному механику, потому что тот обладает знаниями и навыками, которых нет у музыканта.

В то же время Маслоу обнаружил, что самоактуализирующиеся люди не считают всех без исключения равными: “Эти индивиды, сами являющиеся элитой, выбирают в друзья также элиту, но это элита характера, способностей и таланта, а не рождения, расы, крови, имени, семьи, возраста, молодости, славы или власти”.

12. Философское чувство юмора.

Другой примечательной характеристикой самоактуализирующихся людей является их явное предпочтение философского, доброжелательного юмора. Если обычный человек может получать удовольствие от шуток, высмеивающих чью-то неполноценность, унижающих кого-то или непристойных, то самоактуализирующегося человека больше привлекает юмор, высмеивающий глупость человечества в целом.

13. Креативность.

Маслоу обнаружил, что все без исключения самоактуализирующиеся люди обладают способностью к творчеству. Однако творческий потенциал его испытуемых проявлял себя не так как у выдающихся талантов в поэзии, искусстве, музыке или науке. Маслоу говорил скорее о такой же естественной и спонтанной креативности, которая присуща неиспорченным детям. Это креативность, которая присутствует в повседневной жизни как естественный способ выражения наблюдательной, воспринимающей новое личности. Например, говоря о своей теще, которую он считал самоактуализирующейся, Маслоу подчеркивал именно этот факт. Он говорил, что хотя его теща не обладает талантами писателя или актера, она в высшей степени творчески подходит к приготовлению супа. Маслоу замечал, что в первоклассном супе всегда больше творчества, чем во второсортной поэзии!

14. Сопротивление окультуриванию.

И наконец, самоактуализирутощиеся люди находятся в гармонии со своей культурой, сохраняя в то же время определенную внутреннюю независимость от нее. Они обладают автономностью и уверенностью в себе, и поэтому их мышление и поведение не поддается социальному и культурному влиянию. Такое сопротивление окультуриванию не означает, что самоактуализирующиеся люди нетрадиционны или антисоциальны. В данном случае речь идет скорее о том, что следование нормам — это не выполняемое ими правило, а их собственный внутренний выбор, при этом если в каких-то моментах они с правилами не согласны, они не обязательно будут любой ценой с этими правилами бороться, но могут и бороться когда в этом есть смысл.

***************************************************************************

Запись на индивидуальные сессии и консультации

Иерархия потребностей, или путь к самоактуализации

Необходимость в самоактуализации хоть и высшая, но не единственная потребность человека. С точки зрения А. Маслоу, вопрос о ее удовлетворении встает только когда и если удовлетворены потребности низших уровней. Этот психолог сформулировал принцип иерархии или пирамиды потребностей, которые выполняют функцию мотивации развития личности. Всего в этой пирамиде пять уровней:

  1. Физиологический уровень. На нем находятся все естественные, биологические потребности: в пище, воде, тепле, биологическом партнере, здоровье и т. д.).
  2. Уровень безопасности – это не только необходимость в отсутствии угрозы жизни и здоровью, но и потребности в спокойствии, уверенности в завтрашнем дне, в хорошо оплачиваемой работе или в комфортабельном жилище, в мире и благополучии.
  3. Социальный уровень. На нем находятся потребности в комфортном социальном окружении, в друзьях, близких людях, семье.
  4. Уровень самооценки – это потребности в самоуважении, в принятие себя и гордости за результаты своей деятельности.
  5. Уровень самоактуализации. На этом уровне, по А. Маслоу, находятся потребности в творчестве и социально одобряемой деятельности, в личностной гармонии и красоте, в максимально полной реализации собственного «Я».

Если выстраивать иерархию потребностей в виде пирамиды, то самоактуализация будет на самом верху, и она опирается на все более низкие уровни. Это очень важно, так как человек задумывается о потребностях более высокого уровня, только если удовлетворены низшие. От голодного, не имеющего нормального жилья человека не стоит ожидать не только гармоничного развития, но и самоуважения. Да и о семье он начинает задумываться не раньше, чем разберется с первыми двумя уровнями.

Но это не отменяет значимость высшего уровня, к которому нужно стремиться. Более того, А. Маслоу только человека, достигшего уровня самоактуализации, называл психологически здоровой личностью.

Пирамида Маслоу

По Маслоу все человеческие потребности врожденные. Они размещены на пяти уровнях пирамиды. Основные необходимости расположены на первом уровне. После удовлетворения нижележащих потребностей человек осуществляет вышележащие.

Уровни пирамиды потребностей Маслоу:

  • нужды физиологического характера;
  • безопасность;
  • любовь;
  • уважение;
  • самоактуализация.

К физиологическим нуждам относятся голод, жажда, сон. Под безопасностью понимают потребность в порядке, свободе от страха и тревоги, стабильности. Любовь – к жене, мужу, детям, друзьям. Уважение – посторонними людьми и человеком самого себя.

В дальнейшем Маслоу добавил в пирамиду еще две потребности: познавательных способностей (сюда относятся умение, понимание, знание) и эстетику (гармония, красота). Их он разместил под необходимостью в самореализации.

Самоактуализация как процесс

И все же непонятно, почему вокруг так много, казалось бы, вполне благополучных, «устроенных» людей, даже не задумывающихся о самоактуализации, а просто плывущих по течению? Им и так хорошо? Или, возможно, не слишком хорошо, и чувство неудовлетворенности их гложет, но они не знают и не понимают, что и как надо менять в жизни. Как вступить на путь самоактуализации, перестать ждать «завтра» (или понедельника), а начать жить в этом «завтра»?

В гуманистической психологии есть ответы на эти вопросы. А. Маслоу описывает ряд возможных способов или условий самоактуализации:

  1. Переживание и проживание всего, что с вами происходит, не отстраняясь от происходящего и не пряча голову в песок. Нужно помнить, что самоактуализация предполагает всю полноту жизни во всех ее проявлениях.
  2. Понимать жизнь как постоянный выбор вариантов пути, поступков, отношений с людьми. Не уклоняться от необходимости выбора и ценить то, что его возможность доступна лишь свободной личности.
  3. Самоактуализация – это не просто свобода выбора, но и ответственность за него, за все, что происходит с вами и вашим окружением. Понимать, что ответственность – это не бремя, а благо и социальное преимущество взрослого свободного человека.
  4. Ответственность перед собой и обществом сочетается с независимостью – суждений, мыслей, мнений, поступков. Независимый человек свободен, а самоактуализация невозможна без свободы.
  5. Доверие к себе, своему опыту, мнению, позиции.
  6. Самоактуализация – творческий процесс. И наслаждение творчеством, переживание экстаза вдохновения – важное ее условие.
  7. Осознание всех своих проблем, в том числе психических и физических, и способность найти в себе силы их преодолеть, не прячась за барьером психологической защиты.

Пусть самоактуализации совсем непрост, но протекает этот процесс по-разному – у кого-то он кажется естественным и легким, словно человек движется вперед и вверх, не испытывая при этом проблем. А для кого-то самоактуализация связана с серьезными внутриличностными проблемами и социальными конфликтами.

Виды самоактуализации

Самоактуализация – не только сложный, но и очень индивидуальный процесс. Можно сказать: сколько людей, столько и ее вариантов, ведь это раскрытие личностного потенциала. Однако и общие моменты в процессе самоактуализации тоже есть, они и позволяют выделить несколько ее видов.

Поверхностная и глубокая

Поверхностная более распространена и предполагает актуализацию самых разных качеств личности без их критического анализа и оценки. Это свободное самовыражение, при котором могут быть реализованы не всегда лучшие и социально приемлемые «таланты» индивида. Ведь каждый человек – это сложный сплав хорошего и плохого, положительных и отрицательных свойств. Вот поверхностная самоактуализация не касается осмысления их социальной значимости. Простыми словами: что развилось, то и развилось.

Глубокая, напротив, является результатом самоанализа и оценки своего потенциала не только по уровню, но и по социальной значимости. Глубокая самоактуализация – это всегда рост, прогрессивное, поступательное развитие с выявлением и раскрытием всего самого лучшего в человеке, тех качеств, которые обеспечивают эффективность и продуктивность его развития и взаимодействия с обществом.

Гармоничная и проблемная

Хорошо, если процесс социализации не только активно осуществляется самой личностью, но и поддерживается социумом. И совсем прекрасно, если человек еще в ранней юности определился со сферой реализации своих талантов и способностей. Он четко знает, чего хочет, и идет к поставленной цели напрямик, радуясь каждому своему успеху, а неудачи воспринимая как полезный опыт.

Но к сожалению, такая гармоничная самоактуализация бывает не у всех. Нередко человек мечется в поиске самого себя, пути реализации своего личностного потенциала. И терпит неудачи, потому что не может отыскать правильный путь и разочаровывается в своих возможностях и в своей пользе для общества. Все это может стать источником серьезных психических проблем, да и с обществом такая мятущаяся личность бывает не в ладах. Творчество этого человека обществом часто не принимается, а надежда на успех не оправдывается.

Возможно, индивид выбрал не тот путь, не ту сферу деятельности, или его психика не способна справиться с заданной им нагрузкой. Нельзя идти к успеху, прыгая через три ступеньки – так легче всего споткнуться и упасть.

Активная и осторожная

Эти два типа были описаны разными лидерами гуманистической психологии. Активную описал и поддерживал А. Маслоу, а К. Роджер считал, что наиболее приемлемая – осторожная.

В чем их отличие? В активной или энергичной самоактуализации человек идет вперед, стремительно преодолевая трудности. Он хочет максимально быстро добиться реализации своего потенциала и успеха. О таких людях русские говорят, что у них в руках все спорится или что у них на ходу подметки горят. И действительно, этот человек способен не только гореть, но и зажигать своей энергией и энтузиазмом других.

А вот К. Роджер считал, что для личности гораздо полезнее постепенная, вдумчивая работа над собой, накопление внутреннего потенциала, ресурсов для скачка вперед. Такой человек, возможно, движется медленнее, но он совершает меньше ошибок, и в итоге на пути к успеху часто опережает слишком горячих и энергичных.

Наверное, если поставить целью создание классификации видов самоактуализации, то можно было бы выделить еще множество их. Но в психологии пока этой цели никто не поставил.

Определение

Ввел в обиход понятие «самоактуализация» Абрахам Маслоу. Это американский психолог, создатель гуманистического направления в психологии, автор книги «Мотивация и личность».

Давал разные определения самоактуализации:

  1. В ранних работах термин определялся как стремление человека двигаться ввысь. Это непрекращающаяся реализация собственного потенциала, свершение своей судьбы. Он вкладывал в это понятие неустанное стремление к достижению гармонии души и тела. В данном контексте самоактуализация – процесс роста.
  2. В более поздних тренингах термин описан как результат роста. Маслоу говорит о том, что самоактуализация – это полное использование собственных возможностей и талантов, здоровье личности.

Персонализация – это часть самореализации. Определяется как потребность быть личностью.

Какая она – самоактуализирующаяся личность?

Подводя итоги, давайте разберемся, кого можно назвать самоактулизирующейся личностью? Ну и, возможно, примерим на себя этот образ. Вы точно являетесь таким человеком, если вы:

  • открыты миру и позитивно настроены по отношению к нему;
  • принимаете реальность и себя как часть этой реальности, не противопоставляя собственную личность другим, не пробуждая в себе злобы, ненависти, зависти, неприятия;
  • принимаете окружающих людей такими, какие они есть, не пытаетесь их подогнать под собственные «мерки»; уважаете любого человека вне зависимости от его религии, национальности, социального статуса и точно знаете, что красота мира в его разнообразии;
  • увлечены своим делом, которое вам не в тягость, а в радость; вы осознанно сделали свой выбор и выполняете работу, потому что она вам по душе, а не только ради денег;
  • четко различаете добро и зло, плохое и хорошее, и не прикрываетесь оправданием, что цель оправдывает средства;
  • у вас есть хорошее чувство юмора и желание улыбаться окружающим людям и жизни;
  • вы принимаете не только радости мира, но и его проблемы и не прячетесь от них, а решаете в соответствии с вашими принципами.

Как видите, ничего необычного и сверхъестественного в качествах самоактуализирующейся личности нет, и этот путь по силам каждому.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]