Читать реферат по психологии: «Память как психический познавательный процесс» Страница 1


Введение

Психология – это наука о психике человека, изучающая закономерности психических явлений.

Все психические явления условно делятся на три группы: психические свойства, психические состояния и психические процессы [2; 3; 5]. Данные группы психических явлений отличаются друг от друга, в первую очередь, своей длительностью и устойчивостью в психической жизни человека. Психические процессы функционируют непосредственно в данный текущий момент времени, психические свойства являются наиболее устойчивыми психологическими характеристиками человека, а психические состояния кратковременны и занимают промежуточное положение между психическими процессами и психическими свойствами.

Все психические процессы, в свою очередь, могут быть разделены на познавательные, эмоциональные и волевые [2; 3]. К познавательным психическим процессам относятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. В их число входят восприятие, память, мышление, внимание и др. Функционирование познавательных психических процессов позволяет человеку получать сведения об окружающем его мире и оперировать ими в своем сознании. Эмоциональные психические процессы связаны с потребностями человека: информация, поступающая от познавательных психических процессов, в зависимости от соответствия или несоответствия его потребностям и желаниям, становится значимой или не значимой для человека, вызывая такие психические процессы, как аффекты, чувства, эмоции и т.п. Они определяют отношение человека к отдельным явлениям окружающей действительности. В условиях необходимости принятия решений, преодоления трудностей выступают волевые психические процессы, связанные с сознательной регуляцией человеком своего поведения.

Данная контрольная работа посвящена изучению одного из познавательных психических процессов человека – изучению памяти.

Тренировка памяти

Тренировка происходит тогда, когда люди даже ее не замечают. Запоминая список продуктов, необходимых в магазине, имена новых знакомых, даты рождения – все это является тренировкой для человека. Но на развитие существуют упражнения более конкретные, они способствует намного лучшему запоминанию, концентрированию на конкретном развитии этих способностей. Если развивается память, то одновременно развиваются и другие психические процессы (мышление, восприятие, внимание).

Существуют на развитие данного процесса упражнения, наиболее распространенные будут кратко описаны ниже.

Развитие памяти у взрослых упражнения бывают самыми разными. Очень популярным упражнением есть таблицы Шульте. Они способствуют развитию периферийного зрения, внимания, наблюдательности, скорочтения и зрительной памяти. Ища последовательно идущее числа, зрение, фиксирует всего несколько ячеек, так запоминается место нужной ячейки и ячеек других чисел.

Упражнение на развитие фотографической памяти по методу Айвазовского. Ее суть в том, чтобы на протяжении пяти минут смотреть на объект. После, закрыть глаза и восстановить образ этого объекта в голове, максимально четко. Также эти образы можно рисовать, это поможет улучшить эффективность упражнения. Его нужно выполнять периодически, чтобы хорошо развивалась визуальная память.

Упражнение игра в спички помогает тренировать зрительную память. Для этого необходимо положить на стол пять спичек, и смотреть на их расположение, потом отвернутся, взять еще пять спичек и попробовать уже на другой поверхности воссоздать расположение спичек, которые запоминались.

Упражнение римская комната способствует развитию способности структурирования сохраненной информации, но с ее помощью также тренируется зрительная память. Необходимо запоминать последовательность предметов, их детали, цвет, формы. В результате запоминается больше информации и тренируется зрительная память.

Для тренировки слуховой памяти также существуют упражнения.

Развитие памяти у взрослых упражнения должны подчиняться определенным правилам. Первое упражнение – это чтение вслух. Когда человек озвучивает запоминаемый материал, он развивает свой словарный запас, улучшает дикцию, интонацию, улучшает умение придавать эмоциональную окраску и яркость своей речи. Также лучше запоминаются аудиальные компоненты прочитанного. Читать нужно легко, не торопится, читать так, как разговариваешь. Есть некоторые правила: четко проговаривать слова, с соответственной расстановкой, выразительно произнеся каждое слова, не «съедать» окончание, произносить текст так, будто это речь дипломата или оратора, выкладывающего собственные мысли по какому-то серьезному вопросу. Если читать не менее десяти или пятнадцати минут каждый день, придерживаясь всех правил, можно уже через месяц заметить результаты в ораторских способностях и слуховой памяти.

Регулярное изучение стихотворений является хорошим и простым способом в тренировке запоминания. Изучая стих, необходимо понять его смысл, выделить приемы, которые использовал автор. Разделить его на смысловые составляющие, выделить главную мысль. Важно выучивая стих все время повторять его, произнеся вслух, применять интонацию, передать настроение автора, таким образом, развивая еще дикцию. Повторять нужно много раз, и со временем количество повторений будет уменьшаться. Во время произношения стиха в уме или вслух, задействуется артикуляционный аппарат. Изучение стихотворения используется для долговременного запоминания абстрактной информации. Такое запоминание происходит, например, в изучении таблицы умножения, или запоминания числа Пи.

Слуховая память развивается благодаря подслушиванию. Находясь среди людей, в транспорте или на улице, на скамейке, нужно сосредотачивать внимание на разговоре других людей между собой, осмысливать информацию, стараться запомнить ее. Потом, придя домой, проговорить услышанные разговоры с соответствующей интонацией и вспомнить выражение лиц людей на момент разговора. Упражняясь так очень часто, человек сможет научиться воспринимать бегло текст на слух, станет намного внимательнее и чувствительнее к интонации и тону.

Эффективным методом является развитие памяти по методикам спецслужб. Это программа тренировок, которые базируются на методиках, применяющих в спецслужбах. Эффективность такой программы проверена разведчиками и контрразведчиками. Этот метод представлен в книге автора Дениса Букина, которая так и называется «Развитие памяти по методикам спецслужб».

В современном мире почти все привыкли к тому, что у них под рукой всегда есть телефон, планшет, органайзер, в котором хранится необходимая информация и которую всегда можно там подсмотреть. Рутинная работа, перегружение процесса запоминания ненужной информацией, неумение эту информацию систематизировать приводит к ослабеванию мнемических процессов. В книге описывается профессия, в которой хорошо развитая память есть залогом успеха, точнее, есть жизненно необходимой – это разведчик. Он не может сохранить на телефоне план операции, карту, у него нет времени на листание блокнота. Вся важная информация должна храниться только в голове, все детали, чтобы в нужный момент их четко воспроизвести. Каждая глава книги описывает каждый этап карьеры разведчика. Каждый этап содержит методики, упражнения и инструкцию к ним.

Понятие памяти в современной психологии

Память – это познавательный психический процесс, благодаря которому сведения об окружающем мире и самом себе, полученные человеком в результате ощущений, восприятия, мышления и т.д., не исчезают из его сознания, а закрепляются, сохраняются и могут быть воспроизведены в дальнейшем. По определению А.В. Петровско­го и М.Г. Ярошевского (1998), «память – процессы орга­низации и сохранения прошлого опыта, делающие воз­можным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания» [4, с.56].

Благодаря памяти осуществляется накопление индивидуального и общественного опыта, обеспечивается целостность человеческой личности. О значении памяти в жизни человека выдающийся деятель отечественной психологической науки С.Л.Рубинштейн писал: «Благодаря этому значительно расширяются возможности отражения действительности – с настоящего оно распространяется и на прошлое. Без памяти мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом. Не было бы ни основанных на про­шлом знаний, ни навыков. Не было бы психической жизни, смыкающейся в един­стве личного сознания, и невозможен был бы факт по существу непрерывного учения, проходящий через всю нашу жизнь и делающий нас тем, что мы есть» [6, с.258]. Таким образом, память связывает прошлое человека с его настоящим и лежит в ос­нове приобретения знаний, умений и навыков и, таким образом, в основе развития и обучения человека.

Память представляет собой сложный познавательный процесс, состоящий из не­скольких частных процессов, связанных друг с другом, – процессов памяти, или мнемических процессов. К мнемическим процессам относят запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание [2; 4].

Запоминание (фиксация) – это мнемический процесс, осуществляющий запечатление, закрепление нового, как правило, путем ассоциирования нового с приобретенным ранее [1; 4; 7]. По степени активности человека в осуществлении этого процесса принято выделять два вида запоминания [3]:

  1. Непреднамеренное (непроизвольное) запоминание – это запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий.
  2. Преднамеренное (произвольное) запоминание – напротив, целенаправленное, сознательное запоминание той или иной информации.

Основой запоминания являются психические ассоциации, отражающие связи между объектами и явлениями. «Существование ассоциаций связано с тем, что предметы и явления действи­тельно запечатлеваются и воспроизводятся не изолированно друг от друга, а в свя­зи друг с другом (по выражению Сеченова, «группами или рядами»). Воспроиз­ведение одних влечет за собой воспроизведение других, что обусловливается реальными объективными связями предметов и явлений. Под их воздействием возникают временные связи в коре мозга, служащие физиологической основой запоминания и воспроизведения» [3, с.249]. Таким образом, физи­ологической основой ассоциаций служит образование условнорефлекторных связей в центральной нервной системе человека.

Различают следующие виды ассоциаций, лежащих в основе запоминания, а также последующего воспроизведения [1; 3; 6]:

  1. Простые ассоциации:
      Ассоциации по смежности, при которых образы восприятия или какие-либо представле­ния вызывают те образы и представления, которые в прошлом переживались одно­временно с ними или непосредственно вслед за ними;
  2. Ассоциации по сходству, при которых образы восприятия или определенные представле­ния вызывают в сознании образы и представления, сходные с ними по каким-либо признакам;
  3. Ассоциации по контрасту, при которых образы восприятия или определенные представ­ления вызывают в сознании образы и представления, в том или ином отношении противоположные им, контрастирующие с ними.
  4. Сложные ассоциации:
      Структурные ассоциации – ассоциации, порождаемые объединением отдельных частей материала в структурное целое посредством его ритмизации (например, рифмы в стихотворениях), установления пространственных отношений (например, симметричного расположения, расположения в виде фигуры) и т.п.
  5. Смысловые ассоциации – ассоциации по смыслу, отражающие внутреннюю логику причинно-следственных и других связей между предметами и явлениями.

Сложные ассоциации играют более важную роль в работе памяти (особенно высших ее форм), чем простые [6]. В процессе запоминания, как правило, воспринимаемая информация включается в широкий смысловой контекст, находит свое место в структуре представлений данного человека об окружающем мире и самом себе. Таким образом, память человека носит преимущественно осмысленный характер: работа памяти тесно связана с мышлением.

Сохранение (ретенция) – это мнемический процесс, заключающийся в удержании запечатленного материала на протяжении более или менее длительного времени в форме, доступной для воспроизведения [1; 7].

Несмотря на кажущуюся простоту сущности процесса сохранения, «это не пассивное хранение материала, не простое его консервирование. Сохранение – это динамический процесс, совершающийся на основе и в условиях определенным образом организованного усвоения, включающий какую-то более или менее выраженную переработку материала, предполагающую участие различных мыслительных операций (обобщения, си­стематизации и т.д.). Этот процесс имеет свою динамику, при разных условиях различную» [6, с.258]. Таким образом, сохранение предполагает не только удержание запоминаемой информации, но и ее мыслительную переработку.

Забывание – это мнемический процесс, противоположный процессу сохранения, – утрата, выпадение, невозможность восстановления в сознании материала, ранее запечатленного в памяти [3; 4; 7]. Забывание может быть полным или частичным.

Как правило, забывается не любая информация, а только та, которая не требуется человеку в процессе его жизнедеятельности: «забывание ока­зывается тем более глубоким, чем реже включается опре­деленный материал в деятельность личности, чем менее значимым становится он для достижения актуальных жизненных целей. Забывание имеет большую биологи­ческую ценность, так как освобождает место в централь­ной нервной системе для образования новых условно-рефлекторных связей» [4, с.56]. В этом проявляется одна из важнейших особенностей памяти – ее избирательный характер, функциональный принцип ее работы [6] – соответствие процессов памяти целям и задачам жизнедеятельности человека.

Воспроизведение – это мнемический процесс, заключающийся в актуализации закрепленного ра­нее материала путем извлечения его из дол­говременной памяти и перевода в оперативную [1; 4; 7]. Воспроизведение того или иного образа, как правило, сопровождается актуализацией эмоционального отношения человека к данному образу [6].

Выделяют следующие разновидности воспроизведения, которые различаются по степени сложности и могут быть рассмотрены как уровни воспроизведения [1; 3; 6]:

  1. Узнавание – опознание, воспроизведение какого-либо образа в условиях повторного восприятия объекта. Узнавание проявляется в осознании человеком того, что воспринимаемый в данный момент предмет или явление уже воспринимались в прошлом. Процессы узнавания различаются уровнем определенности.
  2. Собственно воспроизведение – воссоздание в сознании образов предметов или явлений (в том числе мыслей, переживаний, фантазий и т.д.), вос­принимаемых ранее, но не воспринимаемых в данный момент времени.
  3. Воспоминание – максимально полная реконструкция образов прошлого, локализованных во вре­мени, пространстве, в смысловой взаимосвязи. Способность к воспоминаниям является основой целостности человеческой личности [6].

Воспроизведение информации, так же, как и запоминание, может быть непроизвольным (нецеленаправленным) и произвольным (целенаправленным) [3]. В основе воспроизведения, как и в основе запоминания, как правило, лежат ассоциации. Воспроизведение нередко сопровождается трансформацией, преобразованием в сознании, переосмысливанием вспоминаемой человеком информации [6].

Таким образом, память – это сложный познавательный психический процесс, включающий в себя тесно связанные между собой процессы запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания человеком информации и основанный на простых и сложных ассоциациях, отражающих взаимосвязи между отдельными частями этой информации. Память позволяет человеку использовать в настоящем и будущем информацию, полученную в прошлом, накапливать опыт и обучаться.

Процессы

Память находится в разных отделах головного мозга и напрямую связана с органами чувств. Вся полученная через слух, зрение, осязание информация хранится в памяти.

Деятельность памяти ограничивается четырьмя процессами:

  • запоминание – главный процесс, при котором полученная информация удерживается в памяти;
  • хранение – долгосрочный процесс удерживания информации;
  • воспроизведение – произвольная или непроизвольная актуализация информации;
  • забывание – процесс стирания «лишней», утратившей значение информации.


Рис. 1. Центры памяти.

Виды памяти

В современной психологии существует несколько различных классификаций видов памяти, основанных на различных критериях. Рассмотрим подробно эти классификации.

По содержанию запоминаемой информации различают следующие виды памяти [3; 4; 7]:

  1. Образная (наглядно-образная) память – это запоминание, сохранение и воспроизведение информации, поступающей от органов чувств. Ее разновидностями являются зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная и вкусовая память. Как правило, ведущую роль в процессе жизнедеятельности и профессиональной деятельности человека играют зрительная и слуховая память.
  2. Эмоциональная память – это память на пережитые чувства, на эмоции радости, грусти, гнева, страха и т.д. Эмоциональная память играет большую роль в саморегуляции поведения человека: «Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают как сигналы либо побуждающие к действию, либо удерживающие от действий, вызывавших в прошлом отрицательные переживания. Эмоциональная память отличает­ся значительной прочностью следов» [7, с.285]. Эмоциональная память так же лежит в основе способности человека сопереживать, сочувствовать другим людям.
  3. Двигательная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Значение этого вида памяти состоит в том, что она служит основой для формирования практических и трудовых навыков, а также навыков ходьбы, письма и т.д.
  4. Вербальная (словесно-логическая) память – это память на мысли и их словесное выражение. Данный вид памяти у человека играет ведущую роль и занимает основное место среди других видов памяти.

Наивысшим уровнем развития образной памяти является так называемая эйдетическая память: «при развитой эйдетической памяти человек «видит» от­сутствующий предмет до мельчайших подробностей. Эйдетические образы … возникают при отсутствии предмета, но характеризуются детализированной наглядностью» [4, с.57].

По критерию длительности хранения информации в памяти различают следующие ее виды [1; 2; 3; 5; 7]:

  1. Кратковременная (первичная) память – отличается непродолжительностью сохранения и, как правило, функционирует в условиях одноразового и кратковременного восприятия информации.
  2. Долговременная (вторичная) память – характеризуется длительностью сохранения и, как правило, действует при многократном повторении информации. Время хранения информации в долговременной памяти теоретически не ограничено. Долговременная память «связана с осуществлением отбора, запечатления, сохранения и возможностью произвольного вос­произведения в будущем некоторой информации, поступа­ющей вначале в краткосрочную память, являющуюся как бы этапом формирования долговременной. Из кратковремен­ной памяти в долговременную переводится: информация, ко­торая осознается субъектом как важная и полезная для него; очень яркие впечатления; впечатления, на которых внимание субъекта фиксировано длительно и непрерывно; последова­тельно повторяющиеся события, явления, факты. Долговре­менная память отличается устойчивостью, инертностью и не всегда доступна сознанию» [1, с.71].
  3. Оперативная память – функционирует в текущий момент психической деятельности и занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной, т.к. содержит информацию, извлеченную как из долговременной, так и из кратковременной памяти. Оперативная память предназначена для сопровождения деятельности или другого вида активности, осуществляемой человеком.

В зависимости от наличия либо отсутствия цели запоминания информации различают произвольный и непроизвольный виды памяти. Если цель запомнить информацию присутствует, то такая память называется произвольной и предполагает применение волевых усилий для запоминания информации; если цель отсутствует и информация запоминается «сама собой», то память называется непроизвольной. Большая часть жизненного опыта человека формируется на основе непроизвольной памяти [2; 3; 7].

По способу запоминания информации память разделяется на механическую и логическую [2; 3; 6]. Механическая память реализуется автоматически на основе ассоциаций по смежности и стереотипного повторения информации, ее характеристиками являются шаблонность и – в норме – точность в воспроизведении. Логическая память основана на предварительном осмыслении запоминаемого материала и является более эффективной, чем механическая.

Все перечисленные виды памяти функционируют в тесной взаимосвязи друг с другом.

Различные виды памяти у разных людей развиты неодинаково. «Есть люди, которые, напри­мер, с трудом запоминают, но зато неплохо воспроизводят и довольно долго хранят в памяти запомненный ими материал. Это индивиды с развитой долговременной памятью. Есть такие люди, которые, напротив, быстро запоминают, но зато и быст­ро забывают то, что когда-то запомнили. У них более сильны кратковременный и оперативный виды памяти [5, с.219]. Поэтому в каждом индивидуальном случае нельзя сказать, «хорошая» память у человека или «плохая»: один вид памяти у данного человека может быть развит в высокой степени, другой – в низкой степени и т.д.

В зависимости от того, какой из видов памяти у данного человека развит в наибольшей степени, определяют индивидуальный тип памяти человека, который может быть определен по четырем перечисленным критериям, соответствующим основаниям для классификации видов памяти. По критерию содержания запоминаемой информации наиболее часто встречаются смешанные типы памяти: зрительно-двигательный, двигательно-слуховой, зрительно-слуховой и т.п. У большинства людей господствующим является зрительный тип запоми­нания предметов и словесно-двигательный тип запоминания словесного ма­териала [6].

Память в психологии

Память в психологии — это определение возможностей человека запоминать, сохранять, воспроизводить и забывать информацию собственного опыта. Это свойство помогает человеку перемещаться в пространстве и времени. Существуют разные психологические теории, в которых есть собственный взгляд на данное понятие.

В ассоциативной теории ключевым понятием есть ассоциация. В памяти она осуществляет соединение частей воспринятого материала. Когда человек что-то воспоминает, он начинает искать связь между этими материалами и теми, которые нужно воспроизвести. Образование ассоциаций имеет закономерности: схожесть, смежность и контраст. Схожесть проявляется в том, что материал, который запоминается, потом воспроизводится через связь со сходным материалом. Смежность происходит, когда поступающий материал запоминается в связи с предыдущим материалом. Контраст выражается в том, что материал, который должен запомниться отличается от того, который сохраняется.

Согласно бихевиорестической теории, запоминанию материала способствуют специальные упражнения. Такие упражнения помогают лучше и быстрее фиксировать внимание на предметах, эпизодах. На качественное запоминание имеют влияние несколько факторов: возраст, индивидуальные характеристики, интервал между упражнениями, объем материала и другие.

В когнитивной теории данный процесс характеризуется, как некоторая совокупность блоков и процессов трансформации информационного материала. Одними блоками обеспечивается распознавание выразительных черт материала, другими создается когнитивная ориентировочная карта информации, с помощью третьих удерживается информация, четвертый блок преобразовывает материал в конкретную форму.

Деятельностная теория рассматривает этот процесс, как активный компонент связи между человеком и миром. Это происходит через процессы анализа, синтеза, группирования, повторения и выделения признаков, с их помощью также создается мнемический образ, своеобразная форма материала, в котором заключается личностное отношение человека. На запоминание также влияют внешние знаки-стимулы, которые позже становятся внутренними и человек, руководствуясь ими, управляет этим процессом.

Эффективность и тренировка памяти

Одним из главных факторов, оказывающих влияние на эффективность функционирования памяти, являются ее индивидуальные особенности, характерные для данного человека. К индивидуальным характеристикам памяти, различающимся у разных людей, относится описанный в предыдущем параграфе тип памяти, а также следующие ее особенности [2; 6; 7]:

  1. Объем кратковременной памяти – число объектов, которые человек может запомнить после их восприятия. Если объем долговременной памяти не ограничен, то объем кратковременной памяти варьирует и в среднем у людей составляет 7±2 (от 5 до 9) объектов [3]. Объем кратковременной памяти характеризует природную память человека и сохраняется, как правило, в течение всей жизни.
  2. Скорость запоминания – измеряется количеством времени, необходимого данному индивиду для запоминания информации.
  3. Прочность (длительность) хранения информации – определяется как величина, обратно пропорциональная скорости забывания информации.
  4. Точность воспроизведения – степень совпадения результатов воспроизведения и объектов запоминания, другими словами, правильность и полнота воспроизведения информации.
  5. Готовность, или быстрота воспроизведения – умение человека своевременно вспомнить требуемое.

Перечисленные индивидуальные особенности памяти подвержены влиянию как биологических (по большей части врожденных, связанных с характеристиками нервной системы организма), так и социальных (приобретенных, связанных с особенностями воспитания, обучения человека и т.п.) факторов. Благодаря своей подверженности влиянию социальных факторов память относится к числу тренируемых свойств и у каждого человека может быть развита до определенных пределов.

Главное средство тренировки и улучшения памяти – «формирование специальных мнемических действий, в результате освоения ко­торых человек оказывается способным лучше запомнить предлагаемый ему материал за счет особой, сознательной организа­ции самого процесса его познания с целью запоминания» [5, с.254].

В процессе сознательной организации работы памяти необходимо учитывать не зависящие от индивидуальных особенностей условия эффективности работы памяти, которые можно разделить на условия эффективности запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

К факторам, влияющим на эффективность запоминания информации, относятся:

  1. Отношение человека к воспринимаемой и подлежащей запоминанию информации: чем выше уровень интереса человека к воспринимаемому материалу, чем выше степень его эмоциональной значимости для человека, тем эффективнее запоминается данная информация [3; 5; 6]. Другими словами, чем в большей мере задействована эмоциональная память, тем эффективнее процесс запоминания.
  2. Наличие установки на длительное запоминание информации, т.е. наличие поставленной человеком перед собой задачи сохранить в памяти воспринимаемый материал [2; 3; 6; 7].
  3. Степень сосредоточения внимания человека на воспринимаемой информации и отдельных ее частях: чем более длительным и устойчивым является сосредоточение внимания человека на воспринимаемом материале, тем лучше запоминается этот материал [5].
  4. Степень осмысления запоминаемой информации: чем выше уровень понимания человеком воспринимаемого материала, а также структурирования данного материала, осознания взаимосвязей между его частями (а также взаимосвязи между новой запоминаемой информацией и информацией, уже известной человеку), тем выше степень эффективности запоминания [2; 5; 6]. Другими словами, чем в большей мере задействована логическая память, тем эффективнее процесс запоминания. На существовании данной закономерности основаны специальные приемы запоминания информации: например, в процессе запоминания текста рекомендуется выделить в нем главные мысли и сгруппировать их в виде плана [2; 3].
  5. Степень задействования речи в процессе запоминания: то, что при восприятии было названо, описано словом, запоминается более эффективно [3; 5].
  6. Включение запоминаемого в процесс деятельности человека: «действия запоминаются лучше, чем мысли, а среди действий, в свою очередь, прочнее запо­минаются те, которые связаны с преодолением препятствий» [3, с.253]. Кроме того, лучше запоминаются незавершенные действия [2; 3].
  7. Число видов памяти, участвующих в процессе запоминания: запоминание тем эффективнее и полнее, чем больше видов памяти активизировано в этом процессе [2]. Так, например, в процессе запоминания текста рекомендуется не только прочитать его, но и записать, проговорить вслух, представить в своем воображении зрительные образы, соответствующие смыслу текста, совершить какие-либо действия, связанные с запоминаемой информацией, и т.п. [2; 3; 5].
  8. Число «лишних» ассоциаций, препятствующих процессу запоминания, таких как ассоциации по смежности и сходству, не связанные с сущностью запоминаемого материала (смешение запоминаемой информации с уже имеющейся и т.п.) [5]. С этим связано явление ретроактивного торможения – отрицательного влияния деятельности, хронологически следующей за запоминанием. Ретроактивное торможение выражено заметнее, если запоминание в процессе деятельности следует без перерыва или последующая деятельность сходна с предыдущей, а также если последующая деятельность труднее предшествующей деятельности [3]. С ретроактивным торможением, в свою очередь, связан так называемый эффект края [2], заключающийся в том, что лучше запоминаются начальные и конечные части информации, а «середина» запоминается хуже.

Основными условиями эффективности сохранения информации в памяти человека являются:

  1. Степень эффективности предшествующего процесса запоминания информации [3]: чем выше эффективность запоминания, тем выше эффективность сохранения информации в памяти.
  2. Повторение запомненного материала [3; 5; 6]: чем более многократным является повторение, тем выше эффективность сохранения информации. При этом наибольшую эффективность дает активное повторение материала, когда, например, «пе­ред заучивающим ставят разные задачи: придумать примеры, ответить на вопро­сы, начертить схему, составить таблицу, изготовить наглядное пособие и т.д.» [3, с.268].
  3. Применение запомненного на практике, включение содержания памяти в процесс деятельности человека [6; 7].

К факторам, определяющим эффективность воспроизведения информации, извлечения того или иного материала из памяти человека, относятся:

  1. Степень эффективности предшествующих процессов запоминания и сохранения информации [3]: чем выше эффективность запоминания и сохранения, тем выше эффективность воспроизведения информации.
  2. Сходство внешних и внутренних условий, в которых осуществлялось запоминание данного материала, с условиями воспроизведения [5].

Кроме того, существуют общие условия эффективности работы памяти, такие как функциональное состояние организма и психическое состояние человека. В состоянии утомления работа памяти ухудшается, причем затрудняются и процесс запоминания, и процесс воспроизведения информации. Память снижается также при различных соматических заболеваниях, оказывающих неблагоприятное воздействие на работу нервной системы, являющейся основой работы памяти [3].

Таким образом, память человека тесно связана с другими его психическими процессами, все психические процессы действуют совместно и оказывают большое влияние друг на друга. Память поддается тренировке и может быть развита у каждого человека путем сознательной организации ее функционирования в связи с другими психическими процессами – вниманием, мышлением и т.д.

Другие характеристики мыслительного процесса

Специфичные принципы запоминания связаны с особенностями личности. Даже люди с превосходной памятью фиксируют в уме не все, а с короткой памятью не забывают много информации.

Индивидуальные особенности

Период хранения сведений в долговременной стадии сравнивается с продолжительностью жизни организма. Человек, заинтересованный в получении новых знаний или действиях запоминает события надолго. Память является частью обучения, прогнозирования и сознания личности.

Человек обладает отличной памятью, если моментально запоминает материал, информация надолго фиксируется и не забывается, а затем точно воспроизводится.

Оптимальным является быстрое запоминание с неспешным забыванием, медленное усвоение информации со скоротечным забыванием. Например, у артистов или других людей творческой профессии хорошо выработана эмоциональная, у музыкантов — слуховая, у художников — визуальная, у философов — словесно-логическая память.

Развитие запоминающей функции мозга зависит от профессиональной деятельности личности, так как в работе психика проявляется и формируется. Некоторые граждане, чтобы запомнить информацию, нуждаются в зрительном, слуховом или речевом восприятии.

Тип памяти представляет персональную особенность каждого человека. Принадлежность к типу определяется практикой заучивания — тем, что приходится запоминать данному лицу и как он приучается это делать. Память можно развивать, воспитывать и тренировать специальными упражнениями.

На положительные результаты от применения психофармакологических медикаментов, активизирующих мозговую активность, можно рассчитывать у людей с устойчивой, уравновешенной психикой, а также инертных, малоинициативных, не уверенных в себе лиц.

Формированию положительных свойств памяти содействует рационализация интеллектуальной и практической работы граждан: порядок на рабочем месте, планирование, самоконтроль, применение разумных способов запоминания, критическое отношение к личной деятельности, умение отказаться от неэффективных приемов работы.

Защитой мозга от лишней информации объясняется явление гипнопедии — обучение во сне. В состоянии сна отдельные механизмы, защищающие мозг от излишней информации, отключаются, поэтому запоминание осуществляется быстрее.

Список литературы

  1. Бухановский А.О., Кутявин Ю.А., Литвак М.Е. Общая психопатология: Пособие для врачей. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д.: Изд-во ЛРНЦ «Феникс», 2000. – 416 с.
  2. Клиническая психология: Учебник. 3-е изд. / Под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб: Питер, 2007. – 960 с. (Серия «Национальная медицинская библиотека»).
  3. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2002. – 592 с. – (Серия «Учебник нового века»).
  4. Медицинская психология: новейший справочник практического психолога / сост. С.Л.Соловьева. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2006. – 575 с.
  5. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 688 с.
  6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер Ком, 1999. – 720 с. – (Серия «Мастера психологии»).
  7. Шапарь В.Б., Тимченко А.В., Швыдченко В.Н. Практическая психология. Инструментарий. – Ростов н/Д: издательство «Феникс», 2002. – 688 с.

Познавательный психический процесс память и его значение в жизни человека

Предмет:Психология
Тип работы:Реферат
Язык:Русский
Дата добавления:15.04.2019
  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

По этой ссылке вы сможете найти рефераты по психологии на любые темы и посмотреть как они написаны:

Много готовых тем для рефератов по психологии

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

Психология стресса
Конфликты и способы их предупреждения и разрешения
Память, её виды и сущность
Социал-Дарвинизм

Введение:

Изучение памяти началось много веков назад, когда люди начали предполагать, что они могут запоминать и хранить информацию, несмотря на ее расплывчатость. В то же время память всегда связана с процессом обучения,и попытки объяснить память всегда совпадают с методами хранения информации, известными в этот исторический период.

Память — это форма ментального отражения, которая позволяет вам исправлять, хранить и затем воспроизводить прошлый опыт, повторно использовать его в деятельности или возвращать его в сферу. Память — это развитие и обучение, которое лежит в основе важнейших когнитивных функций, связывающих прошлое субъекта, его настоящее и будущее. Без него невозможно понять основы формирования мыслей, сознания, действий подсознания.

  • Поэтому, чтобы лучше понять человека, необходимо знать о нашей памяти как можно больше. Значение памяти в жизни человека очень велико. То, что мы знаем и можем делать, является результатом способности мозга запоминать и запоминать образы, мысли, эмоции, движения и их системы. Память создает, сохраняет и обогащает наши знания, умения и навыки.

Человек наиболее прочно запоминает для своей деятельности те факты, события и явления, которые для него особенно важны. Наоборот, все, что не важно для человека, запоминается гораздо хуже и быстро забывается. Стабильный заработок, характеризующий человека, очень важен при запоминании. Именно эти устойчивые интересы, а также окружающая жизнь будут вспоминаться так, как будто они не связаны.

Общие сведения о памяти

Память — это форма ментального отражения, которая позволяет нам исправлять, хранить и затем воспроизводить прошлый опыт, повторно использовать его в деятельности или возвращать в сферу сознания. Память — это развитие и обучение, которое лежит в основе важнейших когнитивных функций, связывающих прошлое субъекта, его настоящее и будущее.

Память — это основа умственной деятельности. Без него невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. Поэтому, чтобы лучше понять человека, необходимо знать о нашей памяти как можно больше.

Образ объекта или процесса реальности, которая ранее воспринималась, но теперь мысленно воссоздается, называется выражением. Доля в памяти Билла времени. Память представляет собой более или менее точное воспроизведение предметов и явлений, которые когда-то воздействовали на наши органы чувств.

Выражение воображения — это выражение предметов и явлений, которые никогда не воспринимаются нами в таких сочетаниях или в таких формах. Такие выражения являются продуктом нашего воображения. Выражение воображения также основано на прошлых восприятиях, но последние служат только материалом для создания новых выражений и образов с помощью воображения.

Выражения могут быть визуальными, слуховыми, обонятельными, вкусовыми, тактильными. Выражение памяти, в отличие от образа восприятия, конечно, более бледное, менее устойчивое и менее детализированное, но оно образует важный элемент фиксированного прошлого опыта память — это отражение опыта человека путем запоминания, запоминания и воспроизведения.

На память сильно влияет эмоциональное отношение человека к тому, что хранится. Она вызывает яркую эмоциональную реакцию у человека, оставляет глубокий след в сердце, крепко и прочно запоминается. Продуктивность памяти во многом зависит от волевой природы человека. Таким образом, память ассоциируется с чертами личности.

Человек сознательно регулирует процессы своей памяти, управляет ими исходя из тех целей и задач, которые он ставит перед своей деятельностью. Память уже вовлечена в акт восприятия, потому что восприятие невозможно без узнавания. Но память также функционирует как самостоятельный психический процесс, независимый от восприятия, когда она воспроизводится в отсутствие объекта.

Тип памяти

Традиционно первые психологи, изучавшие память экспериментально, выделяют шесть типов памяти.

Мотор запоминает, сохраняет и воспроизводит различные движения. Двигательная память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков, а также таких навыков, как ходьба, письмо.

Метафорический объект, сферой которого является память чувственных образов предметов, явлений и их свойств (в зависимости от типа анализатора, воспринимающего информацию, метафорическая память). При описании образных воспоминаний необходимо иметь в виду все особенности, характерные для выражения, и, прежде всего, их бледность, хрупкость и неустойчивость. При этом глубокая, что позволяет этим различиям значительно приблизиться.

Языковая логика (форма специфической для человека памяти), связанная с запоминанием, распознаванием и воспроизведением мыслей, понятий, выводов и т. д. этот тип памяти непосредственно связан с обучением.Особенность этого типа памяти состоит в том, что мысли не существуют без языка, поэтому их память не является логической, она называется вербально-логической.

Запоминается, воспроизводится только смысл этого материала, и точное сохранение исходного выражения не требуется.

Смысл не только запоминается, но и буквальная вербальная таблица мыслей, развитие обоих типов вербальной и логической памяти не идет параллельно друг другу. Эмоциональные, ответственные за запоминание и воспроизведение чувственных восприятий вместе с объектом, который их вызывает.

Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются потребности и интересы, и наши отношения с миром становятся полноценными. Поэтому эмоциональная память очень важна в жизни и деятельности каждого человека.

Бессознательно она характеризуется тем, что человек запоминает и воспроизводит образ, не ставя перед собой цели запомнить и воспроизвести его. Любой (целенаправленный), осмысленный, использующий определенную технику, придумал конкретную цель и задачу для усвоения и воспроизведения материала.

Существуют и другие классификации типов памяти:

Прямая она сохраняется в течение 0,25 секунды. Допускает взаимосвязь последующих временных интервалов. Операция это раздел памяти, который в данный момент выполняется. Он характеризуется тем, что время обработки информации может достигать 20 секунд. Этот объем памяти намного меньше, чем прямая память.

Поддерживающая. Он хранит и регулярно использует образы внешних явлений и предметов, которые нужны человеку в течение длительного времени. Генетика — это все, что накопили наши предшественники. Наследственная-память о ближайших родственниках. ДП с сознательным доступом (то есть человек может добровольно запомнить необходимую информацию). ДП закрыт (человек находится в естественном состоянии, когда гипноз активизирует часть мозга).

Основные процессы и механизмы обработки памяти

Память, как и любой другой когнитивный мыслительный процесс, имеет определенные особенности. Основными характеристиками памяти являются: объем захвата, скорость, точность воспроизведения, длительность работы памяти, а также подготовка к использованию хранимой информации.

Память память — это важнейшее и незаменимое свойство памяти, характеризующее способность хранить и хранить информацию.Скорость воспроизведения характеризует способность человека использовать имеющуюся у него информацию в реальной деятельности. Верность отражает способность человека точно сохранять, а главное — точно воспроизводить ту информацию, которая записана в его памяти.

Период сохранения отражает способность человека сохранять необходимую информацию в определенное время. Память — это процесс захвата и хранения воспринимаемой информации. По степени активности этого процесса принято различать два типа непреднамеренной или непроизвольной памяти и намеренной или произвольной памяти.

Непреднамеренная память — это память, которая не имеет заранее определенной цели, без использования преднамеренных методов усилия и знаков.

Случайная память — это особая, сложная психическая деятельность, которая подчинена задаче памяти.

По другому критерию, характеру связи (ассоциации), лежащей в основе памяти,—память делится на механическую и семантическую. Механическая память запоминается без осознания логических связей между различными частями воспринимаемого материала. Основой механической памяти является ассоциация по смежности.

Содержательная память основана на понимании внутренней логической связи между отдельными частями материала. Наиболее важным способом достижения осмысленной памяти материала и высокой интенсивности его сохранения является метод повторения.

Консервация — это активная обработка, систематизация, обобщение материала и процесс его усвоения. Сохранение того, что изучено, зависит от глубины понимания. Материал, который означает хорошо, лучше запоминается. Экономия также зависит от личных настроек.

Материал, который важен для человека, не будет забыт. Забвение происходит неравномерно: сразу после запоминания забвение становится сильнее, оно замедляется. Вот почему повторение не должно откладываться, и оно должно повторяться до тех пор, пока материал не будет забыт сразу после обучения.

Воспроизведение и узнавание — это процесс восстановления того, что было воспринято ранее. Разница между ними состоит в том, что когда объект встречается снова, то узнавание происходит, когда он воспринимается снова, а воспроизведение происходит, когда объект не существует. Непроизвольное-это непреднамеренное воспроизведение, целью которого является не запоминание, когда образ всплывает сам по себе, а в большинстве случаев по ассоциации.

Случайное воспроизведение — это сознательный процесс восстановления прошлых мыслей, чувств, стремлений и действий в уме. Иногда случайное воспроизведение легко, иногда оно требует усилий. Сознательное воспроизведение, преодолевающее определенные трудности и требующее волевых усилий, называется памятью.

Качество памяти наиболее четко определяется во время воспроизведения. Это результат как запоминания, так и сохранения. Судить о нашей памяти и сохранности можно только воспроизводя.

Игровая форма:

  • Распознавание — это проявление памяти, возникающее при повторном распознавании объекта;
  • Память осуществляется при отсутствии восприятия объектов;
  • Напомним, что наиболее активная форма воспроизведения, во многом зависит от ясности поставленной задачи, степени логической упорядоченности информации, хранящейся в ДП;
  • Воспоминание-ранее воспринимаемое, казалось бы забытое;
  • Эйдетизм-это зрительная память, которая сохраняет яркий образ со всеми деталями воспринимаемого образа в течение длительного времени.

Забвение-естественный процесс. Многое из того, что фиксируется в памяти, со временем в какой-то степени забывается. И надо бороться с забывчивостью, потому что часто забывается то, что нужно, важно и полезно. Первое, что забывается, — это прекращение того, что не применяется, что не повторяется, что не представляет интереса и что необходимо для человека. Детали забываются быстрее, общие утверждения и выводы обычно хранятся в памяти дольше.

Забвение проявляется в двух основных формах:

  • неспособность запоминать или учиться;
  • неправильное воспоминание или узнавание.

Между полным воспроизведением и полным забвением существует разная степень воспроизведения и признания. Принято, что выделение связного уровня:

  • игра памяти;
  • идентификация памяти;
  • способствовать развитию памяти.

Забывчивость неравномерна во времени. Наибольшая потеря материала происходит сразу после его восприятия, а позднее забвение происходит медленнее. Забвение может быть полным или частичным, длительным или временным.

При полном забвении фиксированный материал не только не воспроизводится, но и не распознается. Частичное забывание материала происходит тогда, когда человек не воспроизводит его со всеми или ошибками, а только усваивает, а воспроизвести не может.

Длительное (полное или частичное) забывание характеризуется тем, что человек долгое время не может воспроизвести и запомнить что-либо. Часто забвение носит временный характер, и человек не может воспроизвести нужный материал в данный момент, но через некоторое время он его воспроизводит.

Это вызвано различными факторами, которые можно забыть. Первый и самый очевидный из них — это время. Не требуется много времени, чтобы забыть примерно половину механически заученного материала.

Чтобы уменьшить забывчивость, вам нужно:

  1. понимание и понимание информации;
  2. повторение информации.

Особенности памяти и её совершенствование

Индивидуальные особенности памяти

Во-первых, индивидуальные свойства памяти связаны с личностными чертами. Люди с хорошей памятью даже не помнят веса, а люди с плохой памятью не забывают всего. Это происходит потому, что память избирательна. Вещи, соответствующие интересам и потребностям человека, запоминаются быстро и прочно. Во-вторых, отмечаются индивидуальные различия в качестве памяти. В зависимости от того, как развивались индивидуальные процессы памяти, можно охарактеризовать память человека. Мы говорим, что у человека другая и хорошая память:

  1. скорость запоминания;
  2. прочность сохранения;
  3. точность воспроизведения;
  4. подготовка так называемой памяти.

Но помните, что вы можете сделать что-нибудь плохое. Качество индивидуальной памяти может быть объединено различными способами:

  • Лучше всего сочетать медленное забывание с быстрым запоминанием.
  • Медленное запоминание сочетается с медленным забыванием.
  • Быстрое запоминание сочетается с быстрым забыванием.
  • Минимальная продуктивность характеризуется памятью, характеризующейся медленным запоминанием и быстрым забыванием.

Типологические особенности памяти

Основное формирование одного из видов памяти связано с особенностями человеческой деятельности и индивидуальными особенностями. Так, у художника хорошо развита эмоциональная память, у композитора — слуховая, у художника — зрительная, у философа — устная и логическая.

Преобладающее развитие метафорической или языковой памяти обусловлено соотношением первой и второй сигнальных систем и имеет более высокую типологическую особенность нервной деятельности. Художественный тип характеризуется преимущественным развитием образной памяти, психический тип-преобладанием вербальной памяти. Развитие памяти зависит не только от активности психики, но и от профессиональной деятельности человека, так как она формируется: композитор или пианист максимизирует мелодию.

Тип памяти определяет, как человек запоминает материал визуально, на слух или использует движение. Чтобы запомнить, некоторым людям нужно визуально распознать то, что они помнят. Это люди так называемого зрительного типа памяти. Другим для запоминания требуется слуховой образ. Эта категория людей обладает слуховым типом памяти.

Кроме того, чтобы помнить, есть люди, которым необходимо движение, особенно речь. Это люди с моторной памятью. Необходимо обратить внимание на то, какие типы памяти и типы памяти необходимо различать. Вы пытаетесь определить тип памяти. И потому каждый помнит все: движения, образы, чувства, мысли и разные виды памяти присущи всем людям, и то, что составляет индивидуальную особенность.

Поэтому тип памяти является индивидуальной характеристикой данного человека. У всех людей все виды памяти, каждая из которых потребляет определенный тип памяти. Принадлежность к определенному типу зависит в первую очередь от практики запоминания, то есть от того, как вам нужно запомнить этого человека и как вы его запомнили.

Само по себе развитие памяти не осуществляется. Для этого требуется целая система обучения памяти. Воспитанию положительных свойств памяти в значительной степени способствует рационализация умственной и практической деятельности человека:приказы на работе, планы, самоконтроль, некоторые индивидуальные различия в своей деятельности память тесно связана со специальными механизмами, защищающими мозг от ненужной информации. Степени деятельность этих механизмов варьируется от человека к человеку.

Защита мозга от ненужной информации объясняется, в частности, феноменом гипноза. В состоянии сна память работает быстрее, потому что некоторые механизмы, защищающие мозг от избыточной информации, отключены.

Значение памяти для жизни человека

Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенные следы, сохраняются, фиксируются и при необходимости воспроизводятся, если это возможно. Эти процессы называются памятью.

Память — это основа способностей человека, условия для обучения, приобретения знаний, формирования навыков. Без памяти нормальное функционирование личности или общества невозможно. Благодаря своей памяти и ее совершенствованию человек выделился из животного мира и достиг той высоты, на которой находится сейчас. И дальнейший прогресс человечества без постоянного совершенствования этой функции немыслим.

Память можно определить как способность получать, хранить и воспроизводить жизненный опыт. Различные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы действия только отпечатываются, наследуются или приобретаются в ходе индивидуального жизненного опыта.

Постоянное обновление такого опыта, его воспроизведение в нужных условиях, если живой организм не в состоянии приспособиться к событиям быстро меняющейся текущей жизни, и не помнит, что с ним произошло, тело приобретает его, так что не с чем сравнивать его и все живое, что безвозвратно утрачено. он достиг, но достиг высшей ступени развития человека. Ни одно другое существо в мире не обладает такими мнемическими способностями, как он.

Улучшение памяти

Исследователи обнаружили, что в нормальных условиях запоминают 8 знаков после запятой, а не 7 букв, 4-5 цифр, 5 синонимов в алфавитном порядке. Перегрузок почти нет. По мнению специалистов, обычно достаточно запомнить 4 цифры, 5-6 букв, 4 синонима и 6 цифр. Однако по мере увеличения альтернативы объем памяти уменьшается. Например, объем памяти для различных объектов и цветов равен 3,чисел и точек-8-9,букв-6-9, геометрических фигур-3-8 и т. д.

Как правило, существует 2 основных подхода к регулированию процессов памяти путем воздействия на функциональное состояние мозга: химический и физический.

Химические подходы, включая использование фармакологических средств, известны с незапамятных времен. Эти продукты: чай, кофе (кофеин), стрихнин,нивалин, пилокарпин, пенатен, эхимизол, вечный,центрофеноксин, пирацетам, ноотропил, пирамин. Благоприятные результаты от применения психофармакологических препаратов, активизирующих мозговую деятельность, получают не только люди со стабильной и уравновешенной психикой, но и люди, находящиеся в более или менее депрессивном состоянии.

Второй подход к изучению и регулированию процессов памяти-физический. Она заключается в изучении процессов памяти и влияния физических факторов на этапы памяти в целом. Наиболее важным направлением в физическом подходе является электрическая стимуляция структуры мозга. Использование фокусированного ультразвукового эффекта — есть еще одна возможность целенаправленного воздействия на функцию памяти. Мы всегда подготовим»книжку» на мобильный телефон о механизме работы памяти. Их нужно постоянно тренировать, ежедневно выделяя для этого время или хотя бы 20-25 минут.

Основные принципы хранения новой информации

Если связь между событиями установлена, то информация, поступающая в человеческий мозг, запоминается лучше. Таким образом, при обучении памяти устанавливается смысловая связь между двумя явлениями. Предварительное определение того, способствует ли семантическая связь между этими явлениями, событиями или действиями более надежной памяти.

Ассоциативные связи, даже когда смысл совершенно невероятен, запоминаются надолго. Структурные связи также помогают памяти: размещение 683429731 как 683-429-731 облегчает запоминание. Для облегчения запоминания информацию можно разделить на группы A, B, C, D и т. д. Вы можете попробовать его на вкус.

Метод ассоциации. Существует простой способ создать свои собственные упражнения, которые помогут вам запомнить участие ассоциации. Для этого необходимо записать 20 чисел и присвоить их конкретному человеку или объекту, как описано здесь для запоминания логически несвязанного текста.

За этим упражнением следует еще одно аналогичное упражнение, которое повысит мнемонические способности мозга. Этот метод может быть использован для развития феноменальной памяти. Чтобы запомнить лица, нужно внимательно рассмотреть их, обращая внимание на формы и особенности (предметы), которые редко встречаются у других.

Вспомнить имени. Первое условие запоминания имени состоит в том, что оно должно произноситься громко и четко. Чтобы закрепить его в памяти, нужно повторить его один или два раза. Некоторые используют метод ассоциирования имени с визуальным образом человека, которому оно принадлежит, характеристиками эго и т. д.

Общие условия успешного запоминания

Когда материал интересен для автора заметки. Если запоминающий уже обладает большим объемом знаний в той области, к которой относится запоминаемый материал. Когда память настроена на длительность,полноту и интенсивность памяти. Когда материал имеет смысл, он очень ясен и подлежит классификации. Когда материал запоминается до 1000 слов (то есть 3-4 страницы книги нормального размера), его внимательно читают один-два раза в ее смысловых фрагментах, а затем читают 3 страницы.

Если количество таких повторов на 50% превышает количество, необходимое для первого безошибочного воспроизведения. Средняя память позволяет точно воспроизвести 7-9 слов за один раз,12 слов после 17 повторений и 24 слова после 40 повторений. Когда вводится 24-часовая пауза между отдельными повторениями. Процесс обучения прерывается перерывом в 45-60 минут, при делении на отрезки по 10-15 минут.

  • Наш духовный мир разнообразен и многогранен. Благодаря высокому уровню развития нашей психики, мы можем делать многое. В свою очередь, умственное развитие возможно, потому что мы сохраняем приобретенный опыт и знания.

Все, что мы узнаем, все переживания, впечатления или движения, может сохраняться в течение длительного времени, вновь появляться при соответствующих условиях и становиться объектами сознания, согласно нашей памяти, память означает запечатление, сохранение, последующее распознавание и воспроизведение следов прошлого опыта. Благодаря памяти информация может накапливаться без потери прежних знаний и навыков. Память занимает особое место в процессе умственного познания.

Многие исследователи описывают память как «поперечный» процесс, обеспечивающий непрерывность психических процессов и связывающий все когнитивные процессы в единое целое. Сознание того, что объект или явление, воспринимаемое в этот момент, было воспринято в прошлом, называется узнаванием. Мы можем только признать это. Мы можем вызвать в нашем знании образ объекта, который мы не распознаем в данный момент, но ранее распознали его.

Заключение

Этот процесс-процесс воспроизведения образа объекта, который мы ранее воспринимали, но не распознали в данный момент, называется воспроизведением. Он воспроизводит не только объекты, воспринимаемые в прошлом, но и наши мысли, переживания, желания, фантазии и т.д. Необходимым условием для распознавания и воспроизведения является запечатление или запоминание воспринимаемого и последующее сохранение.

Таким образом, память — это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных между собой. Память необходима человеку — она позволяет ему накапливать, хранить, после чего использовать личный опыт, накапливать знания и умения.

Психологическая наука сталкивается со многими сложными задачами, связанными с изучением процессов памяти: как отпечатываются следы, физиология этого процесса, кроме того, есть и другие вопросы, на которые необходимо ответить. Например, как долго могут храниться эти следы, механизм хранения краткосрочных и долгосрочных следов, когда они находятся в скрытом (латентном) состоянии.

Физиологические основы памяти

Запоминание материала, его сохранение и последующее воспроизведение — одно из удивительных свойств нашего мозга. Недаром И. М. Сеченов называл память «едва ли не самым важным чудом животной и особенно человеческой организации».

Возбуждения, идущие в мозг от внешних и внутренних раздражителей, оставляют «следы» в нем, которые могут сохраняться долгие годы, иногда всю жизнь. В коре полушарий как бы проторяются пути для возбуждений, вследствие чего нервные связи в дальнейшем возникают легче и быстрее.

Связи, сохраняются и оживают, если возбуждения повторяются или угасают, если возбуждения не повторяются.

Мгновенная память определяется процессами, происходящими в периферическом отделе анализатора. Информация там хранится очень недолго – от долей до нескольких секунд. Этот процесс лежит в основе деятельности кино и телевидения. Дело в том, что человек в кинотеатре видит не одно непрерывное изображение, а череду неподвижных картинок. Каждое последующее изображение накладывается на память, в результате чего создается иллюзия движения.

В основе кратковременной памяти лежит циклическое вращение импульсов в нейронных цепях. Электрический сигнал, попавший в такую ловушку, может какое-то время циркулировать в ней, пока его не сотрет следующий импульс.

Длительность хранения информации здесь – от нескольких секунд до нескольких минут. Поэтому, получив важную информацию, желательно перенести ее на материальный носитель – бумагу или электронный блокнот, чтобы обезопасить ее от возможной потери. Объем кратковременной памяти – 7 ± 2 единиц информации, причем не имеет значения, что понимается под единицей информации – буква или слово. Если человеку приходится запоминать массу информации, он может укрупнять единицы информации объединять в блоки, расширяя, таким образом, емкость своей памяти.

Большая часть информации из кратковременной памяти стирается, но какое-то ее количество переходит в оперативную память. Переход ее из кратковременной в оперативную называется консолидацией.

Этому процессу способствуют определенные условия: важность информации для субъекта, неоднократное повторение информации, яркость, необычность информации, а также наличие эмоций при этом.

В оперативной памяти информация хранится от нескольких минут до нескольких часов (суток), чаще всего один день – от пробуждения до сна, после чего одна часть ее переходит в долговременную память, а другая – стирается. Срок хранения информации в оперативной памяти связан с задачей, стоящей перед человеком. При этом логическая обработка информации, поступившей за день, происходит во время «медленного» сна, а перевод ее в долговременную память – во время «быстрого» сна.

Долговременная память может хранить информацию как угодно долго — на протяжении всей жизни человека. Этот процесс осуществляется при участии специфических белков памяти и нуклеиновых кислот. В настоящее время имеется гипотеза, что функционирование информации в этом виде памяти связан с изменением структуры нервных клеток и их электрических контактов – синапсов.

В функционировании памяти человека участвуют различные структуры анализаторов и центральной нервной системы. Возникновение сенсорных следов информации происходит в рецепторных системах анализаторов.

Определение памяти

Создание адекватного образа окружающего мира представляет собой сложный многоуровневый процесс, в котором принимают участие познавательные процессы различной сложности. Каждый из этих процессов придает образу свои специфические качества.

Процессы восприятия и ощущения дают нам представление о мире как о пространстве, заполненном отдельными предметами, имеющими форму, объем и определенную фактуру. Ощущения придают этим объектам качественные особенности, такие как цвет, вкус, запах, тяжесть и др. Процессы категоризации уже на уровне восприятия дают нам возможность в считанные доли секунды понять, с предметами какого рода мы сталкиваемся, и отреагировать соответствующим образом. Мышление, обобщая воспринятое, разворачивает панораму нашего жизненного пространства, расширяя его далеко за пределы видимого и переживаемого в данный момент, оно позволяет «видеть» скрытые свойства предметов, понимать суть наблюдаемых событий и таким образом предвидеть их наступление.

Все это было бы невозможно, если бы живые существа не обладали способностью к сохранению: намерений, воспринимаемых впечатлений, результатов их переработки, а также программ действия. Процессом, обеспечивающим построение всестороннего образа мира, связывающим разрозненные впечатления в целостную картину, прошлое с настоящим и будущим, является память . Без процессов памяти не может быть ни предметного чувственного, ни отвлеченного умственного образа окружающего мира. Память – это «цемент», который соединяет все строительные элементы мозаики в единую, полную жизни картину.

Психология, имея свой предмет и объект, наделенный памятью, изучает специфические особенности памяти, т.е. те ее механизмы, формы и виды, которыми обладает человек.

Память – это процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Можно выделить несколько уровней средств хранения информации – физический, биологический, физиологический и психологический.

На физическом уровне информация сохраняется за счет структурных преобразований, осуществляемых с физическими телами – это «внешняя» память человека.

На биологическом уровне с целью сохранения информации происходят преобразования биологических структур, например молекул ДНК, РНК и др.

На физиологическом уровне информация хранится и преобразуется на основе динамичных физиологических процессов, которые отличаются от биологических своим функциональным характером, т.е. включенностью в текущие информационные процессы и относительной кратковременностью.

На собственно психологическом уровне происходят качественные преобразования информации, ее организация и хранение, которые основываются на преобразовании смысловых структур, т.е. значимости и значения для субъекта тех происходящих на предыдущих уровнях изменений, которые ему доступны.

Соответственно этим уровням рассматриваются и механизмы, принимающие участие в процессах памяти человека, из которых, по сути дела, только два входят в компетенцию психологии – физический и собственно психологический.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]