Память, ее основные виды и их характеристика. Теории памяти в психологии

Психический мир людей является многообразным и разносторонним. Высокий уровень развития психики обеспечивает человеку многочисленные возможности, однако психическое развитие не проходило бы без сохранения приобретенного опыта и знания, а это обеспечивается благодаря памяти. Уже на протяжении нескольких веков представители разных наук занимаются исследованиями памяти. Среди них психологи, биологи, медики, генетики, кибернетики и многие другие. Представитель каждой из этих наук имеет свою систему понятий и свои теории памяти, однако все они помогают расширить человеческие знания о ней.

Ассоциативная теория

Наиболее давними являются психологические учения, поскольку медицинские, генетические и биохимические теории и законы памяти появились значительно позже. Одно из первых, которое является актуальным и на сегодняшний день, — ассоциативная концепция. Периодом появления данной теории памяти является 17-й век, а наиболее активное ее развитие пришлось на 18-е и 19-е столетия.

Основывается ассоциативная теория памяти на понятии ассоциации, иными словами – связи между разными феноменами психики. Основоположниками этого учения являются Г. Эббингауз, А. Пильцекер и др. Они рассматривали память как сложную систему ассоциаций, независимо от того, кратковременные они или долговременные, более или менее устойчивые. Представители данной теории памяти подразделяли ассоциации по смежности, контрасту, подобию, пространственной и временной близости.

Ассоциативная теория памяти позволила познать некоторые из ее законов. Психологами, работающими в данном направлении, были установлены особенности изменения количества элементов, которые запоминаются при разном количестве повторений предъявляемого ряда, а также особенности сохранения в памяти элемен­тов запоминаемого ряда зависимо от промежутка времени, прошедшего между запоминанием и воспроизведением. Именно благодаря этому учению в дальнейшем были основаны многие другие основные теории памяти.

Виды ассоциаций

Для нахождения ассоциаций можно выделить несколько способов построения ассоциативных связей между любыми объектами:

  1. Смежность во времени или пространстве: стол и стул, зима и снег;
  2. Сходство (подобие): земля и шар, лампа и груша;
  3. Контраст (противоположность): добро и зло, черное и белое;
  4. Причинно-следственные связи: гром и молния, лампа и свет;
  5. Обобщение: помидор и овощ, собака и животное;
  6. Подчинение: овощ и огурец, животное и кошка;
  7. Соподчинение одному объекту: автомобиль и мотоцикл;
  8. Часть и целое: секунды и минута, автомобиль и двигатель;
  9. Дополнение: зубная паста и зубная щетка.

В зависимости от применения этих способов, а также от различных модификаций и условий их использования, можно найти разные виды ассоциаций. Например, ассоциации бывают:

  • тематические, в которых объекты связаны единой тематикой (маркетинг и реклама);
  • фонетические, в которых есть созвучие между объектами (ложь и рожь, ночь и дочь);
  • словообразовательные, основанные на единстве корня или других частей слова (лень и лениться).

Стоит отметить, что ассоциативные процессы, происходящие в нашем сознании, зависят от степени участия в них разных чувственных органов. Так выделяют визуальные, аудиальные, кинестетические, вкусовые и обонятельные ассоциации. В зависимости от предрасположенности человека, особенностей его чувственной репрезентативной системы ему будет полезно строить ассоциации, подходящие именно для него.

Кто-то обладает моторной памятью, как Наполеон (который трижды записывал каждое новое имя, выбрасывал записку и запоминал это имя навсегда). Кто-то, в силу своей развитой аудиальной памяти, предпочитает произносить информацию вслух. Основой памяти для людей, настроенных на визуальное восприятие (а таких большинство), служит, например, целенаправленное выделение ключевых слов в запоминаемом тексте (подчеркивание, раскрашивание, создание схем и рисунков).

С развитием техник запоминания люди уже выработали ассоциативные приемы, которые подходят для большинства из нас. Эти приемы называются мнемотехниками, и о них будет рассказано в одном из следующих уроков.

Гештальт-теория памяти

После того как ассоциативная теория столкнулась с проблемой, на которую не смогла дать ответ (речь идет об объяснение избирательности памяти), ей на смену пришла другая теория — гештальт. Исходным понятием в этом учении являлась изна­чальная, целостность первичных элементов – гештальт. Сторонники этой теории убеждены, что именно принципы формирования гештальта определяют человеческую память.

Эта концепция подчеркивала важность того, что материал, подлежащий запоминанию и воспроизведению человеком, обязательно должен быть структурирован, доведен до целостности и организован в систему. Особое внимание уделялось также роли намерений и потребностей человека, кстати, именно этим представители гештальт-теории объясняли избирательность мне­мических процессов. Главной мыслью приверженцев ее является то, что материал (как при запоминании, так и воспроизведении) представляет собой целостную структуру, а не случайный набор элементов, сложившийся на ассоциативной основе.

Динамику запоминания и воспроизведение гештальт-теоретики объясняют следующим образом: в каждый отдельный момент времени у человека есть определенная потребность, которая способствует созданию установки на запоминание или воспроизведение. Установка, в свою очередь, оживляет необходимые целостные структуры, которые являются основой для запоминания или воспроизведения материала.

Несмотря на то что представителями данной теории были найдены психологические объяснения многим фактам избира­тельности памяти, они не смогли решить проблему формирования и развития человеческой памяти в фило- и онтогенезе. Мотивационные состояния, детерминирующие мнемические процессы, у человека являются наперед заданными — именно так представляли себе запоминание представители гештальт-теории памяти. Кратко недостаток данной доктрины можно выразить так: она не ставила и не пыталась решить вопрос зависимости развития памяти человека от его практической деятельности.

Проблема памяти в психоанализе. Мотив неудовольствия и архитектоника душевного аппарата.

метки:

Бессознательный, Воспоминание, Психический, Самоотношение, Представление, Психоанализ, Мотив, Образ Вообще говоря, память, как и внимание, в психологии считаются сквозными душевными процессами, которые призваны к интеграции личности. Поэтому неудивительно, что невротические состояния как целостные состояния личности могут проявляться в транзиторных нарушениях памяти и внимания. Уделим внимание памяти в контексте психоаналитического взгляда на процессы забывания и неверного припоминания имен собственных.

Фрейд в своей работе «Психопатология обыденной жизни» отмечает по этому вопросу интерпретацию психолога, не стоящего на позициях психоанализа, т. е. психолога-ассоцианиста, что «собственные имена вообще способны легче ускользать из памяти, нежели всякое другое содержание нашей памяти…» Также можно предположить еще один вариант непсихоаналитического объяснения: транзиторные функциональные нарушения в работе головного мозга.

Чем Фрейд объясняет забывание и неверное припоминание? Надо сразу сказать, что для него это не случайный, недетерминированный процесс, а процесс, входящий в круг сознательных процессов в качестве мотивированного действия. «Я должен признать здесь наличность известного мотива.

Имелись известные мотивы, побудившие меня воздержаться от сообщения моих мыслей, они же побудили меня исключить из моего сознания связанные с этим рассказом мысли.» В своей совокупности эти мотивы можно назвать мотивом неудовольствия.

Вспомним топографическую модель психики и структуру личности по Фрейду. Он выделял три уровня психики: бессознательное (первичная форма психического), предсознательное, динамически являющееся бессознательным, по содержанию же близким к сознанию, поскольку в скрытой форме содержит материал, в любой момент могущий стать сознательным; и сознание (все, что воспринимается мной в данный момент).

Сознание – факультативный момент, эпифеномен. Таким образом утверждается исходная конфликтность человека. Но даже бессознательное неоднородно. Здесь мы подходим к структуре личности. Большую часть бессознательного занимает «Оно», которое руководствуется принципом удовольствия. «Я» личности, которое дифференцируется из «Оно», владеющее подступами к реальности, к сознанию, по большей части также бессознательно. И дальше из «Я» формируется «Супер-Эго», эго, стоящее «над» «Я», которое суть ожидаемые модели поведения, которым человек должен удовлетворять, чтобы быть принятым в обществе, что в пределе значит – выжить.

1 стр., 326 слов

О психологе

… о том, когда вы, наконец, уйдете, или же вообще человек, не имеющий образования психолога, и желающий только снять с вас побольше … не стоит сравнивать ее с астрологией или магией. Когда настоящий психолог пытается вам помочь, он опирается не на древние трактаты, … остальных профессиях это не является большой проблемой, то для клиентов психолога это чревато серьезными последствиями. Но и это не самое …

Мотив неудовольствия порождается на стыке двух сил: силы «Оно», цель которой реализация желания, и силы «Я», а точнее – цензуры, не дающей прямого удовлетворения желания, вытесняющей его. Обе эти силы бессознательны. Потому для человека явления забывания и ошибочного припоминания суть случайности. Сила «Оно» и сила «Я» неравнозначны, поскольку «Я» — дифференцированная часть «Оно». Поэтому происходят регулярные прорывы бессознательного материала в сознание, что и проявляется в явлениях забывания и неверного припоминания.

Загадка инфантильной амнезии. Покрывающие воспоминания и особая темпоральность психического.

З. Фрейд считал вопрос о воспоминаниях детства интересным и важным. Он полагал, что первое воспоминание формирует отношение человека к миру и заставляет его действовать в соответствии с ним. Также справедливо и обратное: человек преподносит нам в качестве первого воспоминания то, которое сейчас, с позиции сегодняшнего дня, кажется ему самым важным. Феномен инфантильной амнезии знаком, пожалуй, каждому на планете. Все мы не помним, что с нами происходило в ранние годы. Как правило, остаются лишь обрывки, осколки от воспоминаний, более или менее яркие. Однако, все эти воспоминания безразличны и содержат в себе малозначимые события. Фрейд говорит – «мы знаем, о том какого высокого уровня интеллектуального развития достигает ребенок уже на чеnвертом году жизни, на какие сложные эмоции он способен; мы должны были бы поразится, как мало сохраняется обычно из этих душевных событий в памяти в позднейшие годы; тем более мы имеем все основания предполагать, что эти забытые переживания детства отнюдь не проскользнули бесследно в развитии данного лица; напротив, они оказали влияние, оставшееся решающим на все времена.

И вот, несмотря на это несравненное влияние они забываются. Это свидетельствует о совершенно своеобразных условиях припоминания, до сих пор ускользавшим от нашего познания.» Фрейд говорит о том, что безразличные воспоминания детства обязаны своим существованием процессу смещения. Они замещают в репродукции другие, действительно значимые впечатления, воспоминания о которых можно вывести из них путем психического анализа, но которые не могут быть воспроизведены непосредственно из-за сопротивления. В силу того, что эти воспоминания были сохранены не в силу собственного содержания, а путем ассоциативной связи с содержанием действительно значимых воспоминаний, то они получили название «покрывающих воспоминаний». Относительно временного характера, покрывающие воспоминания могут относиться к более ранним или более поздним событиям, или же быть смежными, тем воспоминаниям, с которыми они связаны. Это говорит о том, что бессознательному неведомо понятие время, и что время это сознательная характеристика. Значимые впечатления не могут быть воспроизведены, так как они оказались вытесненными, но воспоминания о них можно вывести путем психоанализа, поскольку вытесненные воспоминания ассоциативно связаны с сохранившимися.

Как правило, сохранившиеся воспоминания не полны, обрывочны, ничтожны, они не точны и смещены в пространстве и времени. При аналитической проверке устанавливается тот факт, что поручиться за них не возможно. Эти воспоминания наполнены тем важным значением и представлениями, известными лишь их владельцу. С течением времени, при уточнении каких-либо обстоятельств, например, новые факты от родственников, с изменением отношения к себе, и к другим объектам личной жизни эти воспоминания претерпевают изменение. Их нельзя отнести к забытому прошлому, как к запылившемуся чердаку или подвалу, они живут, здесь и сейчас, постоянно меняются, связываются с новым полотном представлений. Ранние детские воспоминания, согласно З. Фрейду, представляют собой не настоящий след давнишних впечатлений, а его позднейшую обработку, подвергшуюся воздействию различных психических сил более позднего времени. Детские воспоминания приобретают значение воспоминаний покрывающих и проводят при этом, как писал З. Фрейд: «замечательную аналогию с воспоминаниями детства народов, закрепленными в сказках и мифах».

4 стр., 1908 слов

Проблема бережного отношения к воспоминаниям детства

… сочинение введите команду /id22730 Проблема ценности детских воспоминаний. По Д. А. Гранину , Проблема ценности детских воспоминаний. И. П. Цыбулько 2021. Вариант 9 (« Какую роль в нашей жизни играют воспоминания детства? … доброту, понимание, открытость, желание помочь по отношению к своим товарищам и дркгим людям. Можно … на пути. Но он, лежа на диване, с трепетом вспоминал о своем детстве и …

Непрерывный ток «самоотношения» («Eigenbeziehung»).

Внутреннее единообразие феноменов психопатологии обыденной жизни и их механизм. В основе понимания нами других людей лежит то, что все что мы слышим о другом мы сравниваем с собой, как бы переживаем через себя. Здесь же Фрейд сталкивается с тем, что при всяком забывании, это забытое нечто зачастую связано с интимными, личными темами. Фрейд называет этот феномен «личным комплексом». Думаю, что здесь уместно сказать о том, что не только забывание, но и все, что относится к психопатологии обыденной жизни, как то описки, очитки, симптоматические действия и другое, связано с «личным комплексом». Отношение к личному часто бывает неожиданным для самого себя и зачастую устанавливается путем поверхностной ассоциации. «Личный комплекс» — фактор, влияющий на различные проявления психической деятельности. Наряду с семейным и профессиональным комплексами, личный комплекс относится к комплексу «самоотношения». «Непрерывный ток «самоотношения» («Eigenbeziehung») идет, таким образом, через мое мышление, ток, о котором я обычно ничего не знаю, но который дает о себе знать подобного рода забыванием имен. Я словно принужден сравнивать все, что слышу о других людях, с собой самим, словно при всяком известии о других приходят в действие мои личные комплексы». Комплекс «самоотношения» может выражаться в амнезии, в ошибочных действиях. Под влиянием личного комплекса имена, названия места или местности, которые могут вызвать аффективно нагруженные воспоминания, вытесняются или искажаются. Мотивом такого искажения или вытеснения выступает желание избежать неудовольствия от воспоминания «неудобных» и нежеланных представлений. В один ряд с забыванием Фрейд ставит такой, казалось бы противоположный ему феномен воспоминания, здесь же находятся и ошибки, оговорки, очитки, и даже действия (ошибочные, симптоматические).

Что же объединяет все эти феномены? Ответом может служить их отношение к бессознательному. Все указанные действия как бы не казались случайными, на самом деле глубоко детерминированы. Любая очитка или оговорка ассоциативно связана с вытесненными представлениями и берет свое начало в бессознательных мотивах и желаниях. При более внимательном изучении оказывается, что связанные внешней ассоциацией элементы, обладают и другой связью – по своему содержанию. Помимо своего отношения к бессознательному вся психопатология обыденной жизни имеет единый механизм образования. Также как в сновидениях и при образовании остроумия, здесь работает механизм смещения и сгущения. Хочется забыть одно некое представление, а забывается нечто другое — название места или имя художника. Мы желаем что-то сказать или написать, но вопреки своему сознательному желанию говорим и пишем совершенно другое, иногда даже противоположное, как «открыть-закрыть». Вытесненные желания, таким образом, находят выход в своих заместителях — нарушенных намерениях.

11 стр., 5141 слов

Учение З. Фрейда о бессознательном. Конфликт инстинкта и разума

… воспоминании из детства. 1.1 Развитие фобии как следствие запрета Говоря о неврозах как о проявлении негативного влияния бессознательных импульсов на человеческий разум и нормальную жизнь человека, Фрейд … помощью глубокого психоанализа, Фрейд обнаружил, что некоторые негативные события или эмоциональные потрясения из детства могут тянуться через всю сознательную жизнь человека, впоследствии …

Множественный детерминизм психического и «свобода воли».

З. Фрейд внес великий вклад в наше понимание психической жизни, исследуя себя, путем изучения собственных сновидений, ошибок, описок, ошибочных действие и намерений. Он говорил о том, что известные пробелы и недостатки нашей психической жизни, на первый взгляд непреднамеренные и ошибочные действия, благодаря анализу оказываются вполне мотивированными и детерминированными. Однако мотивы таких действий скрыты от сознания и могут стать известны нам посредством анализа. «Отрицая преднамеренность за некоторой частью наших психических актов, мы преуменьшаем значение детерминации в душевной жизни.» Если исследовать любое первое пришедшее на ум слово или число, любую оговорку или очитку, акт забывания, везде мы найдем строгую детерминацию. Любая оговорка, очитка, ошибочное действие или же воспоминание связано с множеством бессознательных нитей – представлений. Я попыталась на собственном опыте убедиться в существовании такого детерминизма. Кому-то может показаться этот случай знакомым, когда, выступая перед аудиторией или намереваясь блеснуть в обществе не находишь нужных слов, которые вот только что были на языке.

Речь становиться не столь выразительной и не ярко окрашенной. Я хочу вспомнить и не могу вспомнить. Мне кажется, что я сама решаю, что сказать, и это проявление моей свободной воли, но это лишь иллюзия. На деле, мои вытесненные инфантильные желания (и запреты), представления решают за меня, они ведут неведомую мне игру на поле бессознательного, итогом, которой становиться невыразительность речи и забывание слов. На столкновении инфантильного желания (маленькой девочки, чтобы мир был у ее ног) и инфантильного вытесненного запрета (родительское быть социально приемлемой) рождается психопатология обыденной жизни, выражаемая в забывании. Здесь можно было бы заметить, что мог бы иметь место мазохистический мотив, но это уже не относится к нашей теме. Что же касаемо «свободы воли», то на данном примере ясно насколько это понятие не соответствует реальности, и что она лишь кажущаяся. Если различать то, что мотивируется сознательно, и то, что мотивируется бессознательно, то чувство убежденности в наличии свободной воли свидетельствует о том, что сознательная мотивировка не распространяется на все наши моторные решения. «Но то, что осталось не связанным одной группой мотивов, получает свою мотивировку из области бессознательного, и, таким образом, детерминация психических феноменов происходит все же без пробелов.»

Суеверие, психоанализ и паранойя.

Аналитика отчасти можно сравнить с параноиком. И тот и другой замечают те мелочи, которые убегают из поля внимания другого человека. Пожалуй на внимании к деталям сходство и заканчивается. Аналитик направляет свое внимание во внутрь, озадачиваясь вопросом почему именно эти мысли, слова, действия и как они связаны между собой, какое влияние оказывают друг на друга и на человека, каков их механизм и происхождение. Параноик же направлен во внешний мир. Сознательное незнание и бессознательное знание мотивов случайностей являются одним из психических корней суеверия. Суеверный человек даже не подозревает об исконных мотивах своих случайных действий и ошибок, путем же смещения он находит этим мотивам место во внешнем мире, но не в себе. Случайности, суеверно истолковывающиеся людьми, были действиями, поступками определенных лиц. То же можно сказать и о параноиках, делающих выводы из знаков, подаваемых им другими людьми. У параноика доходит до сознания много такого, что у нормального человека или у невротика может быть обнаружено лишь путем психоанализа как находящееся вне сознания. Фрейд признавался, что не относится к числу людей, в чем присутствии духи прекращают свою деятельность и сверхчувственное улетучивается, так что он никогда не имел случая пережить лично что-нибудь могущее дать ему повод к вере в чудеса. Если у него случались предчувствия, то они не оправдывались, в то время как в случае с его дочерью, когда она чуть не умерла, несчастья приходили без предупреждения. Наше бессознательное посылает нам постоянно множество сигналов, они остаются без внимания или же мы объясняем их усталостью, забывчивостью, невнимательностью. Однако для аналитика такие сигналы ценные указатели, ведь они говорят иногда даже больше, чем мы хотим сказать.

4 стр., 1565 слов

Расстройства воли и влечений

… не специфичный. при обо­стрении любого психического заболевания при тяжелой соматической патологии … возобновлению интереса к жизни, активности). Абулия – резкое снижение воли; подавления физиологи­ческих … взрослых садомазохизм Достижение сексуального удовлетворения путем причинения боли или морального страдания … самостоятельные забо­левания, а являются лишь симптомом. Причины: грубые нарушения ин­ …

Примеры похожих учебных работ

Пути совершенствования адаптации человека в организации

… друга. Поступая на работу, человек активно включается в систему … о критериях оценки различных действий, о нормах поведения в … данной ситуации возможны 3 пути развития событий: v личность … работник вступает в реальную жизнь организации, участвует в ней, …

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ.ИНДИВИДНЫЕ СВОЙСТВА ЧЕЛОВЕКА, КАК ПРЕДПОСЫЛКИ …

… людях, себе самом ради продолжения существо-вания образа жизни, являющегося ценностью для данного человека. Жизненный путь личности – путь … события и собственные действия субъекта становятся предметом его отношений, его действий и потому меняют …

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

… для жизни дневной в условиях плотного мира. «…Воспоминания о … и физических желаний и мыслей, или мыслитель в действии). 5. Манас … Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в … осветить эти явления путем научных методов и сделать …

Праздники сегодня и вчера: влияние праздника на личность человека

… обыденное время, подарками, развлечениями и отступлениями от привычных правил, ограничивающих поведение людей, праздник на протяжении многих веков притягивает детей и молодёжь, глубоко оставаясь в их памяти. … Можно сказать, что … коллективной жизни; …

«Бесплатный человек» или обесценивание себя

… людьми или общественными институтами. В результате, человек искажает как внешний, так и внутренний опыт, отдаляется от своих реальных желаний … ответственность за свою жизнь, принять себя, свои … эффективным способом является путь принятия себя, переход …

Проблема социального и биологического в развитии человека

… волна); действия человека; осознанные мысли, желания человек может … путем внутреннего познания и сознательных действий человека. Таким образом, в ряде случаев человек … по жизни, получает … Фрейд выделял три основные структуры: Ид, Эго и Суперэго. Фрейд …

Психоаналитическая теория

Представители психоаналитической теории памяти, основоположником которой является З. Фрейд, особое внимание в рассмотрении сохранения и запоминания информации уделяют бессознательному уровню психики. Психоаналитическая теория памяти показывает значительную роль, которую играют ранние эмоциональные переживания, способные оказывать влияние на всю последующую жизнь. Особое внимание представители данной теории уделяют вытеснению из сознания негативной информации и проявлению ее через юмор, сновидения, оговорки и прочие проявления бессознательного.

Благодаря психоанализу было обнаружено и описано много инте­ресных психологических механизмов подсознательного забывания, связанных с функционированием мотивации.

Смысло­вая теория

В первой половине XX века возникает смысловая теория памяти. Ее самые яркие представители, А. Бине и К. Бюлер, утверждают, что работа памяти непосредственно зависит от смысловых связей (их наличия или отсутствия), которые объединяют подлежащий запоминанию материал в смысловые структуры – более или менее обширные. Особое внимание представители данной теории памяти в психологии уделяют смысловому содержанию материала. По их мнению, смысловое запоминание происходит по иным, отличным от механического запоминания, законам. Они утверждают, что подлежащий заучиванию материал является частью контекста определенных смысловых связей.

Представители этой теории стремятся представить память в виде воспроизведения чистых мыслей, которые совершенно не зависят от речевой формы. Ведь они разрывают и противопоставляют запоминание слов и мыслей, приходя к выводам, которые смыкаются с антагонистической теорией.

Виды памяти

Память бывает двух видов краткосрочная память или по-другому быстрая и долгосрочная память.

Быстрая память хранит только небольшой набор необходимых объектов, с которыми идет работа в текущий момент. Обычный человек в краткосрочной памяти может хранить от 5-8 разных объектов. Соответственно у тренированного человека эта цифра может быть в разы больше.

Если объект, помещенный в быструю память, может понадобиться человеку в будущем, то после работы с ним он автоматически или волевым усилием человека попадает в долгосрочную память и хранится там пока не потребуется. Потом снова встает вопрос о его необходимости.

Так же память может быть визуальной, аудиальной, тактильной, чувственной, эмоциональной, ассоциативной.

Визуальная память

Визуальная память хранится в образах и картинках. Люди, у которых развит этот вид памяти, называются Визуалами. Эта память способна хранить воспоминания о местах, которые посещали, лица и внешний вид людей, картины, фильмы, и даже тексты.

Аудиальная память

Аудиальная память это речь, звуки и музыка, которую слышит человек. Есть люди, которым намного проще запоминать информацию в звуковом виде, когда им кто-то рассказывает, чем читать книги. Такие люди называются аудиалами.

Tактильная память

Есть так же и тактильная память, такие люди запоминают ощущениями. Им хочется все потрогать и почувствовать, прикоснуться к предмету, оценить его материал: твердость, шероховатость, температуру, эластичность и так далее. Такие люди вспоминают в первую очередь именно эти ощущения, если они знакомы.

Чувственная память

Чувственная память основана на чувствах, когда в первую очередь запоминаются именно чувства: любовь, радость, гнев, страх. Вспоминая что-то, человек вспоминает свои душевные переживания и предметы, как правило, очень сильно ассоциируются с ними. Так одни вещи нравятся, потому что вызывают теплые чувства, а другие отвергаются, потому что напоминают о том, о чем не хочется знать, думать и вспоминать.

Эмоциональная память

Эмоциональная память, она схожа с чувственной, но основана только на эмоциях. Можно объединить эти два вида памяти в один. Многие грамотные маркетологи, когда рекламируют свой товар, стараются в своей рекламе вызвать, как можно больше хороших эмоций, тем самым решается сразу две проблемы:

  1. Во-первых, человек испытывает хорошие чувства и ему этот товар симпатичен, а если эмоции сильные, то он купит его.
  2. Во-вторых, мы хорошо запоминаем то, что нам нравится.

Этот пример приведен для того, чтобы показать, что чем сильнее эмоции, тем лучше запоминаемость. Самые яркие события жизни запоминаются на всю жизнь, особенно если эти события произошли в детстве, потому что ребенок все воспринимает чувствами и эмоциями. А с чувствами и эмоциями очень хорошо запоминаются визуальные образы, музыкальные и звуковые колебания, тактильные ощущения, которые ассоциируются между собой.

Теперь мы подошли еще к одному очень мощному инструменту человеческой психики – ассоциативной памяти.

Ассоциативная память

Ассоциативная память — это мощнейший инструмент, который позволяет создавать связи между разными воспоминаниями и объектами, превратив их в паутину, подобно интернету, где каждое маленькое воспоминание является отдельной страничкой, которая содержит ссылки на другие воспоминания или объекты. Любое написанное мной слово в этом тексте имеет целый список ассоциаций. Выбрите по 5 первый ассоциаций для каждого слова этого предложения и Вы убедитесь, что это действительно так.

Ассоциативную память тоже можно и нужно тренировать. У человека, который хорошо развит на каждое слово будет выходить по несколько ассоциаций, что позволит ему очень быстро вспоминать, генерировать идеи, домысливать ситуации и так далее.

Так же чем больше ассоциативных связей ведут к воспоминанию или объекту воспоминания, тем лучше оно помнится и быстрее вспоминается. Такой объект вы можете полностью забыть, как только «порвутся» все ассоциативные связи. И можно легко вспомнить, когда появится такая связь, подобная ссылке на нужный материал в сети Интернет, в котором Вы сейчас читаете этот текст.

Деятельностная теория

Французские ученые, включая П. Жане, основали новую теорию памяти, основанную на рассмотрении ее как вида деятельности. П. Жане принадлежит к числу ученых, который одним из первых трактовал память как систему действий, которые сориентированы на запоминание, систематизацию и хранение информации. Французская школа психологии доказала социальную обусловленность всех процессов памяти, ее прямую зависимость от человеческой деятельности.

Отечественными психологами, среди которых можно назвать П. И. Зинченко, А. Н. Леонтьев, А. А. Смирнов и проч., была продолжена работа над теорией в изучении памяти, связанной с общепсихологической теорией деятельности. Они рассматривали память как особый вид деятельности, входящий в систему действий, которые подчинены решению мнемической задачи, а именно запоминанию, сохранению и воспроизведению определенной информации. Приверженцы деятельностной теории памяти в психологии уделяли особое внимание исследованию состава мнемических действий и операций, зависимости продуктивности работы памяти от места в структуре цели и средства запоминания, сравнительной продуктивности запоминания — произвольного и непроизвольного.

Физиологическая теория

Физиологические теории памяти своим появлением многим обязаны учениям И. П. Павлова, который вывел закономерности высшей нервной деятельности. Ученый утверждал, что материальная основа памяти зависит от пластичности коры больших полушарий головного мозга и ее способности образовывать условные рефлексы. Физиологические механизм памяти состоит именно из образования, укрепления и угасания временных и нервных связей. Связь между ранее закрепленной информацией и новой образуется благодаря условным рефлексам, на которых и основывается физиология запоминания.

Чтобы понять причину обусловленности памяти, стоит обратиться к понятию подкрепления, введенному также Павловым. Надо отметить, что психологические теории памяти основываются совершенно на других принципах. Павлов же рассматривает это понятие как совпадение связи с достижением непосредственной цели действия человека или стимула, мотивирующего действие. Именно это совпадение приводит к сохранению и закреплению усвоенной индивидуумом информации. Соотношение физиологического понимания подкрепления с психологическим понятием цели действия является актом слияния психологического и физиологического анализа механизмов памяти. Основная функция данного процесса направлена на будущее, то есть запоминание имеет смысл только в том случае, если задаться вопросом «что будет». Если же жить вопросом «что было», данный процесс является совершенно бессмысленным.

Реализация на полупроводниках

Из-за того, что АП разработана, чтобы искать во всей памяти одной операцией, это получается намного быстрее, чем поиск в RAM фактически во всех приложениях поиска. Однако, есть и минус в большей стоимости АП. В отличие от чипа RAM, у которого хранилища простые, у каждого отдельного бита памяти в полностью параллельной АП должна быть собственная присоединенная схема сравнения, чтобы обнаружить совпадение между сохраненным битом и входным битом. К тому же, выходы сравнений от каждой ячейки в слове данных должны быть объединены, чтобы привести к полному результату сравнения слова данных. Дополнительная схема увеличивает физический размер чипа АП, что увеличивает стоимость производства. Дополнительная схема также увеличивает рассеиваемую мощность, так как все схемы сравнений активны на каждом такте. Как следствие, АП используется только в специализированных приложениях, где скорость поиска не может быть достигнута, используя другие, менее дорогостоящие, методы.

Физическая теория

Учение И. П. Павлова оказало влияние и на возникновение физической теории памяти. Приверженцы данной концепции занимаются исследованием нейрофизиологического уровня механизмов памяти. Теория памяти физическая утверждает, что возбуждение оставляет физический отпечаток после его прохождения через группу нейронов. Данный физический след ведет к изменениям (механическим и электронным) в месте соединения клеток. Благодаря этим изменениям повторное прохождение импульса уже по ранее пройденному пути является более простым.

Так, когда человек видит предмет, глаза его обследуют контуры, в результате чего происходит движение импульса в определенной группе нервных клеток. Нервные клетки, в свою очередь, моделируют воспринятый объект как пространственно-временную структуру. Основу процесса запоминания (хранения или воспроизведения) составляет создание и активизация нейронных моделей — так утверждает нейронная теория памяти.

Биохимики о памяти

Биохимическая теория памяти утверждает, что при долговременном запоминании образуются новые белковые вещества – нейропептиды и другие. После того как раздражитель подействует на нервную клетку, происходит электрохимическая реакция, в результате которой возникают обратимые изменения в клетках, способствующие кратковременному запоминанию. На следующем этапе на основе предыдущих изменений возникает биохимическая реакция с изменениями в его структуре нейрона, результатом которой становится долговременное запоминание. В ходе многочисленных экспериментов было установлено, что огромную роль при запоминании играет рибонуклеиновая кислота (РНК) и олигопептиды.

Огромное количество экспериментов было проведено приверженцами биохимической теории. И законы памяти, которые им удалось установить в результате проведения работ, дали возможности лучше понять процесс запоминания и воспроизведения. Наибольшего внимания заслуживает эксперимент, в ходе которого ученые попытались перенести память от одного существа к другому. Конечно, эксперименту были подвергнуты самые простые организмы, однако это уже первый шаг.

Суть

Память — основа психических явлений. Без нее человек вынужден воспринимать каждый повторяющийся опыт заново, а это делает познание мира невозможным. Память — активно исследуемая область, и единой теории, которая объяснила бы суть запоминания, нет.
Процесс запоминания связывают с работой мышления, нервной системы: изменения, которые происходят в ней, обеспечивают запечатление и воспроизведение образов. Каждая теория рассматривает запоминание, исходя из особенностей науки: биологические, химические и физические процессы, психоанализ, смысловые ассоциации. Не все теории признаются в научной психологии, но некоторые рассматриваются в качестве основных.

Закономерности, выведенные Г. Эббингаузом

Г. Эббингауз в конце прошлого века вывел и систематизировал ряд закономерностей памяти. Сделать это ему удалось благодаря ассоциативной теории памяти в психологии. Кратко можно сказать, что он работал над установлением закономерностей запоминания, для исследования которого использовались бессмысленные слоги и прочая информация, слабо организованная в смысловом плане.

Он выяснил, что человек сразу и надолго запоминает даже простейшие события в жизни, если они произвели на него особенно сильное впечатление. Если же моменты эти человеку менее интересны, он может их не запомнить, даже если они произойдут несколько десятков раз. При достаточной концентрации внимания человек по памяти легко может воспроизвести все основные моменты однократно произошедшего в его жизни события.

Запоминая длинный ряд, необходимо помнить, что легче всего воспроизводятся его начало и конец. При запоминании слишком длинного ряда (когда число элементов в нем превышает объем кратковременной памяти), количество верно воспроизведенных элементов этого ряда сокращается, если сравнивать этот показатель с аналогичным показателем того случая, когда количество членов ряда равняется объему кратковременной памяти.

Упражнения для развития памяти

Многие из упражнений, которые представлены на сайте можно проходить не только онлайн, но и в повседневной жизни. Можно тренироваться на запоминании маршрутов и людей при перемещении по городу в течении дня. Запоминания сотрудников в офисе, кто как сидит и что делает, на момент входа в офис или выхода из него. Можно запоминать список дел на день, неделю и даже месяц. Так же очень рекомендую запоминать события всего дня, начинайте с самого утра: как вы проснулись, какое было настроение, как получилось встать, что произошло дома, что было на улице, на работе и так далее. Поначалу возможно будет вспоминаться мало событий, но со временем их будет все больше и больше.

Обратите внимание еще и на очень эффективную технику запоминания снов. Не каждый человек помнит, что ему снилось утром, вчера, и даже спустя 5 минут после сна

Можно вести дневник сновидений. Со временем не только сны будут запоминаться лучше, но и качество их будет все лучше и лучше. Так за одну ночь будет вспоминаться даже не один, а 3, 4 и более снов и все будете помнить лучше, чем до начала тренировки. Часто такое внимание к снам не только превращает их из мутных воспоминаний в красивые и детализированные миры, но и придаст осознанности. Таким образом, может развиться осознанное сновидение, особенно если вечером выборочно или полностью вы перечитаете сновидения, которые записали.

Интернет-курс «Супер-память за 30 дней»

Как только запишитесь на этот курс — для Вас начнется мощный 30-дневный тренинг развития супер-памяти и прокачки мозга.

В течение 30 дней после подписки Вы будете получать интересные упражнения и развивающие игры на свою почту, которые сможете применять в своей жизни.

Мы будем учиться запоминать все, что может потребоваться в работе или личной жизни: учиться запоминать тексты, последовательность слов, цифр, изображений, событий, которые произошли в течение дня, недели, месяца и даже карты дорог.

Законы памяти

Многочисленные психологические теории памяти позволили вывести ряд законов. Учеными установлено, что запоминание, сохранение и воспроизведение материала происходит благодаря различным операциям по переработке, перекодированию информации, включая анализ, систематизацию, обобщение, синтез и другие мыслительные операции.

Когда человек воспроизводит текст, желая его запомнить, в памяти запечатлеваются как слова и обороты, из которых он состоит, так и содержащиеся в нем мысли. Именно последние и вспоминаются в первую очередь, когда стоит задание воспроизвести изученный ранее текст.

В большой мере запоминанию способствует установка на процесс. Иными словами, если человек, пытающийся запомнить текст или любую другую информацию, поставит перед собой определенную мнемическую задачу, процесс запоминания пройдет легче и быстрее, а информация будет храниться в памяти максимально долго.

Для того чтобы продуктивность запоминания информации стала выше, необходимо, чтобы человек каким-то образом связал ее с целью деятельности. Связано это с тем, что лучше помнится то, что в структуре деятельности занимают место ее цели, а не составляющие средства осуществления данной деятельности.

Хорошее заучивание материала не требует моментального его изучения наизусть. Более того, если материал учить в течение суток, на это уйдет в два раза меньше времени, чем если это делать сразу.

Примеры приложений

Адресуемая содержанием память часто используется в компьютерных сетевых устройствах. Например, когда сетевой коммутатор (switch) получает фрейм данных на один из его портов, это обновляет внутреннюю таблицу с источником MAC-адреса фрейма и порта, на который он был получен. Потом он ищет MAC-адрес назначения в таблице, чтобы определить, на какой порт фрейм должен быть отправлен, и отсылает его на этот порт. Таблица MAC- адресов обычно реализована на двоичной АП, таким образом порт назначения может быть найден очень быстро, уменьшая время ожидания коммутатора.

Троичные АП часто используются в тех сетевых маршрутизаторах, в которых у каждого адреса есть две части: (1) адрес сети, который может измениться в размере в зависимости от конфигурации подсети, и (2) адрес хоста, который занимает оставшиеся биты. У каждой подсети есть маска сети, которая определяет, какие биты — адрес сети и какие биты — адрес хоста. Маршрутизация делается путём сверки с таблицей маршрутизации, которую поддерживает маршрутизатор (router). В ней содержатся все известные адреса сети назначения, связанная с ними маска сети и информация, необходимая пакетам, маршрутизируемым по этому назначению. Маршрутизатор, реализованный без АП, сравнивает адрес назначения пакета, который будет разбит, с каждым входом в таблице маршрутизации, выполняя при этом логическое И с маской сети и сравнивая результаты с адресом сети. Если они равны, соответствующая информация направления используется, чтобы отправить пакет. Использование троичной АП для таблицы маршрутизации делает процесс поиска очень эффективным

Адреса хранятся с использованием бита «не важно» в части адреса хоста, таким образом поиск адреса назначения в АП немедленно извлекает правильный вход в таблице маршрутизации; обе операции — применения маски и сравнения — выполняются аппаратно средствами АП.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]