Основные теории личности в отечественной психологии


Школа Павлова.

Учение об условных рефлексах – временная связь внешнего агента с деятельностью организма. Безусловные рефлексы осуществляются при любых условиях. Сигнальные системы. 1-я сигнальная система – раздражение на внешних рецепторах и на больших полушариях, общая у людей и животных; 2-ю сигнальную систему составляет слово.
Законы ВНД: закон иррациации, закон концентрации. Исследовал экспериментальные неврозы. Орбели Л.Д. учение о 2-й сигнальной системе, проблема труда и вдохновения. Анохин П.К. теория функциональных систем, универсальная модель мозга (афферентный синтез), биология и нейрофизиология условного рефлекса. Ломов Б.Ф. специальные разработки инстинктивной психологии, психология труда, психофизика, мат. психология. Давыдов В.В. явление интериоризации.

Концепция личности А.В. Петровского

Подход Леонтьева к пониманию личности нашел свое дальнейшее развитие в работах российских психологов — представителей московской школы, в том числе А.Н. Петрова. В. Петровский. В учебнике «Общая психология», написанном под его редакцией, есть следующее определение личности: «В психологии личность — это системное социальное качество, которое индивид приобретает в предметной деятельности и общении и которое характеризует уровень и качество представленности в индивиде социальных отношений»..

А.В. Петровский в своих разработках исходит из того, что понятия «индивид» и «личность» не тождественны. Личность — это особая характеристика, которую индивид изначально приобретает в обществе в процессе его вступления в социальные отношения. Для того чтобы понять, на какой основе формируются те или иные характеристики личности, необходимо рассмотреть жизнь человека в обществе. Включенность индивида в систему общественных отношений определяет содержание и характер его деятельности, сферу и способы общения с другими людьми, то есть специфику его социальной сущности, его образ жизни. Но образ жизни отдельных людей, тех или иных сообществ людей, как и общества в целом, определяется исторически развивающейся системой общественных отношений. А это значит, что личность может быть понята или изучена только в контексте определенных социальных условий, определенной исторической эпохи. Кроме того, следует отметить, что общество — это не только внешняя среда для личности. Личность постоянно вовлечена в систему социальных отношений, опосредованных многими факторами.

Петровский считает, что личность конкретного человека может продолжать жить в других людях и не полностью умирает со смертью самого человека. И в словах «он живет в нас и после смерти» нет никакой мистики или чистой метафоры, это констатация факта идеального представления человека после его материального исчезновения.

Рассматривая далее взгляды представителей московской психологической школы на проблему личности, следует отметить, что под понятием личности в большинстве случаев авторы подразумевали определенные качества, принадлежащие индивиду, и именно те качества, которые определяют уникальность человека, его индивидуальность. Однако понятия «индивид», «личность» и «индивидуальность» не идентичны по содержанию — каждое из них раскрывает определенный аспект сущности человека. Личность может быть понята только в системе устойчивых межличностных отношений, опосредованных содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности каждого из участников. Эти межличностные связи реальны, но по своей природе сверхчувственны. Они проявляются в конкретных индивидуальных характеристиках и действиях людей, входящих в коллектив, но не сводятся к ним.

Подобно тому, как термины «индивид» и «личность» не являются тождественными, личность и индивидуальность, в свою очередь, образуют единство, но не тождество.

Если черты индивидуальности не представлены в системе межличностных отношений, они оказываются малозначимыми для оценки личности и не получают условий для развития, подобно тому, как в качестве черт личности выступают только те черты индивидуальности, которые наиболее «задействованы» в ведущей деятельности для данной социальной общности. Поэтому, по мнению представителей московской психологической школы, индивидуальность — это лишь один из аспектов личности человека.

Таким образом, в позиции представителей московской психологической школы есть два основных момента. Во-первых, личность и ее характеристики сопоставляются с уровнем социального проявления качеств и характеристик человека. Во-вторых, личность рассматривается как социальный продукт, который никак не связан с биологическими детерминантами, и поэтому можно сделать вывод, что социальное влияет на психическое развитие индивида в большей степени.

Школа Теплова, Небылицына.

Основные свойства и системы по Павлову и Небылицину. Бланковые методы диагностики основных свойств нервной системы и их психологические особенности.

Свойства:

  • Сила нервных процессов – раздражительного и тормозного.
  • Равновесие этих процессов.
  • Их подвижность.
  • Высочайшая пластичность.

В окружающей среде оказываются необычные, чрезвычайные события, раздражения большой силы, причем, естественно, нередко возникает надобность подавлять, задерживать эффекты этих раздражений по требованию других, так же или еще более могучих внешних условий. И нервные клетки должны выносить эти чрезвычайные напряжения своей деятельности. Отсюда же вытекает и важность равновесия, равенства силы обоих нервных процессов. Оба процесса должны, так сказать, поспевать за колебаниями окружающей среды, т.е. должны обладать высокой подвижностью, способностью быстро, по требованию внешних условий, уступать место, давать преимущество одному раздражению перед другим, раздражению перед торможением и обратно.

Концепция личности А.Н. Леонтьева

В конце 1970-х годов в дополнение к фокусу на структурном подходе к проблеме личности начала развиваться концепция системного подхода. В этом контексте особый интерес представляют идеи А.Н. Леонтьева.

По мнению А.В. Аверина, концепция личности Леонтьева характеризуется высокой степенью абстрактности. При всех его отличиях от других, у него есть общая с ними предпосылка. Суть ее в том, что, по мнению А. Н. Леонтьева, «личность человека «производится» — создается через социальные отношения». Таким образом, очевидно, что в основе представлений отечественных психологов о личности лежит марксистский постулат о личности как совокупности социальных отношений.

Кратко охарактеризуем особенности леонтьевского понимания личности. По его мнению, личность — это психологическое образование особого типа, которое формируется в результате жизни человека в обществе. Соподчинение различных видов деятельности составляет основу личности, которая формируется в процессе социального развития (онтогенеза).

Леонтьев не включал в понятие «личность» генотипически обусловленные характеристики человека — физическую конституцию, тип нервной системы, темперамент, биологические потребности, работоспособность, природные задатки, а также приобретенные в течение жизни знания, умения и навыки, в том числе профессиональные. По его мнению, перечисленные категории представляют собой характеристики человека. По мнению Леонтьева, термин «индивид» отражает, во-первых, целостность и неделимость конкретного человека как отдельной особи определенного биологического вида, а во-вторых, характеристики конкретного представителя вида, отличающие его от других представителей этого вида. Почему Леонтьев разделил эти характеристики на две группы: индивидуальные и личностные? По его словам, индивидуальные черты, даже генотипически обусловленные, могут во многом меняться в течение жизни. Но это не делает их личностными, потому что личность — это не индивид, обогащенный прошлым опытом. Характеристики индивида не превращаются в характеристики личности. Даже трансформированные, они остаются индивидуальными характеристиками, которые не определяют формирующуюся личность, а являются лишь предпосылками и условиями ее становления.

Развитие личности представляется нам как процесс взаимодействия нескольких видов деятельности, которые вступают в иерархические отношения друг с другом. Личность выступает как совокупность иерархических отношений деятельности. Их особенность, по словам А.Н. Леонтьева, состоит в том, что они «связаны» с состояниями организма. «Эти иерархии деятельности возникают в результате собственного развития, они образуют ядро личности», — говорит автор. Но возникает вопрос о психологическом выражении этой иерархии деятельности.

А.Н. Леонтьев использует термины «потребность», «мотив», «эмоция», «значение» и «смысл» для психологической интерпретации «иерархий деятельности». Обратите внимание, что фактическое содержание деятельностного подхода меняет традиционные контексты и значение некоторых из этих терминов. На смену простому мотиву приходит так называемый мотив-цель — понятие, введенное А.Н. Леонтьевым как структурный элемент будущего каркаса личности.

Таким образом, существуют мотивы-стимулы, то есть побудительные мотивы, которые иногда бывают остро эмоциональными, но не имеют смыслообразующей функции, и смыслообразующие мотивы или мотивы-цели, которые также побуждают к деятельности, но придают ей личностный смысл. Иерархия этих мотивов образует мотивационную сферу личности, которая является центральной в структуре личности А.Н. Леонтьева, поскольку иерархия деятельности осуществляется посредством адекватной ей иерархии смыслообразующих мотивов. По его словам, «структура личности — это относительно стабильная конфигурация «основных, внутренне иерархических, мотивационных линий». Внутренние связи основных мотивационных линий … образуют своего рода общий «психологический» профиль личности».

Все это позволяет А.Н. Леонтьеву выделить три основных параметра личности:

  • широта связей человека с миром (через его деятельность); степень иерархизации этих связей, преобразованная в иерархию значимых мотивов (мотивы-цели);
  • Общая структура этих связей, или, точнее, мотивов-целей.

По мнению А.Н. Леонтьева, процесс становления личности — это процесс «формирования целостной системы личностных смыслов».

Школа Леонтьева.

Работает по проблеме деятельности. Эта теория получила наибольшее распространение в отечественной психологии. Среди исследователей, внесших наибольший вклад в ее развитие, следует назвать прежде всего С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, К. А. Абульханову-Славскую и А. В. Брушлинского. Данная теория имеет ряд общих черт с поведенческой теорией личности, особенно с ее социально-наученческим направлением, а также с гуманистической и когнитивной теориями.

В этом подходе отрицается биологическое и тем более психологическое наследование личностных свойств. Главным источником развития личности, согласно этой теории, является деятельность. Деятельность понимается как сложная динамическая система взаимодействий субъекта (активного человека) с миром (с обществом), в процессе которых и формируются свойства личности (Леонтьев А. Н., 1975). Сформированная личность (внутреннее) в дальнейшем становится опосредствующим звеном, через которое внешнее оказывает влияние на человека (Рубинштейн С. Л., 1997).

Принципиальное отличие деятельностной теории от поведенческой заключается в том, что средством научения здесь выступает не рефлекс, а особый механизм интериоризации, благодаря которому происходит усвоение общественно-исторического опыта. Основными характеристиками деятельности являются предметность и субъектность.

Предметность — это характеристика, которая присуща только человеческой деятельности и проявляется прежде всего в понятиях языка, социальных ролях, ценностях. В отличие от А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейн и его последователи подчеркивают, что деятельность личности (и сама личность) понимается не как особая разновидность психической активности, а как реальная, объективно наблюдаемая практическая (а не символическая), творческая, самостоятельная деятельность конкретного человека (Абульханова-Славская К. А., 1980; Брушлинский А. В., 1994).

Субъектность означает, что человек сам является носителем своей активности, собственным источником преобразования внешнего мира, действительности. Субъектность выражается в намерениях, потребностях, мотивах, установках, отношениях, целях, определяющих направленность и избирательность деятельности, в личностном смысле, т. е. значении деятельности для самого человека.

По мнению представителей данного подхода, в личности основное место занимает сознание, причем структуры сознания не даны человеку изначально, а формируются в раннем детстве в процессе общения и деятельности. Бессознательное имеет место только в случае автоматизированных операций.

В рамках деятельностного подхода в качестве элементов личности выступают отдельные свойства, или черты личности; принято считать, что свойства личности образуются в результате деятельности, которая осуществляется всегда в конкретном общественно-историческом контексте — ЛеонтьевА. Н., 1975). В этой связи свойства личности рассматриваются как социально (нормативно) детерминированные. Например, настойчивость формируется в таких видах деятельности, где субъект проявляет самостоятельность, независимость. Настойчивый человек действует смело, активно, отстаивает свои права на самостоятельность и требует от окружающих признания этого. Список свойств личности фактически безграничен и задается многообразием видов деятельности, в которые включен человек как субъект (Абульханова-Славская К. А., 1980).

В деятельностном подходе наиболее популярной является четырехкомпонентная модель личности, которая в качестве основных структурных блоков включает в себя направленность, способности, характер и самоконтроль.

Направленность — это система устойчивых предпочтений и мотивов (интересов, идеалов, установок) личности, задающая главные тенденции поведения личности. Человек с ярко выраженной направленностью обладает трудолюбием, целеустремленностью

Способности — индивидуально-психологические свойства, которые обеспечивают успешность деятельности. Выделяют общие и специальные (музыкальные, математические и т. д.) способности. Способности между собой взаимосвязаны.

Характер — совокупность морально-нравственных и волевых свойств человека. К моральным свойствам относятся чуткость или черствость в отношениях к людям, ответственность по отношению к общественным обязанностям, скромность

Самоконтроль — это совокупность свойств саморегуляции, связанная с осознанием личностью самой себя. Данный блок надстраивается над всеми остальными блоками и осуществляет над ними контроль: усиление или ослабление деятельности, коррекцию действий и поступков, предвосхищение и планирование деятельности и т. д. (Ковалев А. Г., 1965).

Таким образом, в рамках деятельностного подхода личность — это сознательный субъект, занимающий определенное положение в обществе и выполняющий социально полезную общественную роль. Структура личности — это сложно организованная иерархия отдельных свойств, блоков (направленности, способностей, характера, самоконтроля) и системных экзистенционально-бытийных целостных свойств личности.

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ

Общие представления о личности в отечественной психологии

Отличия от западных:

Западные авторы писали для широкой публики. Отечественные теории были предназначены для специалистов.

Не все авторы были практиками, в основном разрабатывались именно теории, часто без планируемого эмпирического применения.

Основные вопросы,

которые решались в отечественных теориях личности:

1. Что такое личность?

2. Что входит в личность? И что в нее не входит?

3. Структура личности.

4. Соотношение биологического и социального в человеке – соотношение понятий «индивид», «личность», «индивидуальность».

5. Развитие личности (сколько раз рождается личность, какие этапы развития проходит).

6. Факторы, влияющие на формирование и развитие личности.

7. Типология личности.

Личность –

это общественный индивид, объект и субъект исторического процесса (Ананьев Б.Г.);

т.е. как объект личность подвергается влиянию различных факторов, а как субъект – сама влияет на них, хотя и в меньшей степени (см. рисунок).

Формирование и развитие личности определено совокупностью условий социального существования в данную историческую эпоху.

Б.Г. Ананьев рассматривал личность в единстве четырех сторон:

1) человека как биологического вида;

2) онтогенеза и жизненного пути человека как индивида;

3) человека как личности;

4) человека как части человечества.

Личность

– это орган индивидуальной интеграции, сознательного самоуправления и формирования активной жизненной позиции (Столин, Петухов и др.)

Отсюда три «рождения» личности

:

1. Индивидуальная интеграция

— ребенок осознает себя как индивидуальность, как отдельное «я» и говорит об этом (ок. 3 лет).

2. Сознательное самоопределение

— кризис подросткового возраста: «кто я?», «какой я?», «зачем я?» и т.д.

3. Формирование активной жизненной позиции

— может происходить в любом возрасте, но не обязательно формируется у каждого человека.

К.К. Платонов отмечает, что за период с 1917 по 70-е годы в советской психологии можно выделить четыре доминирующие теории личности:

1917–1936 гг.– личность как профиль психических черт;

1936-1950 гг.- личность как опыт человека;

1950-1962 гг.- личность как темперамент и возраст;

1962-1970 гг.- личность как совокупность отношений, проявляющихся в направленности.

С середины 60-х годов предпринимаются попытки выяснения общей структуры личности.

К концу 70-х гг. ориентация на структурный подход к проблеме личности сменяется тенденцией применения системного подхода, требующего выделения системообразующих признаков

личности.

В психологической науке категория личности относится к числу базовых категорий. Она не является сугубо психологиче­ской и изучается, по существу, всеми общественными науками.

В этой связи возникает вопрос о специфике исследования лич­ности психологией: все психические явления формируются и развиваются в деятельности и общении, но принадлежат они не этим процессам, а их субъекту — общественному индивиду, личности. Наряду с другими принципами в психологии сформу­лирован личностный принцип, который требует исследовать пси­хические процессы и состояния личности

(Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, К.К. Платонов).

Приступая к обзору основных отечественных концепций психологии личности, следует отметить, что в содержательном плане все же доминирует структурный

, а впоследствии сменивший его системно-структурный подход. Наибольшую известность приобрели концепции личности в школах С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, К.К. Платонова (Москва); В.Н. Мясищева, Б.Г. Ананьева (С-Петербург), Д.И. Узнадзе (Грузия).

А. Н. Леонтьев (1903-1979)

Концепция личности

По мнению А.Н. Леонтьева «личность человека производится – создается общественными отношениями».

Рассматривал соотношение понятий «индивид» и «личность».

Индивид

– биологическая основа человека, это целостность и неделимость отдельной особи данного биологического вида, во-вторых, особенности конкретного субъекта, отличающего его от других представителей этого вида.

Это генотипическое образование, но в него входят и свойства, который складываются в онтогенезе (т.е. изменение физических характеристик человека в течение жизни).

А.Н. Леонтьев не относил к личности прежде всего генотипически обусловленные особенности человека: физическая конституция, тип нервной системы, темперамент, аффективность, природные задатки, а так же прижизненно приобретенные навыки, знания и умения, в том числе и профессиональные. Все перечисленное составляет индивидуальные свойства человека.

Понятие «личность» можно употреблять только к человеку начиная с определенного момента его развития.

Свойства индивида не переходят в свойства личности, они так и остаются индивидуальными свойствами, не определяя складывающейся личности, а составляя предпосылки и условия ее формирования.

Личность —

это целостное образование особого рода, не обусловленное генотипически, не данное кем-то или чем-то, а произведенное, созданное в результате множества предметных
деятельностей
.

Развитие личности – процесс взаимодействий множества деятельностей

, которые вступают между собой в иерархические отношения. Т.е. личность формируется, развивается и изменяется в деятельности.

Мясищев В.Н. (1892-1973)

Теория отношений

Личность

рассматривал как совокупность отношений.

Отношения

– система связей человека с различными сторонами действительности:

· отношение к себе

· отношение к людям

· отношение к окружающему миру в целом.

«Отношение личности – это активная, сознательная, интегральная, избирательная, основанная на опыте связь личности с различными сторонами действительности. Это системообразующий элемент личности, которая предстает как система отношений. Сами отношения личности формируются под влиянием общественных отношений, которыми личность связана с окружающим миром в целом» (Мясищев В.Н.).

Сущность личности определяется на основе социальной обусловленности и значимости ее отношений («Скажи мне кто твой друг, и я скажу тебе кто ты»).

Именно отношение является интегратором все психологических характеристик личности, что и обеспечивает целостность, устойчивость, глубину и последовательность поведения личности.

Психологические модальности

отношений:

· Позитивные /негативные отношения.

· Пассивные/активные отношения.

· Противоречивые/гармонично связанные друг с другом отношения.

Виды (стороны)

отношений (соотносятся с тремя сферами психики – мотивационной, когнитивной, деятельностной)

1.Оценочные отношения (эмоциональный компонент — способствует формированию эмоционального отношения личности к объектам среды, людям и самому себе)

2.Интерес, как особое интеллектуальное отношение (познавательный (оценочный) компонент — способствует восприятию и оценке (осознанию, пониманию, объяснению) объектов среды, людей и самого себя)

3.Отношение к деятельности (поведенческий компонент — способствует осуществлению выбора стратегии и тактики поведения личности по отношению к значимым (ценным) для нее объектам среды, людям и самому себе).

Каждая сторона отношения определяется характером жизненного взаимодействия личности с окружающей средой и людьми.

Каждый объект из внешнего мира оценивается по двум критериям отношения:

Отношение (виды)
Эмоциональное отношениеМорально-правовое отношение
нравится/не нравится,хочу/не хочу;любовь, интерес, антипатия и т.д.можно/нельзя,надо/не надо,долг, совесть, этические, моральные и юридические нормы

Пример:

Мне нравится ноутбук моего коллеги, я его хочу иметь (эмоциональное отношение), но при этом я осознаю, что это чужая вещь и брать ее нельзя (морально-правовое отношение).

Если объект оценивается одинаково по обоим критериям, то речь идет о внутренней гармонии.

Если оценка по разным шкалам не совпадает – ситуация потенциального внутреннего конфликта.

Для личностного роста необходимо, чтобы при конфликте побеждало морально-правовое отношение.

Характер

– единство отношений и способов их осуществления в переживаниях и поступках человека.

Характер определяется и проявляется (формируется) только на уровне активных отношений.

Т.е. невозможно дать человеку какую-либо характеристику до тех пор, пока он не вступил в отношения с окружающей средой.

Определенность и устойчивость характера определяется определенностью и устойчивостью отношений.

Процесс развития личности

обусловливается ходом развития ее отношений.

· У 2-3-х летнего ребенка развивается выраженная избирательность отношения – к родителям, воспитателям, сверстникам.

· В школьном возрасте увеличивается число отношений, возникают внесемейные обязанности, учебный труд, необходимость в произвольном управлении своим поведением.

· В старшем школьном возрасте формируются принципы, убеждения, идеалы.

Личностный рост

– перевод персональных отношений в принципиальные (умение принимать решения и действовать не потому, что так хочет кто-то, а исходя из собственных идеалов и убеждений).

Рубинштейн СЛ. (1889-1960)

Концепция личности

Рассматривал как личность развивается и формируется в деятельности.

Для понимания психологии личности, с точки зрения С. Л. Рубинштейна становятся важными следующие положения:

1) психические свойства личности в ее поведении, в действиях и поступках, которые она совершает, одновременно и проявляются, и формируются,

2) психический облик личности во всем многообразии ее свойств определяется реальным бытием, образом жизни и формируется в конкретной деятельности;

3) процесс изучения психического облика личности предполагает решение трех вопросов ( структура личности):

· чего хочет личность,

что для него привлекательно, к чему он стремится? Это вопрос о направленности, установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах (ценности, направленность личности);

· что может личность?

Это вопрос о способностях, о дарованиях человека, о его одаренности,

· что личность есть,

что из его тенденций и установок вошло у нее в плоть и кровь и закрепилось в качестве стержневых особенностей личности. Это вопрос о характере (что из выше перечисленного закрепилось в его характере).

Ввел понятие направленности.

Направленность – совокупность сознательных жизненных устремлений и способов их выражения (совокупность ведущих мотивов).

Личность как открытая система.

Личность является субъектом своего жизненного пути, она сама организует и структурирует свою жизнь, регулирует ее ход, выбирает и реализует свой выбор.

Все поступки и поведение человека закрепляются по средством механизмов обобщения в его характере.

Характер человека, с одной стороны обусловлен обстоятельствами его жизненного пути, а с другой стороны сами эти обстоятельства создаются и изменяются в результате поступков человека.

Платонов К.К.

На основе критерия соотношения социального и биологического в качествах личности в ее структуре К.К. Платоновым выделены четыре иерархически соотносящиеся подструктуры:

1) направленность,

2) опыт,

3) особенности психических процессов,

4) биологические свойства.

Таблица 1. Иерархическая структура личности (К.К. Платонов)

УРОВЕНЬ (подструктураСОДЕРЖАНИЕСООТНОШЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГОМЕТОД ВОЗДЕЙСТВИЯ
Подструктура биологических, конституциональных свойствСкорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения, половые, возрастные особенностиБиологический уровеньвоспитание
Подструктура форм отраженияОсобенности познавательных процессов (ощущения, восприятие, мышление, память, внимание, эмоции)Биосоциальный уровень (биологического больше, чем социального)обучение
Подструктура опытаЗнания, умения, навыки, привычкиСоциобиологический уровень (значительно больше социального, чем биологического)упражнения
Подструктура направленностиУбеждения, мировоззрение, личностные смыслы, интересыСоциальный уровеньтренировка

Узнадзе Д.И.

Теория установки

Установка – готовность действовать определенным образом.

Интегральное образование, объединяющее все остальные составляющие личности.

Согласно концепции Узнадзе в случае «наличия какой-нибудь потребности и ситуации ее удовлетворения в субъекте возникает специфическое состояние, которое можно охарактеризовать как установку – склонность, направленность, готовность к совершению определенной деятельности, направленной на удовлетворение актуальной потребности». Таким образом, установка, выражает готовность человека к активности, определяет его направленность и избирательность поведения. Установка как динамическое состояние включает в себя как момент мотивации, так и момент направленности.

По мнению Д. Н. Узнадзе установка регулирует поведение на двух уровнях регуляции психической активности:

· бессознательном

· сознательном.

Поведение на бессознательном

или импульсивном уровне осуществляется на основе импульсивной (моментной) установки практического поведения целостного состояния индивида, которое возникает под действием ситуации, с одной стороны, и импульсов актуализированной потребности – с другой. Условиями такого поведения являются наличие потребности и ситуации ее реализации.

На сознательном

уровне наличная ситуация становится предметом познания субъекта.

Этот процесс Узнадзе назвал объективацией.

Объективация – осознание действительности такой, какая она есть объективно, безотносительно к потребностям. Субъективное умение руководствоваться логикой объекта.

Необходимость в ней возникает при задержке удовлетворения актуальной потребности в связи с изменившейся обстановкой, в результате чего перед субъектом встает вопрос о дальнейшей программе поведения. Ведущая роль при этом переходит от установки к «активированному на основе объективации мышлению».

Иными словами, возникшая перед индивидом проблемная ситуация требует от него потребности познания (объективации) ее. Результатом объективации становится установка.

Процесс обучения объективации начинается с раннего детства. Сначала на примере конкретных предметов, затем на примере абстрактных понятий и постановки целей.

Выготский Л.С.

Концепция получила название культурно-исторической теории психики человека. Иногда ее называют теорией общественно-исторического происхождения высших психических функций человека.

Личность имеет более узкий смысл, чем в обычном словоупотреблении.

«Мы не причисляем к этому поня­тию все признаки индивидуальности, отличающие ее от ряда других индивидуальностей, составляющие ее своеобразие или относящие ее к тому или иному определенному типу. Мы склон­ны поставить знак равенства между личностью ребенка и его культурным развитием».

Личность, таким образом, есть понятие социальное, оно охватывает надприродное, историческое в че­ловеке.

Она не врожденна, но возникает в результате культур­ного развития, личность поэтому есть понятие историческое. Она охватывает единство поведения, которое отличается признаком овладения.

Личность развивается как целое. Только тогда, когда лич­ность овладевает той или иной формой поведения, только тогда она поднимает ее на высшую ступень.

В концепции Л. С. Выготского можно выделить три крупные логические части.

1. Первая часть может быть озаглавлена: «Человек и природа». Она относится к общефилософским предпосылкам теории. В этой части содержится два основных положения.

1. Первое положение опирается на мысль, неоднократно высказывавшуюся классиками марксизма о том, что при переходе от животных к человеку произошло кардинальное изменение взаимоотношений субъекта с окружающей средой.

На протяжении всего существования животного мира среда действовала на животное и видоизменяла его; животное приспосабливалось к среде, и это обусловило биологическую эволюции животного мира. С появлением же человека начался процесс противоположного смысла. Человек ознаменовал свое появление тем, что начал действовать на природу и видоизменять ее.

Итак, человек оказался способен к овладению природой. Это первое фундаментальное положение.

2. Второе. Человеку удалось сделать это, т. е. наложить на природу «печать своей воли», благодаря использованию орудий, а обобщенно говоря, благодаря развитию материального производства. Легко понять, что это действительно так, если представить себе, что именно материальное производство привело к эволюции средств воздействия на природу: от неотесанного камня или копья-палки до современных станков и атомных двигателей.

Итак, Л. С. Выготский подчеркивает измененное взаимоотношение человека и природы, во-первых, и механизм этого изменения через использование орудий, во-вторых.

II. Вторая часть может быть озаглавлена: «Человек и его собственная психика». Она содержит тоже два положения, которые звучат не только как точные аналоги обоих положений первой части, но и имеют с ними внутреннюю связь.

1.Первое. Способность к овладению природой не прошла бесследно для человека в одном очень важном отношении: он научился также овладевать собственной психикой. Появились произвольные формы деятельности, или высшие психические функции.

Самый низший этаж в структуре деятельности занимают психофизиологические функции: сенсорная функция, моторная, мнемическая и др. Л. С. Выготский называет их низшими, или натуральными, психическими функциями. Они есть и у животных.

У человека же появляются произвольные формы таких функций, которые Л. С. Выготский и называет высшими: человек может заставить себя запомнить некоторый материал, обратить внимание на какой-то предмет, организовать свою умственную деятельность.

Итак, овладение природой и овладение собственным поведением — параллельно идущие процессы, которые глубоко взаимосвязаны.

2. Второе положение. Подобно тому как человек овладевает природой с помощью орудий, он овладевает собственным поведением тоже с помощью орудий, но только орудий особого рода — психологических. Это знаки.

Итак, человек сам вводит дополнительный стимул, который не имеет органической связи с ситуацией и потому представляет собой искусственное средство-знак; с помощью этого знака он овладевает поведением — запоминает, делает выбор и т. п.

III. Третью часть концепции Л. С. Выготского можно озаглавить «Генетические аспекты».

Культурно-историческое развитие человека и онтогенез (развитие ребенка) имеют принципиальное сходство.

Итак, возможность приказывать себе рождалась в процессе культурного развития человека из внешних отношений приказа-подчинения. Сначала функции приказывающего и исполнителя были разделены и весь процесс, по выражению Л. С. Выготского, был интерпсихологическим, т. е. межличностным. Затем эти же отношения превратились в отношения с самим собой, т. е. в интрапсихологические.

Превращение интерпсихологических отношений в интрапсихологические Выготский назвал процессом интериоризации. В ходе него происходит превращение внешних средств-знаков (зарубки, коготь, жребий, громко произнесенное слово) во внутренние (образ, элемент внутренней речи и т. п.).

В онтогенезе наблюдается принципиально то же самое. Л. С. Выготский выделяет здесь следующие стадии интериоризации.

· Первая: взрослый действует словом на ребенка, побуждая его что-то сделать.

· Вторая: ребенок перенимает от взрослого способ обращения и начинает воздействовать словом на взрослого.

· И третья: ребенок начинает воздействовать словом на самого себя.

Итак, высшие психические функции основаны на использовании внутренних, преимущественно вербальных, средств, которые первоначально отрабатываются в общении.

Резюмируем основные положения теории развития высших психических функций Л. С. Выготского.

1. Принципиальное отличие человека от животных состоит в том, что он овладел природой с помощью орудий. Это наложило отпечаток на его психику: он научился овладевать собственными психическими функциями. Для этого он также использует орудия, но орудия особые, психологические. В качестве таких орудий выступают знаки, или знаковые средства. Они имеют культурное происхождение. Наиболее типичной и универсальной системой знаков является речь.

2. Первоначально — в фило- и онтогенезе — психологические . орудия выступают во внешней, материальной форме и используются в общении как средства воздействия на другого человека. Со временем человек начинает обращать их на себя, свою собственную психику. Интериндивидуальные отношения превращаются в интраиндивидуальные акты самоуправления. При этом психологические орудия из внешней формы переходят во внутреннюю, т. е. становятся умственными средствами.

3. Таким образом, высшие психические функции человека отличаются от низших, или естественных, психических функций животных по своим свойствам, строению, происхождению: они произвольны, опосредованы, социальны.

И. С, Кон:

В целом образ «Я» понимался как установочная система; установки обладают тре­мя компонентами:

1. когнитивным,

2. аффективным

3. про­изводным от первых двух поведенческим (готовность к действиям в отношении объекта).

Нижний уровень образа «Я» «составляют неосознанные, представлен­ные только в переживании установки

, традиционно ассоциирующиеся в психологии с
«самочувствием» и эмоциональным отношением к себе;
выше располо­жены осознание и самооценка отдельных свойств

и качеств; затем эти частные самооценки складывают­ся в относительно целостный образ;

наконец, сам этот образ «Я» вписывается в общую систему цен­ностных ориентации личности,

связанных с осозна­нием ею целей своей жизнедеятельности и средств, необходимых для достижения этих целей».

Для решения проблемы выделения уровней необ­ходимо прежде всего решить вопрос о специфике форм активности человека, форм его жизнедеятель­ности. Такое решение возможно на пути анализа тех специфических качеств и тех форм отношений с дей­ствительностью, которыми обладает человек как организм, как социальный индивид, как личность.

В.В. Столин: единицами самосознания личности являют­ся не образы сами по себе, и не самооценки в когни­тивной или эмоциональной форме, и не образы + самооценки.

Единицей самосознания личности явля­ется конфликтный смысл «Я», отражающий столкно­вение различных жизненных отношений субъекта, столкновение его мотивов и деятельностей.

Это столк­новение осуществляется путем поступков, которые, таким образом, являются пусковым моментом обра­зования противоречивого отношения к себе. В свою очередь, смысл «Я» запускает дальнейшую работу самосознания, проходящую в когнитивной и эмоцио­нальной сферах.

Таким образом, единица самосозна­ния (конфликтный смысл «Я») — это не просто часть содержания самосознания, это процесс, внутреннее движение, внутренняя работа.

Этапы развития самосознания

Этапы формирования самосознания совпадают с этапами психического развития ребенка – становления его интеллектуальной и личностной сфер, которые разворачиваются от рождения по подростковый период включительно.

Первый этап связан с формированием у младенца схемы тела – субъективного образа взаимного положения состояния движения частей тела в пространстве. Этот образ формируется на основе информации о положении тела и его частей в пространстве (проприоцептивной информации и о состоянии движения органов (кинестетической информации). Схема тела простирается за пределы физического тела и может включать в себя предметы, долго находящиеся с ним в прикосновении (одежда). Ощущения, возникающие у ребенка на основе проприоцептивной и кинестетической информации, создают у него эмоционально окрашенное впечатление комфорта или дискомфорта, т. е. то, что можно назвать самочувствием организма. Таким образом, схема тела – изначально первый компонент в структуре самосознания.

Следующей ступенью в формировании самосознания является начало ходьбы. При этом существенно не столько техника овладения, сколько изменения во взаимоотношениях ребенка с окружающими людьми. Относительная автономность ребенка в его передвижении порождает некоторую самостоятельность ребенка по отношению к другим людям. С осознанием этого объективного факта связано первое представление ребенка о своем «Я». С. Л. Рубинштейн подчеркивал, что не существует «Я» вне отношений к «ТЫ».

Следующий этап в развитии самосознания связан с формирующейся у ребенка полоролевой идентичностью, т. е. отнесение себя к полу и осознание содержания половой роли. Ведущим механизмом усвоения половой роли является идентификация, т. е. уподобление себя в форме переживаний и действий другому лицу.

Важный этап в становлении самосознании – овладение ребенком речью. Возникновение речи изменяет характер отношений между ребенком и взрослым. Овладевая речью, ребенок получает возможность направлять действия других людей по своему желанию, т. е. из состояния объекта воздействий окружающих он переходит в состояние субъекта своих воздействий на них.

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ

Школа Лурия, школа нейропсихологии.

Роль речи в развитии произвольных психических процессов.

Согласно теории Лурия, мозг является высокодифференцированной системой, части которой отвечают за различные аспекты целого: отдельные области коры головного мозга взаимодействуют друг с другом, чтобы произвести мысли и действия самого разного рода. Лурия допустил, что в мозге содержится три основные блока:

  1. Ствол мозга и структуры среднего мозга, отвечающий за длительное сохранение следов возбуждения.
  2. Входящие сенсорные функции — прием, переработку и хранение информации.
  3. Лобная часть коры головного мозга, отвечает за организацию, планирование и контроль за успешным выполнением программ.

Взгляды С.Л. Рубинштейна на структуру личности

Первое, на что прямо указывает С.Л. Рубинштейн при характеристике личности, — это зависимость психических процессов от личности. По мнению автора, этот принцип выражается, во-первых, в индивидуальных различиях между людьми. У разных людей, в зависимости от их индивидуальных, т.е. личностных особенностей, разные способы восприятия, памяти, внимания, стили психической деятельности.

Во-вторых, личностная зависимость психических процессов выражается в том, что ход развития психических процессов зависит от общего развития личности. Смена жизненных эпох, через которые проходит и осуществляет свое развитие каждая личность, приводит не только к изменению жизненных установок, интересов, ценностных ориентаций, но и к изменению чувств, волевой жизни. Изменения личности в ходе ее развития приводят к изменениям в психических процессах (когнитивных, аффективных, волевых).

В-третьих, зависимость психических процессов от личности выражается в том, что сами эти процессы не остаются самостоятельно развивающимися процессами, а становятся сознательно регулируемыми операциями, т.е. психические процессы становятся психическими функциями личности. Таким образом, внимание в его специфически человеческой форме оказывается произвольным, а мышление — набором операций, сознательно контролируемых человеком для решения задач. Исходя из этого контекста, вся психология человека — это психология личности.

Следующим важным положением для психологической концепции личности является то, что любое внешнее воздействие действует на индивида через внутренние условия, сформированные в нем ранее, даже под влиянием внешних воздействий. По поводу этого положения С.Л. Рубинштейн о мы поднимаемся — от неорганической к органической природе, от живых организмов к человеку — тем сложнее становится внутренняя природа явлений и тем больший удельный вес приобретают внутренние условия по отношению к внешним». Именно эта методологическая позиция, заимствованная у С.Л. Рубинштейна, делает понятной известную формулу: «Личностью не рождаются — ею становятся». Психические качества личности не являются врожденными, они формируются и развиваются в процессе деятельности.

Итак, для понимания психологии личности с точки зрения С.Л. Рубинштейна важными становятся следующие утверждения:

  1. психические особенности личности в ее поведении, в действиях и поступках, которые она совершает, проявляются и формируются одновременно»,
  2. психический облик личности во всем многообразии ее свойств определяется реальным существованием, образом жизни и формируется в определенной деятельности;
  3. процесс изучения психического образа личности предполагает решение трех вопросов: Чего хочет личность, что для нее привлекательно, к чему она стремится? Это вопрос ориентации, установок и склонностей, потребностей, интересов и идеалов;
  1. Что может сделать личность? Это вопрос о способностях человека, о его дарах, о его наделении,
  1. То, что представляет собой личность, каковы ее тенденции и установки, стало плотью и кровью и утвердилось в качестве центральных характеристик личности. Это вопрос характера.

Выделив эти стороны психики личности, С. Л. Рубинштейн подчеркнул, что они взаимосвязаны и взаимозависимы, что в данной деятельности они сплетаются в единое целое. Направленность личности, ее установки, которые в однородных ситуациях порождают определенные действия, затем переходят в характер и закрепляются в нем в виде черт. Наличие интереса к определенной сфере деятельности стимулирует развитие способностей в этом направлении, а наличие способностей, обуславливающих успешную работу, стимулирует интерес к ней.

Способности и характер также тесно связаны между собой. Наличие способностей порождает в человеке уверенность в себе, силу и решительность или, наоборот, тщеславие и безрассудство. Точно так же черты характера вызывают развитие способностей, поскольку способности развиваются через их реализацию, а это, в свою очередь, зависит от черт характера — решительности, настойчивости и т.д. Таким образом, в реальной жизни все стороны, аспекты психического облика личности, сливаясь друг с другом, образуют неразрывное целое.

Грузинская школа. Узнадзе.

Узнадзе, теория установки, основатель тбилисского университета. Концепция личности Узнадзе строится на понятии (установки», которую он считал гл. психологическим образованием. Установка считается основным регулятивным механизмом поведения человека, определяя его направленность и избирательную активность. Однако сущность личности не сводится к функционированию установки, а определяется наличием таких основополагающих проявлений, как сознание и способность к объективации. Характерной особенностью личности является осуществление далекой мотивации, совершение действий и поступков, цель которых в удовлетворении потребностей, предназначенных для будущей жизни. Высшие потребности – интеллект., моральные и эстетические – соответствуют Я-концепции человека Установка же проявляется в настоящем времени, хотя и является определенной формой антиципации.

В зависимости от способности человека к объективации Узнадзе описывает три типа личностей:

  1. динамический – личность, имеющая развитую способность к объективации и обладающая готовностью легко переключаться в направлении объективированных целей;
  2. статичный – личность, проявляющая гиперобъективацию, которая состоит в постоянной задержке импульсов своих установок и выборе целесообразных видов деятельности лишь на основе значит, волевых усилий;
  3. вариабельный – личность, обладающая достаточной легкостью объективации, но не имеющая достаточных волевых способностей для ее реализации.

Одной из важнейших характеристик личности в Теории установки является ответственность, благодаря которой человек может становиться выше своих потребностей, выступая как субъект воли. Смысл мотивации состоит в нахождении деятельности, соответствующей основной, закрепленной в процессе жизни установке личности Период подготовки цели делится на две ступени:

  1. выбор, который признается интеллектуальным актом и осуществляется на основе личностных ценностей поведения для данного субъекта ;
  2. мотивация, признаваемая волютивным процессом. Волевое поведение – это способность личности подчинить свою активность не только личностным ценностям, но и объективной необходимости.

Концепция личности А.Ф. Лазурского

Важность этой концепции заключается в том, что впервые было высказано положение о личностных отношениях, которые составляют ядро личности. Его особое значение заключается также в том, что идея отношений личности стала отправной точкой для многих российских психологов, особенно для представителей ленинградско-петербургской школы.

Взгляды А.Ф. Лазурского на природу и структуру личности сформировались под непосредственным влиянием идей В.М. Бехтерева во время работы под его руководством в Психоневрологическом институте.

По мнению А.Ф. Лазурского, основной задачей личности является адаптация (приспособление) к среде, понимаемой в самом широком смысле (природа, вещи, люди, человеческие отношения, идеи, эстетические, моральные, религиозные ценности и т.д.). Мера (степень) активности адаптации личности к среде может быть различной, что отражается в трех психических уровнях — низшем, среднем и высшем. Фактически, эти уровни отражают процесс психического развития человека.

По мнению А.Ф. Лазурского, личность — это единство человека. Ф. Лазурского представляет собой единство двух психологических механизмов. Во-первых, это эндопсихика — внутренний механизм психики человека. Эндопсихика проявляется в основных психических функциях, таких как внимание, память, воображение, рассуждения, сила воли, эмоциональность, импульсивность, то есть в темпераменте, умственных способностях и, наконец, в характере. Согласно A. F. Лазурный, эндокриты в основном врожденные.

Другим существенным аспектом личности является экзопсихика, содержание которой определяется отношением индивида к внешним объектам, окружающей среде. Экзопсихические проявления всегда отражают внешние, окружающие человека условия. Эти две части взаимосвязаны и влияют друг на друга. Например, хорошо развитое воображение и способность к творчеству, высокая чувствительность и возбудимость — все это предполагает способность к занятиям искусством. То же самое относится и к экзокомплексу признаков, когда внешние условия жизни диктуют, так сказать, соответствующее поведение.

Процесс адаптации личности может быть более или менее успешным. А.Ф. Лазурский в связи с этим принципом выделяет три психологических уровня.

Низший уровень характеризуется максимальным влиянием внешней среды на психику человека. Окружение как бы подчиняет такого человека себе, не учитывая его особенностей. Таким образом, существует противоречие между способностями человека и приобретенными профессиональными навыками. Средняя стадия предполагает большую способность адаптироваться к окружающей среде, найти свое место в ней. Люди, которые более сознательны, обладают большей работоспособностью и инициативностью, выбирают профессии, соответствующие их наклонностям и талантам. На высшей стадии психического развития процесс адаптации осложняется тем, что значительное напряжение, интенсивность психической жизни, заставляет не только приспосабливаться к окружающей среде, но и создает желание изменить ее, модифицировать в соответствии с собственными желаниями и потребностями. Другими словами, здесь мы больше сталкиваемся с процессом творения.

Таким образом, нижний уровень дает людей, которые неадекватно или плохо адаптированы, средний уровень — людей, которые адаптированы, а высший уровень — людей, которые адаптированы.

На высшем психическом уровне экзопсихика достигает наивысшего уровня развития благодаря духовному богатству, сознательности, координации психического опыта, в то время как эндопсихика образует его естественный субстрат. Поэтому классификация производится по экзопсихическим категориям, точнее, по основным универсальным идеалам и их характерным разновидностям. Наиболее важными среди них, по мнению А.Ф. Лазурского, являются: альтруизм, знание, красота, религия, общество, внешняя активность, система и власть.

Ананьев Б. Г. (1907-1972) — российский психолог.

Структура человека как индивида, личности и субъекта деятельности. Характеристики человека как индивида. Имеются основания для выделения 2-х основных классов индивидных свойств: возрастно-половых и индивидуально-типических. В первый входят возрастные свойства и половой диморфизм. Во второй входят конституциональные особенности; нейродинамические свойства мозга, особенности функциональной геометрии больших полушарий. Все эти свойства являются первичными и существуют на всех уровнях включая клеточный и молекулярный. Взаимодействие возрастно-половых и индивидуально-типических свойств определяет динамику психофизиологических функций и структуру органических потребностей — эти свойства можно назвать вторичными. Высшая интеграция всех этих свойств представлена в темпераменте, с одной стороны, и задатков с др. Характеристики человека как L. Исходным моментом структурно-динамических свойств L является ее статус в обществе. На основе статуса и в постоянной взаимосвязи с ним строятся системы общественных функций ролей и целей и ценностных ориентаций. Статус роли и ценностные ориентации образуют первичный класс личностных свойств, интегрируемых определенной структурой L. Эти личностные характеристики определяют особенности мотивации поведения, структуру общественного поведения составляя 2-ой ряд личностных свойств. Высшим интегрированным эффектом взаимодействия первичных и вторичных личностных свойств является характер человека с одной стороны и способности с др.

Основные характеристики человека как субъекта деятельности. Исходными характеристиками являются: сознание и деятельность. Как субъект теоретической. деятельности человек характеризуется знаниями и умениями. Высшей интеграцией субъектных свойств является творчество, а наиболее общественными эффектами — способности и талант.

Введение

Актуальность темы данной работы определяется тем, что в психологической науке категория «личность» является одним из базовых понятий.

В традициях отечественной психологии личность — это совокупность отношений к миру данного конкретного субъекта (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович, А.Г. Ковалев, В.С. Мерлин, К.К. Платонов и др.) Единственным воплощенным выражением отношения может быть только активность личности, реализуемая в ее деятельности.

Многообразие теорий личности, возникших в западной психологической науке в течение двадцатого века, обуславливает и разнообразие взглядов на определение понятия «личность», ее функционирование и структуру. L. Hjell and D. Зиглер в своей знаменитой монографии выделяют по меньшей мере девять направлений теории личности. Это психодинамический (3. Фрейд) и вариант этого направления, пересмотренный А. Адлером и К. Юнгом, диспозиционный (Г. Оллпорт, Р. Кеттел), бихевиористский (Б. Скиннер), социально-когнитивный (А. Бандура), когнитивный (А.Б. Бардура). Бандура), когнитивная (Дж. Келли), гуманистическая (А. Маслоу), феноменологическая (К. Роджерс) и эго-психология, представленная именами Э. Эриксона, Э. Фромма и К. Хорни.

Как L. Hjell и D. Зиглер отмечает, что краеугольные камни теории личности коренятся в основных представлениях их авторов о человеческой природе.

Цель данной статьи — рассмотреть основные принципы и положения некоторых психологических теорий личности. Эта цель достигается путем решения следующих задач:

  1. описание теорий личности классиков отечественной психологической науки (А.Ф. Лазурский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский);
  2. описание понятия «личность» в соответствии с основными зарубежными теоретическими подходами (психодинамическое направление, гуманистическое направление, когнитивное направление и структурная теория черт личности).

Исходя из литературных данных, можно сделать вывод, что сегодня в отечественной психологии широко распространена концепция человека как индивида, личности и субъекта деятельности, но нет более или менее общепринятой концепции личности. Давайте по очереди рассмотрим концепции личности некоторых авторов.

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К.А. Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна. Москва, 1989. 248 стр.
  2. Ковалев А.Г. Психология личности. М., 1970. — 168 с.
  3. Кон И.С. Социология личности. — М., 1967, — 315 СТР.
  4. Лазурский А.Ф. Набросок науки о характере. М., 1995, — 247 С.
  5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. — 281 с.
  6. Маклаков А.Г. Общая психология. — СПб., 2000. — 592 с.
  7. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. — СПС, 2002 г. — 920 c.
  8. Мязишев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии // Психология отношений. Избранные психологические труды. М.- Воронеж, 1995. С. 39-67.
  9. общая психология : учебник для студентов образовательных учреждений. / Под ред. А.В. Петровского. — М.: Просвещение, 1986. — 308 с.
  10. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М., 1986. — 224 ч.
  11. психологическая наука в России в 20 веке: Проблемы теории и истории. М., 1997. — 576 с.
  12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1989. — 268 с.
  13. Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. М., 1997. — 720 с.
  14. Hjell L., ZieglerD. Теории личности. СПб., 1997. — 796 с.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]