Основные подходы к пониманию личности в современной психологии — Социально-психологический подход к пониманию личности


Социально-психологический подход к пониманию личности

С древних времен люди обнаружили зависимость своего поведения от окружающей социальной среды, а также от собственной психики, что заставило их приспосабливаться к условиям жизни, проявляя при этом способность к свободному выбору. Такая связь психики и внешних воздействий и стимулов отмечалась в истории психологии во многих предшествующих теориях и концепциях изучения проблемы соотношения «индивидуального» и «социального» в личности. Анализ этой проблемы, основанный на психологических исследованиях и философских основаниях, является антропологическим, согласно которому человек — это прежде всего биологическое существо. Определяется их роль и место в обществе, берется за основу приоритет социальной среды в формировании развития личности.

Мы используем понятие «личность» — как выработанное для отражения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, обнаруживающего себя в контексте социальных отношений, общения и субъективной активности. При этом под этим понятием может подразумеваться либо человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности, либо устойчивая система социально значимых черт, характеризующих человека как представителя сообщества или социальной группы. Однако сначала необходимо прояснить специфику понимания личности в социальной психологии.

Различные социально-психологические теории личности, рассматривая их в разных аспектах, исходят как из интересов личности, приоритета ее коммуникативного, нравственного потенциала в профессиональном развитии, ее знаний, стиля и культуры общения, так и из значения общества, социальных отношений в формировании личности. В зависимости от преобладающей стороны этого явления и происходит теоретическое обоснование определенного типа и социальной программы поведения человека, определенной стратегии действий, других социально-психологических качеств и характеристик личности.

Сегодня многие научные теории, занимающиеся изучением психики человека, теоретически и экспериментально подтверждают, что последняя не является следствием или прямым продолжением естественной эволюции элементарных форм поведения животных. Поэтому ясно, что наши психические функции формируются в процессе нашего воспитания и развития в обществе, путем усвоения всеми нами социального опыта. Следует отметить, что этот процесс ассимиляции является особой формой психического развития, которая может быть присуща только человеку. Здесь речь идет не только о высших психических функциях (абстрактное мышление, логическая память и т.д.), но и о таких элементарных и, на первый взгляд, врожденных функциях (например, тональный слух), которые носят социальный характер и развиваются в течение жизни.

По мнению нашего самого известного психолога и основателя отечественной нейропсихологии А.Р. Лурии: собственно функциональные системы мозга, как материальная субстанция психических функций, не появляются готовыми при рождении и не созревают самостоятельно, а формируются в процессе общения и предметной деятельности растущего человека. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии; сборник лекций, СПб: Питер, 2006 г. — 320 с. В реальности не существует естественных программ социального поведения человека, поскольку сама социальная жизнь не является постоянной системой факторов, а меняется, часто гораздо быстрее, чем смена поколений.

Ряд психологов обосновывают социализацию личности как переход от чисто биологических к социальным стадиям развития и понимают социализацию как процесс обучения, адаптации. В действительности общественные отношения своими действиями преобразуют природные функции в социальные и ставят их на службу общественному развитию. При этом социальное не уничтожает природное, а объединяет его в новые системы контекстов и отношений, которые управляются качественно новыми законами социальной формы движения.

Психология личности

1.3. Темперамент

Темперамент — совокупность индивидуальных особенностей, характеризующих динамическую и эмоциональную стороны поведения человека, его деятельности и общения. Лишь условно темперамент можно отнести к компонентам личности, ибо его особенности, как правило, обусловлены биологически и являются врожденными. Темперамент теснейшим образом связан с характером, и у взрослого человека их трудно разделить.

Темперамент можно подразделить на четыре наиболее обобщенных типа: холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический. Такое разделение имеет длительную историю (Гиппократ, Гален, Кант, Павлов и др.), хотя имеются и другие классификации типов темперамента (Кречмер, Шелдон, Сиго и др.).

1. Холерик — сильный тип темперамента, проявляющийся в общей подвижности и способности отдаваться делу с исключительной страстностью, в бурных эмоциях, резких сменах настроения, неуравновешенности.

2. Сангвиник — сильный тип темперамента, характеризующийся подвижностью, высокой психической активностью, разнообразием мимики, отзывчивостью и общительностью, уравновешенностью.

3. Флегматик — сильный тип темперамента, связанный с медлительностью, инертностью, устойчивостью в стремлениях и настроении, слабым внешним выражением эмоций, низким уровнем психической активности.

4. Меланхолик — слабый тип темперамента, которому свойственны замедленность движений, сдержанность моторики и речи, низкий уровень психической активности, легкая ранимость, склонность глубоко переживать даже незначительные события, преобладание отрицательных эмоций, сензитивность.

Нет ни хороших, ни плохих темпераментов. Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Достоинство холерика — в возможности сосредоточения значительных усилий в короткий промежуток времени, а недостаток в том, что при длительной работе ему не всегда хватает выдержки. Сангвиник, обладая быстрой реакцией и повышенной трудоспособностью в начальный период работы, к ее концу снижает работоспособность не только из-за быстрой утомляемости, но и ввиду падения интереса. Достоинство флегматика в способности долго и упорно работать, но он не в состоянии быстро собраться и сконцентрировать свои усилия. Меланхолик отличается большой выдержкой, но медленным вхождением в работу, его работоспособность выше в середине или в конце работы, а не в ее начале.

Тип темперамента необходимо учитывать в специальностях, где труд предъявляет особые требования к динамическим и эмоциональным качествам человека.

Свойства темперамента

. Темперамент и личность. Большинство исследователей темперамента выделяют такие его свойства, теснейшим образом связанные между собой и с качествами характера: сензитивность — особенность человека, проявляющаяся в возникновении чувствительности (психической реакции) на внешний раздражитель наименьшей силы; реактивность — особенность человека, связанная с силой эмоциональной реакции на внешние и внутренние раздражители; активность — способность человека, заключающаяся в преодолении внешних и внутренних ограничений в производстве, в общественно-значимых преобразованиях, в присвоении богатств, усвоении духовной культуры; темп реакций — особенность человека, заключающаяся в скорости протекания психических процессов, а в определенной мере и психических состояний; пластичность — ригидность — особенности человека гибко и легко приспосабливаться к новым условиям, либо костно, инертно, нечувствительно вести себя в изменившихся условиях; экстраверсия-интроверсия — особенности человека, выражающиеся в преимущественной направленности активности личности либо вовне (на мир внешних объектов: окружающих людей, событий, предметов), либо внутрь (на явления собственного субъективного мира, на свои переживания и мысли).

Темперамент

, будучи врожденным, является базой большинства свойств личности. Но он определяет лишь динамику их проявления (впечатлительность, эмоциональность, импульсивность, тревожность).

Впечатлительность

— свойство человека, характеризующее степень воздействия различных раздражителей, время сохранения их в памяти и силу ответной реакции на это воздействие.

Эмоциональность

— свойство, выраженное в скорости, содержании, качестве, глубине, динамике эмоциональных процессов и состояний.

Импульсивность

— свойство, заключающееся в склонности человека действовать по первому побуждению, спонтанно под влиянием внешних воздействий или внезапно нахлынувших эмоций.

Тревожность

— повышенная склонность человека испытывать беспокойство в любых ситуациях жизни, в том числе и не располагающих к этому. Понятие тревожности близко к понятию невротизма (Г. И. Айзенк).

Эти особенности темперамента оказывают влияние на характерологические черты, на развитие и проявление способностей человека.

Практические задания

1. Какое определение можно дать темпераменту?

2. Что такое типы темперамента?

3. Как взаимодействует темперамент, деятельность и общение?

4. Какие качества личности следует отнести к свойствам темперамента?

5. Каково соотношение темперамента и личности?

6. Какому типу темперамента — холерическому, сангвиническому, флегматическому или меланхолическому — соответствуют характеристики:

а) Несколько замедленные реакции, устойчивое настроение, внешне мало выраженная эмоциональная сфера. Остается достаточно выдержанным и спокойным, не допускает импульсивных движений в сложных жизненных ситуациях. Проявляет большое упорство в доведении дела до конца, правильно рассчитывая свои силы. Стереотипы вязки, поведение часто недостаточно гибко, переключение внимания, деятельности и общения в определенной мере замедлено. Наибольших успехов достигает в профессиях, требующих усидчивости, равномерного напряжения сил, устойчивости внимания и большого терпения.

б) Повышенная эмоциональная реактивность, резкий темп и быстрота в движениях, большая энергия и прямолинейность в отношениях. В неблагоприятных условиях повышенная возбудимость может привести к вспыльчивости, а в некоторых случаях и агрессивности. Резкая смена настроений. Способен преодолеть значительные трудности, отдаваться делу с большой страстью при соответствующей высокой мотивации. Достигает наибольшего результата в профессиях, в которых необходимы повышенная реактивность и значительное единовременное напряжение сил.

в) Повышенная ранимость, склонность к глубоким переживаниям даже по незначительным причинам. Чувства легко возникают, плохо сдерживаются, отчетливо выражены вовне. Сильные внешние воздействия затрудняют его деятельность и общение. Замкнут, избегает новой обстановки. При неблагоприятных жизненных условиях быстро возникает застенчивость, робость, нерешительность, как и трусость. Но в благоприятной устойчивой обстановке может достичь значительных успехов в профессиях, требующих повышенной чувствительности (сензитивности) и реактивности;

г) Легкая приспособляемость к изменяющимся жизненным условиям, повышенная контактность с окружающими людьми, легкое возникновение и быстрая смена чувств, стереотипы достаточно подвижны, раскован в новой обстановке, способен к быстрому переключению внимания, деятельности и общения. Наиболее успешны виды профессии, требующие быстрой реакции и повышенной общительности.

ТЕСТ

Определи себя по личностному опроснику

Айзенка (EPI). Дается упрощенный мужской вариант (женщины вносят в вопросы соответствующие коррективы). Ответь «да» или «нет» на следующие вопросы (работай быстро, не тратя много времени на обдумывание, важна твоя первая реакция, а не результат долгих размышлений, отвечать нужно на каждый вопрос, не пропуская ни одного).

1. Часто ли ты испытываешь тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы встряхнуться, испытать возбуждение?

2. Ты часто нуждаешься в друзьях, которые тебя понимают, могут ободрить и утешить?

3. Ты человек беспечный?

4. Не находишь ли ты, что тебе трудно ответить «нет»?

5. Задумываешься ли ты перед тем, как что-либо предпринять?

6. Если ты обещал что-то сделать, всегда ли сдерживаешь свое обещание?

7. Часто ли у тебя бывают спады и подъемы настроения?

8. Обычно ты поступаешь и говоришь быстро, не раздумывая?

9. Часто ли ты чувствуешь себя несчастным человеком без достаточных на то причин?

10. Сделал ли бы ты все, что угодно, на спор?

11. Возникает ли у тебя чувство робости или смущения, когда ты хочешь завести разговор с симпатичной(ным) незнакомкой(цем)?

12. Выходишь ли ты иногда из себя, злишься?

13. Часто ли ты действуешь под влияние минутного настроения?

14. Часто ли ты беспокоишься из-за того, что сделал или сказал что-нибудь такое, чего не следовало бы делать или говорить?

Социально-психологическая структура личности

Основной проблемой в изучении личности является понимание ее психологической структуры. Структурный анализ личности является одной из важнейших задач как социологии, так и социальной психологии. В частности, социально-психологические исследования проделали огромную работу по изучению социально-психологической структуры личности, которая имеет огромную эмпирическую базу. Проблема структуры личности — одна из актуальных в социально-психологической теории, в отличие от широко распространенного представления о структуре личности, она относится не к структуре личности вообще, а к различным подходам к ее построению и, соответственно, к двум качественно различным моделям структуры личности: статической и динамической.

Под статической структурой следует понимать абстрактную модель, характеризующую основные аспекты, слои или компоненты психики индивида. Степень общности такой модели может варьироваться в широких пределах. Это зависит от того, какой инструментальный подход к статической структуре личности использует исследователь — аналитический или интегральный. Модель динамической структуры отражает основные компоненты психики индивида. Под динамической структурой личности мы понимаем модель психического состояния и поведения человека, которая позволяет понять механизмы взаимосвязи и взаимодействия всех компонентов и структурных слоев в психике индивида.

Структура человеческой личности, как очень сложного явления, представляет собой совокупность, иерархию и определенное взаимодействие различных элементов. Каждая структура характеризуется определенной стабильностью и в то же время подвержена различным изменениям — прогрессивным и регрессивным — вплоть до дезинтеграции, которая характеризуется понятием разрушения. Деструктивные явления в структуре личности приводят к отклонениям, которые называют девиантным поведением. Характеризуя модель социально-психологической структуры личности, можно выделить два основных параметра. Во-первых, та, которая относится к определению природы самой модели, которая может быть статичной или динамичной, и, во-вторых, та, которая относится к определению инструментального подхода к исследованию, который может быть аналитическим или интегральным.

Универсальные психические характеристики индивида. Универсальным в психике человека является, во-первых, наличие необходимого комплекса основных психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воля) и состояний, подчиняющихся общим для всех людей психофизиологическим механизмам, без которых невозможно говорить о психической деятельности индивида; Во-вторых, факт биосоциальной детерминации психического мира и поведения человека (результатом и проявлением последней являются такие устойчивые черты и характеристики личности, как ее темперамент и характер); в-третьих, факт социальности человеческой психики в отличие от психики животных.

Социально-специфический опыт. Помимо общечеловеческого опыта, необходимо выделить социально специфический опыт личности. Под этим понимаются все те особенности психики личности, которые связаны с фактом ее принадлежности к определенной социальной общности или совокупности социальных общностей (этнической, классовой, политической, идеологической, экономической, профессиональной, национальной и т.д.). Общим для вышеперечисленных элементов социально специфического опыта индивида является то, что все они выполняют специфические функции, которые санкционируют, регулируют и направляют поведение индивида. Относиться именно к тем специфическим формам отражения индивидом социальной реальности, которые носят предельно обобщенный, безличный характер (роли, нормы, ценности, символы).

Социальные нормы. Термин «социальная норма» широко используется в социологии и социальной психологии для обозначения правил или моделей поведения, санкционированных социальными группами и ожидаемых в фактическом поведении членов этих групп.

Социально-психологические теории личности

Сегодня существует множество различных социально-психологических теорий личности, которые дают нам возможность говорить о ней как об индивидуальности и одновременно как о социально-психологическом феномене. В социальной психологии не существует общей теории личности; это связано, главным образом, с историей развития самой социальной психологии, где к середине прошлого века сложились четыре основных подхода к объяснению личности-социального поведения: необихевиористский, когнитивный, психоаналитический и интеракционистский. Все, кроме четвертого, соответствуют общим психологическим течениям, а последнее имеет социологические корни. Все они характеризуются общетеоретическими принципами анализа и интерпретации социального поведения личности и содержат ряд конкретных социально-психологических теорий личности, так называемых «теорий средней стадии».

К числу наиболее известных на сегодняшний день социально-психологических теорий личности относятся, прежде всего:

  • Психоанализ (3-й Фрейд, К. Юнг, А. Адлер и др.);
  • Школа бихевиоризма (бихевиоризм);
  • Понимание личности с позиции гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс);
  • Изучение личности в контексте экзистенциальной психологии;
  • Трансакционный анализ личности (Э. Берн);
  • Акмеологический подход к пониманию личности (О. Бодалов, А. Деркач, Л. Орбан-Лембрик и др.);
  • Стратегия проживания личности Абульхановой-Славской;
  • Cоциально-психологические концепции личности.

Давайте вкратце рассмотрим основные положения этих теорий.

Психоанализ. Зигмунд Фрейд, основатель психоанализа, заложил основы одного из самых глубоких учений о человеческой личности. Психоанализ основан на двух доктринах:

Доктрина психического детерминизма. Это означает, что у каждого психологического явления есть причина;

Утверждение, что бессознательные процессы играют гораздо большую роль в формировании мышления и поведения человека, чем сознательные процессы.

Фрейд считал, что в бессознательном скрыты самые важные личностные детерминанты, что здесь находится главный источник психической энергии, влечений, инстинктов.

Швейцарский ученый Карл Юнг рассматривал личность как сложное структурное явление, основанное на идее сосуществования индивидуального бессознательного с коллективным бессознательным. Коллективное бессознательное содержит архетипы, специфические формы представлений, которые наполняются личным образным и эмоциональным содержанием на протяжении жизни индивида. Еще одна известная идея Юнга — интроверсия и экстраверсия. Юнг предложил типологию характера в соответствии с наличием преобладающих функций (мышление, чувство, интуиция) и ориентацией личности на внутренний или внешний мир.

Юнг также ввел такие термины, как интроверсия и экстраверсия, чтобы определить два контрастных типа личности. Экстраверты сосредоточены на внешнем мире, в то время как интроверты зациклены на своем внутреннем мире. На этой основе Юнг выделил восемь типологических групп, основанных на четырех типах ориентации (мышление, эмоции, чувства, интуиция) и двух установках личности (интроверсия и экстраверсия).

Советы по саморазвитию

Саморазвитие происходит постоянно, у этого процесса нет конца. Двигаться можно только вперед или назад, проходя через эволюцию или деградацию. Вступив на путь развития личности в психологии, необходимо:

  • Найти слабые стороны своей личности, например, опросив знакомых, вызывающих доверие, и выписав те качества, которые не нравятся (пессимизм, постоянные жалобы, нытье, упрямство, отсутствие развития, лень и т. п.). Чем более полным и честным будет список, тем лучше.
  • Определится с приоритетами. Кому-то важно повысить уровень общительности и завести новых друзей, для другого большое значение имеет развитие трудолюбия и продвижение по карьерной лестнице, третий стремится к путешествиям, а четвертый хочет реализоваться в роли хранителя домашнего очага.
  • К намеченной цели необходимо идти постоянно, не сбиваясь с пути, совершая небольшие, но ежедневные шаги. Не надо сегодня реализовывать одну идею, а завтра бросать ее ради решения другой задачи. Если поставлена цель – накопить миллион, то стоит рассчитать, сколько дней на это потребуется, по сколько следует откладывать ежедневно/еженедельно/ежемесячно, а затем просто каждый день выполнять эти действия. Возможно, потребуется отказаться от каких-то мелких необязательных, но регулярных трат, вроде стаканчика кофе в кофейне каждое утро.


Цвет дня по лунному календарю: учитесь привлекать удачу!

Особенности лунного календаря. Жизнь по лунному календарю. Планирование дня по лунному календарю. Цвет дня по лунному календарю

Читать ›

  • Очень важно постоянно развиваться, узнавать новое. Однако ни в коем случае нельзя ограничиваться теорией, важно применять полученные знания на практике, иначе они останутся невостребованными и не принесут никаких плодов.
  • Также стоит пересмотреть свое окружение. Если кто-то мешает личностному развитию, постоянно обесценивает, ставит под сомнения все начинания, то следует максимально сократить общение с такими людьми. Возможно, для этого придется прибегнуть к помощи психолога.
  • Повышать полезность, как для себя и своих близких, так и для общества в целом. Это не означает, что нужно срочно совершать какие-то открытия, но стоит научиться слышать других людей и помогать им при необходимости.
  • Учиться быть осознанными, находиться в моменте, быть здесь и сейчас.
  • Изучать язык тела, следить за осанкой, выражением лица, улыбкой, походкой, мимикой и т. п. Если быть открытым миру, излучать позитив, то мир ответит взаимностью.
  • Пересмотреть свой стиль, изменить его при необходимости. Избавиться от чересчур мрачного гардероба, подобрать вещи в соответствии с возрастом, социальным статусом, подходящие по размеру. Пусть лучше их будет немного, но они будут качественными и сочетающимися между собой.

Похожие статьи


Психология рисунка ребенка: как малыш говорит с вами через каракули Екатерина Юркова

•4 Декабря, 13:14


10 секретов психологии женщины в отношениях Екатерина Юркова •4 Декабря, 13:14


Психологическая картина мира и ее воздействие на жизнь человека Жанна Вамуш •4 Декабря, 13:14


Жизненные циклы человека: о чем говорят звезды Екатерина Юркова •4 Декабря, 13:14


Развитие внутренней энергии возможно: 10 эффективных приемов Екатерина Юркова •4 Декабря, 13:14

  • Стать ответственным и самостоятельным, принять тот факт, что никто, кроме самого человека, не отвечает за то, как он живет. Индивид оказывается в роли жертвы, потому что сам совершил шаги, которые привели его в эту точку. Хорошая же новость заключается в том, что индивидуум сам может изменить ситуацию так, как ему нужно, главное – захотеть и начать действовать.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]