Невербальный интеллект: понятие, основные функции, уровень и методы развития

Люди ежедневно имеют дело с двумя типами информации: невербальной, то есть с цифрами или образами, и вербальной — текстовой.

Навыки работы с информацией работодатели оценивают не из любопытства. По результатам исследований, невербальные тесты достоверно предсказывают эффективность работы

сотрудника еще на стадии собеседования, что экономит ресурсы компании, повышая её прибыль. Эти наблюдения подтверждает и международный опыт.

Скоро тест на невербальную логику?

Подготовиться

Понятие интеллекта человека

В современной психологии интеллект рассматривается как способность человека приспосабливаться к новым обстоятельствам и ситуациям. Также в это понятие входит возможность личности изучать новый материал и осваивать новые навыки.

В ходе многолетних исследований этого понятия, проводимых многими специалистами, было установлено, что интеллект можно разделить на две основные подструктуры — вербальную и невербальную. Каждая из них имеет свою область функционирования, индивидуальный уровень развития и потенциальные способы эволюции.

Что такое вербальные способности?

Хорошо развитые вербальные способности позволяют человеку овладеть языковой системой. В неё входят различные элементы и правила использования и соединения этих элементов. В систему языка входит:

  • фонетическая сторона речи;
  • грамматический строй речи;
  • лексическая сторона речи;
  • синтаксис.


Фонетическая сторона речи – это звуковой состав языка. Вербальные способности позволяют различать звуки на слух, определять правильность своего произношения. В грамматике вербальные способности проявляются правильно построенными высказываниями, слова в которых согласованы, падежи и предлоги употреблены правильно. В синтаксисе – красиво и верно оформленными предложениями, составляющими связный текст. Словарный запас человека с хорошо развитыми вербальными способностями, как правило, богат.

Все перечисленное помогает в вербальной стороне общения, то есть коммуникации, происходящей с использованием речи. Высокоразвитое вербальное мышление помогает донести до собеседника свои мысли, убедить в своей правоте, наладить диалог и совместную деятельность. При недостаточном развитии этих способностей процесс общения затруднен (см. Дизартрия у детей). Только лишь невербальная сторона общения (мимика, пантомимика и жесты) не дает достаточной информации. Качественное использование речи для передачи информации необходимо в процессе общения.

Понятие невербальной составляющей интеллекта

Под понятием «невербальный интеллект» подразумевается такая разновидность интеллекта, которая использует в качестве опоры зрительный образ и пространственное представление. Стоит отметить, что эта подструктура развивается у каждого человека точно так же, как и вербальная составляющая. Однако уровень невербального интеллекта является индивидуальным.

Невербальное мышление человека строится на операциях, связанных с наглядными объектами. Представляя эти объекты, человек получает возможность оценить сходства и различия разных предметов или изображений. Также благодаря этой подструктуре люди могут определять положение объекта в пространстве. Развивая невербальный интеллект, человек начинает лучше понимать схемы и чертежи. Также уровень развития невербальной составляющей интеллекта влияет на способности в области рисования и конструирования.

Интуитивное мышление

Еще более редко наблюдаемое явление в бизнесе. В забитой проблемами голове интуиция не живёт. Характерные черты – быстрота протекания, отсутствие четко выраженных этапов, малоосознанно.

Не стоит путать с рефлекторно-инстинктивным поведением, которое обычно свойственно действенному и вербальному уровням мышления. Это быстрое принятие решений по принципу «бей – замри – беги», проявление познавательного инстинкта, интереса и прочих продуктов рептильного ума и лимбической (эмоциональной) системы по МакЛину. Что тоже вещь весьма полезная. Но здесь не об этом.

Третья часть триединого мозга по МакЛину – неокортекс является шестым (психическим, интуитивным) органом чувств. Его развитие активизирует так называемое ментальное чувство, которое позволяет ощущать тончайшие вибрации мироздания, мысли других людей – воспринимать все бессознательные процессы, осознавать, а, следовательно, и управлять ими.

Именно в неокортексе заложены безграничные возможности процесса познания и реализации их в жизни. Эта область мозга управляет не только лингвистическими и интеллектуально-логическими, но и телепатическими, экстрасенсорными способностями. Только благодаря развитию неокортекса человек может творчески реализовывать себя и совершить амбициозные прорывы.

На этом уровне мышления люди не занимаются постоянно управленческой, а тем более операционной деятельностью. Они давно освободили себя от рутинного труда. Имеют возможность и обычно любят заниматься рефлексией и медитативными практиками. Понимают, что пустота является источником всего и спокойно могут останавливать свой внутренний диалог, пребывая в гармонии и получая интуитивные подсказки о лучшей траектории своей жизни. Чем более развита интуиция – тем меньше человек парится о будущем, он не строит планов. Он просто живет в моменте здесь и сейчас. И ему всегда предельно ясно, что делать в следующий момент.

Такой человек – мудрец. И учитель, если хочет быть таковым. И если он как-то ещё вовлечён в бизнес, то это совсем не главное в его жизни.

Вот так, если вкратце, я описал для себя шкалу уровней мышления.

Чем больше уровней мышления эволюционно освоено человеком, тем меньше таких людей встречается в общей массе населения. Примерный график распределения, на мой взгляд, выглядит так:


Рис. 1

С чем чаще всего приходится иметь дело? Бывает нужен ликбез на вербальном уровне, семинары, консультации. На логическом уровне пахать и пахать – постановка регулярного менеджмента, управления проектами и переход на процессную модель деятельности и её совершенствование, разработка стратегий и тактик. Абстрактный уровень необходим для оргпроектирования и построения организаций, для координации работы сотрудников (задания им координат в пространстве и времени). Контекстный уровень удаётся задействовать не часто. Это обычно в длительном процессе сотрудничества, консалтингового сопровождения.

Онлайн-курс «Прорывное мышление в менеджменте» (135 часов)

. Выдается Удостоверение о повышении квалификации установленного образца Школы бизнеса «Управляй будущим».

На работе с воображением не специализируюсь. Просто понимаю, что визионерам нужна команда с развитым мышлением предыдущих уровней и помогаю разобраться, кто и зачем нужен, какими способностями и компетенциями должны обладать и что конкретно уметь и хотеть делать.

В начале статьи я упоминал, что создать этот инструмент меня заставила работа директором по развитию и бизнес-консультантом. Но работать сложно, потому, что часто не с кем внутри организации реализовывать решения и проекты по трансформации и развитию бизнеса.

Нужны люди с определённым уровнем мышления выше второго, особенно третьего-пятого. А их катастрофически не хватает. Не готовит сегодня целенаправленно таких людей система высшего и бизнес-образования. Если мы хотим совершить прорыв в экономике – необходимо образовывать, прокачивать мышление, создавать таких людей, собирать в сообщество. Над чем и работаем сейчас.

Background photo created by freepik — www.freepik.com

Общие принципы диагностики невербальной подструктуры

На сегодняшний день существует много способов, с помощью которых диагностируют вербальный и невербальный интеллект. Различия состоят в заданиях и материалах, на основе которых формируются задания.

Диагностика невербального интеллекта проходит с использованием заданий, основанных на наглядных материалах. Часто распространенным тестовым заданием является составление фигур из отдельно взятых элементов, манипулирование объектами или сравнение наглядного материала, предоставленного для прохождения теста. В большей части случаев состояние невербального интеллекта оценивают с помощью кубиков Коса, прогрессивных матриц Равена или доски форм Сегена.

Однако выделяют и такие методики, которые дают психологу возможность оценить вербальную и невербальную подструктуру одновременно. Самым используемым является тест Векслера. Однако стоит отметить, что диагностика обеих составляющих занимает достаточно много времени. Чаще всего тест затягивается на полтора или два часа.

Описание теста Векслера

Этот тест, также известный в психологии как шкала Векслера, является самым распространенным и наиболее известным методом определения уровня развития человеческого интеллекта. Его создал Дэвид Векслер в 1939 году. В основе теста лежит иерархическая модель интеллекта Векслера, что и дает возможность рассмотреть все составляющие интеллекта одновременно.

В состав этой диагностической методики входит 11 субтестов, разделенных на две группы. 6 заданий направлены на проверку вербального интеллекта, а 5 — на определение уровня развития невербальной составляющей. В каждом тесте присутствует от 10 до 30 заданий, сложность которых постепенно растет. Каждый выполненный субтест оценивается в баллах. Итоговый результат переводится в унифицированную оценку по шкале, что дает возможность оценить разброс. Во время оценки результатов во внимание берется общий коэффициент интеллекта, соотношение уровня развития вербальной и невербальной составляющей, а также анализируется выполнение каждого отдельного задания, поставленного перед тестируемым.

Обработка результатов теста Векслера

После того как человек выполнил все субтесты, нужно правильно подсчитать и интерпретировать полученные балы в итоговый результат. Для этого процесса необходимо иметь под рукой необходимые для этого таблицы.

Оценка проводится на трех уровнях:

  1. Подсчет и интерпретация баллов общего интеллекта, вербальной и невербальной составляющих.
  2. Анализ профиля оценок выполнения на основе коэффициентов.
  3. Качественная интерпретация оценок с учетом наблюдения за поведением тестируемого и другой диагностируемой информации.

Стандартная обработка состоит в том, что психолог подсчитывает первичные баллы по каждому из заданий, то есть суммирует «сырые» оценки испытуемого. После этого посредством специальных таблиц «сырой» результат приводится к стандартному и отображается в виде профиля. Суммированные результаты в стандартной форме определяют показатели общего, невербального и вербального интеллекта.

Классификация результатов выглядит следующим образом:

  1. 130 баллов и больше — очень высокий коэффициент интеллекта.
  2. 120-129 баллов — высокий уровень.
  3. 110-119 баллов — хорошая норма.
  4. 90-109 баллов — средний коэффициент интеллекта.
  5. 80-89 баллов являются плохой нормой.
  6. 70-79 баллов являются отрезком пограничной зоны.
  7. 69 баллов и ниже свидетельствуют о наличии у испытуемого умственного дефекта.

Контроль

Проходя испытание онлайн, у соискателей возникает соблазн сжульничать: найти невербальные тесты с ответами в интернете, просить помощи знакомых. Разработчики это предусмотрели.

Наиболее действенным способом борьбы с нечестным подходом считается ретест: после того, как кандидат успешно сдает дистанционную часть, его приглашают на очное собеседование.

На нем в присутствии экзаменатора ему задают те же вопросы, но в случайном порядке. Если окажется, что проходя испытание из дома, он набрал 75%, а в присутствии экзаменатора 25%, его дисквалифицируют.

Кроме ретеста, для контроля валидности используют:

  • Запись аудио и видео;
  • Запись рабочего стола;
  • Контроль запущенных процессов и открытых вкладок браузера.

Возрастные адаптации метода Векслера

В зависимости от возраста тестируемого исследование невербального интеллекта и других составляющих понятия «интеллект» осуществляется по одной из трех возрастных адаптаций теста Векслера. Это связано с тем, что в разных возрастах интеллект человека развивается специфическим образом, что существенно влияет на задания, которые можно выполнить.

На сегодняшний день для детей от 4 до 6,5 лет используется модификация WPPSI. WISC является адаптацией для возраста от 6,5 до 16,5 лет. Для всех, кто старше 16,5 лет, используется версия WAIS.

Если завалить

Поскольку цель онлайн этапа – отсеять недостаточно квалифицированных кандидатов, если завалить его, шансов получить работу почти не останется. Если в компании используется полноценная система оценки соискателей, первоначальный отбор проводят сотрудники HR. Опыт работы и технические навыки они оценивают номинально. До тех пор, пока кандидат не пройдет этот этап, он не попадет на собеседование с техническим директором. Поэтому рассчитывать на то, что отрицательную оценку на тестировании удастся компенсировать за счет опыта или рекомендаций не стоит.

Как можно развить невербальную составляющую интеллекта?

Невербальный интеллект можно развивать. На сегодняшний день для этого есть специальные методики и упражнения, систематическое выполнение которых поможет развить эту подструктуру интеллекта.

В первую очередь, человек, стремящийся развить невербальную структуру интеллекта, должен научиться не просто смотреть, а видеть. К примеру, увидев столкнувшиеся на дороге машины, не стоит ограничиваться поверхностным осмотром ситуации. Попытки увидеть полную картину и понять причины происшествия способствуют развитию невербальной составляющей. Восстанавливая все выпавшие из поля зрения факторы и целостную картину ситуации, человек тренирует свой интеллект и развивает уровень наблюдательности.

Разрушение шаблонов мышления является не менее прогрессивной методикой. На начальном этапе можно менять такие простые вещи, как маршрут от дома до работы или же путь, проделываемый по залу магазина во время покупок. Любое изменение привычных действий и картин побуждает мозг изменять картину окружения, которая становится привычной и затягивает человека в зону комфорта.

Развитию невербальной подструктуры интеллекта способствует чтение сложной к восприятию литературы и понимание каждого шага, описанного в этой литературе. Не менее полезным является вдумчивое чтение литературы, касающейся несвойственной человеку деятельности.

Образное мышление

Образное мышление – это мышление, в котором используются образы и сила воображения. Это способность создавать и транслировать яркие, отчетливые и детализированные образы будущего, желаемого, идеального состояния. Сильные, успешные, масштабные предприниматели обычно хорошо владеют образным мышлением – они видят цель.

Такие собственники и руководители предприятия хотят иметь будущее, которое они должны сначала придумать. Их привлекает придумывание будущего – разработка Vision, метод форсайт, методика делфи и тому подобные вещи.

Но чтобы это не было пустым фантазированием, маниловщиной, плюсом к этому у них должна быть развита сила намерения и воля. Также необходимы желание выделять, инвестировать имеющиеся ресурсы, и мощная способность привлекать недостающие ресурсы для реализации этого видения.

Они формируют образ в своем сознании и начинают движение в выбранном направлении. Причем, что замечательно, движение в сторону осознанного будущего подкрепляется бессознательными действиями и инстинктами. Как говорится, «наше тело умнее нашей головы». Если голова видит что-то впереди, тело уже само по себе без лишних подсказок и напоминаний несет голову туда, куда нужно или куда не нужно, но очень хочется. И, кроме инстинктов, в работу включается следующий уровень мышления – интуиция.

Когда организация разрабатывает свой Vision, мгновенно включается психологический механизм вытягивания из прошлого, ибо, как гласит восточная мудрость, «не мы движемся к будущему, отталкиваясь от прошлого, а будущее вытаскивает нас из прошлого и притягивает к себе».

Чем дальше мы движемся по шкале, тем реже встречаются в реальности эти уровни мышления. И если пересечься с таким владельцем или ТОПом, то нужно понимать, что им абсолютно не интересно вникать в рисование блок-схем или самостоятельно заниматься project management. Их мышление уже не линейно, а объёмно. Даже со стратегических трансформационных сессий с использованием инструментов мыслительных процессов они скорее всего будут сбегать (и сбегают) – скучно. Они моментально схватывают суть, контекстное мышление у них работает отлично. Но они его не нарабатывали годами, они с ним родились.

Если в результате диагностики организации и разработанного на её основе решения такой владелец или генеральный директор увидит нужный ему смысл-картинку, он вряд ли сам засучит рукава. Обычно они говорят: «Ясно – мне нужны люди, которые способны всё это делать и довести до нужного мне результата». И найдёт, замотивирует, вдохновит, обеспечит ресурсами и возглавит этот поход в светлое будущее.

Но важно отличать истинных визионеров-лидеров от прожектёров-пустобрёхов, с которыми не стоит связываться.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]