Понятие личности в социологии и основные подходы к ее изучению


Определение личности в разных науках

В социологии понятие личности изучается в процессе взаимоотношения людей между собой, а также как отдельный элемент социальной системы. Помимо этого, социология проводит изучение личности, когда она еще формируется, в процессе ее становления и получения отдельным индивидом характерных только ему определенных качеств. В отличие от юридической науки, которая смотрит на это как на полностью готовое и сформировавшееся понятие.

В юриспруденции под личностью понимают индивидуума, который имеет определенные права, свободу своих действий и обязательства как обычного человека, так и гражданина в целом. Под этим понятием подразумевается личность конкретного человека, который обладает рядом общественно важных качеств, проявляющихся при взаимоотношениях с другими людьми.

Биологическое в человеке

С точки зрения анатомии и физиологии, человек является самым обычным биологическим существом. Каждая из имеющихся в нашем организме систем решает определённые биологические задачи. К примеру, кровеносная система обеспечивает все органы кислородом и питательными веществами, а лимфатическая обеспечивает их очистку.

Мы полностью зависим от состояния этих систем, поэтому должны постоянно обслуживать их. Нам необходимо спать, есть, удовлетворять иные физиологические потребности. Тем не менее иногда мы болеем, и тогда весь организм начинает «сбоить». Но вскоре иммунная система справляется с болезнью, и все системы снова работают в привычном режиме. Все эти процессы являются чисто биологическими, и протекают у нас точно так же, как и у большинства теплокровных животных.

Интересно, что многие наши системы уступают по своим возможностям аналогичным системам животных. Наше зрение не сравнится со зрением орла, мы не можем бегать со скоростью, которую развивает гепард, а наш желудок не способен переваривать траву, создавая из неё питательные вещества, как это делает желудок коровы. Тем не менее по своему общему потенциалу мы превосходим всех животных, и это обеспечивается именно нашей социальной природой.

Основные подходы изучения личности

В общественных науках есть много различных теорий изучения личности. Среди них можно выделить следующие основные подходы:

  1. Диалектико-материалистический подход, в соответствии с которым, личность развивается по диалектическому процессу, обусловленному следующими факторами: происхождением личности, окружающее ее общество, воспитанием и навыками самовоспитания. С самого начала человек считается существом социальным, его личность формируется в процессе взаимодействия с социумом, то есть когда человек взаимодействует с окружающим миром в процессе его становления и самосознания.
  2. Антропологический подход. В этом подходе понятие личности воспринимается как носитель характерных свойств всего человечества. Личность приравнивается к индивидууму. Такой подход уподобляет понимания личность, человек и индивид. Он игнорирует то, что социальная среда играет важную роль в формировании личности.
  3. Нормативный подход. Согласно этому подходу понятие личности связано с получением хороших качеств, которые относятся к сознанию и действиям человека.
  4. Социологический подход. Его сущность заключается в том, что каждый человек является личностью независимо от его социально значимых особенностей. Понятие личности в этом подходе рассматривают в качестве объекта и продуктов отношений с обществом.
  5. Персональный подход. В отличие от антропологического и социологического подхода, эта концепция дает возможность понять личность как независимый от каких-либо факторов индивидуальный и уникальный организм.
  6. Биолого-генетический подход. По данному подходу считается, что такое поведение у людей заложено в их генах. Что можно считать примитивным детерминизмом. В таком подходе пренебрегают значимостью социальных условий и культурного наследства при становлении индивида в обществе.

Примеры биологических особенностей

Человек отличается от остальных животных многими биологическими особенностями. В качестве наиболее важных и отчетливо заметных можно назвать такие признаки как:

  • Развитые кисти рук. У человека очень хорошо развиты руки, что позволяет использовать их самыми разными способами. Как и у остальных приматов, они очень цепкие и довольно сильные. Это позволяет брать тяжёлые предметы и выполнять грубую работу. Но уникальным человека делает развитая мелкая моторика, позволяющая ему выполнять также и очень тонкую работу.
  • Прямохождение. Многие животные могут вставать на задние конечности или даже перемещаться на них. Но только для человека прямохождение является основным видом передвижения.
  • Редуцированный волосяной покров. Поскольку человек уже много тысячелетий защищается от холода при помощи одежды, на его теле практически не осталось волос. Интересно, что этот признак не является уникальным, и многие морские млекопитающие тоже не имеют волос.
  • Развитый головной мозг. У людей самый высокий коэффициент энцефализации (показатель соотношения массы мозга и массы тела) среди всех животных. У взрослого человека среднего телосложения он составляет примерно 7,3-7,8. Вторую ступеньку в этом «рейтинге» занимают афалины (род дельфинов) с коэффициентом энцефализации 5,4.
  • Речь. Способность членораздельно говорить, произнося сложные сочетания звуков, является уникальной особенностью человека, выделяющей его из всех млекопитающих. Интересно, что некоторые птицы способны научиться «говорить». Однако речь птиц имеет другую природу – у них хорошо развита способность имитировать звуки. То есть, они не произносят осмысленные фразы, а подражают любым звукам вообще (например, попугаи часто передразнивают домашних других животных).

Структура личности

Проводя изучение и анализируя личность как сложное социальное явление общества, важно выделить ее структуру, которая основана на следующих элементах:

  • биологический уровень: в него входит природные качества, присущие всему человечеству (анатомическое строение тела, гендерная принадлежность, характер и т.п.);
  • психологический уровень: включает в себя психологическое состояние личности такие как проявление чувств, свобода выбора, воспоминания, образ мышления. Такие особенности тесно взаимосвязаны с наследственными чертами личности;
  • социальный уровень принято разделять на следующие подуровни:
  1. Собственно-социологический определяет поведение человека в социуме, а также его личные интересы и преследуемые цели.
  2. Специфически-культурный показывает личностные ценности, а также поведенческий фактор соответствующим нормам общества.
  3. Нравственный подуровень демонстрирует моральные качества человека, на которые он ориентируется при любом своем выборе.

Социальное в человеке

Человек – это единственный представитель животного мира, который не подстраивается под окружающую среду, а подстраивает её под себя. Стоит отметить, что влияние человека на природу может быть как разрушительным, так и созидательным. Своим действиями он может нарушать её естественную гармонию, а может облагораживать мир вокруг себя, превращая мрачные топи в цветущие сады.

При этом практически любая деятельность человека неразрывно связана с обществом. Лишь в своём взаимодействии с другими представителями своего вида и с окружающей средой мы становимся людьми, поскольку лишь тогда мы действительно отличаемся от остальных животных. Наша социальная сущность проявляется через общение, осознанную работу, способность приходить к компромиссу и желание заниматься творчеством, создавая что-то для других.

Зрелость

Социальная зрелость — способность живущего в обществе человека брать на себя ответственность, принимать решения.

Зрелый человек отличается целостностью характера, предсказуемостью, позитивной направленностью поведения.

Зрелая личность всегда четко осознает свои цели и стремится к их достижению, не нарушая при этом интересов других членов общества. Такие люди предельно объективно оценивают самих себя и окружающих их людей, принимают решения сообразно обстоятельствам.

Достижение социальной зрелости не отменяет потребности в других людях. Зрелый человек продолжает усваивать новый опыт, пересматривать свои взгляды и работать над собой на протяжении всей жизни. Но другие люди для него являются советчиками и собеседниками, а не учителями и наставниками.

Теория психосоциального развития Э. Эриксона

Э. Эриксон утверждал, что человек развивается на протяжении всей своей жизни.

От рождения и до смерти он проходит 8 стадий, каждая из которых сопровождается определенным кризисом:

  • младенчество (0-1 год);
  • раннее детство (1-3 года);
  • детство (3-6 лет);
  • школьный возраст (6-12 лет);
  • отрочество и юность (12-20 лет);
  • ранняя зрелость (20-25 лет);
  • средний возраст (25-65 лет);
  • поздняя зрелость (после 65 лет).

Каждый кризис может завершиться благополучно или негативно.

Если человек успешно его преодолевает, то он переходит на следующий жизненный этап с хорошими предпосылками для дальнейшего личностного развития.

Если же кризис не преодолевается, то переход на следующий уровень все равно происходит, но неразрешенные проблемы на новом уровне остаются вместе с человеком.

Свойства и качества

Социально-психологические свойства , это устойчивые, индивидуальные черты конкретного индивида, которые позволяют охарактеризовать его с социальной и психологической точки зрения.

Данные свойства делятся на четыре группы:

  • свойства, связанные с развитием и применением социальных способностей (интеллектуальный уровень, воображение, налаживание связей и т.д.),
  • свойства, формирующиеся под влиянием группы и в результате внутригруппового взаимодействия (знания, навыки, модели поведения и т.д.),
  • свойства, связанные с социальным поведением, позицией индивида (активность, ответственность, чувство долга, стремление к сотрудничеству и т.д.),
  • свойства, базирующиеся на психологических характеристиках индивида (открытость мышления, подвижность психики, модель реагирования на критические ситуации и т.д.).

Примеры социальных особенностей

По мере взросления человека происходит его социализация – приобретение им качеств, необходимых для жизни в обществе. Очевидно, для этого процесса требуется постоянное взаимодействие с другими людьми, а вне социума социализация невозможна. Погружаясь в общественную жизнь, общаясь с другими людьми, он обретает разум, выстраивает своё видение мира, формирует представления о морали и нравственности, находит баланс между личной свободой и ответственностью.

Основные социальные особенности человека:

  • Сознание. Наше сознание – это отражение внешнего мира в наших мыслях, реакциях, чувствах и переживаниях.
  • Речь. Устное и письменное общение – основные способы обмена информацией между людьми.
  • Мышление. Умение не просто воспринимать, но и разумно анализировать происходящие события, делать определённые выводы и выбирать рациональные решения также определяется социальной природой человека.
  • Труд. Основным толчком к развитию человеческого общества и всей цивилизации стало появление организованного труда с использованием всевозможных орудий.
  • Культура. Наличие культуры – главное отличие человека от животных (под культурой обычно подразумевают всё, что создано человеком, а не природой).
  • Творчество. Одним из важнейших отличий человека от животных является также стремление создавать что-то принципиально новое и уникальное не просто так, а чтобы оценили другие люди.

Единство биологического и социального

Биологическое в человеке не отделено от социального. Оно определяет некий набор базовых естественных свойств, продиктованных природой. При этом в процессе социализации человек формирует свою социальную составляющую, которая не заменяет биологическую, а дополняет её. Его социальный и культурный мир строится на биологическом фундаменте генетических предпосылок, в результате чего и формируется уникальная личность с собственным мировоззрением, ценностями, принципами, взглядами и идеями.

Биологическое и социальное в человеке находятся в непрерывном взаимодействии, и это взаимодействие никогда не может считаться завершённым. Биологические функции организма находятся под влиянием социальных факторов в гораздо большей степени, чем у других животных. И всё же не всегда человек может контролировать свои биологические потребности при помощи разума. Более того, часто он даже и не осознаёт, что сейчас природа берёт верх, и очередное решение, по сути, принимает не он, а его животная сущность.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]