Понятие личности в философии, социологии и психологии


Место личности в рамках социальной философии

Как мы уже отметили, проблема человека, и в частности его как личности – центральная в рамках социальной философии. Решение этой проблемы предполагает поиск ответов на такие значимые вопросы, как «Что представляет из себя человек?» «В чем единство и различия в понятиях человек, индивидуальность и личность?», «Какое место занимает личность в общественной жизнедеятельности?», «Какую роль играет личность в социальной действительности, в частности в историческом контексте?».

Когда мы говорим о личности, то мы сразу подразумевает конкретного человека, который обладает специфическими способностями, характером и убеждениями, которые отличают его от всех остальных. Это могут быть интересы, ценностные ориентации и иные качества, которые делают человека тем, кем он в итоге и является. Никто из нас не применяет понятие «личность» в отношении представителей животного мира, поскольку мы осознаем, что животные обладают совсем иными, инстинктивными чертами.

Таким образом, те понятия, которые уже выработаны в научной сфере и касаются понятий «человек» и «личность», во многом идентичны и не вызывают дискуссий у представителей разных научных направлений. Но все же исследователи из социальной философии поставили под сомнение идентичность, признав, что все интерпретации имеют единую основу – определение личности как представителя человеческого рода.

Помимо вышеперечисленных характеристик, личность обладает также и психофизиологическими критериями, которые отражают особенность конкретного человеческого индивида, его индивидуальность. Это может быть темперамент, задатки к какой-либо деятельности, которой не наделены другие люди. Именно это придает каждой личности неповторимую, в большей степени самобытную форму. Таким образом, личность представляет собой диалектическое единство как общего (физиологические признаки), так и особенного (психологические признаки и задатки). Также она включает в себя такие характеристики, которые связывают данного человека с общественной средой. Его поведение, деятельность, любые действия – все это отражается на состоянии и составе окружающей действительности, и на других людях.

Определяющим в личности является, в первую очередь то, в каких отношениях она находится с окружающей ее средой. Также очень важны функции, которые человек выполняет в жизни общества. Он может быть двигателем общественного прогресса, совершая благие поступки и направляя свою энергию в правильное русло, но также может быть и вредителем, который не подчиняется никаким общественным и моральным нормам и законам. Конечно, все зависит от того, какова была первичная социализация человека, его воспитание, какие нормы и ценности прививались ему еще на начальных этапах его жизни, в семье и в ближайшем окружении.

Замечание 2

Проблема личности в социальной философии заключается в том, что не каждый человек может стать ею.

Существует несколько категорий граждан, которые, несмотря на то, что обладают всеми человеческими признаками, не поддаются объяснению как индивидуальности или личности. Это:

  • маргиналы,
  • преступники,
  • лица без определенного места жительства,
  • выходцы из неблагополучных семей,
  • люди, проявляющие агрессивное (асоциальное, девиантное) поведение,
  • люди, имеющие вредные привычки, которые противоречат общественным нормам.

В данном случае перед социальной философией встает вопрос о том, в какую группу отнести этих людей, и можно ли из них воспитать личности даже на самых последних этапах (например, когда человек достиг достаточно взрослого возраста и может не поддаваться коррекции).

Страница 20 из 32

Индивид, индивидуальность, личность

Индивид — обозначение единичного в отличие от совокупности, массы; отдельный человек – в отличие от коллектива, группы, общества в целом. Термином «индивид» обычно обозначается единичный представитель той или иной общности (рабочий, фермер, бизнесмен), причем специфические особенности реальной жизни и деятельности конкретного человека в содержание понятия «индивид» не входят. «Индивид» — это человек как единичный представитель какого-то целого – биологического рода, социальной общности, группы.

Человеческий индивид характеризуется следующими особенностями.

1. Внешний человеческий облик. Наибольшее значение здесь имеют: строение тела, его органов и связанных с ними жизненных сил и потребностей; прямохождение (передние конечности свободны и используются для манипулирования предметами, средствами труда и т.п.); особое строение гортани, способной к членораздельной речи; отсутствие на большей части тела значительного волосяного покрова, что значительно повышает осязательную чувствительность и вместе с тем создает большую уязвимость к колебанию температуры; высокоразвитая центральная нервная система и мозг.

2. Способность к мышлению.

3. Способность к труду.

Индивидуальность — неповторимое своеобразие какого-либо явления, отдельного существа, человека. Каждый человек обладает не только всеобщими (разум, воля, чувства, способность к труду), и индивидуальными (личностными) социальными качествами и свойствами, которыми этот человек отличается от других людей. К индивидуальным качествам нужно отнести следующие: 1. Самостоятельность индивидуального существования: способность быть самим собой, действовать исходя из своих собственных побуждений, сохраняя тождество (согласие) с самим собой, быть самостоятельным в рамках своего целого (рода, семьи, коллектива, общества); 2. Целостность или неделимость; это значит, что качества и свойства данной личности неотделимы от нее и не существуют как нечто независимое от данного индивида; каждый человек обладает наличным сознанием упорядоченности и внутренней целостности своего субъективного мира, в системе которого он рассматривает все свои переживания (ощущения, представления, чувства, вожделения и склонности и т.д.), отводя каждому из них свое место в этой системе; 3. Неповторимость и своеобразие индивидуального существования: каждый человек неповторим, уникален в своих всеобщих сущностных проявлениях, а именно — в умственных способностях, чувствах, в своем характере, общении, труде, не говоря уже о внешнем облике и поведении.

Если в понятии «индивид» отражаются все (не только социальные, но и биологические — антропологические, физиологические и т.п.) особенности данного конкретного человека, то понятие личности фиксирует социальные качества человека, свойственные ему как отдельному индивиду.

Личность — устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Личность — средоточие, своего рода центр переплетения различных социальных отношений человека, данного конкретного индивида. Она — социальна по своей сущности, но индивидуальна по способу существования и проявления этой сущности. Единство социального и индивидуального, сущности и существования как конкретно-историческое единство противоположностей — важнейшая сущностная характеристика всякой личности.

В первоначальном значении слово «личность» обозначало маску, роль, исполняемую актером в древнегреческом театре. Древнегреческие философы не мыслили личность вне общины, вне полиса. Вместе с тем личность — это вполне конкретный человек как система устойчивых качеств, свойств, реализуемых в социальных связях, социальных институтах, культуре. Термин «личность» обозначает, во-первых, человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности; во-вторых, устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Человек является интегральной целостностью биогенных, психогенных и социокультурных элементов. Личность в психологическом значении этого слова представляет единство темперамента, дарований, склонностей, характера. Социальный компонент личности связан с влиянием культуры и структуры общностей, куда он включен.

В понятии «личность» фиксируется проявление в отдельном человеке общественных отношений. То есть, в личности появляются социальные черты человека. Основные параметры личности непосредственно обусловлены внешней социальной средой. Принадлежность человека к тому или иному обществу, классу, социальной группе обозначается в его правах, обязанностях, действиях и жестко задается личности извне системой общественных отношений, элементом которой она является. Существуют понятия «социализация», «уровень социализации», которые фиксируют степень приобретенных каждым человеком духовных, социальных ценностей.

В понятии «индивидуальность» биологическое и социальное в каждом человеке находятся в уникальном, специфическом сочетании. Индивидуальность есть то, что отличает одного конкретного человека от других. Она может быть представлена по-разному: ярко выражена за счет специфических физиолого-анатомических особенностей или за счет развитости таких социальных черт, как глубина мировоззрения, сила воли и т.д. Однако в большинстве случаев именно социальная составляющая в человеке задает его индивидуальность. Не случайно существует мнение, что это понятие возникает в эпоху Возрождения, когда многогранная одаренность и самобытность каждого из тогдашних мастеров ценились особенно высоко.

Индивидуальность в виде социальных качеств по-разному проявляется в зависимости от возраста. В детстве ребенок, подражая окружающим, хочет быть, с одной стороны, как все, но, с другой стороны, лучше всех, отсюда стремление выделиться в группе себе подобных. На стадии юности имеет место стремление быть не таким, как все. Формируется свой язык, вкусы, мода, возможно «бунтарство». Взрослый человек проявляет свою индивидуальность через общество, через набор общественно значимых ролей, которые ему приходится выполнять. При этом роль должна не играться, а приниматься всерьез в форме свободного и заинтересованного его исполнения. Поэтому личность, становясь убежденным и свободным исполнителем общественных ролей, добровольно возлагает на себя определенные обязательства. Как говорил И. Кант, необходимо «дать себе закон».

Однако на каждой из выделенных стадий индивидуальной эволюции возможно присутствие инфантилизма — нежелание проявлять себя, работать над собой, расти, остановка в своем развитии. Поэтому быть личностью, индивидуальностью трудно, надо постоянно проявлять усилия по созданию себя. Последовательность понятий индивид – личность — индивидуальность отражает естественную закономерность развития человека, его различные уровни взаимосвязи с обществом.

Человеческий индивид становится индивидуальностью лишь на социальном уровне развития, став личностью. Существует мнение, что в филогенетическом аспекте это произошло с человеком в эпоху неолитической революции, когда он стал общественно-историческим существом. В онтогенетическом смысле возможны ситуации, когда человек может и не стать личностью, не усвоив социального опыта. Науке известны многочисленные случаи, когда дети, выросшие в изоляции от людей, несмотря на все меры по их воспитанию, не обнаружили наличия черт человеческой личности. В целом разнообразие индивидуальностей является одним из показателей развитости общества, условием его дальнейшего прогресса.

В какой-то степени поиски в направлении изучения соотношения биологического и социального проясняют попытки очертить структуру человека, в которой биологическое и социальное присутствует в качестве элементов структуры.

Так, существует вариант психологической структуры человеческой личности, состоящей из трех компонентов: 1) темперамента, в большей степени определяемого биологическим в человеке, 2) знаниево-практического уровня и 3) характера, имеющего социальную обусловленность. Если первые два уровня дают ответ на вопрос, как индивид что-либо будет делать, то знание характера позволяет ответить на вопрос: что он будет делать в той или иной ситуации?

Похожая, но более дробная структура личности предложена К.К. Платоновым, имеющая четыре иерархически расположенные уровня.

Первая подструктура объединяет свойства темперамента, половые и возрастные свойства личности и ее патологические, так называемые органические изменения. Все эти свойства несравненно больше зависят от физиологической структуры человека, чем от социальных условий, и поэтому эта подструктура полностью предопределена биологией человека.

Вторая подструктура охватывает индивидуальные особенности отдельных психических процессов, или психических функций. Влияние биологического здесь ещё имеется, но большинство свойств уже зависит от социальных условий (мышление, память и др.). Эта подструктура, взаимодействуя с остальными, формируется путем упражнения. Коротко её можно назвать подструктурой форм отражения.

Третья подструктура личности включает навыки, умения и привычки, приобретенные в личном опыте, путем обучения, но уже с заметным влиянием социального. Навыки и умения есть способы выражения личности в деятельности. Именно через эту подструктуру наиболее отчетливо объективизируется личность в её индивидуальном развитии и именно через эту подструктуру индивидуальное развитие личности аккумулирует исторический опыт человечества. Кратко она может быть названа подструктурой опыта.

Наконец, высшая, четвертая подструктура объединяет направленность, отношения и моральные черты личности. Элементы личности, входящие в эту подструктуру, не имеют непосредственных природных задатков и отражают индивидуально преломленное общественное сознание. Эта подструктура формируется путем воспитания. Она социально обусловлена. Коротко её можно назвать подструктурой мировоззрения личности, поскольку мировоззрение является наиважнейшей и определяющей составляющей направленности личности.

Предложенная психологическая структура личности является универсальной, поскольку применима к каждому человеку, она является также динамической потому, что изменяется у каждой конкретной личности с раннего детства до самой смерти. Она меняется также исторически в силу того, что каждая историческая эпоха формирует свою совокупность условий существования человека — материальных, социальных, определяя существование того или иного типа личности.

<< Предыдущая — Следующая >>

Учение об обществе
Общество как система
Социальная структура общества
Общество и государство
Общество и культура
Специфика человеческой деятельности
Культура и ее типы
Культура и цивилизация
О законах и закономерностях в истории
Вариативность интерпретации исторических процессов
Особенности современной мировой цивилизации
Глобальные проблемы современности
Перспективы разрешения глобальных проблем
Учение о человеке
Антропосоциогенез
Человек и космос
Биологическое и социальное в человеке
Индивид, индивидуальность, личность
Типология личности
Социальные действия и их смысл
Роль культуры в социализации личности
Основные характеристики человеческого существования: неповторимость, способность к творчеству, свобода
Ценности, их природа и классификация
Характеристика нравственных ценностей и их иерархия
Истоки нравственных ценностей
Этика ответственности
Эстетические ценности
Взаимосвязь и разнообразие религиозных ценностей
Межконфессиональные различия и их проявления в системе религиозных ценностей
Ценностные ориентации и смысл человеческого существования
Все страницы

Понятие личности в философии

Понятие личность в философии всегда привлекало большое внимание. В рамках философии происходит различение понятий индивидуальность и личность

Индивидуальность являет собой описание характеристик, присущих человеческому роду в целом

В рамках философии происходит различение понятий индивидуальность и личность. Индивидуальность являет собой описание характеристик, присущих человеческому роду в целом.

Личность же, обобщая философские трактовки разных школ и направлений, представляет собой, помимо выявления общей природы человека, одновременное единство духовных и телесных характеристик, которое определяет линию жизненного поведения человека. Личность является основой для развития человека в ходе всей его жизни, т.к. включает в себя разрешение мировоззренческих (в чем смысл жизни), ценностных (что есть благо и как себя вести), эстетических (что есть красота) и других вопросов.

Замечание 1

Личность определяет внутреннюю жизнь человека, определяет концепцию внутреннего «Я» и мышление. Кроме того, личность является основой для социального общения людей.

Полноправное вступление человека в общество связано с окончательной сформированностью личности.

В традиции европейской мысли присутствует персонализм, который как раз и формируется на понятии личности. Персоналистические тенденции присутствуют в философии Сократа, Платона, Аристотеля, Августина, Лейбница.

В конце $XIX$ и в $XX$ веке формируется направление персоналистической философии как самостоятельного явления мысли. К этой традиции причисляются следующие философы: Н.А. Бердяев, Э. Мунье и др.

Индивид и развитие

Самосовершенствование, развитие, накопление знаний – все это происходит постепенно. Индивид не ограничивается развитием на ранних стадиях, а продолжает динамично раскрываться на протяжении всей жизни. Случается такое, что человек достигает пика своего совершенства лишь в старости.

По Юнгу, важнейшая цель всей жизни индивида – это обретение себя, нахождение собственной сущности.

Такое состояние сродни единству всех компонентов, слияние в одно целое, только целостность индивида придаст ему счастье и привнесет полную гармонию. Стремление к этой цели называется индивидуализацией. Она подразумевает стремление к целостности противодействующих внутриличностных сил. Выходит так, что архетип самости объединяет в себе противоположности и является тем пиком, в котором все органично связано друг с другом.

Биологическое и социальное в индивидуальном развитии человека.

Человек рождается с определенными наследственными задатками. Большинство из них многозначны: на их основе могут быть сформированы различные качества личности. При этом решающую роль играет процесс воспитания. Однако возможности воспитания связаны и с наследственными особенностями индивида. Наследственная основа человеческого организма определяет его анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов.

В биологической организации человека, его природе заложены возможности его будущего психического развития.

Генотип* индивида определяет схему его индивидуального развития.

Проблема взаимодействия биологического и социального породила в истории психологии различные теории психического развития. Одна из них – теория биологического созревания – утверждала, что психические функции человека наследственно определены, что они не зависят от внешней среды, развиваются по мере биологического созревания организма. Причем развитие индивида повторяет развитие всего человеческого рода (биогенетический закон).

Другая теория – теория ведущей роли среды – утверждала, что среда – решающий фактор в психическом развитии человека. Последователи этой теории не усматривали качественных возрастных изменений в психическом развитии и сводили его к накоплению знаний, умений и навыков.

Современные научные данные свидетельствуют о том, что определенные биологические факторы могут выступать в качестве условий, затрудняющих или облегчающих формирование тех или иных психических качеств человека. Как известно, ядро биологической клетки человека содержит 23 пары хромосом, с одинаковым распределением и Х- и Y-хромосом. Но встречаются люди с хромосомными аномалиями (с частотой 1 : 500), которые имеют в клеточном ядре не 46, а 47 хромосом. Индивиды с лишней Х-хромосомой отличаются эмоциональной неустойчивостью, повышенной агрессивностью Лишняя Y-xpoмосома обусловливает снижение уровня воли и интеллекта. Конечно, хромосомную аномальность нельзя трактовать как наличие у отдельных людей «генов преступности». Благоприятная система воспитания, учитывающая биологические особенности данного индивида, нейтрализует отрицательные стороны хромосомной аномалии. Для каждого развивающегося индивида существуют свои наследственно-средовые ограничения. Среда может стимулировать экспрессию (проявление) генетического потенциала.

В основе типологии индивида как представителя биологического вида могут лежать три различных критерия: генетический, нейрогуморалъный и врожденные особенности типа высшей нервной деятельности (нейротип).

По нейрогуморальным особенностям, по особенностям реагирования симпатико-адреналиновой системы (САС) на воздействия среды выделяют три поведенческих типа: 1) А-тип (адреналовый), 2) НА-тип (норадреналовый), 3) А + НА-тип (смешанный).

Представители А-типа отличаются тревожностью, повышенной ответственностью, самокритичностью, тяжело переносят нервные перегрузки, подвержены сердечно-сосудистым заболеванием. (Среди мужчин доля А-типа составляет более 30%, среди женщин – 30%.) Представители НА-типа отличаются постоянной повышенной напряженностью. Это серьезные, замкнутые, немногословные, скрытые и властные люди. Они целеустремленны и деятельны, способны к преодолению трудностей, но тяжело переживают неудачи, склонны к нервным срывам. (НА-тип среди мужчин составляет 17%, среди женщин – 26%)

Представители А + НА-типа (смешанного) отличаются крайней повышенной эмоциональностью, резкой сменой настроений, эмоциональной неустойчивостью. Это люди истероидного типа – они артистичны, любят быть в центре внимания.

Индивид

Определение 1
Индивиды – это единичные представители человечества, отдельно взятые люди, при абстрагировании от их реальных антропологических и социальных особенностей.

Рисунок 1. Индивид. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Понятие личности в религии

Христианство

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 24 января 2013 года

В христианстве (православии) личностями считаются:

  1. Три Лица Святой Троицы
  2. Ангелы и демоны (падшие ангелы)
  3. Люди (как сотворённые по образу Бога)

Каждый человек непостижимо является полноценной личностью сразу же в момент своего зачатия в утробе матери. Однако, появившаяся по воле Божией, личность человека вечно раскрывается, развивается, обогащается, совершенствуется. Все люди (как и все ангелы) считаются свободными и уникальными (неповторимыми, созданными по образу Бога) личностями, в том числе: человеческие эмбрионы, младенцы, дети и другие.

Личность может быть способной и гениальной, а может быть бездарной и серой (невыразительной), притягательной и отвратительной, самоотверженной, героической и эгоистичной и мнительной, добродушной, любящей, честной и преступной, злобной, маниакальной, хитрой.

Что касается домашних животных и диких зверей (а, тем более, растений), то они не считаются личностями, но только особями, не имеющими (в отличие от людей) универсального самосознания, абстрактного (беспристрастного) суждения, стремления к познанию сути вещей, бесконечному самосовершенствованию — богоуподоблению, различному раскрытию своей личности и творчеству. Именно поэтому христианство категорически запрещает аборты (убийство зародившихся детей), но очень терпимо относится к убийству животных и вкушению их мяса.

Буддизм

Буддисты считали слово «личность» равнозначным слову «душа» (санскр. атман) и для обозначения личности использовали слово «пудгала». Согласно анатмаваде или фундаментальной буддийской доктрине о «не душе», буддизм отрицает существование а и личности. Учение буддизма условно определяет личность как упорядоченную совокупность пяти групп элементов (скандх дхарм). В состав пяти групп входит физическая группа (тело и материальное, обозначаемые как рупа) и четыре «душевные» группы: 1) чувство приятного, неприятного и нейтрального (ведана), 2) способность проводить различия и образовывать понятия (санджня), 3) воля и деятельность, ведущие к образованию кармы (санскара) и 4) сознание (виджняна). Данные группы элементов не являются доказательством существования личности как чего-то самостоятельного, а показывают условность личности, являющейся, исходя из «высшей реальности», нереальной.

Первая истина из Четырёх благородных истин буддизма утверждает, что пять скандх, из которых образовывается личность, прямо связаны со страданием, яркими формами которого являются рождение, смерть, разлука с приятным и столкновение с неприятным. Остальные благородные истины указывают причину страдания, способ его прекращения и путь, ведущий к полному прекращению страдания. Вера в личность в буддизме порождает ошибочное состояние сознания, связанное с заблуждением и невежеством.

Другие религии

Существуют религии (индуизм), где категорически запрещается убивать любых живых существ, так как они являются потенциальными личностями и в одной из своих следующих жизней могут стать человеком, то есть индивидом. К тому же каждая личность может стать единой с Богом (уйти в нирвану, раствориться в абстрактной божественной природе, перестать страдать).

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 12 ноября 2013 года

Понятие личности преступника в криминологии

В криминологии огромную роль играет психология. Люди, занимающиеся следствиями должны обязательно иметь знания в области психологии, они должны уметь проанализировать ситуацию с разных сторон, исследовать все возможные варианты развития событий и вместе с тем натуры преступников, совершивших злодеяние.

Понятие и структура личности преступника есть основным предметом исследований криминальных психологов. Проводя наблюдения и исследования преступников, возможно, составить личностный портрет потенциального преступника, это в свою очередь, даст возможность предупредить следующие преступления. В таком случае человек рассматривается всестороннее – его психологические особенности (темперамент, акцентуации, склонности, способности, уровень тревожности, самооценка), материальное благополучие, изучается его детство, отношения с людьми, наличие семьи и близких знакомых, место работы и другие аспекты. Чтобы понять сущность такого человека, мало провести с ним психодиагностику, он может мастерски скрывать свою натуру, но когда перед глазами целая карта человеческой жизни можно проследить связи, найти предпосылки для становления человека преступником.

Если в психологии о личности говорят, как о единице, то есть характеристике индивида, то в криминологии это скорей абстрактное понятие, которое не дается отдельному преступнику, а создает его общий образ, состоящий из определенных свойств.

Человек попадает под характеристику «личности преступника» с того момента, когда он совершил свое злополучное действие. Хотя некоторые склонны считать, что еще раньше, задолго до того, как совершилось само преступление, то есть когда в человеке родилась идея, и он стал вынашивать ее. Сложней сказать о том, когда же человек перестает быть таким. Если человек осознал свою вину и чистосердечно раскаивается в содеянном, и искреннее жалеет о совершившемся и его неотвратимости, он уже как бы вышел за рамки понятия преступной личности, но факт остается фактом, и человек понесет наказание. Также он может понять, что совершил ошибку во время отбывания наказания. Может и не понять никогда. Есть люди, которые никогда не откажутся от того факта, что совершили злополучное действие, даже понеся мучительное наказание, они не будут раскаиваться. Или есть также рецидивисты, которые отсидев один строк, выйдя на свободу, снова совершают преступление и так до конца жизни могут туда-сюда мотаться. Это чистой воды преступные натуры, они походят один на другого и попадают под общее описание преступника.

Структура личности преступника представляет собой систему социально существенных характеристик, негативных свойств, которые вместе со сложившейся в тот момент ситуацией влияют на совершение проступков. Вместе с негативными свойствами у преступника имеют место и позитивные качества, но они могли деформироваться в процессе жизнедеятельности.

Понятие и структура личности преступника должны быть определенно ясными для криминалистов, чтобы в первую очередь суметь защитить граждан от угрозы.

Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Социальные типы личности в философии

Философские теории позволили определить несколько социальных типов личности. Наука рассматривает две позиции: по принципу общественной деятельности и по принципу зависимости человека от свободы. Первая позиция представляет типы:

  1. Деятели
    . Люди, обладающие многогранными способностями, для которых интересы общества – на первом месте.
  2. Интеллектуалы
    . Люди свободного творчества, постоянно пребывают в поиске методов улучшить мир.
  3. Эстеты
    . Представители искусства, которые остро чувствуют все грани реальности.
  4. Гуманисты
    . Сострадательны, полны решимости спасти общество от негативных проявлений.

Вторая позиция рассматривает такие варианты:

  1. Зависимые от требований общества
    , яркий пример – коллективизация 20 века.
  2. Зависимые от личных обязательств
    перед родными или обществом.
  3. Свободная личность
    . Действует без оглядки на любые правила и стереотипы.

Коллективист

Человек в социальной философии рассматривается еще по модели поведения, одна из них – коллективист. Это личность, которая не может существовать без коллектива, им нужно всегда находиться в центре событий. Обладают харизмой, ярко выраженные коллективисты очень ценятся в социальных группах, потому что:

  • умеют слушать и делать правильные выводы;
  • способны организовать коллектив на любую деятельность;
  • умеют развивать и внедрять новые идеи;
  • могут увлечь других, наладить отношения в группе до идеальных;
  • способны влиять и на коллектив, и конкретно на личность в доверительных беседах.

Индивидуалист

Индивидуалист в коллективе – явление распространенное, такой человек может работать в группе, но при этом держится сам по себе. Зачастую люди талантливые, но одиночки, все зависит от степени проявления обособленности. Их деятельность будет полезной для общества, если:

  • будут отвечать за конкретный фронт работ, без привлечения других людей;
  • дистанцирование от коллег не перейдет в игнорирование интересов коллектива;

Солидарист

Есть еще один тип личности, характерный для любого общества – солидарист. Солидаристская личность в социальной философии представляет собой некий симбиоз коллективиста и индивидуалиста. Их еще называют мещанами – типы, которые пытаются жить в умеренной середине. Характерные черты таких личностей:

  • признает и равенство людей, и право государство на социальное разделение общества;
  • хочет быть добродетельным и одновременно – жить в свое удовольствие;
  • стремится к самосохранению, без метаний от самоотречения до полного равнодушия к проблемам других.

Индивид и его структура

Личность индивида можно разделить на три взаимодействующие структуры, как говорит Юнг: эго, личное бессознательное и коллективное бессознательное. Первое содержит в себе всю совокупность мыслей, чувств, ощущений и воспоминаний, благодаря которым человек воспринимает самого себя целостно, полно и ощущает себя одним из людей.

Конфликты и воспоминания, ранее хорошо отпечатанные в памяти, но с течением времени забытые, относятся к категории личного бессознательного. Причина того, почему данные воспоминания остались позади и стали забыты, кроется в их недостаточной яркости. В этом чувствуются отголоски Фрейда, но Юнг пошел дальше и сказал о том, что личное бессознательное содержит в себе комплексы, скрыто влияющие на поведение индивида.

К примеру, если у индивида имеется скрытая жажда власти, он будет даже неосознанно к ней стремиться. Подобная схема работает и с человеком, находящимся под значительным влиянием родителей или друзей.

Однажды сформированный комплекс сложен для преодоления, потому что он укореняется в любых отношениях. А что же с коллективным бессознательным? Это более глубокий слой структуры, в котором латентно находятся общечеловеческие воспоминания, мысли предков. Чувства и память общечеловеческого прошлого кроется в каждом индивиде. Содержательная часть коллективного бессознательного одинакова абсолютно для всех людей и является наследием прошлого времени.

Что такое личность?

Чтобы понять, что такое личность, сайт психологической помощи psymedcare.ru на практике покажет, как ею становятся. Сначала человек рождается. По факту рождения в виде человека он является индивидом. Другими словами, абсолютно каждый человек рождается индивидом – единицей человеческого рода.

Но потом индивид начинает познавать мир, себя, формировать у себя определенные умения и навыки. Его нервная система проявляется в полную силу, из-за чего у человека начинают появляться индивидуальные особенности и направленности. Это называется индивидуальность – уникальный набор качеств и свойств конкретного индивида.

По мере всей своей жизни человек развивает свои навыки, обретает знания, формирует мнение об окружающем мире, развивает качества и черты характера, социализируется. Это и называется личность. Другими словами, личность – это социальный человек с определенным набором качеств, навыков, знаний и взглядов, которые он формирует, меняет и нарабатывает в процессе своей жизни.

Абсолютно все люди являются индивидами (то есть принадлежащими человеческому роду), индивидуальными (то есть предрасположенными к определенным качествам и навыкам) и личностями (социально адаптированными и сформированными).

«Моя жизнь протекает независимо от жизней других людей, мужа, родственников и даже детей. Я – отдельная, обособленная, независимая, самостоятельная, автономная, самодостаточная, цельная, полноценная личность. Я не завишу ни от кого, моя жизнь продолжается независимо от того, что делают и говорят другие люди. Я отдельный от них. Мое счастье отдельно от них. Я живу, независимо от них».

Каждый человек должен понять, что он является отдельной, обособленной, цельной личностью от других людей. Здесь нет призыва к тому, чтобы вы жили в лесу и ни с кем не общались. Наоборот, продолжайте жить своей привычной жизнью, но только измените подход к себе и другим людям: все вы отдельны друг от друга. У каждого из вас есть свое тело, голова, мысли, чувства, интересы, заботы и жизнь в целом. И все это существует независимо от того, что делают, думают, говорят и решают окружающие. Ваше тело как насчитывало две руки и две ноги, так и продолжает насчитывать, несмотря на то, что кому-то вы можете не нравиться. У вас как была голова на плечах, так и осталась там же, несмотря на то, что на работе не выдают зарплату.

Каждому человеку следует понять, что его тело, душа, мысли, чувства и жизнь в целом могут быть независимыми от того, что происходит вокруг него с другими людьми и миром. Конечно, если случится катастрофа, тогда вы ощутите на себе воздействие окружающего мира. Но если в вашей жизни не происходит ничего угрожающего вашему здоровью и существованию, то вы можете быть независимыми, свободными, отдельными, огражденными от злых языков, мыслей и претензий других людей.

Не думайте, как вы выглядите в глазах окружающих, концентрируйтесь на том, как вы себя чувствуете, следите за тем, как вы поступаете и сами себя видите. Не думайте о чужих мыслях про вас, концентрируйтесь на том, что вы сами о себе думаете. Это поможет избежать влияния окружающих людей на вас.

Представьте себе ситуацию, что про вас сказали нелестные слова. В первом случае вы, как это обычно бывает, прислушались к чужим речам и начали думать над словами: «Почему обо мне так думают? Неужели я такой плохой(-ая)? Нужно что-то придумать, чтобы это исправить…»

Во втором случае вы не обращаете внимания на мнение человека, который вами не восхищен: «Что ж, этот человек решил заострить свое внимание на моих недостатках. Это его дело

Я принимаю себя таким, каков я есть. И буду меняться лишь в том, что сам(-а) считаю нужным». И самое удивительное, что в первом случае, веря в критику другого человека, вы начинаете тоже думать о себе плохо. А во втором случае вы показываете, что ваше мнение не совпадает с чужим по той простой причине, что вам важны ваши мысли и решения относительно самого себя, а не чье-то мнение, которое часто является поверхностным.

Проблема личности заключается в том, что каждый человек в свой временной промежуток достигает своего взросления и становления. Есть индивиды, которые даже в 40 лет не имеют своего мнения и подчиняются воле родителей. А есть люди, которые с самого детства привыкли все сами за себя решать и нести ответственность за поступки. Таким образом, личность в каждом человеке формируется тогда, когда он становится самостоятельным и независимым от других людей, что уже зависит исключительно от самого индивида, который в тот или иной момент начинает жить взрослой жизнью.

Индивид и индивидуальность

Несмотря на схожесть в корнях, необходимо различать два этих слова. Под индивидуальностью подразумевается совокупность накопившихся в процессе развития качеств и особенностей, присущие личности.

Суть в том, что индивидом человек является по факту своего зарождения, не обладая при этом индивидуальностью, которая наращивается со временем. Эмбрион в животе матери способен реагировать на внешние раздражители: звук, свет, прикосновения.

Подразумевается свет, направленный на живот матери и прикосновения к животу. А раз зародыш обладает способностью воспринимать, то можно смело сказать, что индивидом он становится во внутриутробном состоянии. Там же возможно формирование некоторых особенностей, т. е. появление индивидуальности.

Французская философия персонализма

Замечание 2

В рамках европейской традиции мысли персонализм соотносится с французской философией. Ее яркий представитель Э. Мунье.

Персонализм здесь не считается философской школой в строгом смысле этого слова. Он являет собой умонастроение, жизненную позицию человека. По большому счету, персонализм выступает переосмысление традиции мысли, достижений культуры и морали, в котором ключевым является выявление значимости личности человека.

Персонализм признает единство материального и духовного начал. Его основными понятиями являются вовлечение и трансцендирование. С одной стороны, человек вовлечен в жизнь мира и общества, с другой же, способен к выходу из указанного процесс, к новому духовному поиску.

Связь с философией

Под личностью понимается социально развитая личность, являющаяся частью определенного исторического и природного контекста, определенной социальной группы, личность, обладающая относительно устойчивой системой социально значимых личностных качеств и выполняющая соответствующие социальные роли. Интеллектуальный каркас человека формируется его потребностями, интересами, системой убеждений, особенностями темперамента, эмоциями, силой воли, мотивацией, ценностными ориентациями, независимостью мышления, сознания и самосознания. Центральной чертой личности является мировоззрение. Человек не может стать человеком без развития того, что известно как мировоззрение, которое включает в себя его философский взгляд на мир.

Знание философии является неотъемлемым атрибутом высшего образования и человеческой культуры. Поскольку мировоззрение является привилегией современного человека, а его ядром является философия, каждый должен знать философию, чтобы понять себя и окружающих. Даже те, кто отрицает и высмеивает философию, обладают ею. Только у животного нет мировоззрения. Он не оценивает вещи в мире, смысл жизни и другие проблемы. Мировоззрение-это привилегия человека, то есть человека, возвышенного культурой.


Смотреть галерею

Понятие личности в психологии

Личностью в психологии является индивид, который проявляет себя в предметной деятельности и социальных отношениях. Он проявляет свое видение мира, что и выражает его индивидуальные особенности. Также важным становится то, какие взаимоотношения выстраиваются у человека с окружающими.

Отношение к определенному предмету у человека выражается через тот опыт, которым уже обладает, и знания, которые имеются у индивида. Они-то и формируют ту реакцию, которая проявляется человеком в отношении данного предмета.

В зависимости от отношения человека к определенным вещам, у него формируются мотивация. Ее уровень зависит непосредственно от того, насколько важным для себя человек считает тот или иной предмет.

Есть два фактора, которые человек забывает учитывать, когда проживает свою жизнь, принимает жизненно важные решения, выбирает для себя того или иного партнера для брака, работы. Человек на самом деле является хозяином своей судьбы. Даже если он не осознает этого, подчиняется чужой воле, зависим от мнения окружающих людей, пытается кому-то понравиться, все равно отвечает за то, какой жизнью живет. Это был его выбор стать безвольным и подчиняемым человеком, даже если не помнит того момента, когда принял данное решение.

Есть два фактора, которые человек упускает в решении любого вопроса:

  1. Он в ответе за свою жизнь. А значит, если ему не нравится тот путь, по которому он идет, и ничего не делает для того, чтобы пойти другим путем, это тоже лежит на его совести.
  2. Он в ответе за то, является он личностью или нет. Трудно назвать человека личностью, когда он от кого-то зависит, поддается чужому влиянию, не думает своей головой и постоянно нуждается в помощи. Конечно, все люди являются личностями. Но такого человека можно назвать «пустой личностью», то есть отсутствующей, сонной, недоразвитой.

Вы проживаете свою жизнь. Поймите, что никто не сможет прожить вашу жизнь. Это вы болеете, чувствуете, проходите через все события. Никто вместо вас не проживет все это. Соответственно, вы в большей степени подвластны над своей жизнью. На вас могут влиять, запугивать, подавлять и т. д. Но только вам решать, как именно на это реагировать. Есть много путей решения одного и того же вопроса. И то решение, которое принимаете вы, влияет на вашу дальнейшую судьбу.

Идите своим путем и будьте личностью. Несомненно, вы живете в обществе, где есть правила и законы, которым вы должны подчиняться. Но это еще не мешает вам самим решать свою судьбу и быть тем человеком, который был бы достоин вашего собственного уважения.

Соотношение индивида, личности и человека


Ведя речь об индивиде, необходимо подчеркнуть присущие ему характеристики: активность, устойчивость, целостность, взаимодействие с природой и ее изменение. Активность у индивида раскрывается в способности и изменении самого себя, а также в преодолении препятствий внешнего мира.

Под устойчивостью понимается сохранение основных отношений с внешним миром, а также способность к гибкости и пластичности, которые необходимы в изменчивых условиях действительности.

Целостность указывает на системность связей различных функций и механизмов, благодаря которым индивид существует в жизненном мире.

В психологии имеется ряд концепций, напрямую затрагивающих соотношение индивида и личности. К примеру, В.А. Петровский, основой теории которого являлось высказывание о единстве личности и индивида, однако не отождествляло их между друг другом.

Личность – это скорее совокупность свойств, приобретенных индивидом ввиду постоянной социогенной потребности персональной самоидентификации, благодаря которой задается взаимообусловленность трех ипостасей личностного существования:

  1. Устойчивая совокупность интраиндивидных свойств;
  2. Включенность индивида в область межиндивидных связей;
  3. Представление индивида в отношениях других людей.

Основные положения персонализма

  1. Персонализм в своей классической форме представляет собой продолжение антропологических и персоналистических идей христианской философии. Персонализм – это теистическая система
  2. Человек – это активное познающее существо.
  3. Личность – высшая ценность и первичный вид реальности.
  4. Личность – это онтологическая категория и характеризуется с трех сторон: с одной стороны, оно имеет экстериорную направленность вовне, к окружающему миру, с другой стороны, оно интериорно, имеет склонность к самоанализу. Третье стороной личности является ее устремленность к познанию трансцендентного бытия. Личность соотносит себя с бытием Бога и с системой морально-нравственных императивов (благо, смысл жизни, истина и др.).

Человек

Человек является главным участником общественно-исторических отношений, он творит культуру, движет своими усилиями общемировой исторический и культурный процесс.
По своей природе он представляет собой целостную биосоциальную (биопсихосоциальную) систему, уникальное существо, способное понятийно мыслить, производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и нравственными качествами. Это собирательное общее понятие для обозначения всех представителей человеческого рода.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]