Рефлексия и саморефлексия часто воспринимаются как слова-синонимы, что на самом деле не совсем верно. Между ними есть тонкая грань. Рефлексия – это отражение окружающей реальности в сознании человека. То, что человек видит, воспринимает – это не есть объективная реальность, а только её отражение. Через все сенсорные системы ты считываешь мир вокруг, но объять его полностью никому не дано. И что такое объективная реальность – тоже недостижимо для человеческого восприятия.
Саморефлексия – это способность человека анализировать то, что отражается у него внутри. Любые события, внешние стимулы рождают ответную реакцию человеческого мозга. Это мысли, чувства и ощущения. Внимательное наблюдение за своими внутренними процессами, их анализ, изменение поведения – это и есть саморефлексия.
В этой статье:
Что это за способностьУ всех ли развита эта способностьТренировка саморефлексии
Определение понятий рефлексия и саморефлексия
Саморефлексия зачастую применяется как синоним рефлексии. Однако не стоит путать. Рефлексия — более обширное понятие.
Что понимают под рефлексией
Рефлексия в психологии подразумевает не только личностное отражение, но и отражение ситуации, в которой находится индивид, окружающих людей, обстоятельств. Это умение человека, проявляющееся в самоанализе и самосознании личной жизнедеятельности, поведения, поступков, которые в процессе рефлексии человек анализирует и оценивает.
Саморефлексия в философии – это вид умственной активности личности, ориентированный на познание своих действий, культуры человека в целом, ее основных принципов.
Проще говоря, рефлексируя, человек заглядывает внутрь своей души и проглядывает свои индивидуальные особенности и поведение в различных житейских ситуациях и окружении. Осмысливает все положительные и отрицательные моменты совершенных поступков. Рефлексия трудоемкая, она взаимосвязана одновременно с несколькими сферами:
- интеллектуальная;
- духовная;
- эмоциональная;
- оценочная.
Однако не стоит путать. Данное понятие не связано с рефлексами, реакцией человека на воздействие раздражителей извне. Оно тождественно понятию самокритика. Человек тщательно изучает, осмысливает, оценивает свои поступки. Процесс не из приятных. Но без него личность не сможет полноценно развиваться.
В психологии рефлексия подразделяется на два уровня:
- Когнитивный. Подразумевает изучение внутреннего мира, его соотнесение с нормами, стандартами, требованиями, принятыми в обществе.
- Эмоциональный. Выражается в переживании по поводу отношения к себе окружающих людей. Человека заботит его сознание и поведение.
Наличие эмоционального уровня – существенное отличие рефлексии от последовательного самоанализа. Многие люди осознанно и намеренно не хотят заниматься рефлексией. Это не связанно с ленью. Процесс рефлексии не всегда вызывает положительные эмоции, желание похвалить себя. Иногда он связан с разочарованием, чувством неполноценности, стыдом, угрызениями совести.
Слишком усердное рефлексирование также ни к чему хорошему не приводит. Его последствия – самобичевание и самокопание. Они провоцируют стресс, неврозы и даже депрессию. Чтобы избежать таких последствий, нужно сохранять баланс между когнитивной и эмоциональной частью рефлексии.
Понятие саморефлексии
Саморефлексия – это отражение человеком самого себя в различных ситуациях посредством своего сознания. В процессе саморефлексии человек словно глядит в зеркало и описывает все, что видит в нем. Это прием оценивания себя, своих методов работы и процессов обучения. Говоря простыми словами, «отражение» означает думать о чем-либо.
Отражение и формирование контекста саморефлексивного письма приобретает важное значение в любой форме постижения или саморазвития.
Человеку, как существу разумному, присуща способность как отражать те или иные события, так и «отражать свое отражение». Различают четыре ключевых ситуации, в которых может находиться человек постигающий:
- знание о знании (например, человек знает таблицу умножения и осознает при этом данный факт);
- незнание о знании (например, индивид знает много иностранных слов, услышанных или прочитанных в разных местах, но не осознает этих познаний);
- знание о незнании (например, человек не знает, где расположена гора Эверест, и осознает свое невежество);
- незнание о незнании (например, человек не знает, какие картины написал Рафаэль Санти, и в тоже время даже не подозревает сам факт неведения, по причине того, что никогда не слышал о Санти).
Дайте себе время, но знайте, когда остановиться
Как упомянуто выше, саморефлексия может поставить под угрозу состояние размышления или чрезмерного мышления.
Когда мы позволяем мысли снова и снова циркулировать в наших умах без видимого способа ее разрешения, мы теряем все преимущества внутреннего размышления и можем в конечном итоге нанести вред нашему психическому благополучию.
Поэтому важно установить предел того, как долго вы сидите в спокойном созерцании. Вы можете пожелать выделить определенное количество времени или просто сказать, что пора остановиться, когда вы застряли в цепочке мыслей.
И когда пришло время остановиться, лучше всего переехать куда-нибудь еще. Вот почему обычно не рекомендуется размышлять о себе перед сном. Делайте это задолго до конца дня или в любое другое время, но не перед сном.
Чтобы отделиться от внутреннего размышления, попытайтесь погрузиться в себя и сосредоточиться на чем-то, кроме того, о чем вы размышляли. Все, что может отвлечь ваш разум от того, о чем вы думали.
Зачем человеку нужна саморефлексия и что она дает
Саморефлексия необходима по следующим причинам:
- Является основой для самообучения. При отсутствии умения рефлексировать личность не развивается. В некоторых случаях это может свидетельствовать о психопатологии.
- Дает возможность переоценить свою точку зрения, лежит в основе социализации. Позволяет усвоить нормы и ценности общества.
Какие возможности открывает саморефлексия:
- Учит понимать людей. Рефлексируя, человек четче понимает себя. Он отражает себя, сопоставляя с окружающими. Важно, чтобы это не переросло в банальное сравнение. При правильном подходе открывается возможность глубже понять других, их цели, поведение, поступки.
- Дает возможность проанализировать личный опыт. Как удачный, так и отрицательный. Не следует забывать, что неблагоприятный опыт также представляет собой ценность. Иногда большую, чем позитивный.
- Способствует нахождению сильных сторон личности и недостатков.
- Учит развивать мышление.
- Позволяет переоценить личные ценности, суждения. Личность индивида не статична. Она изменчива. Первостепенные цели могут утратить свою актуальность. Порой с первого взгляда это не понятно. Саморефлексия предоставляет возможность переосмыслить свою позицию по отношению к некоторым событиям, изменить задачи и цели. Это шанс самосовершенствоваться.
- Совершенствует интуицию. Человек учиться практически задействовать интуицию.
- Позволяет избавиться от вредных привычек. Например, в процессе саморефлексии можно осознать, что нездоровое питание пагубно влияет на здоровье либо чтение при плохом освещении негативно сказывается на зрении.
- Ликвидирует излишние преграды, которые препятствуют раскрытию внутреннего потенциала. Данные преграды являются следствием излишней стеснительности и застенчивости, коммуникативными сложностями.
- Развивает способность принимать обдуманные и рациональные решения.
При реализации всего лишь одного из перечисленных пунктов и достижении хотя бы единственной определенной жизненной цели вы сможете почувствовать себя увереннее. Этот приведет к повышению самооценки.
Как выбраться из бесконечных самокопаний и мылить продуктивно
В психологии саморефлексия — это отличный метод развития личности, самосовершенствования, изменения, усовершенствования окружающего мира посредством своей деятельности. Это мощный способ развиться как личность, сделать себя лучше, добиться значительных успехов в жизни.
Однако, не смотря на такие радужные перспективы, у людей возникает множество психологических трудностей. В чем причина? Ответ заключается в том, что зачастую саморефлексию ошибочно принимают за «самокопание». Это и является основной проблемой.
Что приводит к тому, что человек начинает жалеть себя либо заменяет продуктивную деятельность самобичеванием? Существует ряд причин данного феномена и методы борьбы с ними.
Дефицит внимания и заботы в детские годы
В большинстве случаев при отсутствии должной любви и ласки ребенок ощущает себя ненужным, покинутым, одиноким. Ощущение ущербности, своего рода дефективности преследует человека на всем жизненном пути, лишает возможности объективной оценки самого себя. Хотя объективность является фундаментом саморефлексии. Искажения затрагивают все — от умений до личностных ресурсов. Закономерно, что индивид с заниженной самооценкой лишен продуктивного мышления.
В данной ситуации решением проблемы выступает совокупность двух методов:
- Самовнушение. Ежедневно следует говорить о себе лишь положительно, находить личностные качества, достойные похвалы.
- Определение жизненных целей и их достижение.
Психологическое насилие в детстве
Приводит к таким же, как в предыдущем случае, последствиям, зачастую даже в более тяжелой форме. Это связано с тем, что ребенка в подобной ситуации вынуждают осознавать, что он ничтожество. Иногда это несет большую опасность, чем физическое насилие.
При нестабильном состоянии психики подобная картина может наблюдаться и во взрослом возрасте. Деспотичный и ревнивый супруг, истеричная и склочная жена, родственники «душащие» своей заботой.
Методики борьбы с проблемой такие же, как описано выше. Однако главным условием является избавление от «гнетущего» окружения. И лишь после этого может идти речь об эффективной саморефлексии.
Неспособность к самоорганизации
Характерна для людей с определенными особенностями личности. Это шизоиды, истериоиды и прочие. В такой ситуации саморефлексия патологическая, несвязная, путанная. Такой тип людей хаотично переключается с одной мысли на другую, что приводит к отсутствию проработки и осознания какого-либо качества, привычки.
В такой ситуации возможно проявление чувства неполноценности. Однако реже, чем в приведенных ранее случаях.
Здесь для эффективного рефлексирования необходима прицельная личностная организация. Следует ежедневно выделять 15 минут на упорядоченную систематизацию и анализ произошедших за текущий день событий. Главное — не переусердствовать. В противном случае процесс перерастет в банальное «самокопание».
Коммуникативные проблемы, глубокая интроверсия
Неспособность налаживать общественные отношения формируется как вторичный процесс. Интроверты не испытывает потребность в них.
Зачастую они легко справляются с саморефлексией. Однако она носит негативный характер. Они, как правило, ищут недостатки в себе. Хотя стараются адекватно взвешивать и систематизировать ситуацию:
- Я испытываю затруднения в общении? Ничего страшного.
- Не стоит злоупотреблять алкоголем. Но многие выпивает и с ними ничего не случилось.
- У меня проблемы с дикцией. Но ведь я не общительный, мне это совершенно не нужно.
Отрицательная саморефлексия не дает положительный результат.
Преодолеть данную ситуацию возможно. Следует лишь систематизировать процессы осмысления. Необходимо задавать корректные вопросы. Ключевым моментом является структурирование действий.
В сутки стоит задавать себе лишь 4 вопроса. Мое мнение о текущем дне? Мои положительные и отрицательные действия за прошедший день? Какие недочеты в моих поступках были в течение дня? Мои дальнейшие действия на завтрашний день?
Со временем перечень вопросов можно расширить. В осмыслении необходимо задействовать привычки, чувства, мысли, действия.
Предрасположенность к перфекционизму
Умение рефлексировать не играет на руку перфекционистам. Подобные личности болезненно реагируют на способность легко критиковать себя. Они моментально углубляются в «самокопание» и находят недостатки в себе.
Подобная устремленность к ложному идеалу лишает возможности действовать. А это выступает основной проблемой.
Сегодня я не смогу научиться кататься на коньках. И значит, я не научусь никогда. Соответственно, не стоит даже продолжать обучение.
В данной ситуации необходимо усвоить одну аксиому. Идеала, к которому так стремятся перфекционисты, не существует! Ошибки являются отличительной частью практики. Они — закономерная и неотъемлемая часть образовательного процесса. Именно их следует анализировать и прорабатывать в целях недопущения подобных огрехов.
Перфекционизм является отличительной чертой характера. И с ним совладать в полной мере самостоятельно невозможно. В подобной ситуации необходимо прибегнуть к квалифицированной помощи психолога.
Особенности личности. Нарциссический склад
Здесь уместна, скорее, жалость к себе, а не «самокопание». Стремление к самоутверждению и саморефлексии у нарциссов выше, чем у людей с иным складом личности. Испытывая постоянную потребность в признании, они часто ведут себя нелогично. А это влечет за собой ряд ошибок. Что, в свою очередь, является идеальной почвой для самобичевания. К нему нарциссы и прибегают, одновременно проявляя жалость к себе.
При ярком акцентировании внимания процесс перерастает в некое театральное действо, при которым окружению демонстрируются мысли нарцисса. Для коррекции подобной проблемы необходимо грамотно организовать процесс саморефлексии. Это не составит труда. Следует задавать себе по истечении дня все те же вопросы. По мере необходимости список следует дополнить.
Избавиться от наиболее «укоренившихся» нарциссических качеств поможет психолог. К самоконтролю склонны не все, особенно излишне эмоциональные личности, такие как истероиды и нарциссы.
Все перечисленные причины возможно исправить. Это зависит от решимости и стремления к работе над собой.
Запишите свои мысли
Некоторым людям может быть полезно делать записи своих мыслей, когда они размышляют над собой.
Запись в дневнике — популярный способ саморефлексии, поскольку он хранит все в одном месте и позволяет вам оглянуться назад на то, что вы думали ранее, чтобы держать вас на правильном пути.
Это также может быть полезно, если вам трудно отделаться от конкретной мысли. После того, как мысль записана и безопасно хранится, вы можете обнаружить, что ум может отпустить её легче, не опасаясь забыть.
Что делать, если саморефлексия отсутствует
Процесс саморефлексии свойственен всем, но в разной степени. Это зависит от психотипа, складов личности, различных жизненных приоритетов, общего уровня психического и интеллектуального развития.
Зачастую более склоны к саморефлексии люди с высоким интеллектуальным уровнем.
Однако встречаются случаи, когда саморефлексия отсутствует. Что является причиной такого феномена и как поступать в данном случае?
- Недостаток воспитания. Ребенок не получает необходимой информации о том, что такое хорошо, а что такое плохо. В худшем случае ребенку практически не демонстрируют общепринятые модели поведения. Не заинтересовывают ребенка. В данном случае не обойтись без квалифицированной психологической помощи. На анализ событий, произошедших за текущий день, необходимо систематически выделять 15 минут.
- Чрезмерная опека. Ребенка в прямом смысле душат опекой и любовью. В таком случае отпадает необходимость осознания своего поведения. Ребенок не постигает навыков и умений изменять свою линию поведения, что преследует его и во взрослой жизни. Метод борьбы с данной проблемой аналогичен предыдущему. Работу также следует проводить, опираясь на помощь квалифицированного психолога.
- Педагогическая запущенность. В таком случае воспитанием ребенка никто не занимается. Это наивысшая точка неполноценного воспитания. Бороться с такой проблемой необходимо посредством психологического консультирования. Причем, ликвидировать ее необходимо в детстве. Во взрослом возрасте это достаточно затруднительно.
- Экстраверсия. Излишняя коммуникабельность, зачастую переходящая в навязчивость и болтливость. В данном случае необходимо акцентировать внимание человека на пользу саморефлексии: перспективы продуктивного общения, налаживание социальных связей.
Большая ясность мысли
Самоанализ дает возможность думать о чем-то изолированно от самой вещи.
Вместо того, чтобы ваш разум был омрачен эмоциями, которые вы испытываете при взаимодействии с рассматриваемой вещью, вы можете рассматривать ее в более рациональном смысле.
Вы можете увидеть это с большей ясностью и подумать об этом с округлой точки зрения с плюсами, минусами и другими важными деталями, которые помогут вам сделать обоснованный вывод о том, как вы хотите измениться в отношении этого (или если вы на самом деле не хотите изменить вообще).
Например, выбор вашей работы. Если вам не нравится длительная поездка на работу в вашей нынешней должности, вы не сможете увидеть преимущества, которые она приносит во время самой поездки.
Но, сделав шаг назад и подумав об этом в выходной день, вы, возможно, поймете, что, несмотря на то, что не все, что вам нравится, плюсы работы, которой вы увлечены, или заработная плата, которую вы получаете делают поездку на работу стоящей.
Это может даже изменить то, как вы относитесь к своим поездкам на работу или к тому, как вы решили провести это время.
Взаимосвязь самопознания с саморефлексией
Самопознание – это познание и анализ индивидом личностных психических и физических аспектов, изучение самого себя. Самопознание берет исток еще с младенчества и развивается в течение всей жизни. Совершенствуется поэтапно соответственно отражению окружающего мира и самопознанию.
Основными этапами процесса являются:
- Анализ личной деятельности и поведения, исходя из сравнения с окружающими.
- Эмпиризм. Делится на внешний (осуществляется посредством аудио и видеозаписи) и внутренний (самонаблюдение мыслей, чувств, реакций на различные ситуации и события).
- Самоотчет (внутренний личностный отчет).
Развитие самопознания находится в тесной связи с саморефлексией индивида, которая благоприятствует совершенствованию личностного самосознания и формированию социально-перцептивного интеллекта.
Улучшенное принятие решений
Мы делаем сотни выборов каждый день, но большинство из них незначительны и могут быть оставлены нашему бессознательному разуму.
Но когда дело доходит до более важных решений в жизни, небольшое личное размышление неоценимо.
Это возвращается к ясности мысли и осознанию ваших истинных ценностей.
Используя эти две вещи, вы можете принимать решения, которые ставят вас на оптимальный путь к лучшему благополучию.
Это означает меньше сожалений или упущенных возможностей и больше душевного спокойствия, зная, что вы сделали правильный выбор.
Саморефлексия в различных профессиональных сферах
Саморефлексия имеет большое значение в формировании и развитии профессиональной коммуникативной компетентности специалистов в различных сферах деятельности.
Саморефлексия в психологии
В социальной психологии при изучении и анализе коммуникативных проблем и проблем межличностного восприятия весьма распространено понятие «саморефлексии». Она также задействуется в межличностном общении и восприятии.
Социальная психология под саморефлексией подразумевает понимание человеком того, как он воспринимается собеседником. Это уже не просто восприятие партнера, а знание того, как другая личность чувствует своего оппонента. Своего рода феномен зеркального взаимоотображения друг друга. Систематичная репрезентация, сутью которой является символизация внутреннего мира собеседника. Стоит отметить, что в данном внутреннем мире равным образом отпечатывается сущность первого.
Использование саморефлексии в медицине
Саморефлексия способствует развитию терапевтической или консультативной компетентности врачей. Она включает в себя следующие положительные качества:
- Позволяет более точно чувствовать и контролировать свое мышление. Это подтверждает факт взаимосвязи саморефлексии с саморегуляцией.
- Позволяет судить об объективности суждений, их логической систематичности, обоснованности и закономерности.
- Позволяет получить верный ответ на большинство возникающих в процессе практики вопросов. В особенности сопряженных с трудностями взаимодействия с пациентами. Без применения саморефлексии они оставались бы неопределенными и нерешенными.
При глубокомысленном и рассудительном отношении саморефлексия выступает не только в роли инструмента, облегчающего восприятие пациента в рамках обоюдного взаимодействия или клинического подхода к решению его проблем. Она становится практикой «надзора» в понимании и решении ряда трудностей взаимодействия с пациентами в процессе их консультирования.
Саморефлексия в педагогике
Во время работы с ребенком педагог анализирует свои действия на этапе планирования процесса в лице одной из сторон данного взаимодействия. Во время педагогической саморефлексии учитель наблюдает за происходящим с позиции коллег-педагогов и ученика. Также он изучает личную деятельность в свете определенных педагогических ситуаций и технологий, отождествляет себя с сутью педагогического взаимодействия.
Саморефлексия в экономике
Саморефлексия предоставляет возможность индивиду исследовать и анализировать свой внутренний мир, раскрыть скрытый потенциал и обозначить личностные психологические навыки. Неповторимость подобного феномена состоит в том, что посредством саморефлексии человек может принять либо не принять в себе личные психологические характеристики и свойства.
Саморефлексия в экономике трактуется как отражение индивидом самого себя с системой определенных математических знаний при помощи самосознания и самопознания.