Девиация в психологии. Что это, определение, примеры

Слышали ли вы фразу «Общество меня не понимает, впрочем, как и я его»? А может быть вы сами так думаете? Тогда не исключено, что вы – девиант, то есть человек с отклоняющимся от общепринятых норм поведением. А подробнее об этом читайте далее.

Феномен отклоняющегося (девиантного) поведения не нов. Такое явление всегда присутствовало в обществе, присутствует и, пожалуй, будет присутствовать. Девианты, то есть люди, не желающие или не имеющие возможности жить по нормам общества, всегда были и будут. Однако для каждого общества существуют свои рамки поведения и понятия нормы, а, значит, число индивидов с таким поведением может быть разным, так же, как и средний уровень отклонения от социальных норм одного общества может отличаться от другого.

В основе теорий о феномене девиантного поведения прежде всего лежит поиск и оценка его причин. Предлагаю вам погрузиться в историю и пройти экскурс по становлению отношения общества к девиациям и пониманию сути этого явления.

Понятие девиации в психологии

С латинского языка «девиация» переводится как «отклонение». В психологии есть понятие, которое носит название девиантное поведение. Оно обозначает действия человека, которые не соответствуют нормам, установленным в обществе. Все взаимоотношения между людьми строятся на этикете, принятых правилах и законах.

Девиация подразделяется на следующие виды:

  • саморазрушительная – это склонность к суициду, вредные привычки;
  • асоциальная – человек полностью игнорирует установленные правила и традиции;
  • деликвентная – индивид совершает преступные деяния;
  • психопатологическая – этот вид связан с заболеваниями психики;
  • парахарактерологическая – отклонения из-за неправильного воспитания.

Девиация — это в психологии поведение индивида, которое может проявляться, как с позитивной, так и с негативной стороны. Если человек идет наперекор устоям общества, но с целью что-то изменить к лучшему, преобразить, это положительное проявление. Но, если поступки связаны с противозаконными методами, нежеланием адаптироваться к правилам общества, это негативный пример девиации.

Существующие проблемы

Проблема девиации в том, что многие не понимают её масштабов. Кто из нас хоть раз не совершал то, что осудило бы общество? Психологи утверждают, что у каждого человека есть свои «скелеты в шкафу», но они тщательно охраняются от чужих глаз во избежание осуждения. Вопрос лишь в том, насколько они опасны. Кто-то регулярно крадёт клубнику с дачного участка соседа, или курит в подъезде, или включает на всю громкость музыку после 23.00 в многоквартирном доме. А кто-то избивает жену, крадёт миллионы с общественных счетов, распространяет наркотики. Всё это — примеры из жизни, но почувствуйте сами, насколько они разные по своим последствиям.

Вторая проблема общества, связанная с девиантами, — это несимметричный контроль за ними. Мы часто слышим о нарушениях социальных и моральных норм известными людьми. Но они обычно остаются ненаказуемыми. Хотя при совершении такого же поступка простым человеком одним лишь осуждением дело не ограничивается.

Происхождение названия. Термин «девиантный» восходит к латинскому слову «deviatio», которое переводится как «отклонение».

Концепции девиации

На основании причин, вызывающих отклонения, выделяются теории девиантного поведения.

Биологические теории

Суть биологической теории заключается в том, что все девиантные поступки являются следствием склонностей, с которыми человек рождается. Индивид не умеет сдерживать свои потребности. Он стремится удовлетворить их вопреки всем правилам.

Ломброзо

Итальянский врач Ломброзо придерживался биологической теории в девиантности. Много лет он изучал преступников в тюрьмах. Врач сделал вывод, что более 1/3 заключенных склонности к девиантному поведению приобрели от рождения. Это заложено в них природой.

Таких преступников объединяют одинаковые характеристики:

  • агрессия, злоба;
  • недоразвитость;
  • неспособность исправляться.

Эти люди обладают специфической внешностью. У них длинные руки, плоский нос, слегка вдавленный, нарушение строения челюсти.

Шелдон

К биологической относится теория американского психолога Шелдона.

Он утверждал, что поступки людей можно предугадать по их типу фигуры:

  • худые люди с хрупким телосложением склонны к нервозности, повышенной чувствительности;
  • сильные и стройные индивиды больше остальных склонны к девиантным поступкам. Они активные, беспокойные;
  • люди с умеренной полнотой относятся к общительным, хорошо умеют ладить с окружающими.

Но на практике теория Шелдона часто не работает, так как среди преступников с девиантным поведением часто встречаются люди разного телосложения.

Гоув

Биологическая теория автора Уолтера Гоува основана на возрастных особенностях и половой принадлежности. Гоув выделяет максимальную склонность к девиантным поступкам среди молодежи в возрасте от 18 до 24 лет. На второе место он ставит подростков от 13 лет.

Существуют отдельные исследования, на основе которых сформированы утверждения о склонности к девиантному поведению из-за генетических особенностей.

Например:

  • усыновленные дети в период полового созревания начинают по поведению становиться похожими на своих биологических родителей;
  • мужчины, у которых есть дополнительная хромосома У, характеризуются повышенной степенью девиации.

Биологическая теория большинством психологов не принимается. Ее противники согласны только с тем, что на поведение может влиять тип нервной системы.

Социально-психологические теории

Основа социально-психологической теории заключается в том, что общество само виновато в поведении человека. Оно провоцирует его нарушать правила.

Дюркгейм

Теория аномии Дюркгейна основана на том, что люди, попадающие в положение дезорганизации, начинают вести себя неадекватно.

Это можно наблюдать в период кризисов, во время войн, переворотов и смены власти.

Мертон

Автор теории адаптации американский социолог Роберт Метрон говорил о том, что на девиацию оказывает влияние не только общество, но и сама реакция человека на происходящие социальные изменения.

Беккер

Американский экономист Гэри Стэнли Бэккер разработал социально-психологическую теорию стигмаций и ярлыков. Бэккер описывает в своих работах процесс навешивания ярлыков на низшие слои общества.

Принято считать, что люди с девиантным поведением встречаются среди наркоманов, алкоголиков и цыган. Но и среди этой категории людей могут быть те, кто не нарушает закон, придерживается общих правил поведения. А навешанный ярлык часто заставляет их действовать против норм.

Психологические теории

Девиация — это в психологии поведение, которое берет свои основы из психики человека.

Экзистенциально-гуманистическая

Авторы этой теории говорят о том, что причина девиантного поведения личности заключается в разочаровании в самой себе. Это может быть потеря смысла жизни, подавление духовности, низкая самооценка и склонность к самоуничижению.

Психодинамическая

В основе этой теории лежит психоанализ Фрейда. Девиантные поступки возникают у человека из-за конфликта между сознательным и бессознательным. Чаще всего причиной нарушений становится отсутствие близких отношений с матерью.

Поведенческая

Нарушение норм поведения может наблюдаться как следствие воздействия окружающей среды на человека. Если с самого детства ребенка сильно наказывали за девиантные поступки, то и в будущем он будет избегать их совершения, вспоминая последствия.

Когнитивная

Девиантное поведение согласно теории американского психотерапевта Аарона Бека и психолога Альберта Эллиса, основано на неадаптивных мыслительных схемах, которые вызывают неадекватные действия.

Девианс (социология)

Девиантные действия могут быть утверждением индивидуальности и идентичности и, следовательно, восстанием против групповых норм доминирующей культуры и в пользу субкультуры. В обществе поведение человека или группы определяет, как девиант создает нормы. [5]

Существуют три широких социологических класса, описывающих девиантное поведение, а именно структурный функционализм , символическое взаимодействие и теория конфликтов .

Структурно-функционалистское понимание девиации

Структурно-функционализм

Структурные функционалисты озабочены тем, как различные факторы в обществе объединяются и взаимодействуют, образуя единое целое. Наиболее примечательно то, что работы Эмиля Дюркгейма и Роберта Мертона внесли свой вклад в формирование идеалов функционализма. [6]

Нормативная теория самоубийства дюркгейма

Эмиль Дюркгейм утверждал, что отклонения от нормы на самом деле являются нормальной и необходимой частью социальной организации. [1] Он назвал бы четыре важные функции отклонения:

  1. «Девиантность утверждает культурные ценности и нормы. Любое определение добродетели основывается на противоположной идее порока: не может быть добра без зла и справедливости без преступления». [1]
  2. Девиантность определяет моральные границы, люди учатся добру от зла, определяя людей как отклоняющихся.
  3. Серьезная форма девиации заставляет людей объединяться и одинаково противодействовать ей.
  4. Девианс раздвигает моральные границы общества, что, в свою очередь, ведет к социальным изменениям.

Когда совершается социальное отклонение, коллективное сознание оскорбляется. Дюркгейм (1897) описывает коллективное сознание как набор социальных норм, которым следуют члены общества. [6] Без коллективного сознания не было бы абсолютной морали в учреждениях или группах.

Социальная интеграция — это привязанность к группам и институтам, а социальное регулирование — это приверженность нормам и ценностям общества. Теория Дюркгейма приписывает социальное отклонение крайностям социальной интеграции и социального регулирования. Он назвал четыре различных типа самоубийств, исходя из взаимосвязи между социальной интеграцией и социальным регулированием: [6]

  1. Альтруистическое
    самоубийство происходит, когда человек слишком социально интегрирован.
  2. Эгоистическое
    самоубийство происходит, когда человек не очень социально интегрирован.
  3. Аномическое
    самоубийство происходит, когда социальное регулирование из-за чувства бесцельности или отчаяния очень мало.
  4. Фаталистическое
    самоубийство происходит, когда человек испытывает слишком сильное социальное регулирование.

Теория деформации Мертона

Роберт К. Мертон обсуждал отклонения с точки зрения целей и средств как часть своей теории напряжения / аномии. В то время как Дюркгейм утверждает, что аномия — это смешение социальных норм, Мертон идет дальше и утверждает, что аномия — это состояние, в котором социальные цели и законные средства их достижения не совпадают. Он постулировал, что реакция индивида на ожидания общества и средства, с помощью которых индивид преследовал эти цели, были полезны для понимания отклонений. В частности, он рассматривал коллективные действия как мотивированные напряжением, стрессом или разочарованием в коллективе людей, возникающие из-за несоответствия между целями

общества и широко используемыми
средствами
для достижения этих целей. Часто считается, что нестандартное коллективное поведение (бунты, бунты и т. Д.) Накладывается на экономические объяснения и причины посредством напряжения. Эти два измерения определяют адаптацию к обществу в соответствии с культурными целями, которые представляют собой представления общества об идеальной жизни, и институциональными средствами, которые являются законными средствами, с помощью которых индивид может стремиться к культурным целям. [7]

Мертон описал 5 типов девиации с точки зрения принятия или отказа от социальных целей и институциональных средств их достижения: [1]

  1. Инновации
    — это реакция на напряжение, вызванное акцентом нашей культуры на богатстве и отсутствием возможностей разбогатеть, что заставляет людей становиться «новаторами», занимаясь воровством и продажей наркотиков. Новаторы принимают цели общества, но отвергают социально приемлемые способы их достижения. (например: денежный успех достигается преступлением). Мертон утверждает, что новаторы — это в основном те, кто был социализирован с мировоззрением, схожим с конформистами, но которые были лишены возможностей, необходимых для законного достижения целей общества.
  2. Конформисты
    принимают цели общества и социально приемлемые способы их достижения (например: денежный успех достигается упорным трудом). Мертон утверждает, что конформисты — это в основном люди среднего класса, занимающие должности среднего класса, которые смогли получить доступ к возможностям в обществе, таким как лучшее образование, для достижения денежного успеха благодаря упорному труду.
  3. Ритуализм
    относится к неспособности достичь культурной цели, таким образом, принимая правила, до такой степени, что рассматриваемые люди теряют из виду свои более крупные цели, чтобы чувствовать себя респектабельными. Ритуалисты отвергают цели общества, но принимают институционализированные средства общества. Ритуалисты чаще всего занимаются тупиковой, повторяющейся работой, где они не могут достичь целей общества, но все же придерживаются общественных средств достижения и социальных норм.
  4. Ретреатизм
    — это отказ как от культурных целей, так и от средств, позволяющий человеку «выпасть». Ретреатисты отвергают цели общества и законные средства их достижения. Мертон считает их истинными извращенцами, поскольку они совершают девиантные поступки для достижения того, что не всегда соответствует ценностям общества.
  5. Бунт
    в чем-то похож на отступничество, потому что рассматриваемые люди также отвергают как культурные цели, так и средства, но они делают еще один шаг к «контркультуре», которая поддерживает другие общественные порядки, которые уже существуют (нарушение правил). Повстанцы отвергают цели общества и законные средства их достижения, а вместо этого создают новые цели и средства, чтобы заменить цели общества, создавая не только новые цели для достижения, но и новые способы достижения этих целей, которые другие повстанцы сочтут приемлемыми.

Символическое взаимодействие

Символическое взаимодействие относится к моделям общения, интерпретации и адаптации между людьми. Как вербальные, так и невербальные ответы, которые затем передает слушатель, одинаково строятся в ожидании того, как отреагирует исходный говорящий. Происходящий процесс похож на игру в шарады, только это полноценный разговор. [8]

Термин «символический интеракционизм» стал использоваться в качестве обозначения относительно своеобразного подхода к изучению человеческой жизни и человеческого поведения. [9] С символическим интеракционизмом реальность рассматривается как социальное, развитое взаимодействие с другими. Большинство сторонников символического взаимодействия полагают, что физическая реальность действительно существует в соответствии с социальными определениями индивида, и что социальные определения действительно развиваются частично или в связи с чем-то «реальным». Таким образом, люди реагируют не на эту реальность напрямую, а на социальное понимание реальности. Следовательно, люди существуют в трех реальностях: физическая объективная реальность, социальная реальность и уникальная. Уникальное описывается как третья реальность, созданная из социальной реальности, частная интерпретация реальности, которую показывают человеку другие. [10] И индивидов, и общество нельзя разделять далеко друг от друга по двум причинам. Один состоит в том, что оба они созданы в результате социального взаимодействия, а во-вторых, одно невозможно понять в терминах другого. Поведение определяется не силами окружающей среды, такими как побуждения или инстинкты, а скорее рефлексивным, социально понятым значением как внутренних, так и внешних стимулов, которые в настоящее время представлены. [11]

Герберт Блумер (1969) сформулировал три основных предпосылки перспективы: [9]

  1. «Люди действуют по отношению к вещам на основе значений, которые они приписывают этим вещам»;
  2. «Смысл таких вещей проистекает из социального взаимодействия человека с другими и обществом»; а также
  3. «Эти значения обрабатываются и видоизменяются в процессе интерпретации, используемом человеком при взаимодействии с вещами, с которыми он / она сталкивается»;

Дифференциальная ассоциация Сазерленда

В своей теории дифференциальной ассоциации Эдвин Сазерленд утверждал, что преступники учатся криминальному и девиантному поведению и что девиантность не является неотъемлемой частью природы конкретного человека. Когда значимые другие лица проявляют девиантное и / или преступное поведение, преступное поведение будет изучено в результате такого воздействия. [12] Он утверждает, что преступное поведение изучается таким же образом, как и все другие виды поведения, а это означает, что приобретение криминальных знаний не уникально по сравнению с обучением другим формам поведения.

Сазерленд обозначил некоторые очень основные моменты своей теории, в том числе идею о том, что обучение происходит в результате взаимодействия между людьми и группами с использованием передачи символов и идей. Когда символы и идеи об отклонении гораздо более благоприятны, чем неблагоприятны, человек склонен благосклонно относиться к отклонению и будет прибегать к большему количеству таких форм поведения.

Преступное поведение (мотивы и технические знания), как и любое другое поведение, усваивается. Одним из примеров этого может быть деятельность банд в городских районах. Сазерленд чувствовал бы, что, поскольку основные влиятельные сверстники определенного человека находятся в среде банды, именно через взаимодействие с ними человек может оказаться вовлеченным в преступление. [12]

Теория нейтрализации

Гришэй Sykes и Дэвид Маца «s теория нейтрализации объясняет , как извращенцы оправдать их девиантное поведение путем предоставления альтернативных определений их действий и путем предоставления объяснений, к себе и другим, из- за отсутствие вины за действия в конкретных ситуациях.

Существует пять типов нейтрализации: [13]

  1. Отказ от ответственности
    : девиант считает, что его / ее беспомощно толкнули к отклонению, и что при тех же обстоятельствах любой другой человек прибегнет к аналогичным действиям;
  2. Отрицание причинения вреда
    : девиант считает, что действие не причинило вреда другим людям или обществу, и, таким образом, отклонение не является морально неправильным;
  3. Отрицание жертвы: девиант полагает, что люди, получившие отклонение, заслуживали результатов из-за отсутствия у жертвы добродетели или морали;
  4. Осуждение осуждающих
    : девиант полагает, что лица, ответственные за правоохранительные органы, или жертвы имеют тенденцию быть столь же девиантными или коррумпированными иным образом, и в результате являются лицемерами, которым нужно противостоять; а также
  5. Обращение к более высокой лояльности
    : девиант считает, что есть верность и ценности, выходящие за рамки закона; мораль, дружба, доход или традиции могут быть для отклоняющегося более важными, чем юридические границы.

Теория маркировки

Фрэнк Танненбаум и Говард С. Беккер создали и развили теорию навешивания ярлыков, которая является ключевым аспектом символического интеракционизма и часто упоминается как «драматизация зла» Танненбаума. Беккер считал, что «социальные группы создают отклонения, устанавливая правила, нарушение которых составляет отклонение».

Маркировка — это процесс социальной реакции «социальной аудитории», при которой люди стереотипируют других, оценивая и, соответственно, определяя (маркируя) чье-то поведение как девиантное или иное. Это было охарактеризовано как «изобретение, отбор, манипулирование убеждениями, которые определяют поведение негативным образом, и отбор людей в эти категории». [14]

Таким образом, теория навешивания ярлыков предполагает, что девиантность вызвана маркировкой девианта как морально неполноценного, девиантным усвоением ярлыка и, наконец, поведением девианта в соответствии с этим конкретным ярлыком (т. Е. Индивид, помеченный как «девиант», будет действовать соответственно). Со временем «девиант» приобретает черты, составляющие отклонение, совершая такие отклонения, которые соответствуют ярлыку (так что аудитория имеет право не навешивать ярлыки на них и иметь власть остановить отклонение до того, как оно когда-либо произойдет, не навешивая ярлыков. их). Другими словами, индивидуальная и общественная озабоченность ярлыком заставляет девиантного индивида следовать самоисполняющемуся пророчеству о соблюдении приписанного ярлыка. [1]

Эта теория, в значительной степени символическая интеракционистская , также содержит элементы теории конфликта, поскольку доминирующая группа имеет право решать, что является отклоняющимся и приемлемым, и пользуется властью, стоящей за процессом навешивания ярлыков. Примером этого является тюремная система, которая наклеивает ярлыки на людей, осужденных за воровство, и из-за этого они начинают считать себя по определению ворами, неспособными к изменению. «С этой точки зрения», — пишет Говард С. Беккер : [15]

Отклонение от нормы — это не

качество действия, совершаемого лицом, а, скорее, следствие применения другими правилами и санкциями к «нарушителю». Девиант — это тот, к кому был успешно применен ярлык; девиантное поведение — это поведение, которое люди так навешивают. [
требуется страница
]

Другими словами, «поведение становится девиантным или преступным только в том случае, если оно определяется и вмешивается как таковое конкретными людьми в конкретной ситуации». [16] Важно отметить тот важный факт, что общество не всегда правильно навешивает ярлыки, часто ложно идентифицируя и искажая людей как девиантов, или приписывая им характеристики, которых у них нет. С юридической точки зрения людей часто ошибочно обвиняют, но многие из них должны жить с вытекающим из этого клеймом (или осуждением) всю оставшуюся жизнь.

Аналогичным образом, общество часто использует двойные стандарты, при этом некоторые слои общества пользуются фаворитизмом. Определенное поведение в одной группе считается совершенно приемлемым или может быть легко не замечено, но в другой группе те же самые люди считают его отвратительным.

Медикализация девиантности, превращение моральных и юридических отклонений в состояние здоровья

— важный сдвиг, который изменил взгляды общества на отклонения. [1] : 204 Теория навешивания ярлыков помогает объяснить этот сдвиг, поскольку поведение, которое раньше оценивалось морально, теперь трансформируется в объективный клинический диагноз. Например, наркозависимые считаются «больными», а не «плохими». [1] : 204

Первичное и вторичное отклонение

Эдвин Лемерт разработал идею первичного и вторичного отклонения как способ объяснения процесса маркировки. Первичное отклонение — это любое общее отклонение до того, как девиант будет обозначен как таковой определенным образом. Вторичное отклонение — это любое действие, которое происходит после первичного отклонения как реакция на институциональную идентификацию человека как отклоняющегося. [1]

Когда актер совершает преступление (первичное отклонение), каким бы легким оно ни было, учреждение налагает на него социальные санкции. Однако наказание не обязательно останавливает преступление, поэтому субъект может снова совершить то же самое основное отклонение, что вызовет еще более резкую реакцию со стороны учреждений. В этот момент актер начнет возмущаться учреждением, в то время как учреждение приносит все более жесткие репрессии. В конце концов, все сообщество заклеймит актера как отклонившегося от нормы, и актер не сможет вынести этого, но в конечном итоге примет свою роль преступника и совершит преступные действия, соответствующие роли преступника.

Первичное и вторичное отклонение — вот что заставляет людей становиться более серьезными преступниками. Первичное отклонение — это время, когда на человека навешивают ярлык девианта из-за признания или сообщения. Вторичное отклонение — это отклонение до и после первичного отклонения. Ретроспективное навешивание ярлыков происходит, когда девиант признает свои действия девиантными до первичного отклонения, в то время как перспективное навешивание ярлыков происходит, когда девиант признает будущие действия как отклонения. Шаги, чтобы стать преступником:

  1. Первичное отклонение;
  2. Социальные штрафы;
  3. Вторичное отклонение;
  4. Более строгие штрафы;
  5. Дальнейшее отклонение с обидой и неприязнью к карателям;
  6. Сообщество клеймит девианта как преступника;
  7. Порог толерантности пройден;
  8. Усиление девиантного поведения из-за стигматизации наказаний; и наконец,
  9. Принятие роли девианта или криминального деятеля.

Теория разбитых окон

Теория разбитых окон гласит, что рост числа мелких преступлений, таких как граффити, в конечном итоге приведет к увеличению числа более серьезных нарушений и будет способствовать их увеличению. Это говорит о том, что усиление контроля над незначительными формами отклонений приведет к сокращению серьезных преступлений. Теория была проверена в различных условиях, в том числе в Нью-Йорке 90-х годов. По сравнению со средним показателем по стране на тот момент, в результате кампании уровень насильственных преступлений упал на 28 процентов. Критики теории ставят под сомнение прямую причинность произошедших полицейских и статистических изменений. [17]

Теория управления

Теория контроля выдвигает предположение, что слабые связи между человеком и обществом позволяют людям отклоняться. Напротив, сильные облигации обходятся дорого. Согласно Трэвису Хирши, эта теория спрашивает, почему люди воздерживаются от девиантного или преступного поведения, а не почему люди совершают девиантное или преступное поведение . Теория контроля развивалась, когда появляются нормы, сдерживающие девиантное поведение. Без этого «контроля» девиантное поведение происходило бы чаще. Это приводит к конформизму и группам. Люди будут подчиняться группе, когда они считают, что они больше выиграют от конформности, чем от отклонений. Если будет достигнута прочная связь, вероятность отклонения будет меньше, чем если бы возникла слабая связь. Хирши утверждал, что человек следует нормам, потому что он привязан к обществу. Связь состоит из четырех положительно коррелированных факторов: возможности, привязанности, веры и участия. [1] : 204 Когда какая-либо из этих связей ослаблена или разорвана, более вероятно, что человек будет действовать наперекор. Майкл Готфредсон и Трэвис Хирши в 1990 году основали свою теорию самоконтроля. Он заявил, что акты насилия и мошенничества совершаются в личных интересах и самообладании. Девиантный поступок основан на самообладании преступника.

Теория сдерживания рассматривается такими исследователями, как Уолтер К. Безрассудно, как часть теории контроля, потому что она также вращается вокруг мыслей, которые мешают людям совершать преступления. Reckless изучил незаконченные подходы, призванные объяснить причины правонарушений и преступлений. Он признал, что социальная дезорганизация включена в исследование правонарушений и преступности в условиях социальных отклонений, что привело его к утверждению, что большинство тех, кто живет в нестабильных районах, как правило, не имеют криминальных тенденций по сравнению с теми, кто живет в районах среднего класса. Это утверждение открывает больше возможных подходов к социальной дезорганизации и доказывает, что уже реализованные теории нуждаются в более глубокой связи для дальнейшего изучения идей преступности и правонарушений. Эти наблюдения побудили Reckless задать такие вопросы, как: «Почему одни люди преодолевают шаткий (социальный) контроль, а другие нет? Почему редкие случаи в хорошо интегрированном обществе нарушают границы жесткого контроля?» Reckless утверждал, что взаимосвязь между самоконтролем и социальным контролем частично ответственна за развитие преступных мыслей. Социальная дезорганизация не была связана с конкретной средой, но вместо этого была вовлечена в ухудшение социального контроля индивидов. Теория сдерживания — это идея, что каждый обладает психическими и социальными гарантиями, которые защищают человека от совершения девиантных действий. Сдерживание зависит от способности человека разделять внутренний и внешний контроль нормативного поведения. [18]

Более современные теоретики контроля, такие как Роберт Кратчфилд, рассматривают теорию в новом свете, предполагая, что опыт рынка труда не только влияет на отношение и «ставки» отдельных работников, но также может влиять на развитие взглядов их детей на конформность и способствовать вовлечению в процесс. делинквентность. Это постоянное исследование, поскольку он обнаружил значительную взаимосвязь между участием родителей на рынке труда и преступностью детей, но эмпирически не продемонстрировал посредническую роль отношения родителей или детей. [ необходима цитата

] В исследовании, проведенном Тимом Уодсвортом, связь между занятостью родителей и преступностью детей, которая ранее была предложена Кратчфилдом (1993), была впервые показана эмпирически. Результаты этого исследования подтвердили идею о том, что взаимосвязь между социально-экономическим статусом и правонарушением можно было бы лучше понять, если внимательно изучить качество занятости и ее роль как неформального социального контроля. [19]

Теория конфликта

В социологии теория конфликта утверждает, что общество или организация функционируют так, что каждый отдельный участник и его группы борются за максимизацию своих выгод, что неизбежно способствует социальным изменениям, таким как политические изменения и революции. Девиантное поведение — это действия, которые не соответствуют социальным институтам и вызывают отклонения. Способность учреждения изменять нормы, благосостояние или статус вступает в конфликт с человеком. Законные права бедных людей могут игнорироваться, средний класс также приемлем; они встают на сторону элит, а не бедных, полагая, что они могут подняться на вершину, поддерживая статус-кво. Теория конфликта основана на представлении о том, что основными причинами преступности являются социальные и экономические силы, действующие в обществе. Однако это менее хорошо объясняет преступления «белых воротничков».

Эта теория также утверждает, что власть предопределяет преступление. Возникает вопрос: для кого эта теория работает? В этой теории законы — это инструменты угнетения: жесткие для бессильных и менее жесткие для сильных.

Карл Маркс

Маркс не писал о девиантном поведении, но он писал об отчуждении среди пролетариата, а также между пролетариатом и готовым продуктом, что вызывает конфликт и, следовательно, девиантное поведение.

Многие теоретики марксизма использовали теорию капиталистического государства в своих аргументах. Например, Стивен Спитцер использовал теорию буржуазного контроля над социальным мусором и социальным динамитом; а Джордж Руш, как известно, представил анализ различных наказаний, связанных с социальной способностью и инфраструктурой для труда. Он предположил, что на протяжении всей истории, когда требуется больше труда, суровость наказаний уменьшается, а терпимость к девиантному поведению возрастает. Джок Янг , другой писатель-марксист, представил идею о том, что современный мир не одобряет разнообразия, но не боится социальных конфликтов. Однако мир позднего модерна очень терпим к разнообразию. [1] Однако он чрезвычайно боится социальных конфликтов, что является объяснением движения за политкорректность. Общество позднего модерна легко принимает различия, но называет тех, кого не хочет, девиантными и безжалостно наказывает и преследует.

Мишель Фуко

Мишель Фуко считал, что пытки в современном обществе постепенно исчезли из-за рассеивания власти; Больше не было необходимости в гневе государства на девиантного человека. Скорее, современное государство получает похвалу за свою справедливость и рассредоточенность власти, которая вместо того, чтобы контролировать каждого человека, контролирует массу.

Он также предположил, что институты контролируют людей с помощью дисциплины . Например, современная тюрьма (точнее, паноптикум ) является шаблоном для этих учреждений, потому что она контролирует своих заключенных с помощью безупречного применения дисциплины.

Фуко теоретизирует, что в некотором смысле постмодернистское общество характеризуется отсутствием свободы воли со стороны индивидов. Институты знаний, норм и ценностей просто созданы для того, чтобы классифицировать людей и контролировать их.

Биологические теории девиации

Правин Аттри утверждает, что генетические причины в значительной степени ответственны за социальные отклонения. Итальянская школа криминологии утверждает , что биологические факторы могут способствовать преступности и девиантности. Чезаре Ломброзо был одним из первых, кто исследовал и разработал теорию биологического отклонения, согласно которой некоторые люди генетически предрасположены к преступному поведению. Он считал, что преступники были продуктом более ранних генетических форм. Основное влияние на его исследования оказали Чарльз Дарвин и его Теория эволюции . Ломброзо предположил, что люди были рождены преступниками или, другими словами, менее развитыми людьми, которые были биологически более связаны с нашими более примитивными и животными побуждениями. Из своего исследования Ломброзо взял теорию Дарвина и сам взглянул на примитивные времена в отношении девиантного поведения. Он обнаружил, что скелеты, которые он изучал, в основном имели низкие лбы и выступающие челюсти. Эти характеристики напоминали примитивных существ, таких как Homo Neanderthalensis

. Он заявил, что мало что можно сделать для лечения прирожденных преступников, потому что их характеристики являются биологически унаследованными. Со временем большая часть его исследований была опровергнута. Его исследование было опровергнуто Пирсоном и Чарльзом Горингом . Они обнаружили, что Ломброзо не исследовал достаточно скелетов, чтобы его исследования были достаточно тщательными. Когда Пирсон и Геринг самостоятельно исследовали скелеты, они проверили гораздо больше и обнаружили, что костная структура не имеет никакого отношения к девиантному поведению. Статистическое исследование, опубликованное Чарльзом Герингом по этому поводу, называется «The English Convict».

Другие теории

Классическая школа криминологии происходит от работ Чезаре Беккариа и Джереми Бентама . Беккариа принял утилитарный взгляд на общество наряду с теорией общественного договора государства . Он утверждал, что роль государства состоит в том, чтобы максимально увеличить полезность для максимального числа людей и свести к минимуму те действия, которые наносят вред обществу. Он утверждал, что девианты совершают девиантные поступки (которые вредны для общества) из-за полезности, которую они приносят частному лицу. Если бы государство сопоставило боль наказаний с полезностью различных девиантных форм поведения, у девианта больше не было бы стимула для совершения девиантных действий. (Обратите внимание, что Беккариа выступал за справедливое

наказание; поскольку повышение суровости наказаний без учета логического измерения полезности приведет к возрастанию степени социального вреда, когда оно достигнет определенной точки.)

Классификация

Единой типологии явления не существует, так как проблема девиации изучается и психологами, и медиками, и криминалистами, и социологами. В каждой сфере выделяются свои аспекты поведения, поэтому классификации разработаны разные.

Классификация Мертона

Первая классификация появилась в 1938 году. Ее автором стал американский социолог Мертон. Согласно его теории виды девиации выделяются на основе способов адаптации личности к окружающему миру. Социолог описывает 5 видов поведения. Из них только 1 считается нормой, остальные он относит к отклонениям.

Этими видами являются:

Вид поведенияОсобенности проявления
Конформное, подчиняющеесяВид характеризуется подчинением целям общества и применением стандартных средств для их достижения.
ИнновационноеЧеловек признает общепринятые цели, но средства для их достижения выбирает самостоятельно.
РитуальноеИндивид полностью отвергает цели и способы, но автоматически выполняет определенные действия, следует традициям, которые были привиты еще со времени детства.
РетретическоеЧеловек отвергает нормы, которые предлагаются обществом.
МятежноеПоведение характеризуется попытками изменить общество в соответствии со своими целями.

Типология Короленко

Российским психиатром Короленко разработана своя авторская классификация девиантного поведения.

Оно подразделяется на:

  • нестандартное – индивид нарушает общепринятые правила, которые выходят за границы социальных стереотипов, но при этом позитивно влияют на общественное развитие;
  • деструктивное – такой вид поведения может быть внешнедеструктивным, основанным на нарушении общественных правил, и внутридеструктивным, характеризующимся нарушением личности. В первом случае человек часто становится наркоманом, для него характерно сознательное совершение преступления.

Внутридеструктивное поведение Короленко дополнительно разделяет на: суицид, фанатизм, нарциссизм и аутизм.

Менделевич

Российский нарколог и психиатр Менделеевич выделил следующие виды девиантного поведения:

  • гиперспособности;
  • психопатологическое;
  • аддиктивное – уход от реальности;
  • патохарактерологическое.

Менделеевич тесно связывает понятие девиации с деликвенцией – противоправным поступком, наносящим вред окружающим.

Змановская

Психолог-аналитик Змановская для классификации предлагает следующие виды:

  • антисоциальные – преступные деяния, опасные для остальных членов общества;
  • аморальные – действия, направленные на проявление агрессии, воровство, игры на деньги;
  • саморазрушительные – сюда включается суицид, фанатизм.

Опасность в последнем случае возникает даже для самого индивида.

Общая классификация

Девиация — это в психологии явление, которое принято разделять на негативное и позитивное. Проявление девиации в негативной форме опасно для членов общества и в определенных случаях для самого индивида.

Она встречается в следующих формах:

  • совершении уголовного преступления;
  • склонности к терроризму;
  • бродяжничестве;
  • проституции;
  • наркомании;
  • воровстве;
  • экстремизме;
  • самоубийстве.

Позитивная форма девиации направлена на блага обществу. Но в поведении будут заметны отклонения от норм и правил.

Сюда относятся:

  • гениальность;
  • трудоголизм;
  • самопожертвование.

Ряд психологов не принимают вид положительной девиантности. Они считают, что даже, если поступки несут пользу обществу, они отрицательны для самого индивида.

Возрастные особенности

Девиация не диагностируется у детей младше 5 лет. Как правило, наиболее ярко она проявляется именно в школе, особенно — в подростковом возрасте.

У младших школьников

К девиациям младшего школьного возраста психологи относят:

  • неспособности к невербальному общению;
  • трудности установления межличностных контактов со сверстниками;
  • речевые нарушения;
  • задержка умственного, физического или психического развития;
  • патологическое враньё;
  • онанизм;
  • клептомания;
  • сосание пальцев и других предметов.

При своевременном выявлении признаков девиации у младших школьников лечение имеющихся заболеваний и коррекция психических расстройств обеспечивает благоприятные прогнозы.

У подростков

Для педагогов и родителей девиантные подростки становятся настоящей катастрофой. Ситуация обостряется наступлением полового созревания и возрастного кризиса. Отклонения могут иметь опасные последствия как для окружающих, так и для самого ребёнка.

К наиболее частым девиациям подросткового возраста психологи относят:

  • бесконтрольная агрессия и даже жестокость;
  • неуправляемость;
  • дромомания — регулярные сбегания и уходы из дома без предупреждений, когда подросток не приходит ночевать;
  • пиромания — склонность к поджогам;
  • слишком импульсивные реакции на происходящее;
  • анорексия, булимия и другие пищевые расстройства;
  • инфантилизм — ненормальные для подростка поступки, действия и капризы маленького ребёнка;
  • гипердинамия — чрезмерная двигательная расторможенность, патологическая неусидчивость;
  • приобщение к употреблению запрещённых веществ.

Часто подростки, склонные к девиации, становятся участниками экстремистских групп и неформальных сообществ. Особенно опасно вовлечение таких несовершеннолетних в преступную деятельность. Последствия могут быть самыми нежелательными: от тюремного заключения до суицида и наркомании.

Как показывает статистика, подростки-девианты при отсутствии необходимой помощи и поддержки со стороны отличаются неадекватными реакциями и после взросления. Поэтому именно в этом возрасте так важны коррекция и профилактика.

Классификация социальной девиации

Проявление девиации в социальном плане подразделяется на следующие группы.

Аддиктивная девиантность

Это регулярное бегство от проблем, оно выражается в патологической зависимости.

Аддиктивность может проявляться в форме:

  • зависимости от компьютера;
  • алкоголизме, наркомании;
  • нимфомании;
  • религиозного фанатизма;
  • анорексии.

В свою очередь аддиктивная девиантность подразделяется на деструктивную, нейтральную и общественно-полезную.

Аморальная девиантность

В эту группу психологи включают поведение, нарушающее морально-этические нормы. Действия человека не несут опасности, но противоречат правилам.

К аморальному поведению относят:

  • унижения людей;
  • повышенную агрессию;
  • отказ от учебы или работы;
  • беспорядочные половые связи.

В некоторых классификациях аморальную категорию относят к общественно-нейтральной.

Делинквентная девиантность

Ненормативное или делинквентное поведение проявляется в 2 формах:

  • Докриминогенный тип – личность нарушает правовые нормы, действия проявляются в виде вандализма, хулиганства, драк, побоев, оскорблений.
  • Криминогенный – человек нарушает уголовные нормы. Сюда включены убийства, мошенничества, кражи, грабежи.

Такие личности представляют серьезную угрозу для общества.

Виды девиантного поведения

Социальные нормы и отклоняющееся поведение в сочетании друг с другом дают понимание нескольких разновидностей девиантного поведения (в зависимости от направленности шаблонов поведения и проявления в социальной среде):

  1. Асоциальное. Данное поведение отображает склонность личности совершать поступки, угрожающие благополучным межличностным отношениям: нарушая морально-нравственные нормы, которые признаются всеми членами определенного микросоциума, человек с девиацией разрушает устоявшийся порядок межличностного взаимодействия. Все это сопровождается множественными проявлениями: агрессией, сексуальными девиациями, игроманией, иждивенчеством, бродяжничеством и т.п.
  2. Антисоциальное, еще одно его название – делинквентное. Девиантное и делинквентное поведение зачастую полностью отождествляются, хотя делинквентные поведенческие штампы касаются более узких вопросов – имеют своим «предметом» нарушения правовых норм, что приводит к угрозе социальному порядку, разладу благополучия окружающих людей. Это могут быть самые разные действия (или их отсутствие) напрямую или опосредованно запрещенные действующими законодательными (нормативными) актами.
  3. Аутодеструктивное. Проявляется в поведении, угрожающем целостности личности, возможностям ее развития и нормального существования в обществе. Этот вид поведения выражается по-разному: через склонность к суицидам, пищевые и химические зависимости, деятельность со значительной угрозой для жизни, также – аутические/виктимные/фанатические шаблоны поведения.

Формы девиантного поведения систематизируются исходя из социальных проявлений:

  • негативно окрашенные (всевозможные зависимости – алкогольная, химическая; криминальное и деструктивное поведение);
  • позитивно окрашенные (социальное творчество, альтруистическое самопожертвование);
  • социально-нейтральные (бродяжничество, попрошайничество).

В зависимости от содержания поведенческих проявлений при девиациях, их подразделяют на типы:

  1. Зависимое поведение. В качестве предмета влечения (зависимости от него) могут быть различные объекты:
  • психоактивные и химические средства (алкоголь, табак, токсические и лекарственные вещества, наркотики),
  • игры (активирующие азартное поведение),
  • сексуальное удовлетворение,
  • ресурсы интернета,
  • религия,
  • покупки и т.п.
  1. Агрессивное поведение. Выражается в мотивированном деструктивном поведении с причинением ущерба неодушевленным предметам/объектам и физических/моральных страданий одушевленным объектам (людям, животным).
  2. Виктивное поведение. Из-за ряда личностных свойств (пассивность, нежелание быть ответственным за себя, отстаивать свои принципы, трусость, несамостоятельность и установка на подчинение) человеку присущи шаблоны поступков жертвы.
  3. Суицидальные тенденции и суициды. Суицидальное поведение – вид девиантного поведения, предполагающий демонстрацию или реальное покушение на самоубийство. Данные поведенческие шаблоны рассматриваются:
  • с внутренним проявлением (мысли о суициде, нежелание жить в сложившихся обстоятельствах, фантазии на тему собственной смерти, замыслы и намерения относительно самоубийства);
  • с внешним проявлением (попытки суицида, реальное самоубийство).
  1. Побеги из дома и бродяжничество. Индивид склонен к хаотическим и постоянным сменам места пребывания, непрерывному движению от одной территории к другой. Обеспечивать свое существование приходится за счет прошения милостыни, краж и т.п.
  2. Противоправное поведение. Различные проявления с точки зрения правонарушений. Наиболее проявляющиеся примеры – воровство, мошенничество, вымогательство, разбой и хулиганство, вандализм. Начинаясь в подростковом возрасте как попытка самоутвердиться, далее это поведение закрепляется как способ построения взаимодействия с социумом.
  3. Нарушение сексуального поведения. Проявляется в виде аномальных форм половой активности (ранняя половая жизнь, беспорядочные половые связи, удовлетворение полового влечения в извращенной форме).

Проявления девиации

В психологии и педагогике для определения девиантного поведения используются следующие признаки:

  • нарушение человеком всех общепринятых социальных норм;
  • нанесение ущерба не только окружающим, но и себе;
  • многократное повторение действий, направленных против общества;
  • социальная дезадаптация;
  • разрушающая направленность личности.

На практике в жизни девиантное поведение не ограничивается рамками представленных признаков.

К нему также относят:

  • неуправляемость;
  • агрессивность;
  • скрытность;
  • склонность к жестокости;
  • осознанное нарушение правил, ограничений и законов;
  • резкую смены настроения.

Не все проявления можно обнаружить сразу. Часто человек внешне никак не выдает себя. У него может быть хорошая работа, много друзей, на людях он будет тихим и правильным, но выходя за рамки своего окружения, начинает совершать противоправные действия. Например, участвовать в бандитских группировках, нападать на людей.

Важно! Психологи не относят в девиантному поведению эксцентричность. Если она характеризуется странностями индивида, то не наносит вред ни самого человеку, ни обществу, его окружающему.

Агрессия

Одним из проявлений девиантного поведения является агрессия. Это враждебное проявление, которое свидетельствует о внутренней напряженности. Человека не интересуют потребности окружающих. Он концентрируется только на достижении собственных целей. Его не волнует мнение окружающих.

Неуправляемость

Поведение индивида будет направлено только на поддержание своих интересов. Он не прислушивается к мнению окружающих.

Невозможно предугадать действия, которые он будет совершать. У таких людей очень крутой характер, который невозможно сдержать.

Непредсказуемая смена настроения

Люди с девиантным поведением склонны к частой смене настроения без причины. Они могут из веселого человека в одну минуту стать яростным и жестоким. Такие перемены обусловлены внутренним напряжением и серьезным нервным истощением.

Желание неприметности

Индивид замыкается в себе, он не делится своими эмоциями, идеями с окружающими. Такое поведение может стать причиной развития деградации.

Причинные факторы девиации

Девиация – это в психологии явление, которое характерно для любого общества. Но процентный показатель таких людей будет меняться в зависимости от состояния самого социума, экономической и нравственной стороны. Психологи выделяют более 200 факторов, которые становятся причиной появления девиации.

К первостепенным причинам относятся:

  • финансовый кризис в обществе;
  • близкая среда, в которой развивается человек. Пример, ребенок живет в неблагополучной семье, где родители употребляют наркотики или алкоголь. Он с самого детства воспринимает отрицательное поведение как должное;
  • воздействие социума, восприятие привычек от приятелей;
  • наследственность;
  • неприятие моральных и нравственных стандартов;
  • психические расстройства;
  • ощущение чувства безнаказанности.

В психологии у индивидов часто возникает непонимание сочетания общественных норм. Он не может без помощи построить грамотную стратегию поведения. В результате его действия наблюдается девиация.

Профилактика

Во многом методы профилактики будут зависеть от возраста. Например, в отношении младших школьников будет достаточно бесед со школьным психологом, учителями и родителями. В подростковом возрасте этого будет уже недостаточно — потребуются более серьёзные мероприятия. Важно прививать детям моральные ценности, правила поведения в обществе, уважение и соблюдение законов, навыки социализации. Такая профилактическая работа должна вестись постоянно.

Примерная программа профилактики

Цель — создание благоприятных условий для формирования знаний и умений о социальных нормах через привитие установок и навыков правильного и ответственного поведения.

Задачи:

  • обобщить знания о полезных и вредных привычках;
  • поддержать позитивную самооценку;
  • научить принимать ответственность за собственное поведение и возможные нарушения;
  • выработать адекватные, эффективные навыки правильного общения;
  • развивать умение оказывать помощь в трудную минуту;
  • привить правила санитарно-гигиенической культуры;
  • сформировать коммуникативную, социальную и личностную компетентности;
  • развивать эмоциональную сферу.

Возраст: подростки 10-17 лет.

Сроки реализации: 1 раз в неделю в течение одного учебного полугодия (18 недель).

I блок занятий

II блок занятий

III блок занятий

IV блок занятий

Отклоняющееся поведение у детей

Основная причина зарождения девиантного поведения заключается в теории нарушения личностной социализации. Если ребенок воспитывается в нормальной семье, у него формируются правила поведения, социальный интерес, восприятие норм, как единственно верных и правильных.

Если же дети видят вокруг себя аморальное поведение, конфликты родителей, у них формируется негативное отношение к обществу с самого рождения. Отсутствует ориентация на будущее, развивается постоянное чувство тревожности, беспокойства.

Девиантное поведение у подростков и способы его разрешения

Среди случаев девиантного поведения основная масса приходится на подростковый возраст. Это связано с психологической особенностью развития личности. В этот период подростки переживают переходный возраст, самый тяжелый и ответственный этап. Они еще не умеют правильно оценивать проблемы, остро реагируют на трудности, не могут адекватно подойти к их решению.

Для разрешения ситуации используется профилактика девиантного поведения.

Она основана на комплексе мер, которые включают в себя:

  • улучшение социальной ситуации развития;
  • создание благоприятных условий;
  • выявление негативных факторов.

У младших школьников самыми эффективными методами считаются беседы индивидуально с психологом, проведение воспитательной работы.

Для подростков подбираются различные психотерапевтические методики. Они включают в себя групповые тренинги, использование наглядного материала, ролевые игры. Психологи активно подключают к работе родителей. В особо тяжелых случаях назначается медикаментозное успокоительное лечение.

Диагностика девиантного поведения

Психология девиаций у ребенка, подростка (признаки отклонений):

  • школьная дезадаптация;
  • низкий уровень социализации;
  • асоциальность;
  • психофизическая отсталость;
  • неадекватная самооценка;
  • тяга к подражанию.

Неадекватная самооценка как признак девиаций.

Характеристика девиантного поведения у детей дошкольного возраста:

  • агрессия (укусы, щипки, толчки);
  • капризы;
  • манипуляции;
  • вред себе.

Дети с девиациями выходят из неблагополучных семей. Но речь идет не только об алкоголиках, наркоманах или неполных семьях (последнее вообще не является определяющим фактором). В группу риска также попадают семьи, где родители постоянно пропадают на работе или увлечены своей жизнью, а также семьи, где ребенком занимается няня, гиперопекающие семьи. Благоприятным стилем воспитания считается только один – демократический. В остальных случаях присутствует риск развития негативных девиаций.

Общие методы диагностики

Чтобы выявить девиантное поведение у несовершеннолетних, а также определить уровень, динамику отклонений психолог использует следующие методы:

  • беседа, наблюдение в процессе беседы (выявление негативных факторов, возможностей для самореализации, изучение особенностей клиента, его образа жизни);
  • опрос окружения (выявление образа клиента в глазах других людей);
  • опросы, тесты, другие методики изучения личности (выявление темперамента, акцентуаций, тревожности, прочего);
  • узкоспециализированные методики на выявление девиаций, склонности к ним;
  • проективные тесты на выявление подсознательных тревог, фобий, психотравм.

Беседа для выявления девиаций.

Тесты и опросники

В процессе диагностики девиантного поведения у подростков и взрослых используются несколько групп тестов: общеличностные, проективные, на выявление отношений в семье, на выявление отдельных личностных показателей и девиаций.

Личностные тесты:

  • методика Айзенка (подходит детям, взрослым);
  • Патохарактерологический диагностический опросник (для подростков 14-18 лет);
  • Миннесотский многофакторный опросник личности (для лиц от 16 лет);
  • тест Леонгарда–Шмишека (выявление подростковых акцентуаций).

В работе с детьми младшего возраста можно использовать арт-терапию, проективные методики.

Проективные методики:

  • тест Сонди (для детей от 10 лет, взрослых);
  • тест Розенцвейга (разработана модификация для детей от 4 до 13 лет, модификация для детей от 15 лет и взрослых, подросткам 12–15 лет подойдут обе модификации).

Тесты на выявление отношений в семье:

  • тест Варга (опросник для родителей на выявление отношения к ребенку);
  • тест Шафера (опросник для детей, подростков на выявление их отношения к родителям).

Для изучения тревожности у взрослых подойдет тест «Шкала Спилбергера», для выявления детской тревожности – тест Филлипса, другие методики на выявление школьной дезадаптации.

Для выявления мотивов, целей, скрытых желаний можно использовать тест Роршаха, метод незаконченного письма или незаконченных предложений. Эти техники подходят всем возрастам.

Опросник «Девиантное поведение» (авторы – М.Ю. Колосницына, Е.А. Кадацкая) помогает выявить, к каким именно девиациям имеется склонность. Кроме самих девиаций выявляются деструктивные черты характера, которые препятствуют развитию личности. С этими чертами нужно работать. Еще одна методика, позволяющая определить склонность к девиациям, установить их тип – «Методика диагностики склонности к девиантному поведению» (автор – Р.В. Овчарова).

Типы и примеры девиации

Социальные нарушения подразделяются на следующие типы:

  • первичную и вторичную девиацию;
  • культурные аномалии;
  • отклонения группового и индивидуального характера;
  • культурно отклоняемые и одобряемые нарушения.

К последнему типу относится поведение, которое может быть направлено, как во благо, так и во вред обществу. Например, человек является трудоголиком, он работает по 20 часов в сутки, старается сделать максимально много для общества. Но при этом он наносит вред себе, так как проводит много времени за работой, мало отдыхает.

Формы девиантных действий

В психологии выделяется 2 формы девиантного поведения: позитивная и деструктивная.

1 включает в себя:

  • успехи в творчестве;
  • участие в благотворительности;
  • самопожертвование;
  • научные достижения;
  • повышенное усердие в учебе или на работе.

Поведение считается отклонением от нормы, но при этом носит положительный характер.

Девиантное поведение отрицательной направленности подразделяется на 3 формы:

  • неосознанное – личность не может понять, почему его действия порицаются обществом, считаются отклонением;
  • абберантное – человек понимает неприемлемость поступков, поэтому совершает их скрытно;
  • нонконформистское – человек осознает, что его действия выходят за рамки общепринятых, но осознанно продолжает выполнять их.

В психологии выделяется преддевиантный синдром. Он заключается в проявлении признаков, которые приводят к негативному поведению. Синдром выражается в конфликтах с окружающими, агрессивностью.

Причины и предпосылки

Психологи стали изучать причины и предпосылки формирования девиаций, чтобы разработать эффективные методы борьбы с ними. Факторами, вызывающими поведенческие аномалии, являются:

  • генетическая предрасположенность;
  • возраст (часто девиации встречаются у подростков, сопровождая процесс формирования элементов самосознания индивида);
  • низкий интеллектуальный потенциал личности;
  • наличие акцентуаций характера;
  • неблагоприятный уровень экономического развития того региона, в котором проживает человек;
  • осознание социального неравенства;
  • материальные трудности человека;
  • политическая нестабильность в стране;
  • воспитание ребенка в асоциальной среде;
  • ошибки семейного воспитания;
  • низкий уровень развития морально-нравственных основ личности;
  • сомнительное социальное окружение человека, копирование им неправильных образцов поведения под давлением группы;
  • трудности социализации личности;
  • стресс;
  • патологические процессы в нервной системе и головном мозге;
  • психосоматические расстройства;
  • интересы и склонности личности, особенности восприятия;
  • открытая пропаганда в СМИ сексуальной раскрепощенности;
  • противоречивость социальных норм, которая приводит к сложности выбора единственно верной модели поведения;
  • отсутствие у человека возможностей для удовлетворения своих потребностей;
  • чувство вседозволенности и уверенность в безнаказанности;
  • выученная беспомощность, привычка перекладывать на других ответственность за свою жизнь;
  • желание прославиться в сети интернет;
  • подростковое желание завоевать признание участников референтной группы;
  • желание подростка выглядеть взрослым;
  • желание сделать мир лучше.

Последствия

Не только самого индивида, но и все общество касаются последствия проявления девиантного поведения.

Они выражаются:

  • по отношению к личности – в физическом истощении, психическом расстройстве, одиночестве;
  • по отношению к обществу – в страданиях близкого окружения, риске насилия, смерти со стороны индивида с девиантным поведением;
  • по отношению к обществу – повышении уровня криминализации.

Девиация – не только заболевание, которое необходимо лечить. Это проблема общества, к решению которой нужно подходить комплексно. Должны быть подключены государственные и общественные организации, школы, средне-специальные и высшие учебные заведения.

Методы коррекции

Отклонение в поведение необходимо лечить.

Методы коррекции включают в себя:

  • лекарственную терапию;
  • работу с психологами;
  • дыхательную гимнастику, йогу.

Медикаментозные препараты назначаются при наличии биологических причин, которые провоцируют девиацию. Для снятия повышенной нервной возбудимости, успокоения пациента используются транквилизаторы. При диагностике тяжелой формы девиации лечение может быть рекомендовано в условиях психиатрической клиники.

Психотерапия

Особое внимание в процессе лечения уделяется психотерапевтическим методам коррекции поведения. Задача специалиста – обнаружить причину девиантного поведения и устранить ее.

В качестве методов психотерапии используются:

  • групповые занятия;
  • индивидуальные беседы;
  • семейная терапия;
  • арт-терапевтическое лечение.

Максимального эффекта можно добиться, если комбинировать методы между собой.

Другие методы борьбы

Для борьбы с девиацией используются дополнительные методы, такие как:

  • физиотерапия;
  • лечебная гимнастика;
  • закаливание;
  • дыхательная гимнастика.

Для коррекции поведения подростков и детей используются занятия спортом, хобби, туризм.

Девиация – это сложное явление в психологии, которое требует внимания и контроля. Если оставлять его без внимания, не предпринимать меры для лечения, человек может представлять угрозу не только окружающим, но и самому себе.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]