Что значит социально значимый? Социально значимые проекты. Социально значимые темы


Общая информация

Давайте обратимся к самому главному законодательному документу – Конституции. Согласно ей, государство берёт на себя обязанности по обеспечению своих граждан базовыми потребностями. К таковым относятся еда, образование, работа, жилье, здоровье, защита от внешних и внутренних угроз и так далее. Поэтому всё, что работает на выполнение этой задачи, – это социально-значимый объект.


Следует отметить, что когда эти слова применяют по отношению к проблеме, то это значит, что она волнует не одного человека, а как минимум значительную часть общества. Как пример, можно привести низкие пенсии, высокий уровень преступности и так далее. Среди объектов для нас интерес (в рамках данной статьи) представляют те, что имеют определённое социальное значение, поскольку, обеспечивают потребности человека в жизненно важных услугах, продуктах и товарах:

  1. Объекты здравоохранения, социально обеспечения, образования.
  2. Потребительский рынок, розничная торговля, заведения общественного питания и бытового обслуживания.
  3. Объекты культуры, досуга и физической культуры.
  4. Кредитно-финансовые организации, жилищно-коммунальные предприятия, компании ритуального и похоронного обслуживания населения.

Как видите, на титул «социально значимый» может претендовать довольно много различных организаций и заведений.

Анализ понятия «социально ценные качества личности»

АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНО ЦЕННЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ»

Для современного общества, переживающего экономический кризис, внешние угрозы национальной безопасности, особенно важно сплочение народа на основе ценностей, объединяющих поколения, формирование таких социально ценных качеств личности, как нравственность, гражданственность, патриотизм, активная жизненная позиция.

Формирование социально ценных качеств личности начинается в детстве, когда ребенок открыт для педагогического воздействия, когда он особенно восприимчив к окружающему миру. Младший школьный возраст является благоприятным периодом для формирования данных качеств.

Данные качества формируются как в процессе обучения, так и во внеурочной деятельности, в процессе межличностного общения в классе в течение длительного времени, либо развиваясь и совершенствуясь, либо подавляясь – в зависимости от различных условий жизнедеятельности человека, влияния окружающей среды, содержания, путей и средств воспитания.

Одной из задач теоретической части исследования стало определение психолого-педагогической сущности понятия «социально ценные качества личности». Для того чтобы понять, что такое социально ценные качества личности, мы выделили три понятия: «личность», «качества личности» и «социально ценные качества личности».

А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский в психологическом словаре определяют личность как «субъект социальных отношений и сознательной деятельности; определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении» [,с.193].

Л.И.Божович [] рассматривает качества личности как стабильные внутренние особенности человека, его черты характера, знания, умения, навыки.

В Толковом словаре С.И. Ожегова понятие «социальный» определяется как «связанный с жизнью людей в обществе, их отношениями в обществе или к обществу, общественный» [,с.705].

Следовательно, социальные качества личности, это такие качества, которые проявляются в личной причастности ко всему, что происходит в обществе, стране и мире.

Отсюда, социально ценные качества личности можно определить как внутренние особенности человека, его черты характера, знания, умения, навыки, высоко оцениваемые людьми качества, которые формируются в обществе и необходимы человеку для жизни в нем.

Каково содержание стержневых социально ценных качеств личности? Как отмечает И.Ф. Харламов, важнейшее из них — гражданственность [].

И.П. Подласый характеризует гражданственность как сформированность системы социальных отношений к обществу, органам государственной власти, правопорядка, патриотизм, порядочность, ответственность [].

Б.Т. Лихачев выделяет среди социально ценных качеств личности нравственные качества человека, которые связаны с соблюдением норм общественного поведения, требований морали [].

Нравственные качества личности включают в себя честь, совесть, порядочность, доброту, отзывчивость, милосердие, порядочность, чувство собственного достоинства. И.Ф. Харламов считает, что о сформированности нравственных качеств свидетельствует глубина нравственного чувства, способность к эмоциональному переживанию, мучениям совести, сочувствию, сопереживанию. Она характеризуется зрелостью нравственного сознания: моральной образованностью, способностью анализировать, судить о явлениях жизни с позиций нравственного идеала, давать им самостоятельную оценку. Нравственная воспитанность – это устойчивость положительных привычек и привычных норм поведения, культура отношений и общения в условиях детского коллектива. О нравственной воспитанности говорит также наличие способности осуществлять нравственно-волевой контроль и самоконтроль, регуляцию поведения [].

По убеждению Б.Т. Лихачева, нравственные качества представляют собой не что иное, как внутреннее состояние личности.

Можно выделить такие социально ценные качества личности, как коллективизм, активность, коммуникабельность, которые проявляются в деятельности и в общении. О сформированности этих качеств можно говорить при наличии стремления к взаимодействию, умение организовывать общение, предупреждать конфликты.

Б.Т. Лихачев, в числе социально ценных качеств личности выделяет такое необходимое для жизни в обществе качество, как трудолюбие.

В психологическом словаре трудолюбие определяется как черта характера, состоящая в положительном отношении к процессу трудовой деятельности и проявляющаяся в активности, инициативности, добросовестности, организованности, ответственности, отношение к труду как основному смыслу жизни, потребность и привычку трудиться [].

Реалии современной жизни таковы, что одной из наиболее актуальных социальных проблем стала проблема нетерпимости по отношению к людям другой национальности, веры, убеждений, поэтому необходимым социально ценным качеством является толерантность, включающая в себя терпимость к иному мнению, умение понимать другого, сопереживать, иметь положительную направленность на другого человека.

По мнению Е.В. Бондаревской, социально ценные качества личности включают в себя следующее:

  • свобода личности, имеющей высокий уровень гражданственности, чувство собственного достоинства, ориентированность на духовные ценности жизни;
  • милосердие, доброта, способность к состраданию, сопереживанию, терпимость, скромность, готовность оказывать помощь близким и дальним, добрососедство;
  • здоровый образ жизни, знание религиозных обычаев, практичность, трудолюбие, компьютерная грамотность, знание экономики [ ].

Л.Г. Почебут отмечает, что сегодня большинство граждан нашей страны считают наиболее ценными качествами личности такие, как материальная обеспеченность, предприимчивость, собственность. Но, как утверждает автор, наряду с этим, не потеряли своего значения такие нравственные качества, как гуманность, коллективизм, справедливость, дружелюбие, взаимопомощь, трудолюбие, гражданственность, коллективизм [].

Как утверждает В.В. Знаков, в русском народе всегда провозглашались такие высшие нравственные ценности, как добро, милосердие, сострадание. Данные ценности оказались особенно крепкими в сознании народа: русский человек всегда больше, чем представитель другой национальности понимал и принимал того, кто испытывает страдания, лишения, кто отвергнут и гоним, даже если это человек, совершивший преступление. Отсюда особое отношение к юродивым, каторжникам в прошлом, к алкоголикам, наркоманам, заключенным – в более позднее время. [].Это свидетельствует о том, что нравственные качества личности, несмотря на снижение их значения как ценностных качеств, не потеряли своей актуальности.

Таким образом, социально ценные качества личности представляют собой результат процесса социализации личности, основанной на совокупности всех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.

Классификация


А как же проводится разделение на отдельные типы? Для этого используется группирование по похожим параметрам. А если приходится говорить о людях? Тогда большое значение имеют социально значимые качества. В качестве примера можно рассмотреть процесс подготовки учителей. Ведь это важные специалисты, от деятельности которых зависит будущее общества. Поэтому необходимо позаботиться о том, чтобы они обладали всеми необходимыми для работы качествами и навыками.

Пример социальных качеств


Итак, учитель должен уметь:

  1. Организовывать процесс воспитания детей школьного возраста, а также мероприятия, что направлены на увеличение адаптивных возможностей у них, развивая умения конструктивно взаимодействовать на межличностном уровне.
  2. Осуществлять консультационно-просветительскую работу с родителями, чтобы сотрудничать в процессе воспитания ребенка.
  3. Оперативно решать педагогические задачи, что требует знаний не только правил и законов, но и значительной доли импровизации и творчества.
  4. Конструктивно выстраивать межличностные отношения.

Что такое социальный проект?


Так называют открытое пространство, где может происходить взаимодействие различных людей, которые в обычной жизни не пересекаются. Социально значимые проекты способствуют их объединению для решения какой-то конкретной проблемы. Участниками процесса могут быть как общественные институты, так и отдельные люди или их объединение. Если развивать затронутую ранее ситуацию с педагогами, то можно в качестве примера рассмотреть работу библиотеками, детскими домами или развивающими центрами и так далее. Так, подобный социально значимый проект может работать в таких направлениях:

  1. Силами студентов и преподавательского состава организовывать и проводить праздничные и развлекательные мероприятия для детей сотрудников университета, в школах, детских садах и так далее.
  2. Проводить консультации и оказывать помощь родителям с детьми в решении проблем.
  3. Студенты-педагоги могут попробовать свои силы в подготовке учеников ещё в момент обучения в университете и посмотреть, как они смогут заинтересовать своих подопечных.

Во время таких проектов можно проверить совокупность социально значимых качеств, которыми обладает один конкретный человек. На основании наблюдения студенту можно дать рекомендации относительно его работы и направления деятельности.

Социальный человек – тот, которого определяют как «нормального»

Психология не использует понятие нормы как таковое, но простое житейское обозначение любого социального человека – нормальный.

То есть, возвращаясь к терминологии, — это вменяемый человек, который принимает основные моральные и социальные нормы окружающего его общества. Он соблюдает правила, позволяющие ему получить репутацию уважаемого члена этого общества и без затруднений вступать в коммуникацию с другими людьми. Он готов нести ответственность за последствия своих действий и старается действовать так, чтобы не вредить себе и окружающим. Ему важно, чтобы его признавали, ценили, вступали с ним в различные типы коммуникации.

Говоря еще проще – социальные люди стремятся учиться, работать, иметь личную жизнь, заводить и поддерживать знакомства, добиваться уважения других и успеха в важных для них областях деятельности.

Социально значимые темы


Так называют определённые вопросы, которые беспокоят значительное количество людей. Так, если болит зуб – это проблема отдельного человека. А вот если стоматологическая отрасль страны пребывает в упадке – то это недостаток для всей страны. Тогда такими темами начинают заниматься социально значимые организации. Таковыми можно считать объединение стоматологов или движение за высококачественную медицину. Ещё одним показателем важности темы можно назвать регулярно возникающие дискуссии, конфликты и так далее. Как пример, можно вспомнить о коррупции. Все относятся к ней негативно (по крайней мере, на словах), хотят её исчезновения – но это всё никак не происходит. Поэтому бурлят дискуссии об этом явлении, причем очень часто они перерастают в яростные перепалки и взаимные обвинения. Что ж, как знать, возможно, это просто своего рода шоу, представление для отвлечения народа.

Как ведут себя асоциальные люди?

Психологический портрет асоциального человека может варьироваться, но основная черта – избегание им социальных контактов везде, где только можно. То есть, иногда антисоциальные люди в прямом смысле становятся отшельниками-дауншифтерами: живут в малонаселенных поселках, минимизируют экономические отношения с «большим миром», пытаются выжить натуральным хозяйством, и т.д. Но таких уникумов, как вы понимаете, немного.

Хикикомори (хикки) — люди, которые сознательно отказываются от общения и социализации, стремящиеся к крайней степени изоляции

Более распространенный типаж – люди, которые редко выходят из дому, не стремятся обрастать знакомствами и социализироваться.

Иногда они из чувства ответственности пытаются учиться и работать, минимально контактируя с людьми – выбирают удаленную работу и т.п.

Но если предоставляется вариант жить, не обеспечивая свои нужды путем реальной деятельности среди других людей, они наверняка этим воспользуются. К этому типажу относятся хикки, игроманы, инфантильные «мамины сынки» и т.д.

Также асоциальными являются маргинальные личности – склонные к бродяжничеству, уходу из дому и семьи, не стремящиеся иметь личный заработок, не пытающиеся никак личностно развиваться.

Являются ли асоциальные люди психически нездоровыми?

Зачастую – да: многие психиатрические диагнозы включают постоянное асоциальное поведение или эпизоды асоциальных проявлений. Так, например, асоциальными становятся люди в сильной депрессии.

Но иногда асоциальность – следствие сложившихся жизненных обстоятельств, неблагоприятной обстановки. Например, трудный подросток может сбегать из дому, где ему плохо, или изолироваться от общества сверстников, среди которых он пережил буллинг. При хорошем стечении обстоятельств такой подросток сможет социализироваться.

Мотивация

Итак, человек может принимать участие в чем-то социально значимом и важном. В основе его деятельности лежит мотивация. Она может выражать широкий спектр потребностей: в самореализации, в общении, в применении своего лидерского потенциала и так далее. Причем участие может выражаться в значительном диапазоне действий, начиная от работы грубой силой и заканчивая ценностно-ориентированным проявлениям. Следует отметить, что мотивационная активность, которая не подкреплена глубинной потребностью, является, как правило, ситуативной, непродолжительной и легко может перестать существовать. Благодаря этому можно наблюдать большое количество всевозможных инициатив, которые были брошены ещё до того, как их довели до конца. Немало этому поспособствовали трудности реализации.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]