Абсолютный и относительный пороги чувствительности. Основной психофизический закон.

Для того чтобы в результате действия раздражителя на органы чувств возникло ощущение, необходимо, чтобы вызывающий его стимул достиг определенной величины или порога чувствительности. Выделяют два типа порогов чувствительности: абсолютный и дифференциальный (или порог чувствительности к различению).

Наименьшая сила раздражителя, при которой возникает едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом ощущения.

Нижнему порогу ощущений противостоит верхний порог. Наибольшая сила раздражителя, при которой еще возникает ощущение данного вида, называется верхним абсолютным порогом ощущения. Верхний порог ограничивает чувствительность с большей стороны, причем до определенного предела, выше которого возникает болевое ощущение или не происходит изменений в интенсивности ощущений.

Пороги ощущений индивидуальны для каждого человека и изменяются на протяжении его жизни. Ощущения, кроме величины абсолютного порога, также характеризуются порогом к различению, который называется дифференциальным порогом.

Дифференциальный порог — наименьшая величина различий между раздражителями, когда разница между ними еще улавливается. Дифференциальный порог ощущений для разных органов чувств различен, но для одного и того же анализатора он представляет собой постоянную величину.

Закон Бугера-Вебера гласит: дифференциальный порог ощущения для разных органов чувств различен, но для одного и того же анализатора представляет собой постоянную величину. Сама же постоянная величина получила название константы Вебера.

Значение константы Вебера для различных органов чувств приведены в таблице:

ОщущенияЗначение константы
Изменение высоты звука0,003
Изменение яркости света0,017
Изменение давления на поверхности кожи0,140
Изменение веса предмета0,020
Изменение громкости звука0,100

Нижние и верхние абсолютные пороги ощущений (абсолютная чувствительность) и дифференциальные пороги различения (относительная чувствительность) характеризуют пределы человеческой чувствительности.

Наряду с этим различаются оперативные пороги ощущений — величина сигнала, при которой точность и скорость его различения достигает максимума. Эта величина на порядок больше, чем величина порога различения, и применяется в различных практических расчетах.

Патологическое изменение порогов чувствительности включает понижение порогов чувствительности — гиперестезии, повышение — гипостезии, полную утрату — анестезии и извращение — сенестопатии, психотических состояниях (острый галлюциноз, параноид и др.), начальных проявлениях непароксизмальных помрачнениях сознания (делирий, онейроид, аменция).

Гипостезия — понижение восприимчивости к внешним раздражениям, когда окружающий мир, отдельные предметы и свойства теряют яркость, красочность, сочность, отчетливость индивидуальность. Встречается при оглушенности, депрессивных состояниях, истерических синдромах, алкогольном и наркотическом опьянениях.

Гипералгезия — повышение болевой чувствительности, наблюдается при различных патологических состояниях, в частности, при депрессиях, особенно маскированных («алгическая меланхолия» (Петрилович, 1970)).

Анестезия проявляется анатомическим и функциональным повреждением анализатора, начиная с рецепторного отдела и кончая корковым представительством, что клинически сопровождается потерей чувствительности кожи, потере вкуса, обоняния, слепоте, глухоте.

В неврологии выделяют зрительную агнозию (неузнавание зрительных образов, букв, слов), слуховую (неузнавание предметов при ощупывании), аутотопоагнозии (неузнавание частей своего тела), анозогнозии (непризнание болезни, повреждения), агнозию лица. При истерических невротических синдромах наблюдают психическую амблиопию (слепота), психическую аносмию (нечувствительность к запахам), психическую агейзию (утрату чувства вкуса), психическую глухоту, психическую тактильную и болевую анестезию (аналгезии).

Внимание. Патология внимания

Внимание – направленность и сосредоточенность сознания.

Свойства внимания:

1. Устойчивость – длительность сохранения интенсивного внимания.

2. Переключение внимания – намеренный переход от одного объекта к другому.

3. Распределение внимания – одновременно успешное выполнение двух и более видов деятельности.

4. Объем внимания – количество одновременно удерживаемых в сознании объектов внимания.

Виды внимания:

— произвольное (высший тип внимания – активное внимание)

— непроизвольное (определяется психофизиологическими особенностями человека и качественной характеристикой раздражителя).

Теории внимания:

— Моторная теория (Р. Декарт). Поскольку состояние внимания может быть вызвано волевым усилием, Декарт предположил, что такое усилие должно быть исключительно мускульным

— Внимание, как результат ограниченности сознания. (Герберт и Гамильтон). Ими было замечено, что если одно из представлений наиболее интенсивно, то все другие вытесняются из сознания. Человек, сосредоточенный на определенной мысли или восприятии, не слышит и не замечает чего-то постороннего по отношению к объекту внимания и оказывается как бы «слеп» и «глух» ко всему окружающему миру.

— Теория активации (Линдсли). Поведение человека обусловлено колебаниями возбуждения. Нижняя граница – сон, верхняя – сверхвозбуждение. Между сном и состоянием крайнего возбуждения существует ряд уровней, составляющих диапазон интенсивности поведения. Определенный отрезок этого диапазона соответствует наивысшей результативности деятельности, который и представляет собой внимание.

— Принцип доминанты (А.А. Ухтомский). Возбудительный процесс может создать временный очаг возбуждения, суммирующий и накапливающий импульсы, текущие в центральную нервную систему, одновременно подавляя активность других центров.

Внимание — способность к сосредоточению на каких-либо внешних или внутренних событиях, предметах или видах деятельности. Внимание способствует устойчивому повышению уровня сенсорной, интеллектуальной и двигательной активности, обеспечивающих продуктивность психической деятельности. Внимание не имеет своего, отдельного и специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой психической деятельности, к которой оно подключается.

Выделяют активное (произвольное) и пассивное (непроизвольное), послепроизвольное внимание. Среди свойств внимания — устойчивость, объем, переключаемость, направленность.

К расстройствам внимания относят:

  • рассеянность внимания — нарушение способности длительно сохранять его целенаправленность;
  • истощаемость — ослабление интенсивности внимания, быстрый переход активного внимания в пассивное;
  • отвлекаемость — повышенная подвижность, быстрое изменение направленности, сосредоточенности, интенсивности внимания;
  • тугоподвижность — инертность, фиксированность внимания, при затруднении переключения с одного объекта на другой;
  • сужение объема внимания — патологическая сосредоточенность, вызванная слабостью его распределения между объектами.

Нарушения внимания входят в состав всех позитивных и негативных синдромов.

Методы изучения

Методы исследования:

  1. Метод границ. Исследователь воздействует на подопытных разными раздражителями, постепенно снижая интенсивность. Подопытный должен ответить, когда он перестанет чувствовать воздействие извне. Так определяются границы восприятия.
  2. Метод постоянных раздражителей. На подопытного оказывается воздействие различными стимулами в широком диапазоне. Подопытный должен отвечать, что он чувствует, в какие моменты.
  3. Метод средний ошибки. Это процедура для уравнивания стимулов. Интенсивность воздействия на организм медленно возводится до ощутимого уровня.

Методики чаще применяются комплексно, чтобы получить больше точной информации.

Воображение и представление.

Воображение и представление — инструменты отражения и проектирования окружающего мира.

Воображение — это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, то есть процесс преобразующего проецирования действительности.

Воображение представляет собой отражение внешнего пространства в новых непривычных сочетаниях и связях. Оно занимает промежуточное положение между восприятием и мышлением, мышлением и памятью. Это одно из самых загадочных психических явлений. Нам почти ничего не известно о механизме воображения, его анатомо-физиологической основе.

Воображение свойственно только человеку. Оно позволяет ему выйти за пределы реального мира во времени и пространстве, дает возможность еще до начала работы представить себе готовый результат труда. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей.

Непроизвольное воображение его еще называют пассивныи или непреднамеренным воображением — это создание новых образов без каких-либо внешних возбудителей. Оно заключается в возникновении и комбинировании представлений и их элементов в новые представления без определенного намерения со стороны человека, при ослаблении сознательного контроля с его стороны за течением своих представлений.

Наиболее ярко оно выступает в сновидениях или в полусонном, дремотном состоянии, когда представления возникают самопроизвольно, сменяются, соединяются и изменяются сами по себе, принимая иногда самые фантастические формы.

Произвольное воображение или, как его еще называют активное или преднамеренное воображение — это создание новых образов с помощью волевых усилий. Оно представляет собой преднамеренное построение образов в связи с сознательно поставленной задачей в том или другом виде деятельности.

Представление — это процесс мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека.

В соответствии с разделением представлений по видам ведущего анализатора выделяют следующие виды представлений:

— зрительные (образ человека, места, пейзажа);

— слуховые (воспроизведение музыкальной мелодии);

— обонятельные (представление какого-то характерного запаха – например, огуречного или парфюмерного);

— вкусовые (представления о вкусе пище – сладком, горьком и пр.)

— тактильные (представление о гладкости, шершавости, мягкости, твердости предмета);

— температурные (представление о холоде и тепле);

Тем не менее, часто в формировании представлений участвуют сразу несколько анализаторов. Так, представляя в сознании огурец, человек одновременно представляет себе и его зеленый цвет и пупырчатую поверхность, его твердость, характерный вкус и запах.

Представления формируются в процессе деятельности человека, поэтому в зависимости от профессии развивается преимущественно какой-либо один вид представлений: у художника — зрительный, у композитора — слуховой, у спортсмена и балерины — двигатель­ный, у химика — обонятельный и т. д.

Представления различаются также по степени проявления волевых усилий. В этом случае они делятся на непроизвольные и произвольные. Непроизвольные представления — это представления, возникаю­щие спонтанно, без активизации воли и памяти человека, например – грезы.

Произвольные представления — это представления, возникающие у человека под воздействием воли, в интересах поставленной им цели. Эти представления контролируются сознанием человека и играют большую роль в его профессиональной деятельности.

Длительность и пространственная локализация

Длительность ощущений указывает на то, как долго они сохраняются. Эта характеристика связана с интенсивностью раздражителя и временем его воздействия. Начальный период возникновения действия раздражителя протекает скрыто: раздражитель уже начал действовать, а человек еще не почувствовал это. Кроме того, после прекращения действия раздражителя ощущение сохраняется еще некоторое время. Это явление в психологии получило название эффекта последействия.

Дополнительная информация. Продолжительность латентного периода у разных видов рецепторов различна. У вкусовых ощущений она длится 50 мс, у тактильных – 130 мс, у болевых – 370 мс.

Пространственная локализация ощущений содержит информацию о том, в какой части тела они возникают. Человек без труда определяет источник звука или света, при соприкосновении с горячим или холодным предметом осознает точную локализацию возникшего холода или тепла в теле.


Холодно

Таким образом, способность к ощущениям обеспечивает человеку возможность формирования полноценной картины окружающего мира. Возможность различать запахи и вкус пищи делает доступными здоровое питание и получение удовольствия от приема пищи; слуховые и зрительные ощущения необходимы для усвоения знаний. Кроме того, рецепторная чувствительность способствует полноценной работе инстинкта самосохранения, подавая в мозг информацию о приближающейся опасности.

Мышление. Интеллект. Патология мышления

Мышление – способность человека получать новые знания, минуя органы чувств.

2 стороны мышления (феномен человеческой психики):

1) Свойство, извлеченное из конкретного факта, признается равнозначным факту.

2) Выделенное свойство наталкивает на определенный вывод, который нельзя получить из факта непосредственно.

Мышление подчиняется законам логики. Основными логическими формами являются:

— Понятие (мысль, включающая существенные признаки предмета)

— Суждение (отражение связи между понятиями)

— Умозаключение (суждение на основе других суждений)

Процесс мышления включает в себя:

— Синтез (объединение информации в целое)

— Сравнение (установление сходства)

— Обобщение (выделение общего, конкретизация)

Мышление не нужно, если нет цели. Потребность мыслить возникает тогда, когда появляется проблема. Проблема трансформируется в задачу, т.е. в конкретную задачу.

Виды мышления:

— Наглядно-действенное (прагматики)

— Образное (поэты)

— Отвлеченное (философы)

Мышление является основной составной частью интеллекта (ума, мыслительных способностей). Индивидуальная характеристика мышления, то есть мышления в действии, качество ума (интеллекта), включает широту, глубину, самостоятельность, критичность и гибкость, последовательность и быстроту мыслительных операций. Собственно интеллект, способность образовывать новые умозаключения, схватывать различные точки зрения, включает предпосылки интеллекта (память, внимание, речь и др.), духовный инвентарь (запас знаний и навыков).

а) Ускорение мышления наблюдается при маниакальных состояниях и характеризуется многословностью, отвлекаемостью, поверхностным характером ассоциаций. Суждения возникают легко, носят легковесный, поверхностный характер, страдает глубина мысли. Ускорение мышления в выраженной степени достигает «скачка идей», речь не поспевает за мыслями и внешне может носить несвязный характер («маниакальная спутанность»)

б) заторможенное (замедленное) мышление наблюдается при депрессиях, состояниях оглушения, эпилепсии, органическом поражении мозга, и характеризуется бедностью ассоциаций, суждения формируются с трудом, речь лаконична, односложна.

«Шизофазия» — форма речевых нарушений на фоне ясного сознания (в отличие от аментивного, бессвязного мышления) появляющаяся в бессмысленном «нанизывании» отдельных слов, наименований, терминов, не имеющих «грамматической согласованности и ло­гической последовательности.

Сенсоры организма

Что такое ощущение
</p>

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]