Часто людям не удается договориться и прийти к общему знаменателю в том или ином вопросе, что может порождать развитие недопонимания, конфликтов и разногласий. Такое поведение, когда двое или несколько человек не слышат друг друга и продолжают рьяно отстаивать свою точку зрения, носит деструктивный характер и, по мнению психологов, крайне неэффективно.
Для сохранения дружеских, семейных и рабочих отношений гораздо эффективнее, когда стороны не ругаются, а стремятся прийти к некому компромиссу – соглашению, которое будет более-менее устраивать всех участников спора. В ряде случаев это действие требует от сторон отказа от собственных амбиций и интересов, что бывает непросто сделать некоторым людям.
Понятие компромисса в психологии
«Компромисс» с латинского языка дословно переводится как «совместно обещают». За компромиссом всегда стоит столкновение интересов, конфликт.
Психологи называют компромиссом такое урегулирование спора, при котором сторонам удается прийти к некой, устраивающей каждую из них, позиции с обоюдным отказом от части предъявляемых требований. В результате разрешения возникших разногласий в ходе конфликта или спора партнеры, участвующие в переговорах, меняют своё мнение, и каждый из них принимает новую общую позицию, которая устраивает обе стороны.
Целью компромисса является выведение в ходе диалога некого общего знаменателя, который устраивал бы противоборствующие стороны. Нахождение таких точек соприкосновения, или по-другому компромисса, является самым разумным способом уравновесить конфликтующие интересы. В основе компромиссного подхода лежит принцип уважения к иным противоположным мнениям, который в глобальном смысле является частью демократического подхода управления обществом.
В психологии нахождение компромисса оценивается положительно, так как при принятии общего решения сторонам удается договориться и не уходить в неразрешимые деструктивные конфликты, где никто не слышит друг друга и не собирается уступать. Выведение же какого-то подходящего для всех решения не разрушает отношения, не выматывает эмоционально участников спора и не тормозит их развитие.
Что такое компромисс в конфликте и при принятии решения?
Компромисс в психологии – это решение, для принятия которого противоборствующим сторонам следует сделать навстречу друг другу некоторые шаги и понять, какой результат будет взаимовыгоден и устроит каждую из них.
Компромисс в психологии
Нахождение такого общего знаменателя требует от участников конфликта частичного либо полного отказа от амбиций и интересов, что бывает очень сложно сделать в одностороннем порядке. По этой причине о компромиссе говорят только в том случае, если каждая из сторон идет на уступки и принимает взаимовыгодные условия.
Сегодня большинство цивилизованных людей не испытывают потребности решать вопросы и отстаивать свою позицию на кулаках, осыпая оппонента оскорблениями и ругательствами. В современном мире люди понимают, что проще, быстрее и эффективнее договариваться между собой, чем враждовать, ведь с противоположной стороной всегда можно обсудить все вопросы и без физического насилия.
Спокойный компромиссный подход к принятию решений и разрешению разногласий помогает выиграть как в мелком индивидуальном споре, так и в более глобальных вопросах на государственном и мировом уровне. Практика навязывания, в том числе физическая, воли одной стороны другой крайне неэффективна, и ведет к возникновению затяжных конфликтов и стагнаций, как в межличностных повседневных отношениях, так и в рамках урегулирования государственных и межгосударственных вопросов.
Формула успеха
Поиски компромисса увенчаются успехом только в случае соблюдения сторонами двух основных правил:
- В процессе общения оппоненты должны не только внимательно слушать друг друга, но и вникать в суть изложенного. Не поняв собеседника, человек вряд ли сможет адекватно прореагировать на его высказывания и, соответственно, принять верное решение.
Невыполнение данного условия влечет за собой отсутствие взаимопонимания между сторонами и, как следствие, невозможность достигнуть договоренности. - Обе стороны обязательно должны иметь желание достигнуть соглашения на взаимовыгодных условиях. Один из главных признаков компромисса заключается в уступках со стороны обоих оппонентов. Если же на уступки пойдет один оппонент, назвать ситуацию разрешенной будет нельзя.
Пригодится ли навык по жизни и где?
Некоторые люди считают, что принятие компромиссных решений является проявлением слабости, однако это в корне неверно. Компромиссы необходимы и очень полезны и демонстрируют не слабость оппонентов, а умение слушать и слышать друг друга. В этом случае концепция взаимных уступок ради погашения конфликтной ситуации демонстрирует большую эффективность, чем упрямое отстаивание позиции и нежелание жертвовать амбициями и убеждениями.
Умение приходить к общему решению пригодится индивиду везде – в рабочей, семейной, бытовой и общественной жизни, так как поможет ему выстраивать гармоничные отношения с окружением и не растрачивать свои энергетические ресурсы на скандалы и склоки.
Почему все так сложно?
Итак, компромисс – это вид сложной коммуникации. Было бы логично, если бы умению коммуницировать с другими людьми обучали бы, начиная со школьного возраста и продолжали и дальше. Увы, этого не происходит. Скорее, система существующего воспитания подразумевает силовое разрешение конфликтов, часто полагая компромисс проявлением слабости.
Компромисс не всегда можно считать наилучшей формой улаживания спорных ситуаций. Но это один их работающих способов, позволяющих эту ситуацию, как минимум, не усугубить.
Плюсы и минусы
Компромисс в психологии – это соглашение между людьми или группой лиц, к которому они приходят благодаря взаимным уступкам.
Выгода при выборе компромиссов при разрешении спорных ситуаций очевидна, так как подобное урегулирование вопросов позволяет:
- сохранить взаимоотношения;
- избежать взаимных оскорблений, упреков, применения грубой физической силы;
- получить уникальный опыт ведения переговоров;
- зачастую полностью разрешить возникший спор;
- найти решение, которое будет привлекательно для всех сторон.
Несмотря на преимущества мирного компромиссного урегулирования разногласий, такой подход все же имеет некоторые минусы.
К ним относят:
- неполное удовлетворение от полученного результата;
- зачастую конфликт может обостряться вновь;
- сторонам приходится поступаться своими амбициями и принципами, возможно гордостью;
- не все люди умеют договариваться и принимать взвешенные решения.
Причины и функции
Как себя мотивировать — ставим цель и делаем все для ее достижения
Причиной обострения конфликтной ситуации может стать все, что задевает интересы личности или группы, ограничивает деятельность.
Основные причины конфликтов:
- искаженное представление о себе, сложившейся ситуации, других субъектах;
- разные характеры и темпераменты;
- дискриминация по разным признакам;
- битва за место или блага при их ограниченности.
Функции определяют динамику конфликта и его влияние на внешнюю среду и психологический климат. Бывают конструктивные и деструктивные конфликты.
Конструктивный выполняет следующие функции:
- разрядка напряженной ситуации;
- информационная и связующая (появление новой информации о субъектах);
- сплочение коллектива;
- расстановка приоритетов;
- стимулирование к дальнейшему развитию;
- открытое выражение мыслей;
- диагностика отношений.
Деструктивный выполняет негативные функции:
- снижение работоспособности;
- ухудшение взаимоотношений;
- эмоциональное выгорание;
- занижение значимости оппонента;
- эмоциональная тяга на дальнейшую борьбу.
Виды
Компромисс– это способность противоборствующих сторон пойти навстречу друг другу и найти устраивающее решение где-то посередине.
В психологии выделяют 2 вида компромисса:
- положительный – его еще называют добровольный;
- отрицательный – или по-другому вынужденный.
Положительный компромисс
Добровольный или положительный компромисс заключается сторонами без вмешательства третьих сил. В качестве примера можно привести ситуацию, когда 2 человека, которые давно не виделись, желают встретиться и, договариваясь на определенную дату, выясняют, что в это время у одной из сторон запланирован поход на концерт, билеты на который были приобретены заранее, а другая сторона не может прийти на встречу в другой день.
В этом случае стороны могут, обсудив ситуацию, договориться увидеться на самом концерте, после него либо же вообще отложить встречу на более удачное время, при этом никто не будет давить друг на друга и оппоненты совместно примут решение максимально удовлетворяющее их.
Отрицательный компромисс
Отрицательный компромисс рассматривается как вынужденный, так как в этом случае одна из сторон давит на другую при принятии решения. В этом случае соглашение скорее становится похоже на ультиматум, так как обычно один оппонент пытается воздействовать на другого нечестно, надавливая на жалость, уязвимые стороны, страхи.
Примером может служить ситуация, когда муж заставляет располневшую жену сбросить лишний вес, грозя, что уйдет от неё и разведется. Если в этой ситуации перепуганная женщина идет на поводу и начинает изнурять себя диетами, таблетками и непосильными физическими нагрузками, то такой компромисс отрицательно воздействует на её здоровье и вряд ли поможет сохранить действительно гармоничные семейные отношения.
Когда конфликт считается трудноразрешимым и неуправляемым
Конфликт считается трудноразрешимым, когда:
- участники воспринимают его как борьбу;
- участники считают интересы сторон взаимоисключающими;
- у участников изначально расходятся ценности или интерпретация конфликта, от чего и возникают разногласия;
- сторонами выступают социальные институты (например, семья и школа).
Конфликт считается неуправляемым, когда:
- стороны настроены на поддержание конфликта;
- конструктивное взаимодействие невозможно в силу эмоционального накала или особенностей участников;
- возникший конфликт – часть обширного непринятия субъектами друг друга.
Что такое невыгодный компромисс
Компромисс в психологии – это способ культурного урегулирования проблем между различными представителями социума. Нередко компромисс перерастет в отношения, напоминающие ультимативные, когда одна из сторон полностью подавляет волю другой стороны. Однако в этом случае компромисс не может быть взаимовыгоден, так как его достижение не предполагает одновременный отказ от собственных интересов каждой из противоборствующих сторон.
В реальной жизни существует немало факторов, заставляющих человека идти на неравноправный компромисс и поступать вопреки своим желаниям и жизненным принципам.
Окружающие люди
Чаще всего тяжело достичь компромисса именно с близкими окружающими людьми, которые, владея информацией о жизни человека, знают, как и чем на него можно надавить, чтобы добиться желаемого. Такого рода компромиссы нередко встречаются в парах, где один из партнеров является деспотом, нарциссом или абьюзером и хорошо умеет манипулировать своей второй половиной.
Также при невыгодных компромиссах возможно использование людьми своего более высокого положения, как в семейной, так и в социальной жизни, что нередко наблюдается в конфликтах отцов и детей, подчиненных и начальников, когда сторона, занимающая более высокое положение или находящаяся в старшем возрасте, давит на оппонента своим авторитетом.
Например, молодой человек, заканчивающий школу, желает поступать учиться на учителя, однако родным не нравится его выбор, и они всячески пытаются воздействовать на него, говоря, что у них больше опыта, и они лучше знают, где можно больше заработать.
В итоге они своим авторитетом подавляют волю юноши, и он идет поступать, туда, куда хочет более опытная родня. В этой ситуации никак не учитываются интересы самого молодого человека, которому не нравится будущая профессия, но он вынужден идти на уступки, так как зависит от родителей и не желает их расстраивать.
Комплексы
Наличие комплексов у человека ведет к развитию чрезмерной жертвенности и резко увеличивает его шансы оказываться в невыгодных для него ситуациях при разрешении споров и конфликтов. Нехватка родительской любви в детстве (особенно материнской), отсутствие заботы и тепла, а также сложности в подростковом возрасте, ведут к тому, что у человека могут развиться различные комплексы, неуверенность в себе и чувство вины.
Такие личности зачастую не в состоянии отстаивать свои интересы, так как чувствуют себя никому не нужными и не заслуживающими счастья. При попадании в конфликтную ситуацию им проще принять все невыгодные условия, чем остаться виноватыми и, как им кажется, всеми брошенными.
Влияние большинства
Под давлением коллектива людям нередко приходится идти на невыгодные для них уступки из-за страха быть отвергнутыми и стать, что называется «белой вороной». Ситуация нередко может усугубляться наличием у индивида комплексов и при таком раскладе он никогда не пойдет против мнения большинства, даже если оно ему не нравиться и заставляет пренебрегать собственными высокими моральными принципами.
Например, в организациях нередко возникает такая ситуация, когда с новым сотрудником остальные члены коллектива разговаривают высокомерно и всячески стремятся указать ему, где его место. Такая «вводная» тактика может быть по нраву далеко не всем, но из-за боязни оказаться на одном месте с этим новым сотрудником человек не скажет об этом и никак не продемонстрирует свою возможную симпатию к новичку, а будет подражать большинству.
Чем компромисс отличается от консенсуса?
Компромисс нередко путают с консенсусом, однако 2 этих понятия несколько отличаются. В переводе с латинского языка консенсус означает «единодушие» и обозначает такой способ разрешения конфликтных ситуаций и споров, при которых стороны не имеют принципиальных возражений по ключевым вопросам.
Типичный пример консенсуса — ситуация, когда семейство выбирает, куда отправится на отдых, на море, в горы или в экскурсионный тур, но при этом никто принципиально не настаивает ни на одной из позиций и после совместного обсуждения все соглашаются ехать на море.
Если же одному члену семьи (или нескольким) обязательно хочется съездить на экскурсию, а другому (другим) на море, то стороны могут достичь компромисса, договорившись совместить оба мероприятия.
Таким образом, о консенсусе говорят, когда решение принимается в результате единодушного согласия и у сторон не возникает принципиально разных взглядов на тот или иной вопрос. В случае же если оппоненты пошли на ряд взаимовыгодных уступок, то речь идет о заключении компромисса.
Компромисс в психологии лидера сила или слабость?
Многие считают, что уступки и послабления при разрешении конфликтных ситуаций свидетельствуют о проявлении слабости и сильный человек, лидер, никогда не будет совершать подобных шагов при урегулировании споров и конфликтов. Однако это мнение ошибочно, так как грубая демонстрация силы и нежелание идти на переговоры свидетельствует не о силе, а о глупости и негибкости личности или какой-то социальной группы.
Принятие бескомпромиссных решений характерно для недемократических стилей управления – авторитаризма, тоталитаризма, для которых вообще не свойственно рассматривать иную позицию как имеющую право на существование.
Однако если посмотреть динамику развития демократических стран Европы и авторитарных режимов (северная Корея, некоторые бывшие страны СССР), то наглядно видно кто из них ушел дальше в своем развитии, а кто, подавляя инакомыслие и не желая искать компромиссы с обществом и оппозицией, долгие годы находится в стагнации.
Такую же аналогию можно провести и на бытовом уровне. Если мужчина-тиран не учитывает потребности интересы своей жены и детей, но зато при этом отстаивает и навязывает свое мнение по всем жизненно важным вопросам, то это ведет, в конечном счете, к краху семьи и свидетельствует не о силе личности, а о склонности к деспотизму.
С другой стороны умение принимать компромиссные решения вовсе не означает, что человек должен идти у оппонента во всем на поводу и со всем соглашаться. Задачей сильного и уверенного в себе лидера при решении вопросов и урегулировании конфликтов является убеждение оппонента в своей правоте и завоевании авторитета, благодаря чему противоборствующая сторона и будет прислушиваться к приводимым аргументам. Также не менее важно лидеру уметь слышать и чужие доводы и считаться с ними.
Компромисс как метод разрешения конфликтов
Психологи утверждают, что любые конфликты не должны оставаться неразрешенными, так как такая незаконченность негативно влияет на межличностные отношения. Одним из самых действенных способов их урегулирования они называют компромисс. При данной стратегии разрешения конфликта стороны идут на взаимные уступки, при этом ни одна из них не остается в выигрыше, но проигравших также нет, так как каждый из оппонентов был вынужден чем-то пожертвовать, чтобы прийти к общему соглашению.
Этот способ разрешения конфликтных ситуаций позволяет сохранить имеющиеся отношения и урегулировать возникшие разногласия. Начиная переговоры и стремясь достичь компромисса стороны, как правило, делают это добровольно и не воспринимают противоположную сторону как соперника или противника, что способствует нахождению максимально приемлемого для каждой стороны решения.
Преимущества пассивных и активных стратегий
Как манипулировать людьми — можно ли этому научиться, способы воздействия
Соперничество – это проявление активности. Главное преимущество заключается в том, что человек может отстоять свою точку зрения и добиться желаемого результата. Выбирая эту стратегию, необходимо осознавать, что отношения с оппонентом могут испортиться. Соперничество уместно в отношениях руководства и подчиненных, между работниками, но не в семейных делах.
Компромисс, приспособление, сотрудничество и уклонение – пассивные способы поведения в межличностном конфликте. Главные преимущества заключаются в возможности сохранить человеческие отношения и частично добиться цели. Стратегии уместно использовать в бизнесе, в кругу родных и близких.
Компромисс в семейных отношениях
В семейной жизни возникновение конфликтных ситуаций неизбежно. Людям, которым действительно важно сохранить отношения, следует научиться правильно расставлять приоритеты и идти друг другу на уступки, ведь умение находить компромисс является основой счастливого брака.
Нередко кто-то из партнеров может действовать эгоистично и заставлять вторую половину жертвовать своими интересами ради собственной выгоды. В этом случае у жертвы все равно будет копиться обида, которая рано или поздно найдет свое выражение.
В браке, повседневной семейной жизни регулярно возникают ситуации, когда точки зрения жены и мужа не совпадают. Это может касаться воспитания детей, траты денежных средств, выбора места отдыха или покупки новой мебели в жилище.
Если каждый партнер будет вести себя эгоцентрично и демонстрировать неприятие мнения другого, то вряд ли такой брак будет крепким и сможет долго просуществовать. Можно сказать, что компромисс является основой семейной жизни, в противном случае жизнь одного под указку другого не будет счастливой и вряд ли он захочет долго видеть себя в таких неравноправных отношениях.
Как найти компромисс?
Компромисс в психологии – это эффективное соглашение между противоборствующими сторонами, которое достигается ими на добровольной основе в результате уступок каждой из них.
Для того чтобы найти компромисс необходимо:
- вступить в открытый диалог с противоборствующей стороной;
- внимательно слушать оппонента;
- каждой из сторон вести себя уважительно и спокойно (недопустимы сарказм, крики, ругательства);
- поставить себя на место партнера, то же самое посоветовать сделать и ему;
- высказывать и защищать свою точку зрения допустимыми способами;
- быть честными и открытыми.
Результатом таких переговоров должно стать нахождение общего решения, которое в большей мере устраивало бы всех участников конфликта.
Что плохого в компромиссе?
Противники компромиссов считают, что данное решение не ведет к урегулированию споров и результат «ни тебе, ни мне» являясь чем-то усредненным и, на самом деле, не удовлетворяет ни одну сторону. Они считают, что компромисс является частным случаем ситуации «проигрыш-проигрыш», когда ни одна из сторон в итоге не получает того, чего хотела. В этой ситуации разрешается или гасится сам конфликт, но стороны не испытывают радости от достигнутых договоренностей.
Также нередко бывает, что достигнутые соглашения не равноценны из-за того, что одна из сторон идет на уступки в большей мере, а другая в меньшей. В итоге получается завуалированный вариант компромисса «выигрыш-проигрыш», что не является честным и справедливым решением по отношению к одному из оппонентов.
Вместе с тем найти вариант компромисса, при котором в выигрышном положении, без необходимости идти на уступки, оставались бы обе стороны практически невозможно. Именно поэтому компромисс, в котором оппоненты чем-то жертвует ради сохранения мира и достижения общих целей, является все же более приемлемым вариантом урегулирования споров.
Электронная библиотека
Менеджмент организации / Основы менеджмента / 10. КОНФЛИКТЫ И УПРАВЛЕНИЕ ИМИ
Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 512 с.
Конфликты возникают в процессе взаимодействия, общения индивидов между собой, поэтому они существуют столько, сколько существует человек. Однако общепринятой теории конфликтов, объясняющей их природу, влияние на развитие коллективов, общества, нет, хотя имеются многочисленные исследования по вопросам возникновения, функционирования конфликтов, управления ими.
Различие людей во взглядах, несовпадение восприятия и оценок тех или иных событий достаточно часто приводят к спорной ситуации. Если к тому же создавшаяся ситуация представляет собой угрозу для достижения поставленной цели хотя бы одному из участников взаимодействия, то возникает конфликтная ситуация.
Таким образом, конфликтная ситуация
— это противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, стремление к противоположным целям, использование различных средств по их достижению, несовпадение интересов, желаний и т.д.
Достаточно часто в основе конфликтной ситуации лежат объективные противоречия, но иногда бывает достаточно какой-либо мелочи: неудачно сказанного слова, мнения, т.е. инцидента — и конфликт может начаться.
Инцидент
(повод) — активизация деятельности одной из сторон, которая ущемляет (пусть даже неумышленно) интересы другой стороны.
Для перерастания возникшего противоречия в конфликтную ситуацию необходимы:
• значимость ситуации для участников конфликтного взаимодействия;
• наличие препятствия, которое воздвигает один из оппонентов на пути к достижению целей другими участниками (даже если это субъективное восприятие, а не реальность);
• превышение личной или групповой терпимости к возникшему препятствию, хотя бы у одной из сторон.
В конфликтной ситуации уже проявляются возможные участники будущего конфликта — субъекты или оппоненты, а также предмет спора или объект конфликта.
Субъектами конфликта
являются участники конфликтного взаимодействия, в качестве которых могут выступать отдельные личности, группы, организации.
Объектом конфликта
становится то, на что претендует каждая из конфликтующих сторон, что вызывает их противодействие, предмет их спора, получение чего одним из участников полностью или частично лишает другую сторону возможности добиться своих целей.
Конфликтная ситуация — состояние достаточно подвижное, неустойчивое, легко может измениться при изменении любого из составляющих элементов: взглядов оппонентов, отношений объект — оппонент, при подмене объекта конфликта, появлении условий, затрудняющих или исключающих взаимодействие оппонентов, отказе одного из субъектов от дальнейшего взаимодействия и др.
При взаимодействии субъектов на поведение каждого из них оказывает влияние формальный, а иногда и неформальный, статус оппонентов, их ранг
, т.е. уровень власти, которым реально они располагают.
Конфликтная ситуация — это условие возникновения конфликта. Для перерастания такой ситуации в конфликт, в динамику необходимо внешнее воздействие, толчок или инцидент.
Конфликт
— борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть, ресурсы, в которой целями являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника.
В данном определении четко и ясно указаны цели конфликтного взаимодействия, возможные действия в случае сопротивления оппонента, причем действия перечисляются в порядке нарастания их силы.
Конфликт
— столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов двух или более людей.
В этом определении акцент сделан на предмет столкновения в виде противоположных целей, интересов, а вопрос методов воздействия остается неизвестным.
Несколько позднее было предложено такое представление конфликта:
КОНФЛИКТ = КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ + ИНЦИДЕНТ
Таким образом, можно сформулировать признаки конфликта:
• наличие ситуации, воспринимаемой участниками как конфликтной;
• неделимость объекта конфликта, т.е. предмет конфликта не может быть поделен справедливо между участниками конфликтного взаимодействия;
• желание участников продолжить конфликтное взаимодействие для достижения своих целей.
Для того чтобы легче ориентироваться в многообразии конфликтов и иметь возможность выбрать адекватный метод воздействия, диагностики и управления, проведем их классификацию. На рис. 10.1 представлена классификация конфликтов в зависимости от ряда факторов: способа их разрешения, природы возникновения, последствий для участников, степени выраженности, количества участников.
Антагонистические
конфликты представляют способы разрешения противоречия в виде разрушения структур всех конфликтующих сторон или отказа всех сторон, кроме одной, от участия в конфликте. Эта одна сторона и выигрывает: война до победы, полное поражение противника в споре.
Компромиссные
конфликты допускают несколько вариантов их разрешения за счет взаимного изменения целей участников конфликта, сроков, условий взаимодействия.
Социальные
конфликты представляют собой высшую стадию развития противоречия в системе отношений людей, социальных групп, институтов. Они характеризуются усилением противоположных тенденций и интересов социальных общностей, коллективов, индивидов. Такие конфликты предполагают наличие значительного промежутка во времени между объективными причинами, породившими эти конфликты, от самих конфликтов и их последствий.
Особенностью организационных
конфликтов является то, что они являются следствием организационного регламентирования деятельности личности: применения должностных инструкций, внедрения формальных структур управления организацией и др.
Эмоциональные
или личностные конфликты характеризуются тем, что неудовлетворение интересов отдельной личности сразу же приводит к ее столкновению с окружающими. Эти конфликты, как правило, вызываются чувствами зависти, враждебности, антипатии и являются быстрой реакцией индивида на ущемление его интересов. Происходит совмещение (замещение) препятствия к достижению целей и личности, которая, по мнению индивида, мешает ему этой цели достичь.
Рис. 10.1. Виды конфликтов
Характерной чертой вертикальных
и
горизонтальных
конфликтов является объем власти. Вертикальные — предполагают распределение власти по вертикали сверху вниз, что и определяет разные стартовые условия у участников конфликта: начальник — подчиненный, вышестоящая организация — предприятие, малое предприятие — учредитель. При горизонтальных конфликтах предполагается взаимодействие равных по объему располагаемой власти или иерархическому уровню субъектов: руководители одного уровня, специалисты между собой, поставщики — потребители.
Открытые
конфликты характеризуются явно выраженным столкновением оппонентов: ссоры, споры, военные столкновения. Взаимодействие регулируется нормами, соответствующими ситуации и уровню участников конфликта: международными (при межгосударственных столкновениях), правовыми, социальными, этическими.
При скрытом
конфликте отсутствуют внешние агрессивные действия между конфликтующими сторонами, но при этом используются косвенные способы воздействия. Это происходит при условии, что один из участников конфликтного взаимодействия опасается другого, либо у него нет достаточной власти и сил для открытой борьбы.
Внутриличностные
конфликты представляют собой столкновение внутри личности равных по силе, но противоположно направленных мотивов, потребностей, интересов. Это конфликты выбора «из двух зол меньшего».
Межгрупповые
и межличностные
конфликты представляют собой столкновение индивидов с группой или групп между собой.
Деление конфликтов на виды достаточно условно, жесткой границы между различными видами не существует, и на практике возникают конфликты: организационные вертикальные межличностные; горизонтальные открытые межгрупповые и т.д.
Рассмотренные конфликты могут выполнять самые разные функции, как позитивные, так и негативные. Основные функции конфликтов представлены в табл. 10.1.
Причины, вызывающие конфликты, так же разнообразны, как и сами конфликты. Следует различать объективные причины и их восприятие индивидами.
Таблица 10.1
Функции конфликтов
Позитивные | Негативные |
Разрядка напряженности между конфликтующими сторонами | Большие эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте |
Получение новой информации об оппоненте | Увольнение сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического климата в коллективе |
Сплочение коллектива организации при противоборстве с внешним врагом | Представление о побежденных группах, как о врагах |
Стимулирование к изменениям и развитию | Чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе |
Снятие синдрома покорности у подчиненных | После завершения конфликта — уменьшение степени сотрудничества между частью сотрудников |
Диагностика возможностей оппонентов | Сложное восстановление деловых отношений («шлейф конфликта») |
Объективные причины в достаточной степени условно можно представить в виде нескольких укрупненных групп:
• ограниченность ресурсов, подлежащих распределению;
• различия в целях, ценностях, методах поведения, уровне квалификации, образования;
• взаимозависимость заданий, неправильное распределение ответственности;
• плохие коммуникации.
Вместе с тем, объективные причины только тогда явятся причинами конфликта, когда сделают невозможным личности или группе реализовать свои потребности, заденут личные и/или групповые интересы. Реакция индивида во многом определяется социальной зрелостью личности, допустимыми для нее формами поведения, принятыми в коллективе социальными нормами и правилами.
Выбор способа преодоления препятствий будет, в свою очередь, зависеть от эмоциональной устойчивости личности, располагаемых средств защиты своих интересов, объема располагаемой власти и многих других факторов.
Психологическая защита личности происходит бессознательно как система стабилизации личности для предохранения сферы сознания индивида от отрицательных психологических воздействий. В результате конфликта данная система срабатывает непроизвольно, помимо воли и желания человека. Необходимость в такой защите возникает при появлении мыслей и чувств, представляющих угрозу самоуважению, сформировавшемуся «я-образу» индивида, системе ценностных ориентаций, снижающих самооценку индивида.
Существует несколько способов или методов определения причин конфликтного поведения. В качестве примера рассмотрим один из них — метод картографии
конфликта. Суть этого метода состоит в графическом отображении составляющих конфликта, в последовательном анализе поведения участников конфликтного взаимодействия, в формулировании основной проблемы, потребностей и опасений участников, способов устранения причин, приведших к конфликту.
Работа состоит из нескольких этапов.
На первом
этапе проблема описывается в общих чертах. Если, например, речь идет о несогласованности в работе, о том, что кто-то не «тянет лямку» вместе со всеми, то проблему можно отобразить как «распределение нагрузки». Если конфликт возник из-за отсутствия доверия между личностью и группой, то проблему можно выразить как «общение». На данном этапе важно определить саму природу конфликта, и пока не важно, что это не полностью отражает суть проблемы. Об этом — позже. Не следует определять проблему в форме двоякого выбора противоположностей «да или нет», целесообразно оставить возможность нахождения новых и оригинальных решений.
На втором
этапе выявляются главные участники конфликта. В список можно внести отдельные лица или целые команды, отделы, группы, организации. В той мере, в которой вовлеченные в конфликт люди имеют общие потребности по отношению к данному конфликту, их можно объединить вместе. Допускается также смесь групповых и личных категорий.
Третий
этап предполагает перечисление основных потребностей и опасений, связанных с этой потребностью, всех основных участников конфликтного взаимодействия. Необходимо выяснить мотивы поведения, стоящие за позициями участников в данном вопросе. Поступки людей и их установки определяются их желаниями, потребностями, мотивами, которые необходимо установить.
Графическое отображение потребностей и опасений (рис. 10.2) расширяет возможности и создает условия для более широкого круга решений, возможных после окончания всего процесса картографии.
Термин «опасения» означает озабоченность, тревогу личности при невозможности реализовать какую-то из своих потребностей. В данном случае не следует обсуждать с участниками конфликта, насколько обоснованны их страхи и опасения, пока они не внесены в карту. Преимущество метода картографии состоит в том, что имеется возможность высказывания в процессе составления карты и отражения иррациональных страхов на ней. Опасения могут включать следующие позиции: провал и унижение, боязнь оплошать, финансовый крах, возможность быть отвергнутым, потерю контроля над ситуацией, одиночество, возможность быть подвергнутым критике или осуждению, потерю работы, низкую заработную плату, боязнь, что им (участником конфликта) будут командовать, что все придется начинать сначала. Используя понятие «опасение», можно выявить мотивы, не называемые вслух участниками конфликта.
Рис. 10.2. Карта конфликта
В результате составления карты проясняются точки совпадения интересов конфликтующих сторон, более ясно проявляются страхи и опасения каждой из сторон, определяются возможные пути выхода из создавшейся ситуации.
Многие специалисты, занимающиеся вопросами разрешения конфликтов профессионально, считают, что процесс управления конфликтами зависит от множества факторов, значительная часть которых плохо поддается управляющему воздействию. Например, взгляды личности, мотивы и потребности индивидов, групп. Сложившиеся стереотипы, представления, предрассудки, предубеждения могут иногда свести на нет усилия тех, кто вырабатывает решения. В зависимости от вида конфликта поиском решений могут заниматься разные службы: руководство организации, служба управления персоналом, отдел психолога и социолога, профсоюзный комитет, стачком, милиция, суд.
Решение конфликта
представляет собой устранение полностью или частично причин, породивших конфликт, либо изменение целей участников конфликта.
Управление конфликтами
— это целенаправленное воздействие по устранению (минимизации) причин, породивших конфликт, или на коррекцию поведения участников конфликта.
Существует достаточно много методов управления конфликтами. Укрупненно их можно представить в виде нескольких групп, каждая из которых имеет свою область применения:
· внутриличностные, т.е.
методы воздействия на отдельную личность;
· структурные, т.е. методы по устранению организационных конфликтов;
· межличностные методы или стили поведения в конфликте;
· переговоры;
· ответные агрессивные действия, эту группу методов применяют в крайних случаях, когда исчерпаны возможности всех предыдущих групп.
Внутриличностные методы
заключаются в умении правильно организовать свое собственное поведение, высказать свою точку зрения, не вызывая защитной реакции со стороны другого человека. Некоторые авторы предлагают использовать способ «я-выска-зывание», т.е. способ передачи другому лицу вашего отношения к определенному предмету, без обвинений и требований, но так, чтобы другой человек изменил свое отношение.
Этот способ помогает человеку удержать свою позицию, не превращая другого в своего врага. «Я-высказывание» может быть полезно в любой обстановке, но оно особенно эффективно, когда человек рассержен, раздражен, недоволен. Следует сразу оговориться, что применение данного подхода требует навыков и практики, но это бывает оправданным в дальнейшем.
«Я-высказывание» построено так, чтобы позволить высказать личности свое мнение о создавшейся ситуации, выразить свои пожелания. Оно особенно полезно, когда человек хочет передать что-то другому, но не хочет, чтобы тот воспринял это негативно и перешел бы в атаку.
Событие.
Создавшаяся ситуация с учетом применяемого метода требует краткого объективного описания без использования субъективных и эмоционально окрашенных выражений.
Реакция индивида.
Четкое высказывание, почему вас раздражают именно такие поступки окружающих, помогает им понять вас, а когда вы говорите от «я», не нападая на них, то такая реакция может подтолкнуть окружающих на изменение своего поведения. Реакция может быть эмоциональной: «я обижен на вас…», «я буду считать, что меня вы не понимаете…», «я решаю все делать сам…».
Предпочитаемый исход события.
Когда индивид высказывает свои пожелания об исходе конфликта, желательно предложить несколько вариантов. Правильно составленное «я-высказывание», в котором пожелания индивида не сводятся к тому, чтобы партнер сделал только выгодное для него, подразумевает возможность открытия новых вариантов решений.
Структурные методы –
это методы воздействия преимущественно на организационные конфликты, возникающие из-за неправильного распределения полномочий, организации труда, принятой системы стимулирования и т.д. К таким методам относятся: разъяснение требований к работе, координационные и интеграционные механизмы, общеорганизационные цели, использование систем вознаграждения.
Разъяснение требований к работе
является одним из эффективных методов управления и предотвращения конфликтов. Каждый специалист должен четко представлять, какие результаты от него требуются, в чем состоят его обязанности, ответственность, пределы полномочий, этапы работы. Метод реализуется в виде составления соответствующих должностных инструкций (описаний должности), распределения прав и ответственности по уровням управления.
Координационные механизмы
представляют собой использование структурных подразделений в организации, которые в случае необходимости могут вмешаться и разрешить спорные вопросы между ними.
Общеорганизационные цели.
Данный метод предполагает разработку или уточнение общеорганизационных целей с тем, чтобы усилия всех сотрудников были объединены и направлены на их достижение.
Система вознаграждений.
Стимулирование может быть использовано как метод управления конфликтной ситуацией, при грамотном оказании влияния на поведение людей можно избежать конфликтов. Важно, чтобы система вознаграждения не поощряла неконструктивное поведение отдельных лиц или групп. Например, если вознаграждать руководителей отделов сбыта только за увеличение объема продаж, то это может привести к противоречию с намеченным уровнем получения прибыли. Руководители этих отделов могут увеличить объемы сбыта, предлагая большие скидки и, тем самым, снижая уровень средней прибыли компании.
Межличностные методы.
При создании конфликтной ситуации или в начале развертывания самого конфликта его участникам необходимо выбрать форму, стиль своего дальнейшего поведения с тем, чтобы это в наименьшей степени отразилось на их интересах.
К.Томас
и
Р.Килменн
выделили следующие пять основных стилей поведения в конфликтной ситуации:
• приспособление, уступчивость;
• уклонение;
• противоборство;
• сотрудничество;
• компромисс.
Основу классификации составляют два независимых параметра:
1) степень реализации собственных интересов, достижения своих целей,
2) уровень кооперативности, учет интересов другой стороны.
Если представить это в графической форме, то получим сетку Томаса-Килменна, позволяющую проанализировать конкретный конфликт и выбрать рациональную форму поведения (рис. 10.3). Каждый человек может в какой-то степени использовать все эти формы поведения, но обычно имеется приоритетная форма. Рассмотрим подробнее эти стили поведения.
Рис. 10.3. Формы поведения в конфликте
Уклонение (избегание, уход).
Данная форма поведения выбирается тогда, когда индивид не хочет отстаивать свои права, сотрудничать для выработки решения, воздерживается от высказывания своей позиции, уклоняется от спора. Этот стиль предполагает тенденцию ухода от ответственности за решения. Такое поведение возможно, если исход конфликта для индивида не особенно важен, либо, если ситуация слишком сложна и разрешение конфликта потребует много сил у его участников, либо у индивида не хватает власти для решения конфликта в свою пользу.
Противоборство, конкуренция характеризуется
активной борьбой индивида за свои интересы, применением всех доступных ему средств для достижения поставленных целей: власти, принуждения, других средств давления на оппонентов, использованием зависимости других участников от него. Ситуация воспринимается индивидом как крайне значимая для него, как вопрос победы или поражения, что предполагает жесткую позицию по отношению к оппонентам и непримиримый антагонизм к другим участникам конфликта в случае их сопротивления.
Уступчивость, приспособление.
Действия индивида направлены на сохранение или восстановление благоприятных отношений с оппонентом путем сглаживания разногласий за счет собственных интересов. Данный подход возможен, когда вклад индивида не слишком велик или когда предмет разногласия более существен для оппонента, чем для индивида. Такое поведение в конфликте используется, если ситуация не особенно значима, если важнее сохранить хорошие отношения с оппонентом, чем отстаивать свои собственные интересы, если у индивида мало шансов на победу, мало власти.
Сотрудничество
означает, что индивид активно участвует в поиске решения, удовлетворяющего всех участников взаимодействия, но не забывая при этом и свои интересы. Предполагается открытый обмен мнениями, заинтересованность всех участников конфликта в выработке общего решения. Данная форма требует продолжительной работы и участия всех сторон. Если у оппонентов есть время, а решение проблемы имеет для всех важное значение, то при таком подходе возможно всестороннее обсуждение вопроса, возникших разногласий и выработка общего решения с соблюдением интересов всех участников.
При компромиссе
действия участников направлены на поиски решения за счет взаимных уступок, на выработку промежуточного решения, устраивающего обе стороны, при котором особо никто не выигрывает, но и не теряет. Такой стиль поведения применим при условии, что оппоненты обладают одинаковой властью, имеют взаимоисключающие интересы, у них нет большого резерва времени на поиск лучшего решения, их устраивает промежуточное решение на определенный период времени.
Стили избежания и уступчивости
не предполагают активного использования конфронтации при решении конфликта. При
противоборстве и сотрудничестве
конфронтация является необходимым условием выработки решения. Учитывая, что решение конфликта предполагает устранение причин, его породивших, можно сделать вывод, что только стиль сотрудничества реализует данную задачу полностью. При
избежании и уступчивости
решение конфликта откладывается, а сам конфликт переводится в скрытую форму.
Компромисс
может принести лишь частичное разрешение конфликтного взаимодействия, так как остается достаточно большая зона взаимных уступок, а полностью причины не устранены.
В некоторых случаях считается, что конфронтация в разумных, контролируемых пределах более продуктивна с точки зрения решения конфликта, чем сглаживание, избегание и даже компромисс, хотя данного утверждения придерживаются не все специалисты. Вместе с тем, встает вопрос о цене победы и что представляет собой поражение для другой стороны. Это крайне сложные вопросы при управлении конфликтами, так как важно, чтобы поражение не явилось базой формирования новых конфликтов и не привело бы к расширению зоны конфликтного взаимодействия.
Переговоры
представляют широкий аспект общения, охватывающий многие сферы деятельности индивида. Как метод решения конфликтов переговоры представляют собой набор тактических приемов, направленных на поиск взаимоприемлемых решений для конфликтующих сторон.
Для того чтобы переговоры стали возможными, необходимо выполнение определенных условий:
• существование взаимозависимости сторон, участвующих в конфликте;
• отсутствие значительного различия в возможностях (силе) субъектов конфликта;
• соответствие стадии развития конфликта возможностям переговоров;
• участие в переговорах сторон, которые реально могут принимать решения в сложившейся ситуации.
Каждый конфликт в своем развитии проходит несколько этапов (табл. 10.2). На некоторых из них переговоры могут быть не приняты, так как еще рано, а на других будет уже поздно их начинать и тогда возможны только ответные агрессивные действия.
Считается, что переговоры целесообразно вести только с теми силами, которые имеют власть в сложившейся ситуации и могут повлиять на исход события. Можно выделить несколько групп, чьи интересы затрагиваются в конфликте:
первичные
группы — затронуты их личные интересы, они сами участвуют в конфликте, но не всегда от этих групп зависит возможность успешного ведения переговоров;
вторичные
группы — затронуты их интересы, но эти силы не стремятся к открытому проявлению своей заинтересованности, их действия скрыты до определенного времени. Могут существовать еще и третьи силы, также заинтересованные в конфликте, но еще более скрытые. Примером существования множества сил за внешним проявлением одного конфликта является «югославский кризис».
Таблица 10.2
Возможность переговоров в зависимости от этапа развития конфликта
Этапы развития конфликта | Возможности переговоров |
Напряженность несогласие | Переговоры проводить рано, еще не все составляющие конфликта определились |
Соперничество, враждебность | Переговоры рациональны |
Агрессивность | Переговоры с участием третьей стороны |
Насилие, военные действия | Переговоры невозможны, целесообразны ответные агрессивные действия |
Правильно организованные переговоры проходят последовательно несколько стадий:
• подготовка к началу переговоров (до открытия переговоров);
• предварительный выбор позиции (первоначальные заявления участников об их позиции в данных переговорах);
• поиск взаимоприемлемого решения (психологическая борьба, установление реальной позиции оппонентов);
• завершение (выход из возникшего кризиса или переговорного тупика).
К четвертому этапу уже существует значительное количество различных предложений и вариантов, но соглашение по ним еще не достигнуто. Несколько последних уступок, сделанных обеими сторонами, могут спасти дело. Но здесь важно для конфликтующих сторон четко помнить, какие уступки не влияют на достижение их основной цели (табл. 10.3), а какие сводят на нет всю предыдущую работу.
Таблица 10.3
Возможные цели и результаты участия в переговорах
Формулировка целей | Возможные результаты |
Отражают в максимальной степени наши интересы | Наиболее желательные для нас результаты |
Учитывают наши интересы | Допустимые результаты |
Практически не учитывают наши интересы | Неприемлемые результаты |
Ущемляют наши интересы | Совершенно неприемлемые результаты |
Общие рекомендации по решению
конфликтной ситуации могут быть сведены к следующему.
1) Признать существование конфликта,
т.е. признать наличие противоположных целей, методов у оппонентов, определить самих этих участников.
2) Определить возможность переговоров.
После признания наличия конфликта и невозможности его решить «с ходу» целесообразно договориться о возможности проведения переговоров и уточнить, каких именно переговоров: с посредником или без него и кто может быть посредником, равно устраивающим обе стороны.
3) Согласовать процедуру переговоров.
Определить, где, когда и как начнутся переговоры, т.е. оговорить сроки, место, процедуру ведения переговоров, время начала совместной деятельности.
4) Выявить круг вопросов, составляющих предмет конфликта.
Основная проблема состоит в том, чтобы определить в совместно используемых терминах, что является предметом конфликта, а что нет.
5) Разработать варианты решений.
Стороны при совместной работе предлагают несколько вариантов решений с расчетом затрат по каждому из них, с учетом возможных последствий.
6) Принять согласованное решение.
После рассмотрения ряда возможных вариантов, при взаимном обсуждении и при условии, что стороны приходят к соглашению, целесообразно это общее решение представить в письменном виде: коммюнике, резолюции, договоре о сотрудничестве и др. В особо сложных или ответственных случаях письменные документы составляются после каждого этапа переговоров.
1) Реализовать принятое решение на практике.
Если процесс совместных действий заканчивается только принятием проработанного и согласованного решения, а дальше ничего не происходит и не меняется, то такое положение может явиться детонатором других, более сильных и продолжительных конфликтов. Причины, вызвавшие первый конфликт, не исчезли, а только усилились невыполненными обещаниями. Повторные переговоры проводить будет намного сложнее .
Когда не следует идти на компромисс?
Существует немало ситуаций, когда не стоит делать уступки и идти на компромисс:
В случае если: | Пояснение | Пример |
Необходимо пожертвовать своими моральными принципами | Не стоит идти против собственных этических и моральных установок | Нельзя прощать измены мужа, даже если он клянется в любви и пытается подкупать подарками и деньгами. |
Присутствует манипуляция | Когда за добрыми поступками сокрыты корыстные намерения | Человеку не стоит доверять коллегам по работе, которые навязчиво угощают чем-то вкусным и всячески пытаются войти в доверие с той целью, чтобы переложить часть обязанностей на него. |
Человека используют в одностороннем порядке | Нельзя позволять пользоваться своей добротой и отзывчивостью | Подруга оставляет своего малыша, когда ей надо отлучиться, но отказывается делать то же самое, когда возникает необходимость у другой стороны. |
Что-то интуитивно предостерегает от ошибки | Когда внутреннее чутье подсказывает, что не стоит идти на компромисс, то лучше к нему прислушаться | Не стоит устраивать на работу под свою ответственность неблагонадежных родственников, если есть ощущение, что они могут подвести, даже если за них очень просит родня и обещает отблагодарить. |
Компромисс является цивилизованным способом урегулирования возникающих разногласий на разных уровнях – семейном, рабочем, государственном. В психологии этот способ разрешения проблемных ситуаций считается самым эффективным и приемлемым, так как ведет противоборствующие стороны не к вражде и открытому противостоянию, а помогает сгладить острые углы и избежать развития деструктивного конфликта.
Идя друг другу на уступки, стороны, даже если им приходится чем-то жертвовать, в любом случае получают больше, чем, если они начинают враждовать в намерении подавить волю оппонента и добиться своего в полной мере.
Можно ли избежать конфликта
Не всегда получается контролировать свое поведение в серьезном конфликте, этому навыку нужно учиться. Среди спорящих должен найтись хотя бы 1 человек, который попытается избежать конфликта. Как это сделать:
- Не торопиться. Прежде, чем высказывать свое мнение, необходимо задать себе вопросы: «Почему мы спорим? Нужно ли это мне? Что я потеряю, если уступлю?»;
- Отвечать медленно и кратко. Чем быстрее человек говорит, тем больше вероятности сказать лишнее. Размеренная речь успокоит оппонента, после чего можно пытаться искать компромисс;
- Не провоцировать лишними фразами, неуместными шутками. Не нужно трогать человека, если он не в духе. Для общения с коллегами лучше выделять время после обеденного перерыва, в первой половине дня общение может быть напряженным;
- Для избегания конфликта на работе, необходимо следить за своими переписками. Современный человек часто пользуется мессенджерами и социальными сетями. Нельзя писать лишнее, проявлять эмоции, позже они могут быть использованы провокаторами;
- Ограничить общение с провокатором. Если человек провоцирует конфликты, нужно свести общение с ним до минимума, не пересекаться после работы или учебы, не бывать в общественных местах в одной компании.
Девушка успокаивает двоих
Какую стратегию поведения в конфликте использовать – личное решение каждого. В зависимости от положения в обществе, точки зрения и конечной цели, сам человек выбирает путь соперничества или ищет компромисс. Если есть возможность, лучше избегать конфликтных ситуаций, особенно, если они возникают между близкими людьми.