Коллектив авторовЭкспериментальная психология. Курс лекций


Программа курса

Пояснительная записка

Экспериментальная психология является одной из профилирующих дисциплин в подготовке будущих психологов и предполагает изучение методологических основ организации и проведения психологического исследования. В курсе лекций изложены теоретические и прикладные аспекты психологических исследований, дана характеристика экспериментальных методов.

Овладевая теорией и практикой проведения психологического эмпирического исследования, студенты углубляют и расширяют знания, приобретенные в процессе изучения других психологических дисциплин, в первую очередь общей психологии, совершенствуют умения исследовательской деятельности.

Целью курса

является обучение студентов теоретическим и прикладным аспектам психологического эксперимента как основного метода исследования в современной психологии.

Задачи изучения дисциплины:

– дать сведения о категориальном аппарате, основных проблемах экспериментальной психологии;

– формировать основы научного мышления и научного понимания изучаемой психической реальности;

– формировать представления о процедуре и способах организации психологических исследований;

– ознакомить студентов с основными требованиями к планированию и проведению экспериментального исследования, обработке и интерпретации результатов;

– развивать умения самостоятельной организации и проведения экспериментальной деятельности, грамотного анализа ее результатов, умения взаимодействия в диаде «экспериментатор-испытуемый».

В результате изучения дисциплины студенты должны знать

:

– основные понятия, теоретические положения и актуальные проблемы экспериментальной психологии как науки;

– методологию научного исследования, его принципы и структуру, особенности и порядок организации психологического эксперимента;

В результате изучения курса студенты должны уметь

:

– определять объект, предмет, цели, задачи экспериментального исследования, формулировать его гипотезу;

– планировать и организовывать экспериментальную процедуру, фиксировать, анализировать и интерпретировать полученные результаты исследования.

– учитывать психологические особенности испытуемого и соблюдать этические принципы проведения экспериментального исследования.

В программе имеется список литературы, рекомендуемой преподавателям и студентам при подготовке к занятиям.

Экспериментальная психология как наука.

Экспериментальная психология как самостоятельная наука. Предмет и задачи экспериментальной психологии.

История становления экспериментальной психологии. Роль экспериментального метода в психологических исследованиях.

Исторические контексты развития психологического знания.

Г. Гельмгольц: на пути к психологии восприятия. Э. Вебер: от эмпирического разнообразия к математической закономерности. Психофизическая драма Г. Фехнера. Аксиомы и вывод основного психофизического закона. Принцип «от простого к сложному» в концепции В. Вундта. Обоснование В. Вундтом возможности экспериментального метода в психологии. Э. Титченер о целях и методе психологического эксперимента. Г. Эббингауз: методы экспериментального изучения памяти. Особенности длительного эксперимента. Вклад Ф. Гальтона в создание аппаратного, методического и математического обеспечения психологического эксперимента. Прикладные аспекты психологии: С. Холл, Дж. Кеттел, А. Бине, У. Скотт и др.

Экспериментальные психологические исследования в российской, советской и белорусской психологии.

Основы научного исследования.

Наука как сфера человеческой деятельности. Способы познания мира. Научный метод и нормативы в научной деятельности. Методология науки, научный подход, научная парадигма. Научная проблема, гипотеза. Теория как форма научного знания, ее виды.

Научное исследование: понятие, виды, общая схема научного исследования.

Методы психологического исследования

. Понятие метода в экспериментальной психологии. Общенаучные исследовательские методы (общая характеристика). Различные подходы к классификации методов. Критерии выделения групп методов.

Классификации методов психологического исследования.

Неэкспериментальные психологические методы: наблюдение, беседа, опрос (интервью, анкетирование), архивный метод. Диагностические методы (тесты).

Экспериментальные методы. Эксперимент как основной метод исследования, его виды. Формирующий эксперимент.

Психологическое исследование. Общая схема психологического исследования (неэкспериментального) исследования

Психологическое исследование. Понятие, виды, содержание психологического исследования.

Подготовка и планирование психологического исследования. Постановка научной проблемы и изучение состояния проблемы. Объект и предмет исследования. Определение актуальности исследования. Выдвижение гипотезы. Определение цели и задач исследования.

Планирование психологического исследования.

Сбор и обработка данных. Понятие данных в психологическом исследовании. Количественная и качественная обработка. Методы количественной обработки.

Интерпретация и представление результатов психологического исследования. Выводы и включение результатов в систему знаний.

Эксперимент в психологическом исследовании.

Понятие эксперимента. Структура психологического эксперимента.

Экспериментальные переменные и способы их контроля

. Виды переменных в психологическом исследовании. Независимые переменные. Схемы задания уровней независимых переменных. Типы и виды независимых переменных. Дополнительные переменные. Комплексные переменные. Зависимые переменные. Типы и виды зависимых переменных.

Отношения между переменными. Контроль переменных. Определение внешней переменной.

Валидность психологического эксперимента.

Планирование как средство повышения валидности эксперимента. Валидность эксперимента и валидность статистических выводов.

Внешняя валидность. Факторы, снижающие внешнюю валидность.

Внутренняя валидность. Типы внутренней валидности: концептуальная, содержательная, конструктная, операциональная, эмпирическая валидность. Факторы, снижающие внутреннюю валидность.

Экспериментальная выборка и особенности ее формирования.

Конструирование экспериментальных групп. Эксперимент с одним испытуемым. Эксперимент с экспериментальной группой. Основные виды конструирования экспериментальных групп. Требования к формированию выборки испытуемых.

Объем и состав выборки по возрасту, полу.

Экспериментальные и неэкпериментальные планы, их виды и характеристика.

Критерии классификации экспериментальных планов. Система обозначений в экспериментальных схемах.

Виды экспериментальных планов. Виды экспериментальных планов по критерию истинности: доэкспериментальные, квазиэкспериментальные, планы истинных экспериментов.

Доэкспериментальные планы, их виды: анализ единичного случая, предварительное и итоговое тестирование на одной группе.

Истинно экспериментальные планы, их виды: планы для двух рандомизированных групп с тестированием после воздействия; планы для двух рандомизированных групп с предварительным и итоговым тестированием; план Соломона для четырех групп.

Квазиэкспериментальные планы, их виды: планы с неэквивалентными контрольными группами, планы с прерванной временной последовательностью.

Интраиндивидуальные и межгрупповые экспериментальные схемы

Виды экспериментальных планов по критерию количества экспериментальных воздействий: планы с одной независимой переменной, факторные, планы с серией экспериментов.

Факторные планы.

Общая характеристика. Система обозначений в факторных планах. Понятия основного эффекта и эффекта взаимодействия. Сочетание основного эффекта и взаимодействия.

Корреляционное исследование и его планирование.

Понятие корреляции и корреляционного метода. История возникновения корреляционного метода. Отличие корреляционного метода от экспериментального.

Виды корреляции. Коэффициент корреляции. Понятие регрессионного анализа.

Типы корреляционных связей: прямая корреляционная связь; корреляция, обусловленная третьей переменной; случайная корреляция, не обусловленная никакой переменной, корреляция, обусловленная неоднородностью выборки.

Планирование корреляционного исследования. Виды планов корреляционного исследования.

Элементы теории психологических измерений

. Понятие психологических измерений. Понятие шкалы измерений. Типы шкал и виды допустимых преобразований. Группировки. Номинативная шкала (номинальная, шкала наименований). Порядковая (ординальная) шкала. Интервальная (шкала равных интервалов). Шкала равных отношений.

Основные виды психологических измерений, их классификация.

Психологическое тестирование.

Общая характеристика психологического тестирования. Тестирование и теория измерений. Стандартизация, надежность и валидность теста. Требования к разработке и проверке тестовых методик

Тестирование в психодиагностике. Пути создания психодиагностических методик: адаптация известных методик (зарубежных, устаревших, с иными целями) и разработка новых, оригинальных методик. Этапы разработка тестовой методики обычно имеет следующие. Разработка психологического опросника.

Экспериментатор: его личность и деятельность

. Деятельность экспериментатора в эксперименте. Эффект Пигмалиона. Основные ошибки экспериментатора, «искажающее влияние» экспериментатора на результат. Основные методы контроля влияния экспериментатора.

Испытуемый: его деятельность в эксперименте

. Основные планы описания деятельности испытуемого. Личность испытуемого и ситуация психологического эксперимента.

Совместная деятельность испытуемого и экспериментатора. Основные факторы общения, которые могут искажать результаты эксперимента. Особенности общения с взрослыми испытуемыми и испытуемыми детьми. Поведенческие проявления испытуемых, являющихся артефактами: «Эффект плацебо», «Эффект Хотторна», «Эффект Зайонца». Влияние ситуаций эксперимента на его результат.

Этика психологического исследования.

Этические принципы проведения исследований человека. Понятие добровольного информированного согласия.

Основной психофизический закон и модификация его выражения.

Психофизика — это наука об измерении ощущений, изучающая количественные отношения между интенсивностью раздражителя и силой ощущения.

Предметом исследования сенсорной психофизики являются закономерные связи между рядами физических и психических процессов.

ОСНОВНОЙ ПСИХОФИЗИЧЕСКИЙ ЗАКОН — функция зависимости величины ощущения от величины раздражителя. Единой формулы основного психофизического закона нет, но есть его варианты: логарифмический (Фехнера), степенной (Стивенса), обобщенные (Бэрда, Экмана, Забродина и др.), тангенциальная, арктангенциальная и проч. Наибольшую степень обобщения имеет закон Забродина, включающий не только логарифмическую и степенную функции, но и все промежуточные между ними.

Наиболее информативно эти связи представлены в случае метрических психофизических шкал. Обобщение этих шкал приводит к формулировке основного психофизического закона. Этот закон по существу является формальным выражением эмпирического психического отображения, т. е. он выражает отношения между величиной физической стимуляции и интенсивностью вызываемого ею ощущения, а еще точнее — функциональную зависимость величины ощущения от величины физического стимула.

Свой вклад в разработку закона внесли Г. Фехнер, Ж. Плато, ф. Брентано, Д. Гилфорд, П. Лазарев, Г. Фаллертон, Д. Кеттелл, С. С. Стивенс, Ю. М. Забродин и др. Однако наибольшую известность получили логарифмический закон Фехнера и степенной закон Стивенса.

Методологические основы психологического исследования Экспериментальная психология как наука

План лекции

1. Экспериментальная психология как самостоятельная наука.

2. Предмет и задачи экспериментальной психологии.

1. Экспериментальная психология как самостоятельная наука.

В XXI веке нет необходимости убеждать специалистов различных областей знания, что существуют такие науки, как психология и экспериментальная психология как отрасль психологии. Применение экспериментального метода к исследованию психических явлений в конце XIX в. сыграло решающую роль в становлении психологии как самостоятельной науки и выделении ее из философии [17].

Психология как наука, принявшая методологию естествознания, повторила путь развития всех естественных наук: от донаучных «житейской» психологии через формирование и апробирование основных психологических идей в системах философии к научному обоснованию психологии как самостоятельной дисциплины [17].

В дальнейшем в связи с накоплением психологических знаний произошла дифференциация научных областей психологии в соответствии с предметом их изучения, а экспериментальная психология стала пониматься как общее обозначение различных видов исследований психических явлений посредством экспериментальных методов.

В процессе становления естественных наук главенствующую роль играл эксперимент. Он дал возможность непосредственного взаимодействия с предметом исследования, а следовательно, обеспечил объективность проверки представлений о природе. С первых дней становления психологии как научной дисциплины ученые используют лаборатории, специальное оборудование, экспериментальные методики, статистический анализ данных и другие средства, на базе которых проводятся психологические исследования и благодаря которым строятся заслуживающие доверия теории. Активное использование экспериментальных и математических методов в психологии позволило ей, несмотря на свой молодой возраст, занять достойное место в ряду других наук.

В современных психологических словарях и справочниках, определяющих понятие «экспериментальная психология», как правило, подчеркивается относительная несамостоятельность этой научной дисциплины и отсутствуют указания на ее предмет. Например, в наиболее авторитетном «Психологическом словаре» дается следующее определение: «Экспериментальная психология – общее наименование областей и разделов психологии, в которых эффективно применяется метод лабораторного эксперимента» [16].

2. Предмет и задачи экспериментальной психологии.

В. Н. Дружин указывает, что термин «экспериментальная психология» имеет, по крайней мере, четыре значения [14]:

1. Под экспериментальной психологией понимают (вслед за В. Вундтом, С. Стивенсом и др.) всю научную психологию как систему знаний, полученных на основе экспериментального изучения поведения человека и животных. Научная психология приравнивается к экспериментальной и противопоставляется философской, интроспективной, умозрительной и гуманитарной психологии («Экспериментальная психология» под редакцией П. Фресса и Ж. Пиаже (1966).

2. Экспериментальную психологию иногда трактуют как систему экспериментальных методов и методик, реализуемых в конкретных исследованиях («Экспериментальная психология человека» М. В. Мэтлин (Matlin M. W., 1979).

3. Термин «экспериментальная психология» часто употребляется в расширительном значении для характеристики научной дисциплины, занимающейся проблемой методов психологического исследования в целом.

4. Под экспериментальной психологией понимают только теорию психологического эксперимента, базирующуюся на общенаучной теории эксперимента и в первую очередь включающую его планирование и обработку данных.

Изначально целью экспериментальной психологии было введение научного метода в психологию. По мере развития расширялась область ее исследований: от описания принципов психофизиологического эксперимента, разработки инструкции к корректной постановке психологического эксперимента она превратилась в научную дисциплину

Основными задачами экспериментальной психологии как науки на современном этапе являются:

– формулирование методологических и теоретических основ исследования в психологии;

– разработка экспериментальных планов и эмпирических процедур;

– поиск методов анализа, интерпретации и проверки статистической значимости результатов психологических исследований;

– оценка эффективности экспериментальных процедур;

– оценка взаимосвязи теоретических положений и экспериментальных данных;

– разработка этических принципов психологических исследований;

– разработка правил представления результатов психологических исследований.

В настоящее время существует точка зрения, что достижения экспериментальной психологии в продвижении фундаментальной психологии на данный момент менее значимы и находятся под вопросом. Границы применимости экспериментальных методов в психологии – предмет обсуждения среди психологов и поныне.

Примеры экспериментов

Рассмотрим описание нескольких психологических примеров, т.к

область психологии и социологии часто привлекает внимание общества. Несмотря на то, что многие из них выглядят весьма сомнительно с этической точки зрения, они помогают людям определить, какие методы поведения в отношении окружающих являются злом и должны быть в будущем убраны из нашей жизни, а какие — помогают развитию и более полной самореализации индивидуума в социуме

Хоторнский эффект

Такое название получил ряд социально-психологических экспериментов, проведенных группой ученых в США в 20-30-х годах XX века на фабрике «Вестерн Электрикс». Нужно было определить причину снижения производительности рабочих. Выяснилось, что выработка зависит от того, что испытуемые выросли в собственных глазах из-за повышенного внимания к ним со стороны исследователей и почувствовали себя в более высоком социальном статусе. Было сказано, что на производительность влияет осознание престижности своей работы и социальные связи в группе. Однако, эти результаты стали потом считать спорными и полученными случайным путем. Рабочие просто считали психологов шпионами руководства компании и боялись попасть под сокращение.

Эксперимент Милгрэма

Описан психологом из Йельского университета в 1963 году. В нем было показано, насколько велика у людей степень подчинения начальству и повиновения «авторитету», несмотря на конфликт с личными убеждениями и нравственные страдания. Испытуемому было приказано причинять физическую боль разрядом электрического тока другому человеку, который был ни в чем не виноват (его роль исполнял актёр, но второй участник опыта об этом не знал). Выяснилось, что если в рабочие обязанности входит причинять боль, то даже моральные мучения от такой «работы» ей не помеха. Необходимость повиновения тому, кто стоит выше по статусу, укоренена в сознании людей очень глубоко.

Интересно, что изначально эти опыты проводились для того, чтобы понять, что двигало немцами, служившими в нацистских концлагерях. Автор предполагал отправиться в Германию, так как по традиции считается, что немцы более дисциплинированны и склонны к подчинению, однако вскоре Стэнли Милгрэм выяснил, что американцы в этом плане ничем не отличаются от представителей германского народа. Страх неподчинения начальнику оказался выражен одинаково у всех.

Эффект Рингельмана

Был описан французским профессором сельскохозяйственной инженерии в 1913 году. Рингельман установил, что чем больше группа, тем меньше индивидуальная производительность каждого из участвующих в ней. Это связано с тем, что в группе снижается личная ответственность, ведь неудача может быть переложена на группу в целом, а не на отдельного работника, который плохо работает. Когда человек работает один, он выкладывается максимально, потому что отвечать за сделанное придется только ему.

Чудовищный эксперимент

Название говорит само за себя. Его идея пришла в голову американским ученым из Айовского университета в 1939 году. Им захотелось узнать, можно ли вызвать заикание у абсолютно здоровых детей. Были отобраны 22 ребенка из сиротского приюта, которых поделили на две группы. В первой группе детей хвалили за хорошее чтение и за правильную речь, а во второй ругали и всячески высмеивали. Вследствие чего у участников второй группы появились дефекты в произношении и застенчивость. У некоторых проблемы сохранились до конца жизни. Результаты опытов были скрыты от общественности, чтобы не портить репутацию экспериментаторов и не сравнивать их деятельность с нацистскими опытами над людьми во время войны.

«Чудовищный» эксперимент

Чудовищный, по своей сути, эксперимент был проведён в 1939 году в США психологом Уэнделлом Джонсоном и его аспиранткой Мэри Тюдор для того, чтобы выяснить, насколько дети подвержены внушению. Для эксперимента были выбраны 22 ребёнка-сироты из города Дэвенпорт. Их разделили на две группы. Детям из первой группы говорили о том, как замечательно и правильно они говорят, и всячески хвалили. Вторую половину детей убеждали, что их речь полна недостатков, и называли их жалкими заиками.

Результаты этого чудовищного эксперимента также были чудовищными: у большинства детей из второй группы, которые не имели никаких дефектов речи, начали развиваться и укоренились все симптомы заикания, сохранявшиеся на протяжении всей их дальнейшей жизни. Сам же эксперимент очень долго скрывали от общественности, чтобы не повредить репутации доктора Джонсона. Потом, всё же, люди узнали об этом эксперименте. Позже, кстати говоря, подобные эксперименты проводили нацисты над заключёнными концлагерей.

Глядя на жизнь современного общества, порой поражаешься тому, как воспитывают своих детей родители в наши дни. Нередко можно увидеть, как они ругают своих детей, оскорбляют их, обзывают, называют очень неприятными словами. Не удивительно, что из маленьких детей вырастают люди со сломанной психикой и отклонениями в развитии. Нужно понимать, что всё то, что мы говорим нашим детям, и, тем более, если мы говорим это часто, со временем найдёт своё отражение в их внутреннем мире и становлении их личности. Нужно тщательно следить за всем, что мы говорим свои детям, как мы с ними общаемся, какую самооценку формируем и какие ценности прививаем. Только здоровое воспитание и настоящая родительская любовь могут сделать наших сыновей и дочерей адекватными людьми, готовыми к взрослой жизни и способными стать частью нормального и здорового общества.

7

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]