Пять способов поправить вашу самооценку. Конспект лекции гештальт-психолога

Как понять, что самооценка занижена

Сегодня принято все беды человека связывать с низким уровнем самооценки. Не складывается личная жизнь? Да ты просто не ценишь себя! Уволили с работы? Да кто они такие, ты достоин большего! Очень часто приходится слышать что-то подобное. Причем реальные факты не всегда берутся в расчет.

Причиной увольнения может быть банальная безалаберность и лень, а неудачи в личной жизни возникают из-за скверного характера. Но ведь куда приятней думать, что все дело в низкой самооценке, чем признать эти неприятные факты.

Более того, как бы странно это ни звучало, очень часто люди путают завышенную самооценку с заниженной. Такой вот парадокс. Поэтому, прежде чем заняться повышением самооценки, нужно трезво оценить ситуацию.

Предлагаю вам решить психологическую задачку. На прием к психологу пришла студентка Катя с жалобой на заниженную самооценку. По словам Кати, она не может поверить в то, что она красива и достойна любви. При этом внешность у Кати нормальная, среднестатистическая.

Но в ходе расспросов выясняется, что нравятся ей исключительно самые красивые и популярные парни на факультете. А они – вот негодяи! – бегают за самыми красивыми и популярными девчонками. А Кате хочется, чтобы бегали за ней. Что вы можете сказать про ее самооценку? А что посоветовать девушке? Напишите свой вариант в комментариях, а потом возвращайтесь к чтению.

Я думаю, вы догадались, что заниженной самооценкой в этом примере даже и не пахнет. Мы видим неадекватно высокую планку притязаний, которая чаще всего свидетельствует о самооценке завышенной. Катя не считает себя некрасивой, наоборот, она считает себя очень красивой и востребованной. Но когда сталкивается с несоответствием своей оценки действительности, испытывает разочарование и подавленность. И эти негативные чувства ошибочно принимает за низкую самооценку.

Как бы выглядел пример с действительно заниженной самооценкой? Если бы Катя пришла и сказала, что за ней начал ухаживать однокурсник, а ей кажется, что она его недостойна. Из-за этого она не может расслабиться, все время испытывает тревогу и хочет отказать ему, хоть он ей симпатичен. Вот это типичный пример заниженной самооценки: сильная тревожность + стратегия избегания неудач.

Другой пример. Человека высоко оценивают на работе и предлагают ему должность выше. Но он испытывает страх не справиться с задачей и не оправдать возложенные на него ожидания. И в итоге решает отказаться, чтобы не покидать тепленькую зону комфорта.

Еще несколько симптомов заниженной самооценки:

  • склонность к самобичеванию;
  • переживания из-за ерунды;
  • чувствительность к чужому неодобрению;
  • пессимизм;
  • мнительность;
  • неуверенность в своих силах;
  • обесценивание своих реальных заслуг;
  • постоянное присутствие негативных мыслей;
  • недоверие к себе и своим решениям.

Надеюсь, я внесла ясность по поводу того, что такое низкая самооценка. Если обнаружили у себя вышеперечисленные признаки, то можете начинать работать над поднятием самооценки.

Советую также предварительно пройти тесты на самооценку, чтобы быть абсолютно уверенными.

Первая помощь

Проблема в том, что с возрастом мы настолько пропитываемся привычным взглядом на себя, что изменить что‑либо еще сложнее. И тем не менее каким бы ни было представление человека, оно ценно само по себе, так как свое поведение мы строим на основании того, что о себе думаем, а не на том, какие мы на самом деле. Отношение к себе поддается коррекции.
— Как и в лечении болезней, с которыми мы обращаемся к врачам, психологические проблемы тоже проще решить на раннем этапе, —

подсказывает Анна Добрук. —
Результат гораздо быстрее в работе с подростком или молодым человеком, чья психика еще достаточно подвижна и легко адаптируется к новому, ведь у молодежи меньше предубеждений и негативного опыта. Хотя избавиться от низкой самооценки можно в любом возрасте, когда есть желание обратиться к специалисту и следовать рекомендациям.
При этом нелишне обратиться за помощью к опытному специалисту, который поможет найти корни проблемы и добиться положительных сдвигов за небольшой срок. Тем, кто сомневается, стоит попробовать поработать над собой самостоятельно. Как это сделать?


Коллаж Ольги Пак.

Причины заниженной самооценки

Но сначала давайте рассмотрим основные причины, почему самооценка может быть заниженной.

  • Излишний перфекционизм

Вы замечали, наверное, что заниженная самооценка часто бывает у людей замечательных во всех отношениях: образованных, умных, воспитанных, приятных в общении. Тогда как их противоположности демонстрируют невероятную уверенность. Почему так происходит?

Низкая самооценка часто связана с повышенной требовательностью к себе. Человек слишком яростно стремится к идеалу и поэтому не прощает себе даже маленькие промахи. Этот феномен называют синдромом отличника. Он своими корнями уходит в школу.

Если от ребенка всегда требовали только отличных оценок и не прощали даже четверок, у него формируется картина мира, в которой лишь идеальный результат имеет право на жизнь. Поэтому ему очень сложно выходить из зоны комфорта и пробовать что-то новое. В любом деле на начальном этапе ошибки неизбежны, но для перфекциониста они смерти подобны. Поэтому он выбирает стратегию избегания неудач, чтобы не испытывать сильную тревогу.

  • Неудачный опыт

Когда человек в чем-то терпит фиаско, его самооценка понижается. А если он при этом зацикливается на неудаче, сто раз прокручивает ее в голове и убивается, его самооценка буквально летит в пропасть.

Неудачу нужно принять во внимание и сделать правильные выводы. А затем постараться реабилитироваться. Сделать то, что не получилось с первого раза, достичь успеха в чем-то еще. Но ни в коем случае нельзя прятаться от неудач и избегать их! Мы уже выяснили, что эффект будет обратным.

Более 100 крутых уроков, тестов и тренажеров для развития мозга

Начать развиваться

Нужно постараться свести к минимуму вероятность их возникновения. Научиться правильно ставить цели, распоряжаться своим временем, тренировать силу воли. Как правило, этого достаточно, чтобы повысить результативность деятельности в несколько раз.

  • Нежелание брать на себя ответственность

Если человек живет не своей жизнью, а постоянно следует чужим указаниям, он непременно будет испытывать проблемы с самооценкой. Он не сможет в полной мере радоваться своим успехам, потому что успехи вроде как не совсем его.

Например, родители настояли на том, чтобы их сын пошел получать юридическое образование. Он беспрекословно подчинился: успешно отучился, устроился по специальности и достиг определенных карьерных высот. Но при этом всю жизнь продолжал считать себя никчемным.

А все потому, что человек не стал заморачиваться поиском своего призвания и продолжал идти по проторенному пути. Хотя мог уже 10 раз сменить профессию и начать заниматься тем, что приносит удовольствие.

Более сложные практики для повышения самооценки

Они требуют знаний по психологии, опыт медитации или опыт уже проделанной работы над собой .Лучше начать делать эти психологические практики для поднятия самооценки на на следующий день или через день-два после выполнения первых. И выполнять 1-2 недели. Если у вас были какие-то проблемы с выполнением упражнений из первой части, то даже не начинайте делать вторую часть, пока не закончите с теми.

Практика N 5. Проецирование образа

Включаем расслабляющую музыку. Не торопимся делая упражнения. Закрываем глаза. Делаем несколько медленных вдохов через нос и выдохов через рот. Говорим себе: мое тело расслаблено, моя голова расслаблена, мои руки и ноги расслаблены…

И представьте как расходится по телу волну расслабления. От темечка до кончиков пальцев руки ног. И обратно. Повторите 3 раза. Теперь представать себе образ себя. Сидящем нас стуле или стоящего, как вам удобно. Этот образ в таком же возрасте как вы сейчас. Вспомните, как вы принимали что-то таким какое есть (человека, предмет, погоду, какое-то событие). Т.е. полное принятие. И направьте эту энергию принятие на свой образ, наполните его принятием. Может представить ее как свечение или лучи. Запомните это впечатление. Подумайте, что чувствует образ, когда вы на него транслирует энергию. Вспомните чувство благодарности к кому-то. Кто помог вам или сделал что-то важное. Направьте на свой образ. Вспомните момент какого-то благоговения. Перед красотой природы, в церковки, мечети. Перед великим человеком. Не важно, что именно у вас вызывает это чувство. И направьте сейчас это на ваш образ. Подумайте минутку что это несет вам. Потихоньку открывайте глаза.

Практика мощная! Но если у вас есть сильные запреты на любовь к себе, нет опыта визуализации и медитации, практика может работать не очень сильно. Просто повторяйте ее.

Результат применения упражнения: вы принимаете себя, изменяете восприятия себя.

Как повысить самооценку ребенку

Очень часто перед родителями встает вопрос о том, как помочь ребенку принять себя и стать увереннее. Особенно остро проблемы с самооценкой проявляются в подростковом возрасте. Советы, представленные выше, рассчитаны на взрослых самостоятельных людей. К детям нужен другой подход.

Если взрослый человек способен сам корректировать свои внутренние психологические процессы, то ребенку это пока не под силу. Самооценка маленького человека во многом зависит именно от действия родителей. Я расскажу, что нужно и не нужно делать, чтобы повысить ее в случае, когда это необходимо. Вот несколько советов:

  1. Не будьте слишком требовательны к ребенку. Вы же помните, что излишний перфекционизм очень вредит в жизни. Ваше личное тщеславие может стать источником больших проблем для ребенка. А также огромных счетов за услуги психотерапевта по восстановлению здоровой самооценки.
  2. Хвалите свое чадо за любые успехи. Не будьте черствыми сухарями, принимающими все достижения своего крохи как должное.
  3. Помогайте ребенку раскрывать и развивать таланты. Знакомьте его с искусством, водите на кружки и спортивные секции. Будьте терпеливы! Может пройти немало времени, прежде чем он найдет свое занятие.
  4. Позволяйте сыну или дочери проявлять самостоятельность. Пусть выбирает себе одежду, обустраивает комнату по своему усмотрению, расплачивается в магазине за покупки, естественно, под вашим контролем.
  5. Учите ребенка решать проблемы, улаживать конфликты, отстаивать свои права. Если все время будете делать это за него, он вырастет беспомощным и зависимым. На самооценке это скажется не лучшим образом.

Формирование самооценки личности

Структуру формирования самооценки можно рассматривать как компонент личностного новообразования, в который входит две составляющие: когнитивное и эмоциональное, работающие в неразрывном единстве. Когнитивная составляющая отражает знания индивида о себе различной степени обобщенности и выраженности, эмоциональная составляющая — это отношение к себе, так называемый накапливающийся «настрой на себя». Ведь любые знания о собственной личности индивид приобретает только лишь в социальном контексте. Затем эти знания неминуемо «обрастают» эмоциями.

Формирование самооценки личности происходит под воздействием нескольких взаимосвязанных факторов, к которым относят коммуникационное взаимодействие с окружающим социумом, активную деятельность индивида, самонаблюдение и самоконтроль. Личность, осуществляя любую форму деятельности, неизменно попадает в ситуации, при которых она вынуждена вырабатывать свое отношение к действиям и поступкам, поведению в целом, оценивать собственные умения и способности что-то производить, проявлять различные стороны своей личности.

Не существует определенного вида деятельности, который в большей или меньше степени будет воздействовать на формирование позитивной самооценки. Однако можно все-таки сделать вывод, что значительное воздействие на развитие самооценки (адекватной или неадекватной) оказывает деятельность, которая становится ведущей на конкретном этапе жизни индивида. Так, например, условия вырабатывания самооценки у детей или подростков заключаются в учебной деятельности и всем, что с ней взаимосвязано. Для более взрослых индивидов, зачастую, главным условием выработки адекватной самооценки становится трудовая активность. Однако в то же время для всех индивидов роль отдельно взятого условия сугубо индивидуальна. Так как профессиональная деятельность или учеба не всегда приносят удовлетворение, нередко они могут выступать даже источником стресса, негативных переживаний и неуверенности. Поэтому для самоутверждения и увеличения уверенности в себе, помимо учебной или трудовой деятельности существует множество других занятий, таких как хобби.

Важной характеристикой сформировавшейся личности считается появление дифференцированной самооценки. Это означает, что индивид способен разумно оценивать собственный потенциал в зависимости от области деятельности, он может здраво принимать и сильные, и слабые свои черты, не расстраивается, когда что-то обнаруживается за границами его понимания

Формирование самооценки играет важнейшую роль в становлении личности. Она обуславливает развитие уровня притязаний личности, уровня уверенности и неуверенности, что влияет на жизненную успешность индивида и самодостаточность личности в целом. Поэтому роль самооценки в формировании личности довольно трудно переоценить.

Виды самооценки личности в психологии

В психологии выделяют три вида самооценки. Классификация проводится на основе степени соответствия самомнения человека объективным данным. Чем реальнее личность оценивает себя, тем удачнее складываются взаимоотношения с людьми и выше успехи во всех сферах жизни.

Адекватная самооценка

При данном виде восприятия себя оценка человека совпадает с реальной действительностью. Человек трезво осознает свои сильные и слабые стороны, знает возможности и потребности, определяет внутренний потенциал.

Такая личность способна к самокритике и работе над ошибками. Недостатки устраняются, а сильные характеристики культивируются.

Неадекватная самооценка

Искаженная самооценка предполагает, что мнение человека о себе далеко от объективного. Радикальное самовосприятие может быть завышенным или заниженным, когда человек либо не принимает себя совсем, либо полагает, что обладает теми качествами, которые ему на самом деле не присущи. Неадекватная самооценка мешает коммуникациям и профессиональным достижениям.

Смешанная самооценка

В данном случае человек в разные периоды жизни относится к себе по-разному, то проявляет больше уверенности, то становится слабым и закомплексованным.

О смешанном виде также можно говорить, если мы реально смотрим на себя в части одних качеств, и неадекватно в отношении других характеристик. К примеру, мы уверенно реализуемся в профессии, а в личной жизни считаем себя недостойными подходящего партнера.

Советы

В этом блоке я дам вам несколько рекомендаций, которые помогут быстрее повысить самооценку.

Сменить имидж

«Встречают по одежке» ‒ проверенная истина. Человек так устроен, что в первую очередь мы оцениваем друг друга визуально, взглядом. И только потом смотрим на внутренние качества человека, широту его души, профессионализм.

Очень важно для повышения самооценки поработать над внешним обликом. Особенно это актуально для женщин.

Смена имиджа (копинг-стратегия) помогает справиться с переживаниями о внешности. Желание изменить себя обостряется в сложных жизненных ситуациях. Салон красоты, помощь стилиста в создании нового образа возвращают женщине уверенность в себе. Это такая «фишка» подсознания: если я меняюсь к лучшему ‒ значит и всё остальное изменится к лучшему. Получается внешнее преобразование внешности с «лечебным» эффектом для души и самооценки.

Правило работает и для женщин, и для мужчин. Как только вы начнете обращать внимание на себя, не останетесь незамеченным и для окружающих. Стильный костюм и хороший парфюм «волшебным» образом возвращают уверенность в себе, поднимают самооценку.

Отбросить страхи

Страх уничтожает человека еще при жизни. Страх ошибиться ‒ в том числе. Прошлый «проигрышный» опыт лишает человека уважения к себе, загоняет в угол. Негатив заставляет жить никчемной жизнью. Переступив через страх, вы не только повышаете самооценку, вы в принципе по-другому смотрите на обстоятельства вокруг.

Как это возможно на практике? Составьте план и пошагово выполняйте ряд действий:

  1. Сформулируйте, чего именно вы боитесь. Выберите самый «скромный» страх и преодолейте его. Начинать надо с малого.
  2. Переключитесь на позитивную информацию. Изучайте мотивирующую литературу и истории людей, которые уже преодолели схожие фобии.
  3. Расширяйте «зону комфорта». Опять же, начинайте с малого. Меняя круг своих привычных действий и интересов, вы в любом случае приобретаете новый опыт. Например, купите абонемент в спортзал, несмотря на свою неловкость и комплексы.
  4. Осознайте, что новая неудача не будет означать финал вашей жизни. У вас неограниченное количество попыток. Не получится ‒ попробуете снова.
  5. Просто сделайте первый шаг. Любое действие лучше, чем бездействие. Повышение самооценки и самоуважение не заставят себя ждать.

Стать профессионалом

Это практический совет для самореализации, особенно профессиональной. Лучше выбирать область, которая вам относительно знакома, в которой вам не нужно будет все «начинать с нуля».

Нет смысла замахиваться на дело, в котором вы заведомо потерпите крах. Ставьте перед собой реальные цели в жизни, творчестве, бизнесе. Это прекрасный способ восстановить или обрести уважение к себе.

Не избегать конструктивной критики

Люди со сниженной самооценкой, как правило, обладают высокой чувствительностью. Их легко ранить даже незначительной критикой. Примите как факт, что в любой критике есть рациональное зерно. Не следует пугаться, обижаться и быстро отмахиваться.

Выслушайте замечание без эмоций, возьмите «на вооружение» полезную информацию. Возможно, это будет верное направление для вашего развития.

Заняться любимым делом

Совет для профессиональной и творческой самореализации. Не всем удается любимое дело сделать своей профессией. Но на работе мы проводим огромную часть жизни. Если вы не попали в ряды «счастливчиков», которые влюблены в свое дело, то найдите хобби и время им заниматься.

В наше время на просторах интернета огромное количество информации. Проанализируйте, что может быть вам интересно и полезно.

Это правило подходит, в том числе, для детей и подростков. Вовремя найденное увлечение способно направить детскую энергию в нужное русло. Оно помогает им найти себя и, может быть, даже определиться с будущей профессией.

Помогать другим

Посмотрите на свою жизнь не с позиции жертвы, а с позиции «творца» и хозяина положения. Обратите внимание на свой ближний круг общения.

Скорее всего, вы увидите людей, которым нужна помощь. Помогите им. Используйте свою энергию во благо. Помогая другим, вы приобретете уважение близких, друзей и свое собственное. А здесь уже прямая взаимосвязь с самооценкой.

Способы коррекции самооценки

Повышать самооценку нужно обязательно. Учиться любить себя, принимать со всеми недостатками никогда не поздно. Это та характеристика, которая при усердных целенаправленных занятиях хорошо поддается коррекции.

  1. Желательно заниматься саморазвитием, получать новые знания, навыки и впечатления

    . Чем сильнее прокачан интеллект и шире кругозор, тем больше человек уверен в себе. Кроме того, он становится интересным собеседником и люди это замечают, тянутся к нему, начинают говорить комплименты.

  2. Кстати, о комплиментах

    . Научитесь принимать их с видом английской королевы. Не нужно оправдываться на фразу «Как ты хорошо выглядишь!», лучше ответьте: «Что есть, то есть!».

  3. Злоупотреблять оправданиям не стоит никогда

    . Человек с хорошей самооценкой уверен в себе, поэтому он отвечает за все свои действия и извиняться у него необходимости нет.

  4. Учитесь создавать себе хорошее настроение, улыбаться и хвалить себя по любому поводу

    . Встала с дивана, чтобы помыть пол? «Какая же я молодец!». Но если не встали, то ругать себя не нужно. Скажите: «Пусть мои шикарные ножки немного отдохнут».

  5. Прощайте себя за ошибки, их совершают все

    . От чувства вины нужно избавляться, это агрессия, направленная против себя.

В процессе работы над повышением самовосприятия избавьте себя от общения с токсичными людьми, которые критикуют и обесценивают, пусть они выливают свой яд в другую сторону. Когда полюбите себя, их мнение станет вам безразличным либо вы сможете адекватно ответить.

Уровни самооценки личности

Кроме периодов формирования самооценки личности в психологии существуют уровни. Их три:

Низкий – такой уровень в психологии считается проблемой. Формируется под воздействием родителей еще в детстве. Для таких людей типична нерешительность, зависимость от мнения других людей, стремление к уходу от ответственности и перекладывание ее на плечи окружающих, чрезмерная требовательность, завистливость

Это «искаженный» эгоизм – индивид настолько погружен в собственные неудачи, что не замечает того, что происходит вокруг, не уделяет внимание проблемам своих близких. Средний или «нормальный». Такой уровень встречается у тех, кто уверен в себе и осознает и адекватно оценивает свои отрицательные и положительные качества

Люди с подобным «складом» ума инициативны и хорошо адаптируются в любых условиях, устанавливаемых социумом. Высокий – свойственен успешным и влиятельным. Если индивид имеет весомые достижения в какой-либо сфере, то у него с высокой вероятностью срабатывает подобный механизм. Однако есть множество случаев необоснованно высокой оценки своих действий и достижений, когда самомнение намного «обширнее», чем количество и качество реальных действий.

Кроме уровней в психологии выделяют виды оценивания – адекватный и неадекватный. Первый верно интерпретирует действия и характеристики индивидуума. Человек способен реально посмотреть на себя со стороны, поставить достижимые цели. В случае с неадекватным видом у индивидуума формируется неверное представление о себе – он либо занижает, либо завышает имеющийся «уровень». Коррекция таких отклонений невозможна без применения специальных тестов и методик. Они помогут определить, какова реальная картина, и стоит ли вести работу с психологом.

Полезные материалы по теме

В этом блоке я хочу порекомендовать вам несколько полезных курсов и психологических тренажеров, которые помогут вам повысить свою самооценку. Курсы проводятся на платформах двух разных проектов, все они очень качественные.

Викиум

Я рекомендую вам Викиум в первую очередь просто как проект для саморазвития. Он посвящен развитию таких навыков как мышление, память, внимание, в последнее время появляются также материалы для развития эмоционального интеллекта и навыков общения.

Для начала посмотрите тренажеры, которые здесь есть. Они все бесплатные. Я даю ссылку на общую страницу с тренажерами, где они рассортированы по группам. Отберите для себя самые интересные.

Теперь посмотрите общую страницу с курсами Викиума. Их пока что только 18 штук, но проект постоянно создает что-то новое, перечень курсов пополняется.

Для повышения самооценки рекомендую вам вот эти программы:

  1. Детоксикация мозга. Этот курс позволяет убрать из головы весь негатив, все плохие воспоминания. У вас наверняка были периоды в жизни, когда вы постоянно думали о чем-то плохом, о нанесенной вам обиде, о своих неудачах, вине перед кем-то и никак не могли избавиться от этих чувств. Техники, которые описываются в «Детоксикации», помогут вам перестать «жевать жвачку» из негатива. Стоимость – 890 рублей.
  2. Эмоциональный интеллект. Курс научит вас лучше анализировать свои эмоции и эмоции окружающих людей. Он помогает справиться с паническими атаками и депрессиями, «вырасти» в собственных глазах. Стоимость – 890 рублей.
  3. Брейн-фитнес. Этот курс очень дорогой. Но платить надо не столько за саму программу, сколько за «нейроинтерфейс». Это небольшое устройство, которое анализирует электромагнитные волны, исходящие из вашего мозга. На основании результатов анализа нейроинтерфейс будет создавать для вас уникальные советы и рекомендации. По словам разработчиков, он помогает работать с самооценкой, с эмоциональной нагрузкой и даже улучшает качество сна. Стоимость – 17 990 рублей.

4Brain

Еще есть интересные материалы на сайте 4Brain:

  1. Психология человека. Это общий курс по психологии, где в том числе затрагиваются вопросы самооценки и отношения к себе. Я упоминаю его здесь, потому что он полностью бесплатный. Ознакомиться с содержанием материала можно только из личного кабинета. Поэтому регистрируйтесь и изучайте на здоровье.
  2. Психическая саморегуляция. Курс о том, как начать нравиться себе, как перестать концентрироваться на негативе, как вырасти в собственных глазах и стать счастливее. Он включает 25 уроков, каждый длится примерно по 45 минут. Суммарная продолжительность освоения программы – 6 недель. Курс можно проходить с мобильного, он хорошо адаптирован под мобильные телефоны и планшеты.

Методики и тесты на самооценку личности

Для диагностики оценки себя применяется множество методик. Выделим основные:

  • Методика Дембо-Рубинштейн. Значимыми в ней являются 3 установки – реалистичность, высота, устойчивость. Во время диагностики испытуемый определяет свое состояние при помощи избираемых шкал, учитывая некоторые нюансы. Исследование является простым в исполнении: на обычном листе чертится таблица, каждый ее столбец – одно из свойств, а его положение – содержание свойства на данный момент. Внизу оказываются те ценности, от которых испытуемый пытается избавиться, вверху – которыми хочет обладать. Такой тест обязательно выполняется в сочетании с последующим собеседованием.
  • Методика самооценки личности Будасси. Она анализирует параметр количественно, выявляет его адекватность. Основана на самооценивании. Проводится 2 возможными методами – требует сопоставления представлений с действительными показателями либо с другими людьми.
  • Тест Кеттелла. Этот опросник – наиболее распространенная методика диагностики, анализирующая индивидуально-психологические черты. Цель исследования – обнаружение 16 факторов личности.
  • Тест Лири. Основан на диагностике оценочных суждений по отношению к себе и близким, описании идеального «Я». Состоит из 128 утверждений, раскрывающих 8 типов взаимоотношений.
  • Тест на исследование состояний Г. Айзенка. Актуален при обнаружении в поведении черт агрессивности, фрустрации, ригидности. Информация подается тезисно. В перечне указываются состояния, которые могут быть типичны или, напротив, не свойственны испытуемому.

Формирование адекватной самооценки

Самооценка – одно из наиболее существенных условий, обуславливающих преобразование маленького индивида в личность. Она вырабатывает у субъектов потребность в соответствии не только окружающим индивидам и среде, но и уровню своих собственных персональных оценок. Правильно выработанная адекватная самооценка является не просто знанием собственной личности и не суммой некоторых черт, а определённым отношением к собственной личности. Она обуславливает постижение личности в качестве отдельного устойчивого объекта.

М. Феннел представлял самооценку в качестве центрального звена произвольной саморегуляции. По ее мнению она обуславливает направленность и уровень активности индивида, его позицию в отношении среды, социума, собственной персоны, являет собой сложнейший по психологической природе механизм. Она вовлечена во массу взаимосвязей и отношений с образованиями психики индивида и представляет собой важную детерминанту всех форм ее деятельности и коммуникационного взаимодействия. Начальные способности оценивать собственную персону закладываются еще в раннем детском возрасте, а их формирование и совершенствование проистекает на протяжении всего жизненного пути личности.

Р. Немов считал, что самооценка позволяет личности сохранить устойчивость вне зависимости от изменчивости ситуаций, при этом обеспечивая возможность индивиду оставаться самим собой.

Формирование адекватной самооценки человека чрезвычайно важно для межличностных взаимодействий, установления взаимоотношений с социумом, для благополучного общения, успешности в определенном виде деятельности

А особое внимание нужно уделять формированию самооценки ребенка, так как у него все образования личности только начинают формироваться, то и самооценка гораздо легче поддаётся воздействию и изменениям. Ведь малыш не приходит на свет с уже определенным отношением к собственной личности и потенциалу

Также как и все остальные черты личности, его самооценивание складывается в ходе воспитания, овладения деятельностью и межличностного взаимодействия.

По мере взросления малыши учатся постигать себя и собственное «Я», оценивать собственные качества. Именно эта оценочная составляющая «Я» носит название самооценка. Она представляет собой ядро самосознания, и взаимосвязанную с ним степень притязаний индивида. Под степенью притязаний понимают уровень трудности целей, поставленных ребёнком перед собой.

Самооценивание и уровень притязаний малыша оказывают огромное воздействие на эмоциональное благополучие, его развитие, успешность в разных сферах деятельности. В наше время все более бесспорным становится воздействие самооценки малыша на его поступки, поведение, действия и межличностные контакты.

На формирование позитивной самооценки у детей, в первую очередь, влияют семейное воспитание и педагогическое воздействие учителей.

Наверное, очень трудно переоценить воздействие семейного воспитания на детское самооценивание. Именно от родителей зависит уровень самооценки – будет она адекватной или нет. Для адекватной детской самооценки очень важна постоянная поддержка со стороны значимых взрослых, проявление искренней заботы о детях и частое позитивное оценивание их действий, поведения и поступков. Никогда не следует унижать детей. Если ребенок ошибается или делает что-то неправильно, нужно объяснить ему, что не так и показать, как нужно сделать. Старайтесь оценивать его поведение, а не личностные характеристики. Не бойтесь хвалить свое чадо. Только хвалить нужно правильно — не за качества, дарованные ему природой, а за его достижения, победы, пусть и маленькие.

Не менее важную роль в вырабатывании самооценки малышей играют учителя. Ведь дети школьного возраста значительную часть своего времени проводят в стенах школ. А учебная деятельность является на этом этапе развития главной. Поэтому, считается, что важнейшим фактором, обуславливающим адекватное формирование самооценки ребенка, является оценка учителей. Давая оценку знаниям, умениям малышей, учитель одновременно с этим производит оценку и их личностей, их потенциал, способности и место среди остальных. Именно таким образом воспринимают оценки учителей дети.

Формирование самооценки учащихся

Субъективное самооценивание оказывает существенное влияние на результативность разных видов деятельности и развитие личности индивида во всех периодах ее формирования. Адекватное самооценивание придает индивидууму уверенность в себе, помогает грамотно ставить цели и успешно их достигать в различных сферах жизни, придает необходимые личностные качества, такие как: инициативность, активность, предприимчивость, деятельность, способность к адаптации.

На определенном возрастном этапе на вырабатывание самооценивания, преимущественно воздействует тот вид деятельности, который в этот период является ведущим. Ведущей деятельностью учащихся младших классов становится учебная деятельность. Именно от того, как она будет проходить и зависит, главным образом, формирование самооценивания малыша. Успешность учебной деятельности прямо взаимосвязана с его успехом в учении и успеваемостью.

Формирование самооценки учащихся представляет собой основное новообразование личности. Оценочная деятельность учителей является базисом для вырабатывания самооценки у детей, обучающихся в начальной школе. Формирование самооценки учащихся продолжает развиваться тогда, когда учитель показывает положительное отношение к учащимся, верит в их возможности, демонстрирует желание помочь им учиться. А методическая сторона развития адекватной самооценки сводится к использованию в учебной деятельности, главным образом, субъективных эталонов, которые создают прецеденты для рефлексивного оценивания учащимися своих действий.

Учитель для развития у младших школьников адекватного самооценивания должен задействовать различные механизмы и способы. Главным способом считается обратная связь. Все направленные малышу взгляды, жесты, слова, движения, интонации являются обратной связью. Нужно учитывать, что ребенок поглощает и присваивает такие обратные связи. С их помощью он формирует свою самооценку. И если обратные связи будут иметь позитивную направленность, то они обеспечат развитие высокого уровня самооценки и, наоборот, если будут иметь негативную направленность — низкого.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]